История создания памятника императору Александру III. Памятник александру третьему Площадь александра 3

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

Комод, бегемот, обормот neznaiko wrote in January 21st, 2014

В комментариях к посту про from_nordwest подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.


Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.

Стоит комод, на комоде - бегемот...

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Великий Сибирский путь брал свое начало от Николаевского вокзала (ныне Московский).

Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.

Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в Италии, конь - на Обуховском сталелитейном заводе.

Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.


Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника... оригинальный авангард такой)))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.


Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.

Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы... Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... Конь, очевидно, не понимает Всадника... предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть... С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось..."

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом ". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное...

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И... ничего страшного... и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый...

Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х — начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: «Извозчик! К пугалу!». Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: «К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?». На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: «А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!». (C) Ахапкин Д.Н.

Есть проект возврата памятника на , а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг...

Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Почему нет?!... ему там бы место нашлось.

Основная инфа и старые фото (С) интернет

Памятник открыт 23 мая 1909 г. на Знаменской площади, 9 ноября 1994 г. установлен во дворе Мраморного дворца. Скульптор П. П. Трубецкой. Материалы: бронза - скульптура; гранит серый, полированный постамент.

Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», строительство которого начато при Александре III. Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 гг. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трёх метров высотой, был сделан по проекту арх. Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ.
23 мая 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний.

После Октябрьской революции, в 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был заключён в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.
В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. В 1994 года конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 г. стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

В 1994 году известный немецкий художник-концептуалист Шульт (H.A.Schult - на фото слева) установил на освободившееся после броневика Ленина место перед Мраморным дворцом композицию "Век мотора", которая представляла собой мраморный Форд Мондео. Форд простоял недолго, до замены его памятником Александру III.

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге перед Мраморным дворцом (филиал Русского музея). Я специально пошла на него посмотреть, потому что читала о памятнике комментарии (чаще неодобрительные) многих известных лиц: Успенского, Брюсова, Репина, Кустодиева, Розанова, Демьяна Бедного и др.
Чужие мнения мне интересны, но я всегда следую принципу Евгения Базарова ("Отцы и дети"), который говорил: "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои".
Поэтому я пошла к Мраморному Дворцу, чтобы взглянуть на униженный памятник и составить собственное мнение.

Скажу сразу – памятник мне понравился. Он основательный, надёжный, внушающий доверие. И стоит в центре небольшого двора Мраморного дворца, так что можно обойти вокруг и внимательно рассмотреть (не то, что на широчайшей Знаменской площади).
Фигура на коне заставила вспомнить портрет царя работы Валентина Серова - такое же ощущение величия, степенства и уверенности, какое и должно быть у главного лица государства.

Видимо, это понимал и автор памятника, итальянский скульптор Паоло Трубецкой, которому Николай II заказал скульптуру отца. Трубецкой изобразил не конкретно человека на лошади, а Правителя огромной страны, которая за годы его правления ни разу не воевала. Это огромное достижение политики Александра III - именно за поддержание мира русский монарх получил официальное название Царь-Миротворец.

Цитата из "Всемирной истории" Егера: "Александр III вел свою политику открыто, не прибегая ни к каким ухищрениям, держась в отношении к другим державам безукоризненной прямоты и неуклонной справедливости.."
В итоге "Россия была возведена императором Александром III на высокую степень европейского и азиатского могущества".

По мнению С.Ю. Витте, эти изменения во внешней политике были в немалой степени связаны с личностью самого царя, и в частности, с его честным, благородным, правдивым, прямым и миролюбивым характером.
Заслуги Александра III во внешней политике высоко оценили французы и назвали в честь него главный мост через Сену в Париже. А император Германии Вильгельм II после смерти Александра сказал: "Вот это, действительно, был самодержавный Император".
И во внутренней политике России во времена правления Александра III происходили положительные экономические изменения.

Конная статуя императора как раз и говорит об этих качествах. Александр спокойно и уверенно сидит в седле, держа одной рукой поводья, а другую спокойно опустил на бедро. Состояние расслабленности царя и коня только кажущееся, весь памятник создаёт ощущение силы и уверенности в том, что всадник в любой момент натянет поводья-бразды правления, а конь-государство, чувствуя силу и власть седока, зашагает в нужном направлении.

Многим не понравилось, что конь стоит с опущенной головой и что, вообще, он не тонконогий, грациозный скакун, достойный императора, а какая-то ломовая лошадь. Но, если предположить, что конь характеризует развивающуюся Россию эпохи Александра III, то напрашивается очевидное объяснение: конь-государство под управлением мудрого царя готов легко вскинуть голову и также легко зашагать вперёд, об этом говорят и его упругая шея и сильные ноги!

Вот такие мысли пришли мне в голову, пока я смотрела на памятник.

Когда памятник был готов, многим членам царской семьи он не понравился. Конечно, они хотели увидеть статую, похожую на памятники европейским государям: соответствующего коня и самого Александра, украшенного парадными атрибутами, а увидели человека-труженика на усталом коне.

Великий Князь Владимир Александрович сказал (по свидетельству С.Витте), что "он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата". А Николай II, оскорблённый в сыновьих чувствах, даже хотел отправить памятник в ссылку в Иркутск, но Мария Фёдоровна, вдова Александра III, была поражена необыкновенным портретным сходством, и памятник решено было оставить и установить.

23 мая 1909 года конная статуя Александра III была торжественно установлена в центре Знаменской площади (ныне пл. Восстания) у Николаевского (ныне Московского) вокзала там, где сейчас стоит остроконечный обелиск "Городу-герою Ленинграду".

Спасибо большевикам, которые после Октябрьской революции не уничтожили памятник, как, например, поступили с монументом Александру III в Москве, но статуя на коне пережила немалые мытарства.

В 1919 году с гранитного постамента была сбита историческая надпись и высечен оскорбительный для царя стишок "Пугало" популярного агитационного поэта Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и униженно положен на бок в запасниках Русского музея.
В 1953 году памятник подняли и перенесли во внутренний двор Русского музея.
В 1980-е годы во время ремонта корпуса Бенуа конную статую "зашили" досками и освободили от этого колпака лишь в 1990 году.
В 1994 году памятник освободили из "заточения" и установили перед входом в Мраморный дворец,
В 2013 году министру культуры Владимиру Мединскому показалось, что памятнику Александру III во дворе Мраморного дворца тесно, и он предложил депутатам Петербурга рассмотреть вопрос о перемещении памятника в другое место. Таких мест предложено было три: на Конюшенной площади, на Троицкой или на площади Восстания, где памятник был установлен изначально.

Предложения не были одобрены: перенос памятника на площадь Восстания был категорически отвергнут (место уже занято обелиском), а перенос на другие площади посчитали несвоевременным.

На мой взгляд, памятнику хорошо перед Мраморным дворцом, но плохо то, что его видят только приходящие в Мраморный дворец любители живописи и участники различных конгрессов, но главное - памятник, наконец-то, оставили в покое (надолго ли?).

До конца 1980-х перед Мраморным дворцом на постаменте стоял броневик (копия броневика, с которого Ленин выступал на Финляндском вокзале) - в память о выступлении Ленина. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент водрузили памятник Александру III.

Здесь интересные