Внутренний мир художественного произведения. Лихачев Д

Вступление

Данная работа представляет собой попытку анализа художественного мира произведения, который является проекцией отношений внутреннего мира писателя и реальности. Эта проблема вызывает живейший интерес литературоведов, так как смена стилей и литературных традиций открыла новые возможности для выражения собственного мироощущения Художественный мир сочетает в себе и физические параметры реального мира и духовную сферу внутреннего мира человека.

Чтобы понять эти отношения необходимо для начала пояснить термины, которые мы будем использовать в дальнейшем.

Реальность - это объективный мир, непостижимый и непознаваемый, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность. Именно реальность есть тот фантастический мир, которую человек пытается понять и объяснить. Но все критерия оценки этого мира относительны и не могут отразить истинный абсолют его существования. То, что человек считает знанием о реальности - просто описание привычных представлений о мире.

Внутренний мир человека - мир незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с миром реальности. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Наше знание мира - есть степень нашего незнания. Человек изобрел различные способы выражения видения мира - язык, знаковые системы, от клинописи до компьютерных языков. Искусство - одно из частных проявлений этого выражения. А литература и словесное произведение служит своего рода "протоколом" взаимоотношений личности и реального мира.

Следовательно, можно предположить, что из слияния двух миров может произойти только лишь еще один мир, со свойственными только ему критериями. Для доказательства мы рассмотрим в данной работе некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно пространство и время, нравственные и психологические категории романа.

На примере романа Курта Воннегута "Сирены Титана" в работе рассматривается проблема самосознания автора и ее воплощение в литературном произведении. Самобытность писателя отмечалась многими критиками, которые выделяли такие особенности, как использование иронии, насмешки и приемов черного юмора в творчестве писателя. С другой стороны кажущаяся простота и невзыскательность стиля вызывала нарекания у тех исследователей, которым, возможно, претила циничная трактовка Воннегутом многих идей. Тем не менее, общей тенденцией у критиков является или полное и безоговорочное признание Воннегута, как самобытного автора, или абсолютное неприятие его как литератора вообще. Так как тема работы достаточна узка и направлена, то в работе, в основном, использовались источники, непосредственно изучающие стиль и форму творчества Воннегута, и романа "Сирены Титана", в частности.

Дипломная работа состоит из трех частей. Первая - теоретическая, где на основе работ Д.С.Лихачева и М.М.Бахтина, описывается анализ художественного мира произведения как метод, определяются категории, которые необходимо рассмотреть, а также формулируется зависимость внутреннего мира произведения и самосознания автора.

Вторая глава представляет собой непосредственно анализ произведения и, в свою очередь, состоит из трех частей. В первой определяются "физические" рамки произведения - то есть исследуется пространство и время. Вторая описывает взаимоотношения между автором и его созданием. Третья раскрывает психологические особенности писателя, которые сказались на самом произведении.

В работе была использована критическая литература из различных источников. К сожалению, специфика романа довольно узка и по теме данной работы существует ничтожно малое количество работ, доступных в наших библиотеках. Поэтому, наряду с бумажными источниками использовались электронные версии работ различных критиков, а также интервью и рецензии, которые доступны в сети Интернет.

Часть I. Анализ художественного мира произведения как метод исследования самосознания автора

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника. При анализе художественного произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить насколько верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. Нельзя ограничиваться только поиском реальных прототипов того или иного героя, события, местности. Призвание литераторов не в том, чтобы с максимальной долей правдивости изобразить реальные события - для этого существует история как наука. Их цель - создать мир, в котором бы сочетались и действительность, и мироощущение писателя и в первую очередь выразилось его самосознание. Д.С.Лихачев в своей статье, посвященной внутреннему миру художественного произведения писал: "Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросами: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью"1.

Для того, чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо изучать его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит "отражение" в литературе, но то преображение, которому она подвергается в словесном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют писателя. "Мир художественного произведения - результат и верного отображения и активного преображения действительности"2. Для того, чтобы правильно интерпретировать самосознание автора необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

В своей статье Д.С.Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает "географическими" параметрами: может быть реальным или воображаемым.

Второй важной характеристикой Д.С.Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: "может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым", редко "населенным" событиями"3. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т.д."4.

Связь времени и пространства - одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М.Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство-время)5. Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение - "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)"6. Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем"7. Это слияние и характеризует хронотоп.

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Мир литературного произведения (или предметный мир, предметная изобразительность) – сторона художественной формы, которую мы мысленно можем отграничить от словесного строя.

Мир литературного произведения – это воссозданная в произведении посредством речи и при участии вымысла предметность . Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную», т.е. включает не только материальную данность, но и сознание человека.

Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с реальным миром: в него входят люди, с их внешними и внутренними (психологическими особенностями), события, природа (живая и неживая), вещи, в нем есть время и пространство. Предметная изобразительность свойственна всем родам литературы, но наиболее развита и наиболее автономна (а значит и наиболее легко выделяема) в эпосе и драме, где есть система персонажей и сюжет.

Мир произведения – это художественноосвоенная и преображенная реальность.

ВНУТРЕННИЙ МИР ХУЛОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Д.С. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87

«Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью . Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах . И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: «верно или неверно» - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер . Преобразование действительности связано с идеей произведения , с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности . B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд странна романе путешествий или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями.



В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие «психологическую среду», n которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом

Раздел 1.

Наука литературоведение

Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).

Раздел 2.

Философия искусства

1. Что такое искусство и какое значение оно имеет в жизни человека?

2. Назовите основные виды искусства, что их отличает, что объединяет?

3. Назовите понятийный ряд (определение этого ряда), в котором место понятию искусство?

5. Что такое художественный мир?

6. Как вы понимаете выражение «Художник творит по законам красоты»?

7. Что есть первоэлемент литературы?

8. Какие выделяют функции литературы?

9. Что сближает художника слова и ученого гуманитария, что их различает?

В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.

Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 3.

Язык художественной литературы. Тропы

1. В чем своеобразие языка художественной литературы?

3. Что называют поэтической фигурой? Приведите примеры и объясните содержание поэтических фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация.

4. Что называют поэтической стилистикой? Приведите примеры и объясните цели использования: многосоюзия, бессоюзия, эллипсиса, оксюморона.

5. Что называют поэтической фонетикой? Приведите примеры и объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

6. Существует ли обособленный ряд, именуемый поэтической лексикой? Что такое: варваризмы, диалектизмы, провинциализмы, неологизмы, прозаизмы?



7. Что называют поэтизмами?

Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» и первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста». Сборник: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (1996).

Раздел 4.

Ответы на ниже следующие вопросы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите три основных понятия, относящиеся к содержанию литературного произведения, дайте их определения.

3. Назовите понятия, относящиеся к форе литературного произведения, дайте их определения.

3. В чем различие между понятиями сюжет и фабула?

4. Какова роль конфликта в художественном произведении, какие бывают типы конфликта?

4. Назовите элементыкомпозиции литературного произведения.

6. Назовите внесюжетные элементы и их функции.

7. Какова роль портрета в литературном произведении, какие выделяются виды портрета?

8. Какова роль пейзажа в литературном произведении?

9. Какова роль художественной детали в литературном произведении?

10. В чем заключается целостность художественного произведения?

11. Раскройте содержание и дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919). Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 5.

Литературный субъект

3. Объясните понятие лирический герой.

5. Что понимается под ролевой лирикой, под лирическим «я» в ролевой лирике?



Раздел 6.

М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

Раздел 7.

Литературные роды и жанры

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите роды, жанры художественной литературы, их характерные особенности.

2. Назовите «двуродовые» образования, их особенности.

3. Что входит в понятие литературный вид? Что «шире» вид или жанр?

Какие семантические значения обрели «производые» слова: эпичность, драматизм, лиризм?

4. В чем состоят особенности драмы как литературного рода?

5. В чем состоят особенности лиро-эпического произведения?

6. Приготовится (устно или письменно) к рассуждениям на все представленные литературоведческие понятия:

Раздел 8.

Стиховедение

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Что лежит в основе организации стихотворной речи?

2. Назовите и охарактеризуйте основные системы стихосложения.

3. Какую эволюцию и почему пережила русская система стихосложения?

4. Что называют в стиховедении стопой, размером, метром?

Назовите классические стихотворные размеры и их отличия?

5. Чем вызваны в текстах стихотворений отступления от заданной схемы стихотворного размера?

6. Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?

7. Объясните, что такое рифма и назовите основные виды рифм. Что такое терцина? Монорифма?

8. Что такое строфа? Назовите строфы русского стихосложения и их синонимы. Что вам известно об онегинской строфе? О сонете?

9. Объясните стиховые организации, именуемые белый стих, вольный стих, свободный стих.

Раздел 9.

Художественный стиль

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Какую эволюцию содержания пережило слово, понятие стиль?

2. Что такое художественный стиль?

3. Назовите пять основных известных стилей.

4. Что является показателем цельности, единство стиля?

5. Назовите известные закономерности, стилевые доминанты.

6. Назовите особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.

7. Назовите (три) формы ритмической упорядоченности художественной речи.

8. Дайте характеристику простой и сложной композиции.

Раздел 10.

Раздел 11.

Школы литературоведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).

Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом (они в заключении) готовить можно по хрестоматии…

Раздел 1.

Наука литературоведение

Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

3. Корман Б.О. О целостности литературы/ Изв. ОЛЯ АНСССР, 1977.

4. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. – Вопросы литературы, 1968, №8.

5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Мифологическое сознание

6. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М., 1982.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М, 1957.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990.

9. Леви-Стросс К. Структура мифов //Вопросы философии. М., 1970, №7.

10. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика. М., 1978.

11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

12. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. – Вопросы философии,1991. №10. С.41 – 47.

13. Топоров В.И. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Культура. М., 1995.

14. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

15. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

16. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1990.

17. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству //Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

18.Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.. 1978.

Средневековое художественное мышление

19. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

20. Алиханова Ю.М. Эстетический взгляды народов средневекового Востока.// История эстетической мысли. Т.2. М., 1985. С.12 – 30.

21. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика 11 – 17 веков. М., 1992.

23. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

24. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы. Л., 1973.

25. Художественный язык средневековья. М., 1982.

Художественное мышление эпохи Возрождения

26. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

27. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

28. Бычков В. Из истории византийской эстетики. // Византийский временник. Т.37, 1976. С.160-191.

29. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

30. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М, 1982.

31. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

32. Эстетика Ренессанса: В 2 т. М., 1981.

Маньеризм и Барокко: Философско-эстетические концепции искусства

33. Шестаков В.П. и Кучиньская А. Эстетические принципы маньеризма // История эстетической мысли. Т.2. С.201-215.

34. Кучиньская А и Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко. //История эстетической мысли. Т.2. С. 228 - 246.

35. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.

Классицистский тип художественного мышления

36. Гиршман М.М.Проблемы литературных жанров. Томск, 1979.

37. Гуковский Г.А. Русская поэзия 18 века. Л., 1927.

38. Корман Б.О. Жанровое мышление и самосознание личности в русской лирике 30-60 гг. 18 века // Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1978. С. 14-25.

39. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.

Сентименталистский тип художественного мышления

40. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

41. Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

42. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

43. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М.Карамзина: Нарративная структура.// Русская повесть: Проблемы теории и истории. – Под ред. В.М.Марковича и В.Шмида. СПб, 1993.

Романтический тип художественного мышления

44. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

45. Гуляев П.А. Вопросы романтизма. Казань, 1969.

46. Васильев С.Ф. Проза А.К.Толстого: Направление эволюции и контекст. Ижевск, 1989.

47. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964.

48. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

49. Измайлова Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть 19 века: История и проблематика жанра. Л., 1973. С.136-169.

50. Дмитриев А.С. Проблемы Йенского романтизма. М., 1975.

51. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов 19 столетия в русской литературе. 2-е изд. СПб, 1911.

52. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.

53. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

54. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

56. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время. Рига, 1988.

Реалистический тип художественного мышления

57. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

58. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. М., 1987.

59. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986.

60. Киреева Н.В. Мироотношение поэтов пушкинского круга и логика развития литературного процесса в 19 веке. // Вестник Удмуртского университета. 1993, №4. С. 58 – 70.

61. Лотман Ю.М. Реализм русской литературы 60-х годов 19 века: Истоки эстетического своеобразия. Л., 1974.

62. Маркович В.М. О трансформациях «натуральной» новеллы и двух «реализмах» в русской литературе 19 века. // Русская повесть: Проблемы теории и истории. – Под ред. В.М.Марковича и В.Шмида. СПб, 1993.

63. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

64. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки и русская литература 19 века. Л, 1971.

Философско-эстетические основы Символизма

65. Аверинцев С.С. София – Логос: Словарь. Киев. 2000.

66. Асоян А.А. Данте и русская литература конца 19 – начала 20 в. Свердловск, 1988.

67. Белый А. Собрание сочинений: Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

68. Бройтман С.Н. «Неклассический» тип субъектной структуры в лирике русского символизма.// Проблеы типологии русской литературы 20 века. Пермь, 1991. С.25 – 40.

69. Григорьева Т.П. Эстетические взгляды народов средневекового Востока.// История эстетической мысли. Т.2. С. 56 – 91.

70. Долгополов. Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л. 1988.

71. Ильев С.П. Русский символистский роман. Киев, 1991.

72. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.

73. Муратов А.Б. «Смысл человека есть он сам» / Владимир Соловьев. СПб, 1994.

74. Обломиевский. Д.Д. Французский символизм. М., 1973

75. Пискунова С., Пискунов В. Комментарий к роману «Петербург». // Белый А. Соч.:

В 2-х т. М., 1990. Т.2, С.623 – 643.

76. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.

77. Салма Н. Опыт интерпретации феномена русского символизма в свете истории развития мысли. // Материалы и сообщения по славяноведению. SZEGED, 1989.

78. Соловьев В. Философский словарь. Ростов н/Д., 1997.

79. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. М., 1983.

80. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

81. Священник Павел Флоренский. У водоразделов мысли: Четы конкретной метафизики. Символ. № 28, 1998. Париж.

82. Чистякова Э.И. Эстетическая мысль в странах западной Европы: Гл.4 Символизм // История эстетической мысли. Т.4.

83. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб, 1993.

Философско-эстетические основы Экзистенциализма

84. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики мировоззрения Серена Киркегора. М., 1970.

85. Давыдов Ю. Поминки по экзистенциализму. – Вопросы литературы, 1980, №4. С.190 - 230.

86. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

87. Руднев В. Франц Кафка: Речевые действия автора и героя. // «Даугава», 1992, №4. С.121 – 126.

88. Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет. М., 1993.

89. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000.

90. Тиллих П. Мужество быть. //Символ, № 28. Париж, 1992.

91. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. материалов международной конференции. М., Наука, 1991.

Модернизм в искусстве и литературе 20 века

92. Андреев Л. Французская литература: 70-е годы. – Вопросы литературы, 1980. №12. С.115 - 145.

93. Айзенберг М. Картина совершенно обратная. //Театр. 1990, №4.

94. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

95. Белый А. К будущему учебнику ритма.// Труды по знаковым системам. Тартуский госуниверситет, 1981. Т.12.

96. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания» /Критический реализм 20 века и модернизм. М., 1967.

97. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. // «Театр», 1990, №4.

98. Дмитриева М. Художник мироздания // «Наше Наследие», 1990 г., №3. С. 120-134.

99. Давыдов Ю. «Интеллектуальный роман» и философское мифотворчество. // Вопросы литературы, 1977, №9. С.127 – 171.

100. Давыдов Ю. Преодолен ли человек? // ВЛ.,1976. №1. С.123 – 176.

101. И.Р.Дёгинг-Смиронов, И.В. Сирнов. Очерки по исторической типологии культуры. Зальцбург, 1982.

102. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции. Проблемы. М., 1984.

103. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

105. Ковтун Е. «Победа над солнцем» - начало супрематизма. // «Наше наследие», 1989, №2. С. 121-127.

106. Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. М., 1977.

107. Умберто Эко. Заглавие и смысл / Имя розы. М., 1989.

108. Шапир М. Что такое авангард? / «Даугава», 1990, №10. С.3 – 7.

Постмодернизм

109. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983.

110. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1988.

111. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

112. Мон Ф. Тексты и коллажи. М., 1993.

113. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. - Под ред. И.П.Ильина и Е.А. Цурганова. М., 1996.

Билет. Специфика художественной литературы как вида искусства. Слово и образ.

В составе произведений искусства выделимы два аспекта. Это "внешнее материальное произведение" (М.М. Бахтин), нередко именуемое артефакт (материальный объект), т.е. нечто, состоящее из красок и линий, либо из звуков и слов (произносимых, написанных или хранящихся в чьей-то памяти). И эстетический объект - совокупность того, что закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на зрителя, читателя. В ряде своих качеств внешнее материальное произведение нейтрально к эстетическому объекту. Но артефакт частично входит в эстетический объект и становится активным фактором художественного впечатления.

Мир художественного творчества не является сплошным: он прерывист, дискретен. Искусство, по словам М.М. Бахтина, с необходимостью распадается "на отдельные, самодовлеющие, индивидуальные целые - произведения", каждое из которых "занимает самостоятельную позицию по отношению к действительности".

Важнейшей формой размывания границ между литературными произведениями является их циклизация. Объединение поэтом его стихов в циклы (широко бытующее в XIX-XX вв.) нередко оказывается созданием нового произведения, объединяющего сотворенное ранее. Говоря иначе, циклы стихов становятся как бы самостоятельными произведениями (Блок – «стихи о прекрасной даме», в прозе – «Записки охотника" И.С. Тургенева.)

Художественные произведения (в частности,литературные) создаются на основе единого творческого замысла (индивидуального или коллективного) и апеллируют к их постижению как некоего единства (смыслового и эстетического), а потому обладают завершенностью. Они являются некоей окончательной данностью: никаким "послеавторским" трансформациям, доделкам и переделкам не подлежат. Но автор может вновь и вновь обращаться к уже опубликованному тексту, его дорабатывать и перерабатывать.

В теоретическом литературоведении с выделением двух фундаментальных аспектов произведения (дихотомический подход, где выделяют форму и содержание) широко бытуют и иные логические построения. Так, А.А. Потебня и его последователи характеризовали три аспекта творений искусства, каковы: внешняя форма, внутренняя форма, содержание (в применении к литературе: слово, образ, идея).



Важный принцип художественной деятельности: установка на единство содержания и формы в создаваемых произведениях. Сполна осуществленное единство формы и содержания делает произведение органически целостным, а не рассудочно (механически) сконструированным.

В художественном произведении различимы начала формально-содержательные и собственно содержательные. В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяются три стороны.

1.предметное (предметно-изобразительное) начало", все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения

2.собственно словесная ткань произведения: художественная речь, нередко фиксируемая терминами "поэтический язык", "стилистика", "текст".

3.соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного "рядов", т.е. композиция =структура (соотношение элементов сложно организованного предмета).

Особое место в литературном произведении принадлежит собственно содержательному пласту. Его правомерно охарактеризовать не как еще одну (четвертую) сторону произведения, а как его субстанцию. Художественное содержание являет собой единство объективного и субъективного начал. Это совокупность того, что пришло к автору извне и им познанно, и того, что им выражено и идет от его воззрений, интуиции, черт индивидуальности

билет. Внутренний мир литературного произведения.

Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как "вещную", так и "личностную". В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не "мертвая природа", а реальность живая, человеческая, личностная

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (содержательной). Он находится между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом).

Важнейшие свойства мира произведения - его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы.

Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя, далее, то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи). Малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость.

1.Персонаж - либо плод чистого вымысла писателя (Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя)" ,результат домысливания облика реально существовавшего человека (будь то исторические личности или люди, биографически близкие писателю, а то и он сам); итог обработки и достраивания уже известных литературных героев (Фауст, Дон Кихот). Является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет и, одновременно, имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых свойств, черт, качеств.

Выделяют несколько типов персонажей:

1. авантюрно-героический сверхтип (героический эпос) - склонны активно участвовать в смене жизненных положений, бороться, достигать, побеждать, своего рода избранник или самозванец, энергия и сила которого реализуются в стремлении достигнуть каких-то внешних целей.(Эней)

2. житийно-идиллический (средневековые жития) - не причастны какой-либо борьбе за успех. Они пребывают в реальности, свободной от поляризации удач и неудач, побед и поражений, а в пору испытаний способны проявить стойкость, уйдя от искусов и тупиков отчаяния. (Петр и Феврония, князь Мышкин).

3. отрицательный сверхтип- и воплощениями безусловно отрицательных черт либо средоточием попранной, подавленной, несостоявшейся человечности.

Наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе ситуация сущностного равенства писателя и персонажа(«Евгений Онегин»).

3. Портрет - это описание наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт "внешнего человека".

Портрет героя локализован в каком-то одном месте произведения. Чаще он дается в момент первого появления персонажа, т.е. экспозиционно. Но литература знает и иной способ введения портретных характеристик в текст. Его можно назвать лейтмотивным.

4. Формы поведения - совокупность движений и поз, жестов и мимики, произносимых слов с их интонациями. Они по своей природе динамичны и претерпевают бесконечные изменения в зависимости от ситуаций данного момента. Вместе с тем в основе этих текучих форм лежит" устойчивая, стабильная данность, которую правомерно назвать поведенческой установкой или ориентацией.

Составляют одно из необходимых условий межличностного общения. Они весьма разнородны. В одних случаях поведение предначертано традицией, обычаем, ритуалом, в иных, напротив, явственно обнаруживает черты именно данного человека и его свободную инициативу в сфере интонирования и жестикуляции.

Формы поведения персонажей в состоянии приобретать семиотический характер. Они часто предстают как условные знаки, смысловая наполненность которых зависит от договоренности людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.