Роман Чернышевского «Что делать?» Проблематика, идейный смысл. жанровое своеобразие

Высший этический закон для Чернышевского и его любимых героев прост. Счастье для одного невозможно, если оно построено на несчастье другого. Так возникает понятие о разумном эгоизме, о расчете выгод: надо сделать так, чтобы счастливы и свободны были все люди. Свою личную выгоду герои романа видят в борьбе за счастье всего народа. Этими же благородными принципами они руководствуются и тогда, когда стремятся по-новому осмыслить ту сложную ситуацию, которая возникла в их личной жизни. По Чернышевскому, отношение людей в любви, в семье есть проверка, испытание их общественной зрелости, стойкости, принципиальности, готовности бороться за права человека уже в более широкой сфере. И вполне закономерно, что тема любви в романе прямо приводит к четвертому сну Веры Павловны, где речь идет о будущем торжестве коммунизма. Для Чернышевского коммунизм – это не просто дворец из чугуна и стекла, алюминиевая мебель, машины, которые почти все делают за человека. Это и новый характер человеческих взаимоотношений, и в частности, новый характер любви.

По многочисленным воспоминаниям современников известно, что роман с необыкновенным воодушевлением был встречен передовой молодежью, которая восприняла его как «откровение и программу». Чернышевский создавал свой роман, руководствуясь теми основными эстетическими принципами, которые были сформулированы в его знаменитой диссертации. Однако нельзя забывать, что эстетические воззрения Чернышевского не оставались неизменными. Они уточнялись в процессе его литературно-критической деятельности. Опыт непосредственной работы над художественным произведением, в свою очередь, заставил его пересмотреть или переосмыслить некоторые представления, упрощенность или неясность которых он ощутил уже не с позиций теоретика, а с точки зрения практика.

Система образов в романс. Обыкновенные люди и особенный человек. Новаторство Чернышевского-писателя проявилось прежде всего в создании образов представителей революцион -но-демократического лагеря. К их числу относятся Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Это, по характеристике автора, новые люди – «добрые и сильные, знающие и умеющие».

История создания

Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.

Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.

Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.

Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.

Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.

Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.

Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ.

По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.

У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.

Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Полный анализ романа «Что делать?»

Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора. разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как , Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:

1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.

2. Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. В состав этой проблемы входит и обстоятельный рассказ о швейных мастерских, т. е. о значении труда в жизни людей.

3. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, ), а также в первых 3-х снах Веры Павловны.

4. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и освобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства.

Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников. Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств». Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.

К какому читателю обращен роман?

Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.

Художественные приемы, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя:

1 прием: названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.

2 прием: применение сюжетной инверсии - передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора.

3 прием: применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.

Примеры: «золотой век», «новый порядок» - это социализм; «дело» - это революционная работа; «особенный человек» - это человек революционных убеждений; «сцена» - это жизнь; «перемена декораций» - новая жизнь после победы революции; «невеста» - это революция; «светлая красавица» - это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя.

Создавался роман в крепости и был предназначен для друзей, для новых людей, общение с которыми искал Чернышевский. Главную задачу романа критик дал в заглавии. Роман этот был исключительно актуален для своего времени и развивает то, что сказано в художественной литературе до Чернышевского. («Кто виноват?») Важно и второе название романа: «Из рассказов о новых людях».

Произведение это многопроблемно. Проблематику романа составляет круг следующих вопросов:

1. Главной является Проблема О личном счастье и о путях к счастью общему (революция, социализм).

2. Проблема любви между мужчиной и женщиной и проблема любви к людям (как основа революционного мировоззрения).

3. О выборе профессии, о своем труде и об освобождении труда, о труде как основе развития общества, о формах труда.

4. Проблема прошлого, настоящего и будущего России. О действительности в широком смысле слова.

В романе 4 пояса и 4 типа человека.

Пошлые люди, которые должны вскоре отойти, допотопные люди. (Розальская)

Новые люди, новые обыкновенные люди. (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна)

Связанные со вторыми высшие люди, особенные новые люди. (Рахметов)

Люди будущего.(4-й сон Веры Павловны)

Новые люди – это не одиночки, они не чувствуют себя случайными. Новые люди – это целая группа, среда. Они даны не в чужой, а в своей среде. Чернышевский говорит о группе новых людей и показывает то, что их объединяет.

Это люди современные Чернышевскому, современные нормальные люди. В них проявилось движение времени. Они – знамение времени. Характеры этих людей создаются трудом, соединенным со знанием. Труд сделал их сильными. Чернышевский подчеркивает деятельность, трезвость, реальность в новых людях.

Чернышевский, считая, что должно прийти время, когда спутниками добра будет не слабость, а сила. Высокая мечта у Печорина, например, соединялась с непрактичностью, у Чернышевского – наоборот, добрые люди – слабые, а злые – сильные. Чернышевский не романтизирует своих героев, его новые люди деятельно-рассудительные. Чернышевский слишком доверял человеческой натуре и разуму. Поэтому его герои очень верят своему разуму. Чернышевский раскрывает историю своих героев. Они постепенно поднимаются к революционному мировоззрению. Чернышевский останавливается на нравственности своих героев. Их Этику Он называет «разумным эгоизмом». В основе этики героев Чернышевского лежат принципы:

1. Без свободы нет счастья.

2. Наслаждение – поступать честно.

3. Одинокого счастья нет.

Чернышевский объясняет, что эта теория только для развитых людей, для которых поступать честно – наслаждение. Такая мораль требует только внутреннего развития, когда личное и общее неразрывно сливаются. Чернышевский старался проиллюстрировать личные отношения. Стремление к общению заложено в самой человеческой натуре. Чернышевский хотел вывести высокую мораль из самой человеческой природы. Это не противостоит христианской трактовке.

Новаторство Чернышевского в изображении новых людей имело принципиальный характер – не только общественно-политический, но и литературно-творческий. Ведь в реальной жизни таких людей, как герои романа «Что делать?», было еще мало. Гончаров был убежден, что художественный Тип слагается из долгих и многих повторений, наслоений явлений и лиц, и что он с той поры становится типом, когда он повторился много раз и стал всем знаком. Чернышевский отстаивал право писать о тех явлениях, которые только что зарождались в жизни, хотя и не стали еще массовым явлением.

Так, в романе преимущественное внимание уделено новым людям – добрым и сильным, знающим и умеющим. (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) Но кроме них есть еще и особенный человек – Рахметов.

Автор делает его своего рода эталоном, при помощи которого устанавливается действительная значимость обыкновенных порядочных людей. Что его отмечает? Он – профессиональный революционер, сознательно отдавший жизнь на дело освобождения народа.

Образ в некоторой степени автобиографичен, но это относится не к происхождению героя, а к силе духа, внутренней убежденности, самоотверженности и моральной стойкости.

Такими как Рахметов не все могут быть, а вот такими как Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна – добрыми, порядочными реально могут быть все люди. «Жертв не требуется, лишений не спрашивается. Желайте быть счастливыми – только это желание нужно.

ЧД – это первый и самый знаменитый роман Чернышевского, который был создан писателем в Петропавловской крепости.

Это роман, имеющий как художественную, так и социально-идеологическую стороны. Роман идеологичен в силу того, что:

Из лекции Макеева: мотивировки персонажей, принципы жизни Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны (достижения науки, к примеру) которыми они руководствуются, кажутся не очень реалистичными. При этом задача реализации этих мотивировок ложится на читателей. Поэтому роман – скорее роман идеологический, роман проповедь. В его основе мысль Чернышевского о том, что путь к осуществлению идеалов социализма лежит через нравственное перевоспитание и нравственное перерождение человека.

Стоит также отметить феминистическую направленность ‘’Что делать’’. Носителем всего хорошего в произведении является именно женское начало – оно, по-настоящему, животворящее и двигает прогресс вперед. Интересно, что прототипом Веры Павловна была жена Чернышевского.

Проблемы художественности: особенности романа.

1.Необычность сюжета.Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы русской женщины за свободу своей личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит швейной мастерской и здесь, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициативный.

Эта сюжетная линия переплетается с другой, показывающей осуществление новой женщиной еще более значительных жизненных целей - достижения духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле. Наконец, в повествовании появляется третья сюжетная линия - рахметовская, которая, кажется, лишь внешним образом перекрещивается с двумя первыми. На самом же деле она не побочный эпизод, не "вставка" и не ответвление от главного сюжета, а самый настоящий его остов.

2. Своеобразие композиции Что делать?". Роман начинается "вырванной" из середины сценкой - кульминацией: самоубийством на мосту, таинственным исчезновением одного из основных действующих лиц произведения. Центральному же герою романа вопреки литературной традиции отведено в повествовании скромное место, всего-навсего одна глава. А сверх того, повествование то и дело прерывается посторонними эпизодами, теоретическими беседами, снами. А.В. Луначарский, написавший в советское время лучшую работу о беллетристике Чернышевского, заметил: автор "Что делать?" употребил глубоко продуманные композиционные приемы. Это некоторые ситуации (положения), характерные для любовно-авантюрных романов: таинственные происшествия, неожиданные повороты в развитии событий, эффектные столкновения. Все это придает роману Чернышевского многоплановый характер, делает сложной его композицию.

А завершается повествование хорошо зашифрованным эпизодом, занявшим в романе одну неполную страницу, без колебания названную автором главой, - "Перемена декораций". И не случайно здесь предсказывалась победа революции, ради чего и писался роман.

3. Публицистичность и полемичность романа.

Особый интерес представляет образ автора, который в произведении напрямую ведет диалог с читателем. Автор надеется на читателя-друга, единомышленника, который умеет читать между строк, разгадывать недосказанное, разбираться в тонкостях эзоповой речи, и на менее просвещенного, но пытливого читателя, который, заинтересовавшись личной судьбой героев, постепенно войдет в круг размышлений автора.