Произведения Горького: полный список. Максим Горький: ранние романтические произведения

Сочинение

Романтические произведения М. Горького 90-ых годов — своеобразная визитная карточка писателя. Именно они принесли молодому Горькому известность. 90-ые годы — это время, когда революционные идеи всколыхнули русское общество. Стране были нужны новые характеры, новые, свежие идеи. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы как набат колокола, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед», — так писал Горький тогда. Он искал сильное, веское слово. В этом писатель видел назначение творчества — пробудить душевные порывы, поднять на великие дела, прославляющие гордое звание Человек.

Именно Человек стоит в центре ранних романтических произведений Горького, прославляющих смелость, благородство, бесстрашие и принижающих бедность души.

Эпиграфом ко всему романтическому циклу писателя мог бы послужить лейтмотив «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!». «Песнь о Соколе» была написана в 1895 году. Еще не так давно прочтение «Песни…» обязательно основывалось на идеологических факторах. В восприятии нескольких поколений «Песня о Соколе» ассоциировалась с призывом к революционной борьбе, стремлением к «светлому будущему». Конечно, произведение таит в себе гимн Революции. Революционер П. А. Заломов вспоминал, что «Песнь о Соколе» была … ценнее десятка прокламаций". Но истинный смысл «Песни…» гораздо шире.

Столкновение двух жизненных философий — вот о чем хотел поведать автор. «Песнь» вкладывается в уста мудрого чабана Рагима. Рагим поет ее «унылым речитативом», а мы заворожено внимаем и… учимся мудрости жизни.

Читатель открывает для себя две противоположные точки зрения на сущее. Сокол и Уж ведут диалог, каждый отстаивает свою правоту, защищает свой образ жизни и мысли, свою позицию. Их представления о правде жизни несовместимы, они никогда не придут к согласию. Да это и невозможно! Ведь они такие разные…

Противопоставление сквозит буквально во всем. «Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо» — это стихия Сокола, широкая, полная простора и безбрежности. «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью» — а это мелкий, затхлый и бесцветный мирок Ужа. А между небом и ущельем — бескрайнее море. Море — это не только символ бытия, противоречивого, полного страстей и мечтаний, но и образ человеческой души, скрывающей в своих глубинах противоречивые чувства, мечты и устремления.

Читатель видит последние минуты жизни мудрого и героического Сокола, ценящего прелесть свободы и независимости превыше всего. Но эти несколько минут прекрасней, насыщеннее длинного, но пустого и никчемного существования Ужа, который готов довольствоваться тем, что имеет и ни к чему не стремится. Сколько страсти, порыва, действия в строках: «…и бился грудью в бессильном гневе», «Сокол смелый вдруг встрепенулся», «…крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы», «…дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами». Видимо, это и есть настоящее счастье — жить и умирать так ярко. Тоска, боль, гордость, смелость — все это живет в сердце отважного Сокола, который не согласен променять спокойствие и тишину ущелья даже на возможность продлить свою жизнь. Он бросается с обрыва, лишь бы еще раз ощутить полет и свободу. Уж не понимает ценности открытого неба, не способен испытать счастья битвы: «…и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел», «…Уж испугался, отполз проворно». «…Он свернулся в клубок на камне, гордясь собою» — вот образ его жизни. Ничтожный Уж труслив, благоразумен и ограничен, это отражается во всех его действиях.

Дерзновенность, романтика воспринимаются «ползучим» Ужом как безумство, а стремление жить открыто, на одном дыханье, стремление гореть нужны лишь для того, чтобы «скрыть за ними свою негодность для дела жизни». Жизнь с позиции Ужа — это физическое благополучие, поэтому он и говорит, что в небе «нет опоры живому телу». Жизнь с позиции Сокола — душевный полет.

«Я храбро бился!..» — вот смысл существование птицы. «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!» — а в этом счастье Ужа. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…», — говорит он. Это мещанская позиция, обывательское равнодушие. Одна и та же фраза «Я видел небо!» в устах героев звучит так различно! Сокол видел простор, безбрежную даль, ощущал свободный полет, он дышал полной грудью. Небо — это истинная жизнь. Сокол имеет право воскликнуть: «Я славно пожил!..». Небо для Ужа — это паденье, «пустыня … без дна и края». Своей любовью к полетам умирающий Сокол «смутил душу» Ужа. Решив «узнать все это», он попытался взвить в небо. Но… «Рожденный ползать — летать не может!» Не может, потому что его душа бескрыла, его удел — склизкие камни и плесень ущелья жизни.

Сокол — олицетворение борца: «О, если б в небо хоть подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..». Без целеустремленности не свершается ни одно настоящее дело. Без романтики нельзя двигать горы. Если рассуждать, как Уж: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…», то действительно, станешь прахом, не оставив на Земле никакого следа. Соколы же умирают, оставляя после себя песню «безумству храбрых». Капли их крови «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Их смелость не исчезнет бесследно. Это пророчество звучит в «львином реве» могучего прибоя.

«Песнь о Соколе» — это призыв к борьбе, призыв к жизни. Человек творит подвиг, а подвиг творит Человека. Эта проблема всегда актуальна — в годы революционной борьбы, в годы стабильности — нужно жить и петь свою песню.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Данко - это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко - это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль - женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко - это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.


Смелость и трусость - это два разных, противоположных качества, проявлений характера, которые, между тем, тесно связаны между собой. В одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак. В литературе эта проблема поднималась часто.

Так, настоящий героизм и мужество проявили девушки в произведении Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Все действующие лица повести - пять хрупких девушек: Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и старшина Васков - изображены в борьбе, отдающие все силы во имя спасения Родины.

Именно такие люди приблизили победу нашей страны в этой страшной войне.

Ещё литературный пример, рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль", а именно третья его часть - легенда о Данко. Он был смелым и бесстрашным юношей, пожертвовавшим собой ради народа. Он решил помочь своему народу и взял главенство над ним для того, чтобы вывести из непроходимого леса. Путь был нелёгким, и когда люди, потеряв силу духа обрушились на Данко, он вырывает из груди свое сердце, чтобы осветить путь и подарить людям теплоту и добро, которые исходили от пылающего сердца. А когда цель была достигнута, никто даже и не заметил его смерти и что "пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце". В помощи людям Данко видел смысл жизни.

И второе, это проблема трусости. В романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Понтий Пилат из-за страха, боязни осуждения совершает ужасный поступок, он отправил на казнь невинного человека - философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор не послушал свой внутренний голос. И трусость в принятии нужного решения стала наказанием для Пилата. Он будет искать оправдание в своем поступке, но не найдёт его.

Также не лучшее качество показал и герой повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" - Андрий. Ради любви к женщине он оказался способен отречься от всех. Не простив сыну предательства и трусости, Тарас Бульба сам убивает его. Расплата для Андрия оказалась слишком дорогой - собственная жизнь.

Обновлено: 2017-09-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость - две стороны одной медали? Смелость и трусость. Сочинение ЕГЭ Аргументы, примеры из литературы