Отношение к воинскому долгу основа патриотизма. Тема Основы военно-патриотического воспитания Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества

Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием - чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма. Призывая русский люд к сплочению для борьбы с интервентами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно…».

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…»

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 года выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод. Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «отечество», «гражданин».

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris - родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую Родину и малую. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая родина - это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем - для всех одна».

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину - свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот. На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения. На общественном уровне патриотизм можно понимать, как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе. Патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров. Несмотря на поражение у озера Хасан в июле - августе 1938 года, японские милитаристы не отказались от захватнических планов в отношении СССР. Японская военщина стремилась захватить Монгольскую Народную Республику, чтобы превратить ее в плацдарм для подготовки войны против Советского Союза. Весной 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись в пределы Монголии, и Советский Союз вынужден был оказать военную помощь братскому народу. В разгроме вражеской группировки вместе с частями Красной Армии участвовал сводный отряд войск НКВД под командованием майора А.Е. Булыги. В приказе 1-й армейской группе от 12 октября 1939 года комкор Г.К. Жуков отметил, что сводный отряд с честью выполнил возлагавшиеся на него задачи на фронте и по очищению тыла от шпионов и диверсантов. За отвагу и мужество, проявленные в боях, 230 бойцов и командиров сводного отряда награждены орденами и медалями Советского Союза. В период финской войны 1939 -1940 годов войска НКВД принимали активное участие в боевых действиях. Воины-чекисты В. Ильюшин и И. Пляшечник, оставшись вдвоем, несмотря на угрозу для жизни и многократно превосходящие силы противника, прикрывали огнем товарищей и создавали условия для победы в бою. Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны. Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами»

В веках не померкнет подвиг героев Брестской крепости. В рядах ее героических защитников были бойцы и командиры 132-го отдельного батальона войск НКВД. Бесстрашно сражался с врагом красноармеец Федор Рябов. На его боевом счету подбитый фашистский танк, до десятка уничтоженных в контратаках гитлеровцев. Он дважды спасал жизнь одному из руководителей обороны крепости политруку П. Кошкарову. Федор Рябов погиб 29 июня 1941 года при отражении очередной танковой атаки врага. Он награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени, зачислен навечно в списки части. В грозном 1941 году защитники Москвы стояли насмерть. Каждый из них осознавал: «Ни шагу назад - позади Москва!».

Илья Эренбург писал в октябре 1941 года: «Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину». В августе 1941 года под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг был совершен 470 воинами, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза. Все они вошли в историю под именем матросовцы. Дело в том, что подвиг Александра Матросова, совершенный 23 февраля 1943 года, раньше, чем подвиг других героев, стал известен стране. Одним из героев стал командир отделения автоматчиков мотострелкового полка орджоникидзевской дивизии войск НКВД Петр Парфенович Барбашов. 9 ноября 1942 году в бою за с. Гизель (Пригородный район Северной Осетии), израсходовав все боеприпасы, бросился на амбразуру и своим телом закрыл ее. 13 декабря 1942 года за совершенный подвиг награжден орденом Ленина и ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 21 ноября 1942 года повторил подвиг боевого товарища командир взвода стрелкового полка войск НКВД Петр Кузьмич Гужвин. 31 марта 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В упорнейших боях за Одессу участвовали подразделения 249-го полка конвойных войск. Стойко обороняясь, они вместе с бойцами Красной Армии и моряками неоднократно контратаковали врага. Пулеметчик красноармеец В. Баринов, ворвавшись в расположение врага, расстрелял из пулемета несколько десятков солдат, уничтожил командный пункт, где находилось 12 офицеров. Раненный в этой схватке, он не ушел с поля боя. За отвагу и мужество Василий Баринов был награжден орденом Красного Знамени. Самоотверженно действовал в боях за Кавказ красноармеец 3-го Краснознаменного мотострелкового полка В. Лазаренко. Находясь в составе танкового десанта, он связками гранат уничтожил два танка противника. Будучи раненным, уничтожил расчет немецкого тяжелого орудия, убил офицера и захватил солдата с повозкой, груженной боеприпасами. В. Лазаренко 25 октября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь мир зимой 1943 года следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Золотыми буквами в историю защиты Сталинграда вписали свое соединение военнослужащие 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР. Именно благодаря патриотизму воины Красной Армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага. Жизнь убеждает, что патриотом быть не стыдно. Стыдно и страшно быть не знающим своего родства. Это должны понять все политики, все общественные деятели. Можно иметь самые разные убеждения, выдвигать разные платформы, программы, уставы, нельзя только одного - приносить вред своему народу, России. Патриотизм в нашей стране должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным. Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях. Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу. Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека. Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил. Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином. Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности. Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998г.) говориться: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

Быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

>>ОБЖД: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества Русского воина, основа героизма

Патриотизм, верность воинскому долгy - неотъемлемые качества Pyccкoгo воина, основа героизма

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов . Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина -это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Наше государство - Российская Федерация --раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

По состоянию на 1 января 2002 г. население России составляло 145,5 млн человек. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры - 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут в ее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Родина - это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм-духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. (Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.)

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой , постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

1.Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
3.Подготовьте сообщение на тему "Основные качества, присущие российскому воину - защитнику Отечества».

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Вопросы:
1. Происхождение понятия «долг».
2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.).

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.
Можно выделить различные виды долга:
Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство.
Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление).
Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга.
С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность.
С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами.
В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами.
Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве.
Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...».
Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе».
Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой».
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.

Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом.
«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда.
Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом.
Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней».
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий:
Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга».
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции.
Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества.
Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру.
Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части.
В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.

Методические рекомендации.
Руководитель группы должен использовать на занятии примеры из отечественной истории, художественных произведений, документальной литературы и т.д., которые помогут слушателям осмыслить понятия «патриотизм», «воинский долг». Чтобы пробудить интерес к теме, руководитель должен апеллировать к фактам, затрагивающим личностно значимые стороны жизни обучаемых.
Целесообразно попросить аудиторию дать самостоятельные определения терминов «патриотизм» и «долг», сравнить их с существующими научными определениями.
Для лучшего восприятия и усвоения изучаемой темы можно организовать дискуссию, посвященную роли патриотизма в современном российском обществе.
В заключительной части занятии руководителю необходимо сделать выводы, поблагодарить наиболее активных участников обсуждения темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе - М.: «Айрис-Пресс», 2002.
2. Лутовинов В, Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина//Ориентир, № 6, 2000 г.
3. О долге и чести воинской в Российского армии / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
4. Патриотическое воспитание / Сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, кандидат педагогических наук

§ 47. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

    Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.

    Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.

    Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.

    Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

    Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.

    В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?

    В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?

    Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

    Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».

    Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.

    Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.

    Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».

Лонькин Константин Валерьевич, курсант, 1 курс; Павлова Юлия Евгеньевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Аннотация: статья посвящена рассмотрению понятия и особенностям его формирования у молодежи, в частности, в воинских коллективах.

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.

Можно выделить различные виды долга, например, родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство. Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз.

Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, обычаи и традиции российского народа. Целью данной работы является рассмотрение понятий «воинский долг», «патриотизм», «военно-профессиональный патриотизм» и исследование их содержания.

Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя это чувство еще в детстве.

Так, граф М. С. Воронцов отмечал в наставлении от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания…» Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н. Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе». Преподаватель А. А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего .

Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины». Применять такую форму воспитания необходимо для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего, из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданин, но и как слуга своего Отечества. Долг, честь, патриотизм - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины.

Молодые люди не воспринимают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей. Нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. « - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В. Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.

От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущему этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека. Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав.

Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» неспроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть только теоретической. Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа.

В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: « - это аксиома русского православного сознания». А писатель А. Н. Толстой отмечал: « - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней». В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации.

Этот негативный факт отразился и в участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил. Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи. Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье. Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок. В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по-разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее , подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы.

Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма.

Вот они: беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь; непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях; высокие понятия воинской чести и воинского долга как у , так и у солдат и матросов; стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения; преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям; уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира; героическое поведение в плену; готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде; личный пример офицера; мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. Таким образом, значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Литература 1. Колоницкая, О.Л. Сущность и содержание гуманистических технологий в техническом вузе. // Вопросы методики преподавания в вузе. Вып. 11. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 146 с. 2. Пассов, Е.И. Диалог культур: Социальный и образовательный аспекты // «Мир русского слова». №02. 2001. 3. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] режим доступа - http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.