Человечьи зоопарки. «Человеческие зоопарки»



Наши европейские партнеры.



Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветаличеловеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.




На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. Морг был любимым местом для встреч и прогулок парижан в XIX веке .

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные. Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть. Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.
1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.

Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.


В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

Брюссель: человеческие зоопарки
2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.


Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

Человеческие зоопарки
3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.


"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.

Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

Человеческие зоопарки: фото
4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale


В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.


На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.


Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.


Зоопарки людей
5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.


В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

Человеческие зоопарки в Европе
6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.


На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.

Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.









7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.


Содержание людей именно в таких условиях было чрезмерно популярным, их показывали на мировых ярмарках, от Парижа до Нью-Йорка.

8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.


Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.


10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.

11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.


В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

Идея проведения Олимпиады с участием "дикарей" возникла из желания доказать, что "дикари" менее спортивны по сравнению с "цивилизованными" белыми американцами.

Первый человеческий зоопарк
12. Одной из первых выставок человека на всеобщее обозрение была выставка Б.П.Барнума.


Он сделал экспонат из Джойс Хет (Joice Heth) (1756 – 1836). Она была рабыней афроамериканкой. В 1835 году, к концу своей жизни, женщина была слепой и почти полностью парализованной (она могла говорить и двигать правой рукой).

Тогда-то её и купил Барнум. Он начал свою "карьеру" выставив на показ умирающую женщину и заявил, что она 160-летняя медсестра Джорджа Вашингтона. Через год она умерла в возрасте 80 лет.

Человеческие зоопарки в 21 веке
Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Племя затворников Харава живёт на Андаманском острове в Индии. Видео, появившееся в 2012 году, показало одну из поездок сафари на этом острове в красивом Бенгальском заливе, который не так давно стал популярным туристическим маршрутом.


Но во время сафари людям показывали не только животных, туристам изначально обещали предоставить возможность понаблюдать за жизнью членов племени Харава в естественной среде обитания.

Однако, на самом деле, судя по всему, всё не так однозначно, потому что на том видео островитяне специально танцевали для туристов.


Эти коренные народы только начали контактировать с материками, и их готовность взаимодействовать с внешним миром очень быстро была подхвачена и привела к тому, что некоторые группы сегодня ничем не лучше, чем человеческие зоопарки в прошлом.

У входа в "заповедник" был знак, запрещающий взаимодействие и подкармливание жителей племён, но туристы, сотнями ежедневно его посещающие, всегда приходили с фруктами и орехами.


В "заповеднике" есть полицейские, которые должны защищать людей племен от контактов, однако, в одном видео было чётко видно, как "защитник" инструктирует голых женщин племени как танцевать, так как им была брошена еда. К сожалению, бросание еды в ожидании контакта, в действительности, рутинное занятие, а не исключение из правил.

Правительство потребовало прекратить всё это действо, и в 2013 году Верховный суд Индии полностью запретил такие сафари. Однако, некоторые группы активистов заявляют, что услугу туристам продолжают тайно оказывать.

Человеческие зоопарки как знак протеста
В 2014 году в Осло в рамках празднования 200-летия конституции страны, двое художников решили устроить воссоздание Конго-деревни, известной выставки в Норвегии 1914 года, проведённой за столетие до этого.

Тогда, сто лет назад, на выставке 80 сенегальцев были представлены в аутентичной среде.


Сто лет спустя Мохамед Али Фадлаби (Mohamed Ali Fadlabi) и Ларс Кузнер (Lars Cuzner) воссоздали выставку. Они назвали её European Attraction Limited и попытались исследовать то, что они считали колониальной и расовой амнезией Норвегии, а также завязать разговор о наследии колониализма.

Для отдыха в этот постмодернистский зоопарк были приглашены люди всех национальностей со всего мира.

Однако, реакция была не такой, как ожидали художники. Многие критики говорили, что экспозиция просто подтвердила и переписала расистские и колониальные верования в мире. Они отрицали наличие какой-либо художественной ценности в повторении такого дегуманизирующего зрелища, особенно в ещё не полностью излечившимся от расизма мире.


Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветали человеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.









На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. .


Бельгия. 1958 год, африканская девочка в человеческом зоопарке. К концу 19 века Конго стало бельгийской колонией, и местные жители стали личной собственностью бельгийского короля Леопольда II. Чтобы удобнее грабить страну, Леопольд наводнил Конго бандами карателей, которые действовали под начальством европейских офицеров и за малейшую провинность уничтожали людей целыми деревнями. Эта частная военная структура называлась "Общественные силы".
Бельгийские власти нашли исключительно эффективный способ повышения производительности труда - благодаря ему производство каучука в Конго за десять лет выросло в 40 раз. Способ был прост - каждому, кто не выполнял норму по сбору каучука, отрубали руку. И детям в том числе. Точнее, за невыполнение норм полагался расстрел. Бельгийское правительство считало каждый патрон, поэтому требовало, чтобы каратели из Force Publique предоставляли отрубленную руку казненного в подтверждение того, что патрон был использован по назначению, а не был продан местным охотникам. Кроме того, каратели получали за каждую экзекуцию вознаграждение.
Головорезы оказались хитрее - они просто начали отрубать людям руки. В конце концов, дело закончилось тем, что отрубленные руки стали использоваться в Конго в качестве валюты. Их собирали каратели из Force Publique, их собирали мирные деревни… Если у одной деревни нормы по сбору каучука оказывались слишком высокими, она нападала на другую деревню, чтобы заплатить бельгийскому королю страшный выкуп. Пик добычи каучука в Конго пришелся на 1901-1903 годы. Именно тогда руки начали измерять корзинами. Не выполнил норму по сбору каучука? С тебя - две корзины рук. В стране упала рождаемость, начали распространяться голод и болезни. За первые 40 лет бельгийского владычества население Конго сократилось на 15% (с 11.5 до 10 миллионов человек).
Леопольд II продал Конго бельгийскому правительству лишь перед своей смертью, в 1908 году. Он не испытывал ни капли сожаления по поводу миллионов покалеченных и убитых людей.
Основная экономическая деятельность была сосредоточена в провинции Катанга. Главной статьей дохода была добыча полезных ископаемых. В годы нацистской оккупации Бельгии, Конго находилось под контролем "Сил Свободной Бельгии". Горнорудная продукция колонии вывозилась в Великобританию и США. В частности, именно в Катанге был получен уран для атомных бомб сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
На Брюссельских конференциях круглого стола в 1960 году по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго бельгийское правительство было вынуждено заявить о своём согласии предоставить колонии независимость. Напомним что фашизм в Европе был побежден в 1945 году, в Бельгии этот процесс затянулся до 1960 года.
Бельгийский фашизм даже коснулся легендарного боксерского поединка "Pазборка в джунглях" между Мохаммедом Али и Джорджем Форманом цитата:
Несмотря на цвет кожи, именно Джордж Форман был здесь инородным телом, особенно, после того, как по незнанию местных обычаев, вышел с самолета вместе с немецкой овчаркой, чем оскорбил заирцев (Заире сейчас это Демократическая Республика Конго), напомнив им о колониальном прошлом с бельгийскими копами-кинологами.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

На старых немецких кинолентах времён Второй мировой войны очаровательные фрейлейн и фрау поют и танцуют. Иногда нянчат белокурых младенцев. Женщины трогательны и нежны. Сказочный мир, в котором они порхают, выжимает у зрителей слезы умиления.

С незапамятных врёмён охота и рыболовство были основными источниками пропитании у народов, живущих в суровых условиях Сибири. Эвенки и буряты, хакасы и алтайцы, тунгусы и ульчи даже в наши дни относятся к этим занятиям, как к священному действу, окружённому множеством магических ритуалов и примет.

Народ вправе гордиться своими победами. Говорить о триумфах всегда легко и приятно. Они наполняют сердца ликованием. Надеждой на светлое, сытое, свободное будущее. Они заставляют верить, что насколько бы ни была страшна цена, ради всеобщего блага заплатить её стоило. Что вся та боль, кровь и слёзы, что выпали на долю народа, были не напрасны. Вот только «у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота».

В начале 1960-x годов, во время одной из своих поездок в Сирию, итальянский археолог Паоло Маттиэ обнаружил в запаснике музея города Алеппо базальтовую чашу, украшенную головами рычащих львов и фризом с изображением царя и воинов.

После смерти миллионера Пульмана его семья, опасаясь, что тело осквернят уволенные им работники, велела вырыть могилу глубже обычной, дно и стены её укрепить бетоном, труп захоронить в стальном гробу, а сверху закатать всё асфальтом.

Каждому актёру не везёт по-своему: одни обречены на эпизоды, другие - на сериалы, третьи - на боевики. А Домогарову из-за его внешности долгое время доставались роли героев-любовников, прежде чем режиссёры увидели в нём глубокого драматического актёра.