Алексей Беляев-Гинтовт: «Не обо всем имею право рассказывать. А


Продолжает набирать обороты скандал, вызванный вручением 10 декабря премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры».

Продолжает набирать обороты скандал, вызванный вручением 10 декабря премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры».

Это решение приняло авторитетнейшее жюри в составе Жан-Юбера Мартена (куратора следующей Московской биеннале современного искусства), Фридхельма Хютте (Deutsche Bank), Валери Хиллингс (Фонд Гуггенхайма), Александра Боровского (Русский музей), Андрея Ерофеева и Екатерины Бобринской.

Скандал начался еще на вручении премии, о чем писал портал Оpenspace. Главный приз вручал Борис Гройс, который сразу же тонко педалировал политическую составляющую этого события. По его словам, «в шорт-листе оказались три художника с ясными политическими позициями, поэтому, кого бы ни выбрало жюри, это не только эстетический, но и политический выбор».

Услышав фамилию победителя, номинант прошлого года Анатолий Осмоловский стал выкрикивать: «Позор!».

Затем последовало открытое письмо движения «Вперед» и группы «Что Делать?». Вот что художники пишут об Алексее Беляеве-Гинтовте: «С середины 90-х, находясь под влиянием доктрин протофашистского идеолога Дугина, он эпатирует «либеральную интеллигенцию» своим ультраправым пропагандистским декором, а в последние годы является стилистом Евразийского союза молодежи - крупной вождистской секты, выполняющей альтернативный подряд на эстетическое и идеологическое оформление имперских претензий российской власти. ...Это - хорошо знакомое по трагической истории XX века фашиствующее эстетство».

Эсхат-плакат от Беляева-Гинтовта // www.evrazia.org


Художники считают, что члены авторитетного жюри премии «легитимируют возможность откровенно фашистских высказываний в публичном пространстве». Причем гнев части художественного сообщества оказался направлен исключительно против члена жюри Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея.

Скандал достиг пика, когда Анатолий Осмоловский выступил со следующим письмом: «Всем! Надо вырабатывать общую стратегию. Стратегию травли Боровского, который вручил Беляеву премию. Именно травли. Так, чтобы он с ума сошел. Виленский прям-таки должен в Питере устроить скандал на какой-нибудь очередной помпезной презентации этого мудака. Например, можно собрать людей и всем плюнуть ему в харю публично. Здесь главное - масса. Чтобы людей было много. Одного Бренера недостаточно. Надо много харкотины - тогда это действует. И желательно не один раз, а методично хотя бы в течение полугода. Или придумайте что-нибудь другое. Только никакого искусства, перформансов. Они нейтрализуют протест. Всегда можно сказать: это художники... перформанс такой... искусство, понимаешь... С другой стороны, очевидна амальгама провокационного антиэстетизма Ерофеева и бездарного гламурного нацизма Борофского. Это две стороны одной медали. Антиэстетизм «Войны», балаганных «пиратов» «ПГ» требует компенсации в виде гламурного фашизма Беляева. Ерофеев себя окончательно дискредитировал. Он должен был выйти из жюри, а он, как я подозреваю, «обменял» Беляева на «ПГ». Либеральная проститутка. Борьба на два фронта - вот повестка дня для истинно прогрессивных художников. Против гламурного фашизма и дурного антиэстетизма».

В целом можно сказать, что Осмоловский не одинок в своем возмущении. Значительная часть арт-сообщества пребывает в состоянии шока. Даже радикально осторожный Иосиф Бакштейн, говоря о Беляеве-Гинтовте, заявил, что «решение жюри может быть истолковано как солидарность с его позициями». А весьма умеренный арт-критик Андрей Ковалев заметил, что включение художника Беляева-Гинтовта в шорт-лист премии Кандинского выражает «стремительную фашизацию правящего класса».

А. Беляев-Гинтовт. "Правый марш I" (2007)


В поддержку Осмоловского выступил еще одни мэтр российского арта - Богдан Мамонов. Он заявил, что «тысячу раз прав Осмоловский, когда говорит, что деятельность Ерофеева, «Войны», «ПГ» - это та же медаль, что и Беляев, только перевернутая наоборот».

Затем последовало заявление Гора Чахала, который бросил упрек в фашизме уже в лицо Осмоловскому: «Чем националист Гинтовт хуже коммуниста Осмоловского? Или марксиста Гутова, например? ...Фашизм - он и есть фашизм. Красный, коричневый или красно-коричневый. ...Цирк: фашист Осмоловский кричит фашисту Гинтовту «Позор!».

Арт-сообщество, видимо, не случайно считает работы Алексея Беляева-Гинтовта «ангажированным ультраправым искусством». Художники справедливо отмечают, что названия работ последней серии Алексея Беляева-Гинтовта, безусловно, говорящие: «Правый марш», «Наш сапог свят!», «Слава русскому оружию!», «Абсолютная родина», «Какой урон ты нанес врагу?!».

Напомним, что Евразийский союз молодежи позиционирует себя как «новых опричников», пропагандирует «этику опричнины», превозносит Ивана Грозного и Иосифа Сталина и заявляет, что «родина Русь превыше всего». ЕСМ близки культ насилия, милитаризм и неосталинизм. Так что ЕСМ, идеологом которого является Александр Дугин, а главным художником-стилистом - Алексей Беляев-Гинтовт, в либеральной прессе не случайно именуют «партией красного ренессанса».

Лидер организации П. Зарифуллин в своей книге «Энтузиазм» позитивно оценивает наследие большевизма, характеризует Сталина как «евразийского Прометея», «нового русского царя» и «титана». Позитивно характеризуются здесь Иван Грозный и Ежов. По мнению лидера ЕСМ, «в 37 году расстреляли тех, кого надо, - изменников Родины и врагов народа». ЕСМ также призывает к «восстановлению Святой Руси».

Глава ЕСМ также призывает возродить в России кровную месть: «Кровная месть является базовым традиционным обрядом евразийских народов. ...ЕСМ будет пестовать эти качества в сердцах своих соратников». Глава ЕСМ также призывает «выполнять карательные функции вместо государства».

В докладе к VI Евразийскому конгрессу интеллектуальной молодежи под названием «Русская политическая теория», озвученном ЕСМ 21 ноября 2008 года, черным по белому написано: «...русскость, или народность, должна стать ядром новой политической концепции. Всё для народа, ничего вне народа, ничего против народа. ...Вторым элементом должна как раз стать сама идея... Православие... более всего подходит на роль такой идеи... Следующим пунктом, логично вытекающим из двух вышеназванных, является государственная суверенность... или, говоря по-русски, самодержавие. ...В самодержавии разрешается на первый взгляд соединение... тяги к анархической вольнице и любви к сильному государю».

И Алексей Беляев-Гинтовт является главным художником этой организации. Что касается его личных пристрастий в искусстве, то он, как человек, имеющий архитектурное образование, в одном из последних интервью заявил, что ему близко тоталитарное искусство: «...благороднее сталинского архитектурного проекта и представить себе ничего невозможно... Сталинская архитектура - это эманация Солнца...»

Арт-сообществу показалось также знаменательным, что Алексей Беляев-Гинтовт создал художественное объединение ФСБ - Фронт Спокойного Благоденствия. На вопрос журналистки Оли Кузнецовой о значении этого названия он отметил, что в этом названии «...заключена обращенность... к образу государства как такового. Могу сказать всерьез, что впервые за всю свою сознательную жизнь я почти во всем согласен с политикой, проводимой в моей стране, и у меня нет желания сопротивляться и держать фигу в кармане. Напротив, я готов прийти на помощь госструктурам».

Между тем в шорт-лист премии Кандинского входил еще анти-коммунист и социал-демократ Борис Орлов и марксист Дмитрий Гутов. Так что решение жюри в любом случае иначе как политическим и не могло стать.

Акция протеста у входа на церемонию награждения Премии Кандинского 2008


» за 2008 г. в номинации «Проект года».

Биография

В 1985 окончил Московский архитектурно-строительный техникум (отделение жилых и общественных сооружений). В 1985-88 учился в МАРХИ (факультет градостроительства).

В 1988-1990 участник Свободной Академии, Москва -Санкт-Петербург . В 1990-1994 участник группы «Лаборатория мерзлоты» (далее «ЛМ», совместно с С. Кусковым, К. Преображенским).

В 1991 году занимает I место на «Первом международном фестивале видеоарта» (г. Ленинград). В 1992-1993 художник журнала интерпретационного искусства «Место печати».

С 1996 года - стипендиат Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП (ЮНЕСКО), Париж . В 1997 - участник движения «Новый Русский Классицизм», Санкт-Петербург .

C 2000 года - участник группы Ф. С. Б. (Фронт Спокойного Благоденствия), совместно с А. Молодкиным

В 2002-2003 - стилист партии «Евразия». С 2003 года - стилист Международного «Евразийского Движения» .

В 2008 награждён премией Кандинского в номинации «Лучший проект года» за выставку «Родина Дочь».

Взгляды

В каких собраниях работы

  • Коллекция Государственного Русского Музея .
  • Коллекция Академии изящных искусств Т. Новикова , Санкт-Петербург.
  • Новый музей , Санкт-Петербург.
  • Государственная Картинная Галерея, г. Нижний Тагил .

Персональные выставки

  • 1991 - «Оп» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея-оранжерея, Москва
  • 1991 - «Ой?» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей революции, Москва
  • 1991 - «Он» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея «Школа» , Москва
  • 1991 - «Ор» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей Калинина, Москва
  • 1992 - «Ох» («Вставка») (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей палеонтологии, Москва
  • 1993 - «Пасха» («Вставка»). («ЛМ»). Галерея «10 х 10», Санкт-Петербург
  • 1994 - «U-87» (совместно с К. Преображенским). Галерея «Риджина». Москва
  • 1994 - «Вызывает дух». XL Галерея, Москва
  • 1994 - «Стерилизация вещества». Галерея «Obscuri viri», Москва
  • 1995 - «Челюсти-2». XL Галерея, Москва
  • 1995 - «Челюсти-3». XL Галерея, Москва
  • 1996 - «Нижинский. Платиновый век». Argentine, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas - 1» (совместно с А. Молодкиным). Galerie de la Cite, Internationale des Arts, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas −2» (совместно с А. Молодкиным). Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas −111» (совместно с А. Молодкиным).
  • 1996 - Galerie «Nast a` Paris», Париж, Франция
  • 1996 - «Всадники. Платиновый век» (совместно с И. Дмитриевым). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
  • 1997 - «La Lance de Wotan» (совместно с А. Молодкиным). «AB» Galeries, Париж, Франция
  • 1997 - «850». XL Галерея, Москва
  • 1997 - «Ночь» (совместно с К. Преображенским). TV Галерея, Москва
  • 1997 - «Платиновый век. Костюмированный бал» (совместно с К. Преображенским). ЦСИ, Москва
  • 1998 - «Детям до шестнадцати» XL Галерея, Москва
  • 1998 - «Образ Врага» Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
  • 1999 - «SOLO» Галерея Якут. Ротонда. Москва.
  • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» (А.Беляев-Гинтовт, А.Молодкин и Г.Косоруков) Государственный Русский Музей. СПб.
  • 2001 - «PAX RUSSICA» (совместно с А.Молодкиным). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
  • 2001 - «Сновидение Samsung» (совместно с А. Молодкиным). Музей сновидений им. З. Фрейда, Санкт-Петербург
  • 2001 - «О спорт, ты мир» Группа « Ф. С. Б.» «Частная галерея», Санкт-Петербург
  • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» Музей архитектуры, Москва
  • 2002 - «Полюс» Группа «Ф. С. Б.». Галерея «Orel Art» , «Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis», Париж, Франция
  • 2003 - «Афины» (Совместно с М.Розановым) «Айдан Галерея», Москва
  • 2003 - «SKIN-XITS», Fine-art, Москва
  • 2004 - «Звезда», Якут галерея , Москва
  • 2004 - «Люди длинной воли», ДК «В Почёте», Москва
  • 2005 - «Боевые страницы», Крокин галерея , Москва
  • 2005 - «Privatio», Якут-галерея, Москва
  • 2006 - «Съезд», ВДНХ павильон «Культура», Москва
  • 2006 - «Почва», Якут-галерея, Москва
  • 2008 - «РОДИНА-ДОЧЬ», Галерея «Триумф» , Москва
  • 2010 - «Евразийский Парад Победы на Красной площади», Галерея «Триумф», Москва
  • 2012 - «55° 45′ 20.83″ N, 37° 37′ 03.48″ E», Галерея «Триумф», Москва

Групповые выставки

  • 1987 Выставка группы «Ирис». Пересветов пер., Москва Выставка в редакции журнала «Техника-молодежи», Москва
  • 1990 «SAINT-PARADIZE». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва
  • 1990 «Индивидуальные мифологии - новые образы». Дворец молодежи, Москва
  • 1990 «От лубка до инсталляции». Дворец искусства, Минск
  • 1990 «Линии мягкие и жесткие». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва
  • 1991 «Монохром». «Каширка», Москва
  • 1991 «Агасфер». («ЛМ»). Дворец молодежи, Москва
  • 1991 «АРТ МИФ 2». («ЛМ»). Манеж, Москва
  • 1991 «Новеченто». («ЛМ»). L Галерея. Центральный дом художника, Москва
  • 1992 «Диаспора». («ЛМ»). Центральный дом художника, Москва
  • 1992 «Проекты». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 1992 «В здоровом теле - здоровый дух». Фестиваль современного искусства. Центральный выставочный зал, Смоленск
  • 1992 «Искусство из первых рук, или Апология застенчивости». Галерея «Риджина», Москва
  • 1993 «Искусство как власть, власть как искусство». Центральный дом художника, Москва
  • 1993 Презентация журнала «Место печати» (совместно с К.Преображенским). ЦСИ, Москва
  • 1993 «Белые ночи». Якут Галерея, Москва
  • 1993 «Новые территории искусства». Государственный Художественный музей, Красноярск
  • 1993 «Two Museums». Sala Communale, Рим, Чампино, Вилетра, Италия
  • 1993 «Местное время». Петровский бульвар, Москва
  • 1994 «Chicago International Art Expo». XL Галерея. Chicago, USA
  • 1994 «Победа и поражение». Галерея «Obscuri viri», Москва
  • 1994 «Ночь искусства». Ночной клуб «Пилот», Москва
  • 1994 «Свободная зона». ТИРС. Краеведческий музей; Художественный музей, Одесса
  • 1994 «EUROPA-94». Munich Order Center (MOC), Мюнхен, Германия
  • 1994 «Пограничные зоны искусства». Фестиваль современного искусства. Художественный музей, Сочи
  • 1995 «Дух и почва II». «Каширка», Москва
  • 1995 «Kyiv Art Meeting». XL Галерея. Центр «Украинский Дом», Киев, Украина
  • 1995 «Interregnum». Verlag fыr Modern Kunst. ?юренберг, Германия
  • 1995 «Художник и модель». Галерея «Moscow Fine Art», Москва
  • 1995 «Мультипликация» (из коллекции современного искусства Музея-заповедника «Царицыно»). «Каширка», Москва
  • 1996 «Russische und Ukrainishe Kunstlerbucher». Мюнхен, Германия
  • 1996 «Секреты». Патриаршие пруды. Москва
  • 1996 Московский Форум Художественных Инициатив. Малый Манеж, Москва
  • 1996 Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва
  • 1996 Первый московский Фестиваль фотографии. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
  • 1996 «L`Exposition». Galerie de la Cite Internationale des Arts. Париж, Франция
  • 1996 «В гостях у сказки». ЦСИ, Москва (каталог)
  • 1996 «Художественные мастерские Москвы». Берлин, Германия
  • 1997 «1й Московский Международный Форум Художественных Инициатив»
  • 1997 «Тенденции и основы». Манеж, Москва
  • 1997 «Мир чувственных вещей в картинках - конец XX века», галерея М`АРС. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
  • 1997 «Art manege» 97 Манеж г. Москва.
  • 1998 «Про любовь» Будапешт, Хельсинки и т.д
  • 1998 «Фотобиенале 98» Манеж г. Москва.
  • 1998 «Копии Царя Соломона» Галерея «Точка» г. Москва.
  • 1998 «250 тысяч миль» Галерея Якут. Манеж г. Москва.
  • 1998 «3й Московский Международный Форум Художественных Инициатив» Айдан Галерея. г. Москва.
  • 1998 «Фестиваль Солнцеворот» Балтийский дом СПб.
  • 1999 «АРТ Москва» ЦДХ г. Москва.
  • 1999 «АРТ Манеж» «Евразийская Зона» Манеж г. Москва.
  • 2000 «Динамические пары» Галерея Гельмана. Манеж г. Москва.-ГРМ СПб
  • 2000 Глерея «Глаз» «5й Московский Международный Форум Художественных Инициатив» Манеж. Г.Москва.
  • 2000 «Коллекция Г.Осецимской» в.з. на Неглинной.
  • 2000 «Фотобиенале
  • 2000» ГЦВЗ Малый Манеж
  • 2000 «Kunstmarkt.Drecden» Germany
  • 2001 «Savanarolla 2» Галерея Гельмана, Москва.
  • 2000 Глерея «Глаз» Манеж. Москва.
  • 2001 «PARIFOTO» Париж.
  • 2001 «АРТ Манеж» Манеж, Москва.
  • 2002 «Парфенон» МУАР, Москва.
  • 2002 «Нарцисс» Якут галерея. Бутик «James», Москва
  • 2002 «Фотобиенале 2002» Москва.
  • 2002 «Портрет» Fine-art, Москва.
  • 2003 «Арт Ярмарка» Fine-art, Санкт-Петербург
  • 2003 «Арт Москва» (Айдан гал; Fine-art гал.) Б.Манеж, Москва
  • 2003 «Новое начало/современное искусство из Москвы», Дюссельдорф, Германия.
  • 2003 «Направление-запад/ Машина времени» гал. «Кино» Новый Манеж, Москва
  • 2003 «ART DIGITAL»
  • 2003 ЦСИ Марс, Москва.
  • 2003 «Пятая биеналле графики», Новосибирск
  • 2003 «Черно-белое кино», Галерея Кино, Малый Манеж, Москва.
  • 2004 «10 лет Новой Академии», Новая Академия, Санкт-Петербург
  • 2004 «Арт-Москва» (Якут-галерея), ЦДХ, Москва
  • 2004 «Арт-Манеж», Новая Академия, Санкт-Петербург
  • 2004 «Север-Юг», (галерея Кино), Новый Манеж, Москва
  • 2004 «Гендер», Музей Современного Искусства (Первая Московская Биеналле)
  • 2004 «Ч\Б», Галерея Гисич, Санкт-Петербург - Галерея Крокин, Москва
  • 2005 «Лёд 1», КЦ Школа драматического искусства А. Васильева
  • 2005 «Гроза», Галерея Крокин
  • 2005 «Киты сезона», Галерея Крокин
  • 2005 «Лёд 2», Галерея Кино
  • 2005 IX Биеналле графики, Калининград
  • 2005 «Луна и звезды», Якут Галерея, Москва
  • 2005 «Арт-Москва», Якут Галерея, Москва
  • 2006 «Арт-Москва», Якут Галерея, Москва
  • 2006 «Русский Павильон», Якут Галерея, Яхт клуб, Москва
  • 2006 «Новые поступления», Третьяковская Галерея, Москва
  • 2007 «Арт-Москва»
  • 2007 «Барокко», Московский музей современного искусства , Крокин Галерея, Москва
  • 2007 «Соц Арт: Современное политическое искусство России», Москва-Париж
  • 2008 «Пьета», Галерея Триумф, Москва
  • 2008 «Арт-Клязьма»
  • 2008 «Власть Воды» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
  • 2008 «Арт-Моска 2008» Центральный Дом Художника, Москва
  • 2008 "Номинанты «Премии Кандинского» Центральный Дом Художника, Москва
  • 2008 «Mockba!» Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2008 «Дэд Мороз» Галерея Триумф
  • 2009 «Биенале» ОАЭ
  • 2009 «Искусство про искусство» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
  • 2013 «Сны для тех, кто бодрствует» Московский музей современного искусства

Акции и перформансы

  • 1990 «Лукоморье» (перформанс). («ЛМ»). Москва
  • 1990 Проект кабельного телевидения. («ЛМ»). Москва
  • 1990 Проект «Мастерская аудиовизуальных экспериментов». («ЛМ»). Свободная Академия, Москва
  • 1991 «Мост» (перформанс. («ЛМ»). Крымский мост, Москва
  • 1991 Участие в Международном видео-симпозиуме. Санкт-Петербург
  • 1993 «Магазин». Магазин «Константин». Олимпийский комплекс, Москва
  • 1994 «Бассейн „Москва“» (совместно с ассоциацией «Искусство конца века»). Бассейн «Москва», Москва
  • 1994 «Художники против СПИДа». Клуб «Маяковский», Москва
  • 1995 «Мороженое - Искусство» (выставка-акция). Московский хладокомбинат «Айс-Фили», Москва
  • 1995 «Художники против секса». Ночной клуб «Манхэттен-Экспресс», Москва
  • 1995 «Убит - необит - I». Птюч -клуб, Москва
  • 1995 «Убит - необит - II». Птюч-клуб, Москва проект «Платиновый век. Мультимедиа в России» (совместно с К. Преображенским). Kunsthalle, Nurnberg; Академия изящных искусств, Берлин; Птючклуб, ОРТ, Москва
  • 2001 «Первомай» ДК. «Есклимонт» Парижская область. Франция. (Куратор Бугаев Африка)
  • 2003 Оформление первого съезда партии «Евразия». Свято-Данилов Монастырь, Москва.
  • 2003 «Душа золота» (Украшение). Сад Эрмитаж Театр «Сфера» , Москва.

Кураторские проекты

  • Создатель клуба «КРАЙ» (1 апреля - 1 октября г.)

Напишите отзыв о статье "Беляев-Гинтовт, Алексей Юрьевич"

Ссылки

  • Балаховская Фаина . // Артхроника . - 1 июля 2010 года.

Примечания

Отрывок, характеризующий Беляев-Гинтовт, Алексей Юрьевич

a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Пьер накануне того воскресенья, в которое читали молитву, обещал Ростовым привезти им от графа Растопчина, с которым он был хорошо знаком, и воззвание к России, и последние известия из армии. Поутру, заехав к графу Растопчину, Пьер у него застал только что приехавшего курьера из армии.
Курьер был один из знакомых Пьеру московских бальных танцоров.
– Ради бога, не можете ли вы меня облегчить? – сказал курьер, – у меня полна сумка писем к родителям.
В числе этих писем было письмо от Николая Ростова к отцу. Пьер взял это письмо. Кроме того, граф Растопчин дал Пьеру воззвание государя к Москве, только что отпечатанное, последние приказы по армии и свою последнюю афишу. Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием 4 й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка. Хотя ему и не хотелось напоминать Ростовым о Болконском, но Пьер не мог воздержаться от желания порадовать их известием о награждении сына и, оставив у себя воззвание, афишу и другие приказы, с тем чтобы самому привезти их к обеду, послал печатный приказ и письмо к Ростовым.
Разговор с графом Растопчиным, его тон озабоченности и поспешности, встреча с курьером, беззаботно рассказывавшим о том, как дурно идут дела в армии, слухи о найденных в Москве шпионах, о бумаге, ходящей по Москве, в которой сказано, что Наполеон до осени обещает быть в обеих русских столицах, разговор об ожидаемом назавтра приезде государя – все это с новой силой возбуждало в Пьере то чувство волнения и ожидания, которое не оставляло его со времени появления кометы и в особенности с начала войны.
Пьеру давно уже приходила мысль поступить в военную службу, и он бы исполнил ее, ежели бы не мешала ему, во первых, принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны, и, во вторых, то, что ему, глядя на большое количество москвичей, надевших мундиры и проповедывающих патриотизм, было почему то совестно предпринять такой шаг. Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он l"Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвечно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно совершиться.

У Ростовых, как и всегда по воскресениям, обедал кое кто из близких знакомых.
Пьер приехал раньше, чтобы застать их одних.
Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину.
Он, пыхтя и что то бормоча про себя, вошел на лестницу. Кучер его уже не спрашивал, дожидаться ли. Он знал, что когда граф у Ростовых, то до двенадцатого часу. Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него плащ и принимать палку и шляпу. Пьер, по привычке клубной, и палку и шляпу оставлял в передней.
Первое лицо, которое он увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он внал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его. Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.
– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.
– Нет… Отчего же? Напротив… Но отчего вы меня спрашиваете?
– Я сама не знаю, – быстро отвечала Наташа, – но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меля важны и как вы много для меня сделали!.. – Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах. – Я видела в том же приказе он, Болконский (быстро, шепотом проговорила она это слово), он в России и опять служит. Как вы думаете, – сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, – простит он меня когда нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?
– Я думаю… – сказал Пьер. – Ему нечего прощать… Ежели бы я был на его месте… – По связи воспоминаний, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он, утешая ее, сказал ей, что ежели бы он был не он, а лучший человек в мире и свободен, то он на коленях просил бы ее руки, и то же чувство жалости, нежности, любви охватило его, и те же слова были у него на устах. Но она не дала ему времени сказать их.
– Да вы – вы, – сказала она, с восторгом произнося это слово вы, – другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что… – Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.
В это же время из гостиной выбежал Петя.
Петя был теперь красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами, похожий на Наташу. Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдет в гусары.
Петя выскочил к своему тезке, чтобы переговорить о деле.
Он просил его узнать, примут ли его в гусары.
Пьер шел по гостиной, не слушая Петю.
Петя дернул его за руку, чтоб обратить на себя его вниманье.
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя.
– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»

«Изменилась человечья основа России . Родились мощные люди будущего» .

Владимир Маяковский (из статьи 1914 года ).

Археофутуризм — ощущение глубины и высоты. Древность ощущается, как сияющее послезавтра, а в мирах грядущего становятся различимы контуры праистории. Как у Велимира Хлебникова, который называл себя "будетлянин" - по аналогии с европейскими футуристами, но при этом использовал старославянские обороты, полагая именно их — языком будущего. Как было у Ивана Ефремова, чьи фантастические века — с вечно-юными космонавтами, физиками и генетиками — наполнены культом язычества, а девушки соревнуются в танце на Празднике Пламенных Чаш. Будущее равно прошлому, а прошлое неотделимо от будущего. Художник Алексей Беляев-Гинтовт — консервативный революционер (или революционный консерватор?). Классицизм и — авангард. Выстраивание утопий, но тут же — обращение к археологическим пластам. Красный цвет — не то сакральный, не то — комиссарский. Или — дизайнерский? В одном из своих интервью Алексей сказал, что «...динамический консерватизм даёт художнику гораздо больше, нежели привычные формы актуального искусства, которые пришли к нам с Запада» .

Гинтовта нельзя назвать постмодернистом хотя бы потому, что в его произведениях напрочь отсутствует игра. Его кредо: "новая серьёзность". Отказ от эпатирования. Поиски возвышенного образа. В наше время чересчур много стёба, фарса и перфоманса, чтобы идти в этом сомнительном направлении. «Призыв к серьёзности на территории актуального искусства предельно благороден» , - утверждает мастер. Русское — всегда серьёзно. Это — массивы, расстояния и вехи. Космос и роман-эпопея. Это — грандиозность.

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева - Гинтовта " Х" , которая объединит проекты, созданные художником за последние десять лет. Простое и ёмкое название — Х. Икс — неизвестная или переменная величина в математике. Будущее — скрыто. Оно — икс-параметр. Прошлое — мало изучено (мы знаем историю по отрывкам и легендам), а потому и оно — категория-икс. Владимир Маяковский выразил: «— Поэзия вся ! езда в незнаемое» . В пространство-икс. Человек выбирает путь и — свою реальность. Картина "Парад Победы — 2937" - сталинская феерия и поступь грозных богов. Здесь — Египет и Спарта выстроены в единую линию духа. Однако же это — 2937 год. Быть может, успеем.

П очерк Алексея Гинтовта легко узнаваем . Поэтому его столь часто (и ловко, то есть — без указания имени!) цитируют на всевозможных сайтах, посвящённых, как евразийству, так и советской эстетике. Эти формы и контуры невозможно перепутать с чем-нибудь иным. Кремлёвские звёзды, летящие над преображённой Москвой. Сновидческие дворцы-юрты. Багряно-алые — совершенно неземные — облака. Покажется, что это и не Земля вовсе, а — Марс. Любимая точка притяжения — туда надо лететь, покорять, ...завоёвывать или отвоёвывать. От наивной богдановской «Красной звезды» и претенциозных "Пылающих бездн" Николая Муханова до "Фаэтов" и "Аэлиты". Задушевное: «Утверждают космонавты и мечтатели , / Что на Марсе будут яблони цвести» . Есть ли жизнь на Марсе? А если нет — отстроим. Красная площадь на красной планете. Воплотим утопические грёзы: в сюжетах Алексея Гинтовта часто является Наркомтяжпром братьев Весниных и Дворец Советов в его утверждённом варианте. (Гинтовт — архитектор по образованию, поэтому его привлекает "бумажная архитектура"). Планета Марс — покровитель кшатриев. Художник изображает кшатрийскую цивилизацию: воинский дух, сплочение, ярость. Но ярость — священная. Вот — витязь, держащий в руках модель земного шара — со звездой в центре. Победивший советский мир. Правда, иной раз кажется, что это не тот СССР, который мы потеряли (или, если быть честными — предали); это — какая-то параллельная система, где не было и не могло быть наших расслабляющих 70-х. Даже Оттепель не проступает. Что-то от замятинского «Мы», только в более человечном и - творческом варианте: «Вам предстоит ещё более славный подвиг : стеклянным , электрическим , огнедышащим Интегралом проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной» . И если «номера» Замятина боялись и ненавидели фантазию, то люди-клинки Алексея Гинтовта — исполнены ею.

Художник верен красному цвету - тот гораздо сложнее многих — пусть более «изысканных» оттенков. Семантика — невероятна. Первобытность и авангардизм — соединены в любви к вечно-полыхающему цвету. Гёте рассматривал его, как идеальное соединение полюсов жёлтого (радость) и синего (спокойствие), а потому глаз воспринимает «совершенное удовлетворение». Правильно подобранный красный производит впечатление « ... серьёзности , достоинства или прелести и благоволения» . Это — цвет власти. Но власти — боевитой и уверенной в себе. Кандинский сравнивал красный — со звуком трубы, с призывом. Это — пробуждение. Картины Гинтовта — заря. Солнце, встающее на Востоке.

Одна из ведущих тем евразийство , как противостояние англо-атлантизму. Честь и служение против монетаризма и хитрости. Целый зал посвящён Монголии — здесь и зарисовки национальных платьев, и портреты барона Унгерна, и географические карты. У Виктора Пелевина есть примечательный термин, который знают даже те, кто никогда не читал его книг. «Внутренняя Монголия называется так не потому , что она внутри Монголии . Она внутри того , кто видит пустоту , хотя слово " внутри " здесь совершенно не подходит» . Монголия Гинтовта имеет совершенно пелевинское звучание, разве что она — вовне и наполнена живым светом. Внутренняя Монголия наоборот. В ней — много изумительного: юрты и планетолёты; чистая степь и — голографические глобусы.

Новый проект Гинтовта - "Календарь Пресвитера Иоанна". В основу легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии. Эту тему поднимал ещё Лев Гумилёв в своих "Поисках вымышленного царства", считая личность Пресвитера — чисто пропагандистской инсинуацией времён Крестовых походов. Тем не менее, упоминание о нём (или подобном правителе) есть у Рабле, Сервантеса, Монтеня и Ариосто, что говорит само за себя: Пресвитер Иоанн, был он иль не был — многовековая мечта европейца-воителя о дивном царстве. Всенепременно — там, на востоке. Гинтовт, как впрочем, и всегда, не относит державу Превитера к Средним векам, но помещает её в заповедный, полуфантастический мир, имеющий отношение к Традиции и — вместе с тем — к прорыву. Довершает монгольскую тему «Статуя несвободы» - ордынский воин...с крыльями, как у римских орлов. Противопоставление знаменитой The Statue of Liberty, возжигающей огонь войны и стравливающей народы. Потому "несвобода" лишена отсылки к рабству или же игу. Она лишь — антитеза американизму.

Дань высокой неоклассике — объекты комплекса ВДНХ...под водой. Коринфские завитки, изысканные балюстрады, каменные колосья и рога изобилия — всё оказалось трагически затоплено. Рыбы и морские животные — вот, кому достались красоты большевистского Версаля. Но есть ли тут печаль? Гинтовт категорически отрицает связь с Атлантидой — как уже упоминалось, атлантизм враждебен староевропейской цивилизации. Это — своеобразный Китеж-Град, ушедший под воду, и с тех пор считается: чистый душой сможет найти дорогу к нему или хотя бы увидеть.

Выставка — многослойна и многомерна. Не только лишь картины и графика, но и видео-инсталляции. Например, панорама той "марсианской" Москвы — с летающими звёздами и сооружениями, напоминающими не то узорчатые юрты, не то — купола с храма Василия Блаженного. Удивляют и арт-объекты, вроде мотоцикла с оленьими рогами, ритуальными бусами и ориентальным ковриком вместо седла. Управление техникой при помощи потусторонней — шаманской — силы. Тут всё волшебно и — научно, как тот большой, замысловатый ковёр, в котором автор шифрует буддийские мандалы, математический знак бесконечности, рисунок кристаллической решётки, азиатский орнамент и ещё что-то, не поддающееся анализу. Можно ли одним словом охарактеризовать искусство Гинтовта? К счастью, невозможно. Он — весь в будущем и в прошлом. На планетолёте или в Китеж-Граде. В мире Икс.

двойной клик - редактировать галерею

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
При поддержке Triumph Gallery

Алексей Беляев-Гинтовт

Дата проведения: 8 ноября - 3 декабря, 2017
Адрес: MMOMA, Петровка 25 (3 этаж)

КУРАТОР: Надежда Миндлин

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева-Гинтовта «Х», которая объединит проекты, созданные художником за последние 10 лет.

Название выставки как обозначение декады собственного пути - отрезка внутреннего времени - отсылает к автономности художника по отношению к современности - настоящему художник предпочитает будущее, обращенное в прошлое. Внимание к традиции как проявление авангардности восходит к причастности Гинтовта к движению «новой серьезности» и еще раньше - к неоакадемизму Тимура Новикова. Наследуя от Новой Академии эстетику классических форм в сочетании с современным пониманием материала, Гинтовт облекает в нее высказывания на политические темы в ракурсе утопического проектирования, основанного на историческом контексте и литературной традиции. Образность Гинтовта сочетает футуристическое прогнозирование, отсылающее к проектам авангардистов и советской бумажной архитектуре, с пародированием государственной патриотической риторики и научной фантастикой в духе ретрофутуризма. Конструируя взгляд на государство будущего из прошлого, Гинтовт вскрывает настроения современности, о чем свидетельствует непрекращающаяся полемика вокруг политического уклона работ художника и его неоевразийских взглядов.

Помимо известных работ Гинтовта: «Русский лес» (2006), «Родина-дочь» (2007), «Парад Победы 2937» (2010), «55° 45’ 20.83’’ N, 37° 37’ 03.48’’ E» (2012), - выставка в ММОМА покажет ранее не выставлявшийся проект «Глубина» (2011) и массив концептуальной графики и предметов для нового масштабного видео «Календарь Пресвитера Иоанна», над которым автор работает с 2015 года по настоящее время. В основу фильма легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии.

Свойственные Гинтовту выбор и применение материала в образных целях обуславливают многообразие представленных на выставке техник - традиционные для художника холсты с ручной печатью на сусальном золоте дополнят видеоинсталляции, лаковые панели, тханки и скульптуры.

О художнике:

Алексей Беляев-Гинтовт родился в Москве в 1965 году. В 1985-88 гг. учился в МАрхИ. Живет и работает в Москве. Избранные персональные выставки: «55°45’20.83’’ N, 37°37’03.48’’ E» (галерея «Триумф», 2012), «Родина-дочь» (галерея «Триумф», 2008; Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, 2002). В 2008 году за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры» Беляев-Гинтовт получит премию Кандинского, главную российскую премию в области актуального искусства.

Работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, Государственного Русского Музея, Академии изящных искусств Т. Новикова (Санкт-Петербург), Нового музея (Санкт-Петербург), Государственной Картинной Галереи (Нижний Тагил), Фонда культуры «Екатерина» (Москва), Московского музея современного искусства, ГЦСИ (Москва), фонда современного искусства им. С. Курехина, а также коллекциях Р.А. Кадырова (Грозный), Феликса Комарова.

Иностранные члены жюри, объясняя свой интерес к твоим работам, говорят, что ничего подобного у себя на Западе они не видели. ...Складывается впечатление, что кульминацией твоего творчество должен стать осязаемый триумф Русской Империи во всей его конкретике.

Беляев-Гинтовт: Конечно, в этом-то все и дело! Я предложил в своих работах вид новой столицы объединенной Евразии. Я протранслировал на всю эту цивилизацию этот вид. Евразийский парад на Красной площади - детальный эскиз события, в том числе состояния человека. Что ещё касается конкретики: самое полное представление я получил о ней, 5 часов находясь под кинжальным огнем у входа в Останкино в октябре 1993-го.

Для людей, которые были в те годы детьми, это, наверное, звучит невероятно...

Беляев-Гинтовт: А что касается молодежи, то каков же был ужас американской социологической службы, которая, опросив детей перестройки - молодых россиян до 23 лет - получила ответ, что 56 % из них в целом за Сталина. Однозначно – «да» или «скорее да, чем нет» - 56 % - людей, рожденных после 1985 года. Причем, по стране по-разному - до 85 %.

Скажи, а как ты воспринимаешь западную эстетику, признаешь ли ты за ней наличие привлекательности - в каких-то формах, в которых Запад себя преподносит? Какая-то образность есть у Запада, которая может быть позитивно оценена?

Беляев-Гинтовт: Это тема бездонного клокочущего ужаса. Если главный художник Америки, по факту, и планеты - Мэтью Барни, а главный художник Англии - делает акулу, распиленную на срезы и заформалиненную в огромном аквариуме в барочной раме, – признаю: силен сатана! Если символом Христа является рыба, то здесь мы видим полную противоположность!

Иностранные члены жюри просто не поняли, что твоё искусство – не декаданс, не шутка, не эпатаж. Ты абсолютно серьёзен, и в этом – твоё кардинальное отличие от подавляющей массы современных художников. Но каким образом ты сам представляешь себе явление декаданса...?

Беляев-Гинтовт: Ну, если советских шестидесятников считать пародией на Серебряный век, то истоки отечественного декаданса новейшего времени, безусловно, находятся там. Сейчас их дети и внуки совершенствуются в искусстве пламенеющего декаданса, образно обозначенном как актуальное искусство.

Можем ли мы... сказать, что современная культура подходит к фазе ритуального уничтожения?

Беляев-Гинтовт: Самоуничтожения! Безусловно...

А каков он – твой эсхатологический пафос – в нём больше оптимизма или пессимизма?

Беляев-Гинтовт: Конечно же, оптимизма! Конец Света и светлое Христово Воскресение! И уже, отталкиваясь от этого оптимистического пафоса, развивается беспощадная критика современности. Прочитал недавно заметку без подписи в одной из ранних «Лимонок». Некто пишет: «Товарищ, сидя у телевизора, убери звук, закрой глаза, прочти про себя десять раз Отче Наш. Открой глаза, включи звук. - Что ты видишь? Правильно, бесы!»

Вот же в чём твоя уникальность как художника современности: ты сознательно живёшь и творишь на стороне того, что понимаешь как Правое Дело.

Беляев-Гинтовт: Совершенно верно. В первой юности я бредил открытием, мне казалось, что я совершу его вот сейчас. Вот прямо сейчас – вспыхнет, озарит – я или лопну, или успею зафиксировать это открытие, но я даже не представлял себе область приложения! Будет ли это вечный двигатель или некий закон мироздания, который будет в то же время вечным двигателем… Или я получу философский камень, который является и тем, и другим в каком-то смысле. Доходило до того, что я головой натыкался на стены, ощущая сутками приближение этого открытия. Открытие пришло извне – это евразийство!

А часто ли ты смотришь кино? Какое кино ты любишь?

Беляев-Гинтовт: Я собрал и отнес на помойку все фильмы Запада, оставив только несколько фильмов раннего Фассбиндера и несколько фильмов Пазолини. Все остальное разбил молотком и снес на помойку. Сейчас я коллекционирую советское кино 30-х годов. Этой весной произошел вброс: во всех магазинах, во всяком случае, Москвы, - разом появилось никем не виданное советское кино конца 30-х. Сотни новых названий, которые ничего не говорят даже искусствоведам - кино-искусствоведам, с которыми я общаюсь! Почти все эти фильмы о работе ГПУ, о спецоперациях и так далее. Короче, фильмы о чекистах - невероятного качества. Я думаю, что на то время они помещались, условно говоря, в графе «В»... Но поражает имперское качество этих работ! Безупречно все, особенно - отношение к человеку в пейзаже. Все фильмы так или иначе рассказывают о событиях на границе, и за это время мы успеваем осознать природу этой границы и военно-политическую обстановку на ней. Речь идет о западных границах - с Польшей, Румынией, Венгрией. А также с Турцией, Китаем, Ираном, Афганистаном и Японией. На каждую из этих границ приходится по несколько фильмов, где чрезвычайно интересно выстроена интрига. Романтика дальних странствий и опасных приключений завораживает! И, как правило, в самый трагический момент, когда напали бело-бандиты или басмачи, один из членов геолого-разведочной экспедиции, доселе неприметный, вдруг берет руководство на себя. И прилетают серебристые аэропланы и сбрасывают бомбы на головы бело-бандитов! Те разбегаются в ужасе при приближении отрядов Красной Армии… Одним словом, победа явлена во всей своей конкретности. Империя отвечает в грозном блеске! Из этих фильмов видно, насколько сейчас кинематографисты разучились видеть пейзаж. Это катастрофа.

Но современным людям мешает боязнь трудностей. Люди чувствуют себя слабыми. Вполне возможно, что некоторых из них потому так злят твои работы, что в них они читают требование, выполнить которое они не в состоянии. Ты согласен с такой постановкой вопроса?

Беляев-Гинтовт: Безусловно. Может быть, одна из тайн перестройки и разоблачения сталинизма - это отсутствие горячей воды в лагерях и трудовых коммунах. Я почти уверен, что идеологи разведывательно-диверсионных служб Запада где-то в подвалах простроили на экранах своих ЭВМ и эту кривую. Исходя из того, что современный человек не может представить второй день своего существования без горячего душа – можно предположить, что нашу страну зарезал горячий душ.

И в то же время нас беспокоит какая-то странная ностальгия по советскому прошлому. Не даром все финалисты премии тем или иным образом обращались к советской теме. Советская эстетика, хотя, как правило, выхолощенная, становится сейчас востребованной. Что заставляет нас хотеть в той или иной форме вернуться туда?

Беляев-Гинтовт: Коварные телевизионщики, видимо, желая посмеяться над так называемым простым человеком, продемонстрировали видео-опрос: мужичонка в болоньевой куртке - буквально очки подвязаны изолентой – на вопрос, нужна ли России многопартийная или однопартийная система, внимательно посмотрел в камеру и сказал: «Все победы были при однопартийной, все поражения – при многопартийной. Сами и думайте».

Интервью подготовил Илья Дмитриев. Публикуется с сокращениями. http://www.evrazia.org/article/786 .

Почему ваше новое объединение называется "ФСБ"?

Беляев-Гинтовт: В нем заключена обращенность (посредством образа тайной службы, которая всегда находилась на стороне государства) к образу государства как такового. Могу сказать всерьез, что впервые за всю свою сознательную жизнь я почти во всем согласен с политикой, проводимой в моей стране, и у меня нет желания сопротивляться и держать фигу в кармане. Напротив, я готов прийти на помощь госструктурам.