Крупный город порт в европе. Крупнейшие морские порты мира

Семь портов Китая входят в десятку крупнейших портов мира

Пекин, 15 августа /Синьхуа/ -- В настоящее время в списке десяти крупнейших мировых портов числится семь портов Китая. Об этом сообщает во вторник китайская газета "Цзинцзи цанькаобао".

Напомним, что среди данных китайских портов фигурируют Шанхай, Шэньчжэнь, Чжоушань, Сянган, Гуанчжоу, Циндао и Тяньцзинь .

В настоящее время в Китае насчитывается 34 порта, грузооборот каждого из которых превышает 100 млн тонн в год . К концу 2016 года число причалов в китайских портах, способных принимать суда водоизмещением в 10 тыс. тонн и больше, достигло 2317 , что на 30 проц. больше показателя пятилетней давности.

В последние годы Китаю удалось добиться впечатляющих успехов в развитии портовой инфраструктуры. В порту Циндао был сдан в эксплуатацию рудный терминал, способный принимать суда водоизмещением до 400 тыс. тонн, а в порту Нинбо введен в строй нефтяной терминал для танкеров водоизмещением до 450 тыс. тонн.

В конце 2017 года ожидается ввод в пробную эксплуатацию 4-й очереди шанхайского глубоководного порта Яншань, что позволит укрепить статус Шанхая как крупнейшего мирового порта. Будучи важным портом Морского Шелкового пути 21-го века, Шанхай принимает контейнерные грузы из 214 стран и регионов мира. В будущем его пропускная способность будет увеличиваться.

*************************

Прочитал это сообщение и душа попросила подробностей.

А вот и подробности, хотя и немного устаревшие.

*************************

Пишет Перископ из глубин Тихого океана (periskop )

Крупнейшие порты мира (2014)

Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.

И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

(здесь приведены первые 25)


Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).

Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии , которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные . Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

(первые 25)


Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга , приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

Первенство в мировом грузообороте принадлежит морским перевозкам , причиной этого являются дешевизна и доступность морского или речного судоходства, а также возможность перевозить особо крупные грузы в больших объемах. Ежедневно в море выходят десятки тысяч судов, соединяющих различные страны и континенты нашей планеты.

Для того, чтобы обслуживать огромный товарообмен и грузооборот, мировые страны-лидеры строят крупнейшие морские порты мира, способные принимать и обслуживать множество судов всех видов, от контейнеровозов и танкеров до пассажирских лайнеров.

Размер портов определяется по их грузообороту, который исчисляется в миллионах тонн груза, или по контейнерообороту, измеряемому в TEU - 20-футовом эквиваленте, подразумевающем собой стандартный контейнер для морских перевозок.

Разность позиций может объясняться тем, что некоторые порты специализируются на перевозке контейнеров, другие на приеме наливных судов, в первую очередь нефтяных танкеров.

Азия

В десятке крупнейших морских портов мира по контейнерообороту все десять располагаются в Азии, из них девять относятся к Тихоокеанскому бассейну, а семь принадлежат Китаю. Так что можно констатировать, что мировой экономический центр в наше время окончательно сместился на Дальний Восток.

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае - главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря , расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

  1. порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
  2. Ванино , Хабаровский край (26,8 млн тонн);
  3. Находка , Приморский край (21,3 млн тонн);
  4. порт Пригородное , Сахалинская область (16 млн тонн).

Кавказ

Именно на Северном Кавказе на побережье располагается крупнейший по грузообороту порт России - Новороссийск .

Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань , мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России - это Порт Кавказ (30,5 млн тонн). Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк.

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

  • река Дон (Ростов-на-Дону);
  • Волга (Астрахань);
  • Северная Двина (Архангельск);
  • Иртыш (Омск);
  • Енисей (Красноярск и Норильск);
  • Лена (Якутск);
  • Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва , ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный).

Америка

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов : Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

США

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

  1. Нью-Йорк (6,3 млн TEU);
  2. Саванна , Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас , который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в - 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии :

  • порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);
  • порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон — Сиэтл - 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах.

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

  1. Сантус , Витория , Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);
  2. Картахена (Колумбия);
  3. Веракрус и Тампико (Мексика);
  4. Буэнос-Айрес (Аргентина);
  5. Каракас (Венесуэла);
  6. Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);
  7. Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

Африка

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

  • Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.
  • Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента - ЮАР , среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.
  • Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д’Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).
  • На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Смотрите также видео о самых крупных портах мира:

На протяжении многих сотен лет Европа считалась лидером по количеству больших и маленьких морских портов. И это неудивительно, ведь ее омывают воды Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, а также 9 морей. В настоящее время насчитывается около 900 морских портов Зарубежной Европы.

Классификация морских портов

Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.

Все морские порты можно условно разделить на два типа:

  • Универсальные - те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
  • Специализированные - те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.

Рис. 1. Самый крупный порт в Европе - Роттердам.

Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.

Крупные порты Зарубежной Европы

Безусловным лидером в числе европейских морских портов является нидерландская рыбная бухта Роттердам. Это главный морской порт Европы, который входит в десятку крупнейших мировых портов.

Роттердам построен на побережье Северного моря в Нидерландах, и свою славу одного из самых загруженных портов в мире заслужил еще в 1962 году. С тех пор он только наращивал мощь, и в настоящее время его грузооборот составляет около 421 млн. тонн в год.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

История этого порта уходит корнями в 14 век, когда он был только основан. Размеры его впечатляют: общая площадь порта составляет 105 кв. км, а в длину он занимает почти 40 км.

Рис. 2. Порт Роттердам.

Благодаря тому, что порт находится в устьях рек Маас и Рейн, его еще часто называют «воротами Европы», поскольку на его территории перерабатывают чуть меньше половины всех грузов, поступающих в эту часть региона. Роттердам обустроен специальными терминалами для приема самых различных грузов: горючих материалов, полезных ископаемых, зерна, контейнеров.

В списке крупных европейских портов есть еще два лидера:

  • Гамбург – обслуживает транзитные суда Чехии и Австрии.
  • Антверпен - обслуживает Бельгию, а также Германию, Люксембург и северные районы Франции.

Круизные порты Европы

Европейские круизные порты расположены на побережье Черного, Средиземного и Балтийского морей. По сути, такие порты являются ведущими мегаполисами, которые представляют большой интерес для туристов: Гамбург, Рим, Осло, Барселона, Лиссабон, Копенгаген, Амстердам.

Рис. 3. Круизный порт Амстердам.

Однако далеко не все европейские порты способны принять у себя габаритные мегалайнеры. Их список не так уж велик, и остается неизменным в течение многих лет. Другое дело - парусники и небольшие круизные суда: для них открыты практически все круизные порты Средиземноморья и Балтики.

Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.

Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.

Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.

Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.

Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.

В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.

Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.

Порт

Страна

Ед. изм.**

Изм. 2008-2015

Изм. %

Сингапур

Сингапур

Гуанчжоу

Роттердам

Нидерланды

Порт-Хедленд

Австралия

Тянцзинь

Юж. Корея

Юж. Корея

Циньхуандао

Порт Южной Луизианы

Порт-Келанг

Малайзия

Антверпен

Сямынь (Амой)

Шэньчжэнь

Юж. Корея

Австралия

Ньюкастл

Австралия

Юж. Корея

Итаки (Сан-Луис)

Бразилия

Ванкувер

Германия

Бразилия

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Новороссийск (данные НМТП)

Бразилия

Хей-Пойнт

Австралия

Иокогама

Бразилия

Гладстон

Австралия

Ричардс-Бей

Китакюсю

Амстердам

Нидерланды

Сайгон (Хошимин)

Альхесирас

Усть-Луга (нет у ААРА)

Новый Орлеан

Корпус-Кристи

Лаем Чабанг

Германия

Новороссийск (данные ААРА)

Эль-Джубайль

Сауд. Аравия

Салданья-Бей

Валенсия

Юж. Корея

Бендер-Аббас

Восточный (нет в ТОП-100 ААРА)

Сауд. Аравия

Вишакхапатнам

Джавахарлал Неру Порт

Батон-Руж

Приморск

Филиппины

Констанца

Читтагонг

Бангладеш

Лос-Анджелес

Сауд. Аравия

Мобил (Алабама)

Вирджиния

Санкт-Петербург

Лейк-Чарльз

Ченнаи (Мадрас)

Юж. Корея

Калькутта

Пакистан

Александрия

Сан-Себастьян

Бразилия

Танджунг Приок (Джакарта)

Индонезия

Порт Плакеминз

Барселона

Малайзия

Бендер-Хомейни

Норвегия

Порт Паранагуа

Бразилия

*2009 г.

** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны

Порты из ТОП-100 расположены в:

США – 13 портов;

Китай – 10 портов;

Япония – 7 портов;

Южная Корея – 6 портов;

Бразилия – 6 портов;

Индия – 6 портов;

Россия – 5 портов;

Австралия – 5 портов;

Малайзия – 3 порта;

Франция – 3 порта;

Испания – 3 порта;

Саудовская Аравия – 3 порта;

Турция – 3 порта;

В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.

Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.

Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.

Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.

(картинка кликабельна)

Крупнейшие морские порты мира

Задания по таблицам международной статистики

1 (простое)

На контурной карте обозначьте 10 крупнейших портов мира по грузообороту (используйте данные таблицы на с. 21). Подпишите их синим цветом. В каких странах расположены эти порты? На берегах каких акваторий? (При этом руководствуйтесь атласом, а в некоторых случаях (например, позиции 5 и 10 в таблице) - консультацией учителя.)

2 (простое)

На ту же контурную карту нанесите 10 крупнейших портов мира по переработке контейнеров (используйте данные таблицы на с. 26). Подпишите важнейшие контейнерные порты красным цветом (если они уже подписаны синим как крупнейшие по грузообороту, подчеркните названия красным). Какие порты из первой «контейнерной» десятки одновременно являются крупнейшими портами по грузообороту обычных грузов? Подумайте, с чем это связано? Почему среди крупнейших контейнерных портов (не только 10, но и 50) не найти Южной Луизианы и Хьюстона? С перевозкой какого вида грузов это связано?

3 (простое, но более трудоемкое)

Найдите на карте страны, в которых имеются крупнейшие порты мира. Подсчитайте, сколько из 50 портов-лидеров приходится на каждую страну. На контурной карте на побережьях соответствующих стран вычертите столбики так, чтобы высота каждого столбика была пропорциональна числу крупнейших портов. Что можно сказать о размещении стран, обладающих важнейшими морскими транспортными узлами?

4 (посложнее)

Проделайте ту же работу, что и в задании 3, но теперь постарайтесь, чтобы величина каждого столбика была пропорциональна не числу портов, а их суммарному грузообороту в каждой стране. Для этого по каждой стране нужно просуммировать грузооборот портов, находящихся на ее территории. Какая из картодиаграмм лучше и достовернее - выполненная по методике задания 3 или по методике задания 4? Докажите свое мнение, основываясь на примерах того, как страны меняют свою значимость на двух разных картодиаграммах.

Когда-то «Владычицей морей» называли Великобританию. Какую страну (или какие страны, или какой регион мира) вы бы назвали экономической владычицей современного Мирового океана?

В каком полушарии - Северном или Южном - больше крупных портов? На вывоз каких грузов ориентированы крупные порты Бразилии и Австралии? Объясните, почему почти нет крупных портов в Африке, в Центральной Америке, в высоких широтах? Почему крупных портов мирового уровня лишена Россия? Какие важнейшие порты России вы знаете? Можете ли вы показать их на карте?

5 (творческое)

Представьте, что вам нужно доставить контейнер из южнокорейского Пусана в нидерландский Роттердам. Прочертите оптимальный путь доставки этого контейнера по морю. Найдите альтернативный путь транспортировки контейнера, проходящий по суше (для этого используйте карту, на которой показана транспортная сеть Евразии). Какой из этих путей займет меньше времени? Сделайте вывод о важном транспортно-географическом положении России по отношению к мировым грузопотокам. Что мешает нашей стране более эффективно использовать свое выгодное положение?

Грузооборот крупнейших морских портов мира, 2003
тыс. т

Ранг Порт Страна Грузооборот
1 Сингапур Сингапур 347 694
2 Роттердам Нидерланды 326 958
3 Шанхай Kитай 316 210
4 Сянган (Гонконг) Kитай 207 612
5 Южная Луизиана США 180 493
6 Хьюстон США 173 320
7 Тиба Япония 169 000
8 Нагоя Япония 168 378
9 Гуанчжоу Kитай 167 720
10 Kванъян Южная Kорея 165 089
11 Пусан Южная Kорея 162 460
12 Тяньцзинь Kитай 161 820
13 Нинбо Kитай 153 980
14 Ульсан Южная Kорея 146 940
15 Антверпен Бельгия 142 875
16 Циндао Kитай 140 900
17 Гаосюн о. Тайвань 138 832
18 Нью-Йорк/Нью-Джерси США 132 438
19 Инчхон Южная Kорея 131 018
20 Далянь Kитай 126 020
21 Иокогама Япония 125 943
22 Циньхуандаo Kитай 125 620
23 Гамбург Германия 106 536
24 Марсель Франция 95 545
25 Порт-Хедленд Австралия 89 799
26 Осака Япония 89 687
27 Kитакюсю Япония 88 890
28 Kеланг Малайзия 88 888
29 Дампир Австралия 88 880
30 Токио Япония 88 475
31 Шэньчжэнь Kитай 87 670
32 Ричардс-Бей ЮАР 87 521
33 Ньюкасл Австралия 82 712
34 Бомонт США 79 470
35 Kобе Япония 78 759
36 Тубаран Бразилия 77 621
37 Хей-Пойнт Австралия 77 546
38 Новый Орлеан США 76 116
39 Гавр Франция 71 493
40 Хантингтон США 70 483
41 Kорпус-Kристи США 70 105
42 Итажаи Бразилия 67 591
43 Ванкувер Kанада 66 727
44 Амстердам Нидерланды 65 461
45 Дубай ОАЭ 63 626
46 Лонг-Бич США 62 816
47 Сантус Бразилия 60 077
48 Гладстон Австралия 59 661
49 Альхесирас Испания 56 682
50 Гримсбии Иммингем Великобритания 55 931