Анализ произведения кима рыба кит. Краткая биография Ю


Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.


А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.




Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)

III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. ). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.

102. Резервный урок.

Приложение

ОТ СКОРОГОВОРКИ ДО ПЕРЕВЕРТЫША

Артикуляционная разминка. Скороговорки.
Докучные сказки. Небылицы и перевертыши

Стоит копна с подприкопеночком.

Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку ,
Пошел продавать.
Просил полтинник .
Получил подзатыльник.

[в] - [ф]
[в’] - [ф’]

Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.

По двору-подворью
В добром здоровье.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Вьюги, метели
Под февраль полетели.

Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.

[д] - [т]
[д’] - [т’]

На дворе трава,
На траве дрова.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.
Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку из-под простокваши.

Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.
Сыпь песочек
В желтенький черепочек .

Курочка честра-пестра,
Уточка с носка плоска.
Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане .
Мужик пашет на свинье.
Сидит ворона на згороде ;
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках.

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин ,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.

Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили -
Всю скотину пропустили.

Счас как режиком заножу,
Будешь дрыжками ногать
И мотою головать!

Заплетык языкается.

Едки трое не посучишь,
На тошне заживотит
И на ворчале забрюшнит.

Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Вороны - в коробы,
Тараканы - в барабаны,
Коза в сером сарафане,
Корова в рогоже ,
Всех дороже.

Был себе царь Додон,
Застроил он костяной дом.
Набрали со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут,
Тогда доскажу.

Мужик серый, кафтан рослый,
на босу ногу топоры,
лапти за поясом,
под носом румянец,
а во всю щеку - что в носу.

Летит пуля, жужжит.
Я в бок - она за мной,
я в другой - она за мной,
я упал в куст - она меня хвать в лоб,
я цап рукой - ан это жук!

Пошел я на лыко гору драть;
увидал - на утках озеро плавает.
Я сробил три палки:
одну еловую,
другую березовую,
третью рябиновую.
Бросил еловую - не добросил,
бросил березовую - перебросил,
бросил рябиновую - угодил:
озеро вспорхнуло, полетело,
а утки остались.

Виктор Михайлович Васнецов

«Родился Васнецов 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Вскоре после рождения Виктора Васнецовы переехали в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошли детские годы будущего художника. Быт семейства Васнецовых мало чем отличался от быта окружавших их крестьян. „Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал впоследствии художник, - и любил их не „народнически“, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины“.
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров народной расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к народному творчеству.
Первые художественные профессиональные навыки Виктор Васнецов получил в Вятке. Будучи учеником духовной семинарии, он одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры.
В 1867 году Васнецов приехал в Петербург и через год стал студентом петербургской Академии художеств, оказавшись в центре бурной жизни молодых художников. <...> По воспоминаниям современников, Васнецов увлекался чтением народных былин, интерес к которым особенно оживился в русских литературных кругах в 1860 - начале 1870-х годов. Уже тогда было замечено, что фольклорные образы и темы привлекали Васнецова больше, чем кого-либо из друзей».
Первые годы Васнецов работает в жанровой живописи, т. е. пишет картины, на которых изображаются яркие сцены из обычной жизни. Картины Васнецова пользуются успехом, но художник не чувствует удовлетворения. Во время поездки в Париж, где он изучал искусство Франции, Васнецов получает новый опыт.

«Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принял решение перебраться на постоянное жительство в Москву. Этот шаг был не случайным: Москва давно манила к себе художника. „Когда я приехал в Москву, - писал он впоследствии, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда - Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным“.
Москва в это время привлекала не одного Васнецова. Примерно в те же годы здесь поселились Илья Репин, Василий Поленов, переехал из Петербурга Василий Суриков. Всевозрастающий интерес к национальной истории, к национальным истокам обращал взоры русских художников к древней столице, казавшейся оазисом, способным напоить искусство живительными струями.
В Москве у Васнецова, по его словам, „происходит решительный и сознательный переход из жанра“. В этом не было ничего неожиданного и внезапного. „Я всегда, - вспоминал художник, - только Русью и жил“».
В 1880 году Васнецов создает картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» - огромное полотно (его размеры 205 на 390 см), какого еще не бывало в русской живописи.
«Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России. Картина сразу же после ее появления на 8-й передвижной выставке 1880 года была приобретена Павлом Третьяковым, с тех пор не перестававшим следить за каждым творческим шагом живописца.
Жизнь в Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Близко сошелся с Третьяковым, часто бывая в его доме и принимая участие в устраиваемых там музыкальных вечерах. Но особенно важную роль в его жизни и творчестве сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова.
С Мамонтовым Васнецов познакомился вскоре по приезде в Москву и едва ли не сразу же стал одним из самых частых и желанных гостей как в московском доме на Садовой, так и в загородной усадьбе Абрамцево. Мамонтов угадал в молодом художнике поэта, влюбленного в старину, в народное искусство, а это как нельзя лучше отвечало его собственным художественным интересам. При поддержке Васнецова вокруг Мамонтова очень скоро сложился кружок художников, музыкантов, артистов, занятых поисками национальных истоков, национального стиля русского искусства. Многие из них, как и Васнецов, подолгу жили у Мамонтовых в Абрамцеве, определяя своим участием ту атмосферу творческой свободы и воодушевления, которая там царила.
В Абрамцеве зародился первый большой цикл сказочных работ Васнецова. Его открывают три картины... - „Ковер-самолет“, „Бой скифов со славянами“ и „Три царевны подземного царства“ (1879-1881). За ними последовали „Аленушка“ (1881), „Иван-царевич на Сером Волке“ (1889) и другие. Картины на сказочные сюжеты Васнецов писал на протяжении всей жизни, и особенно много в последние годы. При всем разнообразии их объединяет желание художника раскрыть прежде всего суть русской народной сказки, то есть заключенное в ней понимание добра и зла, и воссоздать ту атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки. Так, три царевны подземного царства одновременно и реальны, и необычны: в их томлении - и тревога, и грусть, и надежда на конечное торжество справедливости. Загадочность сюжетной ситуации в картине во многом зависит от тревожного настроения, создаваемого зловещим контрастом черного мрака пещеры и огненно-красного вечернего неба. То же соединение реально-конкретного и удивительного в изображении сказочных персонажей, сказочного волка, самой обстановки находим мы в картине „Иван-царевич на Сером Волке“».

Несомненная творческая удача Васнецова - оформление пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», перенесенное потом в одноименную оперу Римского-Корсакова.

«Самым грандиозным и значительным сказочно-эпическим замыслом Васнецова 1880-х годов стали его „Богатыри“ (1881-1889) <...>
В 1899 году Васнецов открыл в Москве свою первую персональную выставку. Центральным произведением на ней стала картина „Богатыри“. Много лет занимала она творческое воображение мастера, став самым любимым его детищем. Понятно то волнение, с каким выносил на суд публики Васнецов свою картину, над которой трудился свыше восемнадцати лет. Встреча оказалась весьма доброжелательной. Высокую оценку картине дал Стасов. „Эти „Богатыри“... - писал он, - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа“. В словах знаменитого критика блестяще выражена основная идея картины - идея силы и могущества русского народа. В „Богатырях“, как и в „После побоища“, „Аленушке“, не иллюстрируется какой-либо конкретный былинный эпизод. Сюжет определен самим художником в результате его собственного прочтения народных былин».
По рисункам Васнецова были построены домашняя церковь и шутливая «избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи и несколько частных жилых домов в Москве.
«Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве. Последние два десятилетия его жизни почти целиком были заняты работой над новым большим циклом сказочных картин, к которому относятся „Боян“, „Спящая царевна“, „Царевна-лягушка“, „Царевна-Несмеяна“, „Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем“ и другие, находящиеся в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве, филиале Третьяковской галереи».


Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - российский график и театральный художник.
Родился в селе Тарховка (близ Петербурга) 4(16) августа 1876 г. в семье военного врача. Учился в школе А. Ажбе в Мюнхене (1898), а также у И. Е. Репина в школе-мастерской М. К. Тенишевой (1898-1900). Жил преимущественно в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Отправившись по заданию этнографического отдела Русского музея в путешествие по северным губерниям (1902-1904), испытал большое влияние со стороны средневековой деревянной архитектуры, равно как и крестьянского художественного фольклора. Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (например, в статье «Народное творчество русского Севера», 1904). Значительно повлияла на него и традиционная японская гравюра на дереве.
Создавая с 1899 г. оформительские циклы для изданий былин, сказок («Василиса Прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист - ясный сокол», «Царевна-лягушка» и др., в том числе пушкинских сказок о царе Салтане и Золотом петушке и некоторых произведений Лермонтова), разработал - в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, - особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.
С 1904 г. успешно занимался сценографией (в том числе в антрепризе С. П. Дягилева).
Революции Билибин первоначально не принял. В 1920 г. эвакуировался вместе с белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 г. переехал в Париж. За рубежом, помимо книжных и театральных вещей, создал ряд красочных панно (для частных домов и ресторанов), ставших своеобразными эталонами «стиля рюс»; оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии. С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вернулся на Родину, поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра.
Умер Билибин в Ленинграде 7 февраля 1942 г.
Время, прошедшее с момента ухода художника, подтвердило: глубокое проникновение в искусство народа позволяет создавать произведения, которые становятся эталонами, отправными точками в развитии жанра.
Возьмем в руки книгу русских волшебных сказок с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина и не спеша рассмотрим ее.
Сначала обратим внимание на начертания букв: буквы вырисованы как древнерусский устав и выглядят удивительно по-сказочному. Даже если бы мы не видели иллюстраций, а только буквы, мы бы уже могли догадаться, что перед нами книга сказок. Особенно интересны буквицы, т. е. заглавные буквы первых предложений каждой сказки. В одной букве В , словно бы сплетенной из стеблей, сидит птица, в другой В - узоры малахитового цвета и необыкновенные цветы цветут. Буква Ж , словно весна, украшена зеленой травой и розовыми цветами, как прекрасный куст, на котором поет райская птица.
Разнообразны заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки, которыми заканчиваются сказки: перед нами то сплетения полевых цветов - ромашек, васильков, клевера и ивана-да-марьи, то листья волшебных растений, нарисованные так, словно они вырезаны на дереве искусным мастером, то диковинные цветы, то волшебные птицы - Сирин и Алконост, то деревенские окошечки, закрытые расписными ставенками.
Разглядывая рисунки, мы верим, что художник в действительности сам побывал в тридевятом царстве, видел дремучие леса, быстрые реки и высокие горы, сам встречался с Бабой-ягой и ее верными слугами - белым, черным и красным всадниками, видел, как спасал Иван-царевич от Кощеева плена Марью Моревну, видел, как шла по лесам девица в железных башмаках в поисках Финиста - ясна сокола. Сказочные персонажи настолько глубоко отражают глубинные представления народа (архетипы), что после рисунков Билибина иначе ты уже этих персонажей не представляешь.
Характерно, что персонажи одеты в традиционные крестьянские одежды Русского Севера (для женщин это сарафаны); изображенные на иллюстрациях деревянные здания и интерьеры типичны для русского деревянного зодчества; пейзажи - тихие реки, болота, еловые леса - передают особенности северной природы. Мы видим, какой глубокий след оставило в творчестве Билибина путешествие по северным губерниям, которые в начале XX века были последними хранилищами подлинно народной, не испытавшей нового влияния русской культуры, сохранившей для нас русские исторические песни, былины, деревянное зодчество и художественное творчество народных промыслов.
Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга. Баба-яга сидит, поджав ноги, в высокой деревянной ступе, которая словно бы споткнулась о ствол упавшей березы. В правой руке у Бабы-яги пест, которым толкут зерно, в левой - помело (не путать с метлой!), которым подметают под русской печи перед тем, как поставить печься хлеб. Синий сарафан у Бабы-яги в заплатах, рукава розовой рубахи засучены выше локтей так, что видны костлявые руки. Редкие седые волосы распущены, вьются по ветру седыми нитями разной длины, словно показывая скорость движения колдуньи. Нечеловеческие глаза, длинный нос крючком и тяжелый подбородок, серьга в ухе - именно такой мы представляем Бабу-ягу, слушая русские волшебные сказки.
Летит Баба-яга по дремучему лесу, где на фоне мощных стволов елей, поросших мхом и лишайником, выделяются редкие кривые березовые стволы. Среди молодых, но уже погибших от недостатка света елочек, на глубокой подушке мха растут алые нарядные мухоморы. Мы верим: именно в таком лесу должна стоять избушка на курьих ножках, жилище Бабы-яги. Под стать пейзажу и коричневый орнамент на рамке, окружающей иллюстрацию: такие орнаменты характерны для тканых русских шерстяных поясов.
Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным орнаментом, который не повторяется больше нигде и гармонирует по содержанию и цветовой гамме с сюжетом и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов, из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной глиняной игрушки.
В иллюстрациях Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской народной культуры.

«Серебряное донце, золотое веретенце»
Урок-праздник по теме «Устное народное творчество»

Для подготовки к уроку-празднику выберем исполнителей роли Яши и ведущей праздника. Слова ведущей можно распределить между двумя-тремя учениками. Для исполнения роли Яши можно сделать куклу, поставить в классе небольшую ширму. Ведущая (ведущие) надевает русский народный костюм.
В предложенный сценарий учитель может вставить творческие элементы в зависимости от возможностей школы и класса. Кабинет, в котором проходит урок-праздник, нарядно оформим.
Оборудование: корзина, клубок, веретено, кудель, изображение прялки (не самопрялки), мешковина, подарки для активных учеников.
Ведущая . Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моем шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?» - спросила я.
Яша . (появляется из-за ширмы) . Это я, Яша.
Ведущая . Откуда ты и кто такой?
Яша . Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины далекой, русской, значит, и дело мое сказочное.
Ведущая . Как же ты здесь оказался?
Яша . (удивленно оглядываясь) . Да я и сам не знаю. Жил я в большом деревянном доме. В доме том вместе со мной жили кошка Мурка, пес Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плел. А бабушка Арина и вовсе волшебница была. Как сделает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится.
Ведущая . Чем же ты-то в доме том занимался?
Яша . А я жил - не тужил, с Муркой в прятки играл, Полкану дом сторожить помогал. Но больше всего я любил, когда бабушка держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Оно неживое, а прыгает!
Ведущая . Как же ты в мой шкаф попал?
Яша . Однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, то оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пестрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Так я и поселился в шкафу. Больше всего я скучаю без моего непоседливого друга. Когда бабушка занималась любимым делом, он просто танцевал от радости. Так и прыгал, так и крутился! А вот как зовут его, забыл.
Ведущая . Не расстраивайся, Яша. Это горе - не беда. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего друга. О нем еще загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?

Ответы из зала.

Яша . (радостно) . Точно, клубок ! Хвостик у него тоненький, а потянешь - и весь размотается!
Ведущая (достает из корзины клубок) . Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы, ребята, какие это сказки?

Ответы из зала.

Ведущая . А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок да загадок про клубок придумали?
Яша . Нет. А правда, почему?
Ведущая . В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек сматывает. Не простые то нити - волшебные. Это нити судьбы человеческой.
Яша . А Макошь каждому такой клубочек дает?
Ведущая . У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвется, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.
Яша . Так вот что значит клубочек! И еще в старых сказках всегда говорят: где ниточка, там и иголочка.
Ведущая . Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла-помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?

Ответ из зала.

Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась.
Яша . Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

Ответы из зала.

Ведущая . Верно, ребята, верно. Давайте обобщим наши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, и делали они их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в XIV веке в Европе, а в Россию были завезены только в XVII столетии из Германии.
Яша . Спасибо вам, ребята! Теперь-то я точно про иголку-мастерицу все знаю. Но и про другие ремесла вспомнить хочу. Вот помню я, как пряла по вечерам бабушка Арина...
Ведущая . Не торопись, Яшенька, все по порядку. Давай я начну с самого начала. (Напевно.)
Яша . Ой, вы точно как моя бабушка Арина - так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без особенной волшебной палочки и не спрядешь ничего.
Ведущая . Верно говоришь. А как называется эта волшебная палочка, мы у ребят спросим.

Ответы из зала.

Яша . Точно, веретено!
Ведущая (достает из корзины веретено) . Веретено - главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.
Яша . А делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром пословица говорит: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал»!
Ведущая . Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках - помните? - есть слова про серебряное донце, золотое веретенце.
Яша . В каких это сказках про веретено говорится?

Ответы из зала.

Ведущая (показывает изображение прялки) . На донце садились, на лопасть надевали кудель (достает из корзины кудель, показывает детям) . Левой рукой нитку сучили, правой - веретено крутили.
Яша . Донце - веретенце. Прямо стихи получаются! Интересно, а есть ли еще рифмы к словам веретено , веретенце , веретенышко !
Ведущая . Конечно, есть.

Выступают дети с чтением стихов.

Ведущая . Спасибо, очень хорошо получилось. Действительно, Яшенька, работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину жгли.
Яша. Помню светец. Помню, что работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались. Работу ведь нельзя было бросать.
Ведущая . А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца, веретенца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как назывались такие вечера?

Ответы из зала.

Ведущая . Правильно, посиделки .
Яша . А парни как же?
Ведущая . И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках парни даже варежки вязали!
Яша . Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках? Ведущая. Давай спросим у ребят.

Ответы из зала. Подготовленные ученики исполняют русские народные песни.

Ведущая . Спасибо. На посиделках не только песни пели, но и загадки загадывали, в игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли девушка в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Подготовленная ученица читает стихотворение.

Яша . Вот ребята говорят, нитки пряли. А из чего?

Ответы из зала.


Ведущая . А теперь отгадайте загадку. Нити изо льна называются...

Ответы из зала.


Ведущая . Из шерсти...

Ответы из зала.


Ведущая . А из конопли?

Ответы из зала.


Яша . Конопляные!
Ведущая . А вот и неправильно! Из конопли до сих пор делают нити, из этих нитей изготавливают ткань. Вы все ее хорошо знаете (достает из корзины и показывает мешковину) . С коноплей человечество познакомилось, видимо, раньше, чем со льном. Лингвисты утверждают, что слово конопля попало в русский язык из латыни. Древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Волокна из стеблей конопли очень прочные. Их использовали для витья веревок и канатов и лишь впоследствии стали применять для изготовления тканей.
Яша . Растения конопли бывают женскими и мужскими. Волокна женских растений более грубые, волокна мужских растений - более мягкие. Ткани из них называли посконными.
Ведущая . Посконь в хозяйстве считалась собственностью хозяек. Во время сильного дождя хозяйки приговаривали:
Берегли посконь: волокна у нее крепче и чаще. Прясть из поскони было легче и удобнее.
Яша . Убирали коноплю в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле - донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений называли пеньковыми . Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.
Ведущая . А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая свою дочку замуж, расчесывала ей волосы и вплетала в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами, какая хлопотная была жизнь у крестьян. Ведь хозяйство-то большое.
Яша . А сейчас дети, наверное, и не знают, какие постройки были на крестьянском подворье.
Ведущая . Что, ребята, постараемся ответить Яше?

Ответы из зала.


Ведущая . И гумно , и овин , и сарай , и баня . Все вы верно сказали.
Яша . И везде жили мои приятели.
Ведущая . Кто же это - твои приятели? Вы их знаете, ребята?

Ответы из зала.


Яша . И овинник , и банник , и гумённый помогали людям работать. Я на конюшне помогал - коням гривы в косы заплетал. Но люди не только работать, но и отдыхать умели.
Ведущая . Это ты верно сказал. Делу - время, потехе - час! Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом - можно и праздновать!

Подготовленные ученики исполняют праздничную песню.

Праздник продолжается конкурсами: кто больше знает потешек, загадок, кто лучше произнесет скороговорку. Самым активным участникам Яша дарит подарки.
Праздник хорошо закончить чаепитием с традиционными русскими пирогами с капустой.

Мифы Древней Греции.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
В. А. Жуковский. «Светлана».
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». «Кавказ». «Жених». Повести «Выстрел», «Барышня-крестьянка».
М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины». «Пленный рыцарь». «Утес». Сказка «Ашик-Кериб». «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
Н. В. Гоголь. «Страшная месть». «Майская ночь, или Утопленница».
Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». «Сигнал».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы.
К. М. Станюкович. «Максимка». «Побег».
Стихотворения А. В. Кольцова, А. А. Фета, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.
А. П. Чехов. «Налим». «Беззащитное существо». «Жалобная книга». «Мальчики». «Беглец».
А. И. Куприн. «Чудесный доктор». «Ю-Ю».
Л. Н. Андреев. «Кусака». «Петька на даче». «Ангелочек».
И. С. Соколов-Микитов. «Зима». «Голубые дни».
М. М. Пришвин. «Моя родина». «Кладовая солнца». «Корабельная роща». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
К. Г. Паустовский. «Стальное колечко». «Бакенщик». «Растрепанный воробей». «Мещерская сторона».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». Рассказы для детей.
А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».
Ю. П. Казаков. «Арктур - гончий пес». «Ночь». «Тедди».
В. П. Катаев. «Сын полка». «Электрическая машинка».
В. К. Железняков. «Чудак из шестого „Б“». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
А. Рыбаков. «Кортик».
А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал».
Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч».
А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».
Ю. К. Олеша. «Три Толстяка».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем». «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона».
Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш».
В. Гюго. «Козетта». «Гаврош».
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». «История с привидением».
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта».
Э. По. «Овальный портрет».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
С. Лагерлеф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
А. А. Милн. «Когда-то тому назад...». «Маленькая Баба Яга».
П. Траверс. «Мери Поппинс».
Т. Янссен. «Шляпа волшебника».
Дж. Родари. «Сказки Италии».
Э. Сетон-Томпсон. «Животные-герои». Рассказы о животных.

Покрóма (покрóмка) - тканый пояс.
Копнá - сено или снопы хлеба, сложенные в кучу в виде конуса.
Перепёлка - самка пéрепела , маленькая полевая птица, родственная куропатке.
Полтúнник - монета в 50 копеек.
Дёготник - человек, который занимается выгонкой дегтя. Дёготь - темная смолистая жидкость, получаемая путем перегонки из дерева, торфа или каменного угля.
конопáти Сробúл - сделал, изготовил.
Материал дается по книге: Иовлева Л. И. Виктор Васнецов: альбом / Л. И. Иовлева. - М.: Трилистник, 2002. - (Художник в Третьяковской галерее).

· Рассказывает о работе китобоев, о обычаях моряков и китобое, в частности «травить байки», т.е. рассказывать небылицы, .о том, что в этом устном жанре есть настоящие мастера; спрашивает учащихся, какие свойства человеческой натуры проявились в этом жанре, если труд моряков тяжел, опасен, они подолгу оторваны от земли, от родных и близких · Дает задание прочитать стихотворение вслух, найти незнакомые слова, и попробовать дать им объяснение; · Просит найти неправдоподобные ситуации в стихотворении или задает вопросы: мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды, мог ли вообще попасться кит на удочку., рыба ли кит и т.п.; · Дает задание восстановить рыбацкую байку о том, как поймали кита, которую Ю.Ким узнал, работая на Камчатке · Проводит беседу о жанровом своеобразии песни Ю. Кима по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки. · Проводит беседу об особенностях создания комического в песне по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки; · Просит предположить, какие факты из жизни Ю. Кима могли стать основой содержания его стихов; · Организует чтение статьи учебника о Ю. Киме; · Организует прослушивание аудиозаписи других песен Ю. Кима · Проводит беседу о том, что помогло пятиклассникам понять стихотворение Ю.Кима; · Организует чтение статьи С.Я. Маршака «О талантливом читателе», спрашивает, относят ли себя учащиеся к талантливым читателям

Рыба-кит

Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.

Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.

Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.

Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.

Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?

Рыба-кит

    На далёком Севере
    Бродит рыба-кит,
    А за ним на сейнере
    Ходят рыбаки.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

    Как-то ночкой чёрною
    Вышел капитан,
    И в трубу подзорную
    Ищет он кита.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

    Как-то юнга Дудочкин
    Бросил в море лот,
    И на эту удочку
    Клюнул кашалот.

    Вот и кит, ну что за вид,
    Ну только рёбра видно.
    Ах какой, худой такой,
    Ну до чего ж обидно!

    На далёком Севере
    Ходит рыба-кит,
    А за ним на сейнере
    Ходят рыбаки.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

Совершенствуем свою речь

1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?

2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:

Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».

Урок литературы в 5 классе № 60.

Дата ___________________________

Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.

Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.

Воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.

Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

    Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .

Б. Слово учителя


Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый ), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.


В. Беседа. Реализация воспитательной цели.


- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?


- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).

— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).


- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).


- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?

Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.


А. Чтение статьи учебника (с. 189) .

Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».

В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.

Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…

Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

Егорова, стр. 380 – IV .

- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.

По желанию. Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».

Литература.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.