Кто леса медведю в сказке. Научно-исследовательская работа на тему: «медведь в русских сказках, как животное, обитающее в лесах россии

В настоящем докладе обращается внимание на образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках. В качестве материала исследования используется трёхтомник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1957 г., т. I; в круглых скобках далее обозначаем страницы указанного издания).

Заметим, что основное внимание обращается на сказки про животных, где волк , лиса и медведь выступают в качестве основных персонажей. Так, совершенно не предполагается рассматривать «Сказку об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке», хотя она очевидно показывает верность и благородство этого зверя (серый волк в этой сказке, фактически выполнив всю работу за Ивана-царевича и вернув ему жизнь, уходит в тень, а в финале даже не упоминается – см.: I , 423).

Сказки о животных, как замечает известный специалист по сказкам В.Пропп, создавались в очень древние времена и по своему происхождению связаны с тотемизмом – мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом (В.Пропп 1957: XIY). Нет сомнений, что образы волка и лисы также входят в тотемические представления славян.

Так какими же предстают волк, лиса и медведь в русских народных сказках?

Волк в отношениях с лисой почти всегда:

– простодушен (Волк спал, спал, да есть захотел и на избицу побрёл. «Ахти беда! – волк завопил. – Ахти беда! Кто масло съел, толокно сзобал?» А лиса: «Волченёк-голубок! На меня не подумай». – «Полно ты, кума! Кто подумает на тебя!» – 18);

– наивен и доверчив (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. – 3; Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. – 7);

– жалостлив и больше верит словам, а не очевидности неблаговидных поступков («Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» – 4; Волк долго отнекивался, наконец согласился. – 9);

– страдает от собственной доверчивости (А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. – 4; Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18);

заканчивает жизнь плачевно:

– в качестве бирюка-одиночки (Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43; Коза с лисою прикрыли его доскою, и бирюк сгорел – 77; см. также: Старая хлеб-соль забывается – 43);

– в качестве глупца (Так и скончал свою жизнь серый волк! – 80; сказка «Волк-дурень»; Кургузый как выскочит из-под низу да бежать! Все семеро волков попадали наземь да за ним вдогонку; нагнали и ну его рвать, только клочья летят. – 80);

– в качестве сотоварища медведя и лисы (Сказки «Звери в яме» – 44; «Кот и лиса» – 62; «Зимовье зверей» – 92-93);

иногда умнеет и отказывается иметь дело с лисой (Волк провёл по брюху лапою и нашёл, что оно в масле. «Что, куманёк, не стыдно ли свой грех на чужих сваливать? Отпирайся теперь, вор, а укоры-то верные». Волк осердился, с досады и горя пустился бежать и домой не воротился. <…> Волк эту быль мне сам рассказывал и заверял, что вперёд никогда не станет жить вместе с лисою. – 21; «Нет, лебёдушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать. – 22).

Представители какого рода (этноса) у русских людей считаются простодушными, доверчивыми, жалостливыми («жалеет – значит любит»), любящими слово и страдающими от своей доверчивости? – Они сами. Представители какого этноса ценят коллективизм (соборность) и разум? – Русского. Приведём лишь одну цитату: «Русский народ, считал архиепископ Русской зарубежной церкви Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления» (Аверкий, архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Т. IY. Джорданвилль, 1975. С. 97-98; цит. по: О.А.Платонов 2004: 217). Нет сомнений, что в сказках о животных волк выступает как тотемное животное именно русского народа, фактически воплощая все его наиболее характерные особенности.

Наше представление о том, что именно волк является тотемным животным русского народа, подтверждается, кроме текста сказок, и самыми последними работами других исследователей, прежде всего А.А.Меняйлова и Л.Н.Рыжкова.

Реальный волк обладает совсем не теми качествами, которые ему обычно приписываются. Ср. в лингвокультурологическом словаре «Русское культурное пространство»: «В русских сказках о животных и в авторских баснях волк предстаёт вечно голодным, глупым и жадным», «Волк – жестокий и беспощадный хищник, признающий только силу» (Русское культурное пространство 2004: 64). В общем, волк обычно подаётся как ходячий желудок на четырёх ножках, по ироническому выражению А.А.Меняйлова. Если же обобщить этнографические наблюдения А.А.Меняйлова, то волк:

– никогда на человека не нападает (А.А.Меняйлов 2005: 63);

– необычайно умён и способен на многоходовые комбинации (А.А.Меняйлов 2005: 26);

– чрезвычайно коллективное животное в рамках волчьей стаи, включающей сотни и тысячи семей на громадных территориях (А.А.Меняйлов 2005: 97);

– в качестве основной пищи использует мышей и других грызунов (вовсе не случайно в некоторых районах Украины волка называют «мышиным богом»), на крупную дичь волки выходят только зимой и только от голода, а здоровых особей на своей территории не только не трогают, но даже охраняют (см.: А.А.Меняйлов 2005: 158, 193);

– отличается благородством и верностью в семейной жизни («Если милый друг погибает, то оставшийся в живых в новые сексуальные контакты не вступает. Вдовец присоединяется к полной семье и принимает участие в воспитании и выкармливании их волчат в качестве «дядюшки» [А.А.Меняйлов 2005: 25]);

– считает своим злейшим врагом лису и даже в охотничьем окладе, увидев лису, сначала её ловит и душит, а уж затем продолжает свой путь (А.А.Меняйлов 2005: 100),

– защищает человека доброго и возвышенного и режет собак и прочую живность у попов, девиц лёгкого поведения и людей непорядочных (А.А.Меняйлов 2005: 73-78).

Представление о волке как о тотемном животном этноса было живо до исторически недавнего времени у многих народов. «В Грузии и во времена детства Сталина тоже, если охотник убивал волка, то ему предписывалось облечься в траур – как по упокоившемуся значимому родственнику. Во многих народах волка полагалось неприбранным не оставлять, а непременно похоронить. А якуты и вовсе найденного мёртвым волка хоронили, как великого шамана: оборачивали в солому и подвешивали к ветвям дерева» (А.А.Меняйлов 2005: 13).

Основываясь на совпадении археологических, мифологических и языковых данных, Л.Н.Рыжков пишет: сам Рим был основан славянами «в своих античных ипостасях от троянцев до сербов Германии, Швейцарии, Житалии, Вострии и Югославии» (Л.Н.Рыжков 2002: 104). Важно помнить, что памятник в Риме поставлен именно волчице, – это ещё одно из проявлений справедливости представлений о волке как тотемном животном русского, а также других славянских народов.

В связи со сказанным становится понятной несправедливость общепринятой ныне трактовки латинской формулы «человек человеку волк» (homo homini lupus est) как формулы «человек человеку зверь». В изначальном смысле homo homini lupus est означало человек человеку Человек , т.е. Учитель с большой буквы. В лингвистическом плане – по отношению к понятию волк – несомненен происходящий со временем процесс десакрализации.

В лингвокультурологическом плане интересно сопоставить две пословицы: английскую Dog eats dog (Собака ест собаку) и латинскую Lupus non mordet lupum (Волк волка не кусает). Поведение типа «акме» постулируется второй из этих пословиц, где утверждаются принципы коллективности, соборности поведения. Общеизвестно, что когда в схватке волков становится очевидной победа одного из них, то побеждённый подставляет противнику шею для нанесения тем последнего удара, но победитель, рыча, уходит в сторону. С таким поведением волков перекликается столь же известная русская поговорка «лежачих не бьют». Иными словами, латинские пословицы Lupus non mordet lupum и homo homini lupus est изначально содержали кодекс нравственного человека: человек человеку друг и Учитель .

В английской же пословице Dog eats dog постулируются принципы демократического поведения, сформулированные ещё Платоном: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый [находится в войне] с самим собой». А.Ф.Лосев справедливо назвал этот принцип проповедью «звериной борьбы всех против всех» (см.: Платон 1990: 40)

В плане нравственных ценностей поведение волка – на уровне генетической памяти – поведение волка значительно предпочтительней поведения собаки (исключение составляют собаки канака, см. об этом: А.А.Меняйлов 2005: 14-19, 265-266). Поэтому изречение «Собака – друг человека» в конечном счёте – на уровне генетической памяти – вряд ли оказывается истинным.

Напомним, что именно волк упоминается как образец воинского поведения в словах Буй Тура Всеволода («Песнь о полку Игореве»): «И рече ему Буй Тур Всеволод: один брат, один свет светлый ты Игорю, оба есве Святъславличя; седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска на переди; а мои ти Куряни сведоми к мети, под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, сабли изъострени, сами скачють акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а Князю славе» (Хрестоматия 1974: 65). Уподобление волку достаточно часто используется в указанном памятнике и при описании неуязвимости в перемещениях: «Гзак бежит серым влъком…», «…Игорь Князь <…> въвръжеся на бръз комонь, и скочи с него босым вълком, и потече к лугу Донца…», «…тогда Влур вълком потече, труся собою студеную росу» (Хрестоматия 1974: 66, 70).

А какова лиса Лиса почти всегда выступает в качестве:

врага волка («Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» – 3; Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» – 8; Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. – 9; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18; Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!» Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43);

учителя жизни (Зело удивительно: шла лисица из дальних пустынь. Завидевши петуха на высоцем древе, говорит ему ласковые словеса: «О милое мое чадо, петел! Сидишь ты на высоцем древе да мыслишь ты мысли недобрые, проклятые; вы дéржите жен помногу: кто держит десять, кто – двадцать, и́нный – тридцать, прибывает со временем до сорока! Где сойдётесь, тут и дерётесь о своих жёнах, как о наложницах. Сниди, милое мое чадо, на землю, да покайся! Я шла из дальних пустынь, не пила, не ела, много нужды претерпела; всё тебя, мое милое чадо, исповедать хотела». – 26; Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала… 44; «Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить» 56);

воровки как самой по себе (А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. – 3; Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка. – 15; см. также: 6, 7, 18; 19), так и за компанию (Настала ночь, к дверям пришла другая лиса и стучится. Волк услыхал и начал будить свою куму: «Кума! Вставай, пришли за тобой». – «Спасибо тебе, куманёк, что разбудил; я бы проспала». Вышла и пустила тихонько в сени свою подругу. Залезли они на полдовку, где у волка было много мёду, и съели половину кадушки. – 21-22);

обманщицы («Я, куманёк, говорю: битый битого везёт» – 4; В третий раз опять так же обманула лисица волка и долизала уж весь медок. – 16; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». – 18; Старик спрашивает: «Каково старушка?» – «Пошевеливается!» – говорит лиска, а сама доела старуху, собрала костьё и сложила в уголок и принялась месить саламату. – 30; Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. – 45);

манипулятора («Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь» – 3; «Я себе построю лубяную <хатку>, а ты ледяную» – 4; «Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон». Петух слез; она хвать его и скушала. – 4; Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. – 9; Долго ли, коротко ли – прикинулась лисица хворою, просит кума медку принести. – 16; см. также: 19, 25, 26);

хитрой особы (Пошла лисица в лес, яко долгий бес 27;):

умеющей втираться в доверие (Лето стало, у лисички избушка и растаяла. Пошла она к волку на фатеру проситься: «Пусти-ка, кум, меня на лесенку». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла кума на лестницу; как бы добраться до печки? Начала она умолять кума не вдруг, а потихоньку, помаленьку: «Пусти-ка, кум, меня на крылечко-то». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла на крыльцо: Пусти-ка, кум, меня в сенцы-те». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» – 17; см. также: 18);

не способной к благодарности за помощь в трудное время (Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. – 23);

считающей себя выше тех, кто с ней общается (Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла. – 15; Лисичка стала смеяться над кумом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни у волка хвост!» – 18);

изобретательной в умении обманывать («Ну, хорошо! – говорит лисица. – Давай ляжем на солнышке, у кого вытопится мёд, тот и виноват». Пошли, легли. Лисице не спится, а серый волк храпит во всю пасть. Глядь-поглядь, у кумы-то и показался медок; она ну-тко скорее перемазывать его на волка. «Кум, кум, – толкает волка, – это что? Вот кто съел!» И волк, нечего делать, повинился. – I , 16; Волк уснул, а у лисички выпреглось масло; она им и вымазала кума. Пробудился волк, лисичка ему и говорит: «Ведь ты, кум съел!» Он говорит: «Нет – ты, кума!» Спорили да спорили и не могли переспорить один другого… – 17; см. также: 20; 21;)

не чуждой к использованию магии (Вот он хлеба каталажку наклал и отправился ловить сельдей, как кума его учила. Пришёл он к реке, упустил в воду хвост, да и держит, а лиса в то же время молит: «На небе ясни, ясни! У волка хвост мёрзни, мёрзни!» И вот треснул мороз, что у волка хвост замёрз. Пришли поповы дочки и волка кичигой зашибли, да из шкуры себе шубы сшили! А лиса осталась одна жить, и теперя живёт, и нас переживёт. – 19);

чрезвычайно мстительной («Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе, сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!» Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, – оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает: «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». - «Дай-ка попробовать!» Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и теплая конура. – 14).

Судя по характеристикам лисы в русских народных сказках (враждебно настроенной к волку, поучающей, склонной к воровству, обману и манипуляциям, хитрой и изобретательной в обмане, умеющей втираться в доверие, считающей себя выше тех, кто с ней рядом, несоразмерно мстительной особы), она вовсе не герой для русского народа: её качества вызывают у него отвращение. Вряд ли поэтому объективными и истинными представляются следующие слова В.Я.Проппа: «Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед» (В.Пропп 1957: XIY).

Суждение В.Я.Проппа представляется неверным по нескольким основаниям.

Во-первых, лисичка далеко не всегда выходит победительницей из всех бед (особенно когда сталкивается с другими, кроме волка, персонажами, см.: 24, 25, 27, 34, 42, 46, 51, 52, 57, 58, 93, 96).

Во-вторых, лиса часто оказывается жертвой собственной материалистичности: так, наказывая собственный хвост, зачастую теряет жизнь, и примеров такого рода в сказках приводится много (см.: 34, 36, 37, 38).

В-третьих, в психологической науке само по себе служение другим (альтруизм), которое в сказках часто демонстрирует волк (лисе, Ивану-царевичу), оценивается как проявление психического здоровья, а вовсе не глупости, ср.: «Ещё у русского психолога А.Ф.Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, – писал он, – в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет"» (Б.С.Братусь 1999: 45).

Конечно, может быть, с точки зрения людей, для которых доверчивость, открытость и альтруизм являются проявлением глупости, приведённое суждение В.Я.Проппа и справедливо, но вряд ли приложимо к генетической памяти славян (и прежде всего – русского народа) и не соответствует мнению многих психологов.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же смысл приобретают неудачи и успехи волка в русских народных сказках в его столкновениях и общении с лисой? Полагаем, что сказки содержат совет-предостережение носителю этномифологического мышления русского народа – быть умным и внимательным при общении с представителями других этносов, особенно с теми, кто одновременно:

– враждебно настроен и при этом активно стремится втереться в доверие;

– склонен к воровству, обману и манипуляциям,

– считает себя выше тех, кто с ним рядом,

– мстителен и обычно

– рядится в тогу учителя жизни.

Возможно и более узкое толкование смысла русских народных сказок, если учесть гендерные аспекты их послания (волк – существительное мужского рода, т.е. мужчина, а лиса – женского, т.е. женщина). Сказки предостерегают русских мужчин от заключения союзов с женщинами, обладающими вышеперечисленными признаками. Русские народные сказки содержат предостережение о духовной и материально выраженной бесплодности, разрушительности таких союзов.

А что говорится о медведе в русских народных сказках? – Медведь :

иногда великодушен к тем, кто находится на грани жизни и смерти: «Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать. Вдруг идёт медведь и спрашивает: «…А что, кобель, хочется тебе есть?» – «Ещё как хочется-то!» – «Ну, пойдём со мною; я тебя накормлю». …Попадается им навстречу жеребец… Вот медведь схватил жеребца за брюхо; жеребец упал наземь. Медведь разорвал его и говорит: «Ну, кобель, ешь сколько угодно. А как приберёшь всё, приходи ко мне» (84);

невоздержан во хмелю до неприятностей: «Кобель видит, что гости и хозяева порядком перепились, и ну угощать приятеля. Медведь выпил стакан, другой, и поразобрало его. Гости затянули песни, и медведю захотелось, стал свою заводить; а кобель уговаривает: «Не пой, а то беда будет». Куды! Медведь не утихает, а всё громче заводит свою песню. Гости услыхали вой, похватали колья и давай бить медведя; он вырвался да бежать, еле-еле жив уплёлся» (85);

доверчив к обманутым им ранее хитрецам до смерти: «Мужик принялся рубить; глядь – ан медведь бежит и мужику кричит: «Эй, старик! Что это за крик?» Мужик говорит: «Волков ловят да медведей». – «Ох, мужичок, положи меня в сани, закидай дровами да увяжи верёвкой; авось подумают, что колода лежит». Мужик положил его в сани, увязал верёвкою и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился» (35; см. также 37, 38);

просто глуп : «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». – «Дай-ка попробовать!» – Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура» (14); «Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел» (45-46; см. также: «Медведь, лиса, слепень и мужик» – 71; «Зимовье зверей» – 93);

хитёр , если есть возможность что-то своровать : «Медведь с досады перестал ходить по задам, а подойдёт под окно к старухиной избе и запоёт песню: «Скрипи-скрипи, скрипка, на липовой ножке! И вода-то спит, и земля-то спит; одна бабушка не спит, свою шёрстку прядёт!» Выйдет старуха за ворота посмотреть – кто так хорошо поёт, а медведь шасть назад к плетню, стибрит овцу и уйдёт в лес. Так-то всех овец и перетаскал» (83);

часто бывает обманут лисой : «Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге. Идёт медведь с волком, а лиса говорит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани, и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит: «Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!» Бычок нейдёт. Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла» (15);

иногда вступает с волком и зайцем во временный союз против лисы : «Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама», – говорит лисица. Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца» (13);

достаточно трусоват по отношению к тем, кто кажется сильнее: «Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её». – «Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь». «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушёл» (23); «Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, – думает медведь, – увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печёнки отбил; вскочил – да бежать!» (61; см. также 62, 63, 65-66, 69, 70, 94);

ничего не понимает в сельском хозяйстве : «Посеял мужик с медведем вместе репу, и родилась репа добрая. Медведь мужику сказал: «Твои коренья, а мои верхушки». Мужик всю зиму ел, а медведь с голоду помирал. На другой год медведь сказал мужику: «Давай сеять пшеницу». Пшеница родилась добрая. «Теперь ты бери верхушки, – сказал медведь мужику, – а мои коренья». Мужик всю зиму ел, а медведь едва с голоду не помер» (37);

выступает по отношению к окружающим как страшная, агрессивная сила : «Пахал мужик ниву, пришёл к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю!» (35); «Ну, мужик, – говорит медведь, – я теперь на тебя сердит, съем тебя!» Мужик отошёл и заплакал» (36; ср.: «А я лесной гнёт!» Сел на кувшин и всех раздавил» – 126; а также: 37, 50, 67, 82, 125, 126, 127);

по отношению к мужику выступает в качестве:

хозяина, которому тот беспрекословно должен подчиняться : «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» (35); «Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!» Мужик воротился из города и боится ехать в лес» (35);

субъекта, которого мужику можно и нужно обманывать : «Нет, не замай (не трогай); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» Сказал и ушёл в дуброву. Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает. «Ну, мужик, давай делить!» – «Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки», – и отвёз ему воз ботвы. Медведь остался доволен честным разделом» (35; см. также 36)

Кого же именно русские люди воспринимают в качестве хозяйничащей по жизни страшной, агрессивной, иногда великодушной силы, ничего не понимающей в сельском хозяйстве, в значительной степени трусоватой и вороватой, которую можно и нужно обманывать? Как нам представляется, образ медведя в русских народных сказках ассоциируется с образом начальника (не случайно – Михаила Потапыча Топтыгина ). Именно начальников русские люди чаще всего воспринимают как глупую, агрессивную, страшную (и одновременно трусоватую) силу, которую можно и нужно обманывать. Медведь, как свидетельствуют русские народные сказки, – начальник леса Жизни…

Полагаем, что русские народные сказки имеют определённое – метафорически выраженное – психотерапевтическое содержание. Сегодня, когда правят лисы (особенно много таких учителей жизни в средствах массовой информации), они убеждают волков, что те – всего лишь несовершенные лисицы или медведи. Интересно, что многие молодые волки так и думают и стремятся во всём подражать лисам и медведям. Но волк лисой или медведем не может стать по определению. Самое большое, что может сделать волчонок в этом направлении, – это забыть о своей природе и превратиться в беспородную и безродную дворняжку, которую легко будет небрежно отшвырнуть одним движением сапога. Возрождение России возможно только на базе пробуждения генетической памяти русского народа, на базе осознания силы и слабости предков, а лучшим проводником по генетической памяти являются народные сказки.

Цитируемая литература:

Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 29-48.

Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. – 368 с.: ил.

Хрестоматия по истории русского литературного языка / Составитель А.Н.Кожин. – М.: Высшая школа, 1974. – 415 с.

Кобзев Никита

Исследование на тему "Образ медведя в русских народных сказках и в современной жизни"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101

ГОРОД САРАТОВ

Научно-практическая конференция «ТИМоша»

Исследовательская работа на тему:

И в современной жизни »

Выполнил: учащийся 4 «А» класса

Кобзев Никита

Научный руководитель: Вашунина Ирина Владимировна

2015-2016 учебный год

Введение…………………………………………………………..

Образ медведя в русских народных сказках

Из истории (о медведе)

Имя

  1. У медведя русский характер

Образ медведя в русских народных сказках

Анкетирование

Медведь и современность

Олимпийский мишка

Герб

Единая Россия

Фамилия Медведев

Заключение…………………………………………………….....

Источники информации..………………………………………..

Приложения………………………………………………………

Предмет исследования – медведь.

Гипотеза: возможно, характер медведя олицетворяет характер России.

Цель – выяснить, почему образ медведя символичен.

Задачи:

Узнать, откуда появилось слово «медведь»;

Познакомиться с историей появления медведя в русских народных сказках;

Узнать, в каких народных сказках присутствует медведь;

Проанализировать, знают ли мои одноклассники сказки о медведях, и имеется ли такая игрушка дома;

Установить, актуален ли образ медведя в наши дни.

1.Введение

Меня с детства окружают русские народные сказки. Самые первые сказки мне рассказала моя мама. Когда я научился читать, я сам стал читать сказки. У меня дома много книг, некоторые остались от мамы, часто мне дарят сказки на день рождения. В школе мы читаем сказки на кружке «Книгочей». На кукольном кружке мы ставим спектакли по русским народным сказкам и показываем их на школьных праздниках ученикам начальных классов и дошкольникам. На уроках литературного чтения мы тоже знакомимся со сказками, и я захотел провести исследование на тему «Образ медведя в русских народных сказках и в современной жизни». В своей работе я хотел бы подробнее познакомиться с русскими народными сказками, со сказочными героями на примере медведя.

2.Образ медведя в русских народных сказках

Из истории (о медведе)

Медведь – герой русских народных сказок. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша…

Большой косолапый медведь пользовался заслуженной популярностью в старину за свою необузданную силу и сноровку. Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим. Наши предки, которые с этим лесным жителем виделись чаще, чем мы, хорошо знали о его ловкости и необыкновенной прыти, о его умении ловить рыбу в реке и залазить на деревья, несмотря на внушительные размеры. А кто из нас не знает о его любви к меду и ягодам?

Медведь очень многозначный символ у многих народов. Корень «мед», медиа означает «середина, центр бытия». Греки называли медведя арктос. Отсюда Арктида и современная Арктика, то есть земля медведей. Населяли ее гипербореи, то есть славяне - носители энергии жизни в виде Слова. И символом славян был медведь. По-болгарски медведь значит «меч». Сказочный меч-кладенец символизирует власть медведя. И опять же не случайно в сказке о трех дворцах медный дворец охраняют львы - символ гордыни, серебряный - волки, символизирующие страх, который нужно преодолеть герою. А золотой дворец охраняют медведи.

У наших предков столетиями существовали культ медведя. В их основе лежала вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах.

Имя

Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке. Это связано с запретом произносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд. В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» (сказка «Дочь и падчерица»), или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок»), «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи»), «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь»), «Косолапым» (сказка «Колобок»), а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя»), «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса», «Зимовье зверей») и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша»).

У медведя русский характер

У медведя русский характер. Он - силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват... Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей.

Образ медведя в русских народных сказках

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме», медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога», «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» (рис. 3) или «Мужик и медведь», где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно, потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка», «Дочь и падчерица», «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» (рис. 4) медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

Анализ учебника «Литературное чтение»

На кружке «Книгочей» мы провели исследование, сколько народных сказок включено в учебники «Литературное чтение», в которых героем является медведь:

а) в первом классе одна русская народная сказка «Кот и лиса» (рис. 6);

б) во втором классе русская народная сказка «Мужик и медведь» (рис. 7);

в) в третьем и в четвёртом классе русских народных сказок очень мало и медведя там нет (рис. 8).

Я считаю, что в наших учебниках по литературному чтению очень мало сказок и предлагаю включить в них побольше русских народных сказок.

Анкетирование

Чтобы узнать, знакомы ли мои одноклассники с мишкой, как он популярен, я провёл анкету.

Анкета

Вопросы

да

нет

Есть ли у вас игрушка Мишка?

Была ли игрушка мишка у твоих родителей?

Положительный или отрицательный персонаж по вашему мнению медведь в русских народных сказках?

Знаете ли вы сказки, где героем является медведь?

Итоги анкеты: Игрушка мишка есть у 22 учащихся моего класса, это составляет 92%. У родителей в детстве тоже были мишки (75%). Все мои одноклассники считают медведя положительным героем в русских народных сказках (100%). Сказки с участием медведя читали все.

3.Медведь и современность

Образ медведя используется не только в фольклоре, но и в современной жизни. Ему установлены памятники, он есть на гербах городов, мишка являлся эмблемой политической партии и символом спортивных олимпиад.

Олимпийский мишка

Мишка был символом XX олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 году. Придумал его художник Виктор Чижиков (рис. 10). Еще задолго до начала Олимпиады, в 1977 году, в передаче «В мире животных» телеведущий Василий Песков провел опрос телезрителей. Большинство из наших сограждан отдали свои голоса за медведя, как истинно русского животного. Поэтому было принято решение, что талисманом Московской Олимпиады должен быть косолапый Мишка (рис. 9).

В зимнюю олимпиаду в 2014 году в Сочи символом стал брат нашего лесного медведя - белый медведь.

В Ленинском районе города Саратова в сквере по проспекту 50 лет Октября 2 февраля 2016 года открыли «Сказочную аллею». Гостей сквера встречали снежные сказочные фигуры. Нашу школу представлял Олимпийский мишка.

Герб

Медведь изображается на гербах многих российских городов. В Перми ему даже поставлен памятник. Как шутят создатели, чтобы иностранцы не сомневались, медведи по улицам России действительно ходят (рис. 11). А в Норильске медведь не только изображен на гербе с ключом от города в лапах, но и стал живым символом города в виде маленького медвежонка. Изображен медведь и на гербах Хабаровска, Екатеринбурга, Сыктывкара, Ярославля (рис. 13) и других российских городов, потому что этого зверя любят и почитают.

Живой символ Ярославля – медведица Маша уже четверть века живёт самом центре города в историко-архитектурном музее-заповеднике (рис. 15).

Маша обычно отправляется в свою «берлогу» с 1 по 10 декабря, - рассказала заведующая отделом информации музея-заповедника Мирослава Стецюк. – За неделю до этого она начинает отказываться от еды. Но в этом году медведица продолжает с удовольствием закусывать овощами и рыбой. За последние десять лет Маша точно впервые в конце декабря еще не спит!

Из газеты «Комсомольская правда» за 30 декабря 2015 года я узнал, в Саратовском Горпарке из-за аномального тепла проснулась медведица Мася. Каждый день вылезала из норы, чтобы поесть. Ела, возвращалась обратно. По словам сотрудников, причин для беспокойства нет. Выход из спячки в такую аномально теплую погоду для медведей - явление ожидаемое и отрицательно на них никак не сказывается.

Памятник медведю поставлен в Ярославле. Бронзовый медведь воплощает не только символ России, но и самого города. «Символ России, легенда Ярославля» – именно эта надпись значит на огромном камне, на котором и стоит черный бронзовый медведь, словно желая шагнуть вперед. Каждый час Богоявленская площадь оглушается раскатистым ревом этого медведя (рис. 14).

Памятник медведю стоит и в Перми. Медведь является символом города и изображен на гербе Перми. У местных жителей и гостей Перми существует поверье о том, что если загадать желание и потереть медведю нос - оно непременно сбудется (рис. 12).

Единая Россия

Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага, он является символом русского характера в России.

Медведь стал эмблемой политической партии «Единая Россия» (рис. 17). Вот как о нем сказал президент РФ Владимир Владимирович Путин: «Может быть, быку и не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет… Вообще, он, медведь, считается у нас хозяином тайги, и он не собирается - и я знаю это точно - куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст, я думаю, что это должно быть понятно» (рис. 19).

Фамилия Медведев

Много в России людей с фамилией Медведев. Такую фамилию носит бывший президент Российской Федерации, а в настоящее время премьер министр нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал роскошный подарок Филиппинам к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Бронзовый медведь весом 530 килограммов стал символом партнерства стран

Он создан российским скульптором Виталием Шановым из патинированной литой бронзы. Подарок премьер-министра был помещен на почетное место в Саду скульптур форума АТЭС. Там выставлены все художественные произведения, подаренные странами участницами саммита (рис. 18).

В нашей школе два учителя имеют такую фамилию. Это учитель начальных классов Медведева Ольга Сергеевна и учитель математики Медведева Марина Михайловна. Мне стало интересно, сколько учащихся нашей школы имеют такую фамилию. Оказалось всего один ученик. Есть у нас в школе ученики с фамилиями, образованными от названий животных и птиц: Воронины (2 ученика), Сорокины (2 ученика), Лебедевы (2 ученика), есть у нас Мамонтова, Журавлёв, Ежов, Орлова, Скворцова, Баранова, Соловьёв, Куницын, Соколов, Сомова и даже два Пауковых.

Заключение:

Любимый герой русских сказок – Медведь. Проведя анализ сказок, я выяснил, что больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но в то же время ему присущи легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злоб а.

Образ медведя - один из ярких образов в русском фольклоре и российской символике. Жители России воспринимают этого зверя как воплощение силы, мощи, величия русского духа. В наши дни образ медведя получил новое значение и остаётся любимым героем.

Вывод:

В ходе исследования я установил, что у медведя русский характер;

Он присутствует во многих русских народных сказках;

Образ медведя актуален в наши дни.

В наших учебниках мало русских народных сказок с участием медведя. Моё предложение: включить в учебники по литературному чтению побольше русских народных сказок.

Литература

  1. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  2. Русские сказки: Сборник А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  3. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  4. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
  5. http://fictionbook.ru/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online.html?page=7

6.(http://ten2x5.narod.ru/biblio/st_kosolap.htm)

Приложение

Сценка «Коза и Медведь»:

КОЗА: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко!

МЕДВЕДЬ: Давай, Коза, покажем,

Как мы поем и пляшем!

КОЗА: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь!

МЕДВЕДЬ: Ты, когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь!

КОЗА: Да ты, Мишенька-медведь,

Сам-то не умеешь петь.

Ты тугой на ухо,

МЕДВЕДЬ: Хватит нам браниться,

Давай-ка мириться!

КОЗА: Ах ты, Мишка дорогой!

Ведь не ругались мы с тобой.

МЕДВЕДЬ: Мы с тобой шутили,

Народ веселили!

МЕДВЕДЬ: Веселей, Коза, пляши,

Твои ножки хороши!

КОЗА: И твои кривые

Тоже не плохие!

Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.

Медведь в русских народных сказках

Образы медведя из народных сказок

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.

  • Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
  • Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
  • Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
  • Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.

Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.

В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.

Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» - здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.

Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.

Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.

С детства мы помним знаменитые слова «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это выражение очень точно описывает важную роль сказки в воспитании детей. Ведь вместе с любимыми героями гораздо интереснее познавать мир и разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо. Сказки про зверей особенно интересны малышам, а медведь является одним из самых популярных персонажей не только русских, но и многих других народных и авторских сказок.

Почему медвежонок?

Почему любимым сказочным героем и одной из самых популярных игрушек у детворы всего мира является медвежонок? На этот вопрос попробовали ответить ученые-антропологи. По их мнению, мордочка игрушечного мишки походит на личико ребенка. Большие глаза, маленький рот и нос. Детеныш медведя напоминает человечка забавным переваливаем на двух ногах, как малыш, который только учится ходить и бесконечно шалит. Таково мнение современных ученых.

Медведь в славянских сказках

В русских былинах и легендах медведя часто называли лесным мужичком и почитали как хозяина леса. Поэтому сказки про зверей, где медведь выступает как грозный, но самый мудрый и справедливый персонаж, не были у славян редкостью. В сказках более позднего периода косолапый сбросил с себя таинственный ореол волшебного и сурового хозяина природы и перенял больше человеческих качеств. Множество таких сказок дошло до наших дней. Современные авторы также знают пристрастия малышей и не изменяют традициям. Поэтому очередная сказка про медвежонка всегда с интересом воспринимается детской аудиторией. Давайте вспомним несколько любимых историй о маленьком косолапом герое, который учит детей лучшим человеческим качествам.

О мишке-трусишке

Это была первая весна в жизни медвежонка, он робко прижимался к маме медведице, шагая по Все вокруг выглядело, пахло и звучало незнакомо, вызывая восторг и тревогу одновременно. Медведица заметила страх своего малыша и сказала, что он бурый медведь, относится к роду самых могучих и уважаемых обитателей леса, а значит, бояться ему не пристало.

Медвежонок внимательно слушал рассказ матери о великих и грозных соплеменниках и очень хотел быть похожим на них. Вдруг что-то ужасно громко затрещало, мишка зажмурился и попытался быть храбрым, но страх взял верх, и малыш со всех ног бросился бежать. Он так и бежал с закрытыми глазами, а когда остановился, понял, что заблудился.

Мишка уже не трусишка

Некоторое время он звал маму, затем, обессилев от крика, решил передохнуть и самостоятельно искать дорогу домой. Так, он брел по лесу и успокаивал свой страх, вспоминая слова матери о том, что бурому медведю бояться не пристало. Конечно, сказка про медвежонка могла быть не такой интересной, если бы он не встретил друзей.

Первой косолапый путешественник повстречал маленькую белочку. Она плакала, сидя на ветке, потому что не послушала маму, которая, уходя за орехами, просила не высовываться из родного дупла. Сидеть в темноте было скучно, и белочка погналась за красивой бабочкой, а когда опомнилась, поняла, что заблудилась. Затем товарищам по несчастью повстречался зайчишка, а следом за ним ежик. Этих малышей любопытство завело далеко от дома. Так, маленькая компания продолжила путь по лесу.

Вдруг товарищи услышали хлопанье крыльев над головами. На ветку сел большой черный ворон и громко закаркал. Компания мелких зверюшек испуганно сбилась в кучку, прижавшись к стволу сосны. Только медвежонок, вспоминая слова матери о вышел вперед, закрывая товарищей спиной. Увидев храбрую позу медвежонка, ворон сперва рассмеялся, а затем рассказал, что уже давно ищет малышей по просьбе их обеспокоенных родителей. Мудрая птица сказала, чтобы друзья оставались на месте и отправилась за их родителями. К ночи все уже были дома, а мама-медведица, слушая рассказ медвежонка, думала какой у нее растет храбрый сын, настоящий бурый медведь.

Эта сказка во многом похожа на предыдущую, только заблудился медвежонок не из-за страха. Любопытство стало причиной его приключений. Проснувшись в берлоге раньше мамы медведицы, он решил исследовать окружающий мир. Ведь, засыпая, мама так много рассказывала об удивительном месте под названием лес. Какая же сказка про медвежонка может обойтись без мудрого друга?

К счастью маленького следопыта, ему повстречался старый дядюшка лось. Он рассказал медвежонку о зеленых деревьях, кустах, траве и ягодах, которые появятся весной. Пока было рано гулять по лесу, деревья были без листвы, а на земле лежал снег. Это означало, что медвежонок проснулся гораздо раньше положенного срока и ему пора домой, пока мама не обнаружила пропажу. Вернулись к берлоге они вовремя, мама уже начинала ворочаться и могла проснуться в любой момент, тогда непоседе точно досталось бы. Все обошлось, медвежонок попрощался с новым другом и сладко заснул в ожидании теплой весны.

В волшебном лесу жила семья медведей. Повзрослев, два медвежонка решили отправиться в путешествие, чтобы лучше узнать окружающий мир. Мама-медведица не стала спорить и на прощание просила сыновей во всем быть опорой друг другу. Медвежата отправились в дорогу. Пока им попадались кусты с ягодами и сладкие коренья, путь был весел и беззаботен, но прошло время, и еды становилось все меньше. В животе неприятно урчало и мысли были только о еде.

Вдруг на лесной поляне один из братьев нашел практически целую головку сыра. Скорее всего, кто-то из крестьян потерял ее, возвращаясь через лес из соседней деревни домой. Находка была и впрямь удачной, и оставалось ее только разделить поровну. Но каждому казалось, что только он разделит честно, и между медвежатами возник спор.

Эта сказка про медвежонка и его брата, как и многие другие, не обошлась без хитрой лисы. Она прибежала из леса на шум, поднятый братьями. Узнав в чем дело, плутовка решила поживиться за счет глупых медвежат и предложила свою помощь в разделе вкусной находки. Медвежата согласились. Лиса разломила сыр на два куска, один был большим, а другой совсем маленьким. Братья стали ругать рыжую, что дележ неравный, и плутовка обещала все исправить. Она откусила от большого куска, но части по-прежнему были не равны, что вызвало возмущение медвежат. Лиса продолжала кусать, снова и снова, пока от большой головки сыра не осталось два маленьких, но равных кусочка. Она отдала их изумленным медвежатам, а сама, сытая и довольная, быстро убежала в лес. Братья остались голодными и поняли, что своим пустым желудком они наказаны за жадность.

Приключения Умки

Сказка про белого медвежонка по имени Умка хорошо знакома нам благодаря замечательному советскому мультфильму, который рассказывал о его приключениях. О том, как Умка пытался ловить нерпу, о печальной рыбе-солнце и о звездных медведях. А главное, о том, что дружба творит чудеса. Смешные фразы из этой сказки ушли в народ, а колыбельную медведицы и по сей день мамы поют своим малышам.