Старый эрмитаж и малый эрмитаж. Большой эрмитаж Старый эрмитаж

Музейный центр «Эрмитаж Выборг» Эрмитаж Выборг филиал Государственного Эрмитажа и выставочный центр в г.Выборг (Ленинградская область), открывшийся в июне 2010 года … Википедия

Государственный в Ленинграде, художественный и культурно исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754 62, архитектор В. В. Растрелли), Малый… … Художественная энциклопедия

Эрмитаж - (Краснодар,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Герцена 162, Краснодар, Россия … Каталог отелей

Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

Большой театр Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

Б. Москворецкий мост в 2006 г … Википедия

Большой Московский цирк на Вернадского Место нахождения Москва, проспект Вернадского, метро … Википедия

В Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

эрмитаж - I. ЭРМИТАЖ I а, м. hermitage m. 1. В старину обособленное помещение (загородная вилла, павильон и т. п.), предназначенное для уединенного времяпровождения. БАС 1. Какою же фигурою оную рощу прорубать и план и фасада армитажу как быть.. оное все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Эрмитаж. Западноевропейский рисунок
  • Эрмитаж. Западноевропейский рисунок. Альбом , . Коллекция графики, хранящаяся в Эрмитаже, по праву считается одной из лучших в мире. Перовые и карандашные рисунки, акварели, пастели, собранные в музее, позволяют проследить эволюцию рисунка…
  • Эрмитаж. Собрание Западноевропейской живописи. Каталог. Немецкая и австрийская живопись. XIX - XX в. , . Эрмитажное собрание живописи Германии и Австрии XIX - XX веков и в количественном, и в качественном отношении весьма неравноценно по своему составу. Наиболее значительную и интересную его…


Главное здание Эрмитажа - бывшая зимняя резиденция российских императоров с 1762 по 1904 год. Нынешнее здание - пятое по счёту, построено итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного барокко с элементами рококо в 1754–1762 годах. Однако сегодняшнему великолепию интерьеров дворца мы обязаны и другим величайшим архитекторам, создававшим и восстанавливавшим помещения после пожаров: Огюсту Монферрану, Карлу Росси, Джакомо Кваренги, Василию и Владимиру Стасовым, Александру Брюллову и многим другим.

Именно это здание, построенное в 1764–1775 годах Валлен-Деламотом и Фельтеном для Екатерины II, и именовалось первоначально «Эрмитажем» (от фр. ermitage - «место уединения». Здесь, после дневных забот, в узком кругу близких людей императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. В помещениях Малого Эрмитажа размещались также картины и скульптуры, приобретаемые Екатериной II и ставшие основой коллекции будущего музея.


Корпус построен в 1771–1787 годах архитектором Фельтеном специально для размещения дворцовых художественных коллекций, т. к. ещё до окончания строительства здания Малого Эрмитажа стало ясно, что постоянно увеличивающееся собрание произведений искусства просто не поместится в столь небольшой корпус. Однако в XIX веке здание было реконструировано сначала Кваренги, а затем Штакеншнейдером. Тут, помимо коллекций, были обустроены жилые помещения, а декор интерьеров стал более роскошным.


Первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Торжественное открытие для публики состоялось в 1852 году, а скульптуры для выставки отбирал лично император Николай I. К слову, потрясающие атланты, несущие поперечные балки портика, впервые в современной архитектуре появились именно на этом здании. Кстати, а вы знаете, сколько именно древних гигантов стоят у Нового Эрмитажа? Только на фото не подсматривайте.


Здание было построено в 1783–1787 годах по проекту Джакомо Кваренги и с использованием фундамента Зимнего дворца Петра I. Помимо представлений с участием известных актёров того времени, здесь разыгрывались и любительские спектакли с участием городской знати. Тут же проходили балы и маскарады.


Это самое «молодое» здание эрмитажного комплекса. Построено оно было уже в конце XIX века. Построено, конечно, не на пустом месте - с 1710 года здесь были постройки, постоянно менявшие хозяев и внешний вид. Да и предназначение корпуса не раз кардинально менялось: от великосветского дворца до доходного дома. Сейчас заканчивается масштабная реконструкция здания, которая позволит приспособить внутренние помещения под нужды музейного комплекса.


Гараж его императорского величества обычным посетителям увидеть сложно - он расположен во внутреннем дворе Эрмитажа. Построили его в 1911 году из новаторского по тем временам материала - шлакоблоков - специально для Николая II. Интересно, что красно-кирпичный цвет в точности повторяет цвет Зимнего дворца того времени. В наши дни гараж так и используется по своему прямому назначению.

Осмотр Эрмитажа начинается с прохода из вестибюля по направлению к Главной лестнице. Её называли также Посольской, а впоследствии Иорданской, но во многие путеводители она всё равно входит просто как Главная лестница. Длинная галерея, по которой мы движемся, с полукруглыми сводами потолка и ритмично повторяющимися пилонами, со стенами и потолком спокойного белого тона, должна подготовить нас к восприятию пышной, нарядной красоты роскошно оформленной парадной лестницы. Еще только приближаясь к ней, мы получаем первое яркое впечатление: на фоне ниши, в обрамлении колонн, сверкает белизной мраморная скульптура, блистают покрытые позолотой лепные узоры на стене, сверху льются потоки света. Красота этой лестницы раскрывается постепенно. Находясь еще на нижних ступенях, неожиданно ощущаешь огромные ее размеры. Высоко над головой (где-то на уровне шестого этажа огромный плафон (картина на потолке работы художника Ф. Градицци) с изображением богов на горе Олимп.

Здесь сразу ощущаешь простор, обилие воздуха н света. Кажется, что он проникает отовсюду - не только из больших окон, но и со стороны глухих стен, где зеркала отражают его лучи, создавая иллюзию большей освещенности. Поднимаясь по боковым маршам, любуешься скульптурами возле окон и зеркал, стройными пилястрами, затейливыми завитками позолоченных узоров лепки. И, наконец, с боковых площадок, подобно заключительному аккорду, открывается взору еще более величественное зрелище: гигантская колоннада из десяти монолитных серых колонн сердобольского гранита поддерживает полукруглые своды потолка, украшенные лепкой, позолотой и изображениями скульптур-кариатид.

В 1771 - 1787 годах рядом с «Ламотовым павильоном» на набережной Невы архитектором Ю. М. Фельтеном (1730 - 1801) было построено здание, получившее в дальнейшем название «Старого Эрмитажа». А в середине XIX века для размещения разросшихся коллекций создается специальное помещение музея - «Новый Эрмитаж», законченный в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым (1799 - 1851) под руководством В. П. Стасова, по проекту Л. Кленце (1784 - 1864).

Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 - 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий.


Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы. Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть. их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины (познакомиться с ними следует несколько позднее).

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Выдавали его лишь избранным. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах. Надписи на этикетках картин в залах были сделаны на французском языке. Количество посетителей Эрмитажа в первое время было невелико, в дальнейшем, особенно в конце XIX - начале ХХ века, когда в музей был открыт свободный доступ, оно значительно увеличилось.

Огромный рост посещаемости музея в советское время, расширение выставочных помещений за счет залов Зимнего дворца потребовали перенесения входа в музей на более просторную и обладающую обширными вестибюлями Главную лестницу Зимнего дворца. Это улучшило и связь между выставками отдела истории культуры и искусства античного мира, расположенными по обе стороны от Главной лестницы Нового Эрмитажа.

Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером, получила свое название в связи с тем, что через ее подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Плафон на лестнице - работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.) - «Добродетели представляют русское юношество Минерве».


На площадке второго этажа Советской лестницы стоит большая малахитовая ваза, исполненная на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Чудесные произведения камнерезного искусства, созданные на этой уральской фабрике, а также на Петергофской (самой старой в России, возникшей при Петре Ш) и алтайской Колыванской фабриках, украшают многие залы и лестницы Эрмитажа - крупнейшей сокровищницы русского цветного камня.

Широко использовался камень и в оформлении самих залов. Так, в Двадцатиколонном зале колонны созданы мастерами Петергофской гранильной фабрики из серого сердобольского гранита. Весь пол в этом зале выложен мозаикой, составленной из нескольких сот тысяч кусков камня.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из красивого камняревневской яшмы,- она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость.

Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

Здание Большого (или Старого) Эрмитажа было построено в 1771 – 1787 годах «в линию с Эрмитажем» по проекту архитектора Ю.М. Фельтена, который использовал фундаменты и стены старых зданий, существовавших здесь с начала XVIII века. Юрий Матвеевич Фельтен учился архитектуре сначала в Германии, а затем в Петербургской Академии наук. Ему, в частности, принадлежит выдающийся проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада. Кроме Старого Эрмитажа, до наших дней сохранились его церкви Святой Анны на Кирочной улице, Святой Екатерины на Васильевском острове и Чесменская, а также ряд особняков в центре Санкт-Петербурга. Фасад здания, обращенный к Неве, декорирован в формах раннего классицизма.

Свое название – Старый Эрмитаж, здание получило в XIX веке, тогда же оно было превращено в хранилище коллекций предметов искусства. Здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между пышными Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и, выполненном в классическом стиле, Эрмитажным театром. Здание Старого Эрмитажа соединяется с Эрмитажным театром аркой, переброшенной над Зимней канавкой. Также от здания имеется специальный переход в Малый Эрмитаж.

В пятидесятые годы XIX века Старый Эрмитаж подвергся значительной перестройке под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Однако общий характер фасада был сохранен. Штакеншнейдеру необходимо было связать в единое целое Старый Эрмитаж с вновь воздвигнутым новым Эрмитажем и корпусом Малого Эрмитажа, выходящим на Неву, поэтому в здании были осуществлены масштабные внутренние перестройки. Все деревянные конструкции и перекрытия были заменены на металлические. Внутренняя отделка помещений Старого Эрмитажа также претерпела значительные изменения. На месте большого двенадцатиколонного овального зала, созданного Фельтеном, была возведена эффектная парадная лестница. Она декорирована колоннами из белого мрамора и шокшинского (олонецкого) порфира.

Название лестницы – «Советская» - сформировалось во второй половине XIX века, когда по ней поднимались в помещение, где проходили заседания Государственного совета. Из парадных залов Старого Эрмитажа, прежде всего, можно выделить большой зал (зал итальянского искусства XVI века), украшенного коринфскими колоннами, пилястрами и лепными панно над дверями. После перестройки Штакеншнейдером здания Старого Эрмитажа, оно стало часто именоваться «седьмой, запасной, половиной» Зимнего дворца. Многие из хранившихся здесь картин были размещены в залах Нового Эрмитажа.

Большой Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, предназначенное для размещения дворцовых художественных коллекций, было построено по проекту Ю. М. Фельтена в 1771-1787 годах. Сегодня здание входит в состав музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Здание было названо Большим Эрмитажем, поскольку оно превосходило размерами ранее построенный Малый Эрмитаж. В XIX веке для обозначения комплекса строений стали применять уже наименование Старый Эрмитаж, чтобы отличать его от Нового Эрмитажа, но хронологически это не совсем соответствует порядку возведения зданий.

В 1792 году по проекту Джакомо Кваренги со стороны Зимней канавки к зданию были пристроены так называемые «лоджии Рафаэля» — галерея с копиями рафаэлевских фресок, в точности повторяющая галерею папского дворца в Ватикане.

В 1835-1837 годах над Зимней канавкой была построена арка, соединившая Большой Эрмитаж с Эрмитажным театром, еще ранее был построен аналогичный воздушный переход в Малый Эрмитаж с другой стороны здания.

Примыкая к Зимнему дворцу и Малому Эрмитажу, Большой Эрмитаж внешне более строг и лаконичен, это было сделано специально, чтобы еще более подчеркнуть выразительность основной части дворцового комплекса — Зимнего дворца.

Помимо хранения дворцовых художественных коллекций, часть помещений Большого Эрмитажа использовалась под нужды Государственного Совета, а позже — Царскосельского арсенала, для чего в здании был сделан отдельный вход и специальная — советская лестница.

В 1852 году по указу императора Николая I Новый и Большой Эрмитажи стали открыты для посещения публики.

Большой Эрмитаж включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Большого Эрмитажа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившегося в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,