Творческая биография. Биография, Федин Константин Александрович

Федин Константин Александрович

Федин Константин Александрович (1892 — 1977), прозаик.

Родился 12 февраля (24 н. с.) в Саратове в семье торговца-писчебумажника, поэта-самоучки. Детские и юношеские годы прошли в Саратове. В семь лет поступил в начальное училище, тогда же начал учиться игре на скрипке. В 1901 поступил в коммерческое училище. Осенью 1905 вместе со всем классом участвовал в ученической» забастовке». В 1907 бежал в Москву, заложив в ломбарде свою скрипку. Вскоре найденный отцом, возвращается домой, но, не желая работать в магазине отца, настаивает на продолжении образования и учится в коммерческом училище в Козлове (Мичуринск). Здесь благодаря преподавателям-словесникам по-новому перечитал произведения русской литературы, найдя в них» ни с чем не сравнимую отраду». Начал мечтать о писательской работе.

В 1911 поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. Студенческие годы заполнены были уже созревшим стремлением писать литературные произведения. Первые литературные опыты Федина были опубликованы в 1913 — 1914 в петербургском» Новом сатириконе» А. Аверченко.

Весной 1914 едет в Германию усовершенствоваться в немецком языке, живет в Нюрнберге, где его и застигла . Задержанный как гражданский пленный, был интернирован в Саксонию и жил там до самой германской революции (1918). Давал уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Герлица. Попал в обменную партию пленных и осенью 1918 вернулся в Москву. Работал некоторое время в Народном комиссариате просвещения.

В 1919 живет и работает в Сызрани, редактирует газету» Сызранский коммунар», где приходилось писать и передовые статьи, и фельетоны, и театральные рецензии, вести городские репортажи и международный обзор. Революционные поволжские события 1919 дали ему огромный материал для писательского труда.

Осенью был мобилизован на фронт и оказался в Петрограде — в самый разгар наступления Юденича. Сначала был направлен в кавалерийскую дивизию, затем переведен в редакцию газеты» Боевая правда», где проработал помощником редактора до 1921. Сотрудничал в петроградской прессе, печатая статьи, фельетоны, рассказы, редактировал журнал» Книга и революция» (1921 — 24). В 1923 вышла первая книга Федина — сборник» Пустырь». В 1922 — 1924 написал роман» Города и годы» — один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне, ставший произведением советской литературной классики.

В 1928 совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. Спустя три года, тяжелобольным, поехал в Швейцарию. , дружеские отношения с которым сложились еще в 1920, познакомил Федина с Роменом Ролланом. В 1933 — 1934 побывал в городах Италии и Франции. Эти поездки дали толчок и материал для создания двух романов:» Похищение Европы» (1933 — 1935),» Санаторий Арктур» (1940). Во время Отечественной войны, в 1942, пишет пьесу» Испытание чувств». В 1943 начинает работать над давно задуманной трилогией и к 1948 завершает два романа -» Первые радости» и» Необыкновенное лето», с интересом принятых читателями, работает над последней частью трилогии -» Костер» (1961 — 1965). В 1957 вышла книга» Писатель, искусство, время», где дает портреты своих друзей-современников (Горького, С. Цвейга, Роллана и др.). Были опубликованы мемуары» Горький среди нас» (1941 — 68). Умер К. Федин в 1977 в Москве.

Федин Константин Александрович – советский писатель, общественный деятель, первый секретарь Союза писателей СССР.

Родился 12 (24 февраля) 1892 года в городе Саратов в семье владельца писчебумажного магазина. С детства был увлечён писательством.

В 1901 году поступил в коммерческое училище. Осенью 1905 вместе со всем классом участвовал в ученической «забастовке». В 1907 бежал в Москву, заложив в ломбарде свою скрипку. Вскоре найденный отцом, возвращается домой, но, не желая работать в магазине отца, настаивает на продолжении образования и учится в коммерческом училище в Козлове (Мичуринск).

В 1911 году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. В 1914 году был направлен в Германию для усовершенствования немецкого языка. Жил в Нюрнберге, где его и застала Первая мировая война. С 1914 по 1918 годы – гражданский пленный в Германии, был интернирован в Саксонию, где давал уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Герлица.

В 1918 году попал в обменную партию пленных и вернулся в Москву. С сентября 1918 года работал в Народном комиссариате просвещения РСФСР. В феврале 1919 года приехал в город Сызрань Симбирской губернии, где организовал и редактировал литературно-художественный журнал «Отклики», сотрудничал в газетах: «Известия Сызранских Советов», «Алый путь», «Сызранский коммунар». В Сызрани написал свои первые рассказы: «Счастье» и «Дядя Кисель». Последний был премирован в Москве на конкурсе «РОСТА» и обратил на себя внимание писателя А.М. Горького, с которым у него сложились дружеские отношения. Именно здесь еще молодой писатель почерпнул обширный материал для последующего творчества. В романе «Города и годы» черты старой Сызрани показаны в изображённом уездном городе Семидоле. Написанный в 1921 году рассказ «Сад» также был навеян сызранскими впечатлениями. События романа «Необыкновенное лето» разворачиваются на Волге в 1919 году.

В октябре 1919 года был мобилизован в Красную Армию. Зачислен в Отдельную Башкирскую кавалерийскую дивизию, служил в её политотделе. Участник обороны Петрограде от войск генерала Н.Н. Юденича. С 1920 по 1921 годы - в редакции газеты 7-й армии «Боевая правда», помощник редактора. Много печатался и в других изданиях. В 1920-1922 годах - редактор журнала «Книга и революция».

С 1921 года участник литературной группы «Серапионовы братья». В 1923 году вышла первая книга Федина – сборник «Пустырь». В 1922-1924 годах написал роман «Города и годы» - один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне, ставший произведением советской литературной классики. В 1927 году принял участие в написании коллективного романа «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1928 году совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. В 1931 году, будучи тяжелобольным, поехал на лечение в Швейцарию, где А.М. Горький познакомил Федина с французским писателем Роменом Ролланом. В 1933-1934 годах побывал в городах Италии и Франции. Эти поездки дали толчок и материал для создания двух романов: «Похищение Европы» (1933-1935 годы), «Санаторий Арктур» (1940 год).

Во время Отечественной войны, в 1942 году, пишет пьесу «Испытание чувств». В 1943 начинает работать над давно задуманной трилогией и к 1948 году завершает два романа – «Первые радости» и «Необыкновенное лето», с интересом принятых читателями, работает над последней частью трилогии – «Костер» (1961-1965 годы). В 1957 вышла книга «Писатель, искусство, время», где дает портреты своих друзей-современников (Горького, Цвейга, Роллана и других). Были опубликованы мемуары «Горький среди нас» (1941-1968 годы). Произведения писателя переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки.

Также на протяжении многих лет был видным общественным деятелем. В 1959-1971 годах – первый секретарь Союза писателей СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность писателю Федину Константину Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2

Федин, Константин Александрович

— советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение «Серапионовы братья». С 1934 — член президиума ССП.

Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в «Новом Сатириконе» напечатал «Мелочи». Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа «Города и годы» . В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из «окуровских» тупиков, из глухих, заброшенных «пустырей».

Первый сборник Ф. носит символический заголовок «Пустырь» . На бесплодных «пустырях» уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах («Анна Тимофевна», «Рассказ об одном утре» и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести «Анна Тимофевна» .

«Города и годы» — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, «с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его». Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.

В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.

Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман «Города и годы» представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в которых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.

Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа «Города и годы». В рассказах «Наровчатская хроника», «Мужики», «Тишина» и др. Ф. возвращается к миру и героям «Пустыря». Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.

Особенно выделяется рассказ «Трансвааль» с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в, себе, по словам Ф., «черты Фомы Опискина и Квазимодо». Образ фединского кулака, который «все может», который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В «Трансваале» Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя «всемогущество» кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.

К теме «интеллигенция и революция» Ф. возвращается в романе «Братья» , посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, «обособленном» мирке. Но если в «Городах и годах» Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его «скорбный музыкантский послух» дают ему возможность создать величайшую «симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция».

Тезис об особом «избранническом» пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман «Братья», композиционно напоминающий «Города и годы» (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, «смурского мира», контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, «в молчаливом ожидании катастроф».

Роман Ф. «Похищение Европы» отражает борьбу двух миров, двух систем, двух культур, оканчивающуюся победой социалистического мира над капиталистическим. Интерес Ф. к социальным проблемам в этом произведении выступает еще резче, чем в прежних. Личная интрига здесь в большей степени, чем в ранних произведениях, подчинена общественно-политическим вопросам. Мир обреченной на гибель капиталистической Европы (I кн.) показан «глазами большевика» Рогова. Мир обновленной, крепнущей Страны Советов (II кн.) дан в восприятии капиталиста, голландского короля леса Ван-Россума. Образ Филиппа Ван-Россума получился значительно полнокровнее, чем нечеткий образ Рогова, этого интеллигента, готового участвовать в строительстве социализма, но еще не утратившего своих индивидуалистических черт. Картины Западной Европы — кризиса, безработицы, забастовки, биржевого ажиотажа — в романе вышли рельефнее, чем изображение строительства Страны Советов.

Имеющиеся в повествовании полемические диалоги, рассуждения, речи отчетливо обнажают идейный замысел произведения, но органически не врастают в его художественную ткань. Этот недостаток романа особенно остро чувствуется во второй книге.

В последнем своем произведении «Я был актером» , построенном на автобиографическом материале, Ф. возвращается к теме Германии периода империалистической войны, теме, затронутой в «Городах и годах». Но уже не сложная социально-философская проблематика, а реалистическое живописание быта немецкого захолустного городка, полубогемных, полумещанских нравов провинциального театрика в центре внимания автора.

В последних произведениях Ф. постепенно освобождается от «орнаментализма», «увлечения словесной игрой», от «ритмической прозы», «легкого бреда сказом» — этой, по выражению самого Ф., «литературной кори», которой «переболело большинство писателей» его «поколения», и переходит к более простому, свободному от вычурности и витиеватости языку. Усиление реалистических тенденций — такова закономерная эволюция творчества Ф., характерная для ряда советских писателей.

Библиография : I. Coбp. соч. в 4-х тт., изд. «Прибой», Л., 1927; то же, ГИХЛ, М. — Л., 1929—1930 (т. I. Пустырь. Повести и рассказы; т. II. Города и годы. Роман; т. III. Трансвааль. Повести и рассказы; т. IV. Братья. Роман); Трансвааль. Рассказы, Гиз, М. — Л., 1927; Старик, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; Повести и рассказы, Изд-во писат. в Ленинграде, [Л.], 1933; изд. 2-е, «Сов. писатель», М., 1936; Похищение Европы. Роман, кн. I, Л., 1934, и кн. II, Л., 1935 (неск. изд.). Я был актером. Повесть, «Сов. писатель», 1937. Статьи: Как я работаю, «Литературная учеба», 1930, No 4; Язык литературы, «Литературная учеба», 1933, NoNo 3—4; Автобиография: «Писатели», под ред. В. Лидина, «Современные проблемы», М., 1926.

Л. Поляк.

"Литературная энциклопедия" (т. 1-9, 11, 1929-39, неконч.).

Фе дин, Константин Александрович

Род. 1892, ум. 1977. Писатель. Участник объединения «Серапионовы братья». Произведения: «Города и годы» (роман, 1924), «Братья» (роман, 1927—28), «Первые радости» (трилогия, 1945), «Необыкновенное лето» (роман, 1947—48), «Писатель, искусство, время» (1957), «Костер» (роман, 1961—65), «Горький среди нас» (1941—68) и др. В 1959—71 гг. первый секретарь Союза писателей СССР, председатель правления Союза писателей СССР (с 1971 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Действительный член АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Константин Александрович Федин родился 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1892 года в семье приказчика писчебумажного магазина Александра Ерофеевича Федина и его жены Анны Павловны в маленьком дворовом флигеле на Большой Сергиевской улице Саратова (ныне улица Чернышевского).

В период с 1899 по 1901 гг. Федин получает начальное образование в Сретенском начальном училище (сегодня в этом здании расположен Государственный музей К. А. Федина), в 1901 году поступает в Саратовское коммерческое училище. В 1907 году Федин тайно от родителей уезжает в Москву, затем с 1908 по 1911 гг. обучается в Козловском коммерческом училище (ныне город Мичуринск). Первые литературные опыты Федина относятся к 1910 году. Это было подражанием Гоголю. «Его „Шинель“, — пишет Федин в своей «Автобиографии», — осталась надолго одним из глубочайших моих внутренних потрясений».

С 1911 по 1914 гг. Федин — студент Московского коммерческого института (ныне — Институт Народного хозяйства им. Плеханова). В 1913-1914 гг. — первая публикация в «Новом Сатириконе» под псевдонимом «Нидефак».

В 1914 году Федин был направлен в Германию для углубленного изучения немецкого языка, где в связи с началом Первой мировой войны оставался в качестве гражданского военнопленного № 52 до 1918 года. С 1916 по 1917 годы Федин работает актером в театре оперетты г. Циттау, работает над романом «Глушь», рукопись которого была уничтожена автором в 1928 году. Годы пребывания Федина в Германии стали ценным материалом для создания романа «Города и годы» (1924 г.), принесшего Федину европейскую известность.

4 сентября 1918 года Федин возвращается в Москву, в 1919 году работает в Сызрани, редактируя газету «Сызранский Коммунар». В журнале «Отклики» публикуются рассказы Федина «Сказка», «Триолет мая», статьи «Спартаковцы», «И на земле мир…», «Максим Горький».

В 1920 году начинается переписка Федина с Максимом Горьким. Федин посылает Горькому рукописи рассказов «Прискорбие» (не публиковался), «Дядя Кисель» (впервые опубликован в газете «Сызранский Коммунар» от 22 и 23 ноября 1919 г.).

В 1921 году входит в группу «Серапионовы братья».

В период с 1921 по 1923 гг. Федин публикует повести и рассказы «Сад», «Анна Тимофеевна», «Пустырь», «Рассказ об одном утре». Рассказ «Сад» удостоен первой премии на конкурсе Дома литераторов. В 1924 году выходит первое издание романа «Города и годы», в 1926 году — «Наровчатовские хроники», в 1928 году — «Братья».

В 1928 году Федин совершает поездку за границу, где встречается с Иоганнесом Бехером, Эрнестом Толлером, Лионом Фейхтвангером, Арнольдом Цвейгом, Леонгардом Франком. В 1932 г. посещает Ромена Роллана в Вильневе. В 1933 году встречается в Париже с Л. Франком, А. Мальро, Луи Арагоном.

В августе 1934 года Федин выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей и избирается в состав правления Союза.

В 1934 году выходит книга Федина «Похищение Европы».

В 1936 году Федин с семьей переезжает в Переделкино.

В 1939 году Федин награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1941 году появляется журнальная публикация книги «Горький среди нас», а в 1944 году выходит отдельное издание.

С октября 1941 по январь 1943 гг. Федин с семьей живет в эвакуации в городе Чистополе. В сентябре- — августе 1943 года он выезжает в действующую армию под Орел.

Присутствует на процессе военных преступников в Нюрнберге в качестве корреспондента газеты «Известия». В 1947 году Федин утвержден профессором Литературного института им. А. М. Горького по кафедре «Советская литература и творчество».

В период с 1946 по 1948 год Федин издает романы, написанные на саратовском материале: «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

В 1951 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1958 году избран академиком Академии наук СССР. В 1960 году Федину присвоено почетное звание доктора философии (университет им. Гумбольдта, Берлин).\

В 1967 году к 75-летию писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.