География: значение слова. Наука о Земле и ее история

краткое содержание других презентаций

«История и значение географических открытий» - Маршрут путешествия великого мореплавателя. Маршрут какого полярного исследователя изображен на карте. Роберт Пири. Шарообразность Земли. Великий мореплаватель. Португальский мореплаватель. Руаль Амундсен. Карты земного шара. Англичанин. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Маршруты четырёх экспедиций. История географических открытий. Голландский мореплаватель. Первое кругосветное путешествие. Австралия - самостоятельный материк.

«Город Бийск» - Бийская крепость – начало июня 1718г.. Жизнь города. Крепость - город. Мой город. Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Присоединение верховьев Оби к России. С чего начинался наш родной город. Цели урока. Бийская крепость в цифрах и фактах. Родной город. Длина стен острога.

«Собор Василия Блаженного» - Почему именно собор Василия Блаженного? Где находится храм? Построен по приказу 25 -летнего Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Ранее думали, что собор был построен итальянцами. Там храм, возвышаясь горою, Стоит, не стряхнув снежный груз… Легенда, связанная с собором. Что хотел сделать с собором Наполеон и что спасло храм? В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми.

«Порт Пирей» - Налог на переселенцев. Взносы союзных государств. Товары ввозимые в Грецию. Море. Монеты в Древней Греции. Порт Пирей. Рынки рабов. Граждане. Назовите главный порт Афинского государства. Афины. Порт Пирей сегодня. Экспорт. Торговые партнёры Древней Греции. Торговые пошлины. Понятия. Источники обогащения Афин. Толчок развития. В гаванях Афинского порта Пирей. Результаты войн с персами для Афин. Использование труда рабов.

«Наша Земля» - Географы. Первые космонавты. Причины неповторимости и уникальности Земли. Заполните таблицу. Спутники. Астрономы. Писатели и поэты. Наша Земля. Причины неповторимости. Неповторимость и уникальность Земли. Репортаж. Планета.

«Урок «Масштаб»» - Построить трость в виде отрезка. Масштаб может быть разным. Построить прямоугольник. Отрезки. Пейзаж. Построить 2 отрезка. Учебник. Решение. Задачи от королевы красоты. Божья коровка. Масштаб. Четное число. Буратино потянулся. Рост слона. Устный счет.

География (от греч. geo и grapho - пишу), наука (система естественных и общественных наук), изучающая структуру, функционирование и эволюцию , взаимодействие и распределение в пространстве-времени её отдельных частей - природных и природно-общественных геосистем и компонентов, в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, географич. прогноза, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого (сбалансированного) развития общества.

Система географических наук

Современная география - система наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально-географические и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и науки, носящие интегральный характер.

Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом - землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение(региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - топография, геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши , океанологию), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят комплексные науки — социальная география и экономическая география, география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг, поведенческая география и др.

К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география , география океана. Развитие географии привело к становлению прикладных географических наук — медицинской географии, рекреационной географии, военной географии, мелиоративной географии и др. Они выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Единство географии обусловлено естественно-историческим единством объекта исследования; общностью используемых методов; предметной взаимодополняемостью при решении территориальных проблем. Принципиальное различие двух ветвей географии - в сущности естественных и общественных законов и закономерностей. Язык географической науки включает карту, понятия и термины, факты, цифры, даты, географические названия; географические представления (образы).

Что включают в себя методы географических исследований

  • общенаучные (математический, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные (геохимический, геофизический, палеогеографический, технико-экономический, экономико-статистический, социологический и др.);
  • рабочие приёмы и методы получения информации (полевые наблюдения, дистанционные, в т. ч. аэрокосмические;
  • лабораторные, например, физико-химический анализ вещества, спорово-пыльцевой анализ, анкетирование; выборки и др.);
  • эмпирическое и теоретическое обобщение информации (индикационные, оценочные, аналогов, классификации и др.);
  • хранения и обработки информации (в т. ч. на электронных носителях).

Академик К.К. Марков выделил сквозные методы (направления) в географии: сравнительный географический (описательный), картографический, эволюционно-исторический (палеогеографический), математический (геоинформационный), геофизический и геохимический. У истоков сравнительного географического метода стояли древне-греческие учёные Геродот и Страбон. Для становления и развития сравнительного метода в физической географии многое сделано А. Гумбольдтом. Термин картография появился в эпоху Возрождения, но картографический метод органически связан с зарождением географии. Развитие метода связано с именами Г. Меркатора, С.У. Ремезова, А.А. Тилло, Ю.М. Шокальского, К.А. Салищева, А.М. Берлянта.

Назначение эволюционно-исторического (палеогеографич.) направления - установление закономерностей развития природных и антропогенных ландшафтов. Палеогеграфическое направление было разрабатывалось И.П. Герасимовым, К.К. Марковым, А.А. Величко, П.А. Каплиным.

Истоки математической географии относятся ко временам Фалеса Милетского и Эратосфена. В это понятие вплоть до начала 20 в., вкладывался иной, чем сегодня смысл. В область интересов математической географии как части физической географии входило изучение формы и размеров Земли, систематизация сведений о её движении, решение астрономо-геодезических задач. Развитие современных математических методов началось в 50-60 годы 20 в. в СССР, США, Швеции. Внедрение математических методов в географии (теории вероятностей , одномерного и многомерного статистического, многомерного параметрического и непараметрического, фрактального, кластерного, спектрального математического анализов и т. д.) связано именами Д.Л. Арманда, Л.Н. Васильева, А.С. Викторова, Ю.Г. Пузаченко, С.Н. Сербенюка, Ю.Г. Симонова и др.

Геохимический метод исследования ландшафтов, позволяющий изучать распределение, процессы миграции и концентрации химических элементов и их соединений реализован в рамках геохимии ландшафта, зародился в 30-40-х гг 20 в. Основные принципы сформулированы академиком Б.Б. Полыновым и его учениками - М.А. Глазовской, А.И. Перельманом и развиты В.В. Добровольский, С. Касимовым, В.А. Снытко и др.

Становление и развитие геофизического метода связано с именами А.И. Воейкова, А.А. Григорьева, М.И. Будыко. (Д.Л. Арманд, Н.Л. Беручашвли, К.Н. Дьяконов) развивается с 60-е гг 20 в. благодаря стационарным комплексным физико-географическим исследованиям. Сущность метода - построение балансовых моделей вещества и энергии природных ландшафтов, изучение трансформации солнечной энергии по цепям питания.

Основные этапы развития

Достоверные географич. сведения дошли до нас с 4-3 тысячелетия до н.э. и относятся к Вавилону, Египту и Древнему Китаю. Изолированный очаг высокоразвитой цивилизации сформировался на северо-востоке Китая. Географический кругозор китайцев был достаточно широк: от Японских о-вов до современного Вьетнама и Тибетского нагорья. Китайцы знали свойства магнитной стрелки, изготовляли карты с деревянных клише.

Античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древне-греческим философам милетской и ионийской школ - Фалесу Милетскому и Анаксимандру. Аристотель ввёл представление о шарообразности Земли и заложил зачатки дифференциации географических наук. Эратосфен довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввёл термин «География». Идеи широтной зональности сформулированы Посидонием, выделившим 13 географических поясов (соответствует современной классификации). Родоначальник эволюционной географии и страноведения - Страбон, обобщивший в 17 т. страноведческого знания по географии; К. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. Создание преобразовательного (мелиоративного) направлениия в географии связяно со строительством каналов, дорог, водопроводов и др.

В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественники Ибн Батутта, Идриси. Великим европейским путешественником был Марко Поло. Тверской купец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, описал природу, жизнь и быт населения этой страны. В Средневековье идея шарообразности Земли была отвергнута. В 15 в., когда были переведены труды античных географов, эта идея стала возрождаться.

Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира и о единстве Мирового океана. Картография характеризуется двумя выдающимися достижениями: созданием цилиндрической равноугольной проекции, рукописного атласа - вершины русской картографии «Большой Чертеж всему государству Московскому», ок. 1600 г.) (1598?) и уточненного в 1627, и составлением карты Меркатора, где показаны реальные очертания материков и береговых линий. Основы физического мышления в географии заложили Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650), где объектом географии представлял “земноводный шар“, который можно изучать как единое целое (сейчас это общее землеведение) и по отдельным частям (аналог современному страноведению или краеведению); географию он разделял на хорографию, описывающую большие по площади территории, и топографию, изучающую малые территории; а также И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687).

Существенный вклад в развитие методологии географии внес В.Н. Татищев. В работе “О географии вообще и о русской“ он разделил географию на: универсальную, или генеральную, охватывающую Землю или её крупные части; специальную, или частную, описывающую разные страны; топографию, или пределоописание, освещающую части страны и отдельные города. Географию Татищев делил и “по качествам” - на математическую (астрономо-геодезичое направление), физическую и политическую. Физической географии он отводил изучение территории “от места к месту”, природных “довольств и недостатков”, причем ведущая роль закреплялась за климатом; политическая география изучала занятия населения, города, селения и др.

М.В. Ломоносов в середины 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». С открытием в 1739 г. Географического департамента существенно повысилась роль Академии Наук в организации систематического географического изучения России. В конце 18 в. при Екатерине II было проведено Генеральное межевание России, “Экономические примечания” которого содержали информацию о размерах угодий, качестве земель, характере землепользования и т. д. Генеральное межевание стимулировало развитие экономической географии.

Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта к разработке сравнительного метода в географии, классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал идеологом комплексного подхода в географии, поставил перед физической географией задачу исследования общих законов и взаимосвязи земных явлений, прежде всего между живой и неживой природой. В 1845 усилиями Ф.П. Литке, К.И. Арсеньева, К.М. Бэра, Ф.П. Врангеля, В.И. Даля, И.Ф. Крузенштерна и др. в Петербурге было образовано Императорское Русское географическое общество. В 1884 в Московском университете Д.Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (кафедра географии и этнографии) и основана школа комплексной физической географии. Формирование географической школы в Петербургском университете связано с идеями В.В. Докучаева и А.И. Воейкова.

В 1898 В.В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить “расплывающейся во все стороны географии“ новую науку о взаимодействии и взаимоотношении живой и неживой природы. В работе “Наши степи прежде и теперь” (1892) Докучаевым были изложены основные идеи и принципы ландшафтоведения как интегральной географической науки. Развитие идей Докучаева его последователями (Г.Н. Высоцким, Л.С. Бергом, Г.Ф. Морозовым, А.А. Борзовым, Л.Г. Раменским) привело к обоснованию понятия ландшафта географического как функционально-генетического единства.

Во 2-й половине 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в жизни людей, развитии народов и стран. Ярким представителем направления был Л.И. Мечников, автор фундаментальной работы “ Цивилизация и великие исторические реки“ (1889). Развитие географии в конце 19, нач. 20 вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Семёнова- Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, Видаль де ла Блаша, В.В.Докучаева, В.М. Дэвиса, Л.С.Берга.

Развитие географии в 20 в. определялось в значительной степени традициями национальных школ, таких как французская школа «географии человека» Видаль де ля Блаша, российская географическая школа, позже советская, сформировалась под влиянием учений В.В. Докучаева о природных зонах, В.И. Вернадского о роли живого вещества в становлении современной биосферы Земли и эволюционно-стадиальном её развитии, А.А. Григорьева о и её динамических процессах, Л.С. Берга, Л.Г. Раменского, С.В. Калесника, Н.А. Солнцева о ландшафтном устройстве земной природы, Н.Н. Баранского о географическом (пространственном) разделении труда.

Советский период развития географии оказал огромное влияние на мировую географическую и экологическую науку. Планом электрификации России (ГОЭЛРО) перед географами были поставлены задачи изучения природных ресурсов , научного обоснования создания тепловых и гидроэлектростанций, мелиорации земель. Особое внимание уделено освоению Северного морского пути и расширения географических исследований в Арктике. Постоянно функционировали дрейфующие научные станции СП, первую из которых возглавил И.Д. Папанин в 1937 г. 20-30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции по изучению производительных сил страны. В 1937 был издан Большой советский атлас мира.

Сложнее шло развитие социально-экономической географии. В 20-30 гг 20 в. шла острая дискуссия между представителями отраслево-статистического и районного (регионально-комплексного) направлений. Развитие экономической географии пошло по второму направлению (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский), но конструктивные положения отраслевого направления были востребованы. После Великой Отечественной войны начался новый этап развития географии. Он характеризуется становлением и развитием крупных географических школ в академических институтах, государственных университетах и педагогических институтах. К середине 20 в. оформилась современная система географических наук, были созданы ведущие географические школы. Среди них школа физико-географического страноведения (региональной комплексной физической географии) - Н.А. Гвоздецкий, Н.И. Михайлов, Ф.Н. Мильков, Э.М. Мурзаев; экономико-географического страноведения - И.В. Комар, Ю.Г. Саушкин и др.; районная экономико-географическая школа Н.Н. Баранского - Н.Н. Колосовского - И.А. Витвера; академическая геофизическая школа А.А. Григорьева - И.П. Герасимова - Д.Л. Арманда; комплексной (ландшафтной) географии - А.А. Борзова - Л.С Берга - Н.А. Солнцева - А.Г. Исаченко; ландшафтно-геохимическая школа Б.Б. Полынова - А.И. Перельмана - М.А. Глазовской - Н.С. Касимова; академическая ландшафтно-экологическая школа сибирских географов - В.Б. Сочавы - В.А. Снытко; Воронежская - по антропогенному ландшафтоведению - Ф.Н. Милькова - В.И. Федотова.

Наряду с развитием интегральных направлений в географии, фундаментальные результаты получены в частных географических науках. Признание получили геоморфологические школы МГУ И.С. Щукина, морской геоморфологии О.К. Леонтьева, ИГ РАН И.П. Герасимова - Ю.А. Мещерякова, Санкт-Петербургского университета Я.С. Эдельштейна. Огромную роль в развитии географии сыграла школа физической климатологии М.И. Будыко. Достигнуты успехи в классификации климатов (Б.П. Алисов), изучении влагооборота и циркуляции атмосферы, колебаний увлажненности (О.А. Дроздов, М.А. Петросянц, С.П. Хромов). Построены математические модели климата (М.И. Будыко, А.В. Кислов) Оформилось несколько направлений в изучении вод суши. Еще в предвоенные годы В.Г. Глушковым, М.А. Великановым, С.Д. Муравейским, и др. были разработаны теоретические основы географического направления в гидрологии. Гидрологической школой ИГ АН СССР (М.И. Львович) были рассчитаны составляющие водного баланса отдельных материков и Земного шара в целом. Проблемы глобальной гидрологии разрабатывались Г.П. Калининым. Фундаментальные результаты в области русловых процессов и стока наносов были получены Н.И. Маккавеевым, Р.С. Чаловым, Н.И. Алексеевским. Четко обозначилось направление, связанное с преобразованием стока речных систем, с антропогенными изменениями качества вод суши (М.И. Львович). Исследования озёр и водохранилищ проводились Л.Л. Россолимо, Б.Б. Богословским, С.Л. Вендровым, В.М. Широковым, К.К. Эдельштейном и др.. Гляциологическая школа была основана и развита С.В. Калесником, М.В. Троновым, Г.А. Авсюком, П.А. Шумским, В.М. Котляковым. Одним из основателей лавиноведения был Г.К. Тушинский и его ученики М.Ч. Залиханов, В.М. Котляков. В советский период существенное развитие получила криолитология (А.И. Попов, П.И. Мельников, В.П. Мельников, .Н. Конищев).

Создатель школы биогеографии В.Н. Сукачев и его последователи А.Г. Воронов, А.Н. Формозов, А.А. Тишков заложили основы учения о биогеоценозах, разработали типологию лесов. Географическое направление в почвоведении проявилось в исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И.П. Герасимов, Е.Н. Иванова, Н.Н. Розов, В.О. Таргульян и др.), их водному режиму (А.А. Роде, С.В. Зонн), по геохимии (М.А. Глазовская, В.О. Таргульян) и по эволюции почв (И.П. Герасимов, А.Н. Геннадиев, А.Л. Александровский).

Общественно-географическое направление включало: теоретико-методологическое (Н.Н. Баранский, С.Б. Лавров, И.М. Маергойз, А.А. Минц, В.В. Покшишевский, Ю.Г. Саушкин, П.Я. Бакланов, Ю.Н. Гладкий, Н.С. Мироненко); районное, в т. ч. экономико-географические исследования зарубежных стран (Ю.Д. Дмитриевский, Я.Г. Машбиц, Г.В. Сдасюк) и отраслевое. Важнейшие из них исследования по географии промышленности (А.Е. Пробст, П.Н. Степанов, А.Т. Хрущев), географии сельского хозяйства (А.Н. Ракитников, В.Г. Крючков), транспорта (И.В. Никольский), географии сферы обслуживания (С.А. Ковалев, А.И. Алексеев), географии населения и городов (С.А. Ковалев, Г.М. Лаппо, В.В. Покшишевский). Возрастающие масштабы потребления природных ресурсов обусловили развитие географического направления в ресурсопользовании. Теоретические и региональные исследования выполнены А.А. Минцем, И.В. Комаром (концепция ресурсных циклов), Э.П. Романовой.

На рубеже веков проявились новые тенденции развития географии: компьютеризация методов сбора и обработки данных с широким использованием математических методов, создание географических информационных систем, экологизация, гуманитаризация и гуманизация, социологизация, глобализация мышления. В СССР и России география стала одной из базовых наук об окружающей среде. Эколого-географические методы лежат в основе оценок воздействия на . Всё это ставит перед географией задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования, качества жизни людей, устойчивого развития общества, экономики.

Состояние географии за рубежом

Зарубежная география в 20 в прошла путь от классической задачи описания земной поверхности, природы, хозяйства и населения, до поиска географических закономерностей и законов. Большое объединяющее влияние на развитие географии оказали хорологическая концепция немецкого ученого А. Геттнера, видевшего задачу географии в выявлении “земных пространств по их различиям и пространственным взаимоотношениям”. Хорологическая концепция получила развитие в США в трудах Р. Хартшорна. На этой теоретической основе в первой половине 20 в. в Великобритании, США, Австралии широкое развитие получили работы по районированию территории. Значительный вклад в разработку теоретических проблем внесли в Германии З. Пассарге, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен; в США - К. Зауер, И. Боуман. Во Франции сформировались школы региональной и культурной географии (П. Видаль де ла Блаш, Э. Мартон, Ж. Боже-Гарнье). Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала 20 в., прямо выводил исторические и экономические процессы из природных условий (Э. Хантингтон).

В биогеографии идея изменения во времени стала руководящей после работ Ф. Клементса. Сформировались школы исторической географии в США (К. Зауер) и Великобритании (Х. Дэрби). К. Зауер заложил основы экологии человека и видел основу единства географической науки в изучении природы и человека. Политические события первой половины 20 в. стимулировали развитие геополитических теорий, которые исходили из представлений о государстве как организме с необходимым ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).

Во второй половине 20 в. основные усилия были направлены на создание аппарата пространственного анализа. Сложилась теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша, позволившая объяснить иерархию и пространственное расположение поселений. В геоморфолоии работы Р. Хортона и А. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии объяснила количественные соотношение видового разнообразия живой природы от площади острова и его удаленности от материка (Р. Макартур, Е. Уилсон). Внедрялся системный подход, саморегуляции, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, Р. Хаггет, Р. Беннет, Э. Нееф). В 70-80-е гг на первый план выдвигается изучение проблемы иерархии процессов во времени и пространственных объектов. В рамках общественной географии получила развитие поведенческая география (бихевиоризм) - Д. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж). С 90-х гг популярны исследования по восприятию и эстетике ландшафта, особенно во Франции (Ж. Бертран, А. Декам). В 60-70-е гг обозначилась экологизация географических исследований (Д. Стоддарт, Г. Хазе, И. Симмонс, Ф. Хэер). В 70-80-е гг формируется ландшафтная экология. Осознание глобальных и региональных экологических проблем потребовало разработки концепций природопользования и охраны природы. С 1982 г. существует Международная ассоциация ландшафтной экологии. Основное прикладное значение ландшафтной экологии заключается в планировании землепользования, более широко - в ландшафтном планировании, Институт географии СО РАН, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Институт степи УрО РАН, Институт водных проблем РАН, Институт водных и экологических проблем СО РА, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, географические факультеты и факультеты географии и геоэкологии Московского, Санкт-Петербургского, Воронежского, Тверского, Тюменского и др. университетов (всего более 30 университетов осуществляют подготовку географов); географические факультеты педагогических университетов - Московского, Санкт-Петербургского и др. Ведущие научные географические журналы - Известия РАН, серия географическая, Вестник Московского Университета, сер. 5. География, География и природные ресурсы, Водные ресурсы, Известия Русского географического общества, Геоморфология, Метеорология и гидрология и др.

Различные сферы научной, образовательной и практической географической деятельности координирует Русское географическое общество с его региональными центрами и отделами.

Географы мира объединены в Международный географический союз, созывающий каждые четыре года международные географические конгрессы. Международная деятельность картографов направляется Международной картографической ассоциацией. В России международную деятельность географов координирует Национальный комитет российских географов.

Рекомендуемая литература

Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975;

Баранский Н.Н . Экономич. география. Экономич. картография. 2 изд., М., 1960.

Берлянт А.М. Картография. М., 2001.

Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение.СПб., 1998.

Воронов А.Г. и др. Биогеография с основами экологии. Учебник для вузов. М., 2003.

Глазовская М.А., Геннадиев А.Н . География почв с основами почвоведения. М., 1995.

География Мирового океана. Т. 1-7. Гл. ред. К.К. Марков, А.П. Капица. Л., 1981-1987.

География, общество, окружающая среда. Гл. ред. Н.С. Касимов. Т. I-УП. М., 2004.

Герасимов И.П. Новые пути в геоморфологии и палеогеографии. М., 1976.

Герасимов И.П. Структура и динамика природы Земли. Избр. тр. М., 1993.

Геттнер А . География, ее история, сущность и методы. Пер. с нем. Л.-М., 1930.

Григорьев А.А. Закономерности строения и развития географич. среды. М., 1966.

Гумбольдт А. Космос. Пер. с нем. Т. 1. М., 1866.

Докучаев В.В . Соч. Т. 1-7.М.-Л., 1947-1953.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. М.,2005.

Исаченко А.Г. Развитие географич. идей. М., 1971.

Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико- географическое районирование. М., 1991.

Котляков В.М. Избранные сочинения в шести книгах. М., 2000-2004.

Максаковский В.П. Историч. География мира. Учебное пособие. М., 1997.

Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. Учебник для вузов. М., 2005.

Мироненко Н.С . Страноведение. Учебное пособие. М., 2001.

Перельман А.И., Касимов Н.С . Геохимия ландшафта. Учебное пособие.М., 1999.

Проблемы теоретич. геоморфологии. Ред. Г.С. Ананьев, Л.Г. Никифоров, Ю.Г. Симонов. М., 1999.

Русское географическое общество. 150 лет. М., 1995.

Саушкин Ю.Г. Экономич. георафия: история, теория, методы, практика. М., 1973.

Солнцев Н.А. Учение о ландшафте. Избр. тр. М., 2001.

Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосиб., 1978.

Творцы отечественной науки. Географы. Отв. Ред. В.А. Есаков. М., 1996.

Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. Учебник для вузов. М., 2005.

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии - «Ведах» или «Махабхарате».

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест - «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география - это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая - население и условия жизни людей, третья - особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география - это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

Историческая география - это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.