Цирк необычных людей. Самые известные участники "цирка уродов" из прошлого

Многие еще с детских лет любят ходить в цирк: полюбоваться выступлениями дрессированных животных, посмеяться над проделками озорных клоунов или затаить дыхание, глядя на сложные акробатические номера. Но за великолепно сыгранными номерами стоят не только годы труда и репетиций, но и настоящие человеческие трагедии, причиной которых становится чья-то оплошность, нелепая случайность или животные инстинкты.

Смерть под копытами

30 августа 2015 года цирковая наездница Анастасия Максимова с группой участвовала в представлении в спорткомплексе поселка Абрау-Дюрсо под Новороссийском.

Выполняя акробатический трюк, 24-летняя девушка выпала из седла, зацепившись ногой за стремя, после чего конь несколько раз протащил ее по арене. Затем лошадь выскочила на трибуну.

Остановить перепуганное животное смогли только через пару минут, но за это время Максимова получила несколько сильнейших ударов копытами и по голове. От полученных травм она скончалась в машине «скорой помощи».

В ходе расследования выяснилось, что в конном спорте Максимова была далеко не новичком: она занималась им шесть лет и имела многочисленные награды за спортивную джигитовку. На чемпионате мира 2012 года по этой дисциплине она получила серебряную медаль. Некоторые эксперты тогда выдвинули версию, что причиной случившегося стало нарушение техники безопасности при джигитовке: вторая нога девушки, вопреки всем правилам, была жестко закреплена в брезентовой петле. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы было легче выполнить трюк. Но именно из-за фиксации ноги спортсмен не может вовремя соскочить с лошади.

Последняя «Капля»

Весной 2013 года в цирке на проспекте Вернадского проходил номер «Капля». По сценарию группа акробатов должна была спрыгнуть с 30 метров (что соответствует восьмому этажу здания) прямо на манеж вниз головой. В полете они успевали выполнить сложные акробатические фигуры. Номер выполняла группа спортсменов из Кении. Согласно авторской задумке, первым приземлиться должен был 23-летний Каро-Кристофер Казунгу. Все шло хорошо, зрители, включая многочисленных родственников акробата, специально приехавших из Африки, были в восторге. Но падающего кенийца не задержала страховочная сетка или трос, как должны были, и он рухнул на манеж. Акробата срочно доставили в ближайшую Первую градскую больницу, врачи диагностировали у него сотрясение мозга, оскольчатый перелом первого позвоночника и ряд других травм. Казунгу чудом остался жив.

Государственная инспекция труда выяснила, что, во-первых, пострадавший не был профессиональным акробатом, а у себя на родине вместе с группой коллег занимался танцами. Во-вторых, он прыгал без страховочного троса.

В самом цирке случившееся с низкой квалификацией гимнаста не связывают: якобы лучше Казунгу «Каплю» не выполнял никто. С сеткой якобы тоже все было в порядке до выступления кенийца, а смысл номера, по словам руководителя номера воздушных акробатов в цирке на проспекте Вернадского Владимира Довейко, как раз и был в том, чтобы прыгать без страховки. В итоге официальной причиной ЧП признали бракованную сетку, а руководство цирка оплатило артисту последующее лечение.

Падение на лед

Несчастным случаем закончилось выступление Юлии и Александра Волковых, выступавших в цирке на Цветном бульваре в Москве. В 2009 году они репетировали номер «Воздушные гимнасты на полотнах», он длится 5,5 минут и исполняется без страховки. Юлия сидела в шпагате, ноги были закреплены кольцами полотен, руками она держалась за ткань, а на ее талии были закреплены ремни, за которые держался Александр. Но в какой-то момент нога артистки выскользнула из кольца, и акробаты упали на искусственный лед (в цирке тогда проводилось и ледовое представление): Александр с шести метров, Юлия — с восьми. Пара осталась жива, но получила многочисленные травмы. После продолжительной реабилитации артисты вернулись на манеж.

«Полет» закончен

В том же 2009 году в Хабаровске разбился гимнаст московского цирка «Морские звезды». 26-летний акробат репетировал номер «Полет».

Его коллеги по какой-то причине не успели поймать летящего под куполом гимнаста и он, работавший без страховочного лонжа, упал на сетку.

Упал так неудачно, что получил вывих шейного позвонка и повреждение спинного мозга — но остался жив.

Тигр-тигр, жгучий страх

В 2006 году во время номера в цирке на Цветном бульваре дрессировщик Артур Багдасаров хотел подтолкнуть палкой одного из тигров к остальным животным, но подошел к нему слишком быстро. В итоге, когда мужчина поднял руку, тигр поднял на него лапу, а потом подмял Артура под себя и сжал его голову зубами. Отогнать хищника попытались хлыстами, но отреагировал он только на несколько выстрелов из пистолета в воздух. Только на голову дрессировщика врачи наложили около сотни швов. Тигра, кстати, который от стресса даже отказался от еды на некоторое время, наказывать не стали: решили, что Багдасаров сам нарушил технику безопасности.

Львы на охоте

На дрессировщика Александра Шатирова во время выступления в уфимском цирке в 2005 году напали два льва. Один из зверей разодрал мужчине ногу, второй повалил его на манеж. Ассистенты пытались отогнать хищников холодной водой из брандспойта, однако удалось это сделать не сразу.

Примечательно, что Шатиров принципиально не давал своим питомцам специальные успокоительные средства, хотя эта практика часто используется во многих цирках: он считал, что это плохо отражается на способностях львов.

Пришел, увидел, укусил

8 марта 2004 года в московском цирке на проспекте Вернадского тигр Цезарь, которого все считали безобидным (по хищным меркам, конечно) внезапно напал на беременную дрессировщицу Светлану Собенко. Женщину доставили в реанимацию с серьезными ранами и переломами, была даже угроза выкидыша, но ребенок, к счастью, родился здоровым.

Додон атакует

В декабре 2003 года медведь по кличке Додон напал на трех человек. Трагедия произошла в «Уголке Дурова», в помещении, где содержатся звери, когда ассистент дрессировщика Умар Закиров собирался покормить питомца. Каким-то образом Додон выбрался из клетки, загрыз Закирова, а потом напал на двух дрессировщиков — Тимура Щедова и Владимира Сошина, которые попытались остановить медведя и спасти коллегу. Закиров скончался на месте, Щедов был тяжело ранен, Сошин получил ранение кисти правой руки.

Растоптан слонами

Один из самых трагичных случаев произошел 22 февраля 2001 года, в том же «Уголке Дурова». Дрессировщик Александр Терехов репетировал с двумя слонихами — Дашей и Машей. Когда он пытался надеть на Дашу шлейку, для чего, видимо, встал на некую приступку. До сих пор неизвестно, сам ли он упал с нее, потеряв равновесие, или слониха случайно скинула его хоботом, но вдобавок Даша еще несколько раз наступила на Терехова. «Скорая» не смогла спасти артиста.

«Старушка на абажуре»

Трагедии случались и в советское время. Страшным происшествием стала гибель клоунессы Ирины Асмус, известной по роли Ириски в телевизионной передаче «АБВГДейка». Асмус родилась в апреле 1941 года, она чудом пережила блокаду Ленинграда. Некоторое время после окончания школы она была акробатом, но после травмы перешла в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла Золушку, Джульетту и другие роли. Затем Ирина Асмус вернулась в цирк, но уже в качестве клоунессы: она выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.

Трагедия, оборвавшая жизнь Ириски, произошла в 1986 году в цирке белорусского Гомеля. У 44-летней Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: она вращалась вокруг своей оси под самым куполом.

Но когда клоунесса закружилась вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась. Тело камнем упало с 12-метровой высоты. Артистка скончалась от многочисленных переломов и внутреннего кровоизлияния. Позже выяснилось, что в машинка для вращения сломалась: после гибели циркачки данных тип механизмов был запрещен.

Человеческое чувство прекрасного и эстетическое удовлетворение - совокупность сложных и, зачастую, парадоксальных черт и качеств, объяснить которые довольно тяжело. Откройте самый прекрасный розарий, а напротив него - кунсткамеру, и понаблюдайте за толпой: посмотреть на уродства и несовершенства соберется куда больше людей, чем насладиться ароматом цветущих бутонов.

Сложно сказать, кто первым понял, что «неожиданное изувеченное» куда привлекательнее «ожидаемого прекрасного», однако совершенно точно можно утверждать, что первой нацией, сделавшей из этого шоу, стали американцы. Их цирки уродов славились на весь мир как качующие таборы бродяг-изгоев, которые умели лишь позировать и учились не реагировать на крики обескураженной толпы. Ввиду того, что этому культурному феномену Райан Мерфи и Брэд Фэлчак посвятили четвертый сезон своего сериала «Американская история ужасов», мы вспомнили историю появления и исчезновения в Европе и США бродячих шоу-уродов.

Еще до создания цирков, в Европе были кочевники-одиночки, выступавшие на площадях за еду и мизерное вознаграждение. Одними из самых известных «артистов» первой половины XVII столетия были братья Лазарь и Йоханнес Баптиста Коллоредо. Родившиеся в 1617 году в итальянской Генуе, сиамские близнецы, из тела одного из которых торчала грудь и голова другого, странствовали по тогда еще нищей, болезненной Европе. Историки считают, что братья были умственно отсталыми, немыми и плохо слышали. Прославились они, главным образом, благодаря визиту ко двору Карла I - король Англии, как и все монархи того времени, любил коллекционировать диковинки, однако эта при его дворе прижилась ненадолго.

Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата.

С XVI столетия физические аномалии при рождении перестали считаться предзнаменованием появления дьявольских отродий, злых духов и нечисти. В XIX веке, когда среди населения Европы фриков всех мастей хватило бы на создание, к примеру, национального или культурного меньшинства, с ними начали работать «менеджеры» - люди, которые гарантировали бродяжкам защиту в обмен на солидный процент их заработка, а также предоставляли артистам кров и еду. В США цирки уродов стали прибыльным бизнесом.

Цирковых программ при участии людей с теми или иными аномалиями было довольно много. Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата. Остальных артистов выставляли на помост, превращая на время шоу в музейные экспонаты. Обычно их было десять, отсюда и название - Ten in One. Аналогом отечественной кунсткамеры, помимо Египетского зала аномалий на Пикадилли в Великобритании, была американская выставка «pickled punks» («маринованная дрянь») - мероприятие, в рамках которого на полках стройными рядами стояли банки с заспиртованными изувеченными животными или детьми, эмбрионами или частями человеческого тела, включая татуированную кожу.

Первое «пробное» американское фрик-шоу появилось в 1829 году - главным экспонатом в нем были сиамские близнецы Чан и Эн. В 1844 году американский пионер цирка и менеджер П.Т. Барнум, путешествовал по Англии со своим компаньоном Томом Тамбом (прозвище, анологичное «мальчик-с-пальчик»). Крошечный человечек тешил публику смешными выступлениями и пародиями на военных того времени, за что позже получил прозвище Генерал Том Тамб. Год спустя Барнум и Том Тамб добрались до двора Королевы Виктории - с ними прибыла русалка, которую Барнум выдавал за странное существо, приобретенное у купцов с Фиджи - практически неизвестного тогда американцам и Европейцам государства. На самом деле «русалкой» был экспонат, сделанный из маленькой обезьянки с пришитой к ней хвостовой частью крупной рыбины и покрытый панцирем из папье-маше.

Вообще Барнум был тем еще шарлатаном - в 1860 году его табор пополнил Уильям Генри Джонсон, которого в разное время предприимчивый менеджер называл то «человеком-обезьянкой», то гномом. Джонсон был темнокожим микроцефалом, который бессвязно разговаривал на таинственном языке, придуманном самим Барнумом. Во время гражданской войны Барнум укрывал искалеченных диверсантов, придумывая им различные легенды.

Английским коллегой Барнума, выступавшим в Лондоне и молодой Америке, был Том Норман. В его цирке были «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, откусывавшая головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы, которых перед каждым выступлениям старательно гримировали и заставляли говорить на языке «таинственных зулусов».

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы.

Помимо добровольного прихода в труппу шоу уродов, были случаи, когда актеров забирали туда без их согласия. Самый известный из них произошел с китайцем Ху Лу, который прибыл в Англию для операции по удалению 25-килограммовой опухоли мошонки. На вокзале его встретил один из менеджеров цирка, предложив работу, но тот кое-как через переводчика объяснил, что приехал в Англию оперироваться. Менеджер проследил за тем, в какой госпиталь его отправят, и записался в зрители операции, которая завершилась неудачно. После процедуры он тайком от начальства клиники приобрел труп китайца, и возил его заспиртованные гениталии по стране добрый десяток лет.

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы. Его приглашали комментировать выставки, в качестве площадок для которых использовались захудалые продуктовые или любые другие магазины, снимаемые в аренду на время. Вопреки расхожему мнению, подобные шоу чаще всего проводили по вечерам, чтобы избежать проблем с полицией. Беспорядков на таких мероприятиях не было: с подпитыми гостями мероприятий обычно разговаривали вышибалы, а вот интеллигенцию на шоу часто не пускали купленные полицейские: дело в том, что менеджеры представлений боялись, что среди них окажется врач, который вместо восхищения поделится с толпой своими суждениями о том, как низко и подло использовать людей с различными медицинскими патологиями для заработка.


Шоу уродов начали исчерпывать себя с 1890 года, когда наука в США и Европе постепенно стала давать отпор мракобесию и религиозной оголтелости, падкой на чудеса. Почти полным исчезновением цирка диковинок ознаменовался 1950 год: с одной стороны, люди потеряли интерес к уродствам, с другой - среди общественно-политических деятелей США и Великобритании возрастало моральное давление на менеджеров подобных развлечений. В двадцатые годы законники впервые заговорили о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны хватало, строительство железных дорог и рост числа водного транспорта позволил людям путешествовать самим, понимая, что за океаном нет никаких таинственных племен гномов и русалок. Большинство экспонатов цирка уродов были обследованы медиками; патологиями перестали восхищаться - их стали лечить.

В настоящее время современные, адаптированные цирки уродов, человеческие зоопарки, кунсткамеры и прочие диковинные места остаются в качестве развлекательных рудиментов, не имеющих коммерческого успеха. Лишившись былой массовости, они превратились в единичные случаи, не имеющие глобального культурного влияния.


«Цирки уродов» появились в далеком XVI веке. Публика развлекалась, ужасаясь и разглядывая актеров, а те демонстрировали свои физические недостатки, чтобы найти средства себе на жизнь. Доходы некоторых из них исчислялись довольно солидными суммами. Фрик-шоу существовали до середины XX века, и были популярны у публики. Визит на такое представление не воспринимался как что-то предосудительное, а организаторы богатели, удовлетворяя праздный интерес клиентов.

Стефан Бибровски, человек-лев

Стефан Бибровски родился в 1891 году в Польше. Когда младенец появился на свет, все ахнули - с ног до головы он был покрыт волосами, длина которых достигала двух сантиметров. О таком явлении как гипертрихоз в то время знали немногие. Мать мальчика в этой трагедии обвинила отца ребенка, заявив, что такой внешний вид малыш получил из-за плотного общения ее мужа со львами.


К сожалению, данное заболевание не лечится. Волосы продолжали расти, а внешность Стефана пугала окружающих. Мать не могла смириться с этим, и когда сыну было 4 года, передала его немецкому импресарио Мейеру. Так началась цирковая жизнь маленького Стефана, который стал вместе с Мейером путешествовать по Европе.

Импресарио сделал ребенка участникам шоу фриков, когда волосяной покров Стефана стал очень густым, а волосы достигли длины десять сантиметров на теле и двадцать на лице. Безволосыми остались лишь ладошки и подошвы. В 1901 году Человек-лев, а именно так теперь называли Бибровски, поступил на работу в американский цирк Barnum & Bailey и проработал там почти двадцать лет, после чего переехал в Германию. Когда ему исполнится 41 год, он скончался. Причиной смерти был сердечный приступ.

Феликс Верле, человек – резинка

Родившийся в 1858 году Феликс Верле страдал от синдрома Элерса-Данло, одним из проявлений которого является ненормальная подвижность суставов (они гнутся в любую сторону) и очень эластичная кожа. Это наследственное заболевание соединительной ткани, вызванное генетической мутацией, оказывающей влияние на синтез коллагена. Кожа Феликса растягивалась до немыслимых размеров. Решив извлечь пользу из своего заболевания, мужчина поступил в цирк Barnum & Bailey, где и выступал в различных шоу, демонстрируя зрителям особенности своего тела. Так Феликс стал человеком-резинкой.


Исаак Спрэг, Живой Скелет

Исаак Спрэг родился в 1841 году в штате Массачусетс. Он рос и нормально развивался, был обыкновенным мальчишкой. Но в двенадцать лет с ним стали происходить странные вещи - Исаак начал терять вес, стремительно худеть. Когда Спрэгу исполнилось 44 года, его рост был 168 сантиметров, а вес при этом составлял всего-навсего 43 кг.


Исаак много ходил по врачам, обращался к известным специалистам, однако выяснить причину такого сильного похудения не смог никто. Исаак терял силы несмотря на то, что ел очень много. Поскольку он жил с матерью вдвоём, пришлось пойти в цирк, чтобы добыть денег и каким-то образом содержать семью. Он никогда не расставался с фляжкой, в которой было налито сладкое молоко. Это помогало ему не потерять сознание от бессилия - периодически он делал пару глотков.

При этом аппетит у него был отменный. Спрэг ел за двоих, а люди с восторгом наблюдали, как Живой скелет пожирает стейки в огромном количестве. Несмотря ни на что, Исаак впоследствии женился и у него даже были дети - три сына. За годы работы в цирке он сколотил немалое состояние, однако всё спустил на выпивку и азартные игры.

Умер Исаак в 46 лет, нищим. В его завещание было написано, что свое тело он отдаёт ученым для опытов, заботясь о том, чтобы в будущем другим людям с таким же заболеванием могли помочь.

Милли и Кристина Маккой, Двуглавый соловей

Сестры Милли и Кристина МакКой родились в 1851 году. Их мать была рабыней, и хозяин продал ее вместе с детьми шоумену Джозефу Смиту. Сиамские близнецы были очень сообразительными и умными девочками. Смит вместе с женой приложил немалые усилия, чтобы сделать из них образованных и всесторонне развитых людей. Сестры легко говорили на пяти языках, неплохо пели и, несмотря на свой физический недостаток, танцевали, играли на многих музыкальных инструментах. Таланты девочек не остались незамеченными. Они выступали в различных шоу и заслужили почетное звание Двуглавый соловей.


После долгих лет работы близнецы приобрели маленькую ферму, где и поселились, чтобы спокойно прожить остаток дней. Когда они достигли возраста 61 год, Милли заболела туберкулезом и умерла. Кристина последовала за ней буквально через несколько часов. Двуглавый соловей Маккой - это яркий пример сиамских близнецов, которые прожили такую долгую жизнь.

Сюзи, девушка со слоновьей кожей

В феврале 1908 года в Берлине родилась девочка Шарлотта Линда Фогель. Малышка страдала ихтиозом. Это заболевание выражается появлением на коже чешуек, которые напоминают рыбью («ихтис» - «рыба», в переводе с греческого). Однако у Шарлотты был очень серьезный случай, и ее кожа напоминала кожу слона, грязно-серого цвета, невероятной толщины, вся в глубоких складках. Сегодня склоняются к мнению, что Шарлотта страдала эпидермолитическим гиперкератозом.


Девушка решила извлечь выгоду из своего состояния. Она начала гастролировать по Европе, а с 1927 года переехала в Соединенные Штаты Америки и стала актрисой цирка Dreamland Circus Sideshow. Там же ей был присвоен псевдоним "Девушка с кожей слона".

Она выходила на арену в бикини, или замотанная в легкую ткань, поражая зрителей своим необычным видом. С 1933 года Сюзи стала работать на выставке-ярмарке в Чикаго Ripley"s Believe it or Not?!, где пользовалась необыкновенной популярностью. Толпа зрителей приходила посмотреть на девушку-слона. Сюзи уставала, и наступил момент, когда она больше не могла выносить повышенного внимания к своей персоне.

Девушка поехала в Нью-Йорк, где нашла менее утомительное занятие. В паре со слоном, которого звали Лу, она выступала в цирке, отдавая работе не более часа в день.

Эта женщина прожила длинную интересную жизнь. Шарлотта мечтала о собственном щоу, и она открыла его в шестидесятых годах. Умерла Девушка с кожей слона в Нью-Йорке, в возрасте 67 лет.

В продолжение темы история сестёр Хенсел - .

Цирки уродов пользовались большой популярностью в США до середины прошлого века. Владельцы этих заведений набирали людей с различными дефектами развития и показывали их публике, от которой не было отбоя.

Правда, неизвестно, как относились к своей работе сами «артисты» цирка, но выбора у них все равно не было, так как толерантность на то время еще не изобрели, и в любом месте их ждали лишь бесконечные насмешки и издевательства.

Паскуаль Пинон — человек с двумя головами



Вторая голова могла шевелить . Иногда голова улыбалась красиво очерченным ртом с рядом маленьких белоснежных зубов (они были размером с рисовое зерно). Его нашел импресарио из Сан-Диего по имени Джон Шайдлер.

Грейс МакДэниэлс


После победы на конкурсе самых уродливых женщин в 1935 году присоединилась к фрик-шоу Миллера, как «женщина с лицом мула».

Луиза — девушка-леопард или «белый негр»

Исаак Спрэг — живой скелет

Этот мужчина регулярно съедал в два раза больше еды, чем обычный человек. Он родился здоровым, но в возрасте 12 лет внезапно стал худеть. Исаака часто видели с фляжкой молока на шее, которое он периодически попивал, чтобы оставаться в сознании. Умер человек-скелет в 1887 году в полной нищете, к чему его привела страсть к азартным играм. Свое тело Исаак Спрэг завещал науке, чтобы ученые выяснили причины его худобы. При росте в 168 сантиметров этот уникальный человек весил всего около 18 килограмм.

Арти Этертон — скелет-пижон

Артур Молл (сценический псевдоним Арти Этертон) родился в Мичигане в 1890 году с весом тела всего 900 граммов. До шести лет Артура носили на подушке, он был слишком хрупок для ходьбы.
Арти весил 18 кг, обхват его бицепса был 7,5 см, талии — 40 см. Этертон хорошо питался и никогда не хворал, женился на нехуденькой цирковой заклинательнице змей Бланш Бакли. В этой необычной семье родилось двое прелестных детей — мальчик и девочка с нормальным весом.

Ханна Перкинс и Джон Батерсби

Еще одна цирковая пара. Ханна Перкинс выступала как «гигантская толстая женщина», так как она весила 700 фунтов, около 320 кг. Её супруг, Джон Батерсби, демонстрировал себя как «человек-спичка». Его вес — 37 кг.

Сюзи

Звезда фрик-шоу 1920-х годов страдала ихтиозом — нарушением процесса ороговения кожи. Ее кожа была чешуйчатой, серой и потрескавшейся, точь-в-точь напоминая слоновью. С такой особенностью ей была одна дорога — в цирк уродцев. Сюзи сделала отличную карьеру и отлично зарабатывала, но, по свидетельствам очевидцев, очень страдала от своей работы, так как была застенчива и не любила выставлять себя напоказ.

Миньон — девушка-пингвин

Настоящее имя Миньон было Рут Дэвис. Родилась в 1910 году. Ее псевдоним переводится с французского как «милая».

Анна Лук

Анна родилась без рук и присоединилась к шоу фриков, чтобы заработать себе на жизнь.

Минни Вулсей — Птица

Минни родилась в 1880 году и имела прозвище Ку Ку Птица. Она страдала от болезни, связанной с ее скелетом и была абсолютна слепой. Объявленная как «Слепая девушка с Марса», она никогда не реагировала на то, что ее окружало, и могла сидеть неподвижно часами на стуле.

Эли Боуэн — «безногое чудо»

Эли Боуэн был жертвой фокомелии — генетического недоразвития нижних конечностей, от которых у него были лишь стопы, развитые на манер ласт. При этом Боуэн был отличным акробатом, отличался невероятной физической силой и был обожаем публикой, приходившей в цирк посмотреть на его номера. Он отлично зарабатывал, был женат и растил четверых совершенно здоровых детей. Умер Эли Боуэн в 80 лет.

Майк — цыпленок без головы

Прожил 18 месяцев после того, как его голова была почти полностью отрублена. На пике своей популярности цыплёнок приносил хозяевам 4,5 тыс. долларов в месяц и был оценён в 10 тыс. долларов.

В 1932 году знаменитый американский режиссёр Тод Браунинг снял художественный фильм «Уроды». Будучи в какой-то мере трагикомедией, в какой-то - мелодрамой, фильм практически сразу после окончания съёмок был жесточайшим образом урезан цензурой (примерно на 45 минут), а затем и вовсе запрещён. В национальный реестр кинофильмов США он вошёл спустя более чем полвека, в 1994 году.

А всё дело в том, что Браунинг не побоялся снять картину на запретную к тому времени тему. Фильм о вымирающем жанре фрик-шоу, о людях, у которых не было другого пути, кроме как зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного уродства…

Сегодня шоу уродов как такового не существует. Медицина за последнюю сотню лет шагнула вперёд, да и этика человеческих отношений претерпела серьёзные изменения. Инвалидов в большинстве своём излечивают либо обеспечивают им нормальные условия существования - и это правильно. В XIX веке отношение было совсем другое. Для огромного количества людей, которые сегодня могли бы вести полноценную жизнь, дорога была только одна - в цирк уродов.

Но у этой дороги были и положительные стороны. Многие уроды зарабатывали огромные деньги и могли обеспечить себя лучше иных здоровых людей. Например, легендарная девочка-верблюд Элла Харпер в расцвете своей карьеры (1885-1886 гг.) получала в цирке Харриса $200 в неделю! С учётом инфляции на сегодняшний день это равноценно зарплате в $25000 в месяц. Немало, правда?

Зарождение жанра

Демонстрация различных отклонений человеческого тела была популярна испокон веков. С точки зрения психологии это беспроигрышный вариант ведения дела: даже сегодня нас тянет оглянуться на проходящего мимо инвалида, и объяснить этот порыв с точки зрения логики мы не можем. Но оглядываться на прохожих - некрасиво и неудобно. А цирки уродов предоставляли легальную возможность посмотреть на аномалии, собранные в одном месте и красиво оформленные. Поэтому практически в каждом цирке, начиная с древнеримских времён, обязательно присутствовали люди с физическими недостатками - у них были свои номера наряду с силачами и акробатами.

В XVI веке Европа начала переходить к рыночной системе отношений. Передвижные цирки перестали быть сборищем скоморохов, зарабатывавших в основном милостыней и подачками. Уже в XVII веке за входы во многие балаганы бралась фиксированная плата, а цирки, останавливаясь на ярмарке, платили деньги за аренду. Цирковое дело начало становиться действительно прибыльным. Если в XV веке циркачи в основе своей были нищими, а цирк вмещался в один-единственный вагончик, то два века спустя цирковое дело стало бизнесом.

Это не настоящий фрик, а Чарльз Лафтон в фильме «Горбун из Нотр- Дама» (1939). Блестящий грим делал лучший специалист Голливуда 1930-х Перк Уэстмор.

И в рамках этого бизнеса начало активно развиваться странное и неприятное направление - шоу уродов. Если во времена Квазимодо участью инвалида были тычки и тухлые яйца, то Новое время начало приносить фрикам барыши. Именно эти три века - с XVIII по начало XX - стали золотой эрой цирков уродов: прибыль уже была существенной, а общественная мораль допускала сколь угодно жестокое отношение к необычным людям.

В XVII веке появились первые известные уроды, сколотившие на своей внешности состояние. Знаменитейшими фриками того времени были сиамские близнецы Лазарус и Иоанн Баптист Коллоредо, родом из Генуи. Иоанн был не столько человеком, сколько недоразвитым отростком, растущим примерно из области груди брата. Глаза он всегда держал закрытыми, а рот - открытым, разговаривать не умел. Тем не менее он жил, шевелился и даже принимал пищу (судя по всему, пищеварительные системы братьев были раздельными).

Лазарус, будучи вполне мобильным и стройным мужчиной (не считая половины брата, растущего из передней его части), объехал в первой половине XVI века всю Европу - Данию, Германию, Италию, Англию - и везде имел успех. Более того, впоследствии он женился и имел нормальных детей.

Россия тоже не чуралась всяких диковинок. Например, кунсткамера Петра Великого стала одним из крупнейших мировых собраний заспиртованных уродов. Это, конечно, не совсем фрик-шоу, но жанр весьма близкий.

В начале XVIII века жанр фрик-шоу отпочковался от обычного цирка. Предприимчивые дельцы подбирали на улицах различных увечных, больных, недоразвитых - и составляли из них нечто вроде зоопарка. Официально первым выступлением классического фрик-шоу считается демонстрация вывезенной из Гвинеи женщины «с обезьяньей головой» в 1738 году. Правда, современные исследователи склоняются к тому, что женщина была совершенно нормальной. Просто африканцы экзотических племён казались Европе того времени чем-то совершенно диковинным, и обычная африканка (может быть, больная чем-либо) вполне сходила за урода. Но это лишь предположения.

Тем не менее в Европе фрик-шоу оставалось довольно редким зрелищем. Фрики по-прежнему прибивались и к обычным циркам, а за уродов часто выдавали людей нормальных, просто грамотно загримированных. Но в начале 1800-х годов идея фрик-шоу доползла и до США. И начался страшный, страшный золотой век.

Американская идиллия Барнума и Бейли

Вплоть до 1840-х годов американские фрик-шоу не слишком отличались от европейских. Это были группы вагончиков, которые колесили по стране, разворачивая балаган в каждом городе и демонстрируя своих фриков. В отличие от Европы, американские антрепренеры подходили к вопросу грамотно. Уроды получали достаточно высокие зарплаты, подписывали контракты на выступления - и вообще жили как нормальные люди. Единственным местом, где им приходилось терпеть позор, демонстрируя свою неполноценность, была сцена. Но искусство требует жертв.

А в 1840-х годах начала бурно развиваться фотография. Владельцы фрик-шоу тут же взяли её на вооружение: почти все рекламы фрик-шоу с того времени снабжались многочисленными фотоиллюстрациями. Посещаемость представлений буквально за несколько лет возросла в десятки раз, как и прибыли.

Сара Бартман (до 1790-1815) по прозвищу «Сартжи», уроженка Южной Африки, была известным фриком начала XIX века, «Готтентотской Венерой». На самом деле у неё просто была стеатопигия, излишние жировые отложения на ягодицах.

В 1880-х - 1930-х годах в Европе и США действовали несколько сотен цирков, специализирующихся на демонстрации человеческих аномалий. Наиболее известными среди них были W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, шоу Congress of Living Freaks и, конечно, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth. О последнем и стоит рассказать отдельно, потому что именно Пи-Ти Барнум сделал свой цирк квинтэссенцией всех фрик-шоу в мире.

Родившийся в 1810 году Финеас Тэйлор Барнум был бизнесменом от природы и постоянно основывал компании и фирмы, впоследствии перепродавая их или раздавая за долги. Он успел побывать и издателем газеты, и организатором лотереи, и лавочником, пока не пришёл к выводу, что народ можно обманывать и более простыми способами. В 1835 году он приобрёл старую негритянку-рабыню Джойс Хет и начал возить её по городам, утверждая, что ей 161 год и что она была нянечкой самого Вашингтона. Когда интерес к нянечке стал спадать, Барнум пустил слух, что старуха - не живая, а механическая, и на второй волне популярности собрал ещё вдвое больший куш. Правда, потом Джойс умерла. А Барнум нашёл своё призвание.

С 1841 года Барнум начал заниматься организованной демонстрацией уродов - лилипута Чарльза Страттона по прозвищу «Генерал Мальчик-с- Пальчик», сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров, а также ряда африканок и индианок непривычной для белого человека внешности. Страттон был необыкновенно популярен в Европе и США - ему тоннами посылали любовные письма, его приглашали в общество, и даже свадьбу его с лилипутшей Лавинией Уоррен Барнум обставил как грандиозное фрик-шоу.

«Генерал Мальчик-с-Пальчик» и его супруга лилипутша Лавиния Уоррен.

Свой самый знаменитый цирк Барнум основал в Нью-Йорке в 1871 году; десятью годами спустя к названию цирка прибавилась фамилия Джеймса Бейли, соорганизатора шоу. Для каждого урода придумывалась уникальная история и уникальный номер. Например, костромской мальчик Фёдор Евтищев, страдающий повышенным ростом волос (гипертрихозом), на сцене только лаял и рычал, делая вид, что не умеет говорить. Платил Барнум очень хорошо - люди специально калечили себя, чтобы попасть на работу в его цирк. Выступавшие в его цирке длинноволосые сёстры Сазерленд (в среднем 1,8 метра волос у каждой из семи сестёр) сделали в конце XIX века состояние в 3 миллиона долларов!

Барнум задал новое веяние развитию бизнеса - он использовал многие методы, тогда неизвестные. Распространял слухи, вирусную рекламу, придумал спам (бумажный) и так далее. Именем Барнума назван психологический эффект, когда люди доверительно относятся к описаниям их личности, созданным якобы индивидуально для них, а на самом деле являющихся пустым общим набором слов (например, газетные гороскопы).

Стандартные фрики

В «золотой век» американских фрик-шоу (1850-1930 годы) существовала чёткая классификация различных отклонений. Каждый уважающий себя цирк обязан был иметь стандартный набор уродов плюс несколько необычных, уникальных экземпляров. Последние обычно получали самые большие гонорары; цирки перекупали их друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков.

Бородатые женщины

Как ни странно, многие женщины имеют способность к отращиванию усов и бороды. Аномальный рост этих сугубо мужских признаков обусловлен переизбытком андрогенных гормонов в женском организме. В XIX веке бородатая женщина обязательно должна была присутствовать в каждом цирке - подобных фриков было так много, что зрители «клевали» только на тех, кто имел какие-то дополнительные уродства. Например, седую бороду или отсутствие рук. Обычная чёрная борода (99% бородатых женщин - черноволосые) никого уже не интересовала. Большинство бородатых женщин выходили замуж по многу раз и рожали детей - их особенность только придавала им пикантности.

Наиболее известными бородатыми женщинами в истории была мексиканка Юлия Пастрана, вывезенная в Европу ребёнком в 1840-х годах и в 1858-1860 годах жившая в Санкт-Петербурге. Необыкновенно уродливая индианка, она тем не менее не знала отбоя от поклонников-дворян. Умерла она от неудачных родов. Известными «сотрудницами» цирков уродов были Джейн Барнелли (леди Ольга) и Анни Джонс, а француженка Клементина Делейт даже содержала кафе «У бородатой женщины». Как уже говорилось, это самый распространённый вид «обязательного» для каждого цирка XIX века фрика.

Люди-волки

Люди, страдающие гипертрихозом, - повышенным ростом волос по всему телу. Самым известным мальчиком-волком был Фёдор Евтищев, унаследовавший «пёсье лицо» от своего отца Адриана. Евтищев прославился, выступая в американском шоу Барнума в конце XIX века. Сегодня подобные больные ведут вполне нормальный образ жизни. Рост волос подавляется гормонально, да и средства эпиляции заметно усовершенствовались с течением времени.

Люди с кожными аномалиями

Сегодня генетические заболевания, связанные с кожей, или излечивают, или оставляют в покое, если те не приносят неудобств своему носителю. Наиболее распространённой группой фриков с кожными проблемами были люди с «крокодильей» или «слоновьей» кожей - страдающие тяжёлыми формами ихтиоза. Эта болезнь выражается в нарушении роговых, верхних покровов - кожа становится разноцветной, ороговевшей, действительно напоминающей крокодилью. Известным фриком-аллигатором первой половины XX века была Сьюзи, девочка-крокодил; в XIX веке своими крокодильими ороговевшими ногами блистал Ральф Крунер.

Второй крупной группой были фрики с эластичной кожей - больные синдромом Элерса - Данлоса. При этом синдроме нарушается синтез коллагена - фибриллярного белка, являющегося основой соединительной ткани организма. В результате кожа становится гиперэластичной, а суставы - сверхподвижными (вплоть до изгибания пальцев в обратную сторону). Сегодня широко известен занесённый в Книгу рекордов Гиннесса британец Гэри Тёрнер по кличке «Эластик», а в XIX веке на сцене блистал «резиновый человек» Джеймс Моррис.

Скелеты и толстяки

Необыкновенно худые и чудовищно толстые люди чаще всего выступали в совместных номерах. Но если с толстяками всё понятно - чаще всего это были люди с тяжёлой формой ожирения, то «люди- скелеты» обычно являлись носителями генетических заболеваний. «Скелеты» чаще были мужчинами, чем женщинами, и верхней границей их допустимого веса (при нормальном росте) было 35 килограммов. Болезни, вызывающие аномальную худобу, могли быть разными - от различных видов дистрофий до привычной нам анорексии.

Наиболее известной парочкой были муж и жена - скелет Пит Робинсон (26 килограммов) и толстуха Банни Смит (212 килограммов), поженившиеся в 1924-м и бывшие звёздами фрик-шоу в течение 20 лет. Как и многие «скелеты», Пит имел классическое театральное образование и, кстати, великолепно играл на губной гармошке. «Скелеты» часто были образованными людьми, впоследствии делавшими карьеру на других поприщах, - их уродство легко пряталось под одеждой.

Лишенные конечностей

В отличие от прочих фриков, просто демонстрировавших своё тело, лишённые конечностей уроды вынуждены были учиться и работать. Потому что зрителей интересовало в первую очередь не отсутствие рук, а умение бриться ногами.

Наибольшей популярностью пользовались «живые торсы». Мегазвездой XIX-XX века был Принц Рэндиан, «человек-змея». От рождения лишённый рук и ног, он самостоятельно доставал сигарету из пачки и прикуривал, рисовал, писал, двигался, а также дважды был женат и имел шестерых детей. Из женщин известностью пользовалась Виолетта (Алоизия Вагнер), умевшая самостоятельно одеваться и даже краситься.

Также известностью пользовался безрукий фотограф Чарльз Трипп, демонстрировавший умение снимать ногами (это при камерах XIX века!), и «полумальчик» Джонни Эк, лишённый всей нижней половины туловища из-за крестцового агенеза.

Искусственные уроды

Неотъемлемыми участниками фрикшоу были удивительные люди без каких-либо физических недостатков. Например, высоко ценились женщины со сверхдлинными волосами (весьма популярны были семь сестёр Сазерленд, имевшие общую длину волос порядка 14 метров на семерых), силачи, умеющие завязать подкову узлом, шпагоглотатели. В XIX веке уродами считались также альбиносы и вывезенные из Африки представители реликтовых племён (особенно женщины с крупными… хм… ягодицами).

Была особая группа искусственных гермафродитов - людей, гримирующих одну половину тела под мужчину, вторую - под женщину. Особо известен в XX веке был персонаж по имени Джозефина Джозеф. Конечно, его «гермафродитизм» представлял собой не более чем маскарад.

Уникальные фрики

Конечно, каждый цирк должен был поразить публику чем-то уж совсем невероятным. Бородатые женщины, люди-скелеты и безногие встречались часто. Но звёздами паноптикумов становились фрики с уникальными аномалиями, встречающимися раз на миллион.

Девочка-верблюд

Элла Харпер (1873-?) бесследно исчезла из фрик-шоу в 1886 году. Фотография ориентировочно 1884 года.

Знаменитейшим фриком конца XIX века была девочка-верблюд Элла Харпер, страдавшая от congenital genu recurvatum, синдрома обратного изгиба коленного сустава. Она родилась в 1873 году и, если бы её колени гнулись в обычном направлении, выглядела бы нормальным симпатичным ребёнком. Звёздным годом Эллы стал 1886 год, когда она, выступая в цирке W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, зарабатывала до $200 в неделю. В своём номере Элла выходила на сцену одновременно с верблюдом и повторяла все его повадки и движения. В конце года Элла ушла из цирка, будучи обладательницей неплохого состояния, и больше о ней ничего не известно.

История знает и другого фрика с таким же заболеванием - «мальчика- пони» Роберта Хаддлстона. Он родился в 1895 году, вырос на ферме, затем попал в Tom Mix Circus и в течение 36 лет демонстрировал свои странные колени. По уходу из цирка открыл автомастерскую, был женат.

Женщина-младенец

Медуза ван Аллен по прозвищу «Маленькая мисс Солнышко» родилась в 1908 году и страдала от уникального генетического заболевания костей, в результате которого росла только её голова. Стоять или сидеть она не могла - и всегда лежала. Во фрик-шоу она обычно и играла роли младенцев - её, 70-сантиметровую, выносили на сцену на руках, баюкали, качали, а потом она внезапно начинала говорить, рассуждать о философии и литературе, повергая зрителей в восторг. Медуза была звездой цирка Ripley’s human oddities.

Люди с деформациями позвоночника

Самым известным фриком подобного плана был некий Леонард Траск, родившийся в Англии в 1805 году. В возрасте 28 лет Траск упал с лошади и заработал искривление позвоночника. Ещё 7 лет спустя он выпал из экипажа и получил ряд переломов. В течении следующих 18 лет его позвоночник самопроизвольно изгибался: в итоге нос Траска уткнулся в его грудь. Он уже ничего не видел перед собой и зарабатывал на жизнь демонстрацией уродства. Исследователи утверждают, что причиной изгибания стал анкилозирующий спондилоартрит - системное заболевание суставов, но в этом нет твёрдой уверенности.

Другим странным фриком был немец Мартин Лорелло, способный поворачивать голову на 180° и пребывать в таком состоянии довольно долго. Он много гастролировал по Европе и США, выступал у Барнума, был женат и даже написал сатирический памфлет «Как повернуть вашу голову на 180 градусов: подробная инструкция».

Люди-пингвины

Высоким спросом пользовались фрики, больные фокомелией. При этой болезни кисти и/или стопы прикреплены прямо к туловищу - без плеч, предплечий, голеней… Человек и в самом деле напоминает пингвина или тюленя. Небольшое количество фриков-пингвинов было обусловлено высокой детской смертностью страдающих врождённой фокомелией. В принципе, подобная аномалия в природе столь же часта, как и отсутствие какой-либо конечности от рождения - но до 5 лет доживают от силы 3% больных фокомелией.

К этому же «подтипу» можно отнести и довольно распространённых «людей-лобстеров» - больных эктродактилией. При этой болезни количество и форма пальцев на руках, а также форма стоп, по сути, произвольны. Чаще всего у эктродактилистов по два «пальца» на каждой руке, они образованы сросшимися тканями нормальных пальцев. Руки при этом напоминают клешни. Известными фриками подобного типа были Фред Уилсон (род.1866), Бобби Джексон (начало 1910-х), Грэди Стайлс-младший (уникальный «лобстер» в третьем поколении!).

Слава и закат

Вплоть до Второй мировой войны этика человеческих отношений позволяла фрик-шоу процветать.

Знаменитый фильм Тода Браунинга «Уроды» 1932 года демонстрирует типичное фрик-шоу - со стандартным набором уродов плюс несколько необычных фриков. Правда, этика этого фильма повергла общественность в шок даже в те годы, Браунинг впал в немилость и из знаменитого режиссёра превратился в голливудского изгоя - снимать он продолжал, но провал следовал за провалом.

В «Уродах» играют самые что ни на есть настоящие цирковые фрики. Человек-червь Принц Рэндиан, родившийся без рук и ног и снискавший славу во всём мире благодаря своим умениям. Полумальчик Джонни Эк, лишённый нижней половины тела. Сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон, сросшиеся боками (к слову, сегодня таких близнецов разделяют; но даже уродство не помешало сёстрам несколько раз выйти замуж и развестись). Марта Моррис, «безрукое чудо» и Фрэнсис О’Коннор (о, как она в фильме пьёт вино с помощью ног!).

Перечисленные фрики были по крайней мере полноценны умственно и играли в фильме как актёры. Проблемы с законом вызвало использование умственно отсталых фриков - микроцефалов Зипа и Пипа, «женщину-птицу» Ку-ку (страдающую от синдрома Секеля и слепую) и так далее. Вопрос был вовсе не в этике, а в том, что большинство людей и в самом деле не знали о существовании уродов. Точнее, знали, но делали вид, что не знают. А тут - ай-ай-ай! - показали всем, смотрите, в США есть фрик-шоу.

После Второй мировой войны фрик-шоу резко потеряли популярность. Общество стало более жёстким в этическом плане, в моду вошла борьба за различные права, в том числе и за права инвалидов. И многие фрики, которые до войны зарабатывали огромные деньги и, в общем-то, были счастливы, после войны прозябали в нищете и безвестности (в том числе и упомянутый «полумальчик» Джонни Эк).

К 1955 году запрет на фрик-шоу как явление приняли все европейские государства и большинство штатов США. Фрики могли выставлять себя по собственному желанию в качестве отдельных номеров, но афиши со словами «удивительное уродство», «человек-ящерица» или «лучшие уроды у нас» пропали раз и навсегда.

Фрик-шоу сегодня

Другой аналог старинных фрик-шоу - цирк лилипутов. Подобных цирков в мире очень мало, они являются закрытыми сообществами и редко допускают обычных людей в свою внутреннюю жизнь. Отдельные уроды демонстрируют себя в различных телевизионных шоу и на клубных представлениях. Например, в США широко известен «мальчик-лобстер» по прозвищу «Чёрный скорпион» (настоящее имя он скрывает) - человек со сросшимися пальцами; его руки напоминают клешни лобстера.

***

Сложный вопрос, кто счастливее - фрики XIX века, зарабатывавшие своим уродством приличные деньги, или современные инвалиды. Если последние отдадут все свои льготы за право снова обрести здоровье, то первые даже и не помышляли о таком. Их изувеченные тела были их хлебом, и ни о какой этике речи не шло.

Но, глядя на старинные фотографии, помните о том, что в сравнении с этими людьми у вас нет вообще никаких проблем. Даже если вас уволили с работы, от вас ушла жена и вы должны крупному мафиозному боссу, у вас всё равно нет никаких проблем.