Вика Цыганова. Интервью

Вику Цыганову называют легендой русской эстрады. Ее хиты «Приходите в мой дом», «Любовь и смерть», «Калина красная», «Гроздья рябины» и «Русская водка» уже четверть века не теряют своей популярности. Во многом своим ошеломительным успехом певица обязана супругу Вадиму Цыганову, который является не только ее верным спутником по жизни, но и автором большинства композиций. Их история любви похожа на сказку - случайное знакомство, молниеносно вспыхнувшие чувства и полное единение душ на долгие годы. В интервью для сайт певица поделилась секретами счастливой семейной жизни, а также рассказала о музыкальной карьере и женских хитростях.

Вика Цыганова - одна из немногих звезд 90-х, кто сумел сохранить популярность по сей день, не изменяя собственному стилю. Ее песни, как и много лет назад, все такие же искренние и душевные.

В процессе разговора с нашей героиней мы убеждаемся, что творчество певицы - это олицетворение ее самой. В жизни Вика такая же открытая и душевная - с первых минут она располагает к себе и старается окружить собеседника заботой и теплом. Невооруженным глазом видно, что Виктория получает искреннее удовольствие от профессии и пребывает в гармонии с собой.

Если уж певица дает интервью, то делает это со свойственной ей откровенностью - нашему порталу Вика рассказала и о трудностях, с которыми столкнулась на протяжении почти тридцатилетнего брака, и о духовности, и о своих взглядах на институт брака. Но нашу беседу мы начали, конечно, с музыки…

сайт: Вика, вы на сцене уже тридцать лет. Как за эти годы менялось ваше творчество?

Я люблю меняться, экспериментировать и пробовать что-то новое, поэтому, безусловно, мое творчество тоже терпело изменения. Молодости свойственна непредсказуемость - это отражалось и в моих песнях. А сегодня я стала серьезнее. Сейчас я углубляюсь в процесс. Работаю в Италии над новым альбомом с Фио Дзанотти - музыкальным продюсером, который работал с Адриано Челентано, Пласидо Доминго, Стингом и другими звездами мирового масштаба. Это уникальный человек, гуру, имеющий двенадцать платиновых дисков. Так что сегодня я делаю ставку на музыку.

Приятно, что моя публика меняется вместе со мной. Есть люди, которые следят за моим творчеством с самого начала - я всегда пытаюсь их чем-то удивить и порадовать. Однако помимо преданных поклонников на моих концертах все чаще появляется и молодежь. Я думаю, они приходят за душевным теплом, размышлениями о смысле жизни, которые есть в моих песнях.

В. Ц.: Этот статус накладывает большую ответственность. Для меня важно, чтобы мои песни не были пустыми - я все больше погружаюсь в изучение своей души и ухожу от суетного. В песне должен быть смысл. Она должна будоражить, нести позитивный заряд, а это требует определенных эмоциональных накоплений.

«По прошествии лет мои песни можно слушать в любой ситуации и в любом настроении. Я и сама могу поплясать под «Русскую водку» или погрустить под «Вспомни май». От Бога я получила талант и теперь отрабатываю его в своем творчестве. Я не люблю просто выходить на сцену и петь - мне важно делиться со зрителями своими эмоциями, переживаниями и мыслями. Музыка для меня была и остается на первом месте».

сайт: Тем не менее недавно вы выпустили свою коллекцию одежды. Что вас на этот шаг толкнуло?

В. Ц.: Выпуск коллекции стал для меня некой игрой, доказательством самой себе, что это мне тоже по плечу. Я с детства занималась кройкой и шитьем, переделывала мамины и бабушкины платья - создавала из них костюмы для выступлений. Раньше не было такого выбора нарядов, да и вообще их толком не было, вот и приходилось выкручиваться. Можно сказать, что способность к дизайну одежды я начала проявлять даже раньше, чем к пению.

Мои вещи хорошо продаются, я получаю массу положительных откликов. Одну из своих коллекций я представляла в Историческом музее на Красной площади, куда пришло огромное количество иностранных гостей и журналистов. Мне приятно, что мое творчество так высоко ценят, что сейчас меня называют иконой русского стиля. Однако углубляться в эту индустрию и бросать все силы на развитие своего бренда я не хочу. Я оставляю за собой право творить и быть свободной.

сайт: Если, предположим, ваша музыкальная карьера закончится, чем в этом случае вы займетесь?

В. Ц.: Честно говоря, я уверена, что моя музыкальная карьера не закончится - у меня содержательные песни, и они всегда будут актуальны. Но вы правы, никогда не знаешь наверняка, как все сложится, поэтому я бы выращивала цветы или рисовала картины - очень люблю природу. Я считаю, что природа - это мастерская Бога. Она нас вдохновляет, удивляет и умиротворяет.

сайт: Вы много внимания уделяете духовному развитию, но судя по тому, как прекрасно выглядите, о внешности тоже не забываете. Как ухаживаете за собой?

В. Ц.: «Для того чтобы хорошо выглядеть, в первую очередь, нужно быть дисциплинированным человеком. Должно присутствовать понимание, что лишние килограммы ни при каких обстоятельствах (кроме беременности) набирать нельзя. Я никогда не сижу на монодиетах. Я соблюдаю православные посты. Они не только способствуют духовному становлению и развитию, но и отлично помогают держать себя в форме».

Помимо соблюдения определенных правил питания, я регулярно хожу на массаж лица и тела, два раза в неделю посещаю косметолога - делаю «уколы красоты» и процедуры с лифтинг-эффектом. На мой взгляд, ухаживать за собой важно и нужно: сейчас есть огромный выбор косметики, плюс ко всему много хороших специалистов предлагают свои услуги.

В. Ц.: Мне кажется, самое главное качество - это женственность. К сожалению, в настоящее время мало кто ею обладает. Сегодня женщины очень алчные и «продуманные» - они не дают мужчинам проявлять себя и сами же от этого страдают. В итоге даже самые красивые и успешные остаются ни с чем - то есть со своим одиночеством и озлобленностью.

«Господь наградил женщину наивностью, хрупкостью и нежностью, и эти качества мы не имеем права терять, иначе просто вымрем как вид. Женщины - это цветы. И мужчины хотят видеть перед собой розы, ландыши, фиалки или подснежники - ядовитые и колючие цветы никого не прельщают».

сайт: А если говорить о женской мудрости - в чем ее суть?

В. Ц.: Она заключена в смирении и умении обходить острые углы. Лично мне над своим внутренним смирением приходится очень много работать - я стараюсь освободиться и от гордыни, и от тщеславия, и от чревоугодия.

На мой взгляд, смирение в особенности важно в личной жизни. Во время ссор с любимым человеком оно помогает сохранить самообладание, а это самый верный ключ к счастью. Когда я злюсь на мужа, то задерживаю дыхание, считаю до трех и успокаиваюсь. Супруг тут же просит прощения и готов выполнить любую мою просьбу.

В. Ц.: Я считаю, что все закладывается в детстве, в том числе и понимание, что такое любовь. Мои родители друг друга очень любили, и бабушка с дедушкой тоже - у меня перед глазами был пример. И когда я увидела своего мужа, то сразу поняла - это мой человек. Не пришлось долго искать и ошибаться - чувства мне подсказали.

«Без трудностей, конечно, не бывает. 15 лет назад мы с Вадимом переживали кризис в отношениях. Я плакала, молилась, ездила к Матронушке, и тогда ко мне пришло понимание. Я сказала себе: «Вика, ты выросла в любви, а у твоего мужа все время были конфликты с родителями. Он надломился, а ты не можешь просто научиться уступать. Как же тебе не стыдно? Раз дали много любви - поделись». Так устроена наша жизнь, и нужно к этому прийти, поэтому я призываю пары вместе ходить в храм, тогда брак действительно будет скреплен на небесах».

Всю свою жизнь я выстроила по такому принципу - для меня важнее всего духовная составляющая, и какие-то бытовые вопросы мне чужды. Подруги или сестра могут мне сказать: «Вика, ты такая глупая, не ту кастрюлю купила». Я не обижаюсь на них - каждому свое.

сайт: Как вам с супругом удается поддерживать интерес друг к другу?

В. Ц.: Нам с мужем интересно друг с другом, потому что в наших отношениях всегда присутствует элемент игры. Мне хочется, чтобы он видел меня красивой, смотрел с восхищением, поэтому я часто наряжаюсь и делаю макияж. Причем это ценит не только твой партнер, но и окружающие, а значит, и ты чувствуешь себя увереннее.

Когда люди долго живут вместе, они становятся одним целым. Муж для меня и творческий партнер, и брат, и отец, и ребенок. Я знаю, что ему нравится, а что нет, чем его можно задеть, разозлить или порадовать. На мой взгляд, самое важное в отношениях то, чтобы во главе угла всегда стояли любовь и доверие.

Красивая и харизматичная женщина. С ярким темпераментом и сильным именем - Виктория. Певица, искреннняя в своих песнях, не предназначеннных для какой-то определенной публики. Их любят самые разные люди, часто не имеющие ничего общего, кроме того, что они - поклонники Виктории Цыгановой, певицы, которая честно относится к своему делу и любит его. А главное - уважает зрителей и свой талант.

С Викторией мы встретились в Москве и поехали в деревню Мышецкое, где она живет и о которой говорит с гордостью. О себе -очень просто и не без иронии и взахлеб - о муже Вадиме. Разговаривать с Викторией легко -ни позы ни образа, ни снисходительности.

- Виктория, вы капитанская дочка?

Получается, что так. Родилась я 28 октября 1963 года в Хабаровске. оттуда же моя мама, а папа у меня родом из-под Ленинграда. Получив военное образование, он отправился служить на Дальний Восток, на Тихоокеанский флот. Детство у меня было совершенно беззаботным, я выросла в большой, очень дружной семье. У моей бабушки было восемь детей, а у меня - три тети, четыре дяди и много двоюродных братьев. Мои бабушка с дедушкой строили Комсомольск-на-Амуре, а потом переехали в Хабаровск, и улицу, которую они застраивали сами, назвали улица Победы.

День Победы был самый их любимый праздник, существовала добрая традиция: 9 Мая около нашего дома, под огромной развесистой черемухой накрывали стол. Собирались все родственники, соседи, приносили еду. Любой человек, проходивший в это время по улице, мог сесть за наш стол, выпить и закусить.

- У вас в семье любили музыку?

У нас семья была очень музыкальная. Бабушка играла на ложках, на балалайке. Дед - на гармошке, на баяне. и они музицировали дуэтом. Я раньше считала, что все должны так уметь. Мы раскладывали народные песни на голоса и пели. Мне всегда это казалось совершенно обычным делом. Это сегодня я понимаю, что заметь петь, иметь слух - дар Божий.

- Как познакомились ваши родители?

Мама тогда еще училась в школе, а папа приехал в Хабаровск в отпуск, и они познакомились на танцах. Папа рассказывал поэтичную историю их встречи. Мама покупала билетик на танцплощадку, и тут папа ее и увидел. «Она нагнулась к окошечку кассы, а из него светил свет, я увидел белоснежное лицо этой девушки и был сразу покорен», - вспоминал он. Мама действительно у меня была очень красивой женщиной. И папа целый год ухаживал, ходил к родителям, писал письма, стихи. И когда мама окончила школу, они сразу поженились.

Правда, перед этим она поступила в педагогическое училище. Это было родительским условием. Но бабушка с дедушкой моего папу сразу приняли и любили его до конца дней. Папа у меня был очень веселый, компанейский человек. Очень добрый и рукастый - сам шил нам шубы, шапки, делал мебель. Мог солить рыбу, выделывать шкуры. Было много и других талантов. Папа замечательно рисовал, у него был абсолютный музыкальный слух, он играл на пианино, на гитаре. Причем в джаз-банде на соло-гитаре.

Его брали в Санкт-Петербургскую Академию художеств без экзаменов, но дедушка, его отец, был очень строгим человеком и заядлым коммунистом. Он сказал: «Юрка, все эти композиторы, художники - они пьяницы. Ты пойдешь в военное училище». И папа пошел. Хотя пьяницы, конечно, есть везде.

А дома у нас висели картины, которые рисовал папа, у него удивительно получались пейзажи и портреты. У меня над кроватью висел перерисованный папой портрет Бетховена . Я засыпала под его строгим взглядом. Потом, когда я училась в музыкальной школе, все время на него смотрела и он меня вдохновлял.

- Вам нравилось учиться?

Мне все давалось очень легко. Меня не надо было заставлять учиться. Конечно, любимым предметом была литература. Я всегда писала очень хорошие сочинения. И до сих пор иногда пишу эссе, рассказы, путевые заметки.

У меня всегда блокнот под рукой, и, бывает, сяду, чего-нибудь напишу. Стараюсь тренировать себя, не лениться. Вообще, родители дали мне хорошую внутреннюю дисциплину.

- Первая любовь не отвлекала от учебы?

Она у меня случилась достаточно поздно, на втором курсе института. Я была уже взрослой барышней. У всех уже женихи были, даже дети рождались. А у меня - только первая любовь. Он учился в нашем институте, сейчас стал известным актером, играет в очень популярном театре. На тот момент уже был женат, и у него родился ребенок. Конечно, я долго боролась со своей любовью, плакала, переживала. Разбить семью не могла - не в моих правилах. Но нас Господь развел, он институт окончил, а я еще училась. Потом мы переписывались, но недолго.

Раньше второго курса с первой любовью как-то не складывалось. Мальчишки, с которыми я училась в школе, были мне неинтересны. В музыкальной группе, где я пела, были хорошие ребята, одержимые музыкой, но сказать, что я была в кого-то из них влюблена, - нет. Это были больше дружеские увлечения.

- Какую музыку вы исполняли в ансамбле?

Первые песни, которые я пела, принадлежали перу Александра Морозова. Спустя тридцать лет я с ним встретилась и записала альбом «Синие мои цветы...». А моей дебютной песней, которую я пела в восьмом классе, была «Старый костер» на слова Леонида Дербенева, с которым позднее я тоже познакомилась.

- По образованию вы актриса?

Я окончила Дальневосточный институт искусств, по диплому - актриса драматического театра и кино.

- Правда, что при поступлении вы три раза исполнили первый куплет песни «Ах ты, степь широкая»?

Просто я второго куплета не знала. А мне студенты, работавшие в деканате, сказали, что обычно дальше первого куплета не слушают, останавливают. Ну, я и пошла успокоенная. Пою «Ах ты, степь широкая». Спела первый куплет - не останавливают. Думаю про себя: «Ну, еще раз спою». Еще раз спела. Не останавливают! Пою третий раз и уже сама замолкаю. Спрашиваю: «Еще петь?» Декан завозмущался: «Я же вас не останавливал, значит, пойте». Я как-то испугалась, говорю: «Ну, я уже три раза спела одно и то же». Они слегка смутились: «Ну ладно, тогда хватит».

В принципе. в институт меня взяли только за высокие оценки в аттестате и за второй тур. Но дело в том, что на момент поступления я страдала жуткими дефектами речи - сильно шепелявила и не выговаривала половину шипящих. У меня от природы неправильный, очень глубокий прикус. Поэтому в институт меня взяли, в общем-то, вопреки. И это было серьезное мое достижение. И когда позже я уже пела, слова слушателей «Какая у нее безупречная дикция!» были для меня большой похвалой.

- Как вы добились такой дикции?

Полгода ходила к логопеду. Причем на визиты к врачу надо было зарабатывать. И пока все девчонки-однокурсницы еще спали, я просыпалась рано утром и шла в театр, где подрабатывала уборщицей. Помню, иногда идешь, ветер такой, холодно. .. Один раз я поскользнулась, упала, отбила себе пятую точку, сижу на асфальте и плачу. Если я не успевала утром, то приходила убирать кабинеты вечером, после спектакля. Было достаточно поздно, спектакль заканчивался в начале одиннадцатого.

И было страшно - театр пустой, казалось, что из каждой кулисы появится оборотень или чудовище. А самое неприятное было то, что, когда театр покидали люди, выходили крысы. Вот тут и начинался настоящий ужас. Город морской, и крыс - полчища. И как только становилось тихо, они носились по моим свежевымытым полам - жирные. откормленные, А я орала от страха на весь театр и убегала.

- Тогда вы хотели быть именно актрисой, не певицей?

Я считала, что петь и так умею, учить меня уже нечему. В нашем институте были и вокальный, и музыкальный факультеты, и художники учились. И все мы между собой общались. Позировали художникам, могли в оперетте попеть, в хоре у вокалистов - подрабатывали.

К музыкантам ходили на сейшен. Разностороннее было образование. И театр был прямо рядом с институтом. Но самое замечательное, что наш институт находился в одном здании с краевым комитетом партии и у нас был совместный буфет. Поэтому кормили нас очень вкусно. Но, когда я уже училась на последнем курсе, этот крайком переехал, а с ним, соответственно, уехал и буфет, и нам пришлось ходить через дорогу, в столовую «Дальрыбы» - дальневосточного управления.

- Как вы все-таки начали выступать как певица?

Когда я получила диплом. нужно было куда-то устраиваться на работу. А тут как раз к нам приехал один мальчик. Он был из Москвы и после консерватории проходил службу в дальневосточном оркестре. Он пришел к ребятам и говорит: «Могу устроить в музыкальный театр, я дружу с режиссером, знаю Хачатуряна...» Еще он знал одного из руководителей Еврейского камерного музыкального театра. Я за это ухватилась, потому что театр относился К дальневосточному управлению культуры, находился в Биробиджане, а артисты жили в Москве.

И на четвертом курсе на зимние каникулы я решила поехать в столицу. Думаю, найду-ка я этого парня, вдруг что-нибудь да получится? Я часто бывала в Москве и Санкт-Петербурге, смотрела новые постановки, у нас так было заведено. Мы зарабатывали деньги на новогодних елках и ездили смотреть премьеры.

Купила билет, приехала в столицу, позвонила этому товарищу. Мы встретились, он меня привел на Таганскую площадь в Еврейский камерный музыкальный театр. Показалась на художественном совете, они долго совещались: как-то я непрофессионально пою. но такая харизма, такой темперамент, так убедительно все. И меня взяли. Я, естественно, ликовала. О том, что ни жилья, ни прописки у меня нет, даже не думала. Все - дорога в Москву открыта, считала я. Летом приехала, сняла квартирку, начала работать в этом театре, и счастью моему не было предела.

Но тут ситуация поменялась: рухнул железный занавес, театр начали приглашать в другие страны. Коллектив наш был очень маленький: человек 25 вместе с руководством. Первые гастроли в Германии - и половина труппы не возвратилась. Потом - Венгрия. Югославия, и театр практически распался, а я осталась без работы.

Потом был Молодежный музыкальный театр. который относился к Магаданской филармонии. Я работала ведущей артисткой. Хорошо пела я одна, а в спектаклях было очень много вокальных партий. И я везде срывала аплодисменты, мне даже цветы дарили. Первые мои гастроли были по Колымской трассе. И когда меня сейчас пугают Колымой, Магаданом. я говорю: «Ну-у, ребята!». Тогда мы объездили всю Колыму, выступали на золотых приисках для старателей. Я очень хорошо помню эти гастроли. Холод был собачий, мы передвигались в «ПАЗике» или «УАЗике», спали на железных сиденьях, промерзали насквозь.

А сценой у нас было что-то вроде сарая с лавками. Занавес, похожий на занавеску, за ним - гримерки. туалет - на улице. Но зато нам хорошо платили. Когда мы после Колымы приехали в Магадан, он мне показался просто земным раем. В номере было тепло, лилась горячая вода. А так - одни сопки. Мы выступали для старателей и ездили от прииска до прииска - подъехали к столовке для старателей, значит, останавливаемся на стоянку. А прилавки в магазинах выглядели так: лежит какой-нибудь кусок жира, маргарин, замороженная рыба и золото - ювелирные изделия. На золото у тебя денег нет, и есть нечего. Романтика!

- В то время вы и встретили будущего супруга?

Впервые я услышала о Вадиме в одной из таких гастрольных поездок, в Сочи. Помню, с утра вдруг в коллективе началось оживление: «Ой, Вадим приедет!.. Цыганов приедет!» А я-то его не знала, думала: «Ну приедет - и ладно». В труппе были в основном ребята из ГИТИСа. И нас всего было человек восемь-девять - «бременские» музыканты. А директором был очень ушлый дяденька. Я работала одновременно и актрисой, и костюмером, и этот директор благополучно складывал мою зарплату костюмера себе в карман, а мне платил только актерскую ставку.

И вот приехал Вадим и всех повел есть шашлыки. Он всегда был мужчиной состоятельным. С детства умел зарабатывать деньги. Когда потом он мне рассказывал, как, будучи подростком, нырял за рыбой под ГЭС в Волгодонске, доставал каких-то невероятных сомов весом в сто килограммов, у меня сердце кровью обливалось.

Я же могла никогда не увидеть своего мужа.

Так вот: времени до вечернего спектакля оставалось много, и Вадим всех повел гулять по Сочи. А мне надо было гладить костюмчики, начесывать парички. Стояла жара, костюмы после каждого выступления становились насквозь мокрыми, и их приходилось просто реанимировать. А коллеги гуляли, отдыхали. И вот все наплавались, наелись, возвращаются. И этот самый Вадим кидает свое мокрое полотенце на мои поглаженные костюмы... Я его задушить хотела. Но не смогла, потому что расстроилась и плакала. Мне уже пора гримироваться, а тут опять пришлось гладить костюмы.

Вечером, после спектакля, опять было застолье, Вадик всех угощал пивом, вином, шашлыками. Помню, что у меня был маленький бумажный стаканчик, в который я его попросила налить мне пива. Вот таким и было наше знакомство.

Потом наш директор уехал в Америку, бросив нас на произвол судьбы. Наверное, я очень много денег ему заработала как костюмер. (Смеется.) Наш театр распался. Вадим в моей жизни возник чуть позже. До этого еще много чего произошло... Одно время я работала в Иваново, и так случилось, что у меня все стало рушиться: карьера, работа, любовь. Земля из-под ног уходила. С любимым человеком я поругалась и поняла, что уже навсегда. Он совершил предательство, которое я не захотела и не смогла простить.

Я сильно переживала, и в тот момент мне повезло познакомиться и работать с Евгением Павловичем Леоновым . Это очень яркая страница в моей жизни. Раньше были такие «халтурки», когда известные артисты приезжали в провинцию, устраивали вечера, творческие встречи. Да и сейчас такое существует. И вот мы с Евгением Павловичем тоже ездили по колхозам Ивановской области, выступали. Люди сидели в телогрейках, в шапках, в валенках, и залы всегда были полные -такого великого артиста принимали «на ура». Я с ним играла два отрывка, и очень этим горжусь.

Еще пела песню из «Белорусского вокзала», и ему очень нравилось мое исполнение. Леонов все время меня подбадривал. Лет через шесть мы случайно встретились с Евгением Павловичем во время концерта, и он окликнул меня голосом Винни-Пуха, обратившись по девичьей фамилии: «Жукова, куда идешь?» Я так обрадовалась: «Вы меня помните?» - «Ну а как же? Ты же мой партнер!»

С Евгением Павловичем мы работали дней пять, по три выступления в сутки. Потом он уехал, а я поняла, что в театре мне делать нечего. С главным режиссером контакта не было. В театр я пришла, когда там был другой режиссер - Ефим Давыдович Табачников, - человек, у которого я училась. Он отлично разбирался в русской литературе, драматургии, был по-настоящему творческой личностью. А когда он ушел, новый руководитель стал вводить свои законы. Интересным режиссером он не был и после Ефима Давыдовича казался мне белой молью.

Кроме того, не совсем порядочно вел себя по отношению ко мне. В то время я дружила с Татьяной - художником по костюмам, она была цыганкой. Цыган я боялась с детства. Меня ими пугала бабушка, она говорила: «Вот приедет цыганская кибитка, тебя украдут, заставят петь и воровать». Я думала: петь-то я еще смогу, а воровать - это и непонятно, и страшно. Как буду воровать, если я не умею?

И когда я оставалась одна, то выглядывала из-под ворот и запиралась на засов, чтоб цыгане не украли. Но Татьяна мои представления о цыганах разрушила. Она мне сказала: «Вика, сходи в храм, помолись и поставь свечку Николаю Чудотворцу». Для меня тогда это было не совсем понятно, но я пошла.

В храме никого не было, служба уже закончилась. В этот день как раз был праздник Николая Чудотворца. И я долго-долго плакала, жаловалась на свою тяжелую судьбу. Деваться мне было некуда. Домой вернуться не позволяли гордыня и тщеславие. Я же уехала Москву покорять и должна быть первой. Испытание гордыней, амбициями - очень сложное. А в храме было так тепло, уютно, и в какой-то момент я почувствовала, что мне стало легче. Ушла утешенной и спокойной. В театре написала заявление и уехала в Москву.

-И тут в вашей жизни опять появился Вадим?

Помню, это было перед Новым годом. Через два дня после моего возвращения из Иванова мне позвонил его друг, Игорь: «Вика, это такой парень! Он известный менеджер. Ты должна срочно приехать». Тогда еще не было слова «продюсер», но уже появилось слово «менеджер», которое, правда, тоже мне мало о чем говорило. Но привело меня в легкую эйфорию и страх одновременно. Я сказала: «Игорек, а ты знаешь, сколько сейчас времени? Половина третьего утpa. Давай завтра созвонимся с этим менеджером, и я приеду». Весь следующий день ждала звонка. Он раздался достаточно поздно.

Меня собирали всей коммуналкой. Прибарахлили - дали новую кофточку, брызнули на меня две капли духов. Местные алкоголики сунули мне пять рублей. И я поехала с улицы Лесной возле Белорусского вокзала, где тогда жила, к Вадиму в Медведково. А на пять рублей можно было доехать только днем. Я хорошо помню, что меня везла темно-синяя восьмерка и водитель очень возбужденно со мной разговаривал.

Видимо, он за пятерку ехать не особо хотел, но имел на меня какие-то виды. И я стала ему рассказывать, что еду к известному менеджеру... Тут-то и поняла, что водитель - пьян. Всю дорогу сдерживала его, чтобы он не въехал куда-нибудь и не кинулся на меня. На улицу Полярную мы все-таки прибыли, там и состоялась встреча с Вадимом.

-Каким он вам показался?

Очень деловым, активным, напористым и интересным мужчиной. И меня поразили его стихи. В первый же вечер, когда мы познакомились, я ему пела русские народные и казачьи песни. И видела, что на него это производит впечатление. Я почувствовала родственную душу, он не играл, не притворялся. Если люди любят джаз, западную музыку, ну что бы им казачьи песни? Их душа на них не откликнется, а Вадиму это очень нравилось.

Он в ответ стал читать мне свои стихи. Вот уже 25 лет мы вместе, скоро «серебрянзгю» свадьбу отмечать будем, и я сейчас понимаю, что тогда в Медведково это был момент откровения. Вадик, действительно, талантлив и очень искренен в творчестве, но свои стихи он далеко не всем читал, а тут - впервые увидел девушку... Я слушала его и плакала.

Домой я тогда не поехала, была уже поздняя ночь, и Вадим предложил остаться у него. Он снимал однокомнатную квартиру и, что привело меня в полный восторг, достал из шкафа крахмальные простыни, постелил мне чистую постель и сказал: «Я лягу на диване, а ты -здесь. Не бойся, никто тебя не обидит». И ни с какими любезностями ко мне не приставал.

- Как развивались ваши отношения?

Сначала вопрос о любви не стоял. Только работа. Вадим хотел меня куда-нибудь пристроить. Водил в разные коллективы, к продюсерам. Как-то привел меня к одному очень известному человеку, и тот слишком уж заинтересовался моей личной жизнью. Что моего будущего мужа задело, хотя у нас тогда были братско-сестринские отношения. И Вадим решил: «Я буду сам все делать». Ну. видимо, так рассудил, что и девка вроде видная, и поет хорошо. и всем нравится - такое самому пригодится. (Смеется.)

А однажды мы с Вадимом пришли в Театр на Малой Бронной к композитору Юрию Прялкину. Юрию я очень понравилась, он сказал: «Хорошая девчонка, давай попробуем ей что-то написать». И Вадим стал писать для меня. Возникла группа «Море». С композицией «Каравелла любви» мы попали на «Песню года-89». Здесь нам помогло радио. На «Маяке» была передача, что-то вроде «Стола заказов», куда люди писали письма с просьбами, чтобы прозвучала их любимая песня.

И «Каравелла любви» заняла первое место. Мы тогда обошли Аллу Пугачеву с «Озером надежды». Интересно. что мы даже ездили в Болгарию на рок-фестиваль. Хотя группа у нас была совершенно попсовая. Принимали нас очень хорошо. По дороге мы попали в серьезную аварию. На следующий день я вышла на сцену с забинтованной рукой, перевязанной ногой, но в куртке «косухе», и так зажигала, что рокеры сидели, боялись пикнуть.

Постепенно наши профессиональные отношения с Вадимом переросли в личные. Мы с ним познакомились поближе, и оказалось, что он, как и я, в тот момент переживал личную трагедию. Вадима как раз в то время оставила любимая девушка. Он с ней учился в одной школе. Вадик был очень способный, талантливый, его брали во все вузы, а ее - никуда, И он помогал ей поступать в театральный институт, везде носился с ней, устраивал ее, пока она ему однажды не объявила, что уходит к одному известному театральному администратору.

А я тогда хоть и рассталась с возлюбленным, но уйти мне пока было некуда, приходилось делить с ним одну жилплощадь в коммуналке. И Вадим предложил: «Если тебе негде жить, пока ты не нашла квартиру, можешь у меня...» И мы с ним стали жить в этой квартире, а потом -и присматриваться друг к другу. Я, естественно, начала ему готовить, подкармливать. Не то чтобы я использовала какие-то хитрости, чтобы завладеть его сердцем, просто мама научила меня очень вкусно готовить, и я это делала с легкостью.

Его прежняя девушка ему не готовила. Я привела квартиру в порядок, поклеила новые обои, и, наверное, ему это понравилось, он оценил и решил сделать мне предложение. А я сразу, как только его увидела, почувствовала в нем надежность. Мужчину, который умеет принимать решения, брать на себя ответственность. И потом, Вадим - это мое любимое имя. Тоже некий знак. Через какое-то время Вадим предложил мне руку и сердце, и я стала Цыгановой.

- И началась сольная карьера?

Фактически группа «Море» уже была моим сольным проектом. Ведь пела только я, остальные - музыканты, которые работают со мной до сих пор.

- Вы с Вадимом 25 лет вместе. Как вам это удалось?

Главнoe - любовь и терпение. И я, и Вадим -мы оба творческие люди. Иногда нам достаточно сложно, бывают просто батальные сцены выяснения отношений. Он хочет так, а я -иначе. Но я научилась уступать ему, смиряться. А он в свою очередь сразу просит прощения и уже готов рассмотреть мое предложение, выслушать и мою точку зрения. И потом, мы же с ним венчаны, а значит, есть Божья поддержка. Бог всегда дает человеку знаки, помогающие не сбиться с пути.

Кроме того, Вадим - увлеченный своим делом и весьма неординарный человек. Во всем, за что он берется, проявляется его талант. Мои чувства к мужу с годами становятся только глубже. Вадим мне бесконечно интересен, он меня восхищает и не перестает удивлять. Для меня абсолютно невозможно представить, что моим мужем мог быть кто-то другой. У нас с Вадимом есть духовное родство. Это самый близкий для меня человек и истинный мужчина, рядом с которым мне ничего не страшно.

- Почему в последнее время вас редко можно увидеть по телевидению?

Я этим давно уже переболела. Что тут можно сделать? Только ударить талантом по бездарности. Как я сказала своим балалаечникам: «Давайте ударим балалайками по гламуру!» Я своей профессии училась, оценку своего мастерства я слышала от великих людей: Изабеллы Юрьевой , Евгения Леонова , Юрия Любимова .

И для меня руководители телеканалов - не самые высокие арбитры. Когда я на концерте пою романсы, на которые меня благословила Изабелла Юрьева, у меня зал стоит. Я знаю цену деньгам и не хочу платить за бездарные эфиры, в которых сидят люди с резиновыми лицами и хлопают друг дpугy. Мне это неинтересно. Я - за творческий кипеж. У меня был концерт, где я работала с оркестром «Душа России», с замечательным дирижером Владимиром Шкуровским. Я не ходила, а как на крыльях летала и получала от работы колоссальное удовольствие.

- Зато вас тянет выступать в «горячих точках», в Чечне.

Я же дочь офицера. И всегда пела для военных. У меня в первом же альбоме была песня «Андреевский флаг», потом «Золотые погоны». Некоторые люди просто придумывают себе имидж и создают под него репертуар. Мои песни - это часть моей души, это не придуманный образ. Поэтому, когда началась война, я должна была туда поехать. Мне нужно было понять, что это такое, необходимо было поддержать ребят, которые там проливали кровь. Кавказ - это рана, которая не утихает, из которой все время хлещет кровь. И война просто перекалечила мою душу. Я даже хотела оставить сцену, уйти.

-Почему?

Побывав на войне, поняла, что в мире нет справедливости. А Бог - не в силе. Бог -в правде. Огорчала меня и ситуация в шоу-бизнесе. Платить деньги, чтобы иметь возможность демонстрировать талант, данный мне Богом, я не хотела. И при этом видела в первых рядах совершенно бездарных людей. Тяжелый был момент. Я не хотела больше петь. Но приехала в Оптину пустынь на службу и познакомилась со старцем Илией. Он не знал, кто я. Да я и не рассказывала, просто каялась в грехах, говорила о том, что у меня сильно болит душа, что я не хочу жить по законам, которые диктует мир.

Каждый человек проходит свои испытания. Один - потому что совершает смертные грехи -грабит, убивает. А другой - мучается, как я, потому что отчаялся. Отчаяние - тоже смертный грех. Батюшка меня утешал и спросил, чем я занимаюсь в жизни. Я рассказала, что пою. Он спросил, о чем мои песни. Я сказала: о России, об офицерах, о простых людях, о жизни - разные песни. Мне жизнь интересна во всех своих проявлениях, И батюшка сказал: «Нет, нет, ты еще послужи, продолжай петь, потому что талант - это от Бога, его надо честно отрабатывать». И вот по прошествии десяти лет я понимаю, насколько старец был прозорлив.

Ничего другого в жизни я не умею. И если то, что делаю, находит отклик - значит, я занимаюсь своим делом. Так что грех жаловаться на мои залы, они всегда полны. И я батюшке очень благодарна за то благословение и за его мудрость. Работа мне приносит радость, удовлетворение. Выходя на сцену, я стараюсь эту радость аккумулировать, подарить людям надежду, веру, любовь. Для этого Бог и дает талант, а через него - возможность обратиться к людям. Как сказал мне батюшка: «Делай все, как для Бога».

-Помимо пения, вы еще увлекаетесь дизайном одежды.

Меховой верхней одежды, эксклюзивной женской, детской и мужской. Наверное, от папы талант перешел. Вообще, у меня еще дедушка шил верхнюю одежду. И не просто, а на заказ для высокопоставленных чиновников. И поскольку детство было хоть и счастливое, но малоденежное, все шили сами. А я еще и в театральную студию ходила, и в музыкальном ансамбле пела, естественно, мне хотелось интересно выглядеть, придумывать на каждый вечер новенькие наряды.

А мех - потому что я выросла на Дальнем Востоке, там все время холодно. Нас кутали в десять шаровар, в валенки, в шубы, мы ходили, как снеговики. И мне все время хотелось сделать что-то теплое, но вместе с тем удобное и очень красивое.

Я люблю наряжать своих клиентов. И мне нравится втягивать их в творческий процесс. Мои клиенты - люди состоятельные, они могут шить любую брендовую вещь, и мне очень приятно, что они приходят ко мне. Авторские вещи интересны, их создание -процесс больше творческий, хотя достаточно прибыльный. Я со своими покупателями всегда обговариваю, что часть денег обязательно идет на благотворительные цели, и людям это нравится.

-Кому вы помогаете деньгами?

Я уже много лет дружу с Валаамским подворьем, там, в самых нищих районах Ярославской области, есть детские дома - им я перевожу деньги. На мебель, на лекарства, на подарки. Еще мы строим уже не первый храм. Деревня Мышецкое, где я проживаю, - это усадьба Дениса Давыдова . В 1947 году там был взорван храм Покрова Пресвятой Богородицы, и вот мы сейчас его возводим заново. Он очень светлый, просторный, в нем уже идут службы. Вадим является старостой, и на строительство храма идут достаточно крупные средства.

-Как вы решили жить за городом?

Еще в юности у меня была мечта - поселиться на самой центральной улице Москвы, на Тверской. И она сбылась, мы там жили. А потом решили строить дом. Выбрали Ленинградку, тут рядом Фирсановка, где мы снимали клип на песню «Любовь и смерть». Здесь же располагалась усадьба родственников Лермонтова . А еще в свое время в этих местах были остановлены фашистские захватчики. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день святителя Николая Чудотворца посетил строящийся храм и сказал, что это место уникальное. Мы все здесь делаем с любовью и верой.

Беседовала Ольга Булгакова 1394

Одиозная, неоднозначная - за все годы творческой деятельности Вика Цыганова удивляла не раз: после хулиганских мотивов выходили диски лирических баллад, а вслед за народными песнями появлялись композиции острой патриотической направленности. Неожиданный уход со сцены, ни «строчки» с голубых экранов… И, наконец, после такого длительного молчания - масштабные гастроли. Третий приезд в Иркутск.
У нашего журнала эксклюзивное интервью с Викторией. Пятнадцать минут, но так много вопросов…

- Виктория - это победа. Ощущаете ли вы влияние своего имени на судьбу?
- Имя мое обязывает к каким-то определенным победам, но в первую очередь, конечно, над собой. Самое тяжелое «поле битвы» - это внутренний мир.
- Чем было вызвано ваше обращение к религии?
- На мой взгляд, сейчас без этого просто невозможно выжить. Душа ищет выхода. Но к этому нужно прийти осознанно. Было время, я жила в монастыре.
- Вы недавно вернулись из морского похода по пути Федора Ушакова, как прошло путешествие?
- Последняя наша стоянка была на острове Корфу, где в свое время российский флот под командованием адмирала Ушакова не потерпел ни одного поражения и освободил Грецию.
- Какая была цель путешествия?
- Привлечь людей, «разбудить» их сердца к строительству храма имени Федора Ушакова. Просто говорить «дайте денег!» - неинтересно. Поэтому мы решили организовать событие, полное приключений и экстрима. Когда шли через Индийский океан, попали в десятибалльный шторм, наше судно изрядно пострадало. Разбило мачты; работала помпа, постоянно откачивая воду, потому что волна полностью перекрывала лодку. Слава Богу, все обошлось… Хотя после этого паспорта все-таки были сложены в целлофановый пакетик и привязаны к груди.
- В то время интернет был переполнен информацией о том, что на вас напали сомалийские пираты.
- Это правда. Все произошло на шхуне «Святая Виктория». Нас поддерживало пять морских пехотинцев, они обеспечивают порядок и продвижение кораблей на этой акватории, защищая все суда от разбойников. О том, что все было очень серьезно, говорит хотя бы один факт - мы стреляли на поражение. Пираты существуют и сегодня, их много: йеменские, бразильские, сомалийские. Есть такие, которые грабят только крупные яхты, топят пассажиров, затем продают судно на аукционах. Что касается сомалийцев, жители этого государства не умеют ни сеять, ни пахать, ни читать, ни писать. Для них единственный способ добыть деньги - захватить кого¬-нибудь в заложники.
- Виктория, а почему Вы выбрали адмирала Ушакова?
- Это удивительная история. В 2001 году я была на острове Корфу с концертом. В Греции вообще русских любят, особенно военных. Все было представительно: российский военный морской флот, духовенство. На праздник привезли икону и мощи Федора Ушакова. В храме - песнопение, акафист Федора Ушакова. А у меня был кризисный момент и в творчестве, и в личной жизни. Несмотря на праздник, внутреннее состояние было тяжелым, не хотелось ни выступать, ни петь. Сердце окаменелое, душа не на месте, измотанная, рваная, полная отчаяния… Подошла к иконе, начала креститься и вдруг почувствовала какое-то тепло. Появилось ощущение, что меня кто-то гладит по голове. Я подняла глаза, стала рассматривать икону, а на свитке Федора Ушакова слова: «Не отчаивайтесь. Сие грозные бури обернутся ко славию России». Так я поняла, что это девиз для моей дальнейшей жизни. И, действительно, покинув храм, ощутила себя другим человеком. Получила благословение заниматься своей профессией. Я ушла из шоу­ бизнеса, но не из своей профессии.
- Можно сказать, что вы влюблены в море?
- Еще как. Родилась в Хабаровске, папа был капитаном дальнего плавания. Так что я настоящая капитанская дочка.
- В таком случае, с каким судном капитанская дочка Виктория Цыганова себя ассоциирует?
- (Смеется). Не знаю, как-то не ассоциируется. Мою яхту зовут «Святая Виктория», может, с ней…
- А как вы думаете, зачем люди путешествуют?
- Путешествия помогают раскрыть себя. Увидеть другую жизнь, других людей, иной быт, уклад, культуру, оценить и понять свою. Стоит немного отдалиться от родных мест - и подступает ностальгия: вспоминаем березы, любимый Байкал - батюшку-кормильца.
- В 1996 году вы резко меняете свой стиль. Появляется альбом с лирическими балладами «Только любовь», сборник романсов. После чего вы пропадаете на целых два года. С чем это было связано?
- Нет, это не так. Творческий поиск был всегда. Возьмите мой первый альбом, который назывался «Гуляй, анархия». Он начинался с одноименной песни, заканчивался композициями «Ангел мой» и «Андреевский флаг». Мы сразу же с моим мужем Вадимом определили широту и полноту того, что нас в жизни интересует. А нас интересовало все: мы молодые, недисциплинированные, неверующие, дерзкие, наглые, даже в чем-то нахальные. Нас интересовало совершенно все, что свойственно молодости не очень хорошей. Хотя был постоянный поиск истины, света. Но сделано то, за что сейчас действительно стыдно. Как сказал Рембрандт: «Каждый художник катит перед собой тележку с навозом». Потому как без навоза мало что вырастет.
- Виктория, а вы о чем-нибудь жалеете?
- Наверное, о том, что сейчас на окнах решетки. Ключ больше возле двери под ковриком не оставишь.
- Какие планы на будущее?
- Поступаю на курсы сценарного мастерства. Хочу снять фильм о докторе, который жил во время Великой Оте¬чественной войны. Хирург и епископ, его звали Владыка Лука, он написал труд по «гнойной хирургии». Миллионы солдат были спасены благодаря этой методике.
- Ваша вторая профессия связана с дизайном одежды. Вы сами создаете свои сценические костюмы?
- Сценические костюмы не делаю. Я нахожу образ. Главное - правильно поставить задачу художнику, портному. То, что касается моих дизайнерских поисков: создаю верхнюю одежду, очень люблю меха, особенно баргузинского соболя.
- Тогда тренды зимы от Вики Цыгановой?
- Меховые изделия. Должна быть целая коллекция: варежки, берет, шапка. Я придумала пальто, у которого будут невероятно длинные рукава, они смогут модернизироваться из варежек в перчатки. Такие рукава были у старинных русских костюмов. А вообще, самый тонкий стиль и хороший вкус у моей мамы. У нее я черпаю свое вдохновение.
Виктория зарядила зал неимоверной энергетикой. Несколько раз спускалась к слушателям, вызывая шквал эмоций. Она исполнила большую часть своего звездного репертуара. Иркутск для нее - особенный город. «Здесь чувствуется властвующая сила Байкала,- сказала певица, - который одновременно релаксирует и собирает мысли в единый строй. В вашем городе даже спа-салон потрясающий, после посещения «World Spa» я ощутила себя новым человеком».
«Я вернусь», - обещала она. ?
Мы будем ждать.

текст: Анастасия СКИБА
фото: Роман НИКИТИН

Сегодня деньги вроде бы заменили все: большинству уже не до любви, не до совести, не до Родины. А это не так - есть душа, есть любовь, есть вера, есть Отечество. История России началась не в 1917 году, а с Крещения Руси. Приоритетом всегда были сохранение веры и служба Родине. Помните, как присягали в былые времена? «За веру, Царя и Отечество!»

Певицу Вику Цыганову и ее мужа, поэта, композитора и продюсера Вадима Цыганова, знают не только в России, несмотря на то что на протяжении уже многих лет Вики Цыгановой нет на телевидении. В песне «Телевидение» певица поет:

И убрали меня на Первом,
и закрыли меня на Втором,
И вообще уберут, наверно,
может, завтра, а может, потом…

Вадим и Вика счастливо живут в браке двадцать лет, венчаны более 15 лет назад, оба православные и убеждены, что Россию сегодня спасет только вера. Немногие знают, что крест из дуба возле шахты в монастыре Царственных Мучеников (Ганина Яма) подарен был обители четой Цыгановых.
Вадим в одном из недавних интервью рассказал об этом так: «Однажды было у нас паломничество в Екатеринбург к Ганиной Яме. В народе это место давно уже называют Русской Голгофой. Когда мы приехали к шахте, я был сильно потрясен осознанием происшедшего преступления. Однако само это место излучало такую благодать! Я подошел к настоятелю монастыря игумену Сергию (в миру Николаю Романову!) и спросил: «Батюшка, а можно, я сделаю для этого места поклонный крест?» Он внимательно посмотрел на меня и сказал коротко: «Делай».

Материалом для креста стал дуб, который рос на знаменитом Прохоровском поле, где на переломе Великой Отечественной войны произошло историческое танковое сражение. Его срубили в 1947 году. Когда я его купил, он был весь напичкан осколками, и пришлось вручную эти осколки вытаскивать. Крест получился мощный, высотою в четыре метра, узловатый. Когда его установили, то было очевидно, что он как будто врос в выбранное для него место.
Рассказывают, что по милости Божией известны случаи чудесной помощи людям, которые в трудные минуты своей жизни помолились у креста. Были, говорят, и случаи исцелений… Но это еще не все. Крест очень понравился архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Какие только кресты ему не предлагали поставить на том священном месте: и железный, и каменный, даже золотой, но когда он увидел этот крест, никаких сомнений у владыки не возникло. Он и предложил мне прямо на месте шахты поставить часовенку со стеклянным полом.
Я сделал эскиз, отправил в Екатеринбург, но через какое-то время пришло сообщение о том, что Ганину Яму оставляют открытой, а мою часовенку поставят неподалеку. Я было расстроился, но смирился с мыслью, что все в руках Божиих. Часовенку поставили в низине.

И вот однажды люди обнаружили, что из-под нее течет ручеек. Оказалось, что прямо под часовенкой забил ключ».
Вадим Цыганов является также одним из авторов памятника святому апостолу Андрею Первозванному. В том же интервью он отметил: «Мне хотелось, чтобы памятник был не благостным и прихорошенным, а таким, чтобы, глядя на него, человек задумался. Задумался о себе, о России, которая за грехи наши уже распята. Я так и назвал его для себя - «Распятая Россия». Мы - живой народ, но при всем этом уже на кресте. Мы забыли, что мы - великая нация, что у нас великая и древняя культура, что сердцем России всегда была православная вера. Ф.М. Достоевский, которого очень не любят те, которые не любят нас, сказал четко: «Русский человек без веры - дрянь». Мы отказались от веры. Мы захотели демократии, а получили растление и геноцид всего русского.

Пора вставать с колен. Пора выйти из состояния апатии, равнодушия, безответственности. Душа болит, когда думаешь о том, что наши мальчишки по глупости попадают в скинхеды и прочие чуждые сборища. Видя кругом одну ложь и не имея в душе веры, им не удается устоять перед натиском жестокости и зла. Но не они наша золотая молодежь, и не Ксения Собчак. Наша золотая молодежь - это Женя Родионов, который перед лицом врага отказался снимать свой православный крест и принял мученическую смерть» (беседовала Н.Глебова, «www.rv.ru»).

Вика Цыганова около десяти раз летала в Чечню, в том числе с грузом 200. Эти поездки перевернули сознание певицы, заставили по-иному оценить окружающую действительность.
Нижеприведенные фрагменты бесед с Викой и Вадимом взяты из разных интервью и, думается, помогут нашим читателям ближе познакомиться с творчеством русской певицы Вики Цыгановой.

- Как в Вашей семье относились к вере православной?

В то время, когда мои бабушка и дедушка были молодыми людьми, открыто исповедовать веру решались немногие, но я точно знаю, что они были людьми крещеными, православными. Известно также, что одна из моих прабабушек была глубоко верующей и набожной женщиной. Сейчас, когда я начала поминать ее в молитвах о упокоении, почувствовала, как она мне помогает. Я верю в то, что там, на Небе, она молится за меня.

- Ваша жизнь как-то изменилась после крещения?

С того самого времени жизнь моя не просто изменилась, а четко поделилась на два отрезка: до и после моего прихода в Православие и встречи с мужем Вадимом. И это неудивительно. Какими, в большинстве своем, мы приходим ко Господу? Что приносим к стопам Его? Чаще всего - изуродованную грехами жизнь… Господь же заботливой рукой начинает счищать с нас грязь, болячки, страсти, пороки. Душа человека постепенно омывается, становится светлее и чище. Это облегчение, исцеление, освящение невозможно не почувствовать.

- В силу своей профессии Вы обязаны быть человеком «на виду». Хватает ли времени на общение с Богом?

Был момент в самом начале моего воцерковления, когда я в течение двух месяцев ходила в храм на ежедневную Литургию. Душа звала. Но потом постепенно появилось ощущение того, что Бог всегда и везде со мной, и острая потребность как можно чаще быть на богослужении отпала. Но, тем не менее, если я хотя бы раз в неделю не побываю в храме, мне становится не по себе.

Было время, когда мне нравилось молиться в уединении. Сейчас я предпочитаю помолиться в храме, вместе со всеми. В эти часы я молюсь за себя, за людей и чувствую, что рядом кто-то молится обо мне. Это удивительно благодатное ощущение соборности, что ли... Когда я приезжаю на гастроли в незнакомые города, то ловлю себя на том, что подсознательно ищу глазами маковки церквей с крестами православными. Когда нахожу их, то вздыхаю облегченно - можно считать, что я дома.

- Если выпадает свободное время, чем занимаетесь?

Я очень люблю заниматься рукоделием. Но главное, я занимаюсь вокалом с уникальным, на мой взгляд, певцом - Геннадием Васильевичем Трофимовым. Если помните, именно он впервые исполнил ставший впоследствии очень известным и любимым многими романс «Ты меня на рассвете разбудишь…».
У него замечательный вокальный дар, аристократический голос. К тому же он близок мне по вероисповеданию. В доме Геннадия Васильевича царит православно-христианский уклад жизни. Наши занятия мы всегда начинаем с молитвы святому Роману Сладкопевцу.

Я думаю, что и познакомились мы с ним по Промыслу Божиему. Какое-то время назад я приехала в Санкт-Петербург для участия в очередном концерте в поддержку флота. Прямо перед моим выступлением на сцену вышла рок-группа «Ленинград». Что начало твориться! На сцене нецензурная брань, за сценой крики и свист возбужденных матросов… Я звоню Вадиму, говорю, что идти на сцену страшно, дескать, как бы не запустили в меня чем-нибудь. А он кричит мне в трубку: «Ничего не бойся! С нами Бог! Помолись и выходи!»

И вдруг по радио прямо в машине, где я находилась перед выступлением, слышу голос Геннадия Васильевича Трофимова. Он запел: «Государь Император…». Дальше загрохотали сценические колонки и ничего уже не было слышно. Но в моей голове успела мелькнуть мысль: «Господи, помоги мне найти этого человека, я так хочу поучиться у него».
Так, с молитвой, я и вышла на сцену. После второй песни, смотрю, народ, стоявший перед самой сценой, вдруг перестал быть возбужденной толпой. Мальчишки в бескозырках с ленточками, которые пять минут назад, казалось, были готовы вспыхнуть от любого неосторожного слова, стояли смиренно и слушали мои песни.

Почти во всех своих интервью, даже на самые «светские» темы, Вы хоть несколько слов, но обязательно говорите на нравственно-духовную и откровенно православную тему.

Это радость - исповедовать Христа. Мне очень жалко людей неверующих. Они живут без Бога и мучаются в своем одиночестве. Я знаю многих людей, у которых есть все, но нет Бога в душе. Это несчастные люди.
С благословения своего духовного наставника я действительно пользуюсь каждой возможностью рассказать людям о вере, о Боге. Это, поверьте мне, большая радость! Я только всегда прошу Господа вразумить меня, как и что надо сказать людям: чтобы не наворочено было, а по-простому и доступно; чтобы человек задумался, чтобы заинтересовался жизнью православной.

- А не боитесь мести лукавого за это?

И боюсь, и мстит! Бывает, удается с Божией помощью кого-то, к примеру, примирить - жди: обязательно в своей семье что-то не заладится. Но мы молимся с Вадимом и полагаемся на помощь Божию, на заступничество угодников Божиих. Нам многие помогают, молятся за нас. Но если совсем серьезно, то на самом деле я боюсь одного: чтобы не отвернулся от нас ангел-хранитель, чтобы Господь не покинул. Да не будет этого с нами никогда, Господи! (Записала беседу Н.Глебова, газета «Жизнь православная»)
...
- Как Вы считаете, творчество - это Божий дар или еще и тяжелый труд?

Я уже шесть лет пою по благословению старца оптинского батюшки Илии. Шесть лет назад я приехала к нему в Оптину пустынь. Я находилась в состоянии смятения, даже некоторого отчаяния, очень долго плакала и говорила батюшке, что я не хочу заниматься этой работой. Потому что мир шоу-бизнеса несовместим с моей душой.

Особенно на это повлияла чеченская война. Однажды я летела обратно с ранеными и убитыми солдатами. И после этого я приезжаю в Москву, на какую-нибудь тусовку, где льется коньяк рекой, где люди жируют…
И вот я приехала к батюшке, со слезами, и говорила ему: «Я не могу работать». И он меня благословил, он плакал со мною вместе. Он, конечно, не слышал никогда, что я пою, и совершенно не знал, кто я. Но он провидец, обладает даром пророчества. «А про что ты поешь?» - спросил он. «Батюшка, я про Россию пою, про Андреевский флаг…» Он меня погладил по голове и сказал: «Пой еще».

Вика, недавно Вы перенесли тяжелую болезнь, за Вас переживала вся Россия. Что помогло справиться с болезнью?

Это была, действительно, очень тяжелая болезнь. Сначала врачи лечили меня совершенно от другой болезни. Но источник помощи - от Господа. Когда я лежала в жару, с температурой 40, под капельницей (а это несколько дней продолжалось), я чувствовала именно духовную помощь. Вы знаете, никакими деньгами, ничем этого не измерить! Я чувствовала, что меня подпитывает что-то очень мощное.
И мне сказали: в одном монастыре заказали молебен, в другом, в Оптиной пустыни, на Урале, в Ганиной Яме, везде, понимаете? (Беседовала О.Рындина, газета «Курьер»)
...
- Объясните мне, почему произошло так, что вас абсолютно нет на телевидении уже порядочное количество лет?

Вадим: А у вас не вырежут потом наш ответ на этот вопрос? Ну хорошо, я скажу. Все очень просто. Существует маленькая кучка людей, захвативших власть (а это именно так, потому что пресса и телевидение - это власть).
В основном это люди с двойным гражданством, абсолютно не любящие Россию, которые интересуются только деньгами, и причем получают их даже в других государствах. Они занимаются развалом России. Нужно обыдлить, нужно развратить - и все будет нормально.
Церковь бьет в колокола. Быть может, не вся, но самые достойные говорят, что мы катимся вниз. Причем нас упорно к этому еще и подталкивают!

Поэтому то, что сейчас нет на телевидении Вики, - и слава Богу! Потому что участвовать в этом позорище… Вся эта пропаганда секса, насилия, стяжательства! Телевизор в доме - это же хуже танка сейчас. Круглосуточное зомбирование! А скольких детишек после всей этой погани потом отвозят в психушки?

- Вам-то что говорят: Цыганова - неформат?

Вика: Русская душа никогда не была в формате. И не будет, слава Богу. Весь этот наш шоу-бизнес, все эти так называемые звезды… Я в этом во всем разобралась. И сегодня многие коллеги, которых я вижу, в мой адрес даже голову не поворачивают.
Да и на здоровье! Не хотят - не надо. Я выхожу к людям и несу те задачи, которые передо мной поставлены. Я работаю, занимаюсь просвещением, бужу те гены - здоровые, русские, - которые еще остались в наших людях. И ничто так сильно этому не способствует, как молитва и голос, поверьте.

- Но хоть с кем-нибудь приятельские отношения сохранились?

Вика: Мой нынешний круг общения в основном актерский. Я очень люблю Михаила Ножкина, Александра Яковлевича Михайлова, Чурикову, Панфилова Глеба…
Вадим: У нас очень много соратников. Именно по духу. Таким был Михаил Круг. Владимир Квачков, которого обвиняли в покушении на Чубайса, - это тоже наш близкий человек очень. Миронов Борис. Сейчас мы можем спокойно говорить с Александром Новиковым. Игорь Слуцкий наш товарищ. С духовными людьми поддерживаем отношения. Отец Герман. Со старцем из Оптиной пустыни…
Вика: Причем мы можем не видеться долго, но я четко знаю, что, например, этот человек меня всегда вспоминает в молитве, и я его вспоминаю, когда в церковь иду.

- Но из-за чего-то же коса нашла на камень?

Вика: Из-за правды.
Вадим: Людям надо читать Ильина, читать «план Даллеса» по развалу Советского Союза! Ведь, посмотрите, во власти сейчас находятся люди, которые специально туда внедрены, которые упражняются над Россией. Разве это не видно, не понятно? У них задача - обыдлить. Есть установка на всех каналах: минимум православного! А уж если и пускать, так ранним утром по выходным, когда никто не смотрит!
Мне неинтересны все эти «девятые роты», все эти бондарчуки. Это пустое, понимаете? Вот то, что беззубое патриотическое, оно и есть у нас сегодня, к сожалению, и жупел, и флаг.

- Ваши ощущения от фильма «Остров»?

Вадим: Ну это, наверно, один из самых сильнейших фильмов за последнее время. Фильм-покаяние. Мамонов… Нет слов! Все остальные, я считаю, просто переодетые. А здесь же - глубокое покаяние человека, его видно сразу. Уверен, туда Господь вмешался, в этот фильм. Ибо это невозможно просто так осмыслить и передать!

- А вы знакомы с Петром?

Вика: Нет, к сожалению. Господь нас еще не соединил. Но я читала много интервью Петра. Конечно, человек вот просто стоит на этом пути! На пути познания своей души, борьбы своей внутренней.
Вадим: Ой, вспомнил, мы же еще очень дружим с Любовью Васильевной Родионовой, только что она звонила! Мы много раз с ней в Чечню летали, это мама Жени Родионова, нашего святого солдата, которому отрезали голову тупой пилой.
Вика: Потому что он крест не снял православный. Вот таких бы людей нашему обществу побольше.

- Чем еще сейчас заполнена ваша жизнь? Какими делами, событиями?

Вика: Не знаю, нужно ли об этом говорить, но это благотворительность.
Я с детскими домами работаю, помогаю, чем и как могу. Вадюша помогает восстанавливать храмы, делает там окна, двери (А.Орлов, газета «Южноуральская панорама»).

- Не страшно ездить в Чечню?

Трудно сказать. Я знала, что должна туда приехать. Так было в первый раз, то же я чувствую и сейчас. И это чувство долга, ответственности, оно доминирует, а все остальное становится незначительным.
Первый раз я ездила в Чечню на День России в 2001 году. Родителям, помню, специально ничего не сказала, чтобы не тревожились. Они меня увидели в программе новостей. Были, конечно, в ужасе. Но потом поняли, что меня остановить невозможно: я сама дочь морского офицера, бабушка у меня казачка, муж казак. Ну как меня можно удержать? (Из интервью в Чечне, в Аргунском ущелье, Л.Самарина, журнал «Боевое братство»)

Материал для публикации подготовила А.Зуева

P.S. Использованы некоторые материалы официального сайта певицы (www.tsiganova.ru).

Зрительская любовь к Вике Цыгановой уже многие годы остается величиной безграничной и постоянной. Каждый человек, слушая ее песни, может взглянуть на самого себя с неожиданной стороны. Ее творчество заставляет задуматься о жизни. Ее песни – это всегда разговор по душам, очень личный и честный. Такой же откровенной и честной получилась наша с ней беседа в преддверии большого сольного концерта, который пройдет в Петербурге 3 октября в БКЗ «Октябрьский».
Виктория Юрьевна, вы человек, который имеет свою гражданскую позицию. Насколько сегодня артисту важно иметь точку зрения на происходящие события в стране?
— Еще Пушкин ответил на этот вопрос: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Артисту дан талант от бога, а сцена — его трибуна. Свое поведение артист проецирует на публику, поклонники формируются под воздействием таланта кумира. А потому человек, выходящий на сцену, должен быть воспитан в правильном понимании добра, зла, о духовном представлении жизни. Патриотизм — это искреннее убеждение, отношение человека к своему государству, родине, народу, культуре. И артист должен демонстрировать и транслировать это публике, воздействовать на нее своим творчеством, песнями, поведением — всем в совокупности.
Министерство культуры России собирается создать реестр патриотической музыки. Как вы думаете, это будет способствовать «продвижению отечественного и российского музыкального искусства в мировом масштабе» и повышать «культурно-образовательный уровень населения»?
— При условии, если это будет сделано с любовью. У нас в стране есть много всяческих «союзов писателей, журналистов, композиторов». Но я как человек, который находится вне этих рамок, могу сказать, что «союзы» есть, министерство культуры есть, а культуры в стране нет. И если это будет сделано без любви, без души и только за деньги и с выгодой, то будет не нужно ни нашему русскому народу, ни никаким другим. Это должно быть искренним желанием сохранить дух народа. Творческое патриотическое движение должно помогать подниматься к высоким духовным ценностям. А если к этому будут привлечены люди, которые будут пилить деньги, то ничего хорошего из этого не выйдет. Получится псевдо культура. Можно ведь сочинять песни о родине и при этом не любить ее. Это мое убеждение человека, не принадлежащего никакому лагерю и, который сам заработал право иметь в этой жизни свою точку зрения, позицию и свободу.
Есть ли в вашей жизни поступок, которым вы гордитесь? Расскажите о нем.
— Мой концерт на площади Нахимова в Севастополе, который состоялся 25 февраля 2014 года в честь возвращения Крыма. И мое посещение Одессы на юбилейную годовщину освобождения города от фашистов. Я горжусь тем, что приехала туда. В моей жизни было много таких событий. Как говорится «человек предполагает, а Бог располагает». И если тобой движут высокие намерения, искренность и любовь, то все в твоей жизни устраивается так, что можно проявить себя. А если у человека нет никаких внутренних высоких установок, то он никогда ничего особенного и не совершит. Я много раз была на войне. Ездила туда для того, чтобы разделить участь ребят: солдат и офицеров, которые там были. Мне необходимо было понять военные тяготы, пройти через сильные эмоциональные всплески, напряжение на грани жизни и смерти, чтобы родились песни. Можно, конечно, просто сесть и написать. Но самое ценное, когда человек, который умеет писать музыку и стихи, может еще и разделить эти мощные эмоции с близкими ему людьми, в первую очередь я говорю об офицерах, солдатах, которым пою. Вот тогда-то и рождаются настоящие песни. Может быть, сегодня они не настолько востребованы, но они похожи на тех людей, которые несут службу, выполняют свой долг, их не видно, но они есть. Эти песни необходимы людям. Я получаю много искренних слов благодарности, после них хочется жить и работать дальше. Особенно, когда эти слова говорит тебе человек, который служит на атомной подводной лодке, ее командир, ты понимаешь, чего они стоят. Эти люди слова просто так на ветер не бросают и в благодарности не рассыпаются.
За время своего творческого пути вы несколько раз меняли свой сценический образ. Это были поиски себя? Какую Вику увидит Петербург 3 октября?
— Настоящую, такую, какая есть и какой была всегда. В человеке же много граней и в жизни тоже. И если ты живой человек, то ты воспринимаешь эту жизнь полноценно и с разных сторон. Мне свойственно все, что свойственно русской душе и характеру. И погружение в себя с одной стороны, и дерзость с другой, и смирение. И все это есть в моих песнях, и отображается в моих образах. Самое главное, что я в себе ценю и берегу, это то, что я не обманываю себя. И когда у меня бывают моменты падения и расстройства, и недовольства, я стараюсь быть честной перед собой. Слава богу, что для этого есть храм, тайна исповеди и просто связь с богом. Можно помолиться, покаяться и очиститься. К зрителю надо выходить с хорошими чувствами и эмоциями, но я — живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. И борьба страстей и уныние – все это во мне есть и все отображается в моих образах.
Расскажите о вашей совместной работе с известным сербским композитором Нинославом Адемовичем, с которым вы записали альбом «Далеко-далёко». Что нового и необычного было в создании альбома и чем удивите поклонников?
— Поклонники, которые меня любят, я думаю, искренне порадуются этому союзу, потому что главным как раз является сама наша с ним встреча. Нинослав Адемович – патриот русской культуры, страстный поклонник живописи, музыки, истории России, православной религии. С таким человеком очень приятно работать. Не надо ничего вымучивать. Ты просто даешь ему творческий импульс, и человек его расшифровывает, доносит и добавляет к нему еще и свой. И в итоге получается очень мощный результат. Его песни «Русский паровоз» или «Далеко-далёко», «Капля» мне очень нравятся, я считаю, что это вещи мирового уровня. У этих произведений будет долгая жизнь, они постепенно будут доходить до публики. И займут достойное место в душе человека. Эти песни очень живые, яркие, сочные, красочные, эмоциональные и честные. Наше сотрудничество с Нинославом продолжается. И сейчас мы свои ряды обогатили итальянцем маэстро Фио Дзаноти и надеемся, что наш союз принесет хорошие и добрые плоды. Во всяком случае, я ждала этого более 20-ти лет. Как говорит наш друг Валентин Гафт: «Выигрывает тот, кто умеет ждать».
Виктория Юрьевна, что вызывает у вас чувство радости и восторга? Что вас вдохновляет?
— Гениальные люди вызывают радость и восторг. Меня вдохновляет природа, встречи и, конечно, творческие муки. Иногда я не сплю ночами, потому что настолько возбуждаюсь от своих идей, от того, что в жизни есть столько всего интересного, но расстраиваюсь от понимания того, что жизнь летит неумолимо. Хотя после 50-ти, я считаю, жизнь только начинается, потому что приходит вкус к жизни и ее понимание, смысл точно выкристаллизовывается и определяется. Но при этом время сжимается и летит стремительно. А идей и желаний для воплощения еще очень много. Я радуюсь каждому дню, который дарит новые встречи и эмоции. Без эмоций творческий человек не может жить. Новый день несет информацию, которая меня возбуждает на положительную или отрицательную реакцию. Организм живет полноценно, а порой и чрезмерно.
На мой вопрос, будет ли концерт в БКЗ «Октябрьский» чем-то отличаться от выступлений на других площадках, Виктория Юрьевна честно ответила, что все будет как всегда. Для нее не важно на какой сцене она поет: в городах Ивантеевка или в Приозерске. Везде нужно работать честно и нести людям радость.

Беседовала Майя Павлова.