Зоопарки для людей в европе китайцев. Человеческий зоопарк: аборигены в клетках

В Европе еще живы те, кого родители водили в зоопарки поглазеть на негров в клетках и покормить их с рук. Вместе с африканцами на потеху почтенной публике 80 лет назад содержали эскимосов и индейцев. В этих же вольерах жили страусы, зебры и обезьяны.

"Человеческие зоопарки" были нужны не только для забавы. Там работали ученые: ставили эксперименты, наблюдали. Подопытных хорошо кормили, разрешали петь и плясать. Цивилизованная и просвещенная Европа: африканцы старательно пляшут в вольерах, не совсем понимая реакцию окружающих, а почтенная публика покатывается со смеху...

Самые большие подобные парки были в Берлине, Базеле, Антверпене, Лондоне и Париже - всего в 15 городах Европы. В Лондоне за год вольеры с неграми посещало до 800 тысяч человек, в Париже - свыше миллиона.

Нашумевший инцидент: канцлер германской империи Отто фон Бисмарк в зоопарке Берлина произнес фразу, вошедшую в летопись расизма. Железный канцлер удивленно разглядывал сидящих в клетке африканца и гориллу, а потом спросил у смотрителя, кто из них человек?

Кстати, в Германии были популярны также вольеры с жителями островов Самоа. Выставляли в тех зверинцах и европейцев, в частности, саами.

Сколько румяных европейских бабушек и дедушек в детстве кормили африканцев с руки, как страусов и павлинов, неизвестно. Не ошибусь, если предположу: десятки тысяч. В Турине и Базеле негров из клеток выпустили только в 1935-1936 годах. Во Франции и Швейцарии средняя продолжительность жизни - 85 лет. Так что многие пенсионеры в Европе еще должны помнить забавы своего детства.

Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, что в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 год в неволе их умерло 27 человек.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, почему закрылись такие зверинцы. Официальная версия: гуманизм. Но есть и другое объяснение: в 1920-30-е годы вольеры с людьми в Европе стали закрываться из-за экономической депрессии. У народа просто не хватало денег на билеты в зоопарки.

Последний раз африканцы на потеху европейской публики выступали в 1958 году. Уровень гуманизма к тому времени не позволял содержать людей в вольерах зоопарка. "Конголезскую деревню" организовали в рамках выставки ЭКСПО в Бельгии. Но вот вопрос - насколько вообще было уместно везти африканцев в Бельгию и устраивать этнографическое шоу? Ведь еще в первое десятилетие XX века бельгийские плантаторы в Конго охотно фотографировались с безрукими детишками. В назидание: маленьким африканцам отрубали руки за то, что их родители не смогли выполнить норму по сбору каучука.

А нормы были такие, что местным приходилось работать по 16 часов в сутки. Именно рабский труд на каучуковых плантациях сократил население Конго вдвое.

Бельгия потеряла контроль над Конго лишь в 1960 году, но при этом ее экономика оставалась на 100% в руках западных компаний.

Десант в школу

А вот в Америке не только 80-90-летние старики помнят время, когда понятия African-American ("афроамериканец") еще не было, а чернокожих американцев называли просто и понятно: "ниггерами". В южных штатах табличка в ресторане: "Собакам, индейцам, неграм и мексиканцам вход запрещен" - была нормой.

До 1940 года лишь 5% негров юга США имели право голоса.

Сам президент Рузвельт и его супруга пытались переломить ситуацию, требуя набирать чернокожих, например, на флот, не только в обслуживающий персонал.

Флот подчинился, выделив целый эсминец только для "цветных" - "Мэйсон" (USS Mason DE529). Но командовать кораблем, экипаж которого состоял из негров, было настолько непопулярно, что назначать на него офицеров стали в качестве наказания. Все офицеры, конечно, были белыми.

В Первую мировую войну единственный военный летчик-афроамериканец не смог поступить на службу в ВВС США и поэтому служил во французской авиации.

Во Вторую мировую американцы создали отдельную часть для цветных: 332-ю авиагруппу. Воевали пилоты-афроамериканцы превосходно. C 1942 по 1945 год сбили 260 вражеских самолетов, уничтожили 950 единиц наземной техники, утопили один эсминец. В воздушных боях 66 летчиков погибли. Группа участвовала во вторжении на Сицилию, в конце войны обросла легендами, особенно после того, как ее привлекли к сопровождению "летающих крепостей". Считается, что эти пилоты никогда не бросали в бою прикрываемые бомбардировщики, защищая их экипажи даже ценой своей жизни.

Но ни их подвиги, ни даже авторитета самого президента не хватило, чтобы изменить сознание населения. Генеральное управление ВМС США представило Рузвельту доклад, в котором прямым текстом говорилось, что белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал цветной.

"Белые - представители высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к цветным как к равным". Отгадайте, откуда эта цитата? Из "Майн кампф" Адольфа Гитлера? Нет, все из того же доклада американских адмиралов.

В США есть легендарная дивизия - 101-я воздушно-десантная. Прославлена, как у нас тульская или, скажем, псковская. Среди ее славных дел есть и особая операция. Дивизию бросили на... охрану черных учеников в школу для белых. Было это в 1957 году.

Формально сегрегацию в США поставили вне закона в 1964 году. Но до 1967 года на юге были запрещены межрасовые браки. И совсем не старые еще американцы помнят парки, где скамейки были разделены: для белых и для цветных.

Последняя гастроль

А вот зверинец с чернокожими по европейскому типу в США был бы обречен на финансовую катастрофу. Зачем за деньги смотреть на людей, которые тебя окружают бесплатно?

Поэтому в американских зоопарках показывали... пигмеев.

Самый известный из которых - Ота Бенга. В клетке Зоологического сада Бронкса (Нью-Йорк) он сидел вместе с орангутангом и попугаем. На решетке висела табличка: имя, рост, вес, график показа.

Бенгу привезли из Конго. В Нью-Йорке он пользовался большой популярностью. Настолько, что чернокожие пасторы умоляли относиться к пигмею как к человеку. Или хотя бы не выставлять его напоказ вместе с обезьянами.

Большинство посетителей зоосада находили забавным сравнения пигмея с человеком.

Руководство зоопарка заявляло "о чести иметь такую редкую переходную форму". Их мнение разделяла и пресса. "Нью-Йорк таймс" писала: "Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров - в любом случае они представляют интерес для этнологии".

Точку в дискуссии поставил сам пигмей. Толпы зевак ему так надоели, что он смастерил лук и начал обстреливать посетителей. После этого шоу пришлось закрыть.

Пигмея в конце концов отпустили на волю. Бенга уже знал, что в Африке его деревня разрушена, возвращаться ему некуда. Он выкрал револьвер и покончил жизнь самоубийством.

Во вторник, 17 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня открытия Всемирной выставки, проходившей в Брюсселе с 17 апреля по 19 октября 1958 года. Экспо 1958 стала первым всемирным смотром достижений после Второй мировой войны. Главной целью 200-дневной Выставки было показать послевоенные социальные, культурные и технологические достижения человечества. Всемирная выставка, проходившая в столице Бельгии, должна была занять «важное место в коллективной памяти бельгийского народа». Так и произошло – бельгийцы до сих пор с гордостью вспоминают об Экспо 1958. Однако тогда же в Брюсселе произошло одно событие, о котором сейчас в королевстве не любят вспоминать. Речь идет о живой выставке живых чернокожих мужчин, женщин и детей, задачей которых было учить и развлекать белых европейцев. Это был последний «человеческий зоопарк».

В конце пятидесятых годов прошлого века Бельгия владела в Африке одной, но очень большой колонией – Конго. По площади эта чрезвычайно богатая полезными ископаемыми страна в центральной Африке в 80 раз превосходила метрополию. Бельгийцы страшно гордились Конго. Правительство решило провести Всемирную выставку «Экспо 58», чтобы показать планете не только свои достижения, но и неразрывную связь с Конго. Единственной колонии Бельгии была посвящена так называемая «Конгорама». Так назывались семь павильонов, посвященных разным сферам жизни конголезцев: добыче полезных ископаемых, культуре, транспорту сельскому хозяйству. Посетители Выставки могли из-за бамбуковой ограды наблюдать за повседневной жизнью одетых в национальную одежду чернокожих жителей Конго с раннего утра до позднего вечера.

Для Запада человеческие зоопарки, подобные этому, не были в диковинку. Они регулярно организовывались в Лондоне, Париже, Осло и Гамбурге. В Нью-Йорке в 1906 году в зоопарке в Бронксе к обезьянам в вольер на потеху публике даже подселили молодого конголезца.

Летом 1897 года король Бельгии Леопольд II привез в Брюссель 267 конголезцев. В том году в Бельгии тоже проходила Всемирная выставка. Для нее в столичном пригороде Тервюрен был построен Колониальный дворец с прудами и озерами, по которым плавали в лодках африканцы. Африканская экспозиция стала самой популярной. По крайней мере, у бельгийцев. Из четырех миллионов жителей королевства ее посетил каждый третий - 1,3 млн человек.

Лето 1897 года выдалось очень холодным. Он пневмонии и гриппа тогда скончались семь африканцев, которых похоронили в безымянной могиле на одном из городских кладбищ.

Популярность Африканской экспозиции оказалась такой высокой, что было решено проводить ее постоянно на этом же месте. Первоначально ее назвали Музей Конго, позднее она была переименована в Королевский музей Центральной Африки.

Выставка 1958 года уступала Музею Африки по масштабам, но она ничем не отличалась от него по содержанию. Для темнокожих экспонатов выстроили традиционную конголезскую деревню. Африканцы занимались народными ремеслами и жили повседневной жизнью в покрытых соломой хижинах. У ограды толпились белые мужчины, женщины и дети. Они смеялись и издевались над конголезцами, а самые развязные бросали через ограду деньги и бананы.

Бельгийские газеты летом 1958 года пестрели статьями о «неграх в зоосаду». В человеческий зоопарк свезли 598 человек: 273 мужчины, 128 женщин и 197 детей, в общей сложности 183 семьи. В министерстве по делам колоний Бельгии очень беспокоились, что пришлось привезти в Брюссель такое беспрецедентное количество африканцев. Конголезцы жили в специальном здании за пределами Экспо. На выставку их, как на работу, каждый день возили на автобусах.

К июлю терпение и силы конголезских ремесленников иссякли, и они начали требовать вернуть их на родину. Несмотря на закрытие человеческого зоопарка Выставка продолжила работу. В январе 1959 года Конго обрела независимость.

Трактовка меняется. Но как?

1 декабря после пятилетней реставрации, которая обошлась казне в 75 млн евро, Королевский музей Центральной Африки распахнет свои двери для посетителей. Площадь отремонтированного Музея станет вдвое больше и достигнет 11 тыс. м².

В 2001 году, когда Музей Африки возглавил Гидо Грисилс, постоянная выставка оставалась практически такой же, как в 20-е годы прошлого века. Почти в каждой комнате можно было найти королевские вензеля: двойные буквы «L». Высказывания и цитаты монархов прославляли высокие моральные достижения колониального периода и рассказывали о том, что бельгийцы принесли свет в Конго, где до их появления царила тьма.

Для большинства бельгийцев, по словам Грисилса, первая встреча с Африкой начиналась в этом Королевском музее Центральной Африки. Здесь же им успешно внушалась мысль о превосходстве белых людей над черными. Достаточно сказать, что африканцев чаще всего изображали нагими и вооруженными копьями. Утверждалось, что до прихода европейцев это был крайне отсталый народ, не имевший даже собственной культуры.

Эта выдуманная «реальность» оказалась очень живучей, потому что бельгийское общество, хотя и не желало себе в этом признаться, фактически не хотело переосмыслять колониальное прошлое. Бельгия – страна маленькая. Не удивительно, что в каждой бельгийской семье кто-то в то или иное время работал или жил в Конго миссионером, учителем или чиновником. Не удивительно, что осмысление отношений с Конго для бельгийцев крайне болезненно.

Дискуссии о колониальном прошлом начались в королевстве лишь в 1998 году, после выхода в свет книги Адама Хошчайлда «Дух короля Леопольда». К тому времени в школьных учебниках сохранилась старая традиционная трактовка колониального периода: «мы принесли в Конго цивилизацию».

Процесс переосмысления проходит медленно. Сейчас в Бельгии немало людей требуют закрытия или хотя бы «деколонизации» Королевского музея, но директор Грисилс считает, что его ждет большая и серьезная просветительская работа – рассказать соотечественникам правду о роли Бельгии в Конго.

Ожидается, что на церемонии открытия Королевского музея Центральной Африки в присутствии королевской семьи министр иностранных дел Бельгии расскажет новую трактовку столетнего колониального периода.

«Мы несем ответственность за создание мысли о том, что бельгийцы превосходят чернокожих людей, - объясняет свою задачу Гидо Грисилс. - Но это меняется. Правда, эти перемены займут некоторое время».

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») - некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX - начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

(Всего 24 фото)


1. Ота Бенга, пигмей из долины , которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.


2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.


3. Танец пигмеев.

4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.

5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).


6. Фотографии из «эскимосской деревни» на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре — Нэнси Колумбия в младенчестве.


7. «Негритянские деревни» на французских выставках.


8. «Негритянские деревни» на французских выставках.


9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.


10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.

12. Старый фиджийский каннибал.


13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.

14. Зверинец Эдмона Пезона: Зизи-Бамбула.


15. Ирокезы.


16. Цейлонцы.


17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).


18. Туарег.

19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену — Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.

20. Плакат с выставки.


21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год


23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.


24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».

Об этом в современной мультикультурной и политкорректной Западной Европе не любят вспоминать, однако «человеческие зверинцы» существовали там вплоть до Второй мировой войны. Последнего африканца выпустили из клетки зоопарка в Европе лишь в 1936 году. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе, а также на индейцев и эскимосов.

Первых негров и индейцев в Европу стали завозить в эпоху колониальных открытий, в XVI веке. Их завозили в качестве «экзотики», вроде интересных зверушек, обезьян или попугаев из новых открытых земель. Стоит помнить, что тогда европейцы не считали коренных жителей Африки или Америки за полноценных людей. Они были «язычники», «недочеловеки». Отсюда и такое отношение колонизаторов к жителям европейских колоний: массовый геноцид, превращение в рабов («говорящих орудий»). Особенно жестко относились к коренному населению колоний представители различных протестантских церквей (англичане, голландцы и т. д.). Католики к крещенным «цветным» относились всё же более или менее нормально. К примеру, испанцы и португальцы брали в законные жены местных индейских красавиц, и в итоге значительная часть населения была представлена креолами и они считались полноценными и полноправными людьми. Для протестантов англичан или голландцев потомки от смешанных браков всегда считались представителями «низшей расы», их презирали. Такие союзы старались не допустить. Яркий пример показан в приключенческом романе английского писателя Майн Рида «Оцеола, вождь семинолов».

До XIX столетия негры и другие «цветные» жили в основном при дворах богатых людей, знати, как уже выше говорилось, в качестве «экзотики», были слугами. Простые люди не могли поглядеть на них даже в книжках. Всё изменилось в поздний период Нового времени (период в человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем), когда многие европейские державы имели обширные колониальные империи, и значительная часть европейцев не только получила образование, но «выросла» до такой степени, что захотела такие же излишества, как буржуазия и аристократия. При этом значительная часть населения метрополий имела средства, чтобы оплатить такое зрелище. Спрос рождает предложение.

Примерно в 1880-е годы в Европе повсеместно появляются зоопарки. Их стали заполнять экзотическими животными из колоний: львами, тиграми, слонами, носорогами, бегемотами, антилопами, страусами, кенгуру и т. д. К примеру, об охотниках за живыми животными можно почитать в приключенческих романах польского писателя Альфреда Шклярского: «Томек в стране кенгуру», «Приключения Томека на Черном континенте».

В число «экзотических животных» попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны. «Человеческие зоопарки» были нужны не только для забавы. Школы водили учеников в зоопарки, чтобы показать, чем одна раса отличается от другой, показать их различия. Там работали ученые: ставили эксперименты, наблюдали. Лингвисты и этнографы пополняли свои знания. Так, пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европейцами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита».

Стоит отметить, что Адольфа Гитлера зря считают главным пропагандистом расизма в Западной Европе. Немецкие идеологи расизма основывались на трудах целых поколений европейских и американских учёных о социал-дарвинизме, евгенике и расизме. А хозяева Британской империи фактически создали кастовую, расовую империю и именно она была для Гитлера главным примером. Схожая система существовала и в США. До 1940 года лишь 5% негров юга США имели право голоса. На флоте цветных брали только в обслуживающий персонал. Во время Второй мировой войны Генеральное управление ВМС США представило Рузвельту доклад, в котором прямым текстом говорилось, что белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал цветной. В докладе американских ВМС говорилось: «Белые - представители высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к цветным как к равным». Формально сегрегацию в США поставили вне закона в 1964 году. Но до 1967 года на юге были запрещены межрасовые браки. А в настоящее время отголоски этой проблемы создают в Штатах почву для расовой войны, особенно если в США произойдёт экономический обвал и негры (политкорректно «афроамериканцы») потеряют все те льготы и пособия, которыми власти их задабривали последние десятилетия.

В зоопарках тех времён содержались не только негры, но и представители других примитивных народов - полинезийцы и канадские инуиты, коренные жители Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене), в Германии были популярны также вольеры с жителями островов Самоа. А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в «этнографической деревне» содержались жители Прибалтики, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями. Из других европейских жителей в зверинцах выставляли саамы-лопари (финно-угорский коренной народ Северной Европы).

Таким образом, предки современных европейских либералов и сторонников мультикультурного мира охотно зарабатывали деньги, демонстрируя «представителей простейшей фауны». Так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Однако последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями». Бельгийцы были в ту эпоху одними из самых жестоких колонизаторов. В Конго, главной колонии Бельгии, условия труда на каучуковых плантациях были настолько адские, что население страны сократилось вдвое.

При этом жители той эпохи реально считали, что негры - это лишь один из видов обезьян. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал - где на самом деле в этой клетке человек.

К началу ХХ века негры содержались в зоопарках Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с африканцами посмотрели около 800 тысяч человек. В 1907 году в Париже состоялась грандиозная выставка достижений колониального хозяйства. В качестве экспонатов были привезены и помещены в зоопарк негры. Французские власти выставили до 300 цветных. За год экспонирования зоопарк с неграми в Париже посетил 1 млн. зрителей. Привозили негров и в зверинец Санкт-Петербурга, в 1908 году. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе. Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров. Но в целом о цветных заботились, хорошо кормили, так как они были ценным «товаром», привлекали толпы людей и приносили прибыль.


Кайзер Вильгельм II осматривает негров Базеле в 1909 г.


Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве экспозиции - сомалийцы

Негров держали и в зоопарках Соединенных Штатов. Правда, с учётом того, что негры не были для США «экзотикой», в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом это явление оправдывалось дарвинизмом. К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».

Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т. н. «этнографические деревни» - когда в вольерах размещались сразу несколько семей представлявших Чёрный континент или из других регионов планеты. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни - что-то делали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.

Интересно, что в несколько более современном, но, по сути, в том же виде, «этнографические деревни» получили развитие и в современном мире. Они есть в странах Африки, Азии, Латинской Америки, теперь и на просторах бывшего СССР. «Белые господа» приезжают в поисках экзотики, развлечений, и видят «дикарей», ведущих «традиционный образ жизни». Как и сто лет назад «дикари» развлекают «господ» плясками, песнями, местными промыслами и т. д.

Считается, что «человеческие зверинцы» в Европе ушли в историю не только из-за распространения идей равноправия наций, которые распространяла Лига Наций, но и из-за экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг., то есть у людей просто не было денег на развлечения, они выживали. А содержать зоопарки было дорого. Не удивительно, что подобные заведения наиболее долго просуществовали в наиболее благополучной стране Европы - Швейцарии. Где-то, как в Германии с приходом национал-социалистов, власти отменили такие «шоу» в приказном порядке.

Чем больше изучаешь историю европейских государств, тем больше поражаешься. Как удалось за сравнительно небольшое время внушить всему миру, что они всегда были демократическими и якобы пеклись о людях, правах и свободах.

Знаете ли вы, что Бельгия, где находится центр «современной европейской демократии» в виде ЕС и НАТО, была последней страной Европы, где людей выставляли в зоопарках в качестве живых экспонатов?

Забытая история «человеческих зоопарков»

(Перевод с немецкого Константина Шашкова)

Знали ли вы, что можно было увидеть в европейских зоопарках, наряду с обезьянами, львами и другими дикими животными из Африки, Азии и Америки, до 1958 года? Забытая история так называемых «человеческих зоопарков».

В различных европейских городах, таких как Париж, Гамбург, Антверпен, Барселона, Лондон, Милан и Варшава, в конце XIX века в зоопарках были созданы загоны для людей. Карл Хагенбек послал своих сотрудников в 1876 году в Восточную Азию и в Судан для того, чтобы привезти в Германию и выставить в зоопарке «диких зверей и нубийцев». Это понравилось очень многим посетителям зоопарков в Париже, Лондоне и Берлине. Парижскую Всемирную выставку 1889 года посетило 28 миллионов человек. Там, среди прочего, можно было посмотреть, в качестве большого аттракциона, 400 коренных жителей (из указанных регионов). После Всемирной выставки в 1900 году последовали колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931 годы), где в клетках выставлялись голые или полуголые люди. Всего за шесть месяцев выставку в Париже посетило 34 млн человек.


В Германии, в 1928 году, состоялась так называемая «Völkerschau» («Выставка народов»), колониальная выставка, где можно было посмотреть людей из разных частей земного шара. В 1931 году в Мюнхене, в рамках Oktoberfest (осенний праздник пива в Мюнхене), была проведена выставка «Чернокожие люди южной части Тихого океана». После Второй мировой войны, «Человеческие зоопарки» или «этнологические выставки» стали постепенно отменяться. Канцлер Германии, Адольф Гитлер, был в этом плане европейским «передовиком» - он запретил общественный показ цветных людей ещё в 1940 году.
На Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году была воссоздана конголезская деревня вместе с жителями, которая якобы стала последней выставкой подобного рода. И в США в зоопарках имелись секторы, где можно было посмотреть на различные племена индейцев. Например, в Цинциннати, в зоопарке, была воссоздана деревня со 100 индейцами племени Сиу. Так же, как и в Европе, в Америке подобные выставки посещали миллионы человек.


История Ота Бенга в зоопарке Бронкса: Известным примером подобного показа в США является африканец Ота Бенга. В 1885 году конголезская деревня, где родился Бенга, была атакована бельгийскими войсками. Страна, известная как Бельгийское Конго, находилась под жестоким правлением бельгийского короля Леопольда II. В период между 1880 и 1920 годами население Конго сократилось наполовину, с 20 до 10 млн человек. Большинство погибли из-за необычайной жестокости оккупантов. Так бельгийский король повелел отрубать руки или кисти рук тем, кто не сумел достичь своей ежедневной нормы добычи таких продуктов, как резина или слоновая кость. И хотя Benga пережил этот геноцид, но 23-летний мужчина был похищен и продан в 1906 году в Южной Каролине за «фунт соли и кусок ткани» христианскому миссионеру и антропологу Самуэлю Филипсу Вернеру.


Бенга был доставлен в Нью-Йорк и выставлен на всеобщее обозрение в Американском музее естественной истории в качестве «пигмея». В действительности он являлся членом народности батва. Бенга неоднократно нападал на своих надсмотрщиков. Они описывали его как «неконтролируемого», поэтому он был переведён в обезьянник зоопарка Бронкса. Там он сидел в клетке вместе с шимпанзе, морской свинкой, попугаем и орангутангом. Ежедневно до 40 000 посетителей зоопарка и до 500 человек одновременно созерцали африканца в его обезьяньей клетке.

Посетители кричали на него, пинали его через решётку, подставляли ему ногу или кидали в него горящие сигарные окурки. Газета The New York Times в своё время сообщала, что Бенга чувствует себя в своей клетке лучше, чем в любом месте его родной страны. Абсурдно было бы стонать о его «страданиях». В связи с усилившимся давлением чёрного населения США, а также некоторых влиятельных белых, Бенга был выпущен через 20 дней пребывания в зоопарке и был доставлен в город Линчберг в штате Вирджиния. Там он получил работу в государственных учреждениях — в больницах и школах. С момента депортации из Конго Бенгa страдал от тяжёлой депрессии и ностальгии. «Невыносимое унижение», так он описывал свои чувства, побудило его уйти «домой». 20 марта 1916 года он выстрелил себе в сердце из пистолета.

P.S. Запомните, пожалуйста, эти факты. И когда вам в очередной раз либералы или наши «партнёры» начнут вещать про «отсутствие демократии» или про «Россию - тюрьму народов», расскажите им, как европейцы и американцы выставляли людей в зоопарках. В XX веке.