Любовь к отечеству преданность ему. О духовной сущности патриотизма

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриот - Человек, проникнутый патриотизмом».

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» (Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004).

«Патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» (Д.И. Фонвизин). О. Платонов

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997).

Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.

Патриотизм - Любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи. Понятие патриотизм возникло в древности (Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002).

Проанализировав выписки из словарей можно сделать следующий вывод.

Любовь - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (любовь к Родине). Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости (братская любовь, любовь к людям). Такое же чувство, основанное на инстинкте (материнская любовь), (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).

Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству.

«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964). Вот как он объясняет свою позицию на счёт любви как отечеству, как физическую: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою».

Здесь любовь выступает как привязанность к месту рождения, которая должна быть у всех людей.» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Вторая позиция любви по Н.М. Карамзину, моральная: «С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку». (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Если в первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, то во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, т.е. к нашим друзьям, родственникам, близким людям.

Что касается политической любви к отечеству, то автор начинает её описание с древних времён. Он утверждает, что: «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Карамзин сравнивает Русский народ с другими государствами во все времена.

«Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет. Политическая любовь строится на уважении своей истории.

К отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.- «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС , т. 37, с. 190) .

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. государств П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328-29) . Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо нам, великорусским сознательным пролетариям, национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107) . Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная отечества, гл. содержанием этого понятия становится - нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это - лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124) . В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности - советского народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС , 1974 , с. 120) . Идеи и социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свердлин?. ?., П. и обществ. , М., 1974 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПАТРИОТИЗМ

(от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков.

В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9 /10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85).

Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. и мир. Но буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны.

Высшая П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый , состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за , социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный ; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы.

Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАТРИОТИЗМ" в других словарях:

    патриотизм - а, м. patriotisme m. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. БАС 1. Безпрестанные экскламации, надутость, хвастливость, которая наиболее заметна, что нет нигде… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (греч.). Любовь к отечеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТИЗМ греч., от patria, отечество. Любовь к отечеству. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ура патриотизм, отчизнолюбие, любовь к родине, любовь к отечеству Словарь русских синонимов. патриотизм любовь к родине, любовь к отечеству; отчизнолюбие (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    - (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В… … Политология. Словарь.

    Патриотизм - Патриотизм ♦ Patriotisme Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм… … Философский словарь Спонвиля

    ПАТРИОТИЗМ, патриотизма, мн. нет, муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство… … Энциклопедия культурологии

    патриотизм - ПАТРИОТИЗМ, устар. отчизнолюбие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (от греческого patriotes соотечественник, patris родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям … Современная энциклопедия

Родину, как и родителей, не выбирают. Поэтому нам надо всегда помнить: хороша она или плоха, но это наша Родина и другой у нас не будет. Даже если кто-то очень будет стараться…

Любовь к Отечеству в наше время стала причиной множества споров. Только ли сейчас эта тема актуальна?

Что говорили о патриотизме великие люди?


По-настоящему великие люди способны заряжать патриотизмом свой народ в самые тяжелые периоды.


Ф.М. Достоевский так, например, писал о патриотизме и родине

"...В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития.


Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества.

Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными.. .."

(в письме Александру Александровичу Романову, будущему Императору Александру III)


Очень много писал о любви к Отечеству Александр Сергеевич Пушкин

«Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56


Мог Александр Сергеевич и жестко пройтись по либералам:


И, конечно, гений русского полководческого искусства, Александр Суворов:


Не случайно русскими солдатами восхищался весь мир:


А вот Антон Павлович Чехов:

«Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви?

Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится».


М.Е. Салтыков-Щедрин

Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных - предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены.


А вот слова Льва Толстого:


И ещё он же:


А вот уже Алексей Толстой:


Вот что писал уже советский классик, Михаил Шолохов :


А вот уже наш современник, Борис Стругацкий:


Не могу не привести слова Ивана Ильина, которого любит цитировать наш президент:


Лично мне кажется, что очень ёмко чувство Родины выразил поэт-фронтовикКонстантин Симонов:

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


Современные дети живут в мультинациональном мире. Вместе с родителями они путешествуют по разным странам и континентам, учат новые языки, приспосабливаются к новым культурам. Но очень важно помнить, что у маленьких россиян есть своя Родина - слово с большой буквы. Кто и как должен взрастить в подрастающем поколении патриотические чувства и как не «перегнуть палку» в этом весьма деликатном занятии?

С чего начинается Родина?

«Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое – Это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

«Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая Советская Энциклопедия, 1969—1978).

Каждый человек по своему понимает словосочетание «любовь к Родине», а каждая семья формирует свое уникальное видение страны как Отечества. Дети получают первые знания о своем государстве именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Посещает ли вся семья торжества по поводу государственных праздников, участвует ли в выборах органов власти – все это откладывается в голове наших детей и воспроизводится в последующие годы в социуме.

Самый прочный фундамент здравого национального самоощущения строится в семье. Если отец постоянно подчеркивает негативные черты той или иной нации, мать мечтает жить за границей, а бабушка и дедушка ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни. В зависимости от социального опыта, негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом: от банального осквернения памятников истории до участия в радикальных националистических группировках.

Здоровое национальное самосознание и уважительное отношение к людям других наций и народов позволяет ребенку самостоятельно понять, что для него значит родная страна и ее жители, как он будет относиться к отечественной истории, захочет ли он в будущем гордиться своей национальной принадлежностью.

Картину мира для детей рисуют взрослые, поэтому в первую очередь необходимо следить за гигиеной речи и не позволять себе оскорбительного отношения к символам государственности, отечественной истории и национальным событиям. Например, если ко Дню Победы жители мегаполиса дружно вешают себе на одежду Георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать зачем, и, скорее всего, захочется повесить себе такую же. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

Объясняйте ребенку, что происходит в стране доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 мая. Привлекайте детей к участию в городских субботниках – это поможет воспитать бережное отношение к природе; вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств, устраивайте детям учебно-развлекательные мероприятия, посвященные национальной культуре и творчеству – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам и национальной самобытности.

Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Так, дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, смогут путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.

Огромное влияние на становление личности ребенка оказывает, конечно, образовательное учреждение – детский сад, школа, лицей, затем колледж, университет. Те пробелы в патриотическом воспитании, которые не заполнила семья, может заполнить учебное заведение.

Вы, как родитель, можете непосредственно влиять на организацию дополнительных мероприятий в школе. Обсудите с классным руководителем возможности посещения музеев, выставок, представлений, организуйте участие школьников в исторических реконструкциях или съемках исторических фильмов. Со своей стороны мотивируйте ребенка участвовать в школьных инициативах – сыграть роль в школьном спектакле о войне, нарисовать стенгазету о местной природе, сделать макет отечественной бронетехники и т.д.

«Но» в патриотическом воспитании

Во всяком деле нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей. Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Противопоставление «мы-они» рождает скрытую неприязнь. Если в течение жизни ребенку доведется столкнуться с конфликтной ситуацией с участием «нерусских», то неприязнь может перерасти в нетерпимость ко всей нации в целом.

С другой стороны, именно в детском саду и школе дети могут получить первый (и самый запоминающийся) негативный опыт в плане национальной самоидентификации. Ребенка могут дразнить за принадлежность к определенному народу, указывать на характерные черты, свойственные той или иной нации, при этом, обидчики зачастую даже не понимают смысл оскорблений, а просто вторят тому, что слышали от взрослых. Задача учителей в подобных случаях – контролировать и наставлять. Грамотные педагоги и детские психологи умеют найти подход и к обидчикам (объяснить, привести пример, даже наказать) и к «жертвам» (поддержать, научить не относиться серьезно к обидным словам).

Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления, покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных национальных групп (особенно тех, которые представлены в нашей стране), рассказывайте им об истории разных народов, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.

Любовь к Родине, патриотическое воспитание – это часть развития личности маленького человечка, поэтому любые девиации в поведении следует отслеживать, а затем выяснять причину.

Звонова Ольга

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе на тему: «Ваше понимание патриотизма»

Выполнила: студентка 1 курса

«Финансы» 12.701

Карпова Оксана

Алматы 2012

патриот родина народ подвиг

Понятие «патриотизм» большинство источников возводят к временам расцвета греческой культуры времён античности. Именно поэтому нерусское по корневой базе слово «патриотизм» происходит от греческого рбфсйюфзт -- соотечественник, или рбфсЯт -- отечество.

Если отталкиваться от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это -- любовь и преданность отечеству.

Так сложилось, что отечество у каждого своё, интересы целых цивилизаций и государств пока исторически никому до конца не удавалось загнать в рамки унифицированного списка «вечных ценностей», на основе которых можно было бы сформировать некое «унифицированное» мировоззрение для людей. Каждая региональная цивилизация или даже государство исторически всегда имело свой «набор» мировоззренческих ценностей, которые являлись и являются до сих пор основой понимания патриотизма в этих регионах. Именно поэтому понятие «патриотизм» большинство современных государств и цивилизаций взяли от греков для вывески, но содержание, что это такое -- каждый вкладывает своё, специфическое.

Существуют разновидности особой человеческой породы - Патриот. Одни любят свою Землю, свой дом, свой народ и взаимно ими любимы. Они посвящают свои трудовые подвиги, научные открытия, произведения искусств народу, Родине. А их именами впоследствии называют улицы и города, они становятся народными героями. Другие тоже любят свою Землю, свой дом, свой народ, но без взаимности. Их имена либо предаются забвению, либо звучат далеко от родной земли, непонятые и непризнанные на горячо любимой ими Родине, среди горячо любимого ими народа.

В словарях даются такие определения патриотизма:

Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны.

Любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства.

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств"

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой -- через ее историю, третий -- через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей -- столько путей. Если бы людям не было присуще чувство патриотизма, то многие исторические события в истории нашей России имели другое завершение.

И все-таки патриотизм -- исключительное чувство. И в этой исключительности есть предварение единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова, как в советские времена, превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» -- превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине, словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания».

Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом -- это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Быть патриотом значит быть ответственным человеком, то есть нести ответственность не столько и не только за себя, сколько за народ и страну, то есть, по сути, за дом, в котором ты проживаешь. Быть патриотом значит проявлять уважение не только к своему народу и роду, но и к другим народам, значит понимать, что ты не одинок на планете Земля. А это значит, что патриот всеми силами должен стремиться к миру и согласию между народами, живущими по всей земле. Патриот - это тот человек, который любит людей независимо от их национальности, расовой принадлежности и прочих признаков, отличающих один народ от другого. Любовь к Родине - это самоотверженный труд.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Любовь к Родине, чувство патриотизма. Связь с родом через невидимые нити. Чувства Лермонтова, описанные в стихе "Родина". Понятие о достатке. Отношение к богатым домам с усадьбами, с иномарками возле красивых ворот. Особенность патриотического чувства.

    эссе , добавлен 26.10.2013

    Концепт современной цивилизации М.Ю. Лермонтова, его этический максимализм. Идея родины в понимании поэта, его патриотическая лирика. Неразрешимый конфликт личности с современным мироустройством. Стихотворение "Родина" - выражение подлинного патриотизма.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    И он не отказался бы от них в любой ситуации, так как для него поэзия в части служения Родине равносильна военной службе. И общеизвестно, что настоящий воин принимает присягу только один раз, а Маяковский по-настоящему верный своему Отечеству поэт.

    сочинение , добавлен 30.01.2003

    Ранняя проза К. Симонова. Военная тематика и описание войны в творчестве писателя. Драматургия К. Симонова. Любовь, преданность, верность и патриотизм в творчестве писателя. Острейшие противоречия и конфликты своего времени.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Трагедия Родины и человека. Андрей Соколов и Василий Тёркин – образы сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, любовь к родному дому, к Родине.

    сочинение , добавлен 20.05.2007

    Песенное творчество народного философа В. Высоцкого. Проявление искренности, верности и дружбы как основы гуманистических идеалов. Лирический герой в поэзии Высоцкого. Тема дружбы как основа проявления лирического патриотизма. В. Высоцкий и его друзья.

    реферат , добавлен 30.01.2016

    Образ Родины в лирических произведениях А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока. Любовь к России и русскому народу, тревога и боль за их судьбу, светлая грусть в песнях И. Талькова. Романтический герой Виктора Цоя - "поколение перемен".

    презентация , добавлен 28.01.2012

    Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Время души в лирике Жуковского. Историческое время в поэзии Жуковского. Диалектическое восприятие счастья. Интерес Жуковского к истории. Понимание патриотизма. Концепция романтизма. Сочетание искренности и правдивости поэта в выражении чувств.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2006

    Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Любовь Лермонтова к Кавказу, получившая широкое отражение в творчестве поэта.