Павильон эрмитаж в царском селе. Зимний дворец Посещение павильона Эрмитаж

В северной столице России самого пристального внимания заслуживает музейный комплекс из пяти величественных зданий, известный под именем «Эрмитаж». Не лишним будет сказать, что ради посещения залов этого музея туристы планируют свои отпуска и поездки, а коренные жители Санкт Петербурга приобретают заранее билеты.

Как любое историческое архитектурное творение Эрмитаж имеет свою историю и особые регалии. В настоящее время он известен, как федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и музеев и входит в группу крупнейших музеев мира культурно-исторического наследия, в Росси же Эрмитаж является самым крупным и богатым по содержанию экспонатов.

Коллекция музея насчитывает около 3 000 000 шедевров, начиная с творений каменного века и до современного искусства. Историки предположили, что для минутного осмотра всех образцов мировой культуры, хранимых в стенах Государственного Эрмитажа, потребуется около пяти лет. Количество картин, скульптур и образцов прикладного искусства таково, что некогда небольшой флигель во дворце российской императрицы Екатерины II разросся в цепь зданий на набережной Невы.

Название музея в Санкт Петербурге не изменилось со времен Екатерины. Потомки называют его Малым Эрмитажем от французского - ermitage (приют отшельника, келья). Коллекция, представленная в Эрмитаже, началась с частного собрания императрицы - картин Йоханна Эрнста Гоцковского, - и послужила толчком для возникновения музея в 1764 году. Первая экспозиция включала 225 полотен и была доступна для обозрения лишь особо приближенным лицам.

Вкусы Екатерины были неумолимы, ею приобретались скульптуры, картины, драгоценные камни и ювелирные украшения. Наибольший интерес вызывало частное собрание живописи барона Кроза, приобретенное российской императрицей в 1772 году. Именно эта коллекция легла в основу картинной галереи.

Рост коллекции привел к необходимости расширения пространства, что побудило к строительству нового здания Эрмитажа по проекту архитектора Фельтена. Строительство длилось около шести лет с 1771 года. В этот период были приобретены парижские коллекции из резного камня, принадлежащие герцогу Орлеанскому, и 3996 книг Дидро и Вальтера.

Если при Екатерине Эрмитаж пополнялся коллекционными собраниями произведений искусства, то при Николае I стали покупаться единичные живописные полотна, например «Поклонение волхвов» Боттичелли или «Лютнист» кисти Караваджо. Именно Николаю пришла в голову мысль сделать публичным собрание Эрмитажа, открыв двери не только избранному кругу. К тому же, живописные собрания пополнялись работами русских художников.

В начале постсоветского периода Государственный Эрмитаж объявил о «трофейных» запасниках, в которых бережно хранятся работы художников-импрессионистов, считавшиеся навсегда потерянными после войны (Тулуз-Лотрек, Сёр, Домье, Мане). Это стало точкой отсчета для заполнения залов современной живописью и скульптурой.

Не смотря на богатую и тепло хранимую историю Эрмитажа и его собрания, в судьбе музея были черные полосы, одна из которых связана с кражей драгоценностей в 2006 году. К счастью, часть похищенных экспонатов в течение года удалось вернуть. Но такие события только будоражат внимание зрителя и привлекают ценителей искусства к созерцанию и знакомству с творчеством великих мастеров – успеть потратить свои пять лет жизни на залы Эрмитажа, пока живо в людях то чувство, что мы называем вдохновением.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.

Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.

Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж

Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743).

После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.

Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы

Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Интерьеры павильона Эрмитаж

На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.

Центральный зал в павильоне Эрмитаж

Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж

Кабинет в павильоне Эрмитаж

В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.

Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма

Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма

Весь стол опускается вниз

Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой

Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.

Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа

Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки

Вензель императрицы

Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж

Центральный зал павильона Эрмитаж

Сервировка стола в Эрмитаже

Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.

Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец

Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.

Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж

С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.

Площадка у павильона Эрмитаж

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Эрмитажная кухня

На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.

Эрмитажная кухня в Царском Селе

Посещение павильона Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге : история и современность. Кто создавал проекты и строил, почему не все владельцы любили квартировать во дворце?.

Главная и самая большая резиденция русских царей, Зимний дворец , — творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771). Итальянского парижанина, придавшего Санкт-Петербургу столь узнаваемый парадный облик.

Внушительное здание дворца одним своим фасадом отражающееся в глади Невы, а другим выходящее на громадную внушает трепет гигантским размахом. Россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину! На 210 метров вытянулось каре вдоль набережной — 175 метрам равняется его ширина!

Краткое описание

Сохранившийся комплекс Зимнего дворца выстроили в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко. Отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально и интерьеры оформили в ровно таком же стиле. Сегодня выглядящим избыточно пафосно.

В 70-х годах столетия, при Екатерине II, внутри появились более скромно отделанные помещения. Зато, впрочем, более изящные и стильные — их создавали архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно около 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу. Просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире.

  • Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2

Заметим, что дворец не всегда был окрашен в бирюзово-белые цвета. После пожара 1837 года его, например, перекрасили в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».

Архитектор Карл Иванович Росси при возведении Главного штаба предлагал выкрасить все здания на Дворцовой площади в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.

Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором.

  • Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах размещены коллекции . И одного самых больших в мире, разумеется. Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!

Помимо гигантского собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений и Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад.А равно залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.

История и архитектура

Первоначально на месте, где находится Зимний дворец, располагался особняк адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости расположено и Адмиралтейство, строившее российский флот.

По воспоминаниям современников, адмиральская усадьба была самой большой и красивой во всем Петербурге. После же смерти флотоводца здания и земли отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.

Первый Зимний дворец

в Санкт-Петербурге был возведен в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камн. В качестве свадебного подарка его преподнес царю Александр Данилович Меншиков.

В 1716-1720 году резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови. Строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы.

Второй Зимний дворец находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр. Интересно, что при перестройке 1783-1787 годов бережно сохранили личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.

Петр переехал в зимнюю резиденцию из своего в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю).

В 1732-1735 году для императрицы Анны Иоанновны выстроили третий дворец. По проекту, созданному отцом Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он был куда размашистей петровской резиденции. И располагался главным образом по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.

Эпоха Елизаветы Петровны

Во времена дочери Петра, обожавшей роскошь, к палаццо вовсю пристраивали флигеля и служебные корпуса. Комплекс разрастался вне всякого генерального плана. И все больше походил на какой-нибудь стамбульский Топкапы, нежели на европейскую резиденцию. В итоге решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца.

Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.

Сохранившееся здание считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время его строительства для проживания Елизаветы Петровны был выстроен четвертый — деревянный.

Он находился чуть поодаль: на Невском проспекте, между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года и было закончено к ноябрю.

Личные покои царицы располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец. Стоящем на другом берегу реки.

Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), вытянулся вдоль Малой Морской улицы.

При Екатерине II

В 1764 году императрица Екатерина II купила коллекцию, положивших начало всемирно известному собранию Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра. А название произошло получило от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».

  • Достройка, переделка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)

От времени этой императрицы сохранилось мало — при Николае I внутренние интерьеры основательно перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что

  • великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского дворца в Ватикане;
  • и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.

Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки создал Джакомо Кваренги.

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки. А вот принимал здание «в эксплуатацию» ее наследник, император Петр II. Обосновавшийся в новых апартаментах в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестниц. Напротив нее на Неве на Крещение по традиции прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II Зимний дворец, как и свою предшественницу, не очень жаловала. Растрелли немедленно отставили от дел, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж.

В котором Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для прогулок императрицы обустроили Висячий сад.

Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, создали позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.

От Павла до Николая II

Павел I вынуждено жил в Зимнем дворце, пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок. А вот два последующих императора: Александр I и Николай I, квартировали преимущественно здесь.

Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать. Второй же буквально олицетворял себя с мощью России. И не мог помыслить жить в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I.

В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси создали Военную галерею в память о героях Отечественной войны, и ряд других помещений.

Пожар 1837 года и восстановление

Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожа. После которого резиденцию восстанавливали буквально с нуля. Трагический инцидент случился вид незадолго до Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю). Причиной предположительно стал возгорание в печной трубе.

При восстановлении применялись новаторские для того времени строительные решения. В частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после ремонта сохранился в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…

Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи». Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.

Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.

При Александре II жилые залы Зимнего дворца основательно переделали, оформив их по моде того времени.

Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности уехал за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте.

Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов. Хотя на втором этаже западной анфилады сохранились и личные апартаменты последнего императора.

Бывавшие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле. Под нужды очередного гостя отводились целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невская парадная анфилада

Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Восточная анфилада

Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Практическая информация

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Время работы: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье; 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут: смотрим .

Программа, посвященная Зимнему дворцу - резиденции российских императоров, предлагает вам совершить увлекательное путешествие во времени. Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи - в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX - начало XX века), а также в наши дни. Панорамы сопровождаются комментариями и дополнены произведениями живописи, графики и документальными фотографиями.

Тексты подробно рассказывают о том, как изменялись на протяжении 250 лет внешний облик Зимнего дворца и его внутреннее убранство, а так же о различных сторонах жизни дворца, как официальной резиденции и как дома представителей царствующей династии Романовых.

Специальный раздел программы посвящен Александровской колонне - памятнику, воздвигнутому в честь императора Александра I - победителя Наполеона.

Зимний дворец - памятник русского барокко

"Я возвел в камне, - пишет Растрелли в описании своих работ, - большой Зимний дворец, прямоугольный по форме, с четырьмя фасадами... Строение сие в три этажа, не считая подвалов; внутри сего великого здания посередине устроен большой двор, через оный въезжает сама Императрица, и там расположен главный пикет Кордегардии".

Нарядный и монументальный дворец - яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой курдонер (парадный двор), обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

В плане дворец представляет собой грандиозный четырехгранник, в четырех мощных угловых ризалитах которого размещались Тронный зал, Парадная лестница, церковь и театр - четыре центра жизни императорской резиденции, соединенные между собой корпусами с анфиладами жилых комнат.

Согласно проекту Растрелли дворец окружили бутафорские пушки, которые "охраняли" его в течение 15 лет, а затем, по указу императрицы Екатерины II, их заменили на 24 пары каменных столбов. При Екатерине II проезды во дворец закрыли сосновыми воротами, двор вымостили крупным булыжником, а вокруг здания выложили тротуар из каменных плит. В 1763-1767 годах набережная Невы была одета в гранит.

Со временем возникли павильоны -"фонарики" над подъездами дворца и многочисленные балконы с навесами-маркизами, у его дверей появились деревянные тамбуры, у стен - полосатые сторожевые будки и фонари.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Некоторые изменения затронули и его архитектурный облик. Так, в 1764 г. со стороны Невы на месте тамбура сооружен портик, в 1796 г. к восточному фасаду пристроен корпус Георгиевского (Большого тронного) зала, а в 1833 году на крыше была поставлена башенка для размещения телеграфа.

Однако великолепный барочный образ здания сохранился и вошел в историю как один из шедевров Растрелли.

Во второй половине XVIII века при Екатерине II, испытывавшей страсть к архитектуре, возле Зимнего дворца были возведены Малый Эрмитаж с Висячим садом (арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), корпус Лоджий Рафаэля и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Так возник уникальный архитектурный ансамбль, который в XIX столетии был дополнен императорским музеем - Новый Эрмитаж (арх. Л. Кленце).

Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах, расположенных в нескольких зданиях.
В его состав входят Большой (или Старый Эрмитаж), Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр. И это только основные здания.

Парадные интерьеры дворцов занимают особое место в планировке Эрмитажа.

Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец из-под арки главного штаба



Зимний дворец

В огромном комплексе зданий Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге, я хочу показать только одну из составляющих его архитектурного богатства.
Это анфилады и галереи залов.

Анфилада - это ряд находящихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси. Анфиладное расположение комнат чаще всего встречается в постройках дворцового типа. Дом с анфиладой парадных залов, с гостеприимно открытыми дверями позволяет увидеть цепочку помещений, уходящих в перспективу. Во времена барокко и классицизма принцип анфиладного размещения парадных комнат или залов был главенствующим в планировке дома .

Примеров не счесть. Но в Эрмитаже, одном из главных и крупнейших музейных комплексов России, анфилады отличаются особым великолепием.


Зимний дворец со стороны Невы

Вот только несколько примеров этих парадных залов с расположенными по линеечке парадными дверями, которые придают огромный эффект всей планировке дворцов. Создается перспектива залов, как бы уходящих в беспредельные дали.


Большой Эрмитаж. Анфилада залов итальянского искусства


Большой Эрмитаж. Анфилада комнат и кабинетов


Лоджия Рафаэля. Помещение для копий фресок Рафаэля из Ватиканского дворца.
Галерея была открыта для обозрения в 1792 году. Архитектор Дж.Кваренги


Новый Эрмитаж. Верхний вестибюль и парадная лестница.
Залы Нового Эрмитажа открылись для посетителей в 1852 году. Окружающая лестницу галерея верхнего вестибюля украшена шестнадцать колоннами из финского гранита.


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал.
Двадцать колонн зала выполнены из сердобольского гранита. Потолок металлический с полихромной росписью. Пол - мозаичный, работы Петергофской фабрики.

На всех этих фотографиях присутствуют перспективы залов, расположенных в одну линию.
Или галереи и колонны в одном зале, так же уходящие в перспективу.

Подобный прием построения плана здания создает определенную иллюзию пространства.
Уходящие в перспективу анфилады, залы с колоннами и галереи кажутся значительно длиннее, чем это есть на самом деле.

Особенно интересен сам прием анфиладного построения помещений, композиционно связанных осью дверных проемов. Прием, получивший царственное начало в дворцах Петербурга, и затем подхваченный в сотнях дворянских домов по всей Российской империи. В обеих столицах, в губернских центрах, и в сотнях барских особняках по всей стране. В московских ампирных особняках тоже активно применяли анфиладу, даже состоящую всего из трех небольших комнат.
Но анфилады дворцов в Петербурге, созданные во времена барокко и классицизма - это масштабные произведения архитектуры, которые всегда будут поражать наше воображение.