Аудио вопросы для викторины. Вопросы для музыкальной викторины, посвященные инструментам

I раунд (за каждый правильный ответ 1 балл)

    Он играет на скрипке (скрипач)

    Домра – это струнный или духовой музыкальный инструмент? (струнный)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ жестами)

    Музыку к опере “Кармен” сочинил Безе или Чайковский? (Безе)

    Он играет на гитаре (гитарист)

    Как называется большая гармонь? (баян)

    Какую ноту “кладут в суп”? (соль)

    Что больше: альт или скрипка? (альт)

    Он играет на фортепиано (пианист)

    Музыкальный коллектив, состоящий из 3-х исполнителей (трио)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

    Кларнет – струнный или духовой инструмент? (духовой)

    Речитатив бывает в опере или в балете? (в опере)

    Литавры – это духовой или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

    Как называется большая группа певцов? (хор)

    Повторяющаяся часть песни (припев)

    Труба – деревянный или медный духовой инструмент? (медный)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

    Сколько нот существует? (семь)

    Вокальную музыку поют или играют? (поют)

    Увертюра – это вступление или заключение? (вступление)

    Тромбон – это ударный или духовой инструмент? (духовой)

    Сколько человек поют арию? (один)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

    Трещотка – струнный или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

    Римский-Корсаков – это русский или французский композитор? (русский)

    Он играет на балалайке (балалаечник)

    Музыкальный коллектив, состоящий из 4-х исполнителей (квартет)

    Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

    Он играет на барабане (барабанщик)

II раунд (за каждый правильный ответ 2 балла)

    Самый большой музыкальный инструмент (орган)

    “Мама” скрипки (виолончель)

    Какая нота находится между нотами “ми” и “соль”? (“фа”)

    Основоположник русской классической музыки (Глинка)

    Русский народный струнный музыкальный инструмент треугольной формы (балалайка)

    Какая нота “спряталась” в имени Максим? (“си”)

    На каком музыкальном инструменте играл Садко? (гусли)

    Изобретатель саксофона (Сакс)

    “Золушка” - балет Прокофьева или Чайковского? (Прокофьева)

    Мазурка – это танец какого народа? (польского)

    Приспособление для излечения звуков на струнных инструментах (смычок)

    Какой самый низкий струнный смычковый инструмент? (контрабас)

    Краковяк – это танец какого народа? (поляки)

    Мажор – это регистр или лад? (лад)

    Как называется высокий женский певческий голос? (сопрано)

    Как называется фортепиано с вертикальным корпусом? (пианино)

    Как называется хор с мужскими и женскими голосами? (смешанный)

    Филармония – это театр или концертный зал? (концертный зал)

    “Папа” скрипки (контрабас)

    Какая нота находится между нотами “соль” и “си”? (ля)

    “Конёк-Горбунок” - это опера или балет? (Балет)

    Адажио – это быстрый или медленный темп? (медленный)

    Как называется фортепиано с горизонтальным корпусом? (рояль)

    Какой народ дал название танцу полонез? (Французы)

    Как называются графические знаки-символы, с помощью которых записывается музыка? (ноты)

III раунд (за каждый правильный ответ 3 балла)

    Какой инструмент исполняет тему птички в симфонической сказке “Петя и волк”? (флейта)

    В средневековой России странствующий музыкант, певец, актёр (скоморох)

    Как называют последнюю часть крупного произведения? (финал)

    Как звали царя в опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”? (Дадон)

    Как называют пение без сопровождения (без аккомпанемента)? (а капелла)

    Воспроизведение нескольких звуков одновременно (аккорд)

    С каким музыкальным инструментом выступали скоморохи? (домра)

    Второе название оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”)

    Форте в переводе с латинского – громко или тихо? (громко)

    Набор из восьми звуков, в котором последний звук является более высоким повторением первого (октава)

    Как называется подставка для нот? (пюпитр)

    Финальный раунд (участвуют 2 человека) (за каждый правильный ответ 1 балл)

    Как называется пение, похожее на декламацию? (речитатив)

    Первый музыкальный инструмент, появившийся на земле, он есть у каждого из нас (голос)

    Как называется старинный струнный щипковый клавишный инструмент, предок рояля? (клавесин)

    Музыкальное сопровождение сольной партии называется… (аккомпанемент)

    Как называется большой инструментальный ансамбль, в котором инструменты объединены в родственные группы? (оркестр)

    Так называется высшее учебное музыкальное заведение (консерватория)

    Как называется крупное четырёхчастное произведение для симфонического оркестра? (симфония)

1 конкурс «Видеоклип»

Каждой команде класса было домашнее задание. И вот настало время его посмотреть и оценить. Каждая команда музыкально представляет свою команду.

2 конкурс «Звездный алфавит»

Командир каждой команды вытягивает жетон с буквой. Задача команды как можно больше вспомнить названий музыкальных групп, исполнителей, названий песен, начинающихся с этой буквы.

3 конкурс «Начало есть, конец будет»

Участники должны закончить фразу.

1 команда

Спящая - …красавица

Красная - …Шапочка

Старуха - …Шапокляк

Баба - …Яга

Золотая … рыбка

Крокодил - …Гена

2 команда

Лебединое - … озеро

Том и -… Джерри

Кот - …Леопольд

Александр - …Невский

Руслан и …Людмила

Бременские - …музыканты

4 конкурс «С миру по нотке»

За одну минуту участники должны вспомнить слова, в которых есть слоги – ноты. Каждая команда получает свою ноту.

1 команда

    «Фа» (фасоль)

    «До» (дом)

    «Ре» (река)

2команда

    «Ми» (мир)

    «Ля» (лягушка)

    «Си» (сила)

5 конкурс «Звездная викторина»

1 команда

    В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

    Кто съел зеленого кузнечика? (Лягушка)

    В какой песне можно повторить таблицу умножения? («Дважды два - четыре»)

    Что родилось зимой в лесу? (Елочка)

    Что бывает раз в году? (День рождения)

      команда

    Что увидел крошка Енот в пруду? (Улыбку)

    В каком вагоне можно добраться до небосклона? (В голубом)

    Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? (Антошка)

    Кто пел песню лежа на солнышке? (Львенок и черепаха)

    Кто считает, что хорошими делами прославиться нельзя? (Старуха шапокляк)

6 конкурс «Необычное пение»

Команда должна исполнить песню «Ничего на свете лучше нету…», но с определенным заданием.

      команда

    С зажатым пальцами носом

    Закусив нижнюю губу

      команда

      Как на 40 – градусном морозе

      Не выговаривая звук «с»

« Я начну, а ты продолжи»

1. Пусть всегда будет солнце пусть…..

2. Дружба крепкая не сломается, не……

3. Раз дощечка, два дощечка, будет….

4. А ну –ка песню нам пропой…..

5. Счастье вдруг в тишине постучалось……..

6. Висит на заборе, колышется ветром…

7. То березка, то рябина…

8. Ничего на свете лучше нету…

9. Голубой вагон бежит…

10. Буквы разные писать…

Ведущий: Молодцы ребята! вы справились и порадовали фею, тем, что неплохо знаете песни. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Учитель: И вот сейчас мы с вами проведем конкурс загадок.

1.На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

2.Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал

Искусство, что зовут...

3. Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

4. Он на сцене выступает,

В хоре песню начинает.

Исполняет весь куплет,

Хор припев поёт в ответ.

Баритонов и басов.

Восемь теноров, сопрано

Вместе слаженно поют.

Путешествуют по странам

И гастроли там дают.

6. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

7. Треугольная доска,

А на ней три волоска.

(Балалайка.)

8. Заливается трёхрядка,

И народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха –

Есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки

Под неё поют частушки.

(Гармонь, гармошка.)

9. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? ...

10. Рояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш?

(Аккордеон.)

11. Он – не признанный талант,

А бродячий музыкант.

Чтобы думать легче стало,

Подскажу вам: папа Карло.

(Шарманщик.)

12. Нужно, чтобы меня спеть,

Музыкальный слух иметь.

Чтобы лучше прозвучало,

Выучи слова сначала.

13. Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так.

Он велик и всемогущ,

Это наш … (скрипичный ключ)

14. А это что за чудеса?

Ребята у костра сидят,

Поют и на нее глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает семь иль шесть,

Ее достоинств нам не счесть.

Всем под нее легко поется,

Скажите как она зовется?.. (гитара)

15. Первые марши играют военные,

Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

А вот вторые на крышах стоят,

Дружно зимою все сильно дымят.

Бывает, что в школе в качестве домашнего задания задают составить . Это, в общем-то, дело не хитрое, тем не менее, эту задачу можно решить еще проще, если воспользоваться специальной программой для составления кроссвордов.

В этой статье я покажу вам в качестве примера простой музыкальный кроссворд , и расскажу, как легко можно сделать такой же самому. Кроссворд по музыке составлялся мной с учётом школьной программы – вопросы прямо простецкие.

Когда вы сами будете составлять музыкальный кроссворд, то чтобы не ломать голову над придумыванием слов и вопросов, просто откройте школьную тетрадку и пользуйтесь записями, которые вы делали на уроках. Сгодятся для этой работы разные термины, названия произведений, музыкальных инструментов, имена композиторов и т.п.

Пример музыкального кроссворда

Вот какой кроссворд получился у меня, попробуйте разгадать:

Вопросы по горизонтали:

  1. Название известной пьесы И.С. Баха для флейты.
  2. Родоначальник русской классической музыки.
  3. Оркестровое вступление к опере или балету, звучащее перед самым началом спектакля.
  4. Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И.А. Крылова.
  5. Произведение для хора, солистов и оркестра, заупокойная месса, есть, к примеру, у Моцарта.
  6. Ударный музыкальный инструмент, с тремоло (это такой приём игры) которого начинается 103-я симфония Гайдна.
  7. Название балета П.И. Чайковского на новогоднюю тему, в котором оловянный солдатик борется с мышиным королём.
  8. Музыкально-театральный жанр, в котором написаны такие сочинения, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Пиковая Дама» П.И. Чайковского.
  9. Низкий мужской голос.
  10. Один из «китов» в музыке: танец, марш и …?
  11. Музыкант, который управляет симфоническим оркестром.
  12. Белорусская песня-танец о картошке.
  13. Музыкальный инструмент, название которого сложено из итальянских слов, в переводе означающих «громко» и «тихо».
  14. Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова о гусляре и морской царевне Волхове.

Вопросы по вертикали:

  1. Музыкальный интервал, соединяющий две рядом стоящие ступени.
  2. Австрийский композитор, автор песни «Вечерняя серенада».
  3. Знак в нотном письме, который указывает на понижение звука на полтона.
  4. Ансамбль трёх музыкантов-инструменталистов или певцов.
  5. Фамилия композитора, открывшего первую консерваторию в России.
  6. Кто написал цикл «Картинки с выставки»?
  7. Танец, который лежит в основе пьесы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».
  8. Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра, в котором оркестр и солист как бы соревнуются между собой.
  9. Музыкальный стиль, к которому относят творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
  10. Австрийский композитор, который написал «Маленькую ночную серенаду» и «Турецкий марш».
  11. Польский национальный танец, например, в пьесе Огиньского «Прощание с родиной».
  12. Великий немецкий композитор, который написал много фуг, а ещё он автор «Страстей по Матфею».
  13. Созвучие трёх и более звуков.

Ответы

По горизонтали:

1. Шутка 2. Глинка 3. Увертюра 4. Квартет 5. Реквием 6. Литавры 7. Щелкунчик 8. Опера 9. Бас 10. Песня 11. Дирижер 12. Бульба 13. Фортепиано 14. Садко

По вертикали:

1. Секунда 2. Шуберт 3. Бемоль 4. Трио 5. Рубинштейн 6. Мусоргский 7. Вальс 8. Концерт 9. Барокко 10. Моцарт 11. Полонез 12. Бах 13. Аккорд

Как сделать кроссворд по музыке?

Теперь расскажу немного о том, как же я сделал это чудо. Мне помогла программа для создания кроссвордов под названием Crossword Creator . Она бесплатна, её очень легко найти в Интернете и установить (весит примерно 20 Мб – то есть мало). Перед тем, как я вышел на эту программу, опробовал ещё ряд других. Эта показалась мне самой лучшей.

Как видите, слов для угадывания в свой музыкальный кроссворд я включил не так уж много – всего 27. Вы можете использовать любое число слов. Список нужных слов просто вводится в окошечко программы, которая сама затем их распределяет по вертикали и горизонтали и красиво перекрещивает.

Нам остаётся только выбрать стиль оформления, а затем скачать готовый кроссворд. Причём скачать можно сразу несколько нужных файлов: кроссворд без ответов, он же с заполненными клеточками, список всех ответов, ну и список вопросов. Правда, вот, вопросы берутся из разных словарей, поэтому вероятнее всего, что вопросник придётся корректировать. Для примера музыкального кроссворда, который я вам продемонстрировал, вопросы я написал вручную.

Теперь очень важный момент. Как вывести сам кроссворд в графический файл? Отдельно обозначенной функции экспорта в другие форматы в программе Crossword Creator нет. По сути, мы просто копируем изображение и дальше вставляем его куда хотим. Лучше всего вставить его в какой-нибудь графический редактор: в Photoshop, например. Проще всего – в стандартный Paint, а можно прям в Word, в тот же файл, где у вас находятся вопросы.

Один технический момент. После того, как рисунок вставляется в графический редактор, нажимаем «Сохранить как» , далее вводим имя и (важно! ) выбираем формат. Дело в том, что в Paint’е по умолчанию стоит точечный рисунок bmp, а в Фотошопе свой формат, нам же выгоднее всего сохранять картинку в формате JPEG, его и выбираем.

Заключение.

Ваш кроссворд по музыке готов. Благодарю за внимание. Если находите данный материал «полезным для общества», пожалуйста, отправьте его в «Контакт», «Мой мир» или ещё куда – для этого прямо под этим текстом есть кнопочки. До новых встреч!

1. Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Ответ. Ф. Лист - венгерский композитор)

2. А как называют музыканта, играющего на тубе? (Ответ. Тубист)

3. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (Ответ. В правой руке)

4. Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки? (Ответ. Верхняя - из ели, нижняя - из клена)

5. Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Ответ. Баян)

6. Именем какой певчей птички названо одно из произведений композитора А.А.Алябьева (1787-1851)? (Ответ. «Соловей»)

7. Как извлекается звук на флейте? (Ответ. Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренное)

8. Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Кобылка)

9. Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Ответ. Мундштук)

10. Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре? (Отвтет. Подбородник)

11. Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки? (Ответ. Пуговица)

12. Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется? (Ответ. Трость - приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки))

13. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Ответ. Солист)

14. Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках? (Ответ. Ударник)

15. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Ответ. Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом)

16. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Ответ. Трубач)

17. Как называют музыкантов в оркестре? (Ответ. Оркестранты)

18. Как называют участников хора? (Отвтет. Хористы)

19. Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус? (Ответ. Обечайки или бочки)

20. Как называются красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека - это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса? (Ответ. Эфы (напоминают латинскую букву «f» - эф))

21. Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Колки)

22. Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф? (Ответ. Порожек)

23. Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Ответ. Гриф)

24. Какие инструменты были предками фортепиано? (Ответ. Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано)

25. Какие ключи, кроме скрипичного и басового, употребляются в музыке в наше время? (Ответ. Альтовый, теноровый, валторновый)

26. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? (Ответ. «Кучкисты»)

27. Какой инструмент больше по размерам - виолончель или смычковый контрабас? (Ответ. Контрабас)

28. Какой инструмент больше по размерам - скрипка или альт? (Ответ. Альт)

29. Какой инструмент по-итальянски называется КОРНИ? (Ответ. Валторна)

30. Какой инструмент по-итальянски называется ОБОИ? (Ответ. Гобой)

31. Какой композитор написал больше всех симфоний? (Ответ. Йозеф Гайдн (более 100 симфоний))

32. Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)? (Ответ. Тромбон)

33. Кто заканчивал оперу А.П.Бородина «Князь Игорь», которую он не успел закончить? (Ответ. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов)

34. Кто такой дирижер и кто такой регент? (Ответ. Дирижер - управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент - это дирижер церковного хора)

35. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Ответ. Пианино и рояль)

36. Сколько белых и черных клавиш у фортепиано? (Ответ. 88)

37. Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре? (Ответ. 100 человек)

38. Сколько струн у инструментов: а) балалайки; б) домры; в) скрипки; г) смычкового контрабаса; д) гитары? (Ответ. а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь)

39. Сколько тонов в тритоне? (Ответ. Три тона)

40. Сколько участников может быть в профессиональном смешанном хоре? (Ответ. 100-200 человек)

41. Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта? (Ответ. Б.Сметана - чешский композитор)

42. Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба? (Ответ. Устройством клавиатуры, размерами (корнет - покороче) и звучанием (у трубы звук более торжественный))

43. Чем отличаются пианино и рояль друг от друга? (Ответ. Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.)

44. Что такое клавир? (Ответ. Это - переложение оркестровой пьесы, оперы и т. д. для фортепиано.)

45. Что такое опус? (Ответ. Это слово латинское и обозначает «сборник» сочинений под своими порядковыми номерами)

46. Что такое синтезатор? (Ответ. Синтезатор - электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор), называется программным синтезатором.)

За свою многовековую историю человечество накопило музыкальные сокровища в огромном количестве. Это и народные песни и танцы, произведения композиторов разных стран и времен. Люди также придумали множество разнообразных музыкальных инструментов, которые и по сей день доставляют нам эстетическое удовольствие. Слушая музыку, мы постигаем красоту ее звучания, при этом сами становясь богаче духовно.

Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты

2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини

3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь

4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан

5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны

6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр

7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)

8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»

9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»

10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио

11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос

12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель

13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения

14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка

15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов

16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи

17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа

18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции

19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете

20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн

21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет

22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет

23. Кого мы называем королем вальса?
Ответ: Иоганна Штрауса

Музыкальная игра «Что? Где? Когда?» на тему:

«В мире музыкальных инструментов»

Цель: выявить уровень знаний по теме «Музыкальные инструменты. Оркестр»

Задачи:

Образовательные задачи:

    выяснить пробелы в знаниях по семействам музыкальных инструментов;

    формирование практических умений и навыков;

    расширить представления о музыкальных инструментах;

    побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки.

Воспитательные задачи:

    пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов, инструментов симфонического и духового оркестров;

    воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;

    способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Развивающие задачи:

    формирование и развитие творчески активной личности,

    развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

    активизация творческого воображения, фантазии;

    формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности;

    помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности.

Тип урока: урок-игра

Методы: беседа, исполнение, игра, наглядно-иллюстративные методы, частично-поисковый, исследовательский.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, проектор, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, «черный ящик».

Ход игры

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшний контрольный урок по теме «В мире музыкальных инструментов» будет необычным. Мы проведем музыкальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?»

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу разделиться на две команды: команду «знатоков №1» и «команду знатоков №2» и занять свои места за игровыми столами.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Учитель: Уважаемые команды, на игровом поле разложены конверты с вопросами. Нам нужно с вами ответить на все. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы будут задаваться по очереди командам. Если одна команда, не ответила на вопрос, право ответа на тот же самый вопрос предоставляется другой команде. Играем до 6 баллов . В конце игры мы посмотрим, у кого больше баллов, и выясним, какая команда Знатоков знает больше.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Раунд 1.

Учитель: Итак, 1 раунд.

Перед вами даны зашифрованные музыкальные инструменты, ваша задача в течение минуты отгадать и написать инструмент, определить к какому семейству он относится, рассказать его строение.

БОЙГО – гобой

АКПИРКС - скрипка

ГАНОР – орган

НЕБУБ - бубен

ЯЛЬРО – рояль

ЯНАБ - баян

ФАРА – арфа

МОНБОРТ - тромбон

АКЕВСИЛН - клавесин

НЕТКЛАР - кларнет

НИНОПИА – пианино

ЛИРЫТАВ – литавры

ТОРВАЛНА – валторна

Раунд 2.

Учитель: Перед вами на карточках даны названия инструментов.

Вопрос: к какому семейству относится каждая строка с инструментами и необходимо добавить недостающие инструменты.

ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ФАГОТ….(гобой)

БУБЕН, ТАРЕЛКИ, КАСТАНЬЕТЫ… (барабан)

ТРУБА, ВАЛТОРНА, ТУБА… (тромбон)

СКРИПКА, КОНТРАБАС, ВИОЛОНЧЕЛЬ…(альт)

ЛИТАВРЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КОЛОКОЛА…(ксилофон)

Раунд 3.

Учитель : Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. Вы видите некоторые из них.

Учитель : Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры.

Раунд 4. Викторина.

Учитель: Вас выпал блиц-опрос, который состоит из 3 заданий. Команде необходимо ответить на все три вопроса. Если команда затрудняется, право ответа переходит другой команде.

1 задание: Этот термин в Древней Греции переводился как «площадка, перед сценой, на которой, совершая движения, пел хор». Что это за термин? И что он обозначает сейчас?

Ответ: Оркестр – это группа людей, играющих на инструментах, которые передают общий замысел произведения.

2 задание :

Сейчас человека, управляющего оркестром, называют дирижером. Как такого человека называли в средние века? Какую функцию он выполнял? Что было их символом?

Ответ: называли магистрами, проценторами, канторами.

3 задание: Какназывается заблаговременная команда, которую дает дирижер? Зачем она нужна?

Ответ: ауфтакт.

Учитель : Итак, победителями 4 раунда становятся…

Раунд 5.

Учитель : Верны ли утверждения, если нет - исправьте:

    В симфоническом оркестре четыре группы инструментов.

    В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт.

    В семействе деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию – контрафагот.

    К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон.

    Барабан – ударный инструмент, обладающий определённой высотой звука.

    К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.

Раунд 6.

Учитель : Найдите ошибки в расположении инструментов. (Раздаются карточки)

Раунд 7.

Учитель : Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

Ответ: Длинный охотничий рог «скрутили», получилась валторна. (Появляется изображение валторны)

Раунд 8.

Учитель : За одну минуту вам нужно разгадать музыкальные инструменты по названным признакам:

    Шипково-струнные, былинные, народные, звончатые... (гусли)

    Трехструнная, треугольная, русская, плясовая, Осипов… (балалайка)

    Трехструнная, грушевидная, скоморохи, Андреев… (домра)

    деревянные, игровые, русские… (ложки)

К какому семейству можно определить все указанные инструменты?

Раунд 9.

Учитель : Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют.

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 10.

Учитель : Не все инструменты давались изготовителям легко, некоторые постоянно совершенствовались, а некоторые и вовсе были забыты на какое-то время.

Внимание вопрос: Какой инструмент и почему, спустя некоторое время, был восстановлен Андреевым?

Ответ: домра, была сожжена, позже восстановлена Андреевым.

Раунд 11. «Чёрный ящик»!

Учитель : Внимание! «чёрный ящик»! (Под музыку вносят «чёрный ящик»)

Уважаемые знатоки, в черном ящике находятся инструменты, точнее их изображения, которые вам необходимо угадать по звучанию.

После услышанного фрагмента, назовите инструмент, расскажите строение.

(звучание гобоя, флейты, клавесина, валторны, челесты, балалайки)

Раунд 12.

Учитель : Посмотрите на экран. Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр.

Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Учитель : Итак, подведём итоги нашей игры. Давайте выявим лучшую команду. Кто же был лучшим знатоком в команде. (выставление оценок). Наш урок подошел к концу.

Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!