Бенуа альберт николаевич – галерея произведений (46 изображений).

Академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа, родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургской гимназии, по окончании которой в 1871 году поступил в Академию Художеств по классу архитектуры, откуда и вышел в 1877-м со званием художника 1-й степени.
С тех пор Бенуа посвятил себя всецело занятиям акварельной живописью, причем пользовался советами и указаниями профессора Л.О. Премацци.

Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Бенуа 29 акварелях с натуры (к годичному экзамену 1883 г.), побудили совет академии ходатайствовать о Высочайшем соизволении на отправку Бенуа на 2 года за границу для усовершенствования в акварельной живописи.

Вечер в парке.

Побывав в Италии, Франции и Испании, Бенуа в 1885 г. возвратился в С.-Петербург и представил совету академии 19 акварелей, исполненных на южном берегу Франции (Болье и Вилефранш) и в Сан-Ремо (Северная Италия), что доставило Бенуа звание преподавателя акварельной живописи в классах академии.

Произведения Бенуа часто появляются на выставках общества русских акварелистов, которого он учредитель и энергичный деятель.

Павловск.

Альберт Бенуа. "Сосны, освещенные солнцем", 1914 год.

Mountain Landscape with Ruin

Крепость у реки.

Берег Финского залива.


Альберт Николаевич Бенуа. На взморье

Davos under the snow. 1905.

Wintered river bank

"Закат на деревне".

Берег Финского залива

Пристань

Берёзовая роща утром

"Горный пейзаж"

14/26 марта 1852 (С.-Петербург) – 16 мая 1936 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Акварелист и архитектор.

Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856–1928) и художника Александра Бенуа. Отец художницы Камиллы Бенуа (Хорват) (1878–1953) и акварелиста Альберта (Альберта-Константина) Бенуа (1879–1930).

Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором. Окончив 5-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса, испытал влияние акварелиста Э. С. Вилье де Лиль-Адана. В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875–1876).

За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. В 1885–1894 состоял преподавателем ИАХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом ИАХ, в феврале 1894 – членом Совета ИАХ. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).

В 1880–1910-е в многочисленных поездках исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Крыма, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Маньчжурии, Китая, Японии и Кореи, Венеции, Палермо, Парижа, Лондона, Каира, Константинополя, Капри, Самарканда и Бухары. Создал большую серию видов С.-Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам (1887, 1888, 1890, 1894).

Участвовал в большинстве петербургских акварельных и архитектурных выставок, которые благодаря его усилиям стали заметным явлением в русской художественной жизни. Много выставлялся за границей. С 1880 входил в Кружок русских акварелистов, в 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, с 1897 – его почетный член. «Акварельные пятницы» этого общества в течение многих лет проходили в его квартире на Никольской ул. (ныне ул. Глинки), 15.

Провел персональные выставки в С.-Петербурге (1903, 1909 и 1915) и Киеве (1904, 1909). Каталоги выставок были изданы в виде цветных альбомов. Работы репродуцировались в столичных журналах.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Участвовал в создании Музея природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора в Лахте. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. В 1921 провел в Доме искусств выставку акварелей (76 работ), написанных во время экспедиции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и других советских выставках.

В 1924 по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной (1876–1958), выехал в Париж. В 1926 был избран членом Парижской Академии художеств. В 1928–1930 провел три персональные выставки в галереях G. Petit и V. Girchman. Участвовал в выставках русских художников в Париже (V. Girchman, июль 1929, Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928) и Белграде (1930), работы экспонировались на передвижной выставке в Харбине (1920-е). Пожертвовал работы для благотворительных лотерей в пользу русских учащихся за границей (1928) и на традиционном балу прессы в отеле «Lutétia» (1930).

В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя – композитора Н. Н. Черепнина. Умер в пансионате для больных. Похоронен на кладбище в Исси-де-Мулино. Представлен в ГРМ, ГТГ и многих музеях России.

Альбе́рт Никола́евич Бенуа́ (14 марта 1852, Санкт-Петербург - 16 мая 1936, Париж) - русский художник, архитектор, академик и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств. Сын Н. Л. Бенуа.

Родился в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1871).

В 1871-1877 учился в Императорской Академии художеств на архитектурном отделении. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци. В 1876 был удостоен большой поощрительной медали и малой золотой медали за программу «Проект университета». В 1877 году выпущен из Академии со званием классного художника-архитектора 1-й степени.

В 1875-1876 выполнил проект дачи Ц. А. Кавоса в Петергофе. В 1883 по приглашению Александра III сопровождал царскую семью в летней экскурсии по финским шхерам на яхте «Царевна».

После окончания Императорской Академии художеств занялся акварельной живописью . В 1883-1885 гг. путешествует по Италии,Франции, Испании для совершенствования в технике акварели . В 1884 году за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика.

По возвращении в Петербург назначен преподавателем акварели в Императорской Академии художеств; в 1894-1905 - член Совета, с 1894 - действительный член ИАХ. В 1890-х -1910-х много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Крыма (в частности, Симеиза), Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.

В 1880 году стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 - Общество русских акварелистов), в 1887-1897 - член Правления Общества, в 1897-1918 - почетный член Общества. Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909, 1915) и Киеве (1904, 1909). С 1895 г. - хранитель Русского музея императора Александра III. С 1897 г. - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры. С 1903 года был соредактором журнала «Мир искусства».

В 1918 году был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы.

В 1924 году эмигрировал в Париж, выехав туда по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной. В 1926 был избран членом Парижской Академии изящных искусств . В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя - композитора Н. Н. Черепнина. Умер 16 мая 1936 года в пансионате для больных в предместье Парижа.
Произведения Бенуа находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

(1852 – 1936)

Альберт Николаевич Бенуа родился 14 (26) марта 1852 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1871-1877 учился в Императорской Академии Художеств по классу архитектуры и получил звание художника-архитектора 1-й степени. Одна не архитектура, а занятия акварельной живописи стали настоящим призванием Альберта Бенуа. Наставником его по этому ремеслу стал признанный мастер акварели профессор Л.О.Премации.

Бесспорное дарование, раскрывшееся в акварелях с натуры, представленных Альбертом Бенуа в 1883 году к экзамену в ИАХ, побудило Совет Академии ходатайствовать о высочайшем изволении на пенсионерскую поездку художника на два года за границу.

За произведения исполненных в ходе путешествия по Италии, Франции и Испании в 1884 Альберт Бенуа был удостоен звания академика и назначен преподавателем акварельной живописи в Академии художеств. С 1894 года – Действительный член ИАХ, в 1894 – 1905 годах – член Совета ИАХ.

На протяжении 1890-1910-х годов художником было совершено множество путешествий, каждое из которых нашло отражение в его рисунках и акварелях. В этот период были созданы пейзажи Кавказа, Поволжья, Средиземноморья, Северной Африки, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи.

Тогда же появилась серия видов Петербурга и его пригородов, важное место в которой занимают пейзажи побережья Финского залива.

В 1880 году Альберт Бенуа становится одним из основателей и первым председателем Общества русских акварелистов. Этот почетный пост он занимал до 1897 года, после 1897 – почётный член Общества русских акварелистов. В 1895 году назначен хранителем Русского музея императора Александра III, с 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры.

В 1918 году Альберт Бенуа был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. В 1920 участвовал в экспедиции на побережье Баренцева моря и на Новую Землю.

Революция полностью разорила художника, он большим трудом и унижением смог выехать в 1924 году во Францию. Здесь у старого мастера вскоре стали болеть ноги, и лишь кресло–качалка позволяла передвигаться внутри помещения. Но и в этом состоянии он не переставал рисовать, любуясь природой через окно, с сердечным восторгом продолжая радоваться краскам и формам окружающей жизни

3. Бенуа Альберт «Терек близ станции Ларс» 1895 Бумага, акварель, лак, белила 32,1х48,4 Государственный Русский музей 4. Бенуа Альберт «Развалины старого Мерва: городские ворота» 1895 Картон, акварель 32,6х49,9 Государственный Русский музей

13. Бенуа Альберт «Берег Финского залива» Бумага, акварель, графитный карандаш 16,3х23,2 Государственный музей-заповедник Петергоф 14. Бенуа Альберт «Рисунок на адресе Санкт-Петербургской городской Думы Великому князю Николаю Александровичу в связи с его совершеннолетием» 1884 Картон, акварель, тушь, лак 44,5х31,5 Государственный архив Российской Федерации, Москва

9 декабря в ЦДХ в галерее "Кабинетъ" откроется экспозиция "Два брата Бенуа". Этот проект - продолжение выставки "Альберт Бенуа. Чудотворения", которая прошла в галерее летом этого года.

Александр Бенуа. Иллюстрация "Отъезд графа Орлова на охоту из Гатчинского дворца" к книге А. Попова "Григорий Орлов". Фото: Галерея "Кабинетъ"

Старейший дворянский род

На экспозиции посетителей ждут работы двух знаменитых представителей семьи Бенуа - основателя объединения "Мир искусства", главного художника "Русских сезонов", блестящего мастера и видного критика Александра Бенуа (1870 - 1960) и его старшего брата - основателя Общества русских акварелистов, академика Императорской академии художеств Альберта Бенуа (1852 - 1936).

Бенуа одна из самых известных в России художественных династий, русский дворянский род французского происхождения. Примечательно, что основателем рода был главный кондитер у российской императрицы Марии Федоровны Леонтий Николаевич Бенуа. Убежденный монархист, он переехал в Россию в 1794 году из-за случившейся во Франции революции. Его жена - немка Анна-Катерина Гропп. В браке у них было 18 детей, из которых выжили 11. Военные, писатели, архитекторы, художники - выдающиеся люди своего времени. Таковы потомки Бенуа.

Александр Бенуа получил юридическое образование в Петербургском университете, но самостоятельно обучался рисованию и живописи, изучал историю искусства. В 1894 году он написал главу к книге "История живописи в XIX веке" Рихарда Мутера. После выхода книги о нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем представления о развитии отечественного искусства. В 1897 году под впечатлением от поездок во Францию он создал свою первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV". Также Бенуа увлекался пейзажами. В конце 1890-х годов он создал серию акварелей, посвященных Петербургу и его окрестностям. Его любимая тема в этот период -Петергоф, Ораниенбаум и Павловск, великая архитектура, фонтаны, парки.

В 1890 году родилось объединение "Мир искусства", его теоретиком и вдохновителем стал Александр Бенуа. К нему примкнули великие художники Николай Рерих, Евгений Лансере, Константин Сомов, Иван Билибин, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Михаил Нестеров. В отличие от "Передвижников", другого популярного объединения в эти годы, "мирискусники" считали, что искусство должно выражать личность художника, его личные стремления, вкусы, приоритеты, желания, а не создаваться в угоду народным вкусам простых обывателей. Став директором по художественной части труппы "Русские балетные сезоны", Бенуа оформлял спектакли, гремевшие на весь Париж.

Старший брат Александра Альберт получил образование в Императорской академии художеств по классу архитектуры и звание художника-архитектора 1-й степени. Но не архитектура, а занятия акварелью стали настоящим призванием Альберта Бенуа.

Пейзаж - любимый жанр Альберта. Из многочисленных путешествий по Кавказу, Поволжью, Средиземноморью, Северной Африке, Сибири, Маньчжурии, Китаю, Японии, Корее он непременно привозил рисунки и акварели. В 1880 году Альберт Бенуа стал одним из основателей и первым председателем Общества русских акварелистов. Он поднял акварельную живопись на высший уровень признания. Но в отличие от младшего брата творчество Альберта Бенуа нечасто можно увидеть на выставках. Прошедшая летом в "Кабинете" выставка "Альберт Бенуа. Чудотворения" - первая за 100 лет персональная выставка знаменитого акварелиста в России.

Революция разорила Альберта, с большим трудом он смог эмигрировать во Францию. Мастер заболел, почти не ходил, но писать не перестал - снова создавал удивительные по красоте пейзажи, не уставая восхищаться красотой мира.

Их еще не видели

Экспозицию проекта "Два брата Бенуа" составят 150 акварелей из российских частных собраний. Многие из них зрители увидят впервые. Среди 40 работ Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду творчества художника, самая большая его акварель "Вечер на Каме", не имеющая аналогов в музейных собраниях. Акварели периода эмиграции дополнят экспозицию русского периода: большинство из них в России ранее не выставлялись.

Александр Бенуа предстанет перед гостями выставки в двух основных творческих ипостасях - "мирискусника" и театрального художника. Среди экспонатов эскизы декораций к знаменитым балетам Сергея Дягилева "Павильон Армиды" (либретто к нему художник написал сам, 1909), "Петрушка" (первая постановка 1911 года); "Жизель" (1910). Среди работ периода "Мира искусства" картины, ставшие популярными еще при жизни художника: акварель "Кормление птиц Александром I в Царском Селе в присутствии Фридриха Вильгельма" (1908), "Императорская охота на Руси"; два вида Версаля, опубликованные в журнале "Аквилон" в 1922 году, а также "Отъезд графа Орлова на охоту из Гатчинского дворца".

Еще один раздел выставки посвящен Александру Бенуа - иллюстратору. Это коллекционные старинные книги, оформленные мастером: знаменитая "Азбука в картинах"; издания произведений А.С. Пушкина "Пиковая дама", "Медный всадник" и "Капитанская дочка", а также роскошный альбом "Царское Село", который Александр Бенуа создавал вместе с русскими графиками Сомовым, Добужинским, Лансере.

В специальный тематический раздел вошли дореволюционные "артистические карточки" - старинные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении, типографией Плюшара и другими издателями с репродукциями работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа.

Кстати

Музей на колесах

30 ноября Государственная Третьяковская галерея и Московский метрополитен на кольцевой линии в рамках проекта "Интенсив. XX" запустили тематический поезд, посвященный истории русского искусства XX века. Для создания этого музея на колесах была выбрана модель "Русич" 81-740/741. Каждый вагон поезда - сжатый рассказ о художественных течениях XX века, проиллюстрированный 78 воспроизведениями работ из собрания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Стены вагонов оклеены репродукциями картин Ларионова, Гончаровой, Лентулова, Малевича, Родченко и Поповой. Первые пассажиры в день запуска в новых вагонах послушали мини-лекции о творчестве этих художников. "Искусство XX века, к сожалению, в нашей стране несколько недооценено, - рассказала на презентации проекта гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - "Интенсив ХХ" - попытка представить его в самом общественном месте, в метро. Несем искусство в массы. С одной стороны, это мощный образовательный проект, с другой - эти репродукции сделают наше пребывание в метро ярким, праздничным. Мы надеемся, что пассажиры метро от "Интенсива..." захотят перейти к более глубокому погружению в тему и придут в галерею, чтобы увидеть подлинные шедевры ХХ века".

Живописец, график, архитектор

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Первоначальное художественное образование получил в домашних условиях. Окончил общеобразовательную гимназию К. И. Мая. В 1871–1877 учился в ИАХ на архитектурном отделении. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци. В 1876 был удостоен большой поощрительной медали и малой золотой медали за программу «Проект университета». В 1877 за программу «Вокзал в парке близ станции» был признан достойным получения большой золотой медали, дающей право на заграничное пенсионерство; однако награды не получил, так как женился во время конкурса, что не допускалось правилами. В том же году выпущен из Академии со званием классного художника-архитектора 1-й степени.

Еще в период ученичества выполнил проект дачи Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875–1876), ставший одной из немногочисленных реализованных работ художника в архитектуре. В 1883 по приглашению Александра III сопровождал Царскую семью в летней экскурсии по финским шхерам на яхте «Царевна».

После окончания ИАХ сосредоточился на акварельной живописи; принимал участие в академических выставках. В 1883 Совет ИАХ подал ходатайство об отправлении Бенуа в пенсионерскую поездку за границу для совершенствования в технике акварели. В 1883–1885 - пенсионер ИАХ в Италии, Франции, Испании. В 1884 за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика.

По возвращении в Петербург назначен преподавателем акварели в ИАХ; в 1894–1905 - член Совета, с 1894 - действительный член ИАХ. В 1890-х - 1910-х много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.

В 1880 стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 - Общество русских акварелистов), в 1887–1897 - член Правления Общества, в 1897–1918 - почетный член Общества). Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909, 1915) и Киеве (1904, 1909).

С 1895 - хранитель Русского музея императора Александра III, на этой должности провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке картин художников членов Дома искусств (1920), XVI выставке картин Товарищества художников (1922), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде. Провел персональные выставки в Доме искусств в Петрограде (1920–1921).

В 1924 эмигрировал, поселился в Париже. В 1928–1931 провел четыре персональных выставки в галерее «Пти» и «Гиршман», однако добиться признания в европейской художественной среде не смог. Умер в пансионате для больных в предместье Парижа.

Альберт Бенуа - крупнейший мастер акварельной живописи второй половины XIX - начала ХХ столетия. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций. Для его работ характерны тщательно выполненный карандашный рисунок, лежащий в основе композиции, внимание к деталям, плотный, насыщенный колорит; для придания репрезентативной выразительности акварели часто покрывал поверхность листа лаком.

Произведения Бенуа находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.