Краткий рассказ о эдварде григе. Биография

Введение

1 Творчество Эдварда Грига

2 Особенности музыки Грига

Заключение

Итак, целью этой работы является рассмотрение творчества Эдварда Грига и определение его как основоположника норвежской классики. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

1. Творчество Эдварда Грига

2. Особенности музыки Грига

3. Эдвард Григ как основоположника норвежской классики.

1 Творчество Эдварда Грига

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе…. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль , куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

2 Особенности музыки Грига

В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен!..” Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником норвежской музыкальной классики.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. В истории музыкальных культур севера Европы он начался несколько позднее. Григ своим творчеством оказал влияние не только на композиторов скандинавских стран, но и на европейскую музыку в целом.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, издавна славившемся своими национально-художественными традициями. Здесь создавали свои прекрасные творения крупнейшие норвежские драматурги: Г. Ибсен и Б. Бьернсон, здесь жил знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный “Паганини Севера”, который первым увидел у Грига незаурядные музыкальные способности и позднее, во время совместных странствий по Норвегии, познакомил юношу с богатствами народного искусства.

Мать Грига, хорошая пианистка, с детства обучала своих детей музыке. И Эдвард, и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию. Совершенствуя затем свое композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии - Копенгагене, Эдвард Григ подружился с молодым композитором-патриотом Рихардом Нурдроком, автором музыки национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила идейно-художественные устремления Эдварда, решившего отдать все свои силы разработке норвежской музыки.

По возвращении на родину Григ живет в столице Норвегии - Кристиании (ныне Осло). Он возглавляет филармоническое общество, выступает в качестве пианиста и интенсивно сочиняет. Здесь появились знаменитый фортепианный концерт оп. 16, вторая скрипичная соната оп. 13, вокальные и фортепианные миниатюры.

Как и многие композиторы-романтики, Григ обращался к фортепиано на протяжении всей своей жизни, запечатлевая в фортепианных миниатюрах, подобно дневнику, личные жизненные впечатления. Григ причислял себя к школе Шумана и, подобно Шуману, предстает в фортепианной музыке рассказчиком-новеллистом. Им создано около 150 фортепианных пьес, из них 70 собрано в десяти “Лирических тетрадях”.

Две главные образные сферы господствуют в музыке Грига. Первая продолжает традиции “домашней музыки”. Это - в основном лирические высказывания. Другая сфера образов связана с народной песенностью и танцевальностью, с жанровой характерностью танцевальных импровизаций народных скрипачей. Григ отразил в своей музыке задор стремительного парного прыжкового танца “спрингар”, молодой дух мужского сольного танца “халлинг” (танец “молодечества”), характер торжественного танца-шествия “гангар”, без которого не обходятся деревенские свадьбы.

На основе характерных для этих и других народных танцев ритмо-интонаций Григ создал музыкальные сценки из народной жизни (пьеса “Свадебный день в Троль-хаугене”, оп. 19). Причудливые образы норвежской народной фантастики; гномы, тролли и пр. нашли оригинальное претворение в известных фортепианных пьесах (“Шествие гномов”, “В пещере горного короля”, “Кобольд” и др.). Романтическая национальная образность и особенности норвежской народной мелодики определили своеобразие музыкальной стилистики Грига.

В 1874 году Ибсен, один из талантливейших писателей Норвегии, предлагает Григу написать музыку к постановке своей драмы “Пер Гюнт”. Григ увлекся работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением (подобно “Арлезианке” Бизе или “Сну в летнюю ночь” Мендельсона). Постановка драмы прошла с огромным успехом.

Насыщенное социально-философскими обобщениями произведение Ибсена способствовало созданию глубоко содержательной музыки и музыкальному раскрытию возвышенного лиризма главного в произведении Грига образа преданно-любящей Сольвейг, которая не устает долгие годы ждать своего Пера Гюнта, фантазера и мечтателя, не нашедшего себя в жизни. После скитаний по чужим странам, попусту растративший свой душевные силы, он уже стариком возвращается к Сольвейг.

Ибсен посвятил образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, предусмотрев в создании этого образа и роль музыки. Григ с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг душевную чистоту и силу духа. Ее песня соткана из характернейших лирических интонаций народной норвежской песенности. Чудесный наигрыш фортепианного вступления близок задумчивым наигрышам рожка и создает образ одинокой лесной хижины в горах, где терпеливо ждет Пера Сольвейг.

Плавная мелодия песни Сольвейг скромна и вместе с тем величава. Легкий, нежный танцевальный припев передает сохранившийся в душе героини свет юности.

Григ, индивидуальность музыкального стиля которого вообще определяется связью с норвежской народной музыкой, приблизил своей музыкой пьесу Ибсена к народно-поэтическому стилю. Слова композитора о том, что “Пер Гюнт” Ибсена “столь же национален, сколь гениален и глубок”, могут быть отнесены и к его музыке.

Национальное начало ярко проявилось и в его прекрасных сочинениях вокальной лирики. Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. У влечение Грига вокальной лирикой связано с расцветом скандинавской поэзии, с творчеством Ибсена, Бьернсона, Андерсена. Он обращается главным образом к поэтам Дании и Норвегии. В вокальной музыке Грига великолепно представлены поэтические картины природы, образы “лесной романтики”. Тематика его песен богата, но при всем тематическом многообразии музыка Грига сохраняет единый настрой: сердечность и непосредственность эмоционального выражения - важное свойство его вокальных сочинений.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Произведения Грига печатаются крупными издательствами, исполняются на эстраде и в домашнем быту. Григ в признание его художественных заслуг избирается членом Шведской, Французской, Лейденской (в Голландии) академий, доктором Оксфордского университета.

Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

3 Эдвард Григ как основоположника норвежской классики

Во второй половине XIX в. в зарубежном музыкальном искусстве утвердился реализм. Усилилось стремление к демократизации музыкального искусства. Композиторы все чаще смело стали обращаться к бытовым сюжетам и сюжетам из жизни трудового народа.

Лучшие реалистические устремления французской музыки отразил французский композитор Жорж Визе (1838 - 1875). Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки он приобщился с детских лет.

Одаренность Визе проявилась в разных областях музыкального творчества. Среди его сочинений - Симфония, 3 оперетты, несколько кантат и увертюр, фортепианные пьесы, романсы, песни. Однако, основное место в его наследии заняла опера. Уже в одном из лер-вых наиболее значительных произведений - опере «Искатели жумчуга» - отчетливо наметились основные черты его оперного стиля: яркий мелодизм, колоритность народных сцен, красочность оркестра.

Самобытное дарование Визе с особой силой предстало в его гениальной опере «Кармен» (по новелле П. Мериме). Опираясь на лучшие достижения оперного искусства, Визе создал в «Кармен» жанр реалистической.музыкальной драмы. Музыка оперы вводит слушателя в мир сильных чувств и страстей, захватывает правдивостью изображения характеров и стремительным развитием действия. Она чутко отражает динамику и всю сложность взаимоотношений главных героев — своенравной цыганки Кармен и Хозе. Высшим достижением в опере явился образ Кармен. Подобной героини опера XIX в. еще не знала. Этот образ создан композитором на основе народно-песенных испанских и цыганских оборотов, зажигательных ритмов, свойственных музыке этих народов. Яркая и психологически верная обрисовка характера Кармен порой достигает подлинно трагического величия. "

В партии Хозе преобладают" романсовыё мелодии, близкие итальянскому оперному стилю. Не менее ярок образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами.

Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Визе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь,-с "ее красочностью и темпераментом. Мастерски сочетает композитор народные картины.с личной драмой героев.

Огромная популярность оперы объясняется не только гениальной музыкой, но и подлинно новаторским подходом Визе к показу на оперной сцене простых людей, их чувств, переживаний, страстей.

На премьере 3 марта 1875 г. опера провалилась, но уже через 10 месяцев к ней пришел успех. П.И. Чайковский, познакомившись с шедевром Визе в 1876 г., пророчески писал: «Через 10 лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». «Кармен» считают вершиной французской реалистической оперы, одним из шедевров мировой оперной классики.

Основоположником норвежской музыкальной классики считают выдающегося композитора, пианиста, дирижера Эдварда Грига (1843 - 1907) . Все его произведения проникнуты национальными норвежскими интонациями; они ярко отражают жизнь родной страны, ее природу и быт. Чарующая красота норвежской природы звучит то величественно, то скромно.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. Григ создал около 150 фортепианных пьес. К фортепиано он обращался на протяжении всей своей жизни.

В 1874 г. один из талантливейших писателей Норвегии Ибсен предложил Григу написать музыку к постановке своей драмы «Пер Гюнт». Григ увлекся "работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением. Музыка к драме «Пер Гюнт» принесла мировое признание Э. Григу. Композитор воплотил в музыке героев народных легенд и сказаний, творчески переосмыслив драматические образы пьесы Генрика Ибсена. Он с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг - духовную чистоту. Национальное начало ярко проявилось и в прекрасных сочинениях вокальной лирики Грига.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Музыка Грига узнается сразу. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии. С большой душевной теплотой Григ поведал миру о своей сказочной стране.

Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником музыкальной классики Норвегии.

Заключение

Итак, мы рассмотрели творчество норвежского композитора Эдварда Грига и определили его как основоположника норвежской классической музыки. Теперь можно подвести выводы.

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Список литературы

  1. Асафьев Б. Григ. М.: Музыка, 2006.- 88с.
  2. Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). - М: Советская энциклопедия, 1977.
  3. Григ Э. Девушке с гор. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 17с.
  4. Григ Э. Заход солнца. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 20с.
  5. Григ Э. Избранные лирические пьесы [ноты].- М.: Сов Композитор, 2007.- 48с.
  6. Григ Э. Концерт (ля-минор) для фортепиано с оркестром.- СПб.: Композитор, 2006.- 51с.
  7. Григ Э. Листок из альбома.- К.: Муз. Украина, 1971.- 48с.
  8. Григ Э. Норвежский танец.- М.: Музгиз, 1963.- 15с.
  9. Григ Э. Пер Гюнт Две сонаты для фортепиано.- СПб.: Композитор, 2007.- 47с.
  10. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 320с.
  11. Друскин М. История зарубежной музыки: Учебное пособие - М.: Музыка, 2008.- 530с.

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

В произведениях искусства сохраняются особенности менталитета, отражается культура народа, представитель которого выступает автором шедевра. Сказанное относится и к музыкальному искусству. На творчество композитора влияют география местности, климат, жизнь и быт людей, фольклорные мелодии, легенды, предания. Увиденное и услышанное пропускается через душу гения, и мир получает новые симфонии, кантаты, пьесы, прочие бессмертные творения.

Отличительные черты есть и у музыки Скандинавии. Композиторы северной Европы, изучив мировое музыкальное наследие, создали уникальный ритмичный такт. Один из наиболее известных скандинавских композиторов - Эдвард Григ. Биография, краткое содержание жизни и творчества гения представлены в этой статье.

Детские годы

Будущий композитор родился 15 июня 1943 года в провинциальном норвежском городке Бергене. Отец мальчика Александр Григ трудился в британском консульстве, а мать Гесина Григ (Хагеруп) играла на фортепиано.

Маленький Эдвард обучался музыке с шести лет. Первым учителем была мама. У ребёнка обнаружились музыкальные способности, но о серьёзных занятиях музыкой речь ещё не шла.

Однажды к Григам приехал друг семьи - известный в то время скрипач и композитор Улле Булль. Услышав музицирование Эдварда, Булль посоветовал родителям отправить парня в Лейпцигскую консерваторию. Музыкант уже тогда понимал, какую известность приобретёт Эдвард Григ: биография (краткое содержание которой представлено в этой статье), а также созданные им произведения спустя годы станут достоянием всего мира.

Студенчество

Годы учёбы приносили не только радость, но и разочарования. Григ брал уроки у выдающихся музыкальных педагогов Эрнста Вентцеля и Игнаца Мошелеса. Музыканты с удовольствием раскрывали секреты своего мастерства ученикам, но и требования к юным дарованиям были высоки.

Как и другие студенты, Григ репетировал с утра до вечера, прерываясь только для того, чтобы поесть. Нагрузки оказались непосильными, и в 1860 году юноша тяжело заболел. Из-за болезни занятия пришлось прервать и вернуться к родным. биография (краткое содержание) которого впоследствии будет изучаться в музыкальных школах, не состоялся бы как композитор, если бы не помощь близких.

Борьба с недугом оказалась нелёгкой, но благодаря тщательному уходу, молодой человек встал на ноги. Родители хотели, чтобы их сын остался дома, но парень вернулся в Лейпциг и продолжил обучение.

По завершении обучения Эдвард получил диплом пианиста и композитора. Вниманию публики и профессорско-преподавательского состава выпускник предложил миниатюры собственного сочинения, получившие высокую оценку и профессионалов, и любителей музыки.

Музыкальное общество

После окончания консерватории Эдвард Григ вернулся на родину. Молодого композитора и пианиста интересовала и он загорелся идеей создания самобытной музыки Скандинавии.

С группой единомышленников Эдвард организует музыкальное общество, члены которого пишут, исполняют и пропагандируют свои произведения. В этот период Григ сочиняет фортепианную сонату, сонату для скрипки и фортепиано, романсы, увертюру «Осенью» и «Юморески».

Талант композитора высоко оценивают современники. Спустя какое-то время Эдвард Григ, биография (краткое содержание) которого включает и личные отношения, становится семейным человеком. Любимая супруга Нина Хагеруп принимает участие в концертах, исполняет романсы мужа.

Биография Эдварда Грига (краткое содержание) была бы неполной без описания просветительской деятельности композитора. Переехав в Осло, Григ приступает к созданию музыкального учебного заведения Норвегии, Музыкального общества. Композитора поддерживают писатели, другие представители интеллигенции. В результате сотрудничества с Б. Бьёрнсоном появились музыкальные драмы по скандинавскому эпосу «Эдды». Также в этот период были написаны фортепианный концерт и лирические пьесы.

Мировая известность

Вскоре Эдвард Григ становится известным за пределами Скандинавии. Большую роль в этом сыграл Ф. Лист. Государство предоставило Григу пожизненную стипендию, что позволило композитору вернуться в родной город и посвятить себя творчеству.

Эдвард много путешествует, изучает быт норвежских крестьян, наслаждается красотами природы. Полученные впечатления отражены в одном из наиболее известных произведений - сюите «Пер Гюнт».

Пик славы Эдварда Грига - 80-е и 90-е годы позапрошлого века. Его приглашают выступать в Данию, Германию, Голландию, Англию и другие страны Европы. В 1889 году Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 - почётным доктором Кембриджского университета.

На родине композитор занимается общественной деятельностью: организует фестиваль норвежской музыки (проводится и сегодня), интересуется работой концертных и хоровых обществ, пишет очерки и статьи о творчестве коллег, издаёт сборники народных песен и танцев. Таков был Эдвард Григ. Краткая биография композитора известна не только музыкантам, а созданные Григом произведения пополнили фонд классической музыки.

При жизни композитор дружил с П.И. Чайковским, мечтал поехать в Россию, дать концерты в Англии, но творческие планы нарушила болезнь. Композитора не стало 4 сентября 1907 года. Позже на вилле Трольхауген, где прошли последние годы гения, открыли мемориальный дом-музей.

Эдвард Григ родился в Бергене 15 июня 1843 четвёртым из пяти детей в обеспеченной семье успешного торговца.
Отец Эдварда, Александр, занимал высокий пост английского вице-консула. Его мать, Гесина, была талантливой пианисткой, происходящей из влиятельной и зажиточной семьи.

В родном доме Грига музыка играла важнейшую роль. Гесина организовывала еженедельные музыкальные вечера, во время которых исполнялись произведения Моцарта и Вебера. Брат и три сестры Эдварда, как и он сам, имели талант к музыке. Поэтому, как это было принято среди обеспеченных семей Бергена, с ранних лет ей обучались. Эдвард Григ проявил сильный интерес к музыке, он мог часами просиживать за пианино часами, самостоятельно изучая разные мелодии. Поскольку он не был старшим сыном, родители сочли, что ему необязательно получать образование, которое позволит заниматься семейным бизнесом - это была судьба его старшего брата. Под чутким, но твёрдым руководством матери и учителей, мальчик продолжил свои музыкальные занятия.
Эдвард был не самым дисциплинированным учеником. Он предпочитал сам открывать для себя музыку, и, вместо нудной зубрёжки обязательных этюдов любил импровизировать и находить новые мелодии. Друг семьи, скрипач Оле Булл, заметил необыкновенный талант мальчика и посоветовал ему ехать в Лейпциг - важнейший культурный центр того времени.

1858 год открыл новую страницу в биографии пятнадцатилетнего Эдварда Грига: его приняли в Лейпцигскую консерваторию, в класс фортепиано и композиции. Строгая дисциплина и консерватизм угнетали юношу, и он черпал вдохновение за стенами консерватории. Григ регулярно присутствовал на репетициях в концертном зале. «Это был восторг - слушать так много великолепной музыки» - вспоминал он позже об этом периоде.
Весной 1860 года Эдвард серьёзно заболел, и ему пришлось вернуться в родительский дом. Но отдых был кратким. Хотя здоровье оказалось подорвано, Григ, не обращая внимания на советы врачей, следующей же осенью вернулся в Лейпциг, чтобы завершить обучение. Несмотря на несколько пренебрежительное отношение к консерватории, он закончил её с отличием в апреле 1862 года.

В 1863 году Григ прибыл в Копенгаген, ставший его домом на последующие три года. Здесь он познакомился с датскими композиторами Хартманном и Гаде, а также норвежским композитором Рихардом Нордрааком, которые помогли ему найти свою творческую идентичность, «отмежеваться» от влияния Мендельсона и немецкой школы.
В Копенгагене произошла ещё одна судьбоносная встреча: Эдвард встретился со своей кузиной Ниной Хагеруп, с которой не виделся с детства... и глубоко влюбился в неё. Он посвятил ей пять песен среди которых "я тебя люблю". Нина ответила взаимностью, но родственники влюблённых отнеслись к перспективе свадьбы скептически. "Он ничто, он не имеет ничего, и он создает музыку, которую никто не хочет слушать", - предупреждает Нину её мать.
Несмотря на эту семейную оппозицию, Эдвард и Нина обвенчались в июне 1867 года, не пригласив на торжество родственников. После этого они перебрались из Копенгагена в Осло, где Григ занял должность дирижёра филармонии и подрабатывал уроками фортепиано.
В апреле 1868 года у Григов родилась дочь Александра, и, вдохновлённый этим радостным событием, Григ написал гениальный фортепианный концерт ля минор. Его премьера проводится в Копенгагене ведущим пианистом в Скандинавии, Эдмундом Нойпертом, с большим успехом. Но идиллия оказывается краткой: уже в 1869 году Александра умерла от менингита.
Через некоторое время Эдвард и Нина отправились в длительное путешествие: их путь лежал через Осло, Копенгаген, Берлин, Лейпциг, Вена. Главной целью их путешествия стал Рим. Здесь Эдвард встретился со всемирно известным фортепианным виртуозом Францем Листом, которого ценил очень высоко, и получил от него всецелую поддержку.

В 1872 году Григ создал пьесу «Сигурд Крестоносец», по достоинству оценённую Шведской академией искусств, а власти Норвегии назначили композитору пожизненную стипендию.

В январе 1874 г. драматург Генрик Ибсен написал Григу с просьбой сочинить музыку для своей пьесы "Пер Гюнт" . Первые наброски музыки к пьесе родились в порыве энтузиазма, но Григу потребовались большие усилия, чтобы всё-таки довести дело до конца. Премьера пьесы состоялась 24 февраля того же года, принеся композитору известность и успех. Но слава утомляла его, и в 1880 году он уехал подальше от суеты большого города в родной Берген.

Эдвард Григ умер 4 сентября 1907 года, в возрасте 64 лет, после длительной болезни. В день его похорон более 40 000 преданных слушателей вышли на улицы в знак уважения к любимому композитору.

Презентация "Путешествие в Норвегию" 2, является второй частью, содержит краткую биографию Эдварда Грига. Презентации " Путешествие в Норвегию"1 - 2, предназначены для детей 1 - 4 классов начальной школы на уроках музыки и для музыкальных школ. См. Приложение к презентациям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в Норвегию - 2

И в этой прекрасной стране жил и творил великий музыкант и волшебник – Эдвард Григ

Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

Мать Эдварда была профессиональной пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала обучать его музыке.

Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Который, услышав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одарённость. По совету Уля Бума, в 15 лет, Григ поступил в консерваторию. После окончания консерватории Эдвард возвратился на родину.

Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

На родине, Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре-Нине.

Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы. Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

Великий композитор прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой в скале, рядом с домом, вместе с женой.

Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.

Предварительный просмотр:

Приложение к презентации.

Путешествие в Норвегию -1

Показ слайдов:

  1. Наше путешествие в страну Норвегию. Название страны происходит от древнескандинавского слова Nororvegr – «путь на север».

Посмотрите – флаг Норвегии тоже имеет 3 цвета, как и наш российский. А на гербе изображён лев.

Норвегия – государство в Северной Европе, граничит на востоке с Финляндией и Россией. Омывается 3-мя морями: Баренцевым, Норвежским и Северным. Норвегия славится рыболовством. Столица Норвегии – город Осло.

  1. Наше путешествие мы можем совершить на разных видах транспорта: На самолёте На корабле Поехать поездом
  2. Норвегия – страна с очень красивой природой, горами и долинами.
  3. Страна, где срываются с круч водопады,

И к низу стремятся отвесной стеной,

  1. Где берег морской весь изрезали фьорды,

Там волны нашли свой приют и покой.

  1. Страна рек холодных и льдов заполярья,

Ты радуешь взоры в убранстве своём,

Ты даришь минуты огромного счастья

  1. И дышится вольно в просторе твоём.
  2. Здесь пела Сольвейг свои дивные песни

И музыка Грига звучала порой, 9.Напевы её и легки и прекрасны,

И радуют слух не земной красотой. 10.Здесь прячутся гномы за ветками леса, И феи порхают в тумане морском, 11.Здесь скалы круты и обрывы отвесны, И снежные шапки белеют кругом.

12.Норвегия – страна, в которой существуют сказки про злых духов – троллей. Это враждебные людям человеческие существа. Они строят в пещерах, в горах целые дворцы.

13. Вот такие памятники – сказочные тролли, стоят на въезде и на выезде из Норвегии.

Приложение к презентации

Путешествие в Норвегию – 2

Показ слайдов

  1. слайд

2. И в этой прекрасной стране жил и творил, великий музыкант и волшебник Эдвард Григ.

4. Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

5. слайд

6. Его мама была профессиональной пианисткой и, увидев талант в своём ребёнке начала обучать его музыке.

7. Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Он, услышав игру Эдварда, сразу советует поступить в консерваторию. После окончания консерватории, Григ возвращается к себе на родину.

8. Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

9. На родине Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре – Нине.

11.слайд

12. Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

13. Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы, под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

14. Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

15. Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

16. Великий композитор, прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой, в скале, рядом с домом, вместе с женой.

17. слайд

18. Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.