Миры беляева-гинтовта. Может ли ультраправый почвенник получить премию Кандинского? Алексей гинтовт личная жизнь

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
При поддержке Triumph Gallery

Алексей Беляев-Гинтовт

Дата проведения: 8 ноября - 3 декабря, 2017
Адрес: MMOMA, Петровка 25 (3 этаж)

КУРАТОР: Надежда Миндлин

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева-Гинтовта «Х», которая объединит проекты, созданные художником за последние 10 лет.

Название выставки как обозначение декады собственного пути - отрезка внутреннего времени - отсылает к автономности художника по отношению к современности - настоящему художник предпочитает будущее, обращенное в прошлое. Внимание к традиции как проявление авангардности восходит к причастности Гинтовта к движению «новой серьезности» и еще раньше - к неоакадемизму Тимура Новикова. Наследуя от Новой Академии эстетику классических форм в сочетании с современным пониманием материала, Гинтовт облекает в нее высказывания на политические темы в ракурсе утопического проектирования, основанного на историческом контексте и литературной традиции. Образность Гинтовта сочетает футуристическое прогнозирование, отсылающее к проектам авангардистов и советской бумажной архитектуре, с пародированием государственной патриотической риторики и научной фантастикой в духе ретрофутуризма. Конструируя взгляд на государство будущего из прошлого, Гинтовт вскрывает настроения современности, о чем свидетельствует непрекращающаяся полемика вокруг политического уклона работ художника и его неоевразийских взглядов.

Помимо известных работ Гинтовта: «Русский лес» (2006), «Родина-дочь» (2007), «Парад Победы 2937» (2010), «55° 45’ 20.83’’ N, 37° 37’ 03.48’’ E» (2012), - выставка в ММОМА покажет ранее не выставлявшийся проект «Глубина» (2011) и массив концептуальной графики и предметов для нового масштабного видео «Календарь Пресвитера Иоанна», над которым автор работает с 2015 года по настоящее время. В основу фильма легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии.

Свойственные Гинтовту выбор и применение материала в образных целях обуславливают многообразие представленных на выставке техник - традиционные для художника холсты с ручной печатью на сусальном золоте дополнят видеоинсталляции, лаковые панели, тханки и скульптуры.

О художнике:

Алексей Беляев-Гинтовт родился в Москве в 1965 году. В 1985-88 гг. учился в МАрхИ. Живет и работает в Москве. Избранные персональные выставки: «55°45’20.83’’ N, 37°37’03.48’’ E» (галерея «Триумф», 2012), «Родина-дочь» (галерея «Триумф», 2008; Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, 2002). В 2008 году за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры» Беляев-Гинтовт получит премию Кандинского, главную российскую премию в области актуального искусства.

Работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, Государственного Русского Музея, Академии изящных искусств Т. Новикова (Санкт-Петербург), Нового музея (Санкт-Петербург), Государственной Картинной Галереи (Нижний Тагил), Фонда культуры «Екатерина» (Москва), Московского музея современного искусства, ГЦСИ (Москва), фонда современного искусства им. С. Курехина, а также коллекциях Р.А. Кадырова (Грозный), Феликса Комарова.


Продолжает набирать обороты скандал, вызванный вручением 10 декабря премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры».

Продолжает набирать обороты скандал, вызванный вручением 10 декабря премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры».

Это решение приняло авторитетнейшее жюри в составе Жан-Юбера Мартена (куратора следующей Московской биеннале современного искусства), Фридхельма Хютте (Deutsche Bank), Валери Хиллингс (Фонд Гуггенхайма), Александра Боровского (Русский музей), Андрея Ерофеева и Екатерины Бобринской.

Скандал начался еще на вручении премии, о чем писал портал Оpenspace. Главный приз вручал Борис Гройс, который сразу же тонко педалировал политическую составляющую этого события. По его словам, «в шорт-листе оказались три художника с ясными политическими позициями, поэтому, кого бы ни выбрало жюри, это не только эстетический, но и политический выбор».

Услышав фамилию победителя, номинант прошлого года Анатолий Осмоловский стал выкрикивать: «Позор!».

Затем последовало открытое письмо движения «Вперед» и группы «Что Делать?». Вот что художники пишут об Алексее Беляеве-Гинтовте: «С середины 90-х, находясь под влиянием доктрин протофашистского идеолога Дугина, он эпатирует «либеральную интеллигенцию» своим ультраправым пропагандистским декором, а в последние годы является стилистом Евразийского союза молодежи - крупной вождистской секты, выполняющей альтернативный подряд на эстетическое и идеологическое оформление имперских претензий российской власти. ...Это - хорошо знакомое по трагической истории XX века фашиствующее эстетство».

Эсхат-плакат от Беляева-Гинтовта // www.evrazia.org


Художники считают, что члены авторитетного жюри премии «легитимируют возможность откровенно фашистских высказываний в публичном пространстве». Причем гнев части художественного сообщества оказался направлен исключительно против члена жюри Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея.

Скандал достиг пика, когда Анатолий Осмоловский выступил со следующим письмом: «Всем! Надо вырабатывать общую стратегию. Стратегию травли Боровского, который вручил Беляеву премию. Именно травли. Так, чтобы он с ума сошел. Виленский прям-таки должен в Питере устроить скандал на какой-нибудь очередной помпезной презентации этого мудака. Например, можно собрать людей и всем плюнуть ему в харю публично. Здесь главное - масса. Чтобы людей было много. Одного Бренера недостаточно. Надо много харкотины - тогда это действует. И желательно не один раз, а методично хотя бы в течение полугода. Или придумайте что-нибудь другое. Только никакого искусства, перформансов. Они нейтрализуют протест. Всегда можно сказать: это художники... перформанс такой... искусство, понимаешь... С другой стороны, очевидна амальгама провокационного антиэстетизма Ерофеева и бездарного гламурного нацизма Борофского. Это две стороны одной медали. Антиэстетизм «Войны», балаганных «пиратов» «ПГ» требует компенсации в виде гламурного фашизма Беляева. Ерофеев себя окончательно дискредитировал. Он должен был выйти из жюри, а он, как я подозреваю, «обменял» Беляева на «ПГ». Либеральная проститутка. Борьба на два фронта - вот повестка дня для истинно прогрессивных художников. Против гламурного фашизма и дурного антиэстетизма».

В целом можно сказать, что Осмоловский не одинок в своем возмущении. Значительная часть арт-сообщества пребывает в состоянии шока. Даже радикально осторожный Иосиф Бакштейн, говоря о Беляеве-Гинтовте, заявил, что «решение жюри может быть истолковано как солидарность с его позициями». А весьма умеренный арт-критик Андрей Ковалев заметил, что включение художника Беляева-Гинтовта в шорт-лист премии Кандинского выражает «стремительную фашизацию правящего класса».

А. Беляев-Гинтовт. "Правый марш I" (2007)


В поддержку Осмоловского выступил еще одни мэтр российского арта - Богдан Мамонов. Он заявил, что «тысячу раз прав Осмоловский, когда говорит, что деятельность Ерофеева, «Войны», «ПГ» - это та же медаль, что и Беляев, только перевернутая наоборот».

Затем последовало заявление Гора Чахала, который бросил упрек в фашизме уже в лицо Осмоловскому: «Чем националист Гинтовт хуже коммуниста Осмоловского? Или марксиста Гутова, например? ...Фашизм - он и есть фашизм. Красный, коричневый или красно-коричневый. ...Цирк: фашист Осмоловский кричит фашисту Гинтовту «Позор!».

Арт-сообщество, видимо, не случайно считает работы Алексея Беляева-Гинтовта «ангажированным ультраправым искусством». Художники справедливо отмечают, что названия работ последней серии Алексея Беляева-Гинтовта, безусловно, говорящие: «Правый марш», «Наш сапог свят!», «Слава русскому оружию!», «Абсолютная родина», «Какой урон ты нанес врагу?!».

Напомним, что Евразийский союз молодежи позиционирует себя как «новых опричников», пропагандирует «этику опричнины», превозносит Ивана Грозного и Иосифа Сталина и заявляет, что «родина Русь превыше всего». ЕСМ близки культ насилия, милитаризм и неосталинизм. Так что ЕСМ, идеологом которого является Александр Дугин, а главным художником-стилистом - Алексей Беляев-Гинтовт, в либеральной прессе не случайно именуют «партией красного ренессанса».

Лидер организации П. Зарифуллин в своей книге «Энтузиазм» позитивно оценивает наследие большевизма, характеризует Сталина как «евразийского Прометея», «нового русского царя» и «титана». Позитивно характеризуются здесь Иван Грозный и Ежов. По мнению лидера ЕСМ, «в 37 году расстреляли тех, кого надо, - изменников Родины и врагов народа». ЕСМ также призывает к «восстановлению Святой Руси».

Глава ЕСМ также призывает возродить в России кровную месть: «Кровная месть является базовым традиционным обрядом евразийских народов. ...ЕСМ будет пестовать эти качества в сердцах своих соратников». Глава ЕСМ также призывает «выполнять карательные функции вместо государства».

В докладе к VI Евразийскому конгрессу интеллектуальной молодежи под названием «Русская политическая теория», озвученном ЕСМ 21 ноября 2008 года, черным по белому написано: «...русскость, или народность, должна стать ядром новой политической концепции. Всё для народа, ничего вне народа, ничего против народа. ...Вторым элементом должна как раз стать сама идея... Православие... более всего подходит на роль такой идеи... Следующим пунктом, логично вытекающим из двух вышеназванных, является государственная суверенность... или, говоря по-русски, самодержавие. ...В самодержавии разрешается на первый взгляд соединение... тяги к анархической вольнице и любви к сильному государю».

И Алексей Беляев-Гинтовт является главным художником этой организации. Что касается его личных пристрастий в искусстве, то он, как человек, имеющий архитектурное образование, в одном из последних интервью заявил, что ему близко тоталитарное искусство: «...благороднее сталинского архитектурного проекта и представить себе ничего невозможно... Сталинская архитектура - это эманация Солнца...»

Арт-сообществу показалось также знаменательным, что Алексей Беляев-Гинтовт создал художественное объединение ФСБ - Фронт Спокойного Благоденствия. На вопрос журналистки Оли Кузнецовой о значении этого названия он отметил, что в этом названии «...заключена обращенность... к образу государства как такового. Могу сказать всерьез, что впервые за всю свою сознательную жизнь я почти во всем согласен с политикой, проводимой в моей стране, и у меня нет желания сопротивляться и держать фигу в кармане. Напротив, я готов прийти на помощь госструктурам».

Между тем в шорт-лист премии Кандинского входил еще анти-коммунист и социал-демократ Борис Орлов и марксист Дмитрий Гутов. Так что решение жюри в любом случае иначе как политическим и не могло стать.

Акция протеста у входа на церемонию награждения Премии Кандинского 2008


В Московском музее современного искусства открылась выставка Алексея Беляева-Гинтовта. Художник, чье имя ассоциируется с красно-золотой коммунистической символикой, рассказал, как она была придумана, почему Путин – главный русский либерал и почему в этом нет никакой иронии.

Алексей Беляев-Гинтовт

– Выставка называется "X". Здесь показаны ваши работы за последние десять лет. За это время красные звезды на золотом фоне стали очень узнаваемым авторским знаком, китчевым, если позволите.

– Нет, не позволю!

– Хорошо. Тем не менее, расскажите, что послужило отправной точкой для вашей для этих работ?

– Я отчаянно много экспериментировал с художественными техниками и материалами, изучая в МАрхИ академический рисунок во второй половине 80-х, параллельно исследовал основные направлениями русского авангарда, осваивал каждое из них за две-три недели. В результате получалась работы, сделанные согласно интуитивно понятой философской сути данного направления. Теоретичекие обоснования в то время были малодоступны. Так я искал собственный метод художественного сообщения который позволит повествовать всесильно, и то же время избежать повторения существующих эстетических систем. Одержимый новым, добивался технического совершенства и целостности мироописания. Так, в числе прочего, появилась техника ручной печати. Перебрав сотни советских плакатов, – я делал из них трафареты, а потом с их помощью нанося ладонями типографскую краску на любую гладкую поверхность, открывал то, что пряталось за условностью изображения. Некую таинственную структуру, неожиданного и для автора вида. Так я нашел пластический язык, который позволил мне добиться последней степени простоты, чреватой бездонной сложностью. Например, в числе прочих озарений, никогда не видя работ Павла Филонова, мы с группой единомышленников в 1986 году нащупали его аналитический метод, – результатом открытия стали сотни живописных и графических работ полноценного Филоновского вида.

– Однако, что касается вашего нынешнего творчества, то в нем довольно четко прослеживаются милитаристские идеи.

– Я вкладывал в эти работы мобилизующую составляющую. Четвертый год на наших территориях идет война. Так вышло, что я оказался за три дня до начала боевых действий в Донбассе вместе с Александром Бородаем, председателем Совета Министров ДНР. Я присутствовал при объявлении чрезвычайного положения Народным советом республики, застал штурм аэропорта, и разгром, и хаос. Вместе С Андреем Фефеловым, который возглавляет телеканал День, и с писателем Сергеем Шаргуновым мы несколько дней выбирались оттуда по территории неясного статуса. С тех пор я возвращался туда еще шесть раз – то с гуманитарной помощью, то в качестве военного корреспондента. Наши видеоплакаты выложены в сеть, и некоторые из них набрали сотни тысяч просмотров.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– К чему они призывали?

– К победе. Это призыв к духовной мобилизации, к пробуждению в духе. Подавляющее большинство обитателей планеты Земля спит, и наши люди, увы, – не исключение. Это призыв к осознанию себя в настоящем настоящем.

– Тем не менее вы используете для этого язык прошлого, обращаясь к символам советской эпохи – красным звездам и маршам.

– Если пластическое обращение к языку Традиции считывается, то, конечно, да. Я вкладывал его туда.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Вы воспитывались в советской эстетике со знаком плюс. Но сейчас, кажется, ее кроме как через иронию вообще воспринимать нельзя. У вас лично отношение к ней поменялось?

– Я был эстетическим врагом советской власти на ее финальном этапе, а она была по-настоящему невыносима. Бессмысленно тяжкая, тягучая, безвыходная, галлюцинаторная реальность, точнее всего показанная в кинофильме “Груз 200” – это та повседневность, в которой приходилось жить, а значит сопротивляться, работать. В октябре 93-го года, во время штурма Останкино, случилась моя инициация войной, открылось инобытие. Нравственный климат 90-ых годов оказался наилучшим доказательством безразмерности последовавших деградационных процессов. Теперь гигантская сухопутная цивилизация – Советский Союз по мере удаления во времени вдруг предстала передо мной в совершенно ином виде, на передний план вышли тогда утраченные свойства народов – стойкость, готовность к самопожертвованию, парадоксальный коллективизм – память о соборности, особенно восходящий период 20-60-х годов, включая русский авангард – уникальное явление культуры, не имеющее аналогов в мире, откуда я черпаю силы и предельность пластических решений.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Как вам кажется, зрители воспринимают это также непосредственно или через иронию ?

– Даже если бы я очень хотел влиять на зрителя, результат все равно был бы непредсказуем. Но мне привычнее видеть восторженную реакцию. Если соотечественники осознают себя с помощью моих работ, если эти образы резонируют с истиной, то радость узнавания возвращаются ко мне.

– Регулярность и активность, с которой люди выходят на митинги и акции протеста, говорят о том, что люди очень подвержены влиянию лозунгов и довольно агрессивно настроены. Вы не думаете, что ваши работы могут быть восприняты, как призыв к действию?

– Я обращаюсь к парадигме Традиции, которая представляет собой бесконечно отдаленный во времени Золотой век человечества, где иерархии смыслов индоевропейского общества не подвергаются сомнению; философы, воины, и труженики пребывают в мудром социальном космосе, а торговцы не участвуют в нем. Традиционализм сущностно противоположен парадигме современного мира, которая есть – вырождение. Река времени течет вниз. Технический прогресс возможен, но убывает дух. Удивительно, но и в советском периоде тысячелетней истории страны все еще видны следы Традиции, в отличии от Запада, деградирующего гораздо быстрее, чем мы, его наследники. Невероятно, СССР в пору континентального могущества оказался той ледяной глыбой, в которой были заморожены блестки Золотого века. Это то, что вынимаю оттуда и пытаюсь представить пластическими средствами. Получается или нет – судить зрителю.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Вы не боитесь, что это назовут "духовными скрепами"?

– Это публицистика. С этим не ко мне. Но попытка противостоять декадансу запада есть, на мой взгляд, запрос евразийских народных масс, транслируемый национальному лидеру. Он вынужден делать то, что он делает в консервативном аспекте. Полагаю, лидер озвучивает лишь малую часть обращенных к нему интуиций, надеюсь осуществляет больше, чем кажется. Значительная часть общества хотела бы куда более радикальных шагов в этом направлении, вплоть до левой версии Консервативной революции.

– То есть по-вашему смена власти интересна только интеллигенции?

– Крошечной части того, что принято называть интеллигенцией в нашей стране, но, миллионнократно усиленной средствами массовой информации главного геополитического конкурента. Про эту ее безобразную часть Лев Гумилев сказал, точнее не скажешь. Иногда кажется – Владимир Путин, вслед за Александром I, мог бы назвать себя главным русским западником и либералом.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Как раз в одном из каталогов к вашим выставкам говорилось, что в ваших произведениях заложена имперская мифология. То есть это как раз мифология масс?

– Хотелось бы конечно избежать космических масштабов обобщений. Но, убежден - народы Империи живут и дышат ею. У нас никогда никакого ощущения, кроме имперского, не было, за исключением коротких катастрофических периодов начала и конца 20-ого века. А дальше включаются неотменимые закономерности, народная самость. Геополитическая термин – месторазвитие, введенный в научный оборот основателем Евразийского учения Петром Савицким – процесс пространственно-временного взаимодействия между социумом и вмещающим его ландшафтом. На территории бывшей Российской Империи сейчас могло бы проживать и два, и три миллиарда человек, нас удивительно мало, в десятки раз меньше, чем должно было бы быть.

– В той же статье говорилось, что в ваших произведениях есть "притягательное ощущение риска, опасного эстетического и экзистенциального эксперимента"? Вы коммерчески успешный художник, большой художник со своим узнаваемым стилем, и, кажется, никаких провокаций не делаете. Так в чем опасность?

– Речь шла в первую очередь об экзистенциальном риске: свои большие работы я в буквальном смысле делаю отпечатками кожи, вступая в неисследованные отношения с этими образами, оставляя на них отпечатки своих линий жизни. Нет, сознательных провокаций я не готовил никогда,но, понимая, что реакция может быть любой, неугомонный не дремлет враг рода человеческого, – готов ко всему. В нашей стране область "актуального искусства", с которой я по временам вынужден взаимодействовать, является минным полем на котором идет бой за образ будущего.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    «Изменилась человечья основа России . Родились мощные люди будущего» .

    Владимир Маяковский (из статьи 1914 года ).

    Археофутуризм — ощущение глубины и высоты. Древность ощущается, как сияющее послезавтра, а в мирах грядущего становятся различимы контуры праистории. Как у Велимира Хлебникова, который называл себя "будетлянин" - по аналогии с европейскими футуристами, но при этом использовал старославянские обороты, полагая именно их — языком будущего. Как было у Ивана Ефремова, чьи фантастические века — с вечно-юными космонавтами, физиками и генетиками — наполнены культом язычества, а девушки соревнуются в танце на Празднике Пламенных Чаш. Будущее равно прошлому, а прошлое неотделимо от будущего. Художник Алексей Беляев-Гинтовт — консервативный революционер (или революционный консерватор?). Классицизм и — авангард. Выстраивание утопий, но тут же — обращение к археологическим пластам. Красный цвет — не то сакральный, не то — комиссарский. Или — дизайнерский? В одном из своих интервью Алексей сказал, что «...динамический консерватизм даёт художнику гораздо больше, нежели привычные формы актуального искусства, которые пришли к нам с Запада» .

    Гинтовта нельзя назвать постмодернистом хотя бы потому, что в его произведениях напрочь отсутствует игра. Его кредо: "новая серьёзность". Отказ от эпатирования. Поиски возвышенного образа. В наше время чересчур много стёба, фарса и перфоманса, чтобы идти в этом сомнительном направлении. «Призыв к серьёзности на территории актуального искусства предельно благороден» , - утверждает мастер. Русское — всегда серьёзно. Это — массивы, расстояния и вехи. Космос и роман-эпопея. Это — грандиозность.

    Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева - Гинтовта " Х" , которая объединит проекты, созданные художником за последние десять лет. Простое и ёмкое название — Х. Икс — неизвестная или переменная величина в математике. Будущее — скрыто. Оно — икс-параметр. Прошлое — мало изучено (мы знаем историю по отрывкам и легендам), а потому и оно — категория-икс. Владимир Маяковский выразил: «— Поэзия вся ! езда в незнаемое» . В пространство-икс. Человек выбирает путь и — свою реальность. Картина "Парад Победы — 2937" - сталинская феерия и поступь грозных богов. Здесь — Египет и Спарта выстроены в единую линию духа. Однако же это — 2937 год. Быть может, успеем.

    П очерк Алексея Гинтовта легко узнаваем . Поэтому его столь часто (и ловко, то есть — без указания имени!) цитируют на всевозможных сайтах, посвящённых, как евразийству, так и советской эстетике. Эти формы и контуры невозможно перепутать с чем-нибудь иным. Кремлёвские звёзды, летящие над преображённой Москвой. Сновидческие дворцы-юрты. Багряно-алые — совершенно неземные — облака. Покажется, что это и не Земля вовсе, а — Марс. Любимая точка притяжения — туда надо лететь, покорять, ...завоёвывать или отвоёвывать. От наивной богдановской «Красной звезды» и претенциозных "Пылающих бездн" Николая Муханова до "Фаэтов" и "Аэлиты". Задушевное: «Утверждают космонавты и мечтатели , / Что на Марсе будут яблони цвести» . Есть ли жизнь на Марсе? А если нет — отстроим. Красная площадь на красной планете. Воплотим утопические грёзы: в сюжетах Алексея Гинтовта часто является Наркомтяжпром братьев Весниных и Дворец Советов в его утверждённом варианте. (Гинтовт — архитектор по образованию, поэтому его привлекает "бумажная архитектура"). Планета Марс — покровитель кшатриев. Художник изображает кшатрийскую цивилизацию: воинский дух, сплочение, ярость. Но ярость — священная. Вот — витязь, держащий в руках модель земного шара — со звездой в центре. Победивший советский мир. Правда, иной раз кажется, что это не тот СССР, который мы потеряли (или, если быть честными — предали); это — какая-то параллельная система, где не было и не могло быть наших расслабляющих 70-х. Даже Оттепель не проступает. Что-то от замятинского «Мы», только в более человечном и - творческом варианте: «Вам предстоит ещё более славный подвиг : стеклянным , электрическим , огнедышащим Интегралом проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной» . И если «номера» Замятина боялись и ненавидели фантазию, то люди-клинки Алексея Гинтовта — исполнены ею.

    Художник верен красному цвету - тот гораздо сложнее многих — пусть более «изысканных» оттенков. Семантика — невероятна. Первобытность и авангардизм — соединены в любви к вечно-полыхающему цвету. Гёте рассматривал его, как идеальное соединение полюсов жёлтого (радость) и синего (спокойствие), а потому глаз воспринимает «совершенное удовлетворение». Правильно подобранный красный производит впечатление « ... серьёзности , достоинства или прелести и благоволения» . Это — цвет власти. Но власти — боевитой и уверенной в себе. Кандинский сравнивал красный — со звуком трубы, с призывом. Это — пробуждение. Картины Гинтовта — заря. Солнце, встающее на Востоке.

    Одна из ведущих тем евразийство , как противостояние англо-атлантизму. Честь и служение против монетаризма и хитрости. Целый зал посвящён Монголии — здесь и зарисовки национальных платьев, и портреты барона Унгерна, и географические карты. У Виктора Пелевина есть примечательный термин, который знают даже те, кто никогда не читал его книг. «Внутренняя Монголия называется так не потому , что она внутри Монголии . Она внутри того , кто видит пустоту , хотя слово " внутри " здесь совершенно не подходит» . Монголия Гинтовта имеет совершенно пелевинское звучание, разве что она — вовне и наполнена живым светом. Внутренняя Монголия наоборот. В ней — много изумительного: юрты и планетолёты; чистая степь и — голографические глобусы.

    Новый проект Гинтовта - "Календарь Пресвитера Иоанна". В основу легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии. Эту тему поднимал ещё Лев Гумилёв в своих "Поисках вымышленного царства", считая личность Пресвитера — чисто пропагандистской инсинуацией времён Крестовых походов. Тем не менее, упоминание о нём (или подобном правителе) есть у Рабле, Сервантеса, Монтеня и Ариосто, что говорит само за себя: Пресвитер Иоанн, был он иль не был — многовековая мечта европейца-воителя о дивном царстве. Всенепременно — там, на востоке. Гинтовт, как впрочем, и всегда, не относит державу Превитера к Средним векам, но помещает её в заповедный, полуфантастический мир, имеющий отношение к Традиции и — вместе с тем — к прорыву. Довершает монгольскую тему «Статуя несвободы» - ордынский воин...с крыльями, как у римских орлов. Противопоставление знаменитой The Statue of Liberty, возжигающей огонь войны и стравливающей народы. Потому "несвобода" лишена отсылки к рабству или же игу. Она лишь — антитеза американизму.

    Дань высокой неоклассике — объекты комплекса ВДНХ...под водой. Коринфские завитки, изысканные балюстрады, каменные колосья и рога изобилия — всё оказалось трагически затоплено. Рыбы и морские животные — вот, кому достались красоты большевистского Версаля. Но есть ли тут печаль? Гинтовт категорически отрицает связь с Атлантидой — как уже упоминалось, атлантизм враждебен староевропейской цивилизации. Это — своеобразный Китеж-Град, ушедший под воду, и с тех пор считается: чистый душой сможет найти дорогу к нему или хотя бы увидеть.

    Выставка — многослойна и многомерна. Не только лишь картины и графика, но и видео-инсталляции. Например, панорама той "марсианской" Москвы — с летающими звёздами и сооружениями, напоминающими не то узорчатые юрты, не то — купола с храма Василия Блаженного. Удивляют и арт-объекты, вроде мотоцикла с оленьими рогами, ритуальными бусами и ориентальным ковриком вместо седла. Управление техникой при помощи потусторонней — шаманской — силы. Тут всё волшебно и — научно, как тот большой, замысловатый ковёр, в котором автор шифрует буддийские мандалы, математический знак бесконечности, рисунок кристаллической решётки, азиатский орнамент и ещё что-то, не поддающееся анализу. Можно ли одним словом охарактеризовать искусство Гинтовта? К счастью, невозможно. Он — весь в будущем и в прошлом. На планетолёте или в Китеж-Граде. В мире Икс.

    двойной клик - редактировать галерею