Из благих намерений сложен фундамент ада. Благими намерениями вымощена дорога в ад

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражениятакого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет - то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них - булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку - помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь - стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: "Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад".

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» - это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад — стремление сделать добро не всегда добром оканчивается. И, увы, никто не может знать, что последует за тем или иным поступком. Человек ведь до сих пор не уяснил себе точно, что есть благо, а что зло, не спроста же утверждение « » и уверенность в « «

Пример того, во что превратилось благое намерение сделать всех людей равными и свободными — коммунистический эксперимент в России, стоившей ей миллионы жертв

Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»
Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs —
Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()
Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709-1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

Использование выражения в литературе

*** «Но в нашей власти отделаться от них, - возразил Бакло, - и я это обязательно сделаю, как только умрет леди Гернингтон.
- Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? - заметил Рэвенсвуд. - Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?
- Ладно, - ответил Бакло, - я начну с сегодняшнего вечера. Клянусь, не пить зараз больше кварты, ну разве что ваше бордо окажется особенно вкусным
» (Вальтер Скотт «Леммермурская невеста», гл. 7)

*** «Меня отняли от искусства, как дитя от груди… — Он вздохнул. — Но я ворочусь и дойду! — сказал он решительно. — Время не ушло, я еще не стар…
Марк опять засмеялся.
— Нет, — говорил он, — не сделаете: куда вам!…
— Да почему вы знаете? Вы не верите в намерения?..
— Как не верить: ими, говорят, вымощен ад
» (И. Гончаров «Обрыв», часть 2, гл. 15)

*** «Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях. Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг…» (А. Чехов «Надлежащие меры»)
*** «Сидим в палатке, хотя до острова не только не дошли, но, по всей вероятности, даже стали дальше, чем были вчера. «Благими намерениями дорога в ад вымощена»… Погода туманная, по временам мокрый снег, иногда переходящий в дождь » (В. И. Альбанов «Дневник»)

*** «Благими намерениями вымощен ад, и в данном случае благие намерения не спасают еще от стихийного влечения по «линии наименьшего сопротивления», по линии чисто буржуазной программы «Credo» (В. И. Ленин. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»)

*** «В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м » (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)

Варианты формулы «благими намерениями вымощена дорога в ад» (Википедия)

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад
  • Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами

Происхождение

Авторство выражения часто приписывается английскому писателю Самюэлю Джонсону . Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 году Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями». Однако Вальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов.

Наиболее вероятным первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого «Jacula prudentium» присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из основных идей протестантской этики, согласно которой действительность веры непременно ведет к совершению добрых дел. Данное изречение перекликается с изречением из Библии - в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Таким образом, с богословской точки зрения смысл данного изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай.

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

Примечания

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Благими намерениями вымощена дорога в ад" в других словарях:

    С английского: Hell is paved with good intentions. По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709 1784), именно по следний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».… … Словарь крылатых слов и выражений

    благими намерениями вымощена дорога в ад - посл. о нежелательных или тяжелых последствиях попыток осуществления привлекательного, но недостаточно продуманного замысла …

    дорога - и, м. 1) Полоса земли, накатанная или специально подготовленная для передвижения, путь сообщения. Грунтовая дорога. Железная дорога. Скользкая дорога. Дорогу занесло снегом. Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит… … Популярный словарь русского языка

    Хайек Фридрих фон - Либерализм Фридриха фон Хайека Жизнь и сочинения Фридрих Август фон Хайек родился в Вене в 1899 г. В годы первой мировой войны в качестве офицера австрийской артиллерии он воевал на границе с Италией. Вернувшись в Вену, он начал изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

    АД, а, об аде, в аду, муж. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая… … Толковый словарь Ожегова

    Крылатые слова (калька с нем. Geflügelte Worte, что, в свою очередь, является калькой с греч. ἔπεα πτερόεντα фразы, встречающейся у Гомера) устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из… … Википедия

    - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» крылатая фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, Председатель Правительства Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993… … Википедия

    Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года. 24 июля 1993 года… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ада, чему? аду, (вижу) что? ад, чем? адом, о чём? об аде и в аду 1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где то глубоко под землёй), куда после… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Ускользающая темнота , Ксения Баженова. Даже спустя несколько лет Катя не могла забыть этот кошмар: она избавилась от ребенка по желанию его отца! Однако, несмотря на это, девушка, кажется, до сих пор продолжала любить Сергея…Стас…

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

- Объясните, пожалуйста, почему благими намерениями вымощена дорога в ад?

Очень хороший и важный вопрос. Сразу обращает на себя внимание, что дорога в ад вымощена не грехами, не злыми делами, а добрыми намерениями. Вспомним иудеев, которые неоднократно искушали Иисуса Христа при Его земной жизни: ведь они всегда подходили к Нему с благочестивой целью. Однажды подошли и сказали: «Скажи, какой силой Ты творишь чудеса?» Если бы Христос сказал, что Он Господь и творит их силой Божией, Его можно было бы побить камнями. А если бы сказал - силой человеческой, тогда Его можно было обвинить, что, будучи человеком, Он присваивает себе прерогативу Господа Бога. То есть иудеи задавали лукавый вопрос таким образом, что, как ни ответь на него, все окажешься в неловком положении. И что же им отвечает Господь? Видя их лукавство, Он говорит: «А крещение Иоанново от Кого было? От Бога или человеков ?» Тут уже иудеи оказались в такой же ситуации и сами себе сказали: «Если мы скажем, что это было от человеков , то народ побьет нас камнями, потому что все почитают Иоанна за пророка, а если мы скажем, что от Бога, то тогда Христос нам скажет: «Почему же вы ему не поверили?» И они ответили: «Не знаем». Господь тогда ответил им: «И Я вам не скажу, какой силой творю». Потому что иудеи и так прекрасно понимали, что Господь наш Иисус Христос силою Божией творит все Свои чудеса.

Или другой евангельский пример, когда иудеи, желая искусить Христа, подают Ему динарий и говорят: «Позволительно ли давать подать кесарю?» Если бы Господь ответил «позволительно», это было бы оскорблением и величайшим унижением для всего еврейского народа, а если бы сказал «непозволительно», значит можно было взять Его под стражу. И опять, видя их лукавство, Господь говорит: «Покажите мне динарий. Чье на нем изображение?» Они ответили: «Кесарево». Тогда Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». То есть это можно назвать искушением благочестием: «благочестивые» иудеи искушали Господа нашего Иисуса Христа.

Основная цель православного человека - стяжание благодати Святого Духа, встреча с Богом, поиск Царствия Небесного, а лукавый очень любит манипулировать этим благочестием и, вместо поиска дороги благодати, погружает человека в мир греха. Человек начинает изучать свои грехи и немощи, проводить параллели и связи: мол, по моим грехам и болезни, и всякие разные обстоятельства. В конечном счете он не замечает, что превращает Бога в Кого-то, наказывающего за деяния. А ведь Бог - любящий Отец, Он никого не наказывает! В притче о блудном сыне Отец не наказывает сына - Он ждет, когда сын придет к Нему. Так человек начинает совершать грех, который называется безблагодатное подвижничество. Он действительно становится подвижником, но - безблагодатным!

Человек начинает изучать свои грехи и входит в состояние уныния, состояние депрессии. Потому что человек не может изучить грехи своею волею. Воля человеческая крайне важна в видимом, земном, мире, но в невидимом мире, мире духовном, воля человека - это ноль без палочки! Преподобный Серафим Саровский говорил: «Самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Невидимый лукавый мир постоянно стремится вытолкнуть человека с его волей в мир духовный, и бесы приходят под видом ангелов и начинают уводить человека от Бога.

Ви́дение грехов - это благодатный дар Божий. Господь, как любящий Отец, скрыл от нас, до поры до времени наши грехи, и для того чтобы их увидеть, надо получить особую Божию благодать. С человеком должно произойти то же, что и с разбойником. Помните песню: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил»? Совесть пробудил Господь! Или вспомним распятого на кресте разбойника, который, обращаясь ко Спасителю, сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И Иисус ответил: «Нынче же будешь со Мною в раю». Разбойник первым вошел в Царствие Небесное, прежде всех праведников!

Грех - это огромный спрут, который находится под океанской поверхностью, а на поверхности идет рябь от его щупалец. Видя только эту рябь, люди пытаются преодолеть свои грехи, а главную, коренную причину они не видят. Это состояние можно сравнить с тем, какое бывает у человека, когда у него болит в брюшной полости. Для снятия боли человек принимает обезболивающее средство, и боль на время уходит. Но для того чтобы боль прошла полностью, нужно установить диагноз. Ведь это могут быть самые разные заболевания: гастрит, язва, функциональные расстройства или даже онкология. В зависимости от установленного диагноза будет назначено и соответствующее лечение. Если сразу начать лечить патогенетическую (основную, коренную) причину болезни, то пройдут и симптомы. То же самое и с грехом.

На покаяние мы приходим с симптомами многих грехов, но коренных грехов мы при этом не видим. А увидеть их можно только с Божией помощью. Только тогда, когда мы будем часто причащаться, когда благодать Святого Духа придет в нашу душу, когда Сам Господь осветит все темные стороны нашего естества. По мере своего духовного развития, мы сможем увидеть многие свои грехи (конечно, если Богу это будет угодно).

Но может быть и другой вариант: когда мы простим тех людей, которые нас незаслуженно обидели, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, памятуя Его слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть, когда мы умрем и предстанем перед Христом, Он скажет нам: «Все твои грехи прощены. Ты по Моему примеру простил тех, кто тебя обидел». Если встретились нам обидевшие нас люди, значит были у нас грехи, нуждающиеся в таком прощении. И грехи могут уйти по милости Божией, мы их даже не осознаем.

Когда человек пытается сам разобраться в грехах, то нередко проявляет рвение не по разуму и занимается безблагодатным подвижничеством. Судите сами. Если человек увидит грех и покается, он встретится с Богом и обретет благодать Святого Духа, а если он изучит многие свои грехи, то впадет в уныние, депрессию и удалится от Бога. Помните, главный критерий приближения к Богу - состояние радости: «С души, как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко», как писал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Потому и повторяются наши грехи, что коренную их причину мы не вскрываем. А коренная причина - оскудение любви в наших душах. Оскудение любви происходит потому, что мы не живем по заповедям Божиим. Ведь когда иудеи перестали жить по заповедям, у них появилось более шестисот талмудических правил, то есть на каждую заповедь по шестьдесят! И дух любви заменился духом обрядоверия. А Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И еще сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Нам с вами очень важно не превратиться в иудеев, полностью в них превратиться мы, конечно, не сможем, потому что они были очень хорошие законники, не нам чета. Они действительно были великие духовные подвижники в исполнении многих правил, но - формально и внешне. У них не было главного - духа любви. Начали они с искушения Господа нашего Иисуса Христа, пытаясь поставить Его в неловкое положение, а закончили Его распятием.

Попытка разобраться умом, с помощью логики и жизненного опыта в своем духовном состоянии - это и есть безблагодатное подвижничество или, другими словами, благими намерениями вымощена дорога в ад. Потому что только через таинства святой Исповеди и Причастия, через стяжание благодати Святого Духа, можно изменить свое духовное естество. Поэтому всякий православный человек должен быть самым красивым, самым счастливым, самым радостным! Тогда про него можно будет сказать: «Да, это подлинно ученик Христов! Хотели бы мы жить так же, как и он». И тогда сбудутся слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»!

Расшифровка: Наталья Коваль

Спрашивает Александр
Отвечает Алла Бурлай, 16.01.2009


Уважаемый Александр!

Такого выражения в Библии нет, а более полно о происхождении этой поговорки можете прочитать :

Благими намерениями вымощена дорога в ад

С английского: Hell is paved with good intentions

По сообщению Боевелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709-1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей - английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт.

Учитывая, что в Библии, в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада», то возможно, что фраза Сэмюэля Джонсона родилась на основе и этого библейского образами мысли Джорджа Герберта.

Иносказательно: о добрых, но дурно исполненных намерениях, что обычно приводит к противоположному результату.

Наиболее близкое по значению библейское выражение записано в Книге Притч, 14:12 и 16:25: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти". Также в приводимом выше источнике цитируется неканоническая книга Библии - Книга Сирах 21:11: "Путь грешников вымощен камнями, но на конце его – пропасть ада".

Божьих благословений

Алла

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":