Методика обучения пению в придворной певческой капелле. Капелла придворная певческая

История Придворной Певческой Капеллы и ее роль в музыкальном образовании России

Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки, лицей №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

С приходом к власти Петра Iи основанием им новой столицы российского государства Санкт-Петербурга в 1703 году центр музыкального образования переносится из Москвы на берега Невы. В 1713 году Петром был организован Придворный хор, в состав которого входили Государевы певчие дьяки. Хор Государевых певчих дьяков был личным хором русских царей, он участвовал в различных дворцовых церемониях и находился в Москве в резиденции русских государей. Петр переименовывает хор в Придворных певчих и переводит его в новую столицу. Будучи большим любителем церковного пения, он уделяет серьезное внимание своей капелле. Как пишет Локшин: «Многие певцы хора, обратившие на себя внимание качеством своих голосов, выходили в «знатные люди».

После смерти Петра значение Придворного хора возрастало, и 21 сентября 1738 года императрица Анна Иоанновна издала указ об организации в городе Глухове школы для подготовки певчих для Придворного хора. Вот как характеризовал значение школы генерал-аншеф Яков Кейт в своем донесении: «набирать со всей Малой России из церковников, также из казачьих и мещанских детей и прочих и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их регенту обучить киевскому и партесному пению, и которые пению обучены будут, из тех по вся году лучших присылать ко двору Е.И.В. человек по 10, на то место паки вновь набирать».

Такая же школа по указу Анны Иоанновны 1740 года была организована в Санкт-Петербурге. Указ гласит следующее: «повелеваем отныне впредь для придворной капеллы содержать при дворе нашем из малолетних малороссийского народа людей обученных нотного пения до двадцати человек, которых в удовольствие придворной копеллии на разных приличных той копеллии инструментах обучать».

К моменту восшествия на престол Екатерины IIхор Придворной Певческой капеллы насчитывал около 100 человек - 48 взрослых и 52 мальчика. Будучи поклонницей итальянского музыкального стиля императрица поручает надзор за капеллой итальянскому капельмейстеру Бальдазаре Галуппи, а директором капеллы в 1763 году становится Марк Федорович Полторацкий, заведующий школой в городе Глухове. В этот период капелла достигает высокого певческого мастерства. Однако, своими наивысшими достижениями она обязана деятельности замечательного русского музыканта, композитора и педагога Д.С. Бортнянского - выпускника глуховской школы. После обучения в Италии Бортнянский возвращается в Россию, и в 1769 назначается управляющим капеллой. Получив должность руководителя капеллы, Бортнянский проводит ряд прогрессивных мер, которые повышает профессиональные качества хора. В частности, он добивается отмены участия хора в оперных спектаклях, а также заботится о повышении материального уровня певцов. Известно большое количество отзывов современников Бортнянского, характеризующих его как замечательного педагога. Так, известный русский композитор Варламов - ученик Бортнянского пишет о нем следующее: «Семидесятилетний старичок возьмет фальцетом, и так нежно, с такою душою, что остановишься от удивления». А С.В. Смоленский характеризует хор капеллы под управлением Бортнянского следующим образом: «Хор…был приучен петь звучно, с тщательными оттенками и с отличным произношением слов. Крик и вычурные эффекты были совершенно изгнаны из исполнения капеллы, ставшей оттого петь умно и просто… Капелла стала руководительницей русского пения».

Помимо руководства хором Придворной Певческой капеллы Бортнянский работал и с другими хоровыми коллективами. В этой связи известны хор Сухопутного кадетского корпуса, Смольного института, хор графа А.К.Разумовского.

После смерти Д.С.Бортнянского в 1825году директором Придворной Певческой Капеллы становится Ф.П.Львов, который во многом продолжил традиции обучения певчих, заложенные Бортнянским. О том, что в это время мастерство певчих оставалось на достаточно высоком уровне, свидетельствуют донесения капитана 2-го ранга прусского гвардейского полка Эйнбека, хорошо знавшего хоровое дело, направленного прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Прусский король был восхищен звучанием хора капеллы и хотел по ее образцу создать хор берлинского протестантского собора (Dom-Chor). В своих донесениях Эйнбек пишет о том, что малолетние певчие получают достаточно серьезное образование. Они обучаются не только музыке, но и проходили общеобразовательные предметы, что позволяло им в случае потери голоса перейти на гражданскую службу или на военную в чине офицера.

Однако со временем, этот уровень значительно снижается. Вот, что пишет Ф.П.Львов в своем письме Николаю I: «Нет достаточных средств к приличному обучению малолетних певчих. Дети обучаются только пению, не получая никакого образования».

В 1836 году на должность директора капеллы назначается А.Ф.Львов. А в 1837 году руководителем хора капеллы становится М.И.Глинка. Несмотря на достаточно непродолжительный срок деятельности на этом посту Глинка старается изменить к лучшему существующую систему обучения. В своих записках он пишет следующее: «Я взялся учить их музыке, т.е. чтению нот, и исправить интонацию, по-русски - выверить голоса…Когда в первый раз явился я для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников; большая часть больших певчих стояла поодаль с видом недоверчивым, и даже некоторые из них усмехались. Я, не обращая на то внимания, принялся за дело так усердно и скажу, даже ловко, что после нескольких уроков все почти большие певчие, даже и такие, у которых были частные и казенные уроки, приходили ко мне на лекции». В 1838 году Глинка отправляется на Украину для набора детей в хор капеллы. Также в период его деятельности на должности руководителя хора в капелле были организованы инструментальные классы. Однако обстановка, сложившаяся к этому времени в капелле не позволила Глинке максимально проявить свои педагогические идеи, что и стало причиной его ухода из этого заведения в 1838 году.

На смену Львову в 1861 году на должность директора Придворной Певческой Капеллы приходит Бахметев, его деятельность не имела какого-либо серьезного значения для развития этого заведения. Наоборот, при Бахметеве в капелле были закрыты инструментальные классы. В этот период капелла постепенно теряет прежний статус передового учебного заведения, так как ее значение ослабевает перед активно возрождающимся Синодальным хором и училищем в Москве. Лишь с приходом на пост директора капеллы в 1883 году графа С.Д. Шереметева, а на должность управляющего капеллой замечательного музыканта М.А.Балакирева эта ситуация несколько изменяется. Важные преобразования в учебном процессе капеллы были связаны также с деятельностью Н.А.Римского-Корсакова, которого Балакирев приглашает помощником управляющего капеллой. Вот как характеризует Римский-Корсаков состояние обучения в капелле на момент своего прихода: «Безграмотных… мальчиков забитых и невоспитанных, кое-как обучаемых скрипке, виолончели или фортепиано, при спадении с голоса большею частью постигала печальная участь…Из них выходили писцы, прислуга, провинциальные певчие, а в лучших случаях невежественные регенты или мелкие чиновники… Весь строй учебного дела как по инструментальному классу, так и по регентской специальности, установленный автором «Боже, царя храни», никуда не годился. Надо было все переделать или, лучше сказать, создать новое». Так, в капелле реформируется инструментальный класс, создается оркестровый класс, а также принимается новая программа обучения регентов. Руководители капеллы наряду со специальными предметами делают акцент на повышение общего уровня учащихся.

Однако, в 1893 году Римский-Корсаков оставляет капеллу, а вслед за ним - в 1895 году из капеллы уходит и М.А.Балакирев. На должность Балакирева заступает композитор А.С.Аренский, который не оставил какого-либо серьезного следа в деятельности этого заведения. В 1901 году в капеллу по личному настоянию императора Николая Iприходит С.В.Смоленский. Но его взгляды на церковное пение, активно развивавшиеся в Синодальном хоре и училище, не встретили поддержки в стенах Придворной Певческой Капеллы. И, как пишет Гарднер: «Его энергия и его воззрения на церковное пение, так ярко выявившиеся в стилистическом направлении московского Синодального хора и Синодального Училища разбились о твердую, установившуюся и ставшую господствующей музыкальную традицию Придворной певческой капеллы с ее равнением церковного пения на общеевропейскую музыку» .

Через два года Смоленский подает в отставку. Однако, несмотря на серьезные изменения в руководстве капеллы, она вплоть до революции остается крупнейшим учебным заведением в России, а также ее хор является одним из лучших. В 1917 году Придворная Певческая Капелла утрачивает свой статус духовного заведения, а в 1922году она переименовывается в Государственную Академическую капеллу имени М.И.Глинки.

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а 16 (27) мая 1703 года принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Вот уже несколько столетий первый русский профессиональный хор не перестает удивлять и восхищать своим мастерством. Роберт Шуман писал в своем дневнике: «Капелла - самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно...». Восторженно отзываются о Придворном хоре Ференц Лист и Адольф Адан. Интересны впечатления Гектора Берлиоза: «Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих - это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории». В.В.Стасов писал: «Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?... Только у нас мы встречаем такое мастерство...».

Об искусстве Певческой капеллы уже в XX веке восторженно отзывался греческий дирижёр Димитриос Митропулос: «…Не только никогда не слышал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо света». «Концерт Российского государственного хора показал образцы хорового искусства, стоящего на недосягаемой высоте», - писала швейцарская пресса в 1928 году после триумфальных гастролей хора Капеллы в Европе.

За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. в составе хора появились мальчики. В 1738 году, по указу императрицы Анны Иоанновны, для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове. В 1740 году, по её же указу, было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нём хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» и др.

С 1837 по 1861 год управляющим Придворной капеллой был Алексей Фёдорович Львов, автор музыки гимна «Боже, Царя храни!», скрипач с мировым именем, композитор, а также выдающийся инженер путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования.

1 января 1837 года, по инициативе государя, капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трёх лет. Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы.

В 1850 году Львовым было организовано Концертное общество при Придворной капелле, сыгравшее огромную роль в музыкальном просвещении России. Местом деятельности Общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями - её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы.

В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра - Придворного музыкантского хора - завершилось формирование структуры Придворной певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус).

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утвержден Николай Андреевич Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет - целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). Хор продолжил активную концертную деятельность. В репертуаре хора произошли значительные перемены. Программы многочисленных выступлений Капеллы 1917-1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. Помимо этого, в репертуар хора были включены лучшие образцы мировой классики: Реквием Моцарта, «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, Девятая симфония и Месса Бетховена, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.

В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

В 1920 году в хор Капеллы впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами выдающихся хормейстеров и педагогов - Михаила Климова и Палладия Богданова. В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли хора прошли с исключительным успехом.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт, остальной состав Капеллы и её хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Под руководством главного дирижера Елизаветы Кудрявцевой Капелла дала 545 концертов в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов.

В 1943 году художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Дмитревский, один из крупнейших советских хормейстеров. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара. Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки. В 1982 году, впервые, после более полувекового перерыва, была исполнена «Всенощная» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII-ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Важное место в репертуаре Капеллы занимают произведения современных композиторов.

На протяжении всей своей многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим как произведения для хора a cappella , так и большие ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Именно этот широкий диапазон определяет в наши дни творческое лицо Певческой капеллы. С воссозданием в 1991 году в Капелле симфонического оркестра, со сцены Капеллы стали регулярно звучать крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения.

Работая над совершенствованием вокального мастерства хора, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко придает большое значение режиссуре исполняемых произведений, композиционной законченности их сценического воплощения. Благодаря этому, каждый концертный номер превращается в ярчайшее по психологической глубине и образности выражения художественное полотно.

Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее, США. Восторженными откликами сопровождаются выступления хора на международных фестивалях. В ноябре 2001 года, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Певческая капелла Санкт-Петербурга принимала участие в крупнейшей международной акции - благотворительном концерте «Святыни России», собравшем под сводами Большого театра лучшие творческие силы.

Зарубежные СМИ во время гастролей хора Капеллы неизменно публикуют рецензии в восторженных тонах, определяя его место среди лучших певческих ансамблей мира.

Певческая капелла Санкт-Петербурга, сохранившаяся в годы великих испытаний, утвердила славу русского певческого искусства. Капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко на протяжении долгих лет является настоящим хранителем традиций русской музыки и величественным памятником русской культуры.

Капелла придворная певческая , хор для пения в дворцовых церквах царского дома, унаследовал свой современный строй от государевых певчих дьяков. – История капеллы чрезвычайно скудна фактами вследствие отсутствия специальных исследований. Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капелла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается известность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы (– должность уставщика была равносильна позднейшей директорской должности –) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метастазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по приказанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были переписаны в партии русскими буквами. С этого времени придворная капелла должна была участвовать во всех придворных оперных спектаклях, где нужен был юр. Есть, впрочем, известия, что еще в 1737 г. придворный хор участвовал в исполнении оперы Арайя „Аlbia а о“. Развитие театральных зрелищ при дворе и в столице, а равно и подчинение придворного певческого хора итальянцам – капельмейстерам и композиторам, не могли не отозваться на капелле с одной стороны весьма благоприятно – усовершенствованием ее вокально-певческого искусства, с другой – имевшим печальные последствия привнесением в богослужебное церковное пение характера итальянской оперной музыки. И сами композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом светский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей России. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (первый – Цопписа, второй – Галуппи) и по мысли своих учителей для завершения своего музыкального образования путешествовали в Италию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыкн. Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала директора вокальной музыки, потом управляющего придворною певческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как вокальную часть, так и официальное положение капеллы до блестящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочинениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компетентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочайшею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно-музыкальные сочинения. При следующем директоре, Ф. И. Львове, капелла, в остальном жившая еще отблеском славы Бортнянского, приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом т. наз. „обихода придворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

При следующем директоре А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко неполного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учителя пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность придворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня. – Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значительного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда привлекали большое количество посетителей, чему отчасти способствовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению церковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный характер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1861 по 1883 г., в директорство Н. И. Бахметева, капелла продолжала существовать на тех же основаниях и шла в том же направлении, как при Львове. За весь этот период наиболее крупными фактами в истории капеллы являются: 1) Изменение в способе пополнения хора малолетними певчими. До сих пор набор певчих производился посредством реквизиции лучших голосов из архиерейских и др. хоров южной России, при чем капелла обыкновенно получала певцов более или менее уже опытных в церковном пении. Теперь же капелла стала набирать мальчиков вне архиерейских и др. хоров, приняв обязанность первоначального обучения пению на себя. 2) Под руководством Бахметева был вновь переиздан обиход придворного напева с значительными изменениями сравнительно с обиходом Львова, внесшими более правильности и звучности гармонии; однако некоторые гласовые мелодии в обиходе Бахметева потеряли свою характерность и, приближаясь иногда к речитативу, удаляли гласовое пение от его подлинника. Тем не менее бахметевский обиход пользуется распространенностью и остается образцовым до настоящего времени. 3) Цензурные полномочия капеллы, переходившие со времен Бортнянского от одного директора к другому, ко времени Бахметева представлялись неограниченными: только на этом основании последний начал дело по поводу литургии, составленной Чайковским, не бывшей на рассмотрении директора капеллы и напечатанной без его разрешения. Однако по разъяснению Правит. Сената права директора капеллы простираются лишь на то, чтобы одобрять или не одобрять к исполнению дух.-музыкальные сочинения в церквах, и не касаются тех, которые к тому не предназначаются. Результаты процесса не могли не отразиться неблагоприятно на положении капеллы.

Собственные духовные сочинения Бахметева, не смотря на свою эффектность и хоровую звучность, не могли содействовать упрочению авторитета капеллы, так как иногда чрезмерно усиливали ту слащавость и „пряность“, начало которых было положено еще сочинениями Львова. С 1883 по 1895 г. капелла жила иной жизнию. Во главе ее был поставлен начальник, которому подчинялись управляющий и его помощник. Граф С. Д. Шереметев, назначенный на должность начальника, пригласил известных деятелей национального направления в русской музыке: М. А. Балакирева на пост управляющего и Н. А. Римского – Корсакова – помощником управляющего. Музыкально-художественное значение капеллы постепенно развивалось и именно в направлении, характерном для приведенных имен. В это время капеллою была сделана попытка издать первую простую, но вместе с тем художественную гармонизацию древних церковных напевов; к сожалению, попытка остановилась после выпуска в свет „Пения при всенощном бдении древних распевов“. Тогда же были изданы капеллою сочинения и переложения Римского-Корсакова.

После 1895 г. должность управляющего занимали – до 1901 г. А. С. Аренский, а с 1901 до 1903 г. – С. В. Смоленский, по уходе которого капелла управляется начальником – гр. А. Д. Шереметевым и помощником Н. С. Кленовским.

А. Преображенский

Среди музыкальных коллективов России самым древним является Певческая капелла Санкт-Петербурга. С начала XIX-го столетия она располагается на участке между набережной Мойки и Большой Конюшенной улицами.

Свою историю этот коллектив ведет с 1479-го года, когда по указу великого князя Ивана III был создан хор Государевых певчих дьяков. В 1701-м году хор был переименован в Придворный, а в 1763-м году - в Императорскую певческую капеллу.


Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов, а с 30-х годов XVIII века хор стали привлекать к постановкам спектаклей Придворного театра. Многие солисты русской оперы XVIII-го века начинали именно в хоре Капеллы.



Хор Капеллы. Конец XIX-го столетия:


Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII века в его составе появились мальчики. В 1738 году для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове, а в 1740 году было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.




В 1882 году появился и Придворный музыкантский хор - симфонический оркестр в составе капеллы. Кроме хора и оркестра в составе капеллы были музыкальная школа, инструментальные классы, регентские классы (для подготовки руководителей церковных хоров) и школа театральных искусств.

Преподаватели и учащиеся регентских классов. 1908 год:


Среди руководителей Капеллы были такие выдающиеся музыканты, как Д. С. Бортнянский,


А. Ф. Львов (автор гимна Российской империи "Боже царя храни"),


М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков.




После революции регентские классы и театральная школа были закрыты, симфонический оркестр и музыкальная школа выведены из структуры капеллы. Хор капеллы продолжил активную деятельность. В 1920 году в состав хора впервые включили группу из 20 женских голосов.

Еще в начале XIX-го столетия для размещения Капеллы была приобретена усадьба, расположенная на берегу Мойки. Первоначально здесь находился деревянный дом штаб-лекаря Х. Паульсена. В 1770-х годах усадьбой владел архитектор Ю. М. Фельтен, построивший вместо деревянного каменный трехэтажный дом.




Усадебные постройки со временем обветшали (к тому же и с самого начала они не слишком подходили для размещения такого специфического учреждения как Капелла), и в начале 1880-х годов встал вопрос о их перестройке. Первоначально директор Капеллы граф С. Д. Шереметев обратился к известному архитектору Н. В. Султанову (который активно сотрудничал с графом). Однако проект вызвал замечания экспертов и не был утвержден. В результате, было решено провести закрытый конкурс: разработать эскизные проекты перестройки было поручено архитекторам Л. Н. Бенуа и В. А. Шретеру.




Победителем в этом мини-конкурсе стал Л. Н. Бенуа и именно ему поручили вести строительство.




Ядром комплекса стал концертный зал.


Его корпус, более высокий, чем примыкающие к нему флигеля, разместился в глубине курдонера (на месте разобранного старого усадебного дома). По центру, подчеркивая ось симметрии двора, разместился тамбур входа в царскую ложу.


Такое решение позволяло удачно вписать ансамбль в окружение. Выходящие на Мойку флигеля выглядели более скромно и играли фоновую роль, а главный акцент композиции, концертный зал, находился внутри двора и не конкурировал со сложившейся застройкой.


Парадный двор сделан раширяющимся в глубине, что добавило ему выразительности.




Здесь в боковых флигелях разместились учебные классы. В правом, более широком корпусе, классы на каждом этаже соединяются коридорами, освещенными через большие окна. Левый, более узкий корпус получился с несколько усложненным планом из-за недостатка пространства. Но и в него успешно вписались учебные комнаты, а также парадные кулуары - вестибюль с гардеробом, лестница и два фойе второго этажа.

Изначальный вариант декора фойе был решен в стиле рококо, но в итоге Бенуа склонился к более скромному и простому варианту.




Особые усилия Бенуа приложил к созданию акустики концертного зала. Помимо выбора пропорций, он использовал и конструкцию пола и потолка. В пояснительной записке Бенуа писал: "Для достижения хорошего резонанса в концертном зале пол будет устроен выше свода на 1 аршин и более с утверждением оного на вертикальные бруски и, кроме того, предполагается устроить деревянный висячий потолок, прикрепленный к железной конструкции крыши так, что между черным потолком и чистым будет промежуток в 8 вершков". Тем самым конструкция зала уподоблялась скрипичной деке.






Во двор за корпусом Концертного зала выходили флигеля, предназначавшиеся как для учебных классов, так и для помещений хозяйственного назначения (в том числе бани с бассейном).




Со стороны Большой Конюшенной улицы комплекс зданий замкнул жилой дом с квартирами, часть которых предназначалась для сдачи в наем.










Дворовые фасады этого дома не имеют декора. Но под окнами устроены деревянные ящики-холодильники, а под некоторыми окнами, где холодильников нет, помещены деревянные "юбки", играющие роль декора.








О том, как проходило строительство зданий, мы можем судить по воспоминаниям самого Бенуа:
"Принялись полным ходом за составление чертежей, проверяя старое на натуре. Наладили мастерскую и весь штат подрядчиков и поставщиков. Грунты оказались местами ужасные. На втором большом дворе напали на засыпанный пруд или русло, откуда извлекли кусок окаменелого дерева. Глубина рвов достигала семи аршин. Несмотря на все трудности при возведении новых флигелей (приходилось массу старого ломать и пробивать), благодаря бдительности и энергии мы справились и к зиме подвели школьные флигеля под крышу... Когда школьную часть наладили, я принялся за переработку остальных частей этого обширного здания - главным образом концертного зала, царских комнат, вестибюля и фойе для публики.
Старая лицевая сторона Певческой капеллы, выходящая к Певческому мосту, находилась в центре всего здания и имела разрыв, ведущий в главный двор - курдонер. Ось разрыва шла не перпендикулярно к главному двору, а под углом, что было очень некрасиво. Поэтому я предложил ее перенести, что вызвало необходимость от одной части, правой от моста, как бы отколоть, а к левой пристроить... Представленные чертежи получили Высочайшее одобрение. Теперь со стороны моста корпуса получились неравными, зато ось лежит посередине. Так как лицевые фасады не имеют особых членений, то сложившаяся асимметрия менее заметна, чем та кривая ось, которая была.








26 сентября 1887 года Капелла въехала на место и на первое время успокоилась, а я мог уже не спеша приняться за дальнейшую разработку проекта.
Еще осенью 1866 года мне пришлось расстаться с А. А. Щербачевым, но в это время я получил письмо от Г. Я. Леви о том, что он окончил работы в Киевской губернии у барона Врангеля и генерала Краснокутского. Я тогда же ему написал, чтобы он ехал ко мне на должность старшего помощника по Капелле. Всю постройку закончили к началу 1889 года и ждали приезда государя...
Г. Я. Леви и Л. Н. Бенуа. 1896 г.:


В понедельник 27 февраля сидим мы с Леви, пьем чай, вдруг сообщают, что в 3 часа пожалует Государь Император. Тут пошла суматоха, я кинулся переодеваться, послали за обойщиками снимать чехлы, бросились убирать двор: мести, где мыть, где тереть, чистить снег. Наконец пожаловали".




В свои мемуары Бенуа включил следующий газетный отчет о царском визите: "В понедельник 27 февраля, в половине четвертого часа дня, Их Величество Государь Император и Государыня Императрица, сопровождаемые министром Императорского Двора Графом И. И. Воронцовым-Дашковым и в должности гофмейстера полковником князем В. С. Оболенским, посетили Придворную певческую капеллу, новое здание, которое было выстроено в прошлом году.




Их Величества были встречены у Царского подъезда начальником капеллы С. Д. Шереметевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и строителем нового здания архитектором Л. Н. Бенуа. В сопровождении поименованных лиц Их Величества прямо поднялись в бельэтаж и вошли в Царскую ложу заново устроенной концертной залы, где были собраны певчие и ученики. При входе Их Величеств певчие и ученики инструментальных классов Капеллы исполнили гимн "Боже, Царя храни". Хоры помещались на эстраде возле Царской ложи.




Дирижировал помощник управляющего Капеллою Н. А. Римский-Корсаков. Желая испробовать акустику зала, Их Величества прошли в партер и сели в дальних рядах кресел, откуда слушали исполнение оркестром учеников увертюры из оперы "Руслан и Людмила"... Государь Император и Государыня Императрица нашли резонанс хорошим, а исполнителей удостоили похвалы... Выйдя затем из концертного зала, Их Величества осмотрели все помещения Капеллы, начав осмотр с инструментальных классов для малолетних певчих. Ученики в классах занимались музыкой на разных инструментах, в одном из спевочных залов - уроком танцев. Их Величества заходили в каждый класс и милостиво беседовали с преподавателями и учениками. Затем Их Величества осмотрели спальни, лазарет (больных не было), бани с бассейном для купания, столовые и кухни, прошли вновь в концертное зало и отбыли в 4 ч. 35 мин." Сам Бенуа добавил к этому отчету: "Перед выходом Государь подал мне руку и благодарил за прекрасное устройство. Граф И. И. Воронцов-Дашков поздравил меня с успехом. Когда я доложил о том Н. С. Петрову, он сказал, что очень рад за меня. Тем дело и кончилось..."


Сам Бенуа оценивал свою работу так: "Дворовые фасады боковых флигелей, по-момему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок".

P.S. В субботу, 14 октября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы" ).

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр. Имеет свой концертный зал.

Певческая капелла Санкт-Петербурга - старейший русский профессиональный хоровой коллектив. Основан в 1479 в Москве как мужской хор т. н. государевых певчих дьяков для участия в службах Успенского собора и в «мирских забавах» царского двора. В 1701 реорганизован в придворный хор (мужчины и мальчики), в 1703 переведён в Петербург. В 1717 выезжал с Петром I в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил зарубежных слушателей с русским хоровым пением.

В 1763 хор переименован в императорскую Придворную певческую капеллу (в составе хора 100 человек). С 1742 многие певчие были постоянными участниками хора в итальянских операх, а с середины 18 в. также исполнителями сольных партий в первых русских операх в придворном театре. С 1774 капелла даёт концерты в петербургском «Музыкальном клубе», в 1802-50 участвует во всех концертах Петербургского филармонического общества (кантаты и оратории русских и зарубежных композиторов, большинство которых исполнялось в России впервые, а некоторые и в мире, в т. ч. «Торжественная месса» Бетховена, 1824). В 1850-82 концертная деятельность капеллы проходила главным образом в зале Концертного общества при капелле.

Являясь центром русской хоровой культуры, капелла оказывала влияние не только на формирование традиций хорового исполнения в России, но и на стиль хорового письма без сопровождения (а cappella). Видные русские и западные музыканты-современники (В. В. Стасов, А. Н. Серов, А. Адан, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман и др.) отмечали стройность, исключительный ансамбль, виртуозную технику, безупречное владение тончайшими градациями хорового звучания и великолепные голоса (особенно басов-октавистов).

Возглавляли капеллу музыкальные деятели и композиторы: M. P. Полторацкий (1763-1795), Д. С. Бортнянский (1796-1825), Ф. П. Львов (1825-36), А. Ф. Львов (1837-61), Н. И. Бахметев (1861-83), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03) и др. В 1837-39 капельмейстером капеллы был М. И. Глинка.

С 1816 директорам капеллы было предоставлено право издавать, редактировать и разрешать к исполнению духовные хоровые сочинения русских композиторов. В 1846-1917 при капелле существовали государственные очные и заочные дирижёрские (регентские) классы, с 1858 открылись инструментальные классы по различным оркестровым специальностям, готовившие (по программам консерватории) солистов и артистов оркестра высшей квалификации.

Особого развития классы достигли при Н. А. Римском-Корсакове (помощник управляющего в 1883-94), создавшем в 1885 из учащихся капеллы симфонический оркестр, выступавший под управлением виднейших дирижёров. Педагогами инструментально-хоровых классов были известные дирижёры, композиторы, музыканты-исполнители.

В 1905-17 деятельность капеллы ограничивалась в основном церковно-культовыми мероприятиями. После Октябрьской революции 1917 в репертуар капеллы вошли лучшие образцы мировой хоровой классики, произведения советских композиторов, народные песни. В 1918 капелла преобразована в Народную хоровую академию, с 1922 - Государственная академическая капелла (с 1954 - имени М. И. Глинки). В 1920 хор пополнился женскими голосами и стал смешанным.

В 1922 при капелле организованы хоровая школа и дневной хоровой техникум (с 1925 и вечерний - для взрослых). В 1945 на базе хоровой школы учреждено Хоровое училище при капелле (с 1954 - имени М. И. Глинки). В 1955 Хоровое училище выделилось в самостоятельную организацию.

Коллектив капеллы ведёт большую концертную работу. В её репертуаре классические и современные хоры без сопровождения, программы из произведений отечественных композиторов, народные песни (русские, украинские и др.), а также крупные произведения кантатно-ораториального жанра, многие из которых исполнялись капеллой в СССР впервые. Среди них: «Александр Невский», «На страже мира», «Здравица» Прокофьева; «Песня о лесах», «Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича; «На поле Куликовом», «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «Двенадцать» Салманова, «Виринея» Слонимского, «Слово о полку Игореве» Пригожина и множество других произведений советских и зарубежных композиторов.