Царский быт. Парадные царские палаты

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.

Ы; ж. [от лат. palatium]
1. мн.: пала́ты, -ла́т. Устар. Большое богатое здание с множеством комнат. Белокаменные палаты.
2. Разг. Большое, роскошно отделанное помещение, зал. Царская п. Оружейная п. (хранилище оружия, утвари московских царей). // обычно мн.: пала́ты, -ла́т. Шутл. О большом помещении для жилья. Ну и палаты ты себе отгрохал!
3. Отдельная комната в больнице, где лечат стационарных больных. Большая п. Госпитальная п. Послеоперационная п.
4. Название представительных органов или их отдельных составных частей в ряде стран. Нижняя п. (первая законодательная инстанция государства). Верхняя п. (высшая законодательная инстанция государства).
5. Название некоторых государственных учреждений, ведающих чем-л. Книжная п. Торгово-промышленная п. П. мер и весов. Казённая, судебная, гражданская п. (в России до 1917 г.: названия правительственных учреждений средней инстанции).
◊ Ума пала́та (у кого). Об очень умном человеке. Пала́та общин. В Англии и Канаде: название нижней палаты парламента. Палата лордов. В Англии: название верхней палаты парламента.
◁ Пала́тный, -ая, -ое (3 зн.). П. врач. П-ая няня.


Смотреть значение Палата в других словарях

Палата — палаты, ж. (латин. palatium). 1. только мн. Дворец, великолепное здание, нач., встарину, каменное (устар.). Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты. Пушкин. Боярские палаты.........
Толковый словарь Ушакова

Палата — и полата ж. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | Твер. вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | , здание, перенесено у нас........
Толковый словарь Даля

Палата — 1) Название многих представительных законодательных учреждений. Большинство парламентов состоит из двух П.: верхней и нижней. 2) Название нек-рых государственных или........
Политический словарь

Палата Депутатов — - название однопалатного парламента Греции и нижних палат парламентов Бразилии, Италии, Чехии и ряда др. государств.
Политический словарь

Палата Лордов — - верхняя палата парламента Великобритании, образованная в 1343 с разделением парламента на две палаты. С конца XIV в. членство в П.л. стало наследственным.
Политический словарь

Палата Общин — - нижняя палата парламентов Великобритании и Канады.
Политический словарь

Палата Представителей — - название однопалатного парламента в Новой Зеландии, Парагвае, на Мальте и нижних палат парламентов Австралии, Бельгии, США и некоторых др. стран.
Политический словарь

Автоматизированная Клиринговая Палата — -1)
система специальных межбанковских организаций, осуществляющих
безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем
зачета взаимных требований;........
Экономический словарь

Автоматизированная Расчетная Палата — AUTOMATED CLЕARING HOUSE - ACHСм. ПЛАТЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ
Экономический словарь

Американская Расчетная Палата Морского Страхования — Год основания: 1938. Штаб-квартира: г. Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: группы андеррайтеров страхования морских и океанских перевозок. Цели: осуществление делопроизводительских........
Экономический словарь

Британская Палата Судоходства — ассоциация британских владельцев и администраторов морских судов. Занимается защитой интересов судоходных компаний, которые являются ее членами.
Экономический словарь

Высокая Палата Правосудия — - во Франции (до 1993 г) и в большинстве бывших французских колоний - особый парламентский судебный орган, не связанный ни с общей судебной системой, ни с административной........
Экономический словарь

Государственная Пробирная Палата — GOVERNMENT ASSAY OFFICEСм. ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА
Экономический словарь

Клиринговая (расчетная) Палата — Учреждение, осуществляющее
расчеты по биржевым
сделкам и контролирующее их
исполнение. При проведении расчетов
клиринговая палата использует
принцип........
Экономический словарь

Клиринговая (расчетная) Палата (clearinghouse) — совместно созданная банками, брокерскими фирмами и иными финансовыми посредниками организация, ведущая учет сделок, осуществляемых членами палаты в течение торгового........
Экономический словарь

Клиринговая Палата — (clearing hou e)
палата, позволяющая банкам - членам палаты осуществлять
взаимные расчеты друг с другом. В настоящее время для этого используются компьютеризированные........
Экономический словарь

Клиринговая Палата (clearing House) — Организация, осуществляющая
расчеты по биржевым
сделкам и контролирующая их
исполнение. При проведении расчетов использует
принцип
учета взаимных требований.
Экономический словарь

Клиринговая Палата По Кредитам — CREDIT CLEARINGHOUSEОтносится к кредитным бюро взаимообмена данными, целью к-рых является обмен кредитной информацией среди своих членов, каждый из к-рых т. о. извлекает пользу........
Экономический словарь

Комиссионная Палата — -
брокерская фирма, осуществляющая
сделки на
наличный товар или срочные сделки по поручению клиентов и получающая
доход за
счет взимаемого с клиентов........
Экономический словарь

Контрольно-счетная Палата — - постоянно действующий орган государственного финансового контроля в городе Москве, образуемый Московской городской Думой и ей подотчетный. В рамках задач, определенных........
Экономический словарь

Лондонская Клиринговая Палата — (London Clearing Hou e, LCH)
клиринговая палата, созданная в Лондоне в 1888 г. (до 1991 г. называлась Международной товарной клиринговой палатой). Независимая
компания, принадлежащая........
Экономический словарь

Международная Клиринговая Палата — INTERNATIONAL CLEARINGHOUSEНа практике не существует такой палаты как специального учреждения, где переводные векселя и др.
девизы использовались бы для международных расчетов.........
Экономический словарь

Международная Торговая Палата — неправительственная международная
организация, объединяющая торгово-промышленные палаты, федерации предпринимателей, деловые
круги и фирмы более чем 100 стран........
Экономический словарь

Международная Торговая Палата (мтп) — англ. international Chamber of Commerce (ICC) международная неправительственная
организация, созданная в 1919 г. и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские........
Экономический словарь

Международная Торговая Палата, М — (International Chamber of Commerce) неправительственная международная
организация, объединяющая заинтересованные в развитии экономических и финансовых связей национальные федерации........
Экономический словарь

Народная Палата — - название нижней палаты
парламента Индии.
Экономический словарь

Нотариальная Палата — - в соответствии со ст. 24 Основ нотариального законодательства РФ -
некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное
объединение, основанное........

Палаты бояр Романовых в Зарядье, Москва melanyja wrote in March 10th, 2010

Посещение палат бояр Романовых состоялось во время прогулки по Китай-городу

Каменные палаты были построены в середине XVI века на дворе Никиты Романовича Юрьева, который в 1540-х гг. женился на Варваре Дмитриевне Ховриной (ум.1555) и получил усадьбу в это время.
Никита Романович - брат первой жены царя Ивана IV Анастасии, член Боярской думы (1562), участник Казанского похода и Ливонской войны, был в составе земского правительства, участвовал в международных переговорах, заключении мира с Польшей, по завещанию Ивана Грозного один из опекунов царя Фёдора Иоанновича, однако в том же году заболел (был парализован), скончался в 1586 году в возрасте примерно 58 лет, приняв монашеский постриг с именем Нифонта.
От второго брака с княжной Евдокией Александровной Горбатовой-Шуйской (с 1555, ум. 1581) имел сына Фёдора Романова, будущего Патриарха Филарета и отца царя Михаила Романова.


После воцарения Романовых их двор был передан Знаменскому монастырю, оснванному царем Михаилом Фёдоровичем в 1629 году. в 1857 году палаты были выкуплены в казну и в них организован музей. Проект реставрации палат был подготовлен архитектором Ф.Ф. Рихтером, за образец взят Теремной дворец в Кремле. в 1858 году император Александр II присутствовал на молебне по случаю основания музея. Были найдены некоторые элементы старинной отделки, но основное оформление интерьера было выполнено мастерами XIX века - московские мастера купцов Бутенина и Челнокова, Степанова, Соловьёва, Бирклунда. Кожаные обои XVII века специально для музея были подарены бароном Смолиным. И другие частные лица и коллекционеры вносили подарки. Закупались предметы интерьера в монастырях, личные вещи царей выделены Оружейной палатой.

Музей боярского быта и династии Романовых был открыт в 1859 году, первый смотритель М.Холин. Особые торжества состоялись в 1913 году в честь трёхсотлетия династии.
с 1918 года музей в ведении Наркомпроса, с 1923 года музей открылся вновь как дом боярского быа XVII века. Из музея были изъяты личные вещи Романовых, экспозиция сократилась, отделка переделана, но появились новые вещи из частных собраний. с 1926 года на верхнем этаже устраивались тематические выставки (антирелигиозные, или "боярин-крепостник"), в 1930-е гг. экспозиция была ещё сокращена так как "эмоциональный показ культуры быта господствующего класса может быть вреден", в тоже время работа музея была направлена на привлечение иностранных туристов.
Во время войны здание использовалось сторонними организациями, только в 1951 году проведена реставрация.
В связи со строительством гостиницы Россия палаты планировалось передвинуть, но к счастью, этого не произошло. В 1984-91 гг. проведена научная реставрация с учетом работы Ф.Ф.Рихтера, которая уже была признана первым опытом научной реставрации в России. В ходе последних работ (руковоители А.Векслер. А. Успенская) были восстановлены многие детали XVI-XVII вв., из фондов Исторического музея перенесены ценные экспонаты, в том числе книги. В тоже время некоторые помещения оказались утраченными.

Экспозиция начинается с макета палат и некоторой информации о музее

Подвальное помещение с кладкой XVI века

"Белый подвал", где хранились вещи хозяев палат

поднимаемся на средний этаж

"Крестовая палата" - гостиная, интерьер воссоздан в XIX веке, но частично отделка и предметы XVII века

шкаф конца XVII века и портрет боярина Т.Н.Стрешнева, родственника Романовых

библиотека, книги, изданные в XVII веке

печные изразцы

кабинет боярина

экземпляр Соборного Уложения 1649 года

изразцы

комната "старших сыновей"

также небольшие выставки предметов быта в прихожих

На верхнем этаже комната хозяйки дома, совмещенная с детской

Светёлка - комната девушек

Предметы рукоделия и образцы средневековых тканей

Ткацкий станок

В XIX веке в музее также была опочивальня, молельня, поварня. Сейчас этих интерьеров нет, поварня законсервирована в музейной пристройке (в средневековом русском городе кухня находилась отдельно от жилых помещений).

музейный двор

во дворе надгробия XVII века времен Знаменского монастыря.

Источники:
Г.К.Шуцкая. Е.А.Трегубова. Старый дом на Варварке. Москва, ГИМ, 2007
Биография Никиты Юрьева

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг., Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х гг., ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529-1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь - первый каменный шатровый древнерусский храм.

Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика.

Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания - южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз¬можно, к тронному залу).

Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь - «верх шатром», палата - «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами.

Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные.

Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата - щипцовые; западный - с полуциркульным верхом.
Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.



Роспись шатра Покровской церкви


К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.

Согласно историко-архитектурным исследованиям 2000-х годов, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим мы можем предположить, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции - Александровской слободе. Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III.

3 декабря 1564 года Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу.

В царствование Ивана Грозного на Государевом Дворе Александровской Слободы на протяжении почти 20 лет вершилась история России. В борьбе за укрепление государственности царь Иван IV прибегнул к самым крайним мерам, вылившимся в террор, и в 1565 году выделил из всего государства «особый удел» - опричнину, на котором учредил особый порядок. Центром «особого государства» и фактически столицей России стала Александровская Слобода. Здесь заседала «опричная» дума, заключались важнейшие торговые договоры, проходили дипломатические приёмы, состоялись пышные царские свадьбы.


Неврев Н. В. Опричники

Центром города является Советская площадь (в народе именуемая просто Площадью), на которой во времена опричнины располагались Посольский двор Ивана Грозного, древний базар, приказная изба.


В. Жученков. Опричники. 1960-е гг.

"Родомыслом был призван стать и Иоанн IV. Страшная трансфизическая судьба Грозного коренится в том, что некоторые свойства натуры сделали его легко доступным бессознательным духовным подменам, а неограниченная власть разнуздала его эмоции, развратила волю, расшатала ум, нанесла непоправимый ущерб его эфирному телу и превратила излучины его индивидуального пути, вернее падения, в цепь несчастий для сверхнарода и в катастрофу для государства.

Проследить и выявить внутреннюю сторону этого процесса, метаисторическую и психологическую, – задача особой монографии. Но всякий, даже и не специалист, заинтересовавшись этой темой, может легко проследить, как совмещались в Иоанне, то сливаясь, то вступая в борьбу, влияния демиурга сверхнарода и воинствующего демона великодержавия; как в 1564 году, во время его странного бегства из Москвы сначала к Троице, потом в Александровскую слободу, уицраор всецело подчинил его личность своим заданиям, и жуткая метаморфоза, происшедшая в государственном творчестве, душевном состоянии и даже во внешнем облике царя, потрясла его окружение. Учреждалась опричнина – то ядро абсолютной тирании, которое, по мысли его создателя, должно было организовать в себе и вокруг себя молодой дворянский класс, послушное орудие новой государственности. Вряд ли можно сомневаться в том, что опричнина мыслилась лишь первым этапом на пути превращения в зону абсолютной тирании всей страны, хотя бы ценой истребления целых классов и того стремительного и ужасающего снижения общего творческого и морального уровня, которое сопутствует всякому тираническому народоустройству.

Так отражалось в нашем трехмерном мире усиление того сооружения в мире демоническом, которое является перевернутым подобием Небесного Кремля и его трансфизическим полюсом; и которое сперва закачалось в зеркале истории бесовскою карикатурою на монастырь – Александровской слободою, а потом начало искажать Московский Кремль, осквернив его застенками, тюрьмами, плахами и богомерзкими оргиями. Это сооружалась и крепла в Друккарге черная цитадель, это создавали чертеж Грядущего великие игвы, это бесновались раругги, томимые жаждою крови и подстегиваемые безнаказанностью; это разнуздывались силы той исподней страны, которая была призвана стать несколько веков спустя средоточием планетарных сил, стремящихся вырвать из-под влияния Мировой Сальватэрры весь круг человечества...

Таким образом, Иоанн IV являет собой ярчайший пример не столь уж редкого в истории типа родомысла-тирана, то есть личности, призванной к обширной культурно-государственной деятельности демиургом сверхнарода, блистательно вступившей на это поприще и сорвавшейся в пучину инфрафизических слоев с той крутизны, на которую вознес ее демон государственности. Деятельность Грозного подготовила эпоху Великого Смутного времени – единственную в своем роде. Ее хроники озарены фантастическими отсветами массовых видений, сверхъестественных вмешательств, демонических вторжений. Если метаисторическое созерцание подготовило нас к пониманию таких свидетельств, как выражения массового душевного опыта сверхнарода, мы станем вчитываться в эти исторические события как в шифр, которым написана мрачная поэма всеобщего столкновения иерархий в начале XVII столетия".
Даниил Андреев

Александровская Слобода явилась не только средоточием политической и экономической жизни России, а и её национальной культуры. При Иване Грозном Государев Двор перестраивается, и создаются сооружения не имеющие себе равных. По личному заказу царя древние храмы украшаются редкими по красоте росписями, прославляющими московских государей и Богоизбранность России.
Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» - чумы, охватившей Москву в 1568 году.
Сюда привлекаются самые лучшие силы из известных культурных центров страны – писцы, художники, печатники, певцы.

В 1569 году сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 году печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 году в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

Прославленный композитор XVI в. Фёдор Христианин создаёт при дворе школу древнерусского пения.

Одно из крупных культурных явлений XVI века – грандиозный Лицевой летописный свод также связан со Слободой.

Дворцовые палаты, подвалы XVI века царя Ивана Грозного

Постройки царской резиденции в Александровской Слободе чётко разделялись на три части: жилые покои, хозяйственные и парадные, предназначенные для торжественных сборов и праздничных столов.



Подвалы

Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровой Слободы проходят торжественные события, называемые на Руси «государевой радостью» - царские свадьбы. Государь Всея Руси царь Иван IV Грозный венчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной в 1571 году, и в 1575 году – с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой царя.

Здесь в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой (причислена к лику святых). Подклет, где устраивалась комната для новобрачных – «сенник постельный». Восточный подклет церкви Покрова работы итальянских мастеров начала IV века с роскошным декоративным убранством: лотковый свод, изящные профилированные импосты, резная белокаменная розетка в центре свода, мог служить свадебным «сенником постельным, тем более, что он находился под домовым храмом государя.


«Сенник постельный»



Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценили в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты.

После венчания в церкви Покрова Пресвятой Богородицы царь с царицей шли к праздничному столу, рассадив всех гостей «по росписи». В назначенное время молодые шли «к постели».
Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и всё его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах «по обычаю» - как символ плодородия. На снопы стелили ковёр, а на ковёр перины, застилавшиеся атласной простыней. В головах лежали взголовье и две подушки в шёлковых «червчатых» (красных) наволочках. В ногах лежало тёплое меховое одеяло и ковёр. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов. Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь.

Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол за которым ели молодые. На блюде на столе лежала «кика» - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.


Ю. Пекуровский. Царь и Царская невеста. 2003 г.

Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства – Москве.

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его».
Это евангельское изречение точнее всего передаёт многовековой спор вокруг личности первого русского царя Ивана IV. В атмосфере средневекового Александровского кремля незримо присутствует тень великого самодержца Ивана Грозного 17 лет прожившего в Александровой Слободе и превратившего её в столицу государства российского. В палатах Покровской церкви, в покоях великого царя, в узких проходах и коридорах, будто слышится поступь его шагов, удары посоха, властный глас.

Выставка «Столовая Палата XVI в. в дворцовых постройках царя Ивана IV»

Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приёмов духовенства, бояр, иноземных гонцов. Здесь государь мог жаловать своих приближённых именинными пирогами. Описание внутреннего «хоромного наряда» столовой палаты не сохранилось. Известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII вв.

Интерьер Столовой Палаты довольно-таки условен. «Хоромный наряд» XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавески, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали Палату похожей на шкатулку. Потолок и стены в каменных Палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы. Самым любимым и распространённым был красный и все его оттенки (багрец – красный, червчатый – тёмно-красный, таусиный – синевато-вишнёвый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни – коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды. Изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю «опушалась» сукном так же, как и дверь. Мебель Столовой Палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу, под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и стольцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником.

Палаты освещались люстрами – паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.

Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Сначала подавались печёные и холодные закуски, затем жаренные и после всего похлёбки и уха.

Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее род – тем ближе к царю.

Прислуживали гостям стольники – придворные чины государева двора.




Бюст Ивана Грозного

Трон Ивана IV Грозного. Дерево, резьба. Копия.

Жизнь в Государевом Дворе протекала по строго установленному «чину» (распорядку), осуществлявшемуся с помощью часов. В древности в Александровском Кремле большие башенные часы размещались в Распятской церкви – колокольне. В XVII веке часы были установлены в колокольне Покровской церкви. Часы имели старорусский (Византийский) счёт времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Например в июне – 17 дневных, 7 – ночных часов, в декабре наоборот. Стрелка в виде луча Солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной. Вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.


Циферблат. Реконструкция по А. Мейербергу. Шестерни XVII в. Гиря XVII в. Вал XVII в.


Врата, оконные ставни из дворцовых построек Александровской Слободы. XVI-XVII вв.

Распятская церковь-колокольня

Распятская колокольня возникла в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее).
Троицкий собор был расписан фресками, а в западном и южном порталах его установлены привезенные царем Иоанном Грозным из военных походов Тверские и Новгородские врата XVI века.


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репин

Бытует множество версий о смерти старшего сына царя – Ивана. По наиболее распространённой, Иван погиб от удара железным посохом, которым во время ссоры царь ранил сына в висок. Трагедия разыгралась во дворцах Александровской Слободы. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.


Шустов Н.С. Иван Грозный у тела убитого им сына.

После гибели сына Иван Грозный часто болел, одолеваемый различными предчувствиями. Он скончался внезапно 18 марта 1584 года за игрой в шахматы, и нет полной уверенности в том, что его смерть не была насильственной.

После польско-литовской интервенции церковь Троицы обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора.
В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» - жилая деревянная часть дворца.
В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора - в Троицкую.


Колокольня Троицкой (Покровской) церкви

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» :
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной» .
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка» .
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь.
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы» .
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- «Экспозиция «В Крестьянской избе». Александровская слобода. Свято-Успенский женский монастырь
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

История Российского государства насыщена событиями различного рода. Наиболее значимые оставили след не только в летописях, но и в памятниках архитектуры и искусства, изучая которые можно пройтись по всем вехам становления нашей Родины. До сегодняшнего дня неистребим интерес людей к быту и жизни императоров и царей династии Романовых. Период их правления окружен роскошью, блеском дворцов с прекрасными садами и великолепными фонтанами. Начало было положено в XVII веке, когда юный царь Михаил Федорович Романов переехал жить в царские палаты Московского Кремля. Они не были столь великолепны, как сегодня, и не всегда являлись местом фактического проживания венценосных особ, но на современном этапе являются памятником величия российских правителей.

Романовы

Смутное время принесло России множество потрясений и невзгод, без твердой правящей руки монарха страну раздирали противоречия. История Романовых как царей начинается с 1613 года, именно тогда Земский собор выдвигает наиболее подходящую кандидатуру на престол. Михаил Федорович Романов, с точки зрения многих современников, был наиболее приемлемой кандидатурой. Он происходил из богатых бояр, являлся родственником последнего царя из рода Рюриковичей, не оставившего прямых наследников, и был лицом, которое не участвовало в гонке за власть, т. е. сохранил нейтралитет. Во внимание был принят и возраст будущего государя, который позволял достаточно легко им манипулировать для достижения политических целей. Фактически юный царь был запуган гонениями и опалой Бориса Годунова, он в свои 16 лет был болезненным и безвольным человеком, который подчинялся воле матери и отца беспрекословно. С момента избрания Михаил Федорович переселяется в царские палаты, которые за время его правления отстраиваются практически заново. Многие постройки, возведенные для Ивана III, на тот момент были фактически разрушены. В XVII веке Московский Кремль - это царский дворец, который становится местом сосредоточения всей политической и экономической жизни государства.

Царские палаты

Каждый по-разному понимает и представляет жизнь и быт царской семьи. Все русские люди уверены, что правящий страной человек должен занимать царские палаты. Значение слова и его определение всегда идет в превосходной степени. Это не просто жилье для группы людей - это самое большое, высокое, красиво оформленное помещение, где государь работает и отдыхает. В этом есть доля правды: царский дворец должен отражать величие всего государства, быть его визитной карточной, так как именно он служит местом приема иностранных посланников. В XVII веке Московский Кремль является городом внутри города. Там живут и работают сотни человек, располагаются многочисленные дома придворной знати, церкви, монастыри, министерства. Такое количество людей необходимо снабжать всем необходимым и поддерживать огромный административный аппарат в рабочем состоянии, следовательно, царские палаты соседствуют с мастерскими, кухнями, конюшнями, погребами и даже садами и огородами. Конечно, периметр Кремля охранялся с особой тщательностью, простому прохожему было не пройти, а просители, которые съезжались со всей страны, терпеливо ждали своей очереди за его стенами. Если исходить из дословного перевода, то жилые, высокие (2-3 этажа), каменные сооружения назывались не иначе, как царские палаты. Значение слова в русском языке, применительно к территории Московского Кремля, охватывает не одно помещение, а большую территорию с расширенным функционалом, которая разделяется на отдельные секторы, используемые по прямому назначению. Например, Теремной дворец служил в качестве опочивальни, престольного помещения, различных проходных хозяйственных построек и имел свою церковь и храм. Каждый вид помещений имел свое название и назначение: Патриаршая и т. д.

Теремной дворец

Русские архитекторы XVII в. (Константинов, Огурцов, Ушаков, Шатурин) создали уникальную по своей самобытности жемчужину в ансамбле всего Московского Кремля. Теремной дворец был построен с использование сохранившихся фрагментов предыдущего строения, чем и объясняется ступенчатая структура здания. В дальнейшем данный стиль часто применялся в истории развития русского зодчества. Наружная отделка дворца выглядит великолепно: белокаменные наличники, разноцветные изразцы с элементами геральдических рисунков, декоративные пилястры, особое внимание привлекает уникальная декоративная резьба. Второй этаж Теремного дворца отведен под царские палаты. Фотографии современных (восстановленных) интерьеров не способны передать богатство убранства комнат. Стены и своды каждой палаты выдержаны в едином цвете и расписаны декоративным орнаментом. В 1636 году строительные работы в Теремном дворце заканчиваются, но впоследствии к нему достраиваются прочие помещения, которые не портят общий вид здания. В год окончания работ на мужской половине дворца создается церковь Нерукотворного Спаса (Верхоспасский Собор), отделенная от Теремного дворца позолоченной решеткой. Самым древним сооружением комплекса является храм Рождества Богоматери (на Сенях), датируемый XIV веком. Он неоднократно перестраивался, но сохранился до наших дней. Все церкви - Воскресения Словущего, Екатерины и Распятская - гармонично вписаны в ансамбль Теремного дворца. Уникальные иконы, выполненные на шелковой ткани, и неповторимая стенопись придают культовым сооружениям самобытный вид.

Златоверхий теремок

Самая высокая часть Теремного дворца, с которой открывается удивительный вид Москвы, была построена для детей Михаила Федоровича - там они должны были заниматься. Теремок располагается над Престольной палатой государя. Помещение это просторное, светлое, с расставленными вдоль стен лавками. Служило оно также и для заседаний Боярской Думы, а иногда использовалось в качестве царского кабинета. Теремок по периметру окружен открытыми галереями для прогулок: с большие полноценные площадки, а длинная сторона представляет собой узкие проходы, которые снабжены только низкими парапетами. Отсюда все здание, равно как и весь древний город, виднелось как на ладони. Златоверхий теремок был построен в 1637 году, это уникальное творение русских зодчих. Комната очень богато украшена, но при этом является уютной и теплой, большие окна пропускали много света, цветные слюдяные камушки создавали причудливую игру различных красок. Карниз крыши украшает ажурная металлическая решетка, оконные наличники покрыты искусной белокаменной резьбой (как и во «взрослой» части палат), которая на каждом окне разная. Птицы, цветы, звери, разнообразные плоды и сказочные персонажи украшают рельефы, символизируя многообразие и богатство окружающего мира. Западный портал, открытый для обзора, украшен доской, которая содержит надпись о принадлежности данных хором государевым детям - царевичам Алексею Михайловичу и Ивану Михайловичу. Между текстом и по краям рельефа нанесен рисунок, способствующий пробуждению интереса к обучению и играм в указанной комнате. Изображение, с точки зрения современного человека, выглядит наивным и непритязательным, но мастерство его создателей сложно переоценить. Описывать Златоверхий теремок можно бесконечно, и основными тезисами будут: яркий, теплый, живой, великолепный.

Башенка

Вероятно, при строительстве теремка архитекторы подразумевали физическое возвышение государя над его землями. Царь смотрел на город с его высшей точки (если не брать в расчет т. е. находился между Богом и людьми, что позволяло ему оценивать ситуацию и принимать решения масштабного характера. Для любознательного царевича эта высота показалась полностью освоенной. Поэтому к терему с восточной части была пристроена «смотрильная башенка». Уровень пола этого небольшого сооружения совпадал с крышей наивысшей точки Теремного дворца. Строительство велось позднее, именно поэтому восточный портал терема был недоступен обзору, хотя изначально украшался так же красиво, как и западный. С башенки открывался лучший вид, но, вероятно, царевичам нравилось находиться выше отца и всех знатных бояр, которые занимали их комнату на непродолжительное время. Попасть туда можно было двумя путями: через Златоверхий теремок, который соединялся белокаменной лестницей с сенями башенки, образуя ход из восточного портала, или напрямую, из нижних палат. В этом случае посетитель попадал в небольшой тамбур рядом с теремком и уже оттуда по открытому пространству доходил до сеней, из которых мог подняться в рассматриваемое нами помещение.

Патриаршие палаты

Новоселье праздновали в середине 1655 года, на него пришла вся семья Романовых. Патриарх Никон пожелал, чтобы его помещения были выдержаны в максимально насыщенных тонах. Палаты построены в более классическом, «простом» стиле, однако это значительно компенсируется богатством декора здания и буйством красок примыкающего с востока храма Двенадцати Апостолов. Третий этаж с мелкими комнатками был достроен только к концу XVII века. Несколько белокаменных крылец, позволяющих выходить на открытые галереи, позолоченные ажурные коньки, великолепные фрески придавали Патриаршим палатам торжественный вид. Особенно оттенял позолоченное великолепие розовый цвет, в который Никон приказал покрасить стены своих апартаментов. Современный вид палат оставляет ощущение какой-то недосказанности, возможно, проект не был воплощен в жизнь полностью.

Потешный дворец

Палаты Романовых, при всем своем великолепии и просторе, не могли вместить всей семьи. Поэтому в 1651 году - по приказу нового Алексея Михайловича - на территории Московского Кремля начинается возведение нового здания, которое предназначено для проживания отца жены (тестя) И. Д. Милославского. Стоит отметить удивительную особенность строения - оно стало первым московским «небоскребом», т. к. состояло из четырех этажей. Уже в середине XVII века отмечалась нехватка площадей под застройку. Внутри первого этажа располагался сквозной проезд длиной 30 метров. Над жилыми комнатами для удобства хозяина была построена церковь Похвалы Богородицы со звонницами, алтарь которой выносился за пределы дворца при помощи кронштейнов. Он нависал над кремлевской улицей, таким образом, все церковные каноны были соблюдены. Милославский прожил в этом доме 16 лет, после чего дворец перешел в казну государства. Название «Потешный» он получил позже, в 1672 году, при Федоре Александровиче Романове, когда в него переселились сестры государя. Использовались помещения для забав царского двора (потех): здесь ставились первые театрализованные представления, откуда и пошло его название. Для удобства царской семьи Теремной и соединили закрытыми переходами.

Зарядье в Москве

Один из наиболее древних районов Москвы, который проходит между Варварской улицей и рекой, является историческим памятником уже только по своему местоположению. На данном участке расположены уникальные постройки русского зодчества - церкви, храмы и соборы, возведенные в XIV-XVIII веках. Но наибольшую туристическую популярность Зарядье в Москве получило в качестве места зарождения рода Романовых, российских царей. Название территории произошло от слова «ряд», имеются в виду торговые ряды, которые тянулись до Красной Площади. К сожалению, памятник не дошел до наших дней в первозданном виде, остались только палаты. Об остальных элементах дома и двора можно судить по сохранившимся описаниям быта боярского рода. Согласно преданиям, первый русский царь из дома Романовых родился именно в доме на Варварке, который в свое время построил его дед. Во время правления Ивана Грозного палаты были разорены стрельцами по приказу царя, в дальнейшем многократно страдали от пожаров и всевозможных перепланировок под монастыри и церкви. Музей был организован на этом месте только по указанию Александра II, в середине XIX века. История Романовых началась именно здесь. По структуре помещения палаты имели достаточно стандартный облик домов того времени. Подземную часть занимали подвалы и кладовые, там же находилась поварня, или кухня. Жилые помещения располагались выше: библиотека, кабинет, комната для занятий старших детей предназначались для мужчин. Женская половина дома была более просторной, со светлыми комнатами для рукоделия, причем боярские дочки занимались прядением и шитьем вместе со служанками. Дошедшие до наших дней украшения, посуда, мебель, шитье, предметы быта поражают простотой и изысканностью отделки. Палаты Романовых в Зарядье называют "старым государевым двором".

Царская палата Гатчина

Более поздние постройки, возводимые по приказу царской семьи, продолжают поражать своими размерами и великолепием. Только с XVIII-XIX века их называют не царскими палатами, а дворцами. Например, Гатчина. Дворец сей был построен по указанию Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Это место и проект будущего комплекса выбирался ими совместно, строительство официально было закончено в 1781 году, хотя опальный граф въехал в него раньше. В 1883 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупила дворец у его наследников для Павла I. Каждый из семьи Романовых совершенствовал этот ансамбль для собственных нужд и перестраивал его с учетом новых технических достижений человечества. В настоящее время данный памятник архитектуры и истории находится в состоянии реставрации. Дворец очень сильно пострадал от рук фашистов в период Великой Отечественной Войны, некоторая часть экспонатов была вывезена в Германию.

Царское село

Начиная с Петра I, все императоры российские оставили свой след в истории формирования современного облика города Пушкин, вернее, его уникальных архитектурно-парковых объектов. До прихода к власти большевиков это место было известно как Царское Село. Александровский дворец, равно как и Екатерининский, вместе с прилегающими к ним территориями и комплексами зданий, являют собой настоящие произведения искусства! На территории современного музея встречаются все направления художественных стилей - от роскоши русского барокко до классицизма и более современных направлений XX века. Екатерининский дворец в позволяет почувствовать дух нескольких эпох правления дома Романовых. Екатерина Великая, Елизавета, Александр I - все оставили свой след в развитии внешнего облика и внутреннего содержания дворца. Не меньшее значение для целостности восприятия имеет прилегающая к ансамблю парковая территория, которая создавалась для каждого сооружения индивидуально. Эпоха правления Александра I, Николая II (последнего российского императора) связана с Александровским (Новым Царскосельским) дворцом. С исторической и архитектурной точки зрения данные объекты имеют не меньшее значение, чем Кремлевский дворец. Фотографии, видеоматериалы, постоянные экскурсии по всем местам пребывания дома Романовых пользуются неизменным спросом как внутри нашей страны, так и у многих иностранцев.