Русские драматическое сопрано певицы список. Виды низких женских голосов

Каждая исполнительница, вышедшая на мировые оперные сцены, уже достигла вершин славы…

Но и среди лучших есть своя “табель о рангах”. Представляем десятку лучших оперных певиц – наших современниц.


1. Анна Нетребко (Anna Netrebko)

Русское сопрано Анна Нетребко безраздельно господствует в оперном мире, недосягаемая для других певиц.

Сказать, что она звезда современной оперы – это ни сказать ничего, она не просто звезда – она оперная певица от Бога.

Всё, что должно быть в оперной певице – необычайная красота, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, изумительно чистый и точный голос, который легко узнаваем – всё это гармонично слилось в этом “эталоне” оперной сцены.


2. Анджела Георгиу (Angela Gheorghiu)

Румынская сопрано, мега-звезда оперной сцены Анджела Георгиу, на сегодняшний день является самой известной и самой неоднозначной оперной певицей в мире.

Некоторые критики утверждают, что славу ей сделала рекламная машина, мол у некоторых певиц голос сильнее, чем у Анджелы, у других техника лучше, у третьих диапазон больше, четвёртые красивее, пятые более артистичны, шестые утонченнее, но Анджела великолепнее их всех.

3. Мария Гулегина (Maria Guleghina)

Мария Гулегина – русское драматическое сопрано, “вокальное чудо с Верди, текущем в её крови” – вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики.

На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей “силового” драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини.

Отметив недавно четвертьвековой юбилей своей творческой деятельности, она продолжает радовать настоящих любителей оперы во всем мире своим огненным темпераментом и безупречно отшлифованным мастерством.

4. Тарья Турунен (Tarja Turunen)


Имея прекрасное академическое образование, она нашла своё призвание в современных видах оперного искусства – “classical crossover” и симфонический рок.

Легкая, красивая женщина покоряет сердца своих поклонников не только волшебными вокальными данными, но и своей оптимистичной и свободолюбивой энергетикой.

5. Рене Флеминг (Renee Fleming)


Рене – золотой стандарт полного лирического сопрано по американской версии оперного пения. Абсолютная примадонна нью-йоркской Метраполитен Опера в обозримом будущем.

В её репертуаре представлен весь цвет мировой оперы – итальянская, немецкая, французская, русская – везде она показывает свой роскошный талант, гениально передавая колорит великих произведений, наполняя каждую ноту невероятным смыслом и эмоциями, особым шармом и неповторимым обаянием, заставляя зрителей, услышавших её один раз становиться самыми преданными её поклонниками.

6. Даниэль Де Низ (Danielle de Niese)


Это лирическое сопрано – одна из самых молодых певиц, американка со шри-ланкийскими и голландскими корнями.

Выступает она всю жизнь, начиная со школьной скамьи, в результате её лёгкость и открытость на театральной сцене, а можно сказать и “щегольство” даёт фору многим более опытным певицам, а её взлёт к оперным вершинам является уделом мечтаний любой певицы.

7. Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)


Если бы в мире была только опера эпохи Барокко и стиль исполнения только бельканто, то Чечилия Бартоли – итальянская примадонна со своим неповторимым колоратурным меццо-сопрано, была бы несомненно на самом верху оперного Олимпа.

Она одна из тех редких музыкантов, которым удаётся гармонично комбинировать свой незаурядный интеллект и вокальное мастерство.

Каждый свой творческий проект она превращает в шедевр, блестящий, чёткий, наполненный человеческими чувствами и эмоциями и, конечно, технически безукоризненный.


8. Анна Катерина Антоначчи (Anna Caterina Antonacci)

Итальянское очарование, с трудно классифицируемым голосом с успехом исполняет любую партию в этих диапазонах.

Её тембр скорее можно отнести к такому типу голоса, который в первой половине девятнадцатого века называли “короткое сопрано”, но иногда пара высоких нот может показаться слегка неточными.

9. Магдалена Кожена (Magdalena Kozena)

Чешское меццо-сопрано, со специфической красотой голоса – крепкого, богатого, но гибкого, свежего и отмеченного матово-серебристыми лирическими тонами, великолепно чувствует себя в самом разнообразном репертуаре: начиная от произведений Генделя, Россини и Вивальди и заканчивая песнями современных композиторов.

И, конечно, она ярко исполняет и пропагандирует романсово-песенный репертуар чешских классиков и чешского фольклора.

10. Джойс ДиДонато (Joyce DiDonato)


Стопроцентная американка с довольно редким голосом – её колоратурное меццо-сопрано, способно выводить немыслимые пассажи и подниматься из глубоких низов в вокальные выси. Лучше всего ей удаются драматические партии, но свобода, с которой она чувствует себя на сцене, позволяет ей легко и мастерски перевоплощаться, чем с удовольствием пользуются режиссёры, предлагая ей широкий диапазон сложных персонажей.

Крепкая и жизнерадостная женщина – однажды выступала в Королевской опере со сломанной ногой в кресле-каталке. Имея плотный график, составленный на три года вперед и являясь приглашенной солисткой лондонского Ковент-Гардена, нью-йоркской Метрополитан опера и миланской Ла скала.

Прошлое столетие ознаменовано бурным развитием советского оперного искусства. На сценах театров появляются новые оперные постановки, которые стали требовать от исполнителей виртуозных вокальных партий. В этот период уже работают такие известные оперные певцы и прославленные исполнители, как Шаляпин, Собинов и Нежданова.

Наряду с великими певцами на оперных сценах появляются не менее выдающиеся личности. Такие известные оперные певицы как Вишневская, Образцова, Шумская, Архипова, Богачёва и многие другие являются эталоном для подражания и в настоящее время.

Галина Вишневская

Галина Вишневская

Примадонной тех лет принято считать Галину Павловну Вишневскую. Обладая прекрасным и чистым, словно бриллиант, голосом, певица пережила сложные времена, но, тем не менее, став профессором консерватории, она сумела передать свои ученикам.

За певицей надолго сохранилось прозвище «Артистка». Лучшей её партией стала партия Татьяны (сопрано) в опере «Евгений Онегин», после исполнения которой, певица получила титул главной солистки Большого театра.

Большую творческую деятельность, связанную с оперным искусством, вела Елена Васильевна Образцова. Её трепетное увлечение музыкой переросло в профессию.

Окончив экстерном в 1964 году консерваторию имени Римского-Корсакова на «отлично с плюсом», Елена Образцова получила свой билет в Большой театр.

Обладая исключительным тембром меццо-сопрано, она стала популярной драматической актрисой и сыграла свои оперные партии в лучших постановках, среди которых роль Марфы в опере «Хованщина» и Мари в постановке «Война и мир».

************************************************************************

Многие известные оперные певицы пропагандировали русское оперное искусство. В их числе была и Ирина Константиновна Архипова. В 1960 году она активно гастролирует по миру и дает концерты на лучших оперных площадках Милана, Сан-Франциско, Парижа, Рима, Лондона и Нью-Йорка.

Первым дебютом Ирины Архиповой стала роль Кармен в опере Жоржа Бизе. Обладая незаурядным меццо-сопрано, певица произвела сильное глубокое впечатление на Монтсеррат Кабалье, благодаря чему случилось их совместное выступление.

Ирина Архипова является самой титулованной оперной певицей России и по числу наград занесена в книгу рекордов оперных знаменитостей.

************************************************************************

Не меньший вклад в развитие советского оперного искусства внесли и известные оперные певцы. Александр Иосифович Батурин обладал великолепным и сочным голосом. Его бас-баритон позволил ему спеть партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Своё искусство Батурин совершенствовал в Римской академии. Певцу с легкостью удавались партии, написанные как для баса, так и для баритона. Свою знаменитость певец приобрел благодаря партиям Князя Игоря, тореадора Эскамильо, Демона, Руслана и Мефистофеля.

************************************************************************

Александр Филиппович Ведерников – российский оперный певец, который прошёл стажировку, выступая в спектаклях великого итальянского театра Ла скала. На его счету почти все басовые партии лучших русских опер.

Партия Бориса Годунова в его исполнении перевернула прежние стереотипы. Ведерников сал образцом для подражания.

Кроме русской классики оперного певца увлекала и духовная музыка, поэтому артист очень часто выступал на богослужениях и проводил мастер-классы в духовной семинарии.

************************************************************************

Многие известные оперные певцы начинали свою карьеру с подмостков. Так и Владимир Викторович Ивановский впервые обрёл свою популярность, будучи электромонтёром.

Со временем получив профессиональное образование, Ивановский стал членом труппы Кировского тетра оперы и балета. В советские годы он спел концертов более тысячи.

Обладая драматическим тенором, Владимир Ивановский гениально исполнял партии Хозе в опере «Кармен», Германа в «Пиковой даме», Самозванца в «Борисе Годунове» и многие другие.

************************************************************************

На развитие искусства музыкального театра в XX веке своё влияние оказали и зарубежные . В их числе Тито Гобби, Монтсеррат Кабалье, Амалия Родригеш, Патриция Чофи. Опера, как и другие виды музыкального искусства, оказывая огромное внутреннее воздействие на человека, всегда будет влиять на становление духовной личности человека.

В енская опера и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц из России, которые стали всемирно известны своим сопрано .

Галина Вишневская

Галина Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом - на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны - и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала» .

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, - Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского , Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова . Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская - нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

Любовь Казарновская

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан от «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы - оперные импресарио. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее - выступления на лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Тоска в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны от участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской всегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном из сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую часть времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания - просветительская деятельность и медиапроекты.

Хабанера из оперы «Кармен» в исполнении Любови Казарновской:

Мария Гулегина

Мария Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и на Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, потому что против меня выступают народные артисты. <...> И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себе и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, пока одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».

Мария Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой - на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

Анна Нетребко

Анна Нетребко. Фотография: classicalmusicnews.ru

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга - и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке - в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого - в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы - к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность» .

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 года певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Она стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она не только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».

Альбина Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Фильм об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

В 2007 году она окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же год стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна».

Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Сразу после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей дебют в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное выступление на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молодой певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Однако Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла участие в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодня эта партия - одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней все мое! Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень важно, если хочешь достучаться до зрителей!» .

Сегодня Альбина Шагимуратова поет преимущественно в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Не забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-то шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, невзирая на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, то все в конце концов получится» .

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очень часто можно услышать такой вопрос: чем отличается меццо-сопрано от драм.сопрано?
Так уж сильно меццо от крепких и темных сопрано не отличается.
Хороший пример-Ирина Гордей,солистка Мариинки,сопрано,рядом с которой многие меццо звучат как лирическое сопрано.
Главное отличие - неспособность меццо держать высокую тесситуру (я имею в виду не отдельные высокие ноты,а именно общую тесситуру),и наоборот способность хорошо держать низкую тесситуру от которой сопрано устают.
Еще есть разница в тембре:меццо бархатнее,плотнее.
Но хочется сказать о разнице в русских и зарубежных меццо.
Я стажировалась за рубежом и обсуждала там эту проблему. Сами иностранные педагоги и певцы говорят о том, что в России по природе низких женских голосов намного больше. В Европе дефицит низкого женского голоса решают за счет крепкого сопрано с хорошим низом,их ведут как меццо. А по русским меркам - это драмсопрано. Самим певицам это тоже выгоднее:сопрано очень много,конкуренция большая.
Но в России мы обязаны петь русскую оперу,для нее голос должен быть темнее.Представьте себе Хованщину в исполнении А.Бальтса или Ч.Бартоли!

По поводу проблем с постановкой голоса:у меццо от природы напряг с верхом.Надо очень грамотно и много работать над ним.
Обратите внимание на крайний верх хороших русских меццо (Архипова,Синявская,Бородина,Дядькова...)- он как бы "морковкой".
К верху голос заужается,нет объема,тогда как у сопрано верх объемный,с шапочкой.
На мой взгляд наши педагоги делают много ошибок при работе с меццо.
Начинают сильно притемнять голос (а то вдруг на экзамене девушка заробеет и потеряет часть тембра,комиссия скажет,что она сопрано и поругает педагога за то,что неправильно ведет).
Очень мало внимания уделяют головному резонатору,а у меццо по природе голова меньше отвечает,чем грудь.
Сама часто слышала:ты меццо,давай,рычи,надо больше тембра,объема...
Требуют от молоденьких девушек такой же плотности,как у зрелой Ларисы Дядьковой.
И начинаются проблемы:форсирование,перерасширивание,глубление голоса,заваленные нижние ноты,потеря верха...
Огромное количество меццо-сопрано наши педагоги спускают в унитаз,и не несут при этом никакой ответственности.

А в чём же разница между меццо-сопрано и контральто?
Действительно,меццо-сопрано и контральто - это не одно и тоже.
Все вокруг знают,что сопрано бывают колоратурные,лирические,лирико-драматические,драматические.
А вот про меццо думают,что этот голос должен петь все: от Флоры и Дорабеллы до Ратмира.
На самом деле меццо тоже бывает высокое,центральное,низкое и контральто, и для каждого из этих голосов существует свой репертуар.
Коронный репертуар контральто - это Ратмир,Ваня,Дуэнья и Ульрика.
Этот репертуар требует от певицы очень темного,плотного и мощного голоса.Послушайте в этих произведениях солистку Мариинки Ларису Дядькову (только не пытайтесь ей подражать).
Так вот проблемы в обучении контральто,в основном и возникают из-за такого репертуара и эталона звучания:низкого,темного и мощного.
Молодое контральто нельзя притемнять,расширять,уплотнять искусственно.Голос приобретает свою темноту, плотность и мощность с возрастом и вокальным стажем. Не могут и не должны молодые девушки звучать как зрелая Лариса Дядькова.

А как же работать над диапазоном певца?
Над диапазоном надо грамотно и кропотливо работать.
Да,бывают ситуации,когда приходит ученик с определенным диапазоном и соответствующим диапазону качеством и тембром голоса.
В этом случае можно озвучить тип голоса.
Но, в основном, на начальном этапе занятий приходят люди с неразвитым голосом и диапазоном,если возраст ученика достаточно юный,то имеет место недоразвитый вокальный аппарат и общая анатомия.В таком случае при грамотной работе голос будет развиваться и развиваться,а в какую сторону (наверх или вниз) покажет время.
Сама лично не раз сталкивалась с учениками (даже 25 летними),которые были уверены,что они-меццо,т.к. им казалось,что низ они поют легко,а наверх выходить трудно.На самом деле это были лирические сопрано,неправильно наученые,без верха и с обыкновенным сопрановым низом.Через несколько уроков появлялся верх и петь в сопрановой тесситуре становилось удобно.И ощутив на практике,что такое УДОБНО,они уже сами понимали,что не являются меццо-сопрано.
Действительно,ошибок при определении типа голоса очень много.Кстати,немало существует и меццо-сопрано (в училищах и консерваториях) у которых от природы хороший верх и их ведут как сопрано.До профессиональной сцены они обычно не доходят!


В пении должны быть одинаково активно задействованы и грудной и головной резонаторы.Излишнее увлечение грудным резонатором,искусственное притемнение голоса (этим особенно грешат русские меццо-сопрано) и приводят к "заглубленному" звучанию.
По поводу перерасширивания: голос должен быть сфокусирован,натянут,а не вываливаться из певца "толстой колбасой"
(извините за грубость).
Когда певец взрослеет,умнеет,мудреет,то при наличии педагогического таланта,слушая собственные записи,можно заметить свои недостатки и попытаться их исправить.
Но я совершенно ответственно заявляю,что оперному певцу всю жизнь необходимо постороннее хорошее ухо!


Обладательницы - представительницы высокого женского певческого голоса. Для звучания характерны гибкость, техничность исполнения, полетность и подвижность.

Принята следующая классификация сопрано :

Колоратурное
Лирико-колоратурное
Лирическое
Лирико-драматическое
Драматическое

Послушайте Вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Исполняет российская оперная певица Анна Нетребко

Колоратурное сопрано

Диапазон колоратурного сопрано: до первой — фа третьей октавы

Самый легкий и самый подвижный женский голос. Верхний регистр колоратурного сопрано – светлый, блестящий, сильный. Партии, написанные для этого голоса, содержат украшения – мелизмы. Колоратурное сопрано часто не богато тембровыми красками. Оно звучит несколько однообразно, выделяется на фоне других голосов и не подходит для ансамблевого пения, так как с голосами не сливается.

Крайние звуки диапазона лирико-колоратурного сопрано – такие же, как и у сопрано колоратурного. Технически тоже подвижно, но звучит мягче и напевнее. Хорошо звучит в ансамбле и сливается с голосами.

Диапазон лирического сопрано : до первой – до третьей октавы. Для голоса характерна мягкость и теплота звучания. Технически подвижно. В среднем регистре звучание выразительное и светлое, в верхнем – яркое, однако в низком регистре звучание слабое.

Драматическое сопрано – крайние звуки диапазона: до первой – до третьей октавы.
Характерны большая сила звучания и хорошо развитый нижний регистр. В техническом отношении менее подвижно. Но звучание в нижнем и среднем регистре более яркое и насыщенное.

Лирико-драматическое сопрано – выступает в роли промежуточного голоса между лирическим и драматическим сопрано. Чаще исполняет партии драматического сопрано.

Классические оперные партии сопрано

Пример сопрановых партий:

Александр Бородин: партия Ярославны из оперы «Князь Игорь»
Джузеппе Верди: партия Джильды из оперы «Риголетто», партия Виолетты из оперы «Травиата», партия Аиды из оперы «Аида»
Михаил Глинка: партия Антониды из оперы «Иван Сусанин», партия Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Александр Даргомыжский: партия Наташи из оперы «Русалка»
Вольфганг Амадей Моцарт: партия Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»
Николай Римский-Корсаков: партия Снегурочки из одноименной оперы, партия Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане», партия Марфы из оперы «Царская невеста»
Петр Чайковский: партия Татьяны из оперы «Евгений Онегин», партия Лизы из оперы «Пиковая дама», партия Иоланты из одноименной оперы.

Известные певицы-сопрано:

Галина Вишневская
Анна Герман
Тамара Миансарова
Евгения Мирошниченко
Антонина Нежданова
Анна Нетребко