Можно ли назвать академика а д. Академик Сахаров: кем он был на самом деле

  • Ответить на вопросы: Можно ли назвать академика А. Д. Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? Кого из известных тебе людей ты мог бы назвать Совестью Народа?
    !
  • Конечно можно. Он боролся за права людей. Он правозащитник. прочитайте получше его биографию и некоторые моменты трудовой деятельности. выводы сами делайте Значит он жалел людей, хотел защитить их от произвола властей.
    Совестью Народа? Можно назвать Распутина
  • Прошу И начинайте предложение со слов "я думаю"
    1. Царь Лидии Крез считался самым богатым человеком в ми­ре. Однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крез спро­сил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого отве­та он услышал следующее: «Самым счастливым на этой земле был афинянин Телл. Он был не слишком богат, но и не слиш­ком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нуж­ды и голода, у него были хорошие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая свое государство». Затем Солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек.
    Почему Крез был разочарован этим ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?
    2. При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со стран­ной надписью у входа: «Аптека души».
    Как ты думаешь, что скрывалось за этой дверью? Объясни та­кое название.
    3. О ком из известных людей прошлого (или современности) ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?
  • 1. Царь Лидии Крез считался
    Я думаю, что афиняне не были уж такими аскетами, какими были спартанцы. Всё-таки они ценили материальный достаток. Но и безудержными поклонниками роскоши, вещей они тоже не были. Свобода, покой - вот их главное богатство. Они очень ценили и любили свою Родину, которой был их город. Гордились своими детьми. А Крез всю свою душу вложил в свои богатства. Он хотел произвести впечатление на афинского мудреца, услышать похвалу из его уст. И не услышав этого был крайне разочарован.
    2. Я думаю, что за дверью скрывалось собрание папирусов. Библиотекой это место тоже можно назвать, но нужно помнить, что в то время книг еще не было, были свитки папирусов. Именно знания, которые были записаны на этих свитках и считали египтяне лекарством души. В наше время так тоже думают многие люди.
    3. Я думаю. что богатый внутренний духовный мир у поэта Некрасова. Он. например, в стихотворении "Железная дорога" видит прекрасное даже в болотах и пнях, покрытых мхом, а разговор мальчика с отцом вызывает у поэта такие сильные образы и глубокие мысли о судьбах людей и страны.
  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
  • Личность - это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. на становление личности влияют: 1)окружение

    2)осознание своих ошибок

    3)делать то, чего хотите добиться от жизни

    4)обшение

    Семья несет в себе функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, рекреационная. Эти функции необходимы обществу, для продолжения жизни.

    Человеку нужна взаимосвязь с обществом для реализации его потребностей

    исторический процесс-ход человеческой жизни, ее результаты, развитие

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА С ЧЕМ МОЖЕТЕ!.
  • Так как личность это сформировавшийся индивидум, нужно что бы он стал полноценной частью общества, он должен разобраться в себе (достигнуть гармонии между его внутренним миром и внешней окружающей средой), у него должно быть свое мнемие, он не должен зависить от других людей, осозновать свои достоинства и недостатки, найти контакт с окружающеми. ну это типа так должно быть в идеале, в реале все по-другому

  • 1)Жить в обществе, соблюдая моральные и этические нормы.

    2)Если семья это ячейка общества, то, значит семья это часть социума. А в социуме закон суров. Те у кого нет семьи выпадают из общества.

    3)Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые вступают в определённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого.

    4)Исторический процесс - процесс изменение общества во времени и пространстве.

    5)Без прошлого нет будущего. Если народ не имеет своего прошлого, такой народ перестаёт существовать.

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам.
  • 1) чтобы стать личностью человек должен проявить себя в деятельности, ему необходимо развиваться в социуме, без общества нет личности.

    2) семья- это первый институт социализации человека, также она выполняет рекреационную функцию для него (здесь человек отдыхает), функция продолжения рода.

    3) общество необходимо человеку, чтобы передавать культурные ценности, помогать защищаться от опасности, обмениваться товарами тоже очень удобно в обществе. А само общество -это система, главным элементом которой и является человек.

    4)Исторический процесс - это общество в развитии.

    5)Связь между прошлым, настоящим и будущим проявляется в том, что прошле учит нас, влияет на наше поведение в настоящем и на планы, прогнозы на будущее.

  • Помогите по обществу только сегодня нужно!

    1) Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?

    2) Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.

    3) Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушивать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга; разделить радость или горе?

    Если что это из учебника по обществознанию за 6 класс (синенький учебник) 11 параграф вопросы на странице11 параграф с. 116-117

  • Хорошим товарищем называют того человека кто может всегда помочь в трудную минуту и подсказать решение сложной ситуции. дружюе мешает савокупность, денежная зависимость. разные ребята общаются по разному, некоторые ребята сидят в соц сетях, другие всегда вместе, третьи дрг к другу относятся не сёрьёзно и т. д. они помогают друг другу тоже поразному, некоторые вообще не хотят помогать. большенство детей ссорятся из за собстенной выгоды, а мирятся только сильные ребята потому что они умеют прощать. самое главное в дружбе это прощать, делится своими чувствоми с другом и самое важное иметь к другу чувсво дружбы.) нам это тоже задали.

    3. А) свобода и самостоятельность

    б) инициативность

    в) деятельность в условиях риска и неопределенности

    г) инновационный характер деятельности

    4. Нефте-, газо- добывающие;...

    5. Да, конечно.

  • «Милосердие и сострадание» - Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь. Валентин Петрович Катаев. Страдание. Милостыня. Притча о добром самарянине. Участники благотворительного концерта для детей-сирот и инвалидов. Снится мне ночной причал на родной реке. Милосердие и сострадание. Елизавета Федоровна Романова. Григорий Николаевич Журавлев.

    «Порок и добродетель» - Мужество. Составить синонимический ряд. Секрет щедрости. Благожелательность. Дружелюбие. Сказка о щедром сердце. Добродетель. Колечко дружелюбия. Печь. Вспомните названия сказок. Старик. Осторожность. Добродетель и порок. Щедрые поступки.

    «Проблема милосердия» - Платья. Пословицы о добре. Осмысление понятия «милосердие». Милосердие. Доброе дело. Разбойники. Люби ближнего. Милость к падшим. Выявление восприятия. Богоматерь. Притча Христа. Справедливое возмездие. Сердоболие. Работа с текстом. Порочность. Как научиться милосердию. Любовь к врагам. Обиды. Пушкин.

    «Проявление милосердия и сострадания» - Работа с иллюстрациями. Листья золотые. Рубрика. Милосердие и сострадание. Работа с притчами. Правила. Продолжите предложение. Слова. Мозговой штурм. Работа со словарём. Составьте вопросы к словам кроссворда. Время ждёт от тебя милых, добрых поступков. Что мы должны с вами выяснить на уроке. Выберите слова милосердия.

    «Добродетель» - Справедливый человек. Светская этика. Добродетель и порок. На перемене дерутся два одноклассника. Игра. Соберите части пословиц. Соедини линией название государственного символа и его определение. Обсудите поступки. Быть справедливым очень сложно. Какой герой русской народной сказки был наказан. Каких из этих героев ты назвал бы добродетельными.

    «Добродетели человека» - Что такое человечность. Максимов «Все в прошлом». Прояви внимание к старикам. Человек не может жить бездумно. Учимся делать добро. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Добродетели. Будь смелым. Что такое добро. Человек славен добрыми делами. Главное правило доброго человека. Что такое человечность.

    Всего в теме 8 презентаций

    Ответ оставил: Гость

    Да создание человека иногда может навредить самому ему не зависимо если есть защитное устройство

    Ответ оставил: Гость

    Человек является субьектом в правовом обороте и имеет право в соответствии конституцией занимается любым видом деятельностью не противоречащей закону и соответсвующей своему уровню дееспособности. Полноценный дееспособный гражданин на основании гражданского кодекса признается лицо в возрасте 18 лет за исключением особых моментов когда гражданин входит в полную дееспособность в возрасте 16 лет. Под понятием деятельность понимается тот или иной спектр задач благодаря которым человек в течении процесса получает желаемый результат. Деятельность можно рассматривать как различные формы осуществления своих прав и обязанностей, сюда включается учеба, работа, бытовые особенности или хобби. Учеба является обязанностью гражданина в соответствии с конституцией рф и регулируется федеральным законом об образовании. В задачу родителей входит обеспечение получения достойного образования их детей. Трудовая деятельность регулируется огромным спектром трудового права и осуществляется в соответствии с законом из всех вытекающих последствий. Хобби же является индивидуальным видом реализации своих прав и обязанностей по нравственному, физическому интелектуальному или иному самосовершенствованию

    Ответ оставил: Гость

    Прокуратура является централизованной федеральной структурной системой органов действующей от имени Российской Федерации, которая осуществляет надзор за исполнением Конституции, федеральных законов и в целом исполнения законодательства на территории Российской Федерации. Надзор прокуратуры делится на 4 огромных части. Это надзор за соблюдением прав и свобод человека, если те ущемлены, прокурор или его заместитель обязаны рассмотреть жалобу гражданина и принять конкретные меры. Надзор за исполнением законодательства организаций, индивидуальных предпринимателей, федеральных структур, приставов, муниципальных органов и других. Надзор за исполнением деятельности организаций которые осуществляют оперативно разыскную деятельность это следственный комитет или органы мвд и конечно же Надзор за исполнением организаций осуществляющих исполнение наказаний и содержание граждан или организации осуществляющие задержание и арест граждан не связанных с лишением свободы. В прокуратуре 4 акта прокурорского реагирование. 1 это предодестережение прокурора, т.е. это предостережение о нарушении законодательства связанных с поступившими сведениями о готовящихся правонарушениях с целью их пресечения. 2. это представление прокурора, прокурор представляет требование устранить нарушение выявленные в ходе проверок или заявлений о нарушении, прокурор предписывает организации устранить данные нарушения. 3. Протест прокурора- прокурор имеет право выдвинуть протест на несоответсвующий законодательный акт с целью его немедленного устранения организацией или физ лицом. Ну и 4 это постановление о возбуждении административного производства, когда в ходе проверок замечены явные нарушения и они не были устранены,возбуждается административное производство для передачи его в суд. Или же уголовное преследование.

    Это что, мода такая пошла среди московских интеллектуалов обливать грязью А.Д.Сахарова? , к примеру, злорадно сообщил , что на приветствие ведущей митинга 24 декабря "Здравствуй, Сахаров!" митинг ответил гробовым молчанием, а, делясь своими откровениями по поводу этого митинга, счел необходимым добавить, что Сахаров это бериевский шарлатан и глубокий идиот, что ясно всем кроме русских .
    Возвращаются прежние времена?
    29 августа 1973 года в газете «Правда» было опубликовано письмо, которое начиналось со слов: «Считаем необходимым довести до сведения широкой общественности свое отношение к поведению академика А. Д. Сахарова. В последние годы он выступил с рядом заявлений, порочащих государственный строй, внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза». Заканчивалось письмо так: «Мы выражаем свое возмущение заявлениями А. Д. Сахарова и решительно осуждаем его деятельность, порочащую честь и достоинство советского ученого». Под письмом стояли подписи действительных членов Академии наук СССР, в том числе пяти лауреатов Нобелевской премии: Н.Басова, А.Прохорова, Н.Семенова, И.Франка и П.Черенкова.
    А спустя всего лишь два года академику А.Д.Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира с формулировкой: «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
    Стало быть тогда все, кроме русских, считали Сахарова выдающимся мыслителем и общественным деятелем, а сейчас так считают только русские?
    Кем же был А.Д.Сахаров в действительности — пророком или шарлатаном?

    Не буду пересказывать всю биографию Андрея Сахарова, так как она хорошо известна. В 1948 году его включили в состав группы Игоря Тамма по созданию термоядерного оружия. Через два года молодой ученый отправился, как тогда говорили, в правительственную командировку на закрытый объект, расположенный на границе Горьковской области и Мордовии. На этом объекте, который позже получил имя Арзамас-16 (ныне — Саров), Сахаров работал 18 лет. Его сотрудники вспоминают, что внешне он производил впечатление ученого, целиком поглощенного наукой и не обращающего внимания ни на что другое. Рассказывают такой случай: однажды он должен был ехать на дальнюю площадку, но машина задерживалась. Попросив мел, Сахаров на асфальте (у "Красного дома", если кто знает) стал производить математические расчеты. Когда он уехал, служащие особого отдела никого не подпускали к этим записям до тех пор, пока не получили от Сахарова разрешения их стереть.
    Можно ли называть Андрея Сахарова «отцом советской водородной бомбы»? Сам ученый на этот счет говорил, что «эта характеристика очень неточно отражает реальную ситуацию коллективного авторства». Однако его регалии - звание академика, которое он получил в возрасте 32 лет, три звезды Героя социалистического труда, ленинская и государственная премии говорят сами за себя. В те времена награды и премии кому попало и неизвестно за что не давали. Легенда о том, что водородную бомбу в готовом виде привезли в СССР из Лос-Аламоса годится разве что для таких знатоков как Галковский.
    Как же так получилось, что увенчанный наградами академик ни с того, ни с сего начал высказывать свое мнение по вопросам, в которых, казалось бы, ничего не смыслил? В СССР насчет этого бытовала версия, которая сводилась к тому, что успехи и почести вскружили молодому ученому голову, не выдержал он испытания медными трубами. Достаточно сказать, что на сберкнижке Сахарова было 162 тысячи рублей, в то время как автомобиль представительского класса ЗИМ-12 стоил всего-навсего 4 тысячи рублей. «С жиру академик бесился!» — говорили в московских кабинетах.
    Однако эта версия не соответствует действительности. В своих воспоминаниях Андрей Сахаров рассказал, когда именно он пришел к выводу о том, что физик-ядерщик не вправе ограничиваться научными исследованиями. В ноябре 1955 года после испытания термоядерного заряда состоялся банкет. Сахаров так писал об этом событии: «Неделин (командующий Ракетными войсками стратегического назначения) предоставил возможность произнести первый тост мне. Я предложил выпить за то, чтобы наши изделия так же удачно взрывались над полигонами и никогда не взрывались над городами.
    Неделин усмехнулся и произнес ответный тост в виде притчи: старуха лежит на печи, а старик молится перед иконами: «Господи, укрепи и направь!» А старуха ему с печи: «Молись только об укреплении — направить я как-нибудь и сама сумею». Я был внутренне потрясен».
    Сахаров был убежден в том, что решение об использовании ядерного оружия должны были принимать не только политики и генералы, но и специалисты, которые в состоянии рассчитать возможный ущерб. Этого же мнения придерживались и другие ученые, в том числе Игорь Курчатов и Петр Капица.

    В 1967 году Андрей Сахаров вместе с журналистом Эрнстом Генри написали для «Литературной газеты» статью об опасности термоядерной войны и роли интеллигенции в ее предотвращении. Секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов не разрешил публикацию этой статьи. Сахаров написал новую, уже не стараясь смягчать острые углы. 22 июля 1968 «Нью-Йорк Таймс» на трех газетных страницах опубликовала его «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Эта публикация была как гром среди ясного неба. Имя Сахарова немедленно стало известным по всему миру и неудивительно, так как, по общему мнению, статья была превосходной. «Разобщенность человечества, — писал Сахаров, — угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократии; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете. Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций — безумие, преступление».

    Как же, по мнению Сахарова, преодолеть разобщенность, угрожающую человечеству гибелью? Он, например, полагал, что обе политические системы - капитализм и социализм - имеют право на существование, однако наряду с достоинствами они имеют недостатки. Если при капитализме существует несовершенная система распределения общественного продукта, когда одним достается все, а другим — ничего, то социализм хорош всем, за исключением того, что он ограничивает интеллектуальную свободу. Следовательно, считал Сахаров, две системы должны идти навстречу друг другу, заимствуя все лучшее.
    Если на Западе идеи Сахарова были восприняты с большим интересом, то в СССР они замалчивались. Суслов воспринял статью Сахарова как идеологическую диверсию, направленную на подрыв основ социализма и руководящей роли КПСС. Сахарова немедленно уволили с работы и он вынужден был уехать из Арзамаса-16. Знакомые предпочти на всякий случай оборвать с ним всякие связи, на заседаниях Академии наук рядом с Сахаровым почти никто не садился, в результате чего он, как Эйнштейн в Прусской академии наук, выглядел белой вороной. В довершении ко всему в марте 1969 года из-за поздно диагностированного рака умерла его жена, с которой он вырастил сына и двух дочерей. Это было для Сахарова страшным ударом, от которого он не оправился до конца жизни. Он заметно постарел, сгорбился. Все свои сбережения Сахаров передал на строительство онкологической больницы и в «Общество Красного Креста».
    Однако нашлись люди, которые поддержали Сахарова в трудную минуту. Смертельно больной Игорь Тамм пригласил его вернуться в ФИАН, где Сахаров весьма успешно занялся проблемами космологии, но не оставил надежды убедить советское руководство в своей правоте. В 1971 году он обратился к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежнева с предложением объявить амнистию политических заключенных, принять демократический закон о печати и средствах массовой информации, восстановить правы депортированных народов, объявить об отказе от применения первыми оружия массового уничтожения. Ответа не последовало.
    После этого Сахаров, что называется, полез на рожон, что, с точки зрения Галковского, свидетельствует о его идиотизме. Наверное, в этом есть доля истины — тогдашняя система была, конечно, уже не сталинской, но и не чета нынешней, людей она ломала как щепки. Правы и те, кто считает, что к решительным действиям Сахаров перешел под влиянием Елены Боннэр, которая в 1972 году стала его женой. Она, дочь видного большевика Геворка Алиханяна, расстрелянного в 1937 году, была совершенно уверена в том, что увещевать советское руководство бессмысленно.
    В 1973 году академик Сахаров сделав резкие заявления на пресс-конференции для западных журналистов. В ответ на это в «Правде» появилось то самое письмо сорока академиков, в котором Сахаров обвинялся в том, что он «солидаризируется с наиболее реакционными империалистическими кругами, активно выступающими против линии нашей партии и государства на укрепление мира между народами». Конечно, далеко не все академики разделяли это мнение, но подписи собирал сам президент АН Мстислав Келдыш, от которого зависели ассигнования на исследования, на строительство жилья для специалистов и вообще существование научных центров. Евгений Евтушенко очень точно написал об этом:
    Ученый, сверстник Галилея,
    Был Галилея не глупее.
    Он знал, что вертится Земля,
    Но у него была семья.
    К тому же те, кто подписали письмо, не ожидали, что последствий будут столь серьезными. Академик Юлий Харитон, работавший вместе с Сахаровым в Арзамасе-16, позже сказал: «Сейчас я сожалею о своей подписи: никакие наши разногласия, разумеется, не должны были меня побудить участвовать в этой акции. И, конечно, я не ожидал, что за этим письмом последует такая кампания травли». На письмо с большим энтузиазмом откликнулись известные писатели, деятели искусства и культуры, трудовые коллективы и передовики производства, которые единодушно осудили «отщепенца» Сахарова, которому народ и партия дали образование, поили-кормили, а он ответил на это черной неблагодарностью.
    Когда Сахаров уже был лишен всех наград и находился в ссылке в городе Горьком, в «Правде» была опубликована статья под названием «Когда теряют честь и совесть». Под этой статьей, обвиняющей Сахарова в том, что он «пытается очернить все, что нам дорого», подписались лишь четыре академика. Это свидетельствовало о том, что кампания травли Сахарова провалилась. Как ни крути, а в противостоянии Сахарова с системой победил Сахаров. А вы говорите, идиот…
    В 1989 году он подавляющим большинством голосов был выбран народным депутатом СССР, написал очень интересный проект Конституции Союза советских республик Европы и Азии, которая могла бы сохранить союз на новой основе, но довести свое последнее дело до конца не успел. 14 декабря 1990 академик Сахаров скончался. Его последними словами были: «Пошел отдыхать. У меня завтра — бой!»

    Андрей Сахаров был провозглашён его сторонниками некой культовой фигурой. Создателем советской водородной бомбы. Мерилом нравственности. Борцом за свободу. И многим иным. Символом чего-то светлого и доброго. Даже самоотверженного. Но кто он был на самом деле?

    Его имя носит проспект в Москве, на котором он никогда не жил. И расположенный поблизости музей, в котором на свои мероприятия собираются обычно люди, получающие гранты от геополитических конкурентов России.
    В конце 80-х, когда Горбачёв вернул его из Горького в Москву, были люди, ждавшие от Сахарова то ли политических, то ли нравственных откровений.
    Правда, после того, как он вышел на трибуну Съезда народных депутатов СССР, многие были явно разочарованы: плохая дикция, невнятность речи, бессодержательность мыслей.
    И ещё была явная неэтичность высказываний: многие тогда под влиянием «перестроечной пропаганды» негативно были настроены против участия советских войск в войне в Афганистане и травмированы слухами о приходивших оттуда закрытых гробах, но и их покоробили слова этого человека, назвавшего сражавшихся там советских солдат «оккупантами».

    Был ли он создателем водородной бомбы на самом деле – судить физикам. Официально в группу, над ней работавшей, он входил. Правда, его коллеги по специальности как-то уклончиво отзываются о его вкладе, расплывчато утверждая, что «физиком он, конечно, был грамотным». И иногда проговаривались, что его часть вклада в разработку бомбы слишком сильно перекликалась с содержанием письма некоего безвестного провинциального коллеги.

    Иные говорят и о том, что Игорь Курчатов подписал его представление для избрания в Академию Наук, чтобы решить его квартирный вопрос.
    Некоторые в ответ на вопрос о его роли в создании бомбы предлагают задуматься: почему человек, провозглашённый её создателем, потом так и не создал в науке ничего равновеликого этому изобретению. Даже не в военном деле, а в мирной ядерной физике.
    Но это – вопросы корпоративного признания. И тут разбираться физикам. Сам он больше увлёкся политикой. И апелляциями к нравственности.

    Например, когда ему однажды сказали, что в борьбе за счастье людей и будущее человечества не обходится без жертв, он возмутился и заявил: «Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в «малом», и в «большом», должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам – не убий».
    А в сочинённом им проекте Конституции патетически записал: «Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье». Стали ли люди страны, в чьём разрушении он принял участие, свободнее и счастливее, – об этом уж может судить каждый самостоятельно.

    В 1953 году его сделали академиком – в 32 года.

    К концу 50-х он предложит прекратить новые разработки в области вооружений и просто разместить вдоль побережья США сверхмощные взрывные устройства по 100 мегатонн каждый. И при необходимости взорвать весь американский континент.
    Что при этом будет с живущими там людьми и со всеми остальными континентами, его особенно не волновало: идея была смелой и красивой.
    Позже Рой Медведев напишет: «Он жил слишком долго в каком-то предельно изолированном мире, где мало знали о событиях в стране, о жизни людей из других слоёв общества, да и об истории страны, в которой и для которой они работали».
    Даже экстравагантного Хрущёва идея Сахарова всех взорвать не вдохновила. И отношения между ними стали ухудшаться.

    И когда встал вопрос о новых испытаниях, они разошлись. Хрущёв считал, что нужно изучать возможности и последствия применения ядерного оружия. Сахаров полагал, что это излишне: и так имеющимся можно всё взорвать, не особенно задумываясь о последствиях. И когда первый предложил ему не выдвигать свои экзотические идеи, а заняться наукой, пусть и не военной – академик решил бороться за «права человека».
    Когда-то он начал заниматься проблемами мирного использования термоядерной энергии, но довольно быстро от темы отошёл: работать нужно было долго, быстрого результата не предвиделось.

    Да, он получит Нобелевскую премию. Но не за научные открытия – премию мира. Как и Горбачёв, за борьбу против своей страны. И после того, как с публичным осуждением Сахарова выступят Келдыш и Харитон, Симонов и Шолохов и десятки других знаковых фигур, учёных и писателей.

    Сахаров будет часто клясться именем морали и апеллировать к заповеди: «не убий». Но напишет в 1973 году приветственное письмо генералу Пиночету, назвав совершённый им переворот и казни началом эпохи счастья и процветания в Чили. Академик всегда считал, что люди имеют право на жизнь, свободу и счастье.

    Его последователи-правозащитники не любят об этом вспоминать. Так же, как и всячески отрицают то, что в конце 70-х годов он написал президенту США письмо с призывом нанести – ради принуждения к соблюдению в СССР «прав человека» – превентивный устрашающий ядерный удар.

    В 1979 году он опубликует на страницах ведущих западных изданий письмо с осуждением введения советских войск в Афганистан. До этого он не публиковал таких писем ни с осуждением американской войны во Вьетнаме, ни ближневосточных войн Израиля. И не станет осуждать ни войну Англии и Аргентины за Фолклендские острова, ни американское вторжение в Гранаду или Панаму.

    Как настоящий интеллигент и гуманист, он умел осуждать только свою страну. Очевидно, полагая, что осуждение других стран – дело их интеллигентов и гуманистов.

    Вообще, как вспоминал знавший его в школьные годы математик Яглом, даже решая задачу, Сахаров «не мог объяснить, как он пришёл к решению, объяснял он очень как-то заумно, и понять его было трудно».
    А академик Харитон, давая после похорон Сахарова посмертное интервью, в котором, разумеется, действовало правило «либо хорошо, либо ничего», вынужден был всё же сказать, что Сахаров «не мог себе даже представить, чтобы кто-то в чём-то разобрался лучше, чем он. Как-то один из наших коллег нашёл решение газодинамической задачи, которое не смог найти Андрей Дмитриевич. Для него это было настолько неожиданно и непривычно, что он исключительно энергично принялся искать изъяны в предложенном решении. И лишь спустя какое-то время, не найдя их, вынужден был признать, что решение правильное».

    И даже тогда, в 1989 году, в условиях истерии, когда просто опасно было сказать что-либо в осуждение Сахарова или в защиту советского общества, Харитон скажет, оценивая его политическую деятельность: «К той части этой его деятельности, когда он боролся с явной несправедливостью, я отношусь с большим уважением. Мой скепсис относится к его идеям, касающимся экономических вопросов. Дело в том, что с некоторыми положениями, которые развивал Андрей Дмитриевич, в частности, касающимися характеристик социализма и капитализма, я был не согласен».
    Горбачёв вернул его из Горького, и Сахаров стал депутатом Съезда народных депутатов СССР от Академии Наук. Правда, при первом голосовании избиратели его провалят. Курируемые Александром Яковлевым СМИ устроят истерику, и Горбачёв отменит итоги выборов, дав указание провести повторное голосование – с расширением круга избирателей и жёсткой установкой: «Нужно избрать».
    Сахарова в нарушение избирательной нормы депутатом сделают: Горбачев вербовал сторонников на съезд. Но став депутатом, Сахаров тут же отвернётся от покровителя и станет одним из лидеров оппозиции ему, – «Межрегиональной депутатской группы», сопредседателями которой также стали Борис Ельцин, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев.
    Но, в чём последние двое сегодня не признаются, и их Сахаров всё больше стал тяготить своими невразумительными речами с трибуны, дискредитирующей их манерой говорить и претензией на абсолютную правоту.

    Сложно сказать, что там всё же произошло, 14 декабря 1989 года на собрании этой «группы», но вечером того же дня Сахаров умер от сердечного приступа. И странно – мёртвым он соратникам стал куда полезнее и выгоднее, чем живым.

    А за месяц перед этим Сахаров представит свой проект новой Конституции, где провозгласит право всех народов на государственность, то есть на провозглашение собственных государств и на разрушение Советского Союза.

    Принято считать, что на его отход от научной работы и переход к борьбе против своей страны главное влияние оказала его новая жена Елена Боннэр. Это не совсем так: Сахаров познакомился с ней в 1970 году на процессе над группой «диссидентов» в Калуге. Он уже тогда написал «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», основной идеей содержавшие призыв к отказу страны от своего социально-экономического устройства и переход к развитию по западному образцу. И он тогда регулярно ездил на подобные судебные процессы.

    Но правда то, что именно после этого знакомства (официально вступили они в брак через два года) он почти полностью сосредоточился на «диссидентской деятельности».

    Как он сам напишет в своём дневнике о роли новой жены: «Люся подсказывала мне (академику) многое, что я иначе не понял бы и не сделал. Она большой организатор, она мой мозговой центр». Подсказывала настолько много и настолько настоятельно, что он не только усыновил её детей, но и почти забыл о своих. Как горько пошутит позже его родной сын Дмитрий: «Вам нужен сын академика Сахарова? Он живёт в США, в Бостоне. А зовут его Алексей Семёнов. Почти 30 лет Алексей Семёнов раздавал интервью как «сын академика Сахарова», в его защиту на все лады голосили забугорные радиостанции. А я при живом отце чувствовал себя круглым сиротой и мечтал, чтобы папа проводил со мной хотя бы десятую часть того времени, которое он посвящал отпрыскам моей мачехи».

    Сын вспоминал, что однажды ему стало особенно неловко за отца. Тот, живя уже в Горьком, в очередной раз объявил голодовку, требуя, чтобы невесте сына Боннэр, уже без всякого разрешения оставшегося в США, разрешили уехать туда же. Дмитрий приехал к отцу. Пытался уговорить его не рисковать здоровьем по этому поводу: «Понятно, если бы он таким образом добивался прекращения испытаний ядерного оружия или требовал бы демократических преобразований... Но он всего лишь хотел, чтобы Лизу пустили в Америку к Алексею Семёнову. А ведь сын Боннэр мог бы и не драпать за границу, если уж так любил девушку».После женитьбы на Боннэр Сахаров переедет к ней, оставив пятнадцатилетнего сына жить с 22-летней сестрой, счёл, что они уже взрослые, и без его внимания могут обойтись. До 18 лет он помогал сыну деньгами, после перестал. Всё – по закону.

    Отец действительно занимался самоистязанием. У Сахарова сильно болело сердце, и был огромный риск, что его организм не выдержит нервной и физической нагрузки. Зато невеста его пасынка, из-за которой он голодал… «Между прочим, Лизу я застал за обедом! Как сейчас помню, она ела блины с чёрной икрой», – вспоминает сын. Но вот эмиграции Дмитрия Сахаров и Боннэр жёстко воспротивились: «Мачеха боялась, что я могу стать конкурентом её сыну и дочери, и – самое главное – опасалась, что откроется правда о настоящих детях Сахарова. Ведь в таком случае её отпрыскам могло достаться меньше благ от зарубежных правозащитных организаций».

    В 1982 году в Горький к Сахарову приедет очарованный легендой о «борце за свободу» молодой художник Сергей Бочаров – хотел написать портет «народного заступника». Только он увидит что-то совсем не похожее на легенду: «Андрей Дмитриевич иногда даже похваливал правительство СССР за некоторые успехи. Теперь уже не помню, за что именно. Но за каждую такую реплику он тут же получал оплеуху по лысине от жены. Пока я писал этюд, Сахарову досталось не меньше семи раз. При этом мировой светило безропотно сносил затрещины, и было видно, что он к ним привык».

    И художник, поняв, кто действительно принимает решения и диктует «знаменитости», что ему говорить и что делать, вместо его портрета написал портрет Боннэр. Она пришла в ярость и бросилась уничтожать этюд: «Я сказал Боннэр, что рисовать «пенька», который повторяет мысли злобной жены да ещё терпит побои от неё, я не хочу. И Боннэр тут же выгнала меня на улицу».

    Те, кто делал и делает его своим знаменем – объявляют его «великим гуманистом».
    Его, сначала призывавшего СССР взорвать американский континент, потом призывавшего США нанести ядерный удар по СССР во имя «прав человека».
    Его, приветствовавшего Пиночета и объявлявшего оккупантами солдат своей страны.
    Его, по сути отказавшегося от собственных детей и управляемого их мачехой, покорно сносившего от неё затрещины при попытках свою страну похвалить. Не знавшего ни свою страну, ни её народ, ни её историю и всё терпевшего от превратившей его в своё политическое орудие жены.
    Конечно, кто хочет, может его почитать и дальше. Но как минимум нужно о нём сказать правду и до конца. Кто он такой. Кем он был. Что разрушал. И какое собственно имеет отношение к гуманизму и морали. И как минимум признать, что нет у граждан ненавидимой им страны – ни обязанности, ни нужды говорить о нём с пиететом.