Джейн остин интересные факты. «Гордость и предубеждение


На пути к славе Джейн Остин пришлось преодолеть немало трудностей, в числе которых были природная скромность, не позволявшая ей подписывать свои творения, неистребимая провинциальность уроженки Хэмпшира и даже предубеждение читателей к авторам женского пола. Первая попытка писательницы опубликовать свое творение окончилась плачевно: в 1797 году лондонский издатель отказался даже ознакомиться с произведением мисс Остин, озаглавленным "Первые впечатления". Шесть лет спустя, другой издатель приобрел за десять фунтов рукопись "Сьюзан", нового произведения писательницы, что стало определенным прогрессом. Впрочем, прочитав роман, издатель все равно решительно отказался его публиковать. Столь воодушевляющее начало несколько охладило пыл начинающей литераторши.

Но материал у нее был благодатный - маленькие сельские радости окружающей жизни, мелкопоместные балы, сплетни знакомых кумушек и визиты в соседние деревеньки к друзьям и родственникам. Об этом Джейн Остин могла порассказать многое. А когда женщине есть что сказать, ее не остановит даже недальновидное упорство лучших лондонских издателей.

Первые впечатления

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в деревушке Стивентон, на северо-востоке графства Хэмпшир. Ее отец, Джордж Остин, был приходским священником и происходил из семьи врача. В восемнадцатом столетии эта профессия была не слишком почитаемой, во всяком случае, даже мелкопоместных бедных дворян от врачей отделяла весьма ощутимая социальная грань. Поэтому женитьба на Кассандре Ли, чьими пусть и далекими, но все же родственниками, были представители земельной аристократии, для бедного священника была шагом вверх по общественной лестнице. Джейн стала седьмым ребенком и второй дочерью в семье. Ее отец обладал вполне приличным доходом (около 600 фунтов в год), благодаря приходящим (а то и живущим в его доме) ученикам, но богатым его назвать никак было нельзя. Как и мистер Беннет в «Гордости и предубеждении», он не мог дать за своими дочерьми большого приданого. Это без сомнения сыграло свою роль в их судьбе.

Образование Джейн академическим назвать трудно, но его было вполне достаточно для женщины тех времен, когда и в кошмарном сне верноподданному ее величества не могла бы присниться дама на избирательном участке. Джейн посещала школу в Рединге, хотя явно была слишком мала, чтобы вынести что-нибудь существенное из этого образования. Но в школе училась ее сестра Кассандра - а мать Джейн всегда говорила: "Если бы Кассандре голову собирались отрубить, Джейн бы тоже этого захотела". Однако вскоре в школе разразилась эпидемия, и девочек забрали домой. С тех пор Джейн и Кассандру обучали в основном дома - и самому необходимому. А основными достоинствами образованной женщины в те времена считались умение музицировать и рисовать.

Впрочем, недостаток образования Джейн восполняла чтением. Она одинаково любила серьезную и развлекательную литературу и с удовольствием поглощала многочисленные романы, которые приобретал ее отец (к 1801 году в его библиотеке хранилось более 500 томов). Какими бы благопристойными ни были ее романы, не стоит забывать, что она была хороша знакома с творчеством Филдинга и Ричардсона, чьи стиль и сюжеты были гораздо более раскрепощенными, чем произведения авторов приближающейся викторианской эпохи. В числе любимых книг Джейн Остин были восхваляемые ею в "Нортенгерском аббатстве" романы "Сесилия" и "Камилла" Берней, а также "Белинда" Марии Эджворт. Кроме того, Джейн увлекалась произведениями Вальтера Скотта и Байрона. Впрочем, даже к романтическим произведениям маститых авторов Джейн относилась с изрядной долей иронии. Например, в одном из писем она писала, что прочитала "Корсара" Байрона "от нечего делать, штопая белье".

Первая проба пера Джейн состоялась в 1787 году. Писательским дебютом стали небольшие юмористические пародии на современную литературу. Эти этюды, весьма изящные и не лишенные остроумия, предназначались для чтения в узком семейном кругу и, в основном, имели посвящения, адресованные родственникам и друзьям семьи. Любовно сохраненные и собранные родными Джейн, эти отрывки впоследствии издавались в виде трех монументальных томов под названием "Юношеские сочинения".

Окрыленная первым успехом, Джейн пробует себя в жанре романа, но последовательные неудачи с издателями быстро подрывают ее уверенность в собственных силах. В 1801 году ее отец отходит от дел, оставляя свой приход на попечение сына, и вместе с семьей переезжает в Бат. Джейн, которой в ту пору исполняется 26 лет, на некоторое время оставляет литературное творчество и начинает серьезно задумываться о поисках жениха.

Разум и чувство

О внешности Джейн Остин сохранилось много разнородных, и зачастую противоречащих друг другу, сведений. Представления о ней как о некоей интеллектуалке не нашедшей себе ровни, или о романтической красавице, оставшейся старой девой в век, когда приданое значило больше чем внешность, равно близки к истине и далеки от нее. Прежде всего, Джейн не была красавицей. Возможно, некоторым своим современникам она и казалась привлекательной, но наш век вряд ли оценил бы по достоинству ее тип красоты. Джейн была не утонченным воздушным созданием, а пухленькой шатенкой с маловыразительными чертами лица и пышным бюстом. Некая миссис Митфорд описывала Джейн как "самую хорошенькую, глупую и ветреную девчонку из всех охотниц за мужьями", которых достопочтенной миссис довелось увидеть на своем веку.

Впрочем, считается, что Джейн была не в лучших отношениях с автором вышеприведенного высказывания, во всяком случае, это описание трудно соотнести с той Джейн, которую мы знаем по письмам. "Она совсем не хорошенькая, - писала о ней кузина Филадельфия. - Она очень чопорна для своих лет, капризна и неестественна". Еще более категоричной была одна из подруг Джейн, записавшая в своем дневнике: "Джейн превратилась в застывший, молчаливый перпендикуляр - образец "счастливого безбрачия", и до той поры, пока "Гордость и предубеждение" не открыли всем, какой драгоценный алмаз скрывается в этом жестком футляре, в обществе на нее обращали не больше внимания, чем на кочергу или на каминную решетку". Сохранились письма Фанни, любимой племянницы Джейн, где есть указания на то, что писательница не отличалась особенным вкусом в одежде и обладала если не дурными, то крайне провинциальными манерами.

Кроме того, Джейн не была ни интеллектуалкой в современном смысле слова, ни синим чулком. Она обожала развлечения: в своих ранних произведениях она много говорит о балах и вечеринках, которые она посещала в Хэмпшире, а также о путешествиях в Лондон, Бат и Саутгэмптон, где она могла приобщиться к культурной жизни. Конечно, ее начитанность впечатляла, и, как многие образованные девушки своего времени, мисс Остин знала французский и итальянский, но непоседливый нрав и бойкий характер не позволяли ей слишком углубляться в нудные и серьезные произведения. Впрочем, и ее собственная проза легкостью и увлекательностью повествования во многом обязана природной веселости характера писательницы. В одном из своих писем она заметила: "Я не способна написать ни исторический роман, ни эпическую поэму. Всерьез приняться за такое сочинение заставило бы меня разве что спасение моей жизни! И если бы мне нельзя было ни разу посмеяться над собой и над другими, уверена, что уже к концу первой главы я повесилась бы от отчаяния". Писательница была более чем самокритична: "Думаю, что не преувеличу и не погрешу против истины, если скажу, что являюсь самой необразованной и самой непросвещенной женщиной, когда-либо бравшейся за перо".

Не сохранилось сколько-нибудь подробных сведений о сердечных склонностях Джейн. Так, известно, что в середине 90-х годов она принимала ухаживания Томаса Лефроя, ирландского родственника своей близкой подруги Анны Лефрой. Впрочем, эти отношения были заведомо обречены на неудачу: мистер Лефрой был небогат и не мог себе позволить жениться на девушке без приданого. Много лет спустя, когда Лефрой стал главным судьей Ирландии, он признался своему племяннику, что некогда испытывал "детскую любовь" к Джейн Остин. Миссис Лефрой (которую расстроил разрыв между Томасом и Джейн) год спустя попыталась сосватать Джейн преподобного Самюэля Блэколла, но он разборчивую невесту не заинтересовал.

Самое романтическое приключение Джейн состоялось на девонширском побережье, куда летом выезжало семейство Остинов. Именно там Джейн и познакомилась с неким молодым человеком, который, по словам Кассандры, испытывал к ее сестре самые нежные чувства. Впоследствии Кассандра очень высоко отзывалась об этом поклоннике, и даже утверждала, что ему отвечали взаимностью. "Они расстались, но он обещал обязательно найти ее вновь...". Однако больше они никогда не встретились - спустя некоторое время Джейн узнала о его внезапной гибели. Возможно, эта история сильно повлияла на Джейн, однако сама она никому об этом не говорила. Лишь годы спустя после смерти Джейн, ее сестра Кассандра поведала племянницам об этой трагической любви.

Известен и другой случай. В 1802 году Джейн и Кассандра гостили в доме семейства Биггов неподалеку от Стивентона. Харрис Бигг-Уитер сделал предложение Джейн (не смущаясь тем, что был на шесть лет младше ее), и Джейн дала согласие. Тем не менее, к следующему утру она передумала, и они вместе с сестрой объявились в Стивентоне, где потребовали у брата, чтобы он немедленно отправил их домой в Бат. Возможно, это было не совсем вежливо по отношению к Биггам, но Джейн сохранила самоуважение. Харрис Бигг был богат, что не мешало ему при этом быть "огромным и неуклюжим".

Так или иначе, Джейн так и не вышла замуж и весь свой запас нерастраченной материнской любви перенесла на своих многочисленных племянниц и немногочисленные литературные творения. Например, "Гордость и предубеждение" она называла не иначе как "своим любимым ребенком".

В январе 1805 года умер отец Джейн. Свершилось именно то, чего так боялось семейство Беннетов в "Гордости и предубеждении", и что было известно самой Джейн не понаслышке. После смерти главы семейства, доходы существенно сократились, поэтому Джейн, ее мать и сестра в течение многих лет были вынуждены жить в основном на небольшие средства, которые предоставляли им братья Джейн.

В 1809 году Остины перехали в Чоутон, где брат Эдвард предоставил им небольшой дом, который располагался в Хэмпшире, неподалеку от Стивентона. Возможно это родные места так подействовали на Джейн, что вдохновение вновь вернулось к ней. Так или иначе, именно после переезда в Чоутон молодая женщина вновь принимается за свои литературные упражнения.

Прежде всего, она переписывает свой самый первый роман "Элинор и Марианна", который в новой редакции был озаглавлен "Разум и чувство". Главные героини романа - две сестры, довольно сильно напоминающие Джейн и Кассандру Остин. Уже в самом названии этого произведения заключается мысль, во многом определившая творчество писательницы в течение последующих лет. Действительно, впоследствии Джейн Остин снова и снова возвращалась к анализу двух типов мировосприятия, воплощенных в ее первых романах в образах двух сестер: чувствительность, восторженность и следование первым побуждениям против осмотрительности, благоразумия и осторожности. Женщина, следующая чувствам подвергает себя неисчислимым опасностям. Женщина, следующая только доводам рассудка, несчастна.

В 1811 году роман был опубликован за счет самой писательницы. Он был издан анонимно (в авторстве значилась "Некая дама"), и о том, что он принадлежал перу Джейн были осведомлены лишь самые близкие родственники. На роман были написаны как минимум две положительные рецензии, и первое издание принесло автору прибыль в размере 140 фунтов.

Воодушевленная этим успехом, Джейн Остин переписала и "Первые впечатления", которые в новой редакции были озаглавлены "Гордость и предубеждение". Книга увидела свет в конце января 1813 года. Права на "Гордость и предубеждение" Джейн продала всего за 110 фунтов, предположительно для того, чтобы получить деньги авансом, не дожидаясь доходов от продаж. Поэтому, когда книга была переиздана в 1813 году, Джейн больше ничего не получила.

Роман "Гордость и предубеждение" выдержал три прижизненных переиздания и до сих пор входит в пятерку самых читаемых произведений английской литературы. Он удостоился благожелательного внимания критиков и некоторое время был необычайно модным в свете. Известна реплика писателя Р. Шеридана: "нет ничего остроумнее этой книги". Роман начинается строчкой, которую даже английские критики зачастую именуют самой известной в английской литературе: "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену". Роман действительно посвящен охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована с точки зрения всех возможных исходов - комического, обыденного, эмоционального, практического, бесперспективного, романтического и даже (в случае мистера Беннета) трагического. Мастерски выстроенные диалоги, тонкий юмор и беспощадная сатира, романтика и психологическая достоверность сделали роман хэмпширской провинциалки классикой сразу после его появления на прилавках.

В том же октябре 1813 года был переиздан роман "Разум и чувство", а спустя полгода свет увидел "Мэнсфилд-парк". Благодаря разветвленному сюжету и большому количеству действующих лиц роман стал одной из самых сложных книг писательницы. В нем впервые проявились черты, заметные в поздних произведениях Остин - меланхоличность, склонность к пространным размышлениям и завуалированное осуждение непосредственности чувств.

Тираж "Мэнсфилд-парка" был полностью распродан в течение шести месяцев, а Джейн Остин уже работала над "Эммой". Новый роман был издан в декабре 1815 года, но, несмотря на доброжелательность критиков, роману не было суждено повторить успех первых романов Джейн Остин. Из 2000 тысяч копий тиража через полтора года нераспроданными оставались еще больше четверти. В то же время, сегодня этот роман признается вершиной творчества писательницы, ярчайшим образцом ее комического дара. Среди тех, кто смог по достоинству оценить роман еще при жизни Джейн Остин - был Вальтер Скотт. Рецензируя роман, писатель обратил внимание на основополагающее отличие стиля Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Однако незначительных доходов, полученных при издании "Эммы" едва хватило на то, чтобы покрыть убытки от повторного издания "Мэнсфилд-парка". Для семьи Остинов наступили тяжелые времена.

Первая леди английской литературы

Уже с начала 1816 года Джейн чувствовала себя все хуже и хуже. До сих пор точно не известно, от какой болезни она страдала, но большинство историков сходятся на том, что эта была аддисонова болезнь - редкий недуг, сопровождающийся исхуданием, страшной физической слабостью и мучительными болями. Джейн удалось закончить "Доводы рассудка" в августе 1816 года, но роман так и не увидел свет при ее жизни, а неприятности, преследовавшие ее близких, лишали ее душевного равновесия. Ее брат Генри, который выступал ее литературным агентом, обанкротился, а брат Эдвард потерял 20.000 фунтов.

В начале 1817 года Джейн Остин начала работу над новым романом под названием "Сэндитон", но обострившаяся болезнь не позволила ей продолжить, хотя роман обещал превзойти в остроумии, пластичности языка и смелости все, ранее написанное Остин. 27 апреля Джейн составила завещание, по которому практически все ее имущество отходило сестре Кассандре. 24 мая Джейн была вынуждена отправиться в Винчестер на лечение. Там она и умерла 18 июля в возрасте 41 года. Она была похоронена в винчестерском соборе 24 июля 1817 года.

Джейн Остин по праву называют первой леди английской литературы. Ее произведения не стареют и вот уже двести лет пользуются признанием всех, кто способен оценить их безыскусную искренность, безмятежную простоту, тонкие психологические зарисовки и ироничный, мягкий, истинно английский юмор. Ее героини - живые, нежные и самостоятельные, легкомысленные и умные, гордые и беззащитные, такие, какими все мы себя ощущаем и такие, какими всем нам хотелось бы быть. Пусть интеллектуалы относятся к ее творчеству с пренебрежением. Будь творения Джейн Остин всего лишь женскими романами, они не выдержали бы двести лет славы. В чем же секрет? Как удалось этой подслеповатой, скромной, безнадежно безвкусной и дурно воспитанной провинциалке превратиться в Мисс английский роман и создать книги, ставшие образцом остроумия, изяществом и стиля? На этот вопрос ответила сама Джейн в одном из самых ранних своих произведений, романе, озаглавленном "Нортенбергское аббатство". Именно там писательница раз и навсегда определила жесточайшие требования, которым она стремилась подчинить все свои произведения. Цель, которой она достигла, добавлю я от себя: "Это всего лишь роман" - другими словами, всего лишь незначительное произведение, в котором сложнейшие мысли, доскональное знание человеческой природы, удачнейшие наброски ее произведений и остроумнейшие замечания открываются миру посредством лучшего языка.

На пути к славе Джейн Остин пришлось преодолеть немало трудностей, в числе которых были природная скромность, не позволявшая ей подписывать свои творения, неистребимая провинциальность уроженки Хэмпшира и даже предубеждение читателей к авторам женского пола. Первая попытка писательницы опубликовать свое творение окончилась плачевно: в 1797 году лондонский издатель отказался даже ознакомиться с произведением мисс Остин, озаглавленным "Первые впечатления". Шесть лет спустя, другой издатель приобрел за десять фунтов рукопись "Сьюзан", нового произведения писательницы, что стало определенным прогрессом. Впрочем, прочитав роман, издатель все равно решительно отказался его публиковать. Столь воодушевляющее начало несколько охладило пыл начинающей литераторши.

Но материал у нее был благодатный - маленькие сельские радости окружающей жизни, мелкопоместные балы, сплетни знакомых кумушек и визиты в соседние деревеньки к друзьям и родственникам. Об этом Джейн Остин могла порассказать многое. А когда женщине есть что сказать, ее не остановит даже недальновидное упорство лучших лондонских издателей.

Первые впечатления

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в деревушке Стивентон, на северо-востоке графства Хэмпшир. Ее отец, Джордж Остин, был приходским священником и происходил из семьи врача. В восемнадцатом столетии эта профессия была не слишком почитаемой, во всяком случае, даже мелкопоместных бедных дворян от врачей отделяла весьма ощутимая социальная грань. Поэтому женитьба на Кассандре Ли, чьими пусть и далекими, но все же родственниками, были представители земельной аристократии, для бедного священника была шагом вверх по общественной лестнице. Джейн стала седьмым ребенком и второй дочерью в семье. Ее отец обладал вполне приличным доходом (около 600 фунтов в год), благодаря приходящим (а то и живущим в его доме) ученикам, но богатым его назвать никак было нельзя. Как и мистер Беннет в «Гордости и предубеждении», он не мог дать за своими дочерьми большого приданого. Это без сомнения сыграло свою роль в их судьбе.

Образование Джейн академическим назвать трудно, но его было вполне достаточно для женщины тех времен, когда и в кошмарном сне верноподданному ее величества не могла бы присниться дама на избирательном участке. Джейн посещала школу в Рединге, хотя явно была слишком мала, чтобы вынести что-нибудь существенное из этого образования. Но в школе училась ее сестра Кассандра - а мать Джейн всегда говорила: "Если бы Кассандре голову собирались отрубить, Джейн бы тоже этого захотела". Однако вскоре в школе разразилась эпидемия, и девочек забрали домой. С тех пор Джейн и Кассандру обучали в основном дома - и самому необходимому. А основными достоинствами образованной женщины в те времена считались умение музицировать и рисовать.

Впрочем, недостаток образования Джейн восполняла чтением. Она одинаково любила серьезную и развлекательную литературу и с удовольствием поглощала многочисленные романы, которые приобретал ее отец (к 1801 году в его библиотеке хранилось более 500 томов). Какими бы благопристойными ни были ее романы, не стоит забывать, что она была хороша знакома с творчеством Филдинга и Ричардсона, чьи стиль и сюжеты были гораздо более раскрепощенными, чем произведения авторов приближающейся викторианской эпохи. В числе любимых книг Джейн Остин были восхваляемые ею в "Нортенгерском аббатстве" романы "Сесилия" и "Камилла" Берней, а также "Белинда" Марии Эджворт. Кроме того, Джейн увлекалась произведениями Вальтера Скотта и Байрона. Впрочем, даже к романтическим произведениям маститых авторов Джейн относилась с изрядной долей иронии. Например, в одном из писем она писала, что прочитала "Корсара" Байрона "от нечего делать, штопая белье".

Первая проба пера Джейн состоялась в 1787 году. Писательским дебютом стали небольшие юмористические пародии на современную литературу. Эти этюды, весьма изящные и не лишенные остроумия, предназначались для чтения в узком семейном кругу и, в основном, имели посвящения, адресованные родственникам и друзьям семьи. Любовно сохраненные и собранные родными Джейн, эти отрывки впоследствии издавались в виде трех монументальных томов под названием "Юношеские сочинения".

Окрыленная первым успехом, Джейн пробует себя в жанре романа, но последовательные неудачи с издателями быстро подрывают ее уверенность в собственных силах. В 1801 году ее отец отходит от дел, оставляя свой приход на попечение сына, и вместе с семьей переезжает в Бат. Джейн, которой в ту пору исполняется 26 лет, на некоторое время оставляет литературное творчество и начинает серьезно задумываться о поисках жениха.

Разум и чувство

О внешности Джейн Остин сохранилось много разнородных, и зачастую противоречащих друг другу, сведений. Представления о ней как о некоей интеллектуалке не нашедшей себе ровни, или о романтической красавице, оставшейся старой девой в век, когда приданое значило больше чем внешность, равно близки к истине и далеки от нее. Прежде всего, Джейн не была красавицей. Возможно, некоторым своим современникам она и казалась привлекательной, но наш век вряд ли оценил бы по достоинству ее тип красоты. Джейн была не утонченным воздушным созданием, а пухленькой шатенкой с маловыразительными чертами лица и пышным бюстом. Некая миссис Митфорд описывала Джейн как "самую хорошенькую, глупую и ветреную девчонку из всех охотниц за мужьями", которых достопочтенной миссис довелось увидеть на своем веку.

Впрочем, считается, что Джейн была не в лучших отношениях с автором вышеприведенного высказывания, во всяком случае, это описание трудно соотнести с той Джейн, которую мы знаем по письмам. "Она совсем не хорошенькая, - писала о ней кузина Филадельфия. - Она очень чопорна для своих лет, капризна и неестественна". Еще более категоричной была одна из подруг Джейн, записавшая в своем дневнике: "Джейн превратилась в застывший, молчаливый перпендикуляр - образец "счастливого безбрачия", и до той поры, пока "Гордость и предубеждение" не открыли всем, какой драгоценный алмаз скрывается в этом жестком футляре, в обществе на нее обращали не больше внимания, чем на кочергу или на каминную решетку". Сохранились письма Фанни, любимой племянницы Джейн, где есть указания на то, что писательница не отличалась особенным вкусом в одежде и обладала если не дурными, то крайне провинциальными манерами.

Кроме того, Джейн не была ни интеллектуалкой в современном смысле слова, ни синим чулком. Она обожала развлечения: в своих ранних произведениях она много говорит о балах и вечеринках, которые она посещала в Хэмпшире, а также о путешествиях в Лондон, Бат и Саутгэмптон, где она могла приобщиться к культурной жизни. Конечно, ее начитанность впечатляла, и, как многие образованные девушки своего времени, мисс Остин знала французский и итальянский, но непоседливый нрав и бойкий характер не позволяли ей слишком углубляться в нудные и серьезные произведения. Впрочем, и ее собственная проза легкостью и увлекательностью повествования во многом обязана природной веселости характера писательницы. В одном из своих писем она заметила: "Я не способна написать ни исторический роман, ни эпическую поэму. Всерьез приняться за такое сочинение заставило бы меня разве что спасение моей жизни! И если бы мне нельзя было ни разу посмеяться над собой и над другими, уверена, что уже к концу первой главы я повесилась бы от отчаяния". Писательница была более чем самокритична: "Думаю, что не преувеличу и не погрешу против истины, если скажу, что являюсь самой необразованной и самой непросвещенной женщиной, когда-либо бравшейся за перо".

Не сохранилось сколько-нибудь подробных сведений о сердечных склонностях Джейн. Так, известно, что в середине 90-х годов она принимала ухаживания Томаса Лефроя, ирландского родственника своей близкой подруги Анны Лефрой. Впрочем, эти отношения были заведомо обречены на неудачу: мистер Лефрой был небогат и не мог себе позволить жениться на девушке без приданого. Много лет спустя, когда Лефрой стал главным судьей Ирландии, он признался своему племяннику, что некогда испытывал "детскую любовь" к Джейн Остин. Миссис Лефрой (которую расстроил разрыв между Томасом и Джейн) год спустя попыталась сосватать Джейн преподобного Самюэля Блэколла, но он разборчивую невесту не заинтересовал.

Самое романтическое приключение Джейн состоялось на девонширском побережье, куда летом выезжало семейство Остинов. Именно там Джейн и познакомилась с неким молодым человеком, который, по словам Кассандры, испытывал к ее сестре самые нежные чувства. Впоследствии Кассандра очень высоко отзывалась об этом поклоннике, и даже утверждала, что ему отвечали взаимностью. "Они расстались, но он обещал обязательно найти ее вновь...". Однако больше они никогда не встретились - спустя некоторое время Джейн узнала о его внезапной гибели. Возможно, эта история сильно повлияла на Джейн, однако сама она никому об этом не говорила. Лишь годы спустя после смерти Джейн, ее сестра Кассандра поведала племянницам об этой трагической любви.

Известен и другой случай. В 1802 году Джейн и Кассандра гостили в доме семейства Биггов неподалеку от Стивентона. Харрис Бигг-Уитер сделал предложение Джейн (не смущаясь тем, что был на шесть лет младше ее), и Джейн дала согласие. Тем не менее, к следующему утру она передумала, и они вместе с сестрой объявились в Стивентоне, где потребовали у брата, чтобы он немедленно отправил их домой в Бат. Возможно, это было не совсем вежливо по отношению к Биггам, но Джейн сохранила самоуважение. Харрис Бигг был богат, что не мешало ему при этом быть "огромным и неуклюжим".

Так или иначе, Джейн так и не вышла замуж и весь свой запас нерастраченной материнской любви перенесла на своих многочисленных племянниц и немногочисленные литературные творения. Например, "Гордость и предубеждение" она называла не иначе как "своим любимым ребенком".


Оказывается, Джейн Остин считали скучной и незначительной ее современники, ведь она была далека от популярного тогда романтизма с демоническими героями и бурными страстями. Только начиная с 30-х гг XX столетья Остин стала у себя на родине самым читаемым автором 19 века.
"Диккенс владел даром жить жизнью своих героев и умением передавать это чувство читателям. Погрешности вкуса, предрасположенность к мелодраме, сентиментальности и карикатуре часто ослабляют его. Дар этот у Остин был, возможно, более скромным и сдержанным, зато вкус ее был безупречным и никогда не изменял ей" - писал Р.Олдингтон.

В английском языке даже существует слово "джейнист" - почитатель творчества Остин. К сожалению, о самой писательнице известно досадно мало. Ее сестра, Кассандра, то ли выполняя волю Джейн, то ли стремясь скрыть какую-то семейную тайну, уничтожила большую часть переписки. Тем самым она создала благоприятную почву для многочисленных догадок и домыслов. Почему Джейн так и не вышла замуж, хотя ей и делали предложения? Правда ли, что она хранила верность брату поэта Уильяма Вордсворта, моряку, погибшего во время кораблекрушения?

Старший брат Джейн, Джеймс, тоже имел склонность к литературе, но пошел по стопам отца: стал приходским священником. О втором брате, Джордже, предпочитали не говорить: он был психически неполноценным, не умел говорить, ради него Джейн выучила жестовый язык. Но особенная дружба связывала Джейн с Кассандрой. "Если бы Кассандре отрубили голову, Джейн настояла бы, чтоб с нею поступили также",- говорила их мать. С сестрой она делилась всеми замыслами, она, конечно, знала, кому Джейн хранила верность, на ее руках писательница умерла. Кассандра тоже не вышла замуж: ее жених, священник Томас Фаул, уер от желтой лихорадки в Вест-Индии, куда отправился в надежде заработать деньги на свадьбу. Кассандре было только 24 года.


Жизнь не слишком баловала Джейн Остин. Оплакивала ли она погибшего жениха или просто не встретила достойного своей любви человека, но в 30 она надела чепчик, объявив миру, что отныне она старая дева. А ведь такой удел даже в такой дружной семье, как Остины, был совсем не сладким. Приходилось под всех подлаживаться, после смерти отца обстоятельства их жизни стали еще более стесненными. Джейн обшивала всю семью, помогала по хозяйству. Многое она, наверное ненавидела - монотонную домашнюю работу, необходимость видеться с тупыми соседями... Сколько горечи в рассказе о скрипящей двери в гостиной, которую не разрешала смазывать Джейн Остин: таким образом она узнавала о появлении нежданных гостей, и она успевала убрать под скатерть исписанные листки почтовой бумаги. Свои шедевры она создавала за столом, где семья собиралась за совместными трапезами.
Остин было по душе объективное изображение действительности, не рассказ о жизни, а показ ее. Основой поэтики, средством выражения точки зрения автора впервые в английской литературе стал разработанный Остин диалог.

Остин выдвигает определение человеческой природы как "сочетания... хорошего и дурного". Характер предстает у нее в развитии, в единстве частного и общего или, как говорила писательница, "таким ни на кого не похожим и таким похожим на других". Каждодневное, негероическое скрывает для Остин одну из самых интересных тайн жизни -- тайну человеческого характера.
Впервые в английском романе было дано столь глубокое изображение "пылающего сердца". Вирджиния Вульф назвала Остин "мастером, способным увидеть даже те чувства, что не лежат на поверхности".
Остин действительно стоит на перепутье литературных эпох, соединяя XVIII век с XIX, не только развивая традицию, но и показывая ее исчерпанность.

Каждый человек у Остин самоценен. В этом отношении она соединила XIX век с последующими.
Каждый роман Остин можно назвать историей нравственного прозрения. она не подводит своих героев к признанию возвышенных, но утопических идеалов. Ее герои ценой испытаний и нравственных потерь учатся не принимать видимость за сущность, литературу за жизнь.
Очень внимательно изучает писательница и другой порок - равнодушие. Мистер Беннет и мистер Палмер женились на недалеких женшинах и отгородились от их глупости, а заодно и ото всего мира стенами библиотеки или газетой. Они презирают всех вокруг, может быть, и самих себя, иронизируют, видя в этом едва ли не главную свою задачу в жизни. И мистер Палмер, и мистер Беннет, сыплющие направо и налево дерзостями, парадоксами и язвительными шуточками - люди, существование которых еще более бессмысленно, чем их жен, которые глупы, но не циничны.
В общей сложности Остен успела написать 6 романов – не так и много для 20 с лишним лет писательской карьеры. Ещё 4 книги остались незаконченными. За ростом своей популярности Джейн наблюдала со стороны – её книги публиковались под именем анонимной «леди».
Они принесли деньги, жизненно необходимые семье, – после смерти отца Остины оказались в затруднительном положении, почти бедствовали. С годами здоровье Джейн ослабло, огорчения и тяготы истощили жизненные силы писательницы. Она умерла в 41 год от болезни Аддисона, не догадываясь об ожидающей её посмертной славе. Страшно жаль, что последний роман «Сандитон» остался недописанным – по отзывам литературоведов, он мог бы стать вершиной творчества Остин.
(по книге Екатерины Юрьевны Гениевой "Великие спутники")

Джейн Остин – знаменитая писательница классической литературы, знакомая читателям по произведениям в жанре реализма. Ее романы и по сей день популярны среди молодежи и взрослого поколения, а именитые режиссеры переносят произведения Джейн на экраны телевизоров.

16 декабря 1775 года в небольшом городке Стивенсон, что в графстве Хэмпшир, находящемся на юге Великобритании, в семействе Остинов родилась дочь Джейн. Так как зима была суровой, девочку крестили в церкви только 5 апреля. Можно сказать, что родители будущей писательницы предопределили ее судьбу, ведь имя Джейн означает «Бог милостив», «божья благодать».

Семья Остинов жила скромно, глава семейства был приходским священником, а его жена вела домашнее хозяйство. Супруги познакомились в Сент-Джонс колледже. Кассандра происходила из знатного дворянского рода, ее отец был ректором в Колледже Всех Душ. Приданое миссис Ли было достаточно скромным, потому что все наследство от бабушки получил старший брат Джеймс. Джордж тоже был выходцем из богатого рода торговцев, но его семья обеднела.

В эпоху Просвещения медицина не была развита, и в то время была высокая младенческая смертность: прогрессировали такие заболевания, как эпидемический паротит, холера, туберкулез и многие другие. Но все дети Джорджа Остина и его возлюбленной чудом остались в живых.


Таким образом, писательница росла в многодетной семье, в которой, помимо нее, воспитывались шесть мальчиков и одна девочка. Джейн была предпоследним ребенком и родилась на десятом месяце беременности. Изначально новорожденные пребывали дома под присмотром матери. Затем женщина отдавала их на попечение соседки Элизабет Литтлвуд, которая растила ребятишек до 12-18 месяцев.

Старший Джеймс с детства реализовывал свой творческий потенциал и занимался литературой: он писал беллетристические рассказы. Но судьба уготовила молодому человеку иной путь: став старше, Джеймс начал служить пастором в местной церкви. О другом брате – Джордже – история умалчивает, т.к. Остины предпочитали о нем не говорить. Известно, что мальчик был отсталым и так и не научился разговаривать. Но писательница любила Джорджа, поэтому ради него выучила азбуку глухонемых.


Эдварда усыновили родственники Остинов, мальчик воспитывался в богатой семье Найтов, а Генри – амбициозный человек – работал банкиром, а затем принял сан. Фрэнсис и Чарльз связали жизни с морем, а сестра Кассандра, рисовавшая картины акварелью, так и не обрела счастье в личной жизни. Джейн и Кассандра числились во многих образовательных учреждениях, но с директрисами девочкам не везло. Помимо прочего, в одной из поездок в Саутгемптон Джейн заразилась смертельным тифом, да и денег на учебу в семье Остинов отродясь не было.

Джордж быстро понял, что таким образом его дочки не получат достойного образования, поэтому лично выступил в роли преподавателя, взяв все обязанности на себя. Таким образом, из лекций эрудированного и начитанного отца будущая писательница и ее сестра почерпнули больше, чем на школьной скамье. Мужчина делал акцент на литературе, поэтому девочки с раннего возраста полюбили творчество , Юма, Ричардсона и других писателей. После прочтения они пересказывали друг другу произведения по памяти, обсуждали романы, дискутировали и высказывали мнения.

Литература

В 1816 году Джейн становится автором бытового романа «Доводы рассудка» (опубликован посмертно), сюжет которого вращается вокруг жизни самодовольного и тщеславного сэра Уолтера, оказавшегося на грани банкротства из-за собственной глупости. Из всего обилия персонажей в этом произведении можно выделить 27-летнюю дочь Уолтера Энн Эллиот, потому что эта одинокая девушка – нетипичный книжный герой для Джейн Остин.


Несмотря на свою молодость, Энн предстает перед читателями в образе мудрой и утонченной женщины, которую в обществе называют старой девой. Энн влюбилась в молодого человека, однако, руководствуясь доводами разума, отвергла его ради дальнейшего благополучия.

Если говорить о писательском стиле Джейн Остин, то, безусловно, она утонченный психолог, разбирающийся как в душах людей, так и в бытовых проблемах, о чем можно судить по ее произведениям. Причем Джейн привыкла приправлять свои рукописи долей иронии и сарказма. Хотя просвещенческая и викторианская эпохи минули сотни лет назад, такие человеческие пороки, как лицемерие, алчность, гордыня, похоть, лень и т.д. не канули в лету.


Все это было даже во времена роскошных балов и литературных салонов. Например, можно вспомнить, как ненависть миссис Беннет к Дарси в мгновение ока преобразуется в восторженные чувства после известия о том, что молодой человек собирается сделать предложение руки и сердца ее дочери («Гордость и предубеждение»). Таким образом, Джейн разбивала в пух и прах стереотипы, которые складывались у читателей сентиментальных романов.

Личная жизнь

Личная жизнь английской романистки наполнена тайнами и загадками. Например, биографы и по сей день не знают истинную внешность Леди. Одни источники утверждают, что она была прелестной барышней, другие описывают ее как пухлую простушку, которую братья дразнили в детстве, дергая за щеки. О характере девушки тоже ходят расхожие мнения: то она предстает чопорной и строптивой девицей, то, наоборот, чуткой и обаятельной дамой с мягким голосом и добрым характером. О внешности Джейн можно судить по портрету, который выполнила Кассандра в 1810 году.


Романистка подарила миру изящные истории любви, однако сама так и не обрела счастье. Ее жизнь перевернулась в 1796 году. Томас Ланглуа Лефрой, образованный молодой человек, выходец из гугенотов, приехал погостить к своим родственникам, которые по иронии судьбы жили неподалеку от Остинов. Томас пленил сердце писательницы, мимолетная страсть вылилась в непродолжительный роман, который как быстро начался, так быстро и угас. По семейному сказанию, отношения молодых людей зашли в тупик из-за недовольства тетушки Лефроя. Позже современники говорили, что эти события нашли отголоски в «Доводах рассудка», однако Томас говаривал, что любил Джейн «детской любовью» – отношения для него ничего не значили.


А вот Остин не руководствовалась доводами разума, а превратилась в сентиментальную девушку, которая днями и ночами вспоминала свою безответную любовь, ведь, как говаривал устами Евгения Онегина, «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Пока романистка страдала, Томас без труда наладил свою личную жизнь: он стал верховным судьей Ирландии и женился на богатой особе Мэри, которая подарила супругу восьмерых ребятишек.


А вот у молодого человека Харриса Бигга было все донельзя наоборот: парень любил Джейн. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием, но побыла невестой только один день: Остин не помогло лекарство времени, она не забыла Томаса, поэтому леди променяла будущее на иллюзорное прошлое. Девушка так и не сумела почувствовать себя любящей женой и познать прелесть материнства, ведь детей у романистки не было. В свободное от литературы время Джейн занималась шитьем и помогала матери по дому.

Смерть

Джейн Остин страдала болезнью Аддисона (недостаточность коры надпочечников). Судя по клиническому описанию, этот недуг может протекать несколько лет без симптомов и оставаться незамеченным, однако прогрессирует из-за стрессовых ситуаций или иных заболеваний. У пациента нарушается аппетит, появляются тошнота, потеря веса, тетания и т.д.


Писательница ушла из жизни летом 1817 года на 42-м году жизни. Она прибыла в Уинчестер на лечение, но девушке так и не удалось справиться с болезнью. Джейн не успела завершить произведения «Сэндитон», «Уотсоны» и «Леди Сьюзан». Роман «Нортенгерское аббатство» был опубликован посмертно.

Фильмы

Неудивительно, что наполненные смыслом произведения Остин не раз экранизировались.

Поучаствовали в мелодраме «Гордость и предубеждение». Эмма Томпсон вновь выступила в роли сценариста и предпочла изменить диалоги из рукописного оригинала.
Энн Хэтэуэй в фильме "Джей Остин", 2006 год

  • В 2006 году выходит биографический фильм Джулиан Джаррольд «Джейн Остин», повествующий об отношениях писательницы и Лефроя. Амплуа романистки сыграла , а в ее возлюбленного перевоплотился .
  • В 2008-ом режиссер Дэн Зефф представил на суд зрителей мини-сериал «Ожившая книга Джейн Остин» с Джемаймой Рупер и Эллиотом Кауэном в главных ролях.
  • В этом же году вышел фильм Джереми Лавринга «Любовные неудачи Джейн Остин».

Библиография

  • «Любовь и дружба» (1790);
  • «История Англии» (1791);
  • «Три сестры» (1792);
  • «Чувство и чувствительность» или «Разум и чувства» (1811);
  • «Гордость и предубеждение» (1813);
  • «Мэнсфилд-парк» (1814);
  • «Эмма» (1815);
  • «Доводы рассудка» (1817);
  • «Нортенгерское аббатство» (1818).
  • «Прекрасная Кассандра»;
  • «Леди Сьюзан»;
  • «Уотсоны»;
  • «Сэндитон»;
  • «Замок Лесли»

Джейн Остин: "It is a truth universally acknowledged that a single man in possession of a good fortune, must be in want of a wife" («Всем хорошо известно, что холостой мужчина, обладающий приличным состоянием, конечно же, нуждается в жене»). Так звучит одно из самых известных в английской литературе предложений. Уж сколько его цитировали, переиначивали, используя как добрый или ироничный аргумент в разговорах о жизни! Этим сакраментальным, таким по-житейски понятным высказыванием начинается роман «Гордость и предубеждение» прелестной, остроумной, талантливой английской писательницы начала XIX века Джейн Остин. Не получившая настоящего признания при жизни, в свое время стеснявшаяся подписывать романы своим именем - настолько это было неуместно для женщины ее эпохи ("By a Lady" - «Написано дамой» - все, что она позволила себе, чтобы обозначить авторство своего первого романа), в 2003 году Джейн Остин с книгой «Гордость и предубеждение» заняла второе место в списке 200 самых любимых книг Великобритании (по версии BBC), сразу после «Властелина колец» Джона Толкиена!

Джейн Остин написала этот роман, когда ей был 21 год. Писала она на маленьких листочках бумаги, предназначенных для писем, сидя за крошечным столиком у окна, и прятала их, когда кто-то входил в комнату. Кто же мог всерьез отнестись к литературным упражнениям молоденькой, не очень образованной провинциалки? И все же отец, горячо любивший свою дочь и много сделавший для формирования ее жизненных представлений, решился предложить рукопись Джейн издателю и уже был готов напечатать ее за свой счет, но тот, узнав о возрасте автора романа, даже не стал его читать! Ох уж эти молоденькие барышни, которым нечем заняться в ожидании будущего мужа! Так, роман, поначалу названный «Первые впечатления», пролежал без дела 15 лет, дожидаясь своего часа, когда, ставшая известной после публикации «Разума и чувств», Джейн Остин переработала его и издала под названием «Гордость и предубеждение». Что же случилось между «легкими, яркими и сверкающими», как отмечала сама Джейн Остин, первыми впечатлениями, порой такими обманчивыми, когда мы полны иллюзий, неопытны и открыты миру, и «Гордостью и предубеждением», где автор не может скрыть ноток снисходительной иронии и житейской горечи по отношению к молодым героиням? А случилась жизнь... Жизнь, так далеко ушедшая в сторону от счастливого happy end"а литературных персонажей.

Самым поразительным в писательской судьбе Джейн Остин, не дожившей и до 43 лет, является то, что автор столь любимого англичанами романа не имела никакого систематического образования, никогда не бывала не то, что за границей, но и даже сколь-нибудь далеко за пределами своего графства, не вышла замуж, будучи хорошенькой остроумной девушкой, которой не раз делали предложение... Очевидно, что природные таланты и наблюдательность Джейн были столь сильны, что описание простой провинциальной жизни, нравов, взаимоотношений остаются интересными и занимательными для многих поколений читателей.

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в семье приходского священника Джорджа Остина в Стивентоне, графство Хэмпшир. Джейн была предпоследним ребенком в семье, у нее было шестеро братьев и одна сестра, Кассандра, старше ее на три года. Супруги Остин оба были выходцами из старинных, но обедневших дворянских семей. Отец Джейн был большим умницей, человеком образованным и, к тому же — красавцем, за что и получил прозвище «красавчик проктор» (проктор — инспектор в английском университете). Кстати, и сама Джейн была весьма привлекательной: высокая, стройная, с легкой и твердой походкой, яркая кареглазая шатенка с красивым, здоровым цветом лица. Так, во всяком случае, ее описывали современники. Ни одного достоверного изображения взрослой Джейн Остин не сохранилось.

В 2003 году Джейн Остин с книгой «Гордость и предубеждение» заняла второе место в списке 200 самых любимых книг Великобритании.

Семья жила скромно: слуг не держали, многое по хозяйству умели и делали сами. Джейн получила домашнее образование: всему, что она знала, она научилась у своего отца и братьев. В семье много читали, собравшись вечерами у камина. Сострадание, жизненная стойкость, взаимопомощь, которым учили дома, помогали всем членам большого семейства в будущем. У каждого из них была непростая жизнь, но они всегда протягивали друг другу руку помощи в любых стесненных обстоятельствах. Загадка собственной женской судьбы Джейн Остин так и осталась неразгаданной. Сестра Кассандра сожгла все ее письма, где можно было найти хоть какой-то намек на ее личные переживания. Известно, что у Джейн был кратковременный роман с племянником соседей, Томом Лефройем, родственники которого воспротивились его отношениям с бесприданницей. В будущем он стал известным ирландским политиком и юристом. Несколько лет спустя Джейн влюбилась в молодого священника и уже ждала от него предложения, когда получила сообщение о его внезапной смерти.

Когда Джейн было 27 лет, с ней случилась история, в которой удивительным образом переплелись судьбы героинь ее романа: ей сделал предложение очень богатый и респектабельный молодой человек, на шесть лет младше нее. Он был владельцем прекрасного имения, похожего на то, каким владел Дарси в романе. Став хозяйкой этого имения, Джейн избавилась бы от всех существовавших на тот момент материальных и статусных проблем. Но молодой человек, Харрис Бигг-Уизер, не был героем ее романа. Она было приняла предложение, но тут же пожалела об этом, а наутро отказала ему и спешно уехала из его имения... Не смогла без любви, не смогла...

Так о чем, все же, этот роман? О том, что в нем все происходит не так, как случилось бы в реальной жизни, полной условностей и сословных предубеждений. В том мире, в котором жила Джейн Остин, Бингли женился бы на сестре Дарси, Джорджиане. А Дарси, в свою очередь, женился бы на богатой, с хорошей родословной, кузине или сестре Бингли, которая так безуспешно добивается в романе его внимания. А уж бесприданница Элизабет, конечно же, приняла бы предложение мистера Коллинза, пусть человека неумного и малоприятного, но дающего стабильность и материальную уверенность в будущем. Иначе — судьба старой девы, которой, увы, не избежала сама Джейн. А в романе... В романе Элизабет и Дарси спасают друг друга, спасают от условностей общества, когда брак — не только сословная сделка, но и, как у Шекспира, «the marriage of true minds», «союз двух истинных умов», общность взглядов, интеллектуальный интерес, взаимопонимание, дружба, в конце концов. То, о чем мечтают все. То, что остается такой редкостью во все времена...

Во времена Джейн Остин замужество было единственной возможностью женщины реализовать себя.

А если прочитать знаменитое предложение, с которого начинается роман, наоборот? Получается, незамужняя девушка непременно нуждается в муже, и, желательно, с приличным состоянием! Вот о чем все романы Джейн Остин, вот в чем суть ее мира! Возможно, современным читателям такое неприкрытое желание героинь выйти замуж покажется неприличным, а кому-то и непонятным. Но во времена Джейн Остин замужество было единственной возможностью женщины реализовать себя, обеспечить себе признание общества и материальную безопасность. Девушка готовилась к семейной жизни и окуналась в нее со всей страстью и талантами, какие были в ней. Вот почему все романы Джейн Остин заканчиваются счастливым браком. Как много в них скрытой страсти и сексуальности! Нам сложно понять, что, например, означали тогда балы для молодых людей. Фигура танца была единственной возможностью прикоснуться к девушке, да и то — рукой, облаченной в перчатку.

Сама Джейн была весьма привлекательной: высокая, с легкой и твердой походкой, яркая кареглазая шатенка с красивым, здоровым цветом лица.

Никакие другие прикосновения были просто недопустимы. А как признаться друг другу в чувствах, когда любой светский разговор — это набор условностей, когда в разговоре между мужчиной и женщиной всегда есть подтекст? Элизабет отказывает мистеру Коллинзу, но это же так естественно! Девушка и не должна из соображений приличия давать согласие сразу! Поэтому он продолжает бесцеремонно добиваться ее согласия, считая ее отказ игрой. А когда Каролина Бингли говорит: «Когда у меня будет свой дом, я буду совершенно несчастна, если у меня не будет прекрасной библиотеки!», это читается как: «Ах, какой прекрасной женой для Дарси я могла бы стать, с его-то великолепной библиотекой!».

Как тонко передали эту сжигающую изнутри страсть, изо всех сил сдерживаемую правилами приличия, главных ролей, которые и сами не избежали романтический влюбленности на съемочной площадке!

Спустя двести лет мы продолжаем читать эту книгу, читать просто для удовольствия, улыбаясь над собой. В романе, не найдя общего языка с мужем в страстном желании пристроить замуж своих дочерей, миссис Беннет говорит ему: «Вам доставляет удовольствие меня изводить. Конечно, Вам нисколько не жаль моих истерзанных нервов!», на что он отвечает: «Вы ошибаетесь, моя дорогая. Я с большим уважением отношусь к Вашим нервам. Ведь они — мои старые друзья. Я слышу о них все последние двадцать лет». Боже мой, как я узнаю себя в миссис Беннет...