Понятие этнической группы и диаспоры. Характеристика понятия «диаспора»

Этнические диаспоры.

Этнические диаспоры – это устойчивые совокупности людей единого этнического происхождения (одной или родственных национальностей), живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющих социальные организации для развития и функционирования данной исторической общности.

Особенно следует подчеркнуть такой признак диаспоры, как имманентно присущая ей способность к самоорганизации , что позволяет диаспоре существовать длительное время, оставаясь относительно самодостаточным организмом.

В ходе исторического развития число таких диаспор постоянно возрастало после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Новое и Новейшее время вписали свою страницу в историю диаспор, они стали появляться в результате освоения новых территорий, экономических преобразований, потребовавших значительные трудовые ресурсы (США, Канада, Сибирь, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор вне своей исторической родины для ряда наций стали также аграрное переселение, потребность в иных сферах приложения рабочих рук, притеснение и ограничение в общественной жизни, которые могли бы трактоваться как этническое преследование…

Современный период цивилизации внес определенные коррективы в процесс развития и функционирования диаспор. В каждой стране этот процесс имеет общие черты и некоторые особенности в сравнении с аналогичными явлениями.

Обратимся к примеру России:

1. наблюдается процесс роста, укрупнения и организационного укрепления старых диаспор: армянской (550 тыс), еврейской (530 тыс), татарской(3,7 млн) греческой (91,7 тыс) и др. Эти организации различной направленности оберегают и пропагандируют культуру, язык, религию своего народа, а также содействуют развитию экономических связей и выполняют прочие в т.ч. социальные функции.

2. появились и организационно оформились диаспоры народов, которые возникли исключительно по той причине, что образовались самостоятельные государства, Такие как Украина, Казахстан, Киргизия, Молдова и др. В изменившихся условиях ценность национальной культуры, значимость национального самосознания побуждает их к различным формам консолидации как в сфере социально-экономических, так и политических и духовных отношений

3. ряд диаспор на территории России появился как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности. Именно эти конфликты породили грузинскую (30 тыс), азербайджанскую (200-300 тыс), таджикскую (10 тыс) и другие диаспоры народов бывших союзных республик. Эти диаспоры являются миниатюрным отражением противоречий, которые характерны для данных республик, поэтому их деятельность неоднозначна.

4. появились диаспоры, представляющие собственно народы России. Это характерно для Москвы и ряда других крупных городов или регионов страны и относится к таким республикам, как Дагестан, Чечня, Чувашия, Бурятия и некоторым другим.

5. следует отметить особую группу диаспор, существующих в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отражают политические процессы прошлого и настоящего. Это касается корейской диаспоры (население которой было выселено с Дальнего Востока), афганской диаспоры (за счет эмигрировавших взрослых граждан или детей, выросших в СССР и России), болгарской диаспоры (после разрыва советско-болгарских связей), месхетинской диаспоры (которая после насильственного выселения этого народа из Грузии почти 40 лет жила в Узбекистане, и, пережив ферганскую трагедию 1989 г., ее представители до сих пор не могут вернуться на свою историческую родину)

Анализируя феномен диаспоры, важно отметить, что в научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. Зачастую его объединяют с понятием «этническая общность», «этническая группа» и др, однако последние понятия явно шире по объему.

Анализ истории возникновения и развития диаспор позволяет сделать вывод, что первым и главным ее признаком является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении . Именно этот отрыв от своей исторической родины и образует тот исходный отличительный признак, без которого бесполезно говорить о сущности данного феномена.

Диаспора – это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает их и содействует их развитию: язык, культура, сознание .

Диаспора имеет некоторые организационные формы своего функционирования , начиная с землячества и заканчивая наличием общественных, а иногда и политических движений.

Другой отличительный признак диаспоры: осуществление ею социальной защиты своих членов : помощь в трудоустройстве, профессиональном самоопределении, обеспечении их прав в рамках конституции и законодательства в целом и др.

Важную роль в становлении и существовании диаспор играет религиозный фактор . Религия в ряде случаев становится цементирующим фактором в консолидации единоверцев (часто совпадающих с определенной национальностью).

Диаспоры осуществляют самые разнообразные функции : экономические, социальные, культурные, а иногда и политические.

Объем выполняемых функций, различные жизненные обстоятельства, наличие государственности и др. факторы определяют ту или иную типологию диаспор . СМ: Книгу…

Не менее значим вопрос о жизненном цикле диаспоры или длительности ее существования. Анализ показывает, что временной интервал функционирования диаспор зависит от демографических, территориальных, социально-экономических, политических, этнокультурных и прочих факторов. Диаспора – это довольно хрупкий организм , особенно на этапе своего формирования, который может на любом из этапов прекратить свое существование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера национальной политики – это в значительной мере сфера согласования этнических интересов, где возможно построение оптимальной структуры взаимодействия.

Однако до сих пор официальная национальная политика слабо или совсем не оперирует этим понятием, не рассматривает диаспоры в качестве реального и действенного инструмента осуществления рационального взаимодействия людей разной национальности как в рамках всего государства, так и отдельных его территорий.

______________________________

Российская цивилизация: Уч. пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М., 2003. – с.631 – 639.

Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

Для самоорганизации Диаспоры жизненно необходимы организационные структуры, посредством которых она, словно живой организм, осуществляет свою деятельность. В отличие от общинных структур, которые являются институтами самоорганизации отдельных диаспоральных общин, для самоорганизации Диаспоры как целостной институции важнейшее значение имеет формирование общенациональной организации.

Помимо самоорганизации Диаспоры, вопрос этот важен также в аспекте представления всей Диаспоры в отношениях с Арменией (и не только), преодоления ее внутренней фрагментарности (по политическим, конфессиональным и прочим принципам), консолидации потенциала армянства, наиболее координированного и эффективного использования этого потенциала, разработки наиболее эффективных путей сотрудничества Родина-Диаспора. Без формирования общенациональной организации сегодня ни одна структура Диаспоры не может претендовать на то, чтобы представлять Диаспору в целом, следовательно, в отношениях с Арменией (и не только) не может иметь законного и морального права говорить от имени Диаспоры. А с точки зрения преодоления фрагментарности наличие общедиаспоральной структуры создаст возможность для превращения этой фрагментарности в многообразие, которое в сочетании с духом единства станет основой мощи и богатства Диаспоры.

В то же время наличие общенациональной структуры не означает прекращения деятельности других структур (партийных, духовно-церковных, благотворительных и пр.). Наряду с деятельностью общенациональной структуры эти структуры могут продолжать свою частную деятельность, что может стать основой здоровой конкуренции между ними, расширяя и развивая их и, как следствие, вседиаспоральный потенциал. А в вопросах общенационального значения так или иначе все сегменты Диаспоры в формате общедиаспоральной структуры проявят свое единство и сотрудничество.

Вопрос формирования общенациональной структуры в армянских общественно-политических кругах Диаспоры существует почти век - с начала формирования армянской Диаспоры . Созываемые еще в годы Первой мировой войны и Первой Республики Армения депортированными армянами Съезды западных армян можно рассматривать как прототип общенациональной структуры Диаспоры. На этих съездах обсуждались самые разные вопросы, касающиеся депортированных армян - от организации помощи до вопроса возращения на родину.

В дальнейшем (в 1920-х гг.) в армянских общественно-политических кругах Диаспоры была пущена в обращение идея создания общенациональной организации Диаспоры посредством слияния трех традиционных армянских партий - АРФД, ПРА и СДПГ. В Диаспоре была выдвинута также идея созыва Общеармянского конгресса. Однако эти идеи, будучи всеобщими, были лишены содержательной конкретики, что, наряду с внутренними разногласиями в армянской Диаспоре, стали препятствием на пути их реализации.

Национальное возрождение 1980-х в Армении, обретение независимости в 1991г., разворачивание деятельности диаспоральных структур в Армении, освобождение Арцаха открыли новые горизонты для повышения качества и уровня отношений Родина-Диаспора. Была поставлена задача расширить и углубить сотрудничество Армения-Диаспора. А в этих условиях не мог вновь не стать актуальным вопрос создания вседиаспоральной структуры, которая должна представить всю Диаспору в отношениях с родиной.

Следует отметить, что в Диаспоре всегда действовал ряд структур, которые условно можно считать общенациональными организациями. Это АРФД, Социально-демократическая партия «Гнчакян» (СДПГ), партия «Рамкавар Азатакан» (ПРА), Армянская Апостольская, Католическая и Евангелическая церкви, Общеармянский благотворительный союз (ВБС) и пр. Они играют ключевую роль в деле самоорганизации Диаспоры, а также налаживании отношений Родина-Диаспора. Однако эти структуры общенациональны в той степени, в какой их деятельность распространяется в географическом плане на более широкие круги армянства. Между тем территориальный охват деятельности является лишь одним из критериев характеристики общенациональной структуры. Помимо этого, есть также другие характеристики, которые, к сожалению, отсутствуют в вышеперечисленных общенациональных структурах. Об этих характеристиках поговорим далее.

Следует отметить, что действующие нынче организации «Всемирный армянский конгресс» и «Съезд западных армян» по своему названию соответствуют характеристике общенациональной структуры. На деле, однако, им предстоит пройти немалый путь, чтобы стать истинно общенациональными или общедиаспоральными структурами.

Следовательно, с сожалением нужно констатировать, что, вопреки продолжительному существованию Диаспоры, вопрос формирования и задействования общедиаспоральной структуры все еще ждет своего решения.

Принципы общенациональной структуры

Формирование и деятельность общенациональной структуры в Диаспоре должны быть основаны на определенных принципах. Полагаем, в основе деятельности вседиаспоральной структуры должны быть положены следующие основополагающие принципы:

1. Представительность. Этот принцип предполагает представленность всех сегментов Диаспоры в деятельности общенациональной структуры. В географическом плане это предполагает участие всех общин армянской Диаспоры в деятельности общенациональной структуры. В организационном плане этот принцип предполагает наиболее широкую вовлеченность диаспоральных организаций в деятельность общенациональной структуры. Там должны быть представлены, по меньшей мере, самые известные структуры, действующие в Диаспоре. В конфессиональном плане в деятельность общенациональной структуры должны быть вовлечены три конфессиональных пласта армянства - армяне-католики, евангелисты и адепты ААЦ. В партийном аспекте в деятельность общенациональной структуры должны быть вовлечены действующие в Диаспоре три традиционных партийных сегмента - дашнаки, гнчаки и рамкавары.

2. Надпартийность. Известно, что между тремя действующими в Диаспоре традиционными партиями - АРФД, СДПГ и ПРА - есть определенная конкуренция, если не сказать борьба, которая проявляется как в идеологических разногласиях, так и в борьбе за расширение сферы своего влияния и противоречиях вокруг того или иного конкретного вопроса . Конкуренция сама по себе - явление положительное, если партии в вопросах общенационального значения смогут сохранить дух национального единства и действовать совместно. Общедиаспоральная структура при этом должна претендовать на роль оптимальной площадки для совместных действий в вопросах общенационального значения.

3. Надконфессиональность. То, что было сказано о партиях, относится также к Армянской Апостольской, Католической и Евангелической церкви. Кроме того, наряду с конфессиональными различиями, акцентирование и пропаганда религиозных (христианских) и национальных общностей являются серьезной основой для утверждения религиозной терпимости. В случае как партий, так и конфессий, общеармянская структура - это то место, где национальные общности отодвигают на второй план всякого рода (в данном случае, религиозные или конфессиональные) различия, становясь основой для сотрудничества Армянской Апостольской, Католической и Евангелической церквей.

Совокупно рассматривая принципы надпартийности и надконфессиональности, можем сказать, что речь идет о том, чтобы встать выше социально-политических и религиозно-конфессиональных идеологий, когда имеем дело с решением общенациональных вопросов. Иными словами, в деле решения общенациональных задач идеологические разногласия (на социально-политической и религиозно-конфессиональной почве) должны быть отодвинуты на второй план или даже проигнорированы, уступив место принципу национального. Это явление нецелесообразно называть надидеологией или деидеологией, поскольку национализм также является идеологией, а апология национального - идейностью.

4. Всеобъемлющий характер сфер деятельности. Этот принцип предполагает, чтобы деятельность общенациональной структуры не ограничивалась одной или несколькими сферами. Ее деятельность дожна включать если не все, то хотя бы по возможности больше актуальных для общественной жизни армянства сфер - политическая, духовная, культурная, научно-образовательная, благотворительная и пр. Разумеется, традиционные армянские партии, равно как и Армянская Апостольская, Католическая и Евангелическая церкви посредством своих подведомственных структур, помимо политической и духовно-церковной, осуществляют деятельность также в научно-образовательной, благотворительной, культурной, спортивной и других сферах, однако этого недостаточно для того, чтобы называть их деятельность всеобъемлющей.

5. Географическая всеохватность деятельности. Этот принцип означает, что деятельность общенациональной структуры должна распространяться на всю армянскую Диаспору, т.е. на армянские общины всех стран. В противном случае пространственное ограничение деятельности общенациональной структуры в рамках армянских общин одной страны или региона лишит ее общенационального или вседиаспорального статуса. Для обеспечения географической всеохватности деятельности общенациональная структура, помимо центрального офиса, должна иметь филиалы во всем мире. Таким образом, общенациональная организация Диаспоры будет носить характер сетевой структуры, рассеянной по всем странам планеты, где есть армянские общины.

6. Независимость от силовых центров мира. Чтобы быть действительно национальной структурой и служить национальным интересам, общенациональная структура не должна быть под влиянием какой-либо сверхдержавы или силового центра. Сказанное отнюдь не означает, что общенациональная структура не должна сотрудничать или иметь связи со сверхдержавами мира. Наоборот, с целью решения поставленных задача она, естественно, может сотрудничать с различными странами, международными структурами и другими политическими субъектами.

Речь, скорее, идет о ее создании или курировании ее деятельности той или иной сверхдержавой. Это обстоятельство не только опасно в том плане, что она может стать инструментом в руках того или иного силового центра и служить его интересам (которые могут не совпасть или, более того, противоречить интересам Диаспоры, Армении и армянства), но и чревато расколом, поскольку, во-первых, армяне в Диаспоре живут в разных странах, в том числе, в разных сверхдержавах (США, России, странах ЕС) и, кроме того, они могут иметь различные подходы в геополитических вопросах и различные геополитические ориентации.

Чтобы оградить общенациональную структуру Диаспоры от влияния силовых центров, целесообразно создать ее (с центральным офисом) в какой-либо нейтральной стране, например, в Швейцарии, хотя это обстоятельство само по себе не гарантирует независимость общенациональной структуры.

Таким образом, общенациональная структура на основании шести вышеперечисленных принципов может быть сформирована двумя способами. Первый: организации, претендующие на статус общенациональной структуры, - Всемирный армянский конгресс и Съезд западных армян - могут в своей деятельности руководствоваться вышеупомянутыми принципами, тем самым превратившись во вседиаспоральную структуру.

Второй путь - создание новой структуры, в основе деятельности которой изначально будут положены вышеперечисленные шесть принципов. Идею создания подобной структуры на основе государственной комиссии, координирующей мероприятия, приуроченные к 100-летней годовщине Геноцида армян, озвучил президент РА С.Саргсян на 5-ом форуме Армения-Диаспора. Было предложено в 2015г. переименовать комиссию во «Общеармянский совет», который станет постоянной площадкой обсуждения актуальных общеармянских вопросов.

Организационная структура

Общенациональная структура Диаспоры должна иметь свою организационную структуру - председателя, совет и исполнительный орган, которые перманентно и непосредственно будут осуществлять управление и деятельность структуры.

Тем не менее главным организационным органом общенациональной стурктуры, как и свойственно крупным структурам вообще, должен быть его съезд, который должен созываться раз в несколько лет. Основные задачи съезда:

Закрепить стратегические цели деятельности структуры и средства их достижения,

Обобщить и дать оценку среднесрочной деятельности структуры (период времени между съездами),

Обозначить ориентиры дальнейшей среднесрочной деятельности (уточнить тактические цели и пути их достижения - различные программы, мероприятия и пр.),

Избирать председателя, совет и исполнительный орган структуры.

В структуре общенациональной организации и, в частности, исполнительном органе, особое и важное место должно быть отведено специальным комиссиям по актуальным сферам общественной жизни армянства - политической, экономической, благотворительной, образовательной, культурной, спортивной и пр., которые должны иметь своих председателей и членов. Эти комиссии должны постоянно следить за проблемами, которые есть или могут возникнуть в своих сферах, происходящими изменениями и выступать с практическими предложениями по решению различных задач и реализации различных целей. Благодаря деятельности этих комиссий структурные звенья общенациональной организации - председатель, совет и исполнительный орган - должны:

Быть постоянно осведомлены о происходящих в актуальных для армянства сферах событиях и царящей ситуации,

Вовремя и эффективно реагировать на возникающие вызовы и даже пресекать их,

принимать правильные и эффективные решения и составлять программы по решению различных целевых задач и пр.

В результате общенациональная структура станет властью Диаспоры, ибо ей будут отведены управленческая, представительская, законодательная и другие функции. А при наличии такой структуры:

Существенно повысится степень самоорганизации Диаспоры,

Повысятся целеустремленность и эффективность ее деятельности,

Станут намного легкими и четкими отношения Диаспоры с родиной и другими странами и организациями.

Хотя армянские общины в разных уголках мира вследствие периодических депортаций формировались еще с IV века, тем не менее, на сегодня в научных кругах принята точка зрения, что армянская Диаспора является следствием Геноцида армян. Еще конкретнее, образование армянской Диаспоры датируется 24 июня 1923г., когда был подписан Лозаннский договор, по которому победившие в Первой мировой войне страны Антанты «похоронили» Армянский вопрос, разрушив надежды западного армянства на репатриацию.

Например, в вопросах отношения и позиции к Армении в советские годы, репатриации и пр.

«Глобус» аналитический журнал, номер 11-12, 2014


Возврат к списку Другие материали автора
  • ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ТУРЦИИ
  • О НЫНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ТУРЦИИ
  • АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА СИРИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
  • АРМЯНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ США: НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

А.В. Дмитриев

Член-корр. РАН, доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт социологии РАН (Москва)

Понятийный ряд. Описательное содержание термина «диаспора» поражает любого исследователя. Если ранее термин относился к рассеиванию еврейского, армянского и греческого народов, то ныне семантический обзор показывает, что «родственными», если не синонимическими терминами являются «этнический социум», «землячество», «эмигрант», «иммигрант», «беженец».

Наиболее банальной является трактовка диаспоры как части народа (этноса) или группы народов, расселившихся вне страны (территории) этнического происхождения. Такое объяснение связывается как в рамках существующих поселений, так и за счет естественного прироста самой диаспоры }