Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства


Маршрут 7

Архитектура, ее стили и выразительные средства.

Накопление знаний об искусстве архитектуры детьми дошкольного возраста.

Роль знаний детей о выразительных средствах архитектуры в конструктивном творчестве.

Роль конструирования в развитии личности ребенка.

Исследователи проблемы конструирования дошкольников.

Методические основы обучения детей конструированию и ознакомления с искусством архитектуры:

средства обучения;

формы обучения;

методы и приемы;

тематическое планирование работы на год.
Маршрут 8

Виды народного декоративно-прикладного искусства.

Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России.

Изобразительная деятельность и художественный труд детей дошкольного возраста по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Особенности восприятия детьми художественного образа в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Взаимосвязь между восприятием детьми художественного образа в народном искусстве и собственно изобразительной деятельностью детей.

Составить опросник художественной восприимчивости детьми народного декоративно-прикладного искусства (провести опрос в ДОУ города)
Маршрут 9

Аппликация – вид декоративно-прикладного искусства.

Выразительные средства аппликации, своеобразие художественного образа в аппликации.

Виды аппликации.

Исследование проблемы создания детьми дошкольного возраста художественного образа в аппликации.

Технические приемы выполнения аппликации.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОПРОСЫ для самостоятельного изучения:


  1. Возникновение взглядов на проблему развития детского изобразительного творчества: различия в подходах к определению сущности и истоков детского изобразительного творчества в работах зарубежных и отечественных исследователей в конце 19-начале 20 веков.

  2. Становление отечественной методики развития изобразительной деятельности дошкольников (Е.А. Флёрина, К.М. Лепилов и др.)

  3. Соотношение обучения и творчества как проблема художественного развития дошкольников: ретроспективный анализ психолого-педагогических взглядов.

Первоисточники


  1. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.

  2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве// История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е.А. Гребенщикова. А.А. Лебеденко и др.- М.: Просвещение. 1980. – С.404-411.

  3. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956 . (Электронное приложение).

  4. Флёрина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребёнка// История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. – М.: Академия, 1999. – С.458-465.

Задание. Охарактеризуйте этапы развития отечественной методики обучения дошкольников изобразительной деятельности. Заполните таблицу1.
Таблица 1

Основные этапы развития отечественной методики обучения дошкольников изобразительной деятельности


Этап, годы

Представители научного сообщества

Основные итоги периода

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Вопросы для обсуждения:


  1. Основные средства художественной выразительности: линия, светотень, цвет, фон, колорит, спектр, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, хроматические и ахроматические.

  2. Перспектива, ее основные признаки: виды перспективы в живописи: линейная, воздушная, горизонт, точка зрения, проблема передачи времени в живописи.

  3. Техники живописи: фреска, темпера, масляная живопись, акварель, пастель, гуашь.

  4. Композиция. Сюжетно-композиционный центр.

  1. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство /под ред. В.М. Полевой. -М.: Сов.энциклопедия, 1986.

  2. Человек творит искусство. - М.: Просвещение, 1981.

  3. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1965.
Задание. Подготовьте мультимедиапрезентацию или сообщение (5-7 л.) на тему: «Средства художественной выразительности».

ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Вопросы для обсуждения:

1. Живопись. Различие по роду, жанрам.

2. Графика Материалы и инструменты.

3. Скульптура: виды, техники.

4. Архитектура: конструкция и декорация, фасады, завершение, интерьер, масштаб, пропорции, ритм.


  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи - 1984 . (Электронное приложение).

  2. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пос. - М, 2003.

  3. Суздалев П.К. Основы понимания живописи - 1964 . (Электронное приложение).

  4. Живопись /Сост. Шитов В.Т. др. - М., 1995.

  5. Народные художественные промыслы: материалы и документы. - М., 1986.

  6. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство /под ред. В.М. Полевой. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

  7. Рождественская С.Б. Русские народные художественные традиции в совершенном обществе. - М., 1981.

  8. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1992.

Задание. Подготовьте мультимедиапрезентацию на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Живопись. Отечественные живописцы», «История развития архитектуры в России», «Русские народные промыслы», «Скульптура», «Графика», «Декоративное искусство».
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  • Особенности иллюстрации как вида графики.

  • Особенности восприятия иллюстрации детьми дошкольного возраста

  • Цели, задачи и содержание развития художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

  • Организация процесса восприятия иллюстрации детьми раннего и дошкольного возраста.
Список рекомендуемой литературы

  • Дошкольникам о художниках в детской книге (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1991.

  • Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1973, – № 2. –С.30-32. (Электронное приложение).

  • Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред, и высш. .пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1998.

  1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2004. (Электронное приложение).

  • Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках.//Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7. – С.27-31. (Электронное приложение).

Задание 1

Проанализируйте особенности творчества любого художника-иллюстратора детской книги. Ответьте письменно на вопросы, представленные далее, - занесите их в таблицу 1.

Таблица 1. Особенности использования средств выразительности

в иллюстрациях художника (ФИО)

А) Как художникиспользует функции рисунка:


  1. передача формы предмета;

  2. величины;

  3. движения;

  • пропорции;

  1. масса;

  • объем;

  1. фактура;

  2. мимика, жесты;

  3. характерные детали, их выписанность;

  4. обстановка;

  5. фон, на котором сделано изображение;

  6. очеловечивание сказочных героев.
    Докажите на примере конкретных иллюстраций, какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ? Сделать выводы:

  • Все ли функции рисунка использует художник?

  • Какие функции представлены лучше?

  • Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

  • Можно ли иллюстрации данного автора назвать сказочными?
Б) Какие цвета характерны для иллюстрацийданного автора? Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

1. Какая функция цвета наиболее ярко используется автором?

2. Какую функцию цвета художник не использует?

В) Рассмотрите иллюстрации с целью выявления особенностей применения законов композиции:

Сделайте выводы:


  1. Какими приемами художник выделяет сюжетно-композиционный центр?

  2. Как передается пространство в иллюстрациях автора?

  3. Сколько планов в его иллюстрациях?

  4. Какими способами передается перспектива?

  5. Как используется линия горизонта?

  6. От чего зависит выбор формата?

  7. Сколько героев обычно в одной иллюстрации художника, и какие способы их расстановки он использует?
Г) Какие особенности композиции характерны только для книжной гра фики?

Сделать выводы:


  1. Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках художника?

  2. Как иллюстрация, созданная данным автором, связана с текстом?

  3. Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как художник раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?
Выводы:

  1. Какиезаконы композиции использует художник?

  2. Какие законы композиции не применяются?

  3. Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к которому они созданы?
Задание 2

Анализируя литературу к занятию, выделите специфику восприятия графики как вида искусства детьми младшего и старшего дошкольного возраста и на основе особенностей восприятия иллюстрации, определите возможный возраст детей:

Пример 1. Ребенок трогает, гладит изображение, проявляет яркий эмоциональный отклик на отображение знакомых объектов. Стремится собственными движениями показать те предметы, которые изображены; привносит игровые элементы в восприятие картинки (выполняет действие на картинке). Ему доставляет удовольствие перечислять предметы, называть цвета. Предпочитает реалистичный способ изображения.

Пример 2. Ребенок перечисляет интересные подробности, указывает некоторые эстетические качества (цвет, форму, величину и прочее), может воспринимать настроение, переданное отдельными средствами выразительности (мимика, жесты, движение): может понимать некоторую условность выражения, способен к эстетической оценке и суждению.

Задание 3

Ознакомившись с литературой, выделить основные компоненты методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией в разных возрастных группах, заполнить соответствующие графы таблицы 3.
Таблица 2. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией


Возрастная группа детей

Цель и задачи обучения

Примеры иллюстраций из книг

Методические приемы

Деятельность детей

Фрагменты занятий по рассматриванию книжной иллюстрации

младшая

средняя

старшая

Задание 4

Проанализировав особенности творчества художника-иллюстратора детской книги, составить искусствоведческий рассказ по одной иллюстрации выбранного художника, проанализировать художественный образ, созданный графиком. Оформить рассказ на листе А 4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Задание 5

По предложенной иллюстрации составьте примерные вопросы для обсуждения с детьми одной из возрастных групп, (иллюстрация выдается на занятии, задание выполняется подгруппой). Подберите интересные методы и приемы, способствующие восприятию иллюстрации дошкольниками. Разработайте рекомендации для воспитателей (родителей) в организации процесса восприятия иллюстрации детьми. Рекомендации можно представить в различной форме (статьи в газете, журнала для родителей, памятки, эссе, интервью с психологом и т.п.). В рекомендациях можно указать: специфика содержания иллюстраций, основные смысловые элементы, стиль художника, специфика средств выразительности (композиция, цвет, линия и т.п.), размер иллюстраций, их количество по отношению к тексту).

Задание 6

Определите, творчество каких художников-иллюстраторов может характеризоваться следующими чертами:

В его работах передано "народное ощущение образа, непосредственность и наивность его натуры", " эмоционально напряженный цвет... обладает не только поразительным, декоративно - образным звучанием. Цвет характеризует состояние, настроение, чувства. Ясность композиционных построений, упрошенный язык форм, повышенная роль контурной линии идут от традиционных народных основ";

В его работах каждая сказка начинается с "оригинальной заставки, - рисунков, заключенных в подобие, оконных наличников и ставен, отделанных деревенским кустарем. В рисунках обычно нечто таинственное, волшебное...Ритмы красного, коричневого, охристого, розового, голубого, желтого, зеленого, цветов родственны колориту народного лубка."

(Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: Академия, 1998.)

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта - крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке . Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки .

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно .

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное - это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение - штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма . Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она безжизненна .

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета . Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка . При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев .

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ психолого-педагогической литературы по теме восприятия. Художественное восприятие, которое движет к идее, заложенной автором произведения. Процесс развития художественного восприятия детей дошкольного возраста и творчество иркутских художников.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2011

    Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Изучение средств выразительности в скульптуре. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Социальная основа лжи; процесс воспитания правдивости у дошкольников. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Методика обследования воспитанников ДОУ на выявление причин детской лжи.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, специфика данного искусства. Создание декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе лю дей, с которым знакомится ребёнок. Книжная иллюстрация останавливает мгновение, оп исанное в произведении, д аёт возможность проникнуть в ми р, придуманный писателем, поэтом. При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ.

Впервые идея сделать иллюстрированную книгу средством художественного воспитания детей возникла в конце 19века. И хотя основным принципом детской книги была её «красивость», явно прослеживалось стремление донести до читателя ценности русской художественной культуры и русского художественного творчества.

Знакомство с книгой происходит у ребёнка уже в самые первые месяцы жизни. Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе людей, с которым знакомится ребёнок. Художник-иллюстратор книги «приходит» к ребёнку, когда он ещё не умеет разговаривать, ходить. Картинка, предлагаемая ребёнку художником, формирует в детях любовь к прекрасному, прививает художественный вкус, знакомит с окружающим миром. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна для воспитания и развития ребёнка. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира.

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников создали книги, ставшие эталонами оформления детской литературы. Рисунки Е.Н.Чарушина, В.М.Конашевич, Е.Д.Поленова, Ю.А.Васнецова, В.Сутеева и других авторов радуют своих читателей не одно десятилетие. Ряду художников-иллюстраторов детской книги постоянно пополняются новыми мастерами, обладающими своим оригинальным почерком.

Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем, поэтом. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Сначала ребёнок узнаёт на картинке свои игрушки, домашних питомцев – кошку, собачку. Позже книжная картинка познакомит его с животными, птицами, которых он ещё не видел в реальности, но слышал о них в маминых песенках-потешках, сказках. Для детей, живущих в определённой природной зоне, будут понятны и зрительно осязаемы слова море, горы, пустыня, водопад. Книжка покажет, как выглядит слон, кит, самолёт, корабль.

Для того, чтобы художественный образ в иллюстрации был выразительнее, авторы используют для рисунка цвет, композицию книжной страницы, макет книги в целом.

Цвет – это главный помощник художника. Именно он играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Например, в иллюстрациях Ю.А.Васнецова цвет «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси – белые, лиса – рыжая. Это своеобразная цветовая азбука, помогающая осмыслить цвет и его значение. В.М.Конашевич «вселяет» цвета друг в друга, добиваясь замедленного превращения цвета. Его иллюстрации развивают у ребёнка принципы согласованности, сопоставления цветов. В детской книге изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. Передавая в рисунке характер человека, его душевное состояние, необходимо отобразить момент движения, определённые жесты. Многие художники стараются избегать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение человека, животных, помогающее передаче движения. Кроме того, детские иллюстраторы передают пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко – это более понятно ребёнку. Приём уменьшения дальней фигуры для детей ещё непонятен.

Ещё одной особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Такое расположение оказывает влияние на понимание текста детьми. Для самых маленьких детей рисунок играет роль основного материала, является той действительностью, которую нельзя заменить словесным описанием. У детей старшего дошкольного возраста слова текста вызывают определённые ассоциации и, поэтому, иллюстрации нужны только для понимания наиболее трудных моментов сюжета произведения.

Если взрослый не только знакомит детей с содержанием текста, но ещё и обращает внимание на художественно-выразительные средства книжной графики, это значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы, требующие определённого описания внешнего вида и эмоционального состояния, характерных черт героя. Вопросы взрослого заставляют ребёнка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. При рассматривании картинки взрослый может попросить выполнить ряд игровых действий: погладить изображённый предмет, «положить» в рот ягодку, промяукать как котёнок и т.д. При чтении какого-либо произведения (потешки, сказки), взрослый показывает иллюстрации, обращая внимание детей на то, что написал автор и что нарисовал художник. Рассматриваем цветовую гамму, позы, движения, применяемые художником для выразительности образа. Зрительная память, художественное восприятие будут формироваться постепенно, сначала неосознанно, эмоционально, оставляя след в душе ребёнка, приобщая его к подлинной красоте.

С 4 – 5 лет детей начинаем знакомить с ролью иллюстрации к книге и, соответственно с трудом художников-иллюстраторов, манерой выполнения ими рисунков, сопровождающих текст. Внимание детей привлекается к построению изображения на странице книги: где и как художник изображает героев. С помощью каких цветовых решений показан характер героя, его настроение; сезонные и временные изменения в природе. С детьми можно провести беседу о том, зачем в книжках нужны картинки.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается формирование устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрации в книге сопровождают текст, поясняют его и соответствуют жанру литературного произведения. Обратим внимание детей и на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка.

В книге для детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, занимательности решения, способного увлечь детей.

Принципы отбора художественной иллюстрации для детей.

  1. Учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
  2. Высокохудожественность произведений, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения.
  4. Детям необходимо показывать разнообразные книги – как по форме организации и оформлению, так и по творческой манере изображения.

Типы макетов книг: ширма, раскладушка, с сюрпризом, игрушка (образ), альбом, тетрадка, сцена, панорама, без текста.

Используемая литература:

1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

МАУДО «Детский сад №5» г. Ялуторовск


Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные - выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.