Бенуа альберт николаевич – галерея произведений (46 изображений).

Завтра в галерее «Кабинетъ» открывается выставка «Два брата Бенуа. Альберт и Александр. Акварели и рисунки из российских и зарубежных частных собраний»

Галерея «КАБИНЕТЪ»
9 декабря 2016 - 15 января 2017
Москва, ул. Крымский Вал, 10/14, ЦДХ, залы 14 и 14Б

Экспозиция «Два брата Бенуа» станет логическим продолжением выставки «Альберт Бенуа. Чудотворения» , с большим успехом прошедшей в ЦДХ летом этого года.

Будут выставлены работы двух знаменитых представителей семьи Бенуа: основателя объединения «Мир искусства», главного художника «Русских сезонов», блестящего мастера и глубокого художественного критика Александра Николаевича Бенуа (1870–1960) и его старшего брата - основателя Общества русских акварелистов, академика Императорской академии художеств Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936).

Основную часть экспозиции составят 150 акварелей из российских частных собраний. Многие из них зрители увидят впервые.

Среди 40 работ Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду творчества художника, представлена самая большая его акварель - «Вечер на Каме», не имеющая аналогов в музейных собраниях.

Александр Бенуа предстанет перед зрителями в двух основных творческих ипостасях - художника эстетики «Мира искусства» и театрального художника. В экспозицию вошли эскизы его декораций к знаменитым балетным постановкам Дягилева «Павильон Армиды» (1909), «Петрушка» (первая постановка 1911 года); «Жизель». Среди работ периода «Мира искусства» - картины, ставшие популярными еще при жизни художника, благодаря многочисленным публикациям: акварель «Кормление птиц Александром I в Царском Селе в присутствии Фридриха Вильгельма» (1908), вошедшая в книгу Н. Кутепова «Императорская охота на Руси»; два вида Версаля, опубликованные в журнале «Аквилон» в 1922 году, а также «Отъезд графа Орлова на охоту из Гатчинского дворца», созданный художником для книги А. Попова «Григорий Орлов. Историческая поэма».

В подготовке выставки любезно согласились участвовать потомки семьи Бенуа, живущие в Европе и США. Подборка из домашних коллекций двух правнуков Альберта Бенуа будет демонстрироваться в виде слайдов на специальных экранах. Акварели периода эмиграции дополнят экспозицию русского периода и позволят не только наиболее полно представить себе картину жизни и творчества Альберта Бенуа, но и станут несомненным открытием для отечественных искусствоведов.

Часть выставки посвящена творчеству Александра Бенуа-иллюстратора. Среди коллекционных старинных книг, оформленных непревзойденным мастером книжной графики, выставляется одна из первых работ художника в этой области - знаменитая «Азбука в картинах»; дополняют раздел иллюстраций издания произведений А. С. Пушкина «Пиковая дама», «Медный всадник» и «Капитанская дочка», а также роскошный альбом «Царское Село» - уникальный образец «коллективного творчества» Александра Бенуа и замечательных русских графиков (Сомова , Добужинского , Лансере , Яремича), которых Александр Николаевич привлек к работе над изданием.

Специальный тематический раздел составят дореволюционные «артистические карточки» - старинные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении, типографией Плюшара и другими издателями, с репродукциями работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа.

К выставке будут выпущены два отдельных каталога, посвященных Александру и Альберту Бенуа. Традиционная альбомная часть с репродукциями адресована широкому кругу любителей искусства. Для профессионалов безусловную ценность представляют включенные в каталоги подробные указатели работ художников, составленные по материалам прижизненных и мемориальных выставок, аукционов, благотворительных лотерей и других архивных источников. Всего указатели содержат информацию более чем о 1 500 произведениях Альберта Бенуа и более чем о 2 000 - Александра Бенуа.

Выставка пройдет в период новогодних каникул, поэтому организаторы включили в экспозицию выставки интерактивные элементы и подготовили для детей специальные сувениры.

Источник : пресс-релиз галереи «Кабинетъ»



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Акварели А.Н.Бенуа (1870-1960)

Петербург. Дворцовая площадь.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Он был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей деятельности, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. На рисунке - автопортрет художника.





Маскарад при Людовике XIV. 1898г.


Пруд в Версале.

Александр Николаевич Бенуа - сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) - родился 3 мая 1870 года. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К.А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.


Прогулка Короля. 1906г.


Купальня маркизы. 1906г.

Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, две категории переживаний, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и определившие направление всей его дальнейшей деятельности. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие "художественности" неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием "театральности"; именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.


Свадебная прогулка. 1906г.


На прогулке.

Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы и прежде всего от Петергофа и его многочисленных памятников искусства. "От этих... петергофских впечатлений.., вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля" - вспоминал впоследствии художник.


Из серии "Последние прогулки Людовика XIV".


Танец. Павильон Версаля.1906г.

Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных "академических" воззрений. Решение стать художником созрело у него очень рано; но после недолгого пребывания в Академии художеств, принесшего только разочарование, Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-1894), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.


Версаль. Сад Трианона. 1906г.


Версаль. У Курция.

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции. Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского "Общества акварелистов".


Китайский павильон в Версале

Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера "История живописи в XIX веке", издававшейся в Мюнхене. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все.


Маски.


Прогулка в парке Версаля.

В 1896 году он совершил свою первую поездку в Париж; писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни. Серия акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков".


Париж. Триумфальная арка Каррузель.


Набережная Рей в Базеле в дождь.

Бенуа активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-1916) в газете "Речь".


Парад при Павле I. 1907г.


Ораниенбаум. Японский сад. 1902г.

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк. Начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи", "История живописи всех времен и народов" (1910-1917, издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России". Создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).


Петергоф. Главный фонтан.


Петергоф. Римские фонтаны. 1942г.

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.


Летний сад.


Аллеи Летнего сада.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-1906) и в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.


Пётр Первый на прогулке.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.


Герман перед окнами графини (заставка к Пиковой даме Пушкина). 1911г.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).


Иллюстрация к Медному всаднику Пушкина. 1916-1922г.

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В 1907 году Фокин и Бенуа (автор идеи и либретто) поставили на сцене Мариинского театра балет "Павильон Армиды", изысканную стилизацию Франции XVIII века.


Эскиз декорации к балету "Павильон Армиды".

У Бенуа зарождается мысль показать русский балет за рубежом. Зная, что Дягилев после ошеломляющего парижского успеха "Бориса Годунова" в 1908 году замышляет новый оперный сезон 1909 года, Бенуа предлагает разбавить его балетными постановками. Балетмейстера-реформатора Бенуа видит в Фокине. Именно Бенуа принадлежит идея знакомства будущих великого хореографа и великого импресарио, знакомства, так существенно повлиявшего на судьбы мирового балета XX века. Знакомство состоялось осенью 1908 года... По инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.


Итальянская комедия. 1905 г.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бонуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.


Итальянский двор.


Итальянский пейзаж.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в "Гранд-опера" и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны — в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.


Венеция.


Зимний пейзаж.

Музыка: Поль Мориа - Менуэт

Умер действительный член Академии художеств, знаменитый художник-акварелист Альберт Николаевич Бенуа. Но для меня он был не Альбертом Николаевичем, а Альбертом, в шутку - Альбертюсом, а в детстве даже еще более по-фамильярному: Бертой и Бертушей. Это был мой старший брат. Мы были на двух концах нашей семьи: он - старший, я - младший, а между нами стояли все другие братья: Людовик, для удобства превращенный в Леонтия, а по-семейному Лулу и Грогро (он был самый из нас полный), Николай - Коля, Юлий - Иша, скончавшийся в отроческих годах, и Михаил - Миша. Впереди же всех нас, братьев, шли две сестры: Камилла - Камиша и Екатерина - Катя.

Целых 18 лет отделяли меня от Бертуши-Альбертюса, и это как-нибудь придавало ему в моих детских глазах некий ореол. Это был старший брат, и, хоть ребенком я не совсем понимал, что такое глава семьи или старший в роду, однако все же я смутно чувствовал, что Альберт имеет какие-то особые преимущества перед нами остальными... Имел, впрочем, и я какие-то преимущества в качестве “Вениамина”. Но если я очень широко пользовался этими своими правами и извлекал из этого (не преднамеренно, а просто следуя “приглашению обстоятельств”) всевозможные для себя выгоды, то Альберт как раз своими правами старшего не пользовался вовсе и вообще никакой роли “старшего” не разыгрывал, и для меня, мальчика, этот, уже слегка обросший бородой, очень высокий молодой человек был самым милым и близким. Никакого почтения я к нему не чувствовал, а представлялся он мне настоящим товарищем - не то что папа, который, хоть и любил возиться со мной, хоть и был особенно нежен и ласков, однако все же со своими седыми баками и с очками оставался для меня существом, слишком высоко надо мной стоящим. Попадая к нему на колени, усаживаясь на них поудобнее и утыкаясь носом в его, пропитанный сигарным запахом халат, я сознавал, что это я пользуюсь какой-то особой и не совсем заслуженной милостью.

Я и к Альберту нередко попадал на колени, чаще во всяком случае, чем к кому-либо из других братьев, но на альбертовских коленях я чувствовал себя совершенно просто и обращался я с ним, как полагается избалованному и довольно капризному ребенку. Папу я просил, чтоб он мне рисовал мои любимые сюжеты: марширующих солдатиков, рыцарей на конях или же просто наших домашних, вплоть до собаки Трезорки с хвостом полуколечком. От Альберта же я требовал тех же сюжетов и до слез сердился, когда он, не имевший в себе ни малейшей склонности к какой-либо форме милитаризма или к средневековой романтике и вообще предпочитавший изображать деревья, горы и море, нежели человеческие существа и животных, начинал с потрясающей ловкостью набрасывать какой-либо пейзаж. И все же самая эта потрясающая ловкость постепенно завораживала меня и завораживала до такой степени, что у меня даже начинали по всему телу бегать мурашки. Слезы высыхали, рыданья утихали, и я уже сопел от удовольствия, ибо действительно в том, что получалось на бумаге, было нечто чудесное! Целые леса вырастали по склонам холмов, холмы и леса отражались в реках и озерах, и вдруг где-нибудь неожиданно вырастала избушка, из трубы ее валил дым, на берегу появлялись жерди с протянутыми на них сетями, а воду перерезала лодка с крошечным в ней рыбаком...

Однако главная служба Бертуши при моей персоне заключалась не в рисовании, а в музыке. В сущности я приобщился к музыке и понял самое ее существо именно через него. Альберт Бенуа стяжал себе громкую славу в качестве пейзажиста-акварелиста. И действительно, он в этой области, в течение многих десятков лет, не имел соперников. Но я себя иногда спрашиваю: не заключалось ли в том, что Альберт стал живописцем, своего рода измены его другому главному призванию? Что он был человеком совершенно исключительных способностей вообще - это сказывалось решительно во всем. Он недаром шел первым в Академии по архитектуре, и лишь непреодолимое сердечное увлечение помешало ему получить большую золотую медаль и заграничное пансионерство. Однако при всем усвоении трудной науки строительства и при всем своем умении распоряжаться архитектурными формами Альберт не был зодчим в душе. Он не обладал для того ни достаточной выдержкой, ни просто той специальной духовной культурой, которая позволяет создавать здания, имеющие в себе нечто общее с живыми организмами. Жизнь постепенно и отводила его от архитектуры и приучала к живописи. Но если бы этот процесс отваживания и приучения мог продолжиться в дальнейшем, то Альберт, пожалуй, отвадился бы и от живописи, а окончательно закрепился бы за музыкой, ибо здесь диапазон его творчества был шире и в музыке лучше выражалось то, что в его натуре было “гениального”.

С чем сравнить тот трепет, который сразу пронизывал меня, как только я в своей детской слышал доносившиеся из далекого зала первые аккорды бертушиной игры на нашем, тогда еще совершенно новеньком фортепиано? Чем бы я ни был занят, я все бросал и летел со всех ног туда, чтобы лучше слышать музыку брата.

Уже то было опять-таки чудесно , что Альберт никогда не играл по нотам и не “терзал воздуха” нудными гаммами и экзерцисами, а все, что возникало из-под его длинных, сильных и быстрых пальцев, слагалось сразу во что-то завершенное; триумфальные марши сменялись лихими танцами или же, благодаря звукам, возникали в воображении видения природы - неслись бурные потоки, шумел лес, и в этой обстановке разыгрывались страшные драмы, которые, впрочем, неминуемо кончались радушным и радостным торжеством “доброго начала”.

И как же бессовестно я эксплуатировал чудесный дар старшего брата, пользуясь его бесконечным благодушием! Теперь я просто не могу понять, откуда у этого пылкого, непоседливого молодого человека хватало терпения, чтобы потакать ребяческим моим причудам. Сколько раз я, должно быть, выбивал его из того настроения, с которым он садился за рояль, заставляя его рассказывать мне под звуки рояля какую-либо историю. Или же он должен был мне играть всякие, тут же сочинявшиеся, тарантеллы, мазурки и галопы, под которые я до упаду плясал. Едва ли Шахриар слушал с более напряженным вниманием то, что ему рассказывала Шехеразада, нежели я следил за тем, что Альберт выдумывал и тут же иллюстрировал в звуках (благодаря чему я уже с самых ранних лет как бы приобщился к “ереси программной музыки”). И опять-таки самые упоительные трансы хореографического порядка я познал, когда перед большим зеркальным трюмо, не имея еще ни малейшего представления о балетном искусстве, я прыгал, вертелся или же “представлял” нечто такое, что я бы и сам объяснить словами, наверное, не сумел.

Особенно я оценил Альберта-музыканта, когда, благодаря ему же, в нашу семью вступила настоящая музыкантша, блестящая пианистка, “лучшая ученица Лешетицкого” - Мария Карловна Кинд, вскоре затем ставшая Марией Карловной Бенуа, - ибо именно она-то и завоевала сердце Альберта. В первое же свое посещение нашего дома “Маша” должна была показать свое искусство, и действительно, на удивление всем, она исполнила ряд “ужасно трудных” и эффектных пьес. То был, вероятно, Лист, а может быть, Бетховен, а скорее всего А. Г. Рубинштейн - музыкальный кумир тех дней. Я, шестилетний мальчик, был не менее старших поражен тем, что моя будущая belle-soeur

Академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа, родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургской гимназии, по окончании которой в 1871 году поступил в Академию Художеств по классу архитектуры, откуда и вышел в 1877-м со званием художника 1-й степени.
С тех пор Бенуа посвятил себя всецело занятиям акварельной живописью, причем пользовался советами и указаниями профессора Л.О. Премацци.

Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Бенуа 29 акварелях с натуры (к годичному экзамену 1883 г.), побудили совет академии ходатайствовать о Высочайшем соизволении на отправку Бенуа на 2 года за границу для усовершенствования в акварельной живописи.

Вечер в парке.

Побывав в Италии, Франции и Испании, Бенуа в 1885 г. возвратился в С.-Петербург и представил совету академии 19 акварелей, исполненных на южном берегу Франции (Болье и Вилефранш) и в Сан-Ремо (Северная Италия), что доставило Бенуа звание преподавателя акварельной живописи в классах академии.

Произведения Бенуа часто появляются на выставках общества русских акварелистов, которого он учредитель и энергичный деятель.

Павловск.

Альберт Бенуа. "Сосны, освещенные солнцем", 1914 год.

Mountain Landscape with Ruin

Крепость у реки.

Берег Финского залива.


Альберт Николаевич Бенуа. На взморье

Davos under the snow. 1905.

Wintered river bank

"Закат на деревне".

Берег Финского залива

Пристань

Берёзовая роща утром

"Горный пейзаж"

14/26 марта 1852 (С.-Петербург) - 16 мая 1936 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Акварелист и архитектор.

Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856-1928) и художника Александра Бенуа. Отец художницы Камиллы Бенуа (Хорват) (1878-1953) и акварелиста Альберта (Альберта-Константина) Бенуа (1879-1930).

Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором. Окончив 5-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса, испытал влияние акварелиста Э. С. Вилье де Лиль-Адана. В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов - дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875-1876).

За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. В 1885-1894 состоял преподавателем ИАХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом ИАХ, в феврале 1894 - членом Совета ИАХ. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее - Министерства торговли и промышленности).

В 1880-1910-е в многочисленных поездках исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Крыма, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Маньчжурии, Китая, Японии и Кореи, Венеции, Палермо, Парижа, Лондона, Каира, Константинополя, Капри, Самарканда и Бухары. Создал большую серию видов С.-Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам (1887, 1888, 1890, 1894).

Участвовал в большинстве петербургских акварельных и архитектурных выставок, которые благодаря его усилиям стали заметным явлением в русской художественной жизни. Много выставлялся за границей. С 1880 входил в Кружок русских акварелистов, в 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, с 1897 - его почетный член. «Акварельные пятницы» этого общества в течение многих лет проходили в его квартире на Никольской ул. (ныне ул. Глинки), 15.

Провел персональные выставки в С.-Петербурге (1903, 1909 и 1915) и Киеве (1904, 1909). Каталоги выставок были изданы в виде цветных альбомов. Работы репродуцировались в столичных журналах.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Участвовал в создании Музея природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора в Лахте. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. В 1921 провел в Доме искусств выставку акварелей (76 работ), написанных во время экспедиции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и других советских выставках.

В 1924 по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной (1876-1958), выехал в Париж. В 1926 был избран членом Парижской Академии художеств. В 1928-1930 провел три персональные выставки в галереях G. Petit и V. Girchman. Участвовал в выставках русских художников в Париже (V. Girchman, июль 1929, Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928) и Белграде (1930), работы экспонировались на передвижной выставке в Харбине (1920-е). Пожертвовал работы для благотворительных лотерей в пользу русских учащихся за границей (1928) и на традиционном балу прессы в отеле «Lutétia» (1930).

В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя - композитора Н. Н. Черепнина. Умер в пансионате для больных. Похоронен на кладбище в Исси-де-Мулино. Представлен в ГРМ, ГТГ и многих музеях России.

Живописец, график, архитектор

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Первоначальное художественное образование получил в домашних условиях. Окончил общеобразовательную гимназию К. И. Мая. В 1871–1877 учился в ИАХ на архитектурном отделении. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци. В 1876 был удостоен большой поощрительной медали и малой золотой медали за программу «Проект университета». В 1877 за программу «Вокзал в парке близ станции» был признан достойным получения большой золотой медали, дающей право на заграничное пенсионерство; однако награды не получил, так как женился во время конкурса, что не допускалось правилами. В том же году выпущен из Академии со званием классного художника-архитектора 1-й степени.

Еще в период ученичества выполнил проект дачи Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875–1876), ставший одной из немногочисленных реализованных работ художника в архитектуре. В 1883 по приглашению Александра III сопровождал Царскую семью в летней экскурсии по финским шхерам на яхте «Царевна».

После окончания ИАХ сосредоточился на акварельной живописи; принимал участие в академических выставках. В 1883 Совет ИАХ подал ходатайство об отправлении Бенуа в пенсионерскую поездку за границу для совершенствования в технике акварели. В 1883–1885 - пенсионер ИАХ в Италии, Франции, Испании. В 1884 за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика.

По возвращении в Петербург назначен преподавателем акварели в ИАХ; в 1894–1905 - член Совета, с 1894 - действительный член ИАХ. В 1890-х - 1910-х много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.

В 1880 стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 - Общество русских акварелистов), в 1887–1897 - член Правления Общества, в 1897–1918 - почетный член Общества). Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909, 1915) и Киеве (1904, 1909).

С 1895 - хранитель Русского музея императора Александра III, на этой должности провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке картин художников членов Дома искусств (1920), XVI выставке картин Товарищества художников (1922), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде. Провел персональные выставки в Доме искусств в Петрограде (1920–1921).

В 1924 эмигрировал, поселился в Париже. В 1928–1931 провел четыре персональных выставки в галерее «Пти» и «Гиршман», однако добиться признания в европейской художественной среде не смог. Умер в пансионате для больных в предместье Парижа.

Альберт Бенуа - крупнейший мастер акварельной живописи второй половины XIX - начала ХХ столетия. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций. Для его работ характерны тщательно выполненный карандашный рисунок, лежащий в основе композиции, внимание к деталям, плотный, насыщенный колорит; для придания репрезентативной выразительности акварели часто покрывал поверхность листа лаком.

Произведения Бенуа находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.