Начало литературной деятельности крылова.

И.А. Крылов был современником В.А. Жуковского, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других выдающихся людей своего времени. Он прожил долгую жизнь, был признан и любим современниками, уже при жизни вышло 12 изданий его басен. С 1820 г. басни Крылова стали переводить на иностранные языки. В предисловии к французскому изданию было сказано: “...ни один народ не имеет баснописца, который стоял бы выше Крылова в изобретении и оригинальности”. Но особенно он стал почитаем после смерти, когда его роль воспитателя нравов русского общества была многократно подчеркнута многими филологами и общественными деятелями России. Исключительный успех Крылова был отмечен В.Г. Белинским. Критик называл Крылова “народным поэтом” - этого высокого звания не удостаивался ни один русский писатель.

Народность творчества и демократизм взглядов связаны с происхождением писателя. Крылов родился в Москве. Он был сыном армейского офицера, который по роду службы был вынужден вместе с семьей странствовать со своим полком по России. Мать его была простая неграмотная женщина, но “умная от природы и исполненная высоких добродетелей”, как позднее вспоминал сам писатель. Раннее детство Крылов провел в Оренбурге; он находился там вместе с матерью и во время восстания Е. Пугачева, отец его руководил обороной Яицкого городка. Собирая материалы по истории Пугачевского бунта, А.С. Пушкин первый записал рассказы Крылова об этом периоде его жизни. Вскоре в чине капитана отец оставил военную службу и поступил на место асессора палаты уголовного суда Тверского наместничества. Отец был занят службой и не мог уделять должного внимания воспитанию сына, но первоначальные навыки чтения и письма мальчику привил именно он. В основном же маленький мальчик находился на попечении матери, которая была его постоянной доброй наставницей. Позднее Крылов вспоминал о ней с огромной любовью, уважением и благодарностью, “как о первой радости, как о первом счастии жизни”. Вскоре умирает отец и мать остается с двумя детьми на руках (к этому времени в семье родился еще один мальчик, Лев). Семья впадает в крайнюю бедность. В то время еще не было школ, дети занимались у гувернеров-иностранцев. Из милости Крылову было разрешено учиться вместе с детьми тверских помещиков Львовых. Мальчик учился неохотно, и матери стоило огромного труда заставить его продолжать занятия. Именно она приучила его к систематическим занятиям и привила любовь к чтению. Мальчик был вынужден служить в суде подканцеляристом в тверском магистрате. Мать продолжала по мере возможности заниматься с сыном. Страсть к чтению очень рано овладела мальчиком. Поощряемый матерью, он сначала перечитал книги отца, а потом начал доставать их самостоятельно. Известно, в частности, что когда он продал свою первую оперу “Кофейница”, то отказался взять деньги за свою работу и на всю сумму (60 рублей ассигнациями) набрал книг, в числе которых были произведения Мольера, Расина, Буало. Позже он научился читать и писать по-немецки и итальянски, а после пятидесяти лет (будучи уже известным писателем) самостоятельно (на спор) освоил древнегреческий язык, читая классических авторов. Известно, что Крылов брал уроки английского языка, хорошо рисовал, играл на скрипке, знал теорию музыки, увлекался математикой, не был лишен актерского таланта, но систематического образования так и не получил. Самоучкой он выучил французский язык.

Самовоспитание дает свои плоды, и Крылов вступает в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями и начитанностью. В это время семья уже живет в Москве.

Сам Крылов не любил рассказывать о себе. Когда он стал знаменит, его просили написать автобиографию, однако он отказался. Когда же его биография была написана Каменским и его попросили: “Прочтите и поправьте или вымарайте, что заблагорассудите”, Крылов ответил: “Прочитал, ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет”. Незадолго до его последней болезни из Парижа прислали ему его жизнеописание для биографического словаря достопамятных людей. По свидетельству современника, он ответил: “Пусть пишут обо мне, что хотят”. Именно поэтому в биографии писателя много белых пятен и даже неизвестен точный год его рождения. Официальное празднование 50-летия творческой деятельности и 70-летия со дня рождения шумно и помпезно проходило в 1838 г., хотя сам Крылов возражал против этого, но его протесты не были услышаны.

Творческий путь Крылова разделяется на два этапа: в 1780- 1790-е гг. Крылов - драматург и журналист (это писатель XVIII в.), второй этап - качественно иной, когда Крылов становится баснописцем (и это уже писатель XIX в.).

КРЫЛОВ-ДРАМАТУРГ. Свой творческий путь Крылов начал как драматург. Первым юношеским драматическим опытом была комическая опера “Кофейница”, изображавшая нравы эпохи. В 1787 г. им написана прозаическая комедия “Проказники”, наделавшая много шума, так как в ней под именем Рифмокрада был осмеян известный писатель-драматург Я.Б. Княжнин. Разразился скандал, и пьеса, принятая к постановке, была снята с репертуара.

Наиболее значительным произведением этого периода была “Подщипа, или Трумф”, написанная для любительского спектакля, в котором сам автор принимал участие, исполнив роль Трум-фа. В этой пьесе молодой драматург высмеивал как “немецкую” цивилизацию, так и отечественные патриархальные нравы. Современники видели в ней насмешки над правительством. Пьеса была запрещена цензурой и не была опубликована, но постоянно исполнялась на любительских сценах.

В начале XIX в. Крылов сочиняет самые известные свои комедии: “Модная лавка” (в 1806 г. поставлена, в 1807 г. опубликована) и “Урок дочкам” (в 1807 г. поставлена и опубликована), а также сказочную комическую оперу “Илья богатырь” (поставлена в 1806 г., опубликована в 1807 г.). Комедии “Урок дочкам” и “Модная лавка” имели шумный успех благодаря множеству комических ситуаций, живости и правдоподобности характеров, множеству реалистических, житейских ситуаций, отсутствию дидактики и благодаря всевозможным смешным деталям. Пьесы сохранялись в репертуаре на протяжении всего XIX в. и даже ставились в XX в.

В своих драматических произведениях молодой автор выступает как сатирик, мастер диалога и построения мизансцен. С прямотой публициста он критикует современные нравы, сатирически и гротескно изображая характеры. Уже в это время у него появляется понимание роли писателя как наставника сограждан.

КРЫЛОВ-ЖУРНАЛИСТ. Взгляды Крылова на миссию писателя как на исправителя нравов общества неминуемо должны были привести его в журналистику. С 1789 г. начинает выходить ежемесячное издание “Почта духов”, основным автором которого был Крылов. В жанре эпистолярного романа создается гротескная картина современных нравов, демонстрируется абсурдность привычного порядка вещей. Автор надеется преобразить мир через воздействие здравого смысла. В книге встречаются прозрачные намеки на нравы двора и на порядки в империи. “Почта духов” была прекращена на восьмом, августовском выпуске в связи с усилением цензурных гонений после начала Французской буржуазной революции.

Сатирическая острота “Почты духов” поражала современников своей злободневностью и смелостью. Именно поэтому об этом периоде мемуаристы, современники автора, не смели много писать, известно лишь несколько невнятных упоминаний о столкновениях Крылова с властью. Не случайно авторство “Почты духов” во французских мемуарах ошибочно приписывается АН. Радищеву, автору крамольного “Путешествия из Петербурга в Москву”. В 1789 г. Крылов (вместе с известным актером И.А. Дмитревским, актером и драматургом П.А. Плавильщиковым и писателем А.И. Клушиным) основывает издательство “Крылов с товарищи”. С февраля 1792 г. начинает выходить журнал “Зритель”, где Крылов публикует сатирические “похвальные речи”, статьи, повести “Ночи” и “Каиб”, продолжающие обличение современных нравов и подвергающие критике общественные устои. Но это продолжалось недолго. Уже в мае в помещении типографии был проведен обыск и у Крылова отобрана повесть “Мои горячки” (не сохранилась). За Крыловым был установлен полицейский надзор. Тем не менее в 1793 г. Крылов вместе с Клушиным начинает издавать “Санкт-Петербургский Меркурий”, где продолжает печатать стихи, речи, рецензии на пьесы. Весь первый этап в творчестве Крылова принято считать подготовительной школой к главному его призванию, благодаря которому он сделался классиком русской литературы. Но уже в это время Крылов становится известным автором своего времени, не входившим в литературные группировки и ориентирующимся на здравый смысл, житейскую мудрость, предпочитая все это книжной премудрости.

КРЫЛОВ-БАСНОПИСЕЦ. Писать басни Крылов начал в 1788-1789 гг., но это были лишь первые опыты, которые сам автор даже никогда не включал в собрание своих басен. Второй, зрелый этап творчества Крылова приходится на первую половину XIX в., когда он становится баснописцем. Именно в баснях полностью раскрылся сатирический талант Крылова, сумевшего удачно применить к этому жанру свой драматический и публицистический опыт: по мнению исследователей, басня несет в себе элементы лирики, эпоса и драмы.

Басню “Дуб и Трость” (1805) Крылов отнес на суд И.И. Дмитриеву, самому прославленному баснописцу того времени, который и одобрил это начинание. В 1806 г. в журнале “Московский зритель” появились сразу две басни - “Дуб и Трость” и “Разборчивая невеста”. А уже в 1809 г. Крылов выпускает сборник, в состав которого вошли 23 басни. Позже были изданы “Новые басни”, куда наряду со старыми (уже переработанными к этому времени) были включены и совершенно новые басни. Кроме того, отдельные басни регулярно публиковались в различных журналах того времени. Затем Крылов подготовил издание басен в 9 книгах, куда вошло около 200 наименований.

Свои “Басни в девяти книгах” сам автор рассматривал как целостное произведение. Порядок размещения басен был продуман им самим и постоянно совершенствовался (этот принцип до сих пор представляет загадку). Единственное, что оставалось неизменным, - начало: басня “Ворона и Лисица” открывала собрание басен во всех изданиях. Социальные и нравственные проблемы, поставленные в баснях, были порождены реальной жизнью, состоянием именно русского общества и в совокупности создавали конкретный “образ” России.

Во времена Крылова басня была модным жанром, басни создавали почти все писатели. Аллегорическая форма басни позволяла неоднозначно понимать ее смысл, давая возможность, с одной стороны, обходить цензуру, с другой - предлагать многоплановую трактовку изображаемых явлений, что имело как положительную, так и отрицательную сторону. Именно широта трактовки зачастую обеспечивала басням бессмертие, хотя давно забыт или известен только специалистам конкретный повод, послуживший к созданию басни. Сама же басня жива и “работает” спустя века.

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

ДанилМакарчук

ученик6 «А» класса

Проверила:

КочергинаТ. Н.

В богатейшей галерее русскихписателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним изсамых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумястолетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русскойлитературы ХVIII века,Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХстолетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино дваконца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина,Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всеголитературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногимиисключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период еготворчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни иКрылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел издемократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло средитревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицерыпосле тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошееобразование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрастевосьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчикомоткрывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примиритьсяс этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами.Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его клитературе.

Благодаря смелости и настойчивостиКрылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 годутринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где иустраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовымжалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже былиобращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в товремя драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическуюоперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора,естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем самКрылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисоватьв ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительныекартины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалосьзаинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ееза шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, нолитературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первойудачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишетодну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться ктогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этихранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает броситьслужбу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова впервый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показываетисключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, неполучивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явленияхсовременной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве,особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновалиумы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова ив том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературныхродах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самыеразнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружескиепослания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки,театральные рецензии и т, д. Но всему, чтони пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведенияпо форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношениек феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей векаПросвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательнымгуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничествомчеловеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческогодостоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачилитературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчествеявить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле:без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, посуществу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собойнаши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного изсамых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы –сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементыбудущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее,«гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самыхистоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира,создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает всетворчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резкопроступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромноесатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов»(1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетомв развитии сатирического направления русской литературы ХVIIIвека. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Новремя для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являютсянаименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешниеперемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренныйКрылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки,усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большогомастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» –Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российскийсамодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение,начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурныйгнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность.Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературноерождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевелдве-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву,пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришелв совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые иновые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями,общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того временисовершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врембасни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит иполная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году онпоступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этойработе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях«самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самымпопулярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкинаон был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словамиБелинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крыловасвоим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью.Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крыловответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можносказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнямиони уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса оживотных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все этоделает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцомдолгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в нихи весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирическогопоэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть,комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только непросто басня».»

В очень большом числе своих басен,таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки»,«Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» идр., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть,алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры,сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» идр.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частныхпороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок»,«Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как иКрылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами»«волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальнымитрутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечномконфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиямиразыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороненарода. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народногодобра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров,медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленнораскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается:неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатиракрыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей,животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собойнепосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубокозатрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не толькорисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокуюверу в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль вжизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивомего басенного творчества.

Все наши писателии критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую«веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещии схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придалбасенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные своибасни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят ипоступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. –… Кроме верногозвериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица,медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себееще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывыподхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в басняху Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всехнасмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело втом, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные,кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Ввысказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенныхобразов Крылова.

Образы зверей вбаснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменуетсобой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые вовсей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистическийжанр.

Басни Крыловаглубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову,языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слогрусский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностьюслил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народнымиформами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромноечисло отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, сталосвоего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, даест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалогомастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепкеобразов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайнопластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной«истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найтив каждой крыловской басне.

Значение Крыловадля русского искусства слова не ограничивается только областью басни. ТакЛомоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощныйтолчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми,говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическимипроизведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова,впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити ктаким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе отума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинскийвдохновенно пророчил: «Слава… Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко занациональные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языкахнародов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крыловапереведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великиепредшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалосьвнести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутреннейреалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крыловявляется величайшим баснописцем мира.

И. А. началась в шумной и суетливой Москве, где будущий писатель-баснописец появился на свет 2 (13) февраля 1769 г.

Детские годы Крылова

Родители Ивана Андреевича вынуждены были часто переезжать с одного места на другое. В разгар крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва Крылов с матерью находились в Оренбурге, а отец будущего писателя был капитаном в самом Яицком городке. Крылова даже было упомянуто в пугачёвском списке на повешение, но, к счастью для семейства, до этого не дошло. Впрочем, спустя некоторое время Андрей Крылов умирает, и семья остаётся практически без денег. Мать Ивана вынуждена подрабатывать в домах богатых людей. Сам Крылов начал работать в очень раннем возрасте - с девяти лет. Ему позволили за небольшое жалованье переписывать деловые бумаги.

Далее мальчик получал образование в доме Н. А. Львова, известного писателя. Иван учился вместе с детьми хозяина, встречался с художниками и литераторами, которые часто приходили в гости к Львову, слушал их беседы.

Из-за некоторой отрывочности образования впоследствии писатель столкнулся с многими трудностями. Однако со временем ему удалось научиться грамотно писать, существенно расширить свой кругозор и даже овладеть итальянским языком.

Первые пробы пера

Новый этап начался в жизни будущего баснописца с момента переезда семьи в Петербург. Биография Крылова И. А. в этот период особенно интересна, ведь именно на это время пришлись его первые шаги на литературной стезе. В северную столицу мать баснописца направилась, чтобы решить вопрос с пенсией, но её старания не увенчались успехом.

Сам Крылов, не теряя времени попусту, устраивается работать в канцелярию Казённой палаты. Однако служебные дела не слишком волнуют его. Практически всё свободное время он тратит на литературные занятия, посещения театров, начинает тесно общаться с талантливыми известными актёрами, а также с П. А. Соймоновым, директором театров.

Даже после смерти матери увлечения Ивана остаются прежними. Хотя теперь будущему баснописцу сложнее: он должен следить за младшим братом, который остался на его попечении.

Биография Крылова И. А. в 80-е гг. - это постоянное сотрудничество с миром театра. За этот период из-под его руки выходят либретто для опер “Кофейница”, “Бешеная семья”, “Клеопатра”, а также комедия, получившая название “Сочинитель в прихожей”. Ни славы, ни огромных гонораров они, разумеется, не принесли. Но зато позволили Крылову влиться в литераторов Петербурга.

Молодого человека берёт под своё покровительство популярный драматург Княжин и стремится помочь Крылову более успешно продвигать свои произведения. Однако сам Иван Андреевич не только отказывается от этой помощи, но и прекращает любые отношения с Княжиным, после чего пишет комедию “Проказники”, в которой всячески высмеивает самого драматурга и его супругу. Совсем не странно, что сама комедия была запрещена к постановке, а автор испортил отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, благодаря которой сочинения ставились на сцене.

В конце десятилетия Крылов изъявляет желание попробовать свои силы в сфере журналистики. В журнале “Утренние часы” в 1788 году публикуются его песни, однако они тоже остаются незамеченными. После этого Иван Андреевич решает заниматься изданием своего журнала (“Почта духов”), который выходит в течение восьми месяцев 1789 г. “Почта духов” имеет форму переписки сказочных персонажей - гномов и волшебника. В ней автор представляет карикатурное изображние общества того времени. Однако вскоре журнал закрывает цензура, объясняя это тем, что издание имело всего 80 подписчиков.

С 1790 г. Крылов уходит в отставку, после чего полностью посвящает себя литературной деятельности. В это время биография Крылова И. А. тесно переплетается с жизненными путями приятелей автора - А. Клушина, П. Плавильщикова и И. Дмитриева. Иван Андреевич заправляет типографией и вместе с друзьями начинает выпускать журнал “Зритель” (позже - “Санкт-Петербургский Меркурий”). В 1793 году журнал был окончательно закрыт, и Крылов на несколько лет покидает столицу.

На службе у князя Голицына

До 1797 г. Крылов живёт в Москве, а затем начинает путешествовать по стране, останавливаясь в домах и поместьях своих приятелей. Баснописец постоянно искал источники дохода, и в течение некоторого времени находил желаемое в карточных играх. К слову, Крылов слыл очень удачливым игроком, на грани шулерства.

Князь Сергей Фёдорович Голицын, познакомившись с Иваном Андреевичем, предложил тому стать его домашним учителем и личным секретарём. Крылов живёт в имении князя на территории Киевской губернии и занимается словесностью и языками с сыновьями аристократа. Тут же он пишет пьесы для постановки в домашнем театре, а также осваивает мастерство игры на разных музыкальных инструментах.

В 1801 г. на престол взошёл Александр I, который питал большое доверие к Голицыну и назначил его лифляндским генерал-губернатором. Крылову, в свою очередь, дают место правителя канцелярии. До 1803 г. баснописец трудится в Риге, а затем переезжает к своему брату в Серпухов.

Творческая слава

Творчество и биография Крылова становятся особо интересными, начиная с этого времени. Ведь в этот период впервые пьеса Крылова (“Пирог”) завоёвывает сердца зрителей и приносит автору долгожданный успех. Он принимает решение продолжать свою литературную деятельность и возвращается в Петербург.

В 1805 г. Иван Андреевич демонстрирует И. Дмитриеву, талантливому поэту, свои первые переводы басен. Становится ясно, что писатель нашёл своё истинное призвание. Но Крылов, тем не менее, публикует лишь три басни и вновь возвращается к драматургии. Следующие несколько лет были особо плодотворными в этом плане. Крылова знают и любят ценители театрального искусства, а пьеса “Модная лавка” была показана даже при дворе.

Однако сам Крылов всё больше отдаляется от театра и всрьёз увлекается переводом и сочинением своих собственных басен. В 1809 г. на прилавках появляется его первый сборник. Постепенно количество произведений растёт, выпускаются новые сборники, и к 1830 г. уже набралось 8 томов басен Крылова.

В 1811 г. Иван Андреевич стал членом Российской Академии, а через двенадцать лет получил от неё золотую медаль за достижения в литературе. В 1841 г. Крылова назначают академиком отделения русского языка и словесности. С 1812 г. писатель библиотекаря в Императорской публичной библиотеке. Также Крылов получает пенсию за заслуги в российской словесности, а после выхода восьмитомника в свет увеличивает пенсию в два раза и назначает писателя статским советником.

Зимой 1838 г. Петербург с уважением и торжественностью поддержал празднование пятидесятилетнего творческого юбилея автора. К этому времени Крылова уже ставили в один ряд с классиками русской литературы - Пушкиным, Державиным, Грибоедовым. Последние басни Ивана Андреевича были переведены более чем на 50 языков.

Последние годы

В 1841 г. Крылов уходит в отставку и селится на Васильевском острове, чтобы жить в спокойствии, в своё удовольствие. Писатель всегда был не прочь вкусно поесть и поваляться на диване, из-за чего некоторые называли его обжорой и лентяем.

Однако до последних дней Крылов трудился над новым сборником сочинений. Умер он 9 (21) ноября 1844 г. в Санкт-Петербурге от двухстороннего воспаления лёгких.

Любопытные факты о писателе

Существуют интересные факты из биографии Крылова, которые стоит упомянуть в этой статье. К примеру, практически никогда баснописец не стеснялся и не упускал возможности подшутить над недостатками окружающих.

Как-то раз он шёл по набережной Фонтанки. Увидев массивную фигуру незнакомого старика, отдыхавшие студенты начали смеяться, мол, “туча идёт”. Проходя мимо них, Крылов спокойно ответил: “...И лягушки заквакали”.

Ещё один интересный случай произошёл с Иваном Андреевичем в театре. Сосед его оказался очень шумным: топал ногами в такт музыке, даже подпевал. Достаточно громко Крылов произнёс: “Безобразие!” Сосед писателя оскорблённо спросил, относится ли это к нему, на что Крылов иронично ответил, что сказал это “тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас [соседа]”.

Показательным был случай, произошедший уже после смерти автора. Отдавая дань Крылову, граф Орлов, бывший вторым человеком после императора, лично нёс гроб баснописца с простыми студентами, до самой погребальной повозки.

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

Данил Макарчук

ученик 6 «А» класса

Проверила:

Кочергина Т. Н.

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIIIвека, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые и новые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врем басни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит и полная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году он поступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этой работе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях «самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самым популярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкина он был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словами Белинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все это делает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцом долгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в них и весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирического поэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня».»

В очень большом числе своих басен, таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки», «Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» и др., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры, сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

Данил Макарчук

ученик 6 «А» класса

Проверила:

Кочергина Т. Н.

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIIIвека, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые и новые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врем басни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит и полная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году он поступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этой работе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях «самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самым популярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкина он был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словами Белинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все это делает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцом долгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в них и весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирического поэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня».»

В очень большом числе своих басен, таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки», «Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» и др., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры, сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как и Крылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами» «волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальными трутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечном конфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиями разыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороне народа. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народного добра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров, медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленно раскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается: неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатира крыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей, животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собой непосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубоко затрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не только рисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокую веру в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль в жизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивом его басенного творчества.

Все наши писатели и критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую «веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придал басенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные свои басни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. – ...Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу... Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывы подхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в баснях у Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». В высказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенных образов Крылова.

Образы зверей в баснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменует собой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые во всей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистический жанр.

Басни Крылова глубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову, языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слог русский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностью слил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народными формами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромное число отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, стало своего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалого мастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепке образов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайно пластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной «истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найти в каждой крыловской басне.

Значение Крылова для русского искусства слова не ограничивается только областью басни. Так Ломоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощный толчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми, говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическими произведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова, впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити к таким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинский вдохновенно пророчил: «Слава... Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языках народов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крылова переведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалось внести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутренней реалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.