Гербы колен израилевых. Двенадцать колен израилевых

Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. 160 иллюстраций Ветхого завета
...И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их (должны они дать); и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветёт; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лицом Господа в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл...

Статья была написана несколько лет назад...

Сегодня мы повторяем публикацию...

Странно наблюдать за тем, как образованные люди называют израильтян оккупантами, а арабов, присвоивших себе имя «палестинцы», угнетаемыми.

Не знают истории?

Я был немало удивлен, когда однажды более часа слушал историю Палестины от доцента Московского областного педагогического института, кстати, еврея по национальности, где он доказывал, что евреи оккупировали Палестину, а арабы, дескать, всегда жили на этой территории.

Сознаюсь, тогда, лет 30 назад, я не слишком хорошо знал историю своего народа, во всяком случае, не ту ее часть, когда наши предки несколько тысячелетий жили в Иерусалиме, на земле Палестины - и нигде более. Строили города и селения, разводили скот, сеяли, выращивали овощи и фрукты, и, конечно, воевали, защищаясь от набегов соседей.

Я несколько наивно полагал, что евреи «каким-то образом» живут не в одной стране, а сразу в нескольких. А Палестину для размещения государства Израиль выбрала ООН, и хорошо, что не Уганду. А ведь хотели. Невозможно представить...

Мне, быть может, простительно - я был тогда молодым советским ученым, прикладным математиком, влюбленным в свою науку как в красивую женщину, отнимавшую у меня все мое время. Евреи, Израиль, палестинцы... Я жил в своей стране, где получил образование, престижную работу - заведовал кафедрой в престижном московском вузе, а Палестина, Израиль - они были где-то далеко, меня все это, если и касалось, то постольку-поскольку...

Но вот что странно: сегодняшние дипломаты, политики, ученые, вообще, мировая интеллигенция искренне убеждены, что арабы оккупированы, их мучают, над ними издеваются – не говоря уже о новых – модифицированных кровавых наветах, в которых, дескать, уже не сама «кровь младенцев» нужна евреям, а отдельные органы.

Вы скажете – в это никто не верит. Согласен, не верят. Но после десятой перепечатки «пассажа о краже органов» малообразованные люди (они, обычно, «загораются» первыми) осторожно скажут – а может, и правда? А после «двадцатой» уже начнут передавать друг другу – мол, слышали, евреи-то, оказывается...

И не важно, что палестинские арабы живут – во всех отношениях - лучше, чем их братья в других арабских странах.

Почему молчат историки? Почему, рассказывая об Израиле и еврейском народе на страницах справочных изданий, ссылаются на... Библию, подразумевая, видимо, Ветхий Завет, но не называя его. Слово «Тора» вы не встретите.

Миру, который погряз в войнах и склоках, сегодня удобно называть еврейский район Рамат Шломо в Иерусалиме поселением, а евреев – оккупантами. Но это удобство закончится, когда в мировую паутину информации начнут методично вплетаться статьи историков, в которых мир получит сведения не только о евреях, но и о «судьях».

У всех стран, кроме Израиля - захваченные территории, послевоенная контрибуция, отторжения части пространства для создания зон безопасности, спорные территории – прошлые и будущие, сферы интересов. А у Израиля – оккупация. Почему?

Информационные кампании израильтян должны содержать не оправдания и объяснения – почему Израиль во время пребывания американского вице-президента объявил о строительстве в Восточном Иерусалиме, а вопросы – почему лидеры по конфликтам – США, Россия, Великобритания, Евросоюз – такие праведные во всем, что касается отношений Израиля с арабами, не разрешат свои конфликты в пользу обиженных ими более слабых стран – на «теле» Евросоюза печать негде ставить – сплошные раздоры. Но ведь не обвиняют никого – ищут исторические основания! И, как в случае с Косово, не всегда справедливо. И почему-то всегда несправедливо по отношению к тем, кто конфликтует с арабами.

В отличие от Израиля, который в Секторе Газа подавил систему обстрелов еврейских городов, в Ираке и Афганистане НАТО ведет борьбу за демократию. Какую? Почему? Воюете – воюйте, но не вмешивайтесь в наш регион, в наши дела, в которых вы ничего не смыслите.

Вас не удивляет, что израильские левые, фактически, хотя и безуспешно, разрушая жизнь в Израиле, молчат относительно действий своих спонсоров на Ближнем Востоке? Я опускаю тех, кто, будучи арабом, проживающим в США и Европе, приезжает сюда в качестве американца или европейца, чтобы протестовать против строительства забора безопасности.

Я не указываю на то, что русскоязычная израильская пресса пишет – «в демонстрации протеста принимали участие граждане США и европейских стран». Солидно... Но нелепо – что им тут делать?

Среди журналистов нет патриотов? Или не понимают, что пишут и как это отзовется? Или просто не в силах провести анализ?

Скорее всего, последнее – с экранов ТV вы слышите рассуждения репортеров, внушающих вам, что вы – оккупанты, агрессоры. Они вторят иранскому президенту, дословно, со всеми нюансами, переводя вам его слова. Время эфира идет? Идет. Деньги за эфир получат? Получат. А как это потом отзовется – их не волнует.

Знание истории Израиля - его народа, Иерусалима, построенного тысячелетия назад - будь они известны мировому сообществу, отмели бы сегодняшний рефрен политиков и СМИ – территории, оккупированные Израилем.

И начать, как мне кажется, необходимо с двенадцати колен Израиля.

Колена Израилевы

Это племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавших, согласно Ветхому Завету, израильский народ. Любопытно, в русской литературе пишут иначе – «согласно Библии», что в принципе верно – с него начинается Библия, но все же, в том, что касается пророков, лучше обращаться не к Библии, а к Ветхому Завету – как первоисточнику. Кстати, делают это не случайно – малообразованная часть российского общества искренне уверена, что Христос не был иудеем. Как быть? Между прочим, в литературе на английском и немецком в аналогичных случаях ссылаются именно на Ветхий Завет.

Вот что пишут российские ученые: «Ветхий Завет - первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV-IV веках до н.э.». Хм, если Ветхий Завет - общий священный текст иудаизма и христианства, то это означает, что еврейский мальчик Иисус, с рождения которого и началась новая (наша) эра, появился за 15 веков до своего рождения?

Переход евреев через Красное море (фреска)

«Не кради» - говорит 8-я из «Десяти заповедей», дарованных Моисею Богом на горе Синай после Исхода из Египта. И, хотя Скрижали Завета дарованы евреям, их чтут и христиане. Так почему же находятся и такие, кто крадет истину?

Иаков - третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов библейских патриарха Исаака и праматери Ревекки, родившей сыновей после двадцатилетнего бесплодного брака.

И повторюсь - будьте осторожны: в российской божественной литературе пишется, цитирую, «Иаков почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе». Это – в принципе неверно, ибо ставит все религии на одну ступень относительно некой более высокой религии (метарелигии). А ее не было! На самом деле, Иаков почитается в иудаизме, и автоматически перешел в разряд почитаемых в христианстве и исламе, для которых иудаизм был первоисточником.

Советую обратить внимание на время и историю образования христианства и ислама, а также сопоставить тексты Нового Завета и Корана с Ветхим Заветом, который старше, как минимум, на два тысячелетия.

Обращает на себя внимание явно проскользнувшая мимо цензоров, напечатанная в одной из энциклопедий, фраза уважаемого историка религий: «В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле...». Принадлежащей им земле! Речь – об Иерусалиме и территории, включающей в себя не только современный Израиль, но и Синай, Сирию, часть Ливана. Когда? Иерусалиму более 3500 лет, а Первый Храм, или более точно - Первый Иерусалимский Храм, или Храм Соломона, был построен в 950 году до н.э., а спустя 364 года разрушен.

После смерти Соломона - третьего еврейского царя - Израильское царство разделяется на два - Израиль и Иудею. И, кстати, евреем в то время являлся каждый, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – то есть, жил на этой Земле, даже если он не происходил от одного из колен Израилевых.

Сообщения прессы о коленах Израилевых (воспринимаемые как сенсационные) вызывают злобу не только у профессиональных антисемитов, их, кстати, не так уж и много, но и у профессиональных историков. В российском энциклопедическом издании вы можете без труда прочитать следующее, цитирую: «...Царство Израильское было завоевано Ассирией. Все десять колен, населявшие Израильское царство, были безвозвратно утеряны». Безвозвратно? Кто же вам это сказал?

Итак, у Иакова были две жены - Лия и Рахель, а у жен - служанки - Валла и Зелфа. Они родили своему господину 12 сыновей: Лия – Рувена, Шимона, Левия (Леви), Иуду, Иссахара, Звулона, Рахель – Иосифа и Биньямина, Валла – Дана и Нафтали, Зелфа – Гада и Ашера.

Лия и Рахель были сестрами. После смерти Лии, Иаков, как принято было в те благословенные времена, женился на младшей сестре – Рахели, которая умерла при родах Биньямина в местечке около Вифлеема (Бейт-Лехема). Место ее захоронения почитается с глубокой древности как могила праматери Рахель. Оно является священным как для евреев, так и для христиан и мусульман. Любопытно, что, по преданию, Рахель и Иаков были в Беэр-Шеве.

В Земле обетованной - Земле Израильской - каждое колено получило свой удел. Колено Рувена - в Заиорданье – севернее реки Иордан, как более пригодном для пастушеской жизни, Шимона - на юго-западе Ханаана (Ханаан, Кнаан - происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»), к западу от Иордана.

Колено Левии – левиты, было единственным, не получившем надел и находилось в зависимости от своих братьев. Левиты – священнослужители – традиционно занимались обучением народа законам Торы. Они обязаны были охранять порядок при богослужении, руководить при жертвоприношениях. Они были также музыкантами и исполнителями псалмов. Каждое еврейское поселение обязано было поддерживать их десятинами и пожертвованиями.

Иуда - родоначальник знаменитого колена, получившего надел на Юге, из которого произошел Давид, основатель царской династии, а также, по иронии судьбы, христианские святые – мать Иисуса Христа Богородица и его отец Иосиф Обручник, обрученный с Богородицей, которая «прежде их обручения стала беременной».

По имени Иуды были названы евреи – иудеи, и получило название одно из еврейских государств - Иудейское царство.

Колену Иссахара была отведена в удел северная часть Земли обетованной, в которую входила и плодородная Изреельская долина – от горы Кармель на западе до Иордана на востоке. Сегодня эта территория входит в состав Галилеи, городским центром долины является город Афула.

Поль Гюстав Доре (1832–1883). Мор скота в Египте. 1866. Лондон. Гравюра на дереве

Колено Звулона не сыграло особой роли в еврейской истории. Тем не менее, после исхода евреев из Египта ему была отведена северо-западная часть страны - между Тивериадским озером (Кинеретом) и Средиземным морем с Назаретом во главе.

Проблемы с распределением земель среди колен Израилевых начались с 928 года до н.э. - после смерти царя Соломона единое Израильское царство распалось на два - Иудею на юге (земли колен Иуды и Биньямина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). Основную роль в северном царстве играли колена Эфраима и Менаше – потомков Иосифа.

В 732-722 годах до н.э. израильтяне были захвачены ассирийцами. Часть народа была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

Ассирия в то время занимала территории современного Ирака, Сирии, Ливана, восточную часть Турции и, захватив Израиль, превратилась в Ассирийскую империю. Однако, на мой взгляд, ассирийцы, пойдя войной на Израиль, допустили ошибку, которую Всевышний им не простил. В итоге, просуществовав около тысячи лет, Ассирия была уничтожена Мидией и Вавилонией, а талантливый народ – ассирийцы, рассеяны по миру и, мне кажется – единственные, кто не имеют сегодня своего государства.

Так возникла первая еврейская диаспора, результаты которой определили то, что мы имеем сегодня. Хороши они или плохи? Существуют разные мнения на этот счет, которые мы здесь обсуждать не будем.

Многое из того, что вы, читатели, узнаете ниже, вызовет у вас удивление. Впрочем, вас, взявших на себя ответственность за переселение на Родину предков, вряд ли можно чем-то удивить. Но я, все же, попробую.

Исторические сведения о потерянных коленах Израилевых весьма отрывочны, противоречивы, часто не согласуются с уже известными сведениями, не вписываются в имеющиеся исторические представления и каноны.

На протяжении многих веков местонахождение потерянных колен оставалось загадкой. Однако, в конце XX века, во времена информационного взрыва и появления всемирной паутины, появились теории, предположения, даже мистификации, связанные с нахождением колен среди других народов в разных частях Света.

Как определить – кто есть кто, применительно к нашей ситуации? С помощью генетического теста на важнейшую в генетической генеалогии «гаплогруппу Y-ДНК», или, проще говоря, генетического маркера еврейской группы.

Потомки определенных колен Израилевых

Бней-эфраим – небольшое племя на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, считающее себя потомками колена Ефрема, младшего сына Иосифа. Бней-Менаше – также небольшое племя в индийских штатах Манипур и Мизорам, считающее себя потомками колена Менаше. Бней-Исраэль - потомки евреев, говорящих на языке маратхи, проживающие в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Евреями, происходящими от Израильского царства, также считают себя и племена Насрани из Малабара на юго-западном побережье Индии. Ну, и, конечно, кочинские евреи – жители Кочина - первого европейского поселения в Индии, основанного Васко да Гама, где он и умер.

Недавно стало известно об африканском племени лемба, обитающем в Зимбабве и ЮАР: анализ ДНК, проведенный учеными Лондонского Университета, показал – у них еврейские корни. Более того, этот немногочисленный клан относится к роду Коэнов.

Эфиопских евреев – фалашей, или Бета-Исраэль - дом Израиля в Африке, вам можно и не представлять, ибо вы хорошо их знаете. Менее известно, что свое начало они берут от Менелика I - сына царя Соломона и Меакеды - царицы Савской. Когда-то они жили, в основном, в северной и северо-западной Эфиопии, вокруг озера Тана. Основным занятием было земледелие и различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело.

Персидские евреи, как и евреи Афганистана, Средней Азии и Восточного Кавказа, являются потомками колена Ефрема. Пожалуй, нет более запутанной темы, чем еврейско-иранские языки. Ими пользуется часть группы персидских евреев, другая - курдистанские евреи, проживающие на стыке Ирана, Турции и Ирака, сохранили еврейско-арамейский язык и его разновидности, а также миандоабский еврейский диалект азербайджанского языка.

Всего же я насчитал более 20 наименований языков в еврейско-иранской группе. Вот лишь некоторые из них: горско-еврейский язык (еврейско-татский - джухури), еврейско-таджикский и еврейско-бухарский, вымерший еврейско-персидский диалект гилеки, существовавший в афганском Герате, еврейско-ширазский диалект - язык евреев Шираза на юге Ирана, еврейско-хамаданский диалект – язык евреев на западе Ирана и языки других его областей.

Любопытно другое - все еврейско-иранские языки при письме обычно использовали алфавит иврита - за исключением советского периода, когда в «приказном порядке» ввели кириллицу, а в некоторых случаях - латиницу.

Потомками колен Ефрема, Менаше, Звулона, Гада и Левия считают себя евреи Игбо в Нигерии. Самаритяне, живущие в Израиле в Шхеме и Холоне, которые не отправлялись в изгнание и проживали там с библейских времен, считают себя потомками все тех колен Ефрема и Менаше.

Потомки неопределенных колен Израилевых

Произошедшие, чаще всего – от всех десяти. Это - караимы, считающие себя продуктом смешения десяти колен Израилевых с тюрками, племя в Гане, называющее себя «Дом Израиля», афганские пуштуны, курды (не путать с курдскими евреями), религиозное движение Макуя в Японии, мормоны, верящие, что десять колен Израилевых переселились в Америку.

Наконец, народ Цян из северо-западного Китая, уверенный в том, что он - потомок Авраама. Цян – один из 56 официально признанных народов Китая. По быту и традициям близки к тибетцам, которых называют своими родственниками. Численность – более 350 тысяч человек. Среди них немало ученых и бизнесменов, но никто из них не входит в правящую партийную элиту.

Европейский след . И это не столь примитивно, чтобы вызвать у вас улыбку на лице, которая возникает в таких случаях.

Британский израилизм - теория англо-израилитов, считающих, что европейцы и американцы - прямые потомки десяти колен, ведущие свое начало от скифов и киммерийцев. А все благодаря ассирийцам, которые переселили северные колена в Скифию.

Под европейцами в данном случае подразумеваются финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, французы, бельгийцы и голландцы, а также, произошедшие от колена Дана датчане, ирландцы и валлийцы. Любопытно, что по одной из теорий в эту группу входят и русские.

Помните, как говорила Няня – обалдеть! Известно, пророк Иеремия посетил Ирландию с принцессой Теа Тефи из королевского рода Израильского царства. В итоге, ирландцы - островные кельты – потомки иудеев. Ученые указывают на многочисленные параллели между еврейской и ирландской культурой, а главное – обычаи кельтов.

Ученые утверждают: родословная английских королей восходит к царю Давиду через Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого Ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень служил подушкой Яакову в Бейт-Эле. Затем он был перенесен в Египет и позже доставлен пророком Иеремией в Антрем в Ирландии, где находился тысячу лет.

Аборигены Америки . Больше всего теорий именно на эту тему. Исследователи XVII-XVIII веков собрали достаточно доказательств того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен.

Книга Мормона - Священное Писание церквей, опубликованная в 1830 году, утверждает, что американские туземцы происходят от колена Менаше. Ученые нашли генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.

Нюанс еще и в том, что Христофор Колумб в свою экспедицию в 1492 году взял переводчика с иврита и арамейского языка, полагая, что на этих языках говорят местные жители. И, кстати, именно крещеный еврей Луис Торрес стал первым европейцем, ступившим на землю Нового Света.

Интересно - как на это отреагирует товарищ Чавес: ученые утверждают - индейцы Эквадора, Перу, Бразилии и соседних стран являются потомками колен Рувена и Леви. И что они произносят молитву, почти полностью совпадающую с «Шма Исраэль»...

Японцы – потомки десяти колен . Это утверждение историков религий может «убить» кого угодно. В его основе - параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком.

Только лишь перечень народов, претендовавших на то, чтобы считаться потомками десяти колен, занял бы не одну страницу. Сюда входят и еврейские этнические группы, которые могли быть потомками изгнанников, и народности, про которые существовало мнение, что они потомки израильтян, и группы, вообразившие себя потомками евреев после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров, и христианские секты, уверенные, что они восходят к древнему Израилю.

Провести генетическую экспертизу для доброй четверти человечества? Невозможно...

Эпилог .

Если жизнь, как полагают ученые, развивалась с востока на запад и с юга на север, то эта теория более или менее вписывается в главенствующую концепцию развития. К тому же, масса слов и выражений европейских языков указывает на ивритские корни.

Но у меня вопрос: а как тогда – в сфере той же концепции – выглядит начало жизни в древней Палестине и религия еврейского народа? Как пришедшие с Востока?

Колена Израиля, или колена израилевы – так принято называть потомков сыновей Иакова, которых у него было двенадцать и которые согласно Священному писанию образовали израильский народ.

В Библии при первом перечислении всех колен израилевых мы можем прочитать 12 имен сыновей Иакова. Чуть позже, в Библии повествуется о том, что колен Израиля было тринадцать. Откуда взялась такая цифра? Иаков вместо Иосифа сделал родоначальниками самостоятельных израильских колен сыновей Иосифа – Ефрема и Меннаше, следовательно, цифра с 12 увеличилась до 13 колен Израиля.

Практически все списки Израилевых колен в Библии перечисляют названия 13 колен, но этот момент всегда оговаривается, так как колено Леви исключается как посвященное Богу и служению ему. Колена Леви не учитывается в число боеспособных мужей, его место не указывается в порядке перечисления колен при переходах в Ханаан, колено Леви не получает места и доли на Земле Обетованной, можно много перечислять событий в Библии, где не говорится ни слова о тринадцатом колене Израиля.

Следовательно, лишенное земельного участка колено Леви, практически не включено в общий счет израилевых колен, а выделение его из всего количества основных колен Израиля, для исполнения тех функций, которые разрешены только ему, воссоздает первоначальное число израильских колен – двенадцать. Предписания, которые касаются количества колен без перечисления их имен, также говорят о числе 12 как о традиционном числе.

Говорит о том, что каждое из двенадцати израилевых колен получило в Земле обетованной свой земельный надел. В 928 году до нашей эры, когда умер мудрейший Соломон, единое государство – Израильское царство разделилось на два: южное стало называться Иудея (территории, принадлежавшие коленам Вениамина и Иуды), а северное – Израиль (земли, на которых проживали остальные 10 колен). Разделенное государство потеряло свою мощь и силу. Ассирийцы захватили Израильское царство, а большую часть его населения увели в плен и расселили маленькими группками в разных частях и регионах огромной державы. С тех пор история и судьба десяти колен Израиля неизвестна. Большая часть оставшихся израильтян, потомков десяти колен израилевых, постепенно ассимилировалась с теми народами, в соседстве с которыми и проживали.

Когда начался период Второго Храма большая часть евреев уже по видимому не могла доказать к какому израилевому колену принадлежала.

По сказаниям Нового Завета, Иоанн Креститель принадлежал к священническому роду, а пророчица Анна, упоминаемая в Новом Завете, принадлежала к колену Ашера, апостол Павел был потомком колена Вениамина.

Надо сказать, что численность апостолов в христианской церкви – двенадцать, также имеет символическое значение, и как говорят знатоки Библии, связано с количеством сыновей у Иакова и соответственно с числом колен Израиля.

Сегодня сознание того, к какому племени причастны, сохранилось только у правнуков колена Леви, того самого – тринадцатого. Потомки колена Леви, коэны, даже сохранили память о том, что произошли они от рода Аарона.

В этнические группы евреев утверждают, что являются прямыми потомками исчезнувших когда-то десяти колен Израиля. Причисляют себя к потомкам израильских колен ашкенази, сефарды, мизрахимских евреыв, крымчаков, евреев йеменских, а также других.

Название субэтнической группы евреев «ашкенази» происходит от средневекового семитского названия Германии эпохи средних веков. Ашкеназ – так называли это государство семиты. Это место воспринималось как место, где поселились потомки одного из колен Израиля – потомки Аскеназа, который приходится внуком Иафету. В современном мире ашкенази – это большинство евреев Америки и Европы, а также половина израильских евреев. Ашкенази противопоставляются всегда субэтниченской группе евреев – сефардам. В современном Израиле ашкенази разговаривают на так называемом ашкеназийском изводе, то есть диалекте. Отличие ашкеназийского извода и современного иврита в произношении некоторых букв, в частности в произношении согласных и гласных. Ашкеназийский диалект используют в устной речи для чтения молитв в синагогах, принадлежащих ашкенази.

Что касается сефардов, еще одной группы, которая считает себя потомками колен Израиля, то их формирование, как отдельной этнической группы произошло на Пиренейском полуострове их тех иудеев, которые потоком мигрировали в Римской империи. Бытовой язык сефардов – это исторически сложившийся язык ладино. Этот язык близок по произношению испанскому.

Кроме того, сегодня, в современном мире претендуют на происхождение от десяти колен Израиля множество небольших племен. Надо сказать, что не все претенденты проходят генетическую экспертизу на гаплогруппу. К таким племенам относится небольшое племя, расположенное на южных широтах Индии а штате Андхра-Прадеш – бней-эфраим. Это племя причисляет себя к древним потомкам колена Ефрема. Оно общается на языке телугу. В той же Индии в штате Манипур и штате Мизорам обитает еще одно небольшое племя, которое причисляет себя к потомкам одного из десяти колен Израиля – Минассии. Небольшая группа евреев, которая проживает в Бомбее и других больших городах Индии и Пакистана, также относит себя к потомкам древних колен Израиля. Одно из племен, проживающих в Африке в Зимбабве, согласно анализу ДНК, проведенному лондонскими учеными, говорит о том, что представители племени Лемба имеют еврейские корни. Именно результаты исследований позволяют ученым утверждать, что представители племени Лемба относятся к древнему колену Коэнов. Потомками Дана считают себя эфиопские евреи, которые называют себя Фалаша. Евреи, проживающие в Бухаре, персидские евреи, причисляют себя к колену Ефрема. Группа евреев, проживающих в Нигерии и, называющие себя Ингбо, причисляют себя к потомкам Ефрема, Манассии, Гада, Левия и Завулона. Немногочисленное племя самаритян, которые проживают на в городах Холон и Шхем причисляют себя к коленам Ефрема и Манассии, к тем коленам, которые не были в изгнание, а существовали в этих местах с библейских времен. Грузинские евреи претендуют на происхождение от колена Иссахара.

"И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их;
чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти."(Исх. 28:9-12).

Обращался Господь к Моисею после того, как сказал ему помазать елеем брата Аарона и его сыновей, чтобы они были священниками Богу.

Камень оникс впервые встречается в самом начале существования человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс."(Быт. 2:7-12).

Таким образом, через стихию камня - оникс, Господь взаимосвязал прародителей всего человечества с праотцами иудейскими.

"И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий ", а с именем Моим "Господь " не открылся им."(Исх. 6:2,3).

Господь - Иегова.

Само имя Израиль Иаков получил следующим образом:
"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова."(Быт. 32:24-32).

Израиль - поборовший Бога.

Поэтому и сыны Израилевы, несмотря на прямое общение с Самим Богом, невсегда соблюдали заветы Его.

12 колен Израилевых образовали израильский народ:

Первенец его Рувим родился от первой жены Лии, на которой его женили обманом, введя её в шатёр после 7 лет, которые Израиль работал у их отца за её младшую сестру Рахиль.
К тому времени, когда спасённый Иосиф пригласил братьев к себе в Египет, Рувим имел уже четырёх сыновей (Быт. 46:9). Происшедшее от Рувима колено, по переселении в Ханаан, получило надел в Заиорданье, как более пригодном для пастушеской жизни.

Симеон - родоначальник Симеонова колена, жившего с коленом Иуды на юге Ханаана.

Левий - родоначальник левитов и коэнов.

Четвёртому сыну Иуде было суждено сыграть одну из важнейших ролей в последующей истории еврейского народа, так как он стал родоначальником знаменитого колена Иудина, из которого произошёл царь Давид, основатель царской династии. Из этого же колена произошел и Иосиф Обручник. На момент исхода из Египта колено Иудино насчитывало 74600 человек (Чис.1:27) и было самым многочисленным израильским племенем. Во времена Моисея вождем племени был Нахшон.

Иссахарово колено: По переселении Иакова в Египет от Иссахара произошло колено, которое по Исходе из Египта у Синая, состояло из 54400 способных к ношению оружия мужчин, а перед переходом через Иордан возросло до 64300 мужчин (Чис.1:29; 26:25). При разделе завоеванного Ханаана колену Иссахара была отведена в удел северная её часть, в которую входила и плодородная Ездрилонская (Изреельская) долина и гора Фавор (Нав.19:22). Позже эта территория входила в состав Галилеи.

От Завулона в Египте произошло Завулоново колено, которое при Исходе евреев из Египта состояло из 57 тыс. взрослых, способных носить оружие мужчин. При занятии Ханаана ему была отведена северо-западная часть страны, между Тивериадским озером и Средиземным морем. К числу его городов принадлежали Назарет и Кана.

Это сыновья Лии.

От Рахили родились:
Иосиф, который скончался в 110 лет, оставив после себя двух сыновей, внуков и правнуков. Прародитель двух колен Израилевых.

В семени Вениамина исчислено сорок пять тысяч шестьсот. Заняв небольшую, но центральную площадь в Ханаане (к северу от Иерусалима между уделами Иуды и Ефрема), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом.

От служанки Валлы:

От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек (Чис.1:39).

В благословении Моисеевом сказано: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его» (Втор.33:23).
После завоевания Земли Обетованной, это колено заняло самую северную часть её, вследствие чего более других поддавалось иноземным влияниям. При нашествии ассирийцев оно первое сделалось их жертвой.

От служанки Зелфы:
Гад: При завоевании евреями обетованной земли это колено насчитывало до 45 650 человек. При переселении этому племени достались земли к востоку от реки Иордан и земли, лежащие около Тивериадского озера (озеро Кинерет). История колена Гада представляет собой постоянные войны с окружающими его племенами.

Колено Ашера занимало прибрежную область на севере Ханаана, в долине Акко, а также в верхней и нижней частях западной Галилеи. Упоминается в книге Судей: «Ашер не изгнал жителей Акко, и жителей Сидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хелвы, и Афека, и Рехова. » (Суд.1:31)

Через камень оникс эти колена получили первозданную благодать, данную Адаму.

Рецензии

Шалом Вам Аня.

Но ведь у каждого "колена" Израиля был свой "личный" камень.

"Драгоценные камни хошена
Приводим список всех камней. Рядом с названием камня указано соответствующее ему колено, а также буквы, которые были начертаны на нем:
Рубин - Реувен - а; Топаз - Шимон - в; Изумруд - Леви - раам; Карбункул - Иеуда - и; Сапфир - Иссахар - ц; Алмаз - Зевулун - х; Яхонт - Дан - яак; Агат - Нафтали - ов; Аметист - Гад - ов; Хризолит - Ашер - шивтей; Оникс - Иосеф - ешур; Яшма - Биньямин - ун. Из букв составлялись слова: Авраам, Ицхак, Яаков, Шивтей Ешурун. Они были распределены по всем драгоценным камням так, что на каждом камне было начертано по шесть букв. Имена наших патриархов и названия колен на нагруднике служили напоминанием о заслугах наших великих патриархов и колен Израиля. Четыре ряда камней указывали на заслуги наших праматерей. Начертанные на хошене слова включали все буквы еврейского алфавита. Это позволяло, комбинируя буквы, строить предложения для того, чтобы с помощью урим ветумим составлять послания.
Р.Бехая объясняет далее: «На каждом камне хошена было шесть букв. Это значит, что мир, сотворенный за шесть дней, основан на двенадцати коленах. Общее количество букв, равное семидесяти двум, соответствует семидесятидвухбуквенному Б-жественному Имени, которое поддерживает существование вселенной, созданной в течение семидесяти двух часов (поскольку каждое из повелений Всевышнего, которыми был сотворен мир, произносилось в начале двенадцати дневных часов шести дней (Указание на тот факт, что сохранение мира связано с числом семьдесят два, содержится также в стихе: “Свет устроен благословением” Теилим 89:3). Численное значение слова хесед (милосердие) - семьдесят два.
Колено Биньямина было единственным, к имени которого не прибавлено букв, потому что само имя состоит из шести букв. Здесь содержится намек на то, что, благодаря заслугам Биньямина, это колено не было полностью истреблено, когда оно совершило грех с наложницей из Гивы (см. Шофтим 20:47), так что шестьсот людей из этого колена выжили».
Объясним теперь некоторый неявный смысл и символику, заключенных в драгоценных камнях нагрудника (хотя глубинные причины, определяющие их выбор, известны одному Всевышнему).
Первый ряд драгоценных камней
- Рубин (одэм) - камень, красный как кровь, - был выбран для колена Реувена. Он указывал на заслугу Реувена, лицо которого покраснело от стыда, когда он признал свой грех в истории с Билой. Рубин наделен особой силой предотвращать выкидыши и способствовать беременности. Такая сила была дана камню за заслугу Реувена, принесшего своей матери цветы дудаим (мандрагоры).
- На топазе (питда) - зеленом камне - было высечено имя Шимона, чье лицо позеленело (побледнело) от стыда, когда глава колена Зимри, его прямой потомок, взбунтовался против Моше. И еще: вожди того же колена побледнели, когда их люди были совращены моавитянками. Этот камень обладает свойством успокаивать, помогая человеку сдерживать свою страстную натуру.
- Изумруд (барэкет) - разноцветный сверкающий драгоценный камень. (Этим драгоценным камнем Ноах освещал свой ковчег.) Он был дан колену Леви, поскольку люди из этого колена освещали мир светом изучения Торы. Сила камня состоит в просвещении ума человека и придании ему мудрости.
Второй ряд
- Карбункул (нофех) - зеленоватый сверкающий камень, представляющий Иеуду. Он был дан ему в награду за то, что его лицо побледнело, когда Тамар бросила ему вызов и когда его отец заподозрил, что он убил Иосефа. Но в конце концов его лицо воссияло, когда Яаков в завершающем благословении своих сыновей снял с него подозрение. Тот, кто носит на себе этот драгоценный камень, обладает способностью заставить врага отступить.
- Сапфир (сапир). Иссахар был признан достойным получить сапфир - камень, из которого были сделаны Скрижали. Его небесно-голубой цвет - признак смирения. Этот драгоценный камень полезен для зрения человека и, как говорят, излечивает все физические недомогания.
- Алмаз {налом) - белый драгоценный камень, носивший имя Зевулуна, - напоминает о белом кресле купца. Он способствует успехам в делах, что подходило колену Зевулуна, занимавшемуся торговлей, дабы поддержать Иссахара.
Третий ряд
- Яхонт (лэшем) - камень Дана - давал перевернутое изображение человека. Это указывало на то, что люди из колена Дана изменили истинной цели служения Всевышнему, когда установили идол Михи. В Книге Иеошуа это событие описывается следующим образом:
После смерти Иеошуа и еще до назначения первого судьи один еврей по имени Миха ришил поклоняться идолу. Воздвигнутый им истукан стал известен под названием пэселъ Михи. Для служения Миха нашел человека из колена Леви, по имени Ионатан, который согласился быть его жрецом.
Это случилось, когда колено Дана стремилось расширить свою территорию в Стране, считая, что им выделено недостаточно земли. На поиски подходящей территории была отправлена делегация. Проходя неподалеку от дома Михи, посланцы остановились у него на ночлег, потому что Миха отличался гостеприимством. Обнаружив истукана и жреца Ионатана, они попросили, чтобы Ионатан спросил у идола, дарует ли Ашем успех их миссии. (Все евреи в это время поклонялись Всевышнему, и этот идол был установлен, якобы, в честь Всевышнего. Но Тора запрещает поклоняться Ашему через посредство каких-либо изображений.)
Ионатан ответил, что Ашем одобрил их предприятие, и они продолжили свой путь. Затем разведчики пришли в местность под названием Леиш, которая показалась им подходящей для завоевания. Они сочли это место предназначенным для них свыше, потому что этот район изобиловал драгоценным камнем лэшем, соответствовавшим колену Дана на нагруднике. (Название Леиш происходит от «лэшем».}
В конце концов, колено Дана отправило шестьсот человек для завоевания земли. Их сопровождали разведчики, уже знакомые с дорогой. Проходя мимо дома Михи, они рассказали своим соплеменникам об идоле, который помог им, и биньямиты решили присвоить его себе. Миха был бессилен перед шестью сотнями вооруженных людей. Затем люди Дана завоевали Леиш и вернулись к своим братьям с идолом в руках. К ним присоединился и жрец Ионатан. Они уговорили его пойти с ними, сказав: «Не лучше ли тебе служить жрецом целому колену, чем одной семье?»
Так в колене Дана был установлен пэсель Михи, а Ионатан и его сыновья служили ему. И хотя члены колена Дана воспринимали служение этому изображению, как почести, оказываемые Б-гу, Всемогущий был разгневан. Он упрекал не только потомков Дана, но и всю Общину Израиля. В конце концов Он сурово наказал народ за то, что тот не возразил против поклонения истукану.
- Агат (шво) - драгоценный камень Нафтали - наделял всадника способностью крепко сидеть в седле. Он соответствовал колену Нафтали, потому что имя Нафтали означает «прикрепление».
- Аметист (ахлама) был предназначен для колена Гада, потому что этот камень укрепляет смелость человека в бою, а сыны Гада славились своим умением воевать.
Четвертый ряд
- Хризолит (таршиш) - камень Ашера - золотым цветом напоминает оливковое масло, которым был богат надел Ашера. Кроме того, этот камень помогает тем, кто его носит, становиться округлыми и сытыми. О хлебе Ашера сказано, что он был сытным (см. Берешит 49:20).
- Оникс (шоам) - камень Иосефа - обладает особой силой, которая наделяет человека обаянием. Название шоам содержит те же буквы, что и слово «Ашем», показывая, что именно Ашем наделил Иосефа способностью находить милость в глазах всех, от кого зависела его судьба (сначала купцы, которые его купили у братьев, затем Потифар, начальник тюрьмы, фараон).
- Яшпа (яшфэ) - разноцветный камень - был дарован Биньямину, потому что Биньямина после продажи Иосефа одолевали противоречивые мысли. Он не был уверен, что надо скрыть от отца то, что произошло. Но он сдержал свое желание раскрыть секрет и хранил молчание. В награду он получил драгоценный камень яшфэ, чье название - яш пэ - означает: хотя Биньямин мог открыть Яакову тайну продажи Иосефа, он, однако, воздержался от этого.
Всевышний повелел сохранить драгоценные камни нагрудника и фартука во время обработки безупречно целыми. Поэтому буквы на них не могли быть нанесены с помощью инструмента: камень оказался бы слегка отбитым. Как же тогда были выгравированы названия колен? Был принесен шамир, существо размером с ячменное зернышко, которое было сотворено в канун Шабата в первую неделю Творения. Он обладал способностью раскалывать даже самые твердые скалы. Названия колен написали на камнях чернилами. Затем шамир был выпущен на написанное и врезался в камень с такой точностью, что не осталось даже мельчайших осколков камня."

Да и про перевод слова Израиль прочтите вот это:"Имя "Израиль" (Исраэль), данное Иакову, особое имя. Его носит весь еврейский народ, этим именем названо гос-во, расположенное на земле Обетованной, и это же имя означает Общину (Божий народ), состоящую из евреев и не евреев по плоти, объединенных вместе через служение Единому Богу Израилеву, и состоящих в завете с Ним.

Ниже я хочу привести различные значения и переводы этого имени:

"ИсраЭль - (ישראל) - богоборец (в смысле воин Бога, который имеет силу бороться с другими богами). А. Борель

Израиль - от слова срара - "господство", "властвование", означает, что отцовское благословение принадлежит Яакову по праву, соответствуя его величию". А. Борель

Аня,ну и почему же тогда эти бедные апостолы,да ещё и под Духом Святым, не свидетельствовали людям о том,что Иисус есть бог?

Аня,Вы знаете о том,что дух Святого женского рода?

Да,вот прочитайте о "пророке" Иисусе:Тора дышит возможностью прямого контакта с Богом и даже, как мы видим, допускает Его явление инородцам. Но уже в книге Шмуэля (I, 3) говорится: "слово Господне стало редко в те дни, видение было не часто". Что же касается эпохи Второго Храма, то считается, что с той поры пророчество вовсе прекратилось. В Талмуде сообщается, что мужи Великого Собрания, в число которых входило 80 мудрецов и 40 пророков, устрашенные страстью Израиля к идолослужению, молились, чтобы идолослужение в мире прекратилось. Всевышний послушал их, но одновременно с идолослужением упразднил и пророчество.

Событие это ознаменовалось синхронным возникновением религиозных систем по всему лицу земли, синхронным зарождением рационализма, т.е. тем, что в современной философии и историографии принято именовать "кольцом Ясперса".

Нередко мне приходилось слышать (а когда-то и самому высказывать) неосторожное утверждение, что Человек из Назарета был пророком. Должен сказать, что если бы это могло быть так, этим бы автоматически могли быть решены все проблемы, связанные со случаями его двусмысленного поведения. Ведь пророк (по вдохновению Бога, разумеется) вправе нарушить любую заповедь. Когда речь идет о каких-то исключительных связанных с пророческим служением обстоятельствах, то допустимым считается нарушение любой заповеди, кроме идолослужения. В связи с этой проблемой Маймонид утверждал, что "пророк получает над словами Торы такую власть, которой кроме него никому не дано... Если он укажет, что следует временно отменить какую-либо предписывающую заповедь или разрешить на время что-то из того, что запрещено Торой - мы обязаны слушаться его".

Однако согласно учению иудаизма Иисус не мог быть пророком в строгом значении этого слова, т.е. в том самом значении, при котором ему позволялось бы совершать любые нарушения. Не мог уже хотя бы потому, что он жил после того, как пророчество упразднилось.

В общем нарицательном, а не строго галахическом значении такое наименование может присваиваться кому угодно. И нет ничего удивительного, что многие современники Иисуса "почитали его за пророка" (Мф 21.11). Однако если понимать это слово строго, то претендуй Иисус на пророческую миссию, он был бы сходу объявлен лжепророком. Но вот только претендовал ли он? Из его собственных высказываний явствует, что он не только не считал себя пророком, но и целиком был солидарен с учением мудрецов об упразднении этого служения. Так, он обнаруживает убеждение в том, что эпоха пророков как бы завершена: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить". Это подтверждается также и высказыванием Иисуса относительно миссии Иоанна: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и потребляющий усилие восхищает его. Ибо все пророки и Закон прорекли до Иоанна" (Мф.11.11-14). Не менее характерна в этом отношении и притча о виноградарях, в которой избивались посланники Хозяина, а когда пришел сын, его и вовсе убили (Лук 20.9-19). Где под посланниками естественно понять именно пророков.

Из этого, правда, естественно заключить, что Иисус считал себя (или того же Иоанна - см.Лук 7.27) даже кем-то большим, чем просто пророком. Однако не будем забывать, что "меньшие" и "большие" в Царствии Небесном, согласно учению Иисуса, очень часто меняются местами. Во всяком случае слова "меньший в Царствии Небесном больше его" вполне можно понимать как провозвестие нового служения, как "переоценку всех ценностей", как свидетельство того, что Иисус чувствовал себя сыном иной эпохи, эпохи Каббалы, чувствовал себя Баал Шемом. И это лучше всего видно как раз из его изречения, связанного с деятельностью Иоанна Крестителя: "отныне Царствие Небесное силою берется".

Сын из притчи о виноградарях - это тот, кто достигает Царствия Небесного не столько средствами снисходящего к нему откровения (Шехины), сколько восходящей (уже при содействии Святого Духа, а не Шехины) из него самого "силой". Сын - это совершеннолетний представитель Отца, это Властитель Его Имени - Баал Шем, человек свершивший "двекут" (прилепление), Цадик, Праведник.

При этом следует отметить, что сам Иисус вполне различает и даже противопоставляет эти уровни ("кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника" (Мф.10.41. Ср. также 13.17).

Уровень пророческий - это уровень Шехины, уровень мистический (цадика, праведника) - это уровень Святого Духа. С точки зрения откровения это уровень более низкий, но с точки зрения активности самого человека, с точки зрения его дерзновения, с точки зрения его призвания заполнить своими силами недостающие знания и смыслы - этот уровень выше. Тот, кто достиг "Царствия Небесного силой", кто совершил "двекут" благодаря жертвенной самоотдаче и знанию Торы, тот больше пророка. Ибо он по словам мудрецов "добавляет силы Небесам" (Псикта де-р.Кахана).

Поэтому не удивительно, что в барайте р.Пинхаса бен Яира говорится, что "стяжание Святого Духа ведет к способности воскрешать мертвых". Стяжание Святого Духа, но не Шехины. Да, пророк Иехезкель воскрешал мертвых по повелению Всевышнего, точнее даже Всевышний воскрешал посредством этого пророка, здесь действовала Шехина. Но в приведенной брайте имеется ввиду нечто другое, в этой брайте говорится о Святом Духе, а значит в ней учитываются заслуги, усилия и знания самого человека.

Дар пророчества достигается преимущественно ниспосылаемым свыше откровением, дар мистика, дар каббалиста отчасти также и заслугами самого человека, его жертвенностью и его мастерством. Поэтому и сказано: "отныне Царствие Небесное силою берется".