«Сказочный лес». Книжные иллюстрации Евгении Лоцмановой к сказкам Андерсена

25 марта, в День работника культуры, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вручил выпускнице МГУП имени Ивана Федорова Евгении Николаевне Лоцмановой премию за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации.

Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении, очень трудно. "В них пахнет полевым ветром и сырой землёй, и звери говорят на своих языках, всё в них весело, нелепо и сильно; как в настоящей звериной игре, всё проникнуто здоровым звериным юмором". Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

(работы кликабельны)

Хрупкая девушка работает с тяжеленными литографскими плитами, десятки раз улучшая то, что в результате стало совсем невесомым - подлинным искусством классической книжной иллюстрации. Получаются шедевры - мерцающие, волшебные картинки, которые можно разглядывать часами и читать-перечитывать, как самые настоящие сказки.

Волшебница эта - "птица из гнезда Диодорова". Зовут её Евгения Николаевна Лоцманова. Я думаю, вы запомните это имя."

Очень тепло Евгения говорит о своём любимом учителе Борисе Аркадьевиче Диодорове: "Он помог мне поверить в себя, помог сделать жизненный выбор в пользу искреннего искусства, искреннего творчества - такого творчества, которого просит душа".

Бабочки. "Волшебный холм" Г.Х.Андерсен

Маленький Водяной. "Волшебный холм"

Евгения Лоцманова родилась 14 января 1985 года в Коломне Московской области. Окончила детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование было любимым занятием с раннего детства неслучайно, родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке (Пермь, 2013). Член Московского союза художников.

Автор иллюстраций к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н.Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х.Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н.Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Участница многочисленных выставок иллюстраций, в том числе трёх персональных.

Бал. "Волшебный холм" (кликабельно, а лучше рассматривать по частям)

(кликабельно)

Жар - Птица. "Волшебный холм"

Лесные девы. "Волшебный холм"

Пир. "Волшебный холм" Снежный дом. Волшебный холм"

Мышка. "Волшебный холм"

Тучка. "Волшебный холм" Эльфы. "Волшебный холм"

Арфа. "Волшебный холм"

Максимилиан Волошин сто лет назад так сказал по поводу "Сорочьих сказок": «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...»

25 марта, в День работника культуры, в Москве была вручена премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Лауреатами премии стали всего три человека: музыкант В.М. Лаврик, дизайнер Е.А. Чебурашкина и коломенская художница Е.Н. Лоцманова. Премии в Кремле вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Евгения получила звание лауреата за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации. Талантливая художница является автором рисунков к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х. Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н. Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Она участница многочисленных выставок, в том числе трёх персональных в 2012, 2013 и 2015 годах. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке в Перми (2013). Член Московского союза художников.

Евгения работает в очень сложной технике - цветной литографии, с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы. Вопреки трудоёмкости технологического процесса, рисунки получаются лёгкими, будто бы сделанными на одном дыхании. Являясь достойным продолжателем традиций отечественной книжной иллюстрации, Е.Н. Лоцманова создала собственный стиль, её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту.










В настоящий момент Евгения Лоцманова работает над книгой своих стихов, иллюстрации к которой художница создает сама.
В заключение весёлое стихотворение для детей от Евгении Лоцмановой.
«Весёлое мычание»
Весёлое мычание,
Ленивое молчание
И сочно-изумрудное
жевание травы,
Тропинок убегание,
Ромашек расцветание,
Барашковое облачко,
безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,
Шмелиное ворчание,
Молочное сверкание
берёзовой коры,
Мышиное метание,
И пчёлок бормотание,
И хвостиков качание
под пенье мошкары.

Протяжное мычание,
И птичек совещание,
И сонное журчание
лесного родничка
И радужно-стрекозное
цветное трепетание
И бабочково-знойное
порханье ветерка.

Весёлое мычание
И листков шуршание,
Пушинок пролетание
над сетью паучка,
Кукушкино кричание,
И щавеля щипание,
И важное жужжание
спешащего жучка.

Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
предсумрачной зари,
Медово-ароматное
земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
а завтра вновь гори!

Коломна замечательный город. Он и древний и новый. Мы приехали сюда заблаговременно, и перед открытием выставки Жени Лоцмановой побродили немного и кое- что сфоткали на память.
Все же непонятно, почему в бульваре перед домом Озерова нет ни одной скамейки((Абсолютно не на чем со вкусом посидеть. Но в остальном - оценки от впечатлений - твердые пятерки.
А сама выставка даже превзошла наши ожидания. Вроде бы видели большей частью известное, уже давно любимое, а все равно чувства при виде этого богатства свежие и сильные. Как и в первый раз.
У меня почему-то живет в глубине души ощущение, что я помню Женю с самых ее юных лет. Это, конечно, "ложная память". Встретил я ее на защите диплома в Университете печати, или чуть раньше, в мастерской у Бориса Аркадьевича Диодорова.
У него, повторюсь, много талантливых учеников. И дипломы в тот раз защищали тоже сплошь достойные ребята. Но не в обиду им всем будь сказано, Женя затмила всех.
Наверное, я пристрастен. Конечно же, пристрастен - потому что неравнодушен. К искусству иллюстрирования детских книг, например. Потому что это очень важное дело. Правильно сказал Дима Шеваров - тот, кто сейчас спасает детскую иллюстрацию, тот спасает Россию. Именно так, и не надо думать, что это пафос, громкие слова, преувеличение. Ведь сегодня дети - а завтра народ. Это тоже не моя мысль, это Сергей Михалков давно сказал. Именно детская книга, детское, семейное чтение создают ту связь времен и поколений, которая жизненно необходима для развития национального самосознания. Эта связь за последние двадцать лет была практически утеряна.
Но не буду больше пересказывать чужие умные мысли, лучше послушать самого Шеварова.
Картинки Жени - очень добрые, интересные, немного загадочные. Их хочется разглядывать, и пытливому детскому взгляду они расскажут много, и много чего оставят для фантазий и размышлений.
Сказал "картинки" - и хочется себя остановить. Не картинки, а пудовые типографские камни, неподъемные для хрупких девичьих рук - вот с чем пришлось работать Жене. Автолитография - дело очень трудоемкое, тяжелое, требующее верного глаза, твердой руки и, конечно, вдохновения. В отличие от рисунка или живописи, конечный результат движений твоих рук виден не сразу, а после появления оттиска (да еще гравюры - это зеркальные отражения оригинала, где "право-лево" - наоборот).


() Что еще добавить? Книга русалочьих и сорочьих сказок готова к печати. Будем ждать ее выхода в свет!
Спасибо Жене Лоцмановой, удачи ей!

Директор коломенской художественной школы Василий Берг, директор культурного центра "Дом Озерова" Галина Дроздова, художники Александра Павлова, Александра Пономарева, Надежда Чехонина, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров выступают на открытии выставки "Маленькое сказочное путешествие" в Коломне:


22.6.20012, съемка - Александра Кириллина

Друзья-художники Александра Павлова, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров рассказывают о Жене Лоцмановой:


Беседует Юрий Курнешов, съемка - Александра Кириллина

"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

Лоцманова Евгения

Евгения Лоцманова (р. 1989) - молодой московский художник, выпускница факультета графических искусств Московского университета печати.

Евгения родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, маленьких зверушек, которые очень часто встречаются в русских народных сказках. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики, так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации. Сейчас Евгения живёт в Москве.

Трудиться над созданием рисунков к “Сорочьим сказкам” художница начала давно, ещё в 2004 году, но результат появился только через восемь лет. Это связано с выбором техники исполнения, очень сложной и трудоёмкой – литографией. На создание одной картинки, по признанию самой Евгении Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также процарапывание иглой, с последующей печатью оттисков на бумаге.)

Вот что сама Евгения рассказывает о работе над “Сорочьими сказками”:

" Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

Выставка работ студентов Московского государственного университета печати «Дорога к Пушкину.
27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, всяких зайчиков и мышек, которых много в русских народных сказках.

Хотя трудиться над созданием рисунков к этим сказкам художница начала давно, ещё в 2004 году, результат появился только сейчас, через восемь лет, потому что техника исполнения очень сложная и трудоёмкая – литография. На создание одной картинки, по признанию самой Е. Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом.)

Сейчас Евгения живёт в Москве, но родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики. Так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации.




Евгения:
"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

"– Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".