Литературно-исторические заметки юного техника. Александр бенуа картины Биография художника Александра Бенуа

Николай Леонтьевич Бенуа родился 1 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа. Его крёстной матерью была императрица Мария Фёдоровна. Начальное образование Николай получил в петропавловской школе ("Петершуле"). В четырнадцать лет он поступил в Академию художеств. Его выпускной работой в Академии был проект Училища правоведения, за который 27 сентября 1836 года Николай Бенуа получил Большую золотую медаль, был награждён шпагой и правом на заграничную поездку для продолжения обучения.

Перед поездкой за границу Николай Бенуа должен был пройти строительную практику. Её он проходил в качестве чертёжника у архитектора К. А. Тона . Николай Бенуа участвовал в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.

В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Санкт-Петербург он вернулся в 1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1847 году Бенуа получил звание академика.

Первое крупное сооружение Николая Бенуа - готические конюшни в Петергофе, построенные по личному заказу Николая I. За эту работу ему был вручён орден Станислава четвёртой степени. В 1850 году его назначили главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении. Тогда же он приступил к строительству фрейлинских корпусов близ Большого петергофского дворца. Им же было построено здание петергофского вокзала, ставшее первым вокзалом в России, построенном в готическом стиле. Одновременно с этим вокзалом, Бенуа построил вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе. Вместе с А. К. Кавосом Николай Бенуа построил здание почты, решённое также в готическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены часовня на Торговой площади, официантский дом, придворный госпиталь и богадельня.

В 1857 году Николай Леонтьевич Бенуа получил звание профессора Академии художеств. В 1859-1960 годах по его проекту была проведена капитальная реконструкция Большого грота и каскада, Самсоновского ковша и канала, фонтанов восточной части Нижнего парка, Марлинского каскада. В 1857 году архитектор завершил свою работу, связанную с Петергофом.

В 1863 году Николай Бенуа был назначен главным архитектором императорских театров, сменив на этом посту А. К. Кавоса. Первой работой зодчего на этой должности стал театр в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). С его же участием перестраивался Александринский театр , строился Мариинский театр , был построен летний деревянный театр в Павловске.

Во время правления Александра II к архитектору стало приходить всё меньше государственных заказов. Новый император вёл более экономную деятельность. В это время Николай Бенуа начал работать над частными заказами. Для Шереметевых зодчим был построен новый дворовой флигель Шереметевского дворца на Фонтанке. По его проекту были построены дом князя Касаткина-Ростовского (наб. р. Мойки, 84), дом Шульца на Литейном проспекте , дом Кребера на углу улиц Рылеева и Маяковского (тогда - Спасской и Надеждинской соответственно), ферма в усадьбе Ульянка на Петергофском шоссе, дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной (совместно с А. И. Кракау), арестный дом в Александроневской части (совместно с А. Р. Гешвендом).

Из-за сократившегося объёма заказов у Николая Бенуа появилась возможность заняться активной общественной деятельностью. В 1868 году он предложил свою кандидатуру в гласные Городской думы, и с тех пор избирался туда каждые четыре года. Вскоре он стал членом Городской строительной комиссии, позже ставшей Городской управой. В апреле 1873 года он стал заведующим её строительной частью. Через Бенуа проходили все городские проекты. В 1890-1893 годах зодчий был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов.

Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года. Его похоронили на римско-католическом кладбище Выборгской стороны, в им же построенной церкви святой Марии. Николай Леонтьевич Бенуа стал родоначальником творческой династии Бенуа, из которой вышли известные художники, архитекторы и искусствоведы.

Александр Николаевич Бенуа. Портрет работы Леона Бакста

Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец, издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.


Прогулка короля Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.


Ораниенбаум Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.


Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.


Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

/ / Александр Бенуа картины

Биография Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг.) – великий русский художник , историк мирового искусства. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи и т.д.).

В 1896 году Александр вместе с друзьями отправляется в Париж, в который влюбляется целиком и полностью. Здесь он также, не изменяя своим традициям, пишет картины прошлого. Его работы в России и Франции — это взгляд современного человека на происходившее за сотни лет до этого. Мой взгляд на дружбу между временами и странами связан именно с его картинами. Бенуа много критиковали, как он называл их, “борзописцы”, но он не менял своих позиций и этим заслужил всеобщую признательность своей правоты и своего искусства.

Как уже говорили ранее, жизнь художника Александра Бенуа оборвалась в Париже. Несмотря на то, что последние годы жизни он провёл во Франции, по признаниям художника, память об отчизне, где он принимал активные участия во многих художественных мероприятиях, так или иначе относящихся к искусству, оставались с ним до конца его жизни и были драгоценнейшими воспоминаниями.

Александр Бенуа картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги . Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

(1870-1960) русский художник, критик, историк искусства

Александр Николаевич Бенуа происходил из семьи, внесшей значительный вклад в историю русской культуры. Дед по материнской линии А. Кавос был академиком, автором проекта Большого театра. Его отец был известным архитектором, в частности, одним из авторов проекта перестройки Эрмитажа. Старший брат был ректором Академии художеств.

С раннего детства Александр увлекался искусством. Он учился в частной гимназии К. Мая, в свободное время копировал рисунки старых мастеров и занимался с братом техникой живописи. Не менее охотно мальчик рисовал акварелью. Брат считал, что ему следовало стать профессиональным художником.

Закончив гимназию, по настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Петербургского университета. С этого времени его жизнь разделилась на две части: в университете он занимается юриспруденцией, а все свободное время отдает занятиям искусством.

В университетские годы Александр Бенуа сближается с В. Нувелем, К. Сомовым, Д. Философовым. Они составили «Кружок самообразования», на основе которого в середине девяностых годов сложилась группа «Мир искусства». Бенуа становится душой этого объединения и его художественным руководителем. Молодые энтузиасты издают свой журнал, выступают с проектами выставок, Бенуа пишет критические статьи, анализирует текущий художественный процесс.

Во время летних каникул, он ежегодно путешествовал по европейским странам, знакомился с собраниями произведений искусства и архитектурными достопримечательностями. Из каждой поездки он привозил акварельные зарисовки.

С 1891 года работы Александр Николаевич Бенуа ежегодно выставляются на художественных выставках. Известность приходит к нему в 1893 году, когда он публикует главу по истории русского искусства, в книге немецкого исследователя Р. Менга «История живописи». Позже она составит основу его книги «История русской живописи».

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. На ее деньги он создал одно из лучших в России собраний, впоследствии вошедшее в состав Русского музея.

В 1896 году Бенуа организует выставку русской живописи в Германии. С нее началось широкое знакомство европейского зрителя с творчеством современных русских художников. Вместе с выставкой Александр Бенуа ездит по городам Европы, выступает с лекциями. Тогда он впервые побывал в Париже, откуда привез серию акварелей и гуашей с видами Версаля, изданную позже в журнале «Мир искусства».

Одновременно с выставочной деятельностью, Бенуа создает многочисленные декорации для театра. Дебют художника состоялся в 1900 году в спектакле «Месть Амура», поставленном в Эрмитажном театре Петербурга.

После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).

С 1909 года Бенуа работает художественным директором Русских балетных сезонов, которые проводил в Париже С. Дягилев. Он готовит декорации к спектаклям, организует художественные выставки, пишет либретто к балету И. Стравинского «Петрушка».

Благодаря помощи богатых меценатов - князя С. Щербатова и предпринимателя В. фон Мекка - Бенуа смог осуществить обширную программу изданий под общим названием «Художественные сокровища России». Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но независимая позиция Александр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось.

Работа над каталогами музейных собраний, позволила Бенуа организовать несколько художественных выставок. Самой знаменитой из них стала экспозиция русской портретной живописи, созданная вместе с Сергеем Дягилевым . Бенуа впервые представил историю реалистического портрета России с начала XVIII до конца XIX века. Когда русские усадьбы были уничтожены в огне революций и войн, составленный Александром Николаевич Бенуа каталог стал незаменимым справочником для реставраторов и историков искусства.

После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельность Александра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».

В 1917 году Бенуа работает в должности заведующего картинной галереей Эрмитажа. Благодаря его титаническим усилиям удалось сохранить многие выдающиеся произведения искусства. Кроме того, он смог убедить правительство большевиков создать в Эрмитаже общедоступный музей.

Но вскоре деятельность Александра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. В течение некоторого времени он работал в коллегии Наркомпроса под руководством Анатолия Луначарского , сотрудничал в издательстве «Всемирная литература».

Но в 1926 году после конфискации властями его коллекции картин, Бенуа покидает Россию. Формально он выезжал в Париж по приглашению дирекции театра «Гранд-опера». Но фактически он покидал Родину навсегда.

Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Одновременно он продолжает сотрудничать с труппой Дягилева, для которой оформляет спектакли в различных городах Европы.

Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. В конце двадцатых годов он осуществляет уникальную программу передвижных выставок, прошедших по городам Европы и США.

Именно эти выставки открыли для Западной Европы русское искусство как эстетический феномен. Работа Бенуа получила высокую оценку. Он становится кавалером ордена Почетного легиона Франции и ордена «Корона Италии». Параллельно Александр Бенуа продолжает заниматься исследованием живописи и книжной иллюстрации.

В 1930 году он переезжает в Италию и начинает работать главным художником театра «Ла Скала». В то время постановочной частью театра заведует сын Бенуа - Николай.

Во время Второй мировой войны художник возвращается в Париж. Поскольку большинство театров прекращают постановочную деятельность, он занимается иллюстрированием произведений русской классики, выпускает несколько альбомов акварелей с видами Петербурга и его пригородов.

Еще с 1939 года Александр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Личные воспоминания вскоре перерастают в обширную панораму истории художественной жизни России конца XIX - начала XX веков.

После войны он возобновляет работу в театре, продолжает оформлять спектакли в «Ла Скала», выезжает в США вместе с труппой, организованной антрепренером С. Юроком, оформляет спектакли в театрах Буэнос-Айреса и в «Ковент-Гардене» (Лондон).

Последние годы жизни Бенуа провел в Италии, в музеях Рима и Милана почти ежегодно проходили его персональные выставки.

В 1958 году выходит из печати первая часть его воспоминаний в пяти книгах. Однако начавшаяся болезнь помешала ему завершить фундаментальный труд.

Семейная жизнь Александра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. В 1893 году он женился на дочери немецкого предпринимателя А. Кинд, в браке родилось трое детей. Единственный его сын - Николай Бенуа - стал известным художником-декоратором.