Турецкие дервиши. Кто такие дервиши и почему они танцуют

Танец Дервишей представляет собой особую молитву древнего религиозного течения — Суфизма (одной из разновидностей мусульманской религии), которая выражается в форме кружения, своеобразного танца.

Танец Дервишей необычайно зрелищен, являясь культурным наследием он известен во всем мире.

Средняя продолжительность танца составляет 10-15 минут.

Создаваемый кружением Дервишей вихрь, в сочетании с ритмичной музыкой завораживает и захватывает любого, кто становится свидетелем данного танца.

Танец Дервишей лишь условно можно назвать танцем. Прежде всего – это своего рода динамическая медитация, форма молитвы, углубленное созерцание, разговор с Богом.

Будучи танцем-молитвой персидских суфиев, в настоящее время танец Дервишей стал визитной карточной многих арабских стран, в том числе Египта и Турции, где танец исполняется, как на профессиональной сцене, так и на культурных и массовых мероприятиях.

Изначально танец-кружение был связан суфийским орденом Мелвеви , а сам танец представлял собой храмовый ритуал, являющимся особым действом для посвященных.

В древности к участию в ритуальном танце Дервиш мог быть допущен только после того, как не менее 3-х лет пробыл в жесткой аскезе суфийским монастыре (Текие), где:

  • 1-й год он должен был служить ближним;
  • 2-й год – служить Богу;
  • 3-й год — совершенствовать свою душу служа Богу и ближним.

Философия Дервишей называет человеческий ум — «убийцей реальности», т.к. именно «низкие мысли» отвращают человека от духовного пути, найти который можно лишь в своем сердце.

Кружение, свойственное танцу Дервишей помогает человеку обрести гармонию с внутренним миром, со своим «истинным Я».

Особое внимание уделяется одеянию Дервишей. Цвет одежды Дервиши выбирается, как правило, черный или темно-зеленый; у шейхов — белый и зеленый. Голову покрывают тюрбаном различной формы. Во время кружения часть одеяния Дервиша — юбка должна парить в воздухе образуя круг.
Во время танца, в голове Дервиша не должно быть ни одной мысли. Считается, что как только в голове танцора появляется хоть одна мысль - юбка падает.

Существует несколько вариантов исполнения танца.

  • Одиночный вариант – Дервиш вращается вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.
  • Коллективный вариант – исполняется несколькими Дервишами вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем темп ускоряется, а Дервиши движутся образуя круг.

Танцоры, исполняющие танец Дервишей рассказывают о необычайных эмоциях, которые им доводилось переживать во время исполнения танца.

Танцоры говорят о потери чувства стабильности, которое вместе с тем вызывает эйфорию.

Страхи и беспокойство уходят, появляется чувство безграничной свободы, бесшабашной радости и душевного подъема.

В процессе кружения зрительные и тактильные анализаторы начинают выдавать взаимоисключающую информацию.

С одной стороны - реальность и стабильность окружающего мира, а с другой стороны - отсутствие опоры, кружение, зыбкость и туман.

Кружение вводит человек в транс, расширяющий сознание, когда снимаются зажимы и блоки, рушатся стереотипы мышления, и человек способен осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.

Однако данная практика может быть очень опасна для неподготовленного человека.

Следует помнить, что основой танца Дервишей является особое философское понимание мироздания, и, что к исполнению данного танца-молитвы допускались только те Дервиши , которые прошли предварительную подготовку и достигли определенного уровня развития, позволяющего извлекать пользу из данной практики без негативных последствий для своего здоровья и психики.

Исполнение же танца Дервиша психологически неподготовленным человеком, пусть даже профессиональным танцором, может повлечь весьма серьезные травмы для психического здоровья.

«Неужели у них не кружится голова?» - этим вопросом задавался каждый,
кто хоть однажды видел их странный, ни с чем не сравнимый танец. Этих
уникальных людей называют крутящимися дервишами. Их пляска стара как
мир... или немного моложе. В разные времена, в разные эпохи и в разных
странах дервиши упоенно кружатся сами и кружат головы тысячам зрителей. И
сегодня они стали едва ли не главным символом Турции, эдакой
необъяснимой диковинкой, посмотреть на которую съезжаются тысячи
туристов со всего мира.

Эта «головокружительная» история началась очень давно, в XI веке. В то
время мусульмане заняли господствующее положение во многих регионах
Среднего Востока и Северной Африки. В награду за успешные походы воины
получали власть, земли и золото. Кто-то принимал это как должное, а
кто-то - наоборот. И тогда возникла так называемая духовная реакция на
богатство и комфорт.
.
Многие обеспеченные люди стали принимать земные
блага за искушение, вынуждающее человека забыть о его истинном
предназначении. В знак того, что им ничего не нужно и они добровольно
отказываются от богатств, эти люди начали носить грубые шерстяные рясы,
сшитые вручную. Так появилось новое аскетичное религиозное течение
суфизм (в переводе с арабского «суф» - «шерсть»). Его приверженцев
называли дервишами, что с персидского переводится как «бедняк», «нищий».
Течение не противопоставляло себя общепринятым канонам мусульманства. В
суфизме просто появились обряды и церемонии, доселе не свойственные
исламу. Одной из таких мистических церемоний был завораживающий
головокружительный танец, о котором речь пойдет ниже.

Вечные странники

В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов,
каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными
ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое
появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор
- орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены
которой - последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или
Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе
Конья, где существует и по сей день.
Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у
человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения
Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него
категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось
ничего своего - ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из
дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали
от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие
дороги и чужие города.
Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и
мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное
богатство которых - открытая душа. Многие почитали за честь и счастье
встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила
большую удачу во всех делах.

Основатель ордена

Поэта Мевляну - Джалаледдина Руми, чьими последователями считают себя
дервиши, еще называют «Наставник с сияющим сердцем». Он родился в
Персии, в городе Балхе (нынешний Афганистан), много странствовал, учился
в Ираке, Иране и Сирии, а потом приехал на территорию современной
Турции, в Конью, где и прожил до конца своих дней. Отец его был суфием и
отдал сына в учение суфийскому мастеру. К концу жизни Руми основал
орден крутящихся дервишей Мевлеви. Поэт покинул материальный мир в 1273
году и был похоронен в Конье. Его тело покоится в мавзолее, к которому
ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников.

Небольшой город Конья 700 лет назад был прибежищем писателей, философов и
поэтов, колыбелью турецкой архитектуры и изящных искусств. Творческие
люди, спасаясь от татаро-монголов и крестоносцев, нашли в Конье покой и
пристанище. Где, как не здесь, мог зародиться суфизм и где, как не
здесь, могли придумать дервиши свой таинственный танец? В легендах
описывается, как Руми, услышав ритмичное постукивание молотка о дно
починяемой кастрюли, даже на площадях и базарах был способен на секунду
замереть, а потом начать кружиться в вихре магической пляски.

Таинственный танец

Завораживающее кружение дервишей (Сема) - один из самых мистических и
удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это
ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу
допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит
трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая
первый год служению ближнему, второй - монастырю, а третий - заботе о
своей душе.
Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка.
Гимн написал сам Руми. Существует переведенная версия, которую, как
правило, и слушают туристы. Потом под звуки музыки появляются танцоры.
Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол - это саван,
черная накидка - гроб, конический головной убор - надгробная плита.
Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди
скрещенные руки - этим они показывают, что готовы к сближению с Богом.
Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши
начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены
набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее,
завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу,
а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из
космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без
остатка.
Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся
отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и
вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят
ладонями или головой никаких движений.
Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются
«селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования
Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья - в
честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние
бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей
тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а
остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце
концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто
вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное
состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем,
можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать
далекие планеты.
Когда звучит последний музыкальный аккорд, дервиши падают на колени.
Этим танцоры показывают, что вновь вернулись к людям из своего
удивительного путешествия.

Где увидеть Сема?

Сегодня крутящиеся дервиши - визитная карточка Турции. Каждый год с 10
по 17 декабря в Конье проходит Фестиваль танцующих дервишей. Выбор даты
не случаен: так последователи чтят память Руми, отмечая день его смерти
этим таинственными представлениями.
В середине декабря в Конью приезжают тысячи паломников и туристов. Во
всех магазинах и сувенирных лавках вывешиваются огромные плакаты с
символикой фестиваля. На каждом шагу продаются маленькие фигурки
танцующих дервишей, которые гости с удовольствием покупают на память.
Всю праздничную неделю вход в мавзолей Мевляны (он был преобразован в
музей в 1927 году) свободный. Многие мусульмане приезжают к гробнице,
чтобы помолиться своему святому, для большинства же туристов это
посещение - скорее познавательная экскурсия.
Вообще, на фестивале стараются не раскрывать религиозную подоплеку
красочного действа. Представления проходят не только в главном зале
музея Мевляны, но и на стадионе. Часть торжеств переносится на обширные
площадки, потому что с каждым годом все больше людей приезжает
посмотреть магическое шоу, и прежнее место уже не способно вместить всех
желающих.
Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то
мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей - прежде всего
искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы.
Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное
представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе
с танцорами входят в транс.
По инициативе правительства Турции и решению ЮНЕСКО 2007-й год был
объявлен годом Руми в честь его 800-летия. И тогда же ЮНЕСКО причислило
Сема ордена Мевлеви к мировым шедеврам.

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.

Суфийские танцы с юбкой исполняют дервиши, подобные танца называются «тануры». Через исполнение танца дервиши приближаются к Богу. Это сценическое исполнение египетского танца. Он очень популярен во многих странах Востока.

Для танца, одевают длинные юбки, одетые одна на другую, конический головной убор, аккомпанируют в танце барабаны и флейты. Одеяние достаточно тяжелое и весит более 12 килограмм. Юбки работают по принципу мандалы. Раскручивая их, они усиливают свое воздействие на танцующего и окружающих.

Дервиши во время выступления проходят мимо высокопоставленных лиц, получают от них тайные указания, затем начинают их выполнять под музыку. Танец можно практиковать самостоятельно, при этом кружиться надо с открытыми глазами.

Танец дервишей – это храмовый ритуал, для исполнения танца, монах проводит три года в монастыре, ведет очень строгий образ жизни. «Танур» — это богослужение, вращающийся парад планет, наполнение Космоса Радостью.

Во время проведения суфийских праздников, такое действие играет огромную роль. Танец дервишей, активно исполняют в Турции на сцене, так как он получил большую художественную оценку. В основе танца лежит мистическая суфийская философия.

Начинать танец надо с хлопка и топанья, для того чтобы отпугнуть шайтана. Перед исполнением танца, дервиши кланяются друг другу, прикладывая руки к груди, сбрасывают накидки и начинают кружение.

Танцующие, собираются вокруг главного дервиша, который символизирует Солнце. Одна рука дервишей обращена вверх, а другая вниз, происходит соединение Космоса и Земли.

Дервиши танцуют, кружась и запрокинув голову очень долго, входя при этом в транс. Войдя в такое состояние, танцующий соединяется с Богом. Это семейное искусство танца, переходит от отца к сыну в арабских странах. Исполнитель должен обладать хорошим равновесием, хорошим физическим здоровьем и выносливостью.

Во время танца, дервиш проявляет свое отношение к жизни, свои эмоции, показывая это в жестах. Если танцующий человек разгневан, то в танце будет присутствовать гнев. Если, человек испытывает любовь, то в танце проявится любовь.

Танец «сема» — это ритуал поклонения Небу, его танцуют в священные исламские праздники. Вращение начинается внезапно, голова слегка повернута к одному плечу. Танцоры двигают руками и кистями рук, произносят определенные слова. Постепенно дервиша окутывает энергетическая оболочка.

Возможно вам также понравится:


Суфизм — гимнастика и упражнения
Суфийские практики для женщин и женской силы Суфийские практики для похудения — упражнения
Суфийские энергетические практики восстановления
Суфийские дыхательные практики и упражнения

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.