«перед заходом солнца. Багровый пик Перед заходом солнца спектакль бдт

15 сентября - 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Лаврова. К этой дате на телеканале «Россия К» - документальные фильмы (), (15 сентября, 16:50 ), кинолента » (15-17 сентября, 13:40, 23:50 ) и спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова (18 сентября, 16:20 ).

Зрители разных поколений знают и любят Кирилла Лаврова по фильмам , «Стакан воды», «Живые и мертвые», «Мой ласковый и нежный зверь»; по работам на сцене БДТ в знаменитых товстоноговских спектаклях «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Горе от ума», «На дне». В каждой своей роли актер искал глубину перевоплощения, проникновения в человеческий характер и добивался огромного воздействия на зрителей. «Для меня всегда очень важны внутренняя работа, поиски в области интуиции, внутренних нюансов, личных наблюдений; включение собственной фантазии», - утверждал актер.

Долгие годы Кирилл Лавров ничего не знал о судьбе своего деда, который после революции оказался в эмиграции в Белграде. Переписка с родными оборвалась в 1930 годы. Оказавшись на гастролях в столице Югославии, Кирилл Юрьевич пытался узнать что-нибудь о судьбе деда. Ему удалось найти его могилу на русском кладбище. Через некоторое время вместе с детьми и внучкой он отправился в Белград: «Я отвез их на православное кладбище и показал могилу моего деда. Для чего я это сделал? Пока будут жить мои сын, дочь и внучка, будет существовать и мой дед…» Этой удивительной поездке посвящен документальный фильм (14 сентября, 23:50, 15 сентября, 20:45 ), где Кирилл Лавров размышляет о судьбе семьи, о том, как важно помнить историю своего рода.

Он родился в актерской семье, но в детстве и не помышлял о театре, а мечтал об авиации. Мечта так и не осуществилась, а судьба привела его на театральные подмостки. Несмотря на то, что он так и не получил театрального образования, это не помешало ему стать народным артистом СССР, лауреатом многочисленных премий. Он полностью сделал себя сам, правда, признавался, что все время жил с чувством постоянного везения и от этого с чувством долга, что должен отплатить за все, что дала ему жизнь. В документальном фильме (15 сентября, 16:50 ) об актере вспоминают Ада Роговцева, Зинаида Шарко, Ольга Волкова, Анатолий Иксанов, Темур Чхеидзе, Валерий Шадрин. «Кирилл Лавров - это целая эпоха в жизни отечественного кино и театра. Трудно избавиться от ощущения, что место, которое он занимал в театральной жизни, так и останется навечно пустым, потому что заменить его некем, и еще долго гулким эхом будут отзываться в наших сердцах голоса людей, сумевших донести до нас аромат своего времени». Включены фрагменты из фильмов и спектаклей с участием Кирилла Лаврова.

Художественный фильм (15-17 сентября, 13:40, 23:50 ) был снят в 1968 году по одноименному произведению Ф. М. Достоевского. Экранизация всемирно известного романа стала последней режиссерской работой классика советского кино Ивана Пырьева. Внезапная смерть помешала режиссеру завершить картину. Ее закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. В Кирилл Лавров сыграл роль Ивана. В ролях: Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин.

18 сентября в 18:20 - спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова с участием Кирилла Лаврова, Марии Лавровой, Василия Реутова, Андрея Носкова, Елены Перцевой, Михаила Морозова, Изиля Заблудовского, Анатолия Петрова. Глава большого богатого семейства, тайный советник и почетный гражданин города Матиус Клаузен потерял жену и неутешен в своем горе. Однако в его судьбе появилась молодая девушка, которая переворачивает его жизнь, и он готов пожертвовать семьей ради любви.

Пресс-служба телеканала «Россия К»

Коммерсант, 26 мая 2000 года

Роман Должанский

Театр и режиссер нашли друг друга перед заходом солнца

Григорий Козлов дебютировал в БДТ

В петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова сыграли премьеру спектакля "Перед заходом солнца". Новую версию драмы немецкого классика Герхарда Гауптмана ждали не только потому, что это дебют в БДТ режиссера Григория Козлова, а в главной роли - худрук театра Кирилл Лавров. А еще и потому, что к концу сезона должно было наконец решиться, кто займет пост главного режиссера знаменитого петербургского театра.

Про большую, серьезную пьесу Герхарда Гауптмана театры вспоминают обычно тогда, когда у пожилого премьера труппы, благородной внешности народного артиста, давно не появлялось новых ролей. Вот и Дина Шварц, ныне покойная завлит БДТ, несколько лет назад предложила Григорию Козлову поставить "Перед заходом солнца" на худрука театра Лаврова. Об этой идее вдруг вспомнили в позапрошлом году на похоронах самой Шварц и в память о верной соратнице Товстоногова решили все-таки осуществить ее идею в театре его имени. Точную, как оказалось, идею - потому что тайный советник Маттиас Клаузен оказался лучшей ролью Кирилла Лаврова за многие годы.

Вообще, Большой драматический театр, в далекие уже теперь товстоноговские годы славившийся своим ансамблем и добротностью сценических созданий, с некоторых пор стал грешить бенефисными постановками a la антреприза. Но из "Перед заходом солнца" никакого бенефиса испечь нельзя - слишком уж размеренна и многословна драма Гауптмана о старом и состоятельном вдовце, почетном гражданине большого города, влюбившемся в бедную девушку, и о его детях, отказавшихся смириться с увлечением отца, учредивших над ним опеку и в конце концов сведших его в могилу. Следуя пьесе, Козлов сделал большую и подробную четырехчасовую постановку. Поначалу, в долгой экспозиции, она пробуксовывает, но потом складывается в действительно серьезный, интересный спектакль.

Написанную незадолго до прихода к власти нацистов пьесу обычно трактуют, так сказать, в свете надвигающейся тени фашизма: детей Клаузена режиссеры, конечно, не заставляют вскидывать руки и вопить "Хайль!", но на их будущий коллаборационизм недвусмысленно намекают. Козлов вроде бы от таких параллелей не бежит. Во всяком случае, всплывающее в музыкальной партитуре спектакля адажиетто из Пятой симфонии Малера, очевидно, должно отсылать зрительскую память не только к "Смерти в Венеции" Висконти, но и дальше, к его же "Гибели богов", то есть к теме распада рода на фоне свастики.

Однако присущее режиссерскому мироощущению стремление всех выслушать и за каждым признать свою правду побеждает. В родственниках старого Клаузена Козлов отказывается видеть только циничных наследников. Мотив возможного дележа состояния вообще отступает назад. Эти дети, очевидно, движимы не трезвым расчетом, но по-своему понятым сыновно-дочерним долгом. Они хотят как лучше, и уже после слов и жестов окончательного разрыва режиссер дарит Клаузенам последнюю общую мизансцену - как будто для семейной фотографии. Ясно, что событиями в спектакле БДТ движет не столько субъективная корысть детей, сколько неотменимые законы бытия.

Режиссер подсказал главному актеру не играть впрямую любовь к молоденькой девушке (кстати, Александра Куликова, отлично играющая Инкен Петерс,- важное новое театральное имя и ценное приобретение труппы БДТ). Черты всегда чуть смешной старческой страсти, непременно выступившие бы в таком характере, наверняка снизили бы общее звучание роли. У лавровского героя чувство к племяннице садовника - никак не козни "беса в ребре", а проявление надежды на какую-то новую, вторую жизнь. Эта опасная, но так понятная любому человеку надежда оказывается смертельной, поэтому тема последней любви как отложенного самоубийства, неглавная у автора, становится в спектакле доминирующей. Напоминающий короля Лира в бурю Лавров-Клаузен из гауптмановского последнего акта, больной, сломленный, готовый не к поражению, но к смерти,- самое сильное впечатление от актерской игры, которое пришлось испытать за несколько предыдущих сезонов.

Кстати, это не единственная актерская удача в "Перед заходом солнца". Очевидно, что Козлов сумел если не воплотить, то хотя бы наметить воплощение той мечты, которая преследовала БДТ лет десять и становилась все более призрачной, покуда медленно проедалось товстоноговское наследство. Большой, человечный, добротно выстроенный спектакль по серьезной литературе с хорошо играющими актерами разных поколений сегодня не может стать ни скандально модным, ни актуальным, но это именно то, что к лицу знаменитому театру с традициями. Если появляется режиссер, способный утолить именно такую жажду, можно считать, что театру повезло.

«Перед заходом солнца» — одна из не многих пьес XX века, которую и по тематике, и по уровню ее художественного осмысления можно сопоставить с творениями Шекспира. И прежде всего, в силу трагедийной масштабности образа главного героя — тайного советника Маттиаса Клаузена. Подобно шекспировскому Королю Лиру, Клаузен на склоне лет сталкивается с предательством собственных детей. Отказав отцу в свободе принятия решения, в праве до конца дней самому строить свою судьбу, повзрослевшие дети готовы на все, чтобы отстоять семейную собственность. Причиной надвигающейся катастрофы кажется им любовь Клаузена к юной Инкен Петерс. Для Маттиаса же эта любовь — последняя попытка обрести свободу и счастье. И вот этот-то своеобразный бунт подлинной личности против неумолимых внешних законов роднит пьесу Гауптмана и гетевским «Фаустом».

Театральная судьба этой пьесы, в центре которой — мощный образ Маттиаса Клаузена, как правило, связана с масштабными актерскими работами. Конечно, поводов для ее постановки может быть много, но очевидно одно: спектакля не будет, если в труппе театра нет актера такой силы и мощи, которому был бы подвластен этот объемный трагедийный образ. У Малого театра был Михаил Царев.

Актер с самого начала спектакля уже играет человека прозревшего, для которого нет секрета в поступках и характеров окружающих его людей да и явлений. Его окружает красота, но он видит, что осталась от нее лишь оболочка. В этом смысле ему не грозят никакие разочарования. Он не хочет принимать участие в общей игре и уходит отдел. Но вот тут-то и настигает его трагедия — «уйти» от жизни не получается, она настигает. И здесь накатывает второе прозрение. На этот раз убийственное.

Михаил Царев в этой роли, кажется, играет всю свою театральную жизнь, весь свой театральный опыт. Крайности, в которые бросает его творимый им образ, завораживают и высвобождают такую актерскую мощь, что порой становится страшно. Оттого-то на контрасте слабее выглядит Наталья Вилькина, чья Инкер кажется лишь бледной тенью того идеала, к которому так стремится душа нового Лира...

Интересно, что очень часто при всей многонаселенности пьесы Гауптмана в театральной интерпретации она становится именно бенефисом одного актера — «портретом на фоне». В Малом же театре фон начинает пульсировать и из него проступают очень разные лица детей Маттиаса, в которые словно бы вглядываются режиссер и актеры, нащупывая в их поступках крайне неоднородную мотивацию.

Так старшему сыну Вольфгангу (Никита Подгорный) важны не только уходящие из семьи деньги, но и честь этой самой семьи (пусть и превратно понятая) и желания супруги. Младшая Оттилия (Лилия Юдина) слишком подчинена мужу, чтобы иметь собственное мнение. Младший Эгмон (Юрий Васильев) слишком слабохарактерен, чтобы идти наперекор большинству. А Беттине (Муза Седова) не нужно ничего — только сам отец, но в полную и безраздельную собственность.

Написанная Герхартом Гауптманом накануне прихода нацистов к власти эта пьеса не могла не стать текстом-предостережением, текстом-предвидением. И эти мотивы не могут исчезнуть, пожалуй, ни при какой трактовке — трагическое предвидение грядущей беды не для отдельно взятого старого человека, а для всего человечества, где гуманизм и культура уступают диктату. Будь то на уровне семьи, или даже целой страны.

В этом смысле показательно наглядное деление героев пьесы на два мира, точно очерченное режиссером. С одной стороны здесь — романтическая устремленность возвышенных, но беззащитных иллюзий Маттиаса Клаузена и хрупкая, почти призрачная гармония двух любящих существ (совсем в духе классической немецкой философии достигших единения с Абсолютом). А с другой — низменная кутерьма обывателей, выстраивающий целый заговор против Инкен и Маттиаса; обывателей, для которых честь и долг — лишь удобная ширма, за которой так комфортно и с пользой для себя можно укрыться. Сообразно с этим разделением предложено и музыкальное оформление (композитор В. Дашкевич). Если первому миру соответствует торжественная и стройная, почти неземная хоральная музыка; миру второму свойственны совсем иные мотивы — полувоенные разухабистые марши, что горланят за окнами этого аристократического дома. Увы, в спектакле Малого театра в который раз последнее слово остается за миром вторым.

Чуть в глубине сцены — двое: мертвый Маттиас и Инкен — еще живая. Впереди — знакомые, родственники с венками, чья скорбь далеко не всегда искренна. И впереди всех — торжествующий Эрих Кламрот, время которого придет совсем скоро, и вот тогда станет по-настоящему страшно.

Но как послевкусие остается все-таки свет. Свет, затушить который так и не удастся ни тогда — в грядущие 30-ые и 40-ые, ни сегодня.

БДТ им. Г. Товстоногова.
Режиссер Григорий Козлов

Григорий Козлов поставил перед собой задачу сделать не бенефис Лаврова (при всем уважении и любви к артисту, в коих он публично признается), а «ансамблевый спектакль, с развитием всех тем, когда возникает не одна правда, а правда каждого». «Не хотим делать спектакль о том, как убивает ненависть, хотим говорить о том, как убивает любовь», — сказал он, предваряя премьеру. Не получилось. Вернее, не получилось ничего принципиально нового. <…> Лавров играет как всегда. Он играет человека, верного своему долгу. В товстоноговском БДТ в поразительном актерском оркестре он исполнял эту партию. И определилась она очень скоро. <…> Семидесятилетний Клаузен, естественно, старше всех прежних героев актера. Еще естественнее, что сегодня старше, чем двадцать и более лет назад, Кирилл Юрьевич Лавров. Нет, не как всегда играет он в «Перед заходом солнца». В его творческой биографии актера и человека, возглавившего после смерти Товстоногова БДТ (снова — идея долга?!), роль Клаузена — акт освобождения. В драме, герой которой исповедует философию стоицизма, актера стоицизм не интересует. Его Клаузен и не философ вовсе. Не философ, но человек мудрый и оттого долгие десятилетия несший бремя долга с легкостью. К тому же дело, во имя которого исполнялся долг, в данном случае — безупречно «прекрасное и высокое». Но вот он, почти всю жизнь обуздывавший свои желания и скрывавший чувства, захотел «подать в отставку». Быть свободным. Оказалось — невозможно. Марина Дмитревская. Как вам, актеру, кажется — актерские предательства, подставы связаны с человеческими качествами или с изменчивой природой этой профессии? Кирилл Лавров. Я думаю — с человеческими качествами. То есть другое дело, что актерская профессия дает в этом смысле много соблазнов, но нельзя идентифицировать профессию и личные качества. Сволочь останется сволочью, в какой бы профессии он ни находился. А если у человека есть какие-то определенные принципы порядочности, то никакая профессия им не помешает. Это все, мне кажется, заложено генетически. Я знаю очень хороших актеров, снедаемых собственной злобой. Злобный человек — он так создан господом Богом, все время завидует, недоволен. Это чувствуется, кстати сказать, и на сцене, человеческую программу каждого из нас сцена проявляет.

«И это самое трагическое в том, что называется жизнью…»
(беседу с Кириллом Лавровым ведет Марина Дмитревская). № 22

Когда готовилась премьерная программка спектакля «Перед заходом солнца», ко мне подошла Саша Куликова — Инкен: «А можно написать в программке не „Александра“, а именно „Саша“, „Саша Куликова“? Театральные старики говорили мне, что имя должно быть короче фамилии. Это же дебют — как напишут, так и будет». Написали «Александра», но в театральную жизнь Петербурга в этом сезоне вошла актриса Саша Куликова. Вошла, чтобы сразу, как бывает нечасто, остаться в истории. Остаться партнершей К.Ю.Лаврова в одной из лучших его ролей и в первом же сезоне ввестись на роль Аксюши в «Лесе» и получить в «Федре» роль царевны Арисии. <…> Она оказалась личностью не только одаренной, но вызывающей уважение. Ее дебют стал событием. Не станем лукавить — первый раз зал действительно затихает, замирает именно на ее реплике во втором акте пьесы («Он столько дал мне…Он переродил меня…»), вернее — на паузе, когда готовятся эти слова, рождающиеся в молоденькой девочке, действительно почти подростке, обладающей уже женской силой. Это позже будут замечательные паузы и взрывы Клаузена—Лаврова, а вначале «чистый звук» принадлежит ей. Последний акт они пройдут вместе, на равных, и едва ли не лучшей сценой спектакля станет их дуэт у правого портала, когда Инкен обнимает безумного Маттиаса, почти сходя с ума: «Не люби меня, моей любви хватит на нас обоих!» Она умирает вместе с ним. Или остается жить им?

«Есть одна женщина…».

Эту премьеру ждали. Постановка знаменитой пьесы Гауптмана должна была стать воплощением "больших надежд": не только поводом для бенефиса Кирилла Лаврова в роли Маттиаса Клаузена, но и первой работой в БДТ Григория Козлова - вероятного претендента на пост руководителя театра.

"Я стану твоим посохом!" - восклицало в пьесе юное создание, в порыве самоотверженной любви решившее посвятить жизнь стареющему, но, без сомнения, величественному возлюбленному. Роль "посоха БДТ" пришлась Козлову как нельзя более по душе. Досадно лишь то, что режиссер оказался откровенно не готов к сложным задачам, которые диктовали ему большая сцена (классическая "коробка" БДТ сильно отличается от камерных пространств, в которых Козлов обычно работал в Петербурге), "большой стиль", сама пьеса, не свободная от налета хрестоматийности, и актеры, привыкшие к жесткой концептуальной режиссуре.

Строгое геометрическое оформление Александра Орлова с использованием разъезжающихся прямоугольных плоскостей и огромного задника с безмятежными белыми облаками предлагало особую графическую выразительность мизансцен. Между тем "псевдооперные", наивно "романтические" мизансцены этого спектакля еще найдут своих поклонников среди любителей театральных курьезов. Не в силах преодолеть страсть к декламации, гауптмановские персонажи то и дело норовили развернуться фронтально к зрителю и "доложить" свой текст.

Во время одного из монологов Лавров был "подан" особенно эффектно, именно так, как предпочитают выглядеть на сцене артисты: он один на авансцене, затемнение, контровой свет, звучит печальная музыка, и артист, выждав такт, с достоинством вступает...

Прелестна любовная сцена: на одиноко стоящей скамейке сидит так и не преодолевшая внутреннего сопротивления, лишь властью сюжета прижатая друг к другу пара - Клаузен (Кирилл Лавров) и Инкен (Александра Куликова - симпатичный жизнерадостный подросток откровенно побаивался импозантного Лаврова). Влюбленные неотрывно смотрят в зал и рассказывают нам о своем счастье...

Очевидно, что, приглашая дочь Кирилла Лаврова Марию на роль Беттины (той самой, чья ревнивая дочерняя любовь во многом спровоцировала детей Клаузена на предательский судебный процесс против отца), Козлов рассчитывал на интимный эффект родственных связей. Рассчитывал режиссер и на то, что идея его, декларированная в программке к спектаклю: "Не хотим делать спектакль о том, как убивает ненависть, хотим говорить о том, как убивает любовь", - реализуется на сцене сама по себе, без режиссерского вмешательства.

Для постановщика "Перед заходом солнца" сложности человеческой натуры ненавистны. Он стремился к максимально простым, популярным решениям ("все всех любят"), но, пытаясь избежать противоречий в характерах и мотивировках, обрек постановку на невнятность. В итоге Кирилл Лавров вынужден "вывозить" этот спектакль исключительно за счет собственного обаяния.

Обещание, данное Лавровым (до конца сезона назвать имя преемника на руководящем посту), осталось невыполненным. Тем не менее шансы Григория Козлова по-прежнему исключительно высоки.