Теория литературы.

Литературоведение - это одна из двух филологических наук и одна из многих искусствоведческих наук. Вместе с тем это иисторическая наука, связанная со всеми науками об истории человечества и с их помощью стремящаяся установить закономерности своего предмета - истории литературы народов мира. Поэтому литературоведам недостаточно овладеть методологическими принципами в их общем виде. Вместе с искусствоведами, театроведами, музыковедами литературоведы должны создавать на этой основе конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или иначе - теорию искусства, его ео- держания и его формы. С такой же конкретностью они должны разрабатывать и теорию художественной литературы как вида искусства. Из этого следует, что в составе литературоведения наряду с его основной частью - историей литературы разных стран и эпох - есть и другая, не менее важная часть - теория литературы, находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии. Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения имеет свое очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Ее наиболее важная часть посвящена изучению жанра трагедии. С тех пор и до нашего времени, в особенности за последние три столетия, интерес к теоретическим вопросам искусствознания и литературоведения все усиливается. Развитие теории литературы за это время обнаруживает в основном две противоположные тенденции. Одна из них проявляется в работах литературоведов буржуазных стран, занимающих консервативные и реакционные позиции. Эти литературоведы стоят обычно на идеалистической точке зрения, но в своих научных взглядах они все больше отказываются от объяснения национально-исторического развития литературы духовной первоосновой жизни, как это делал Гегель, и увлекаются теориями компаративизма и формализма. Формализм и структурализм являются влиятельными направлениями в литературоведении буржуазных стран. Другая тенденция развития теории литературы заключается в усилении и углублении в ней материалистического миропонимания. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине XVIII в. выдающимися представителями немецкого и французского просветительства - Г. Э. Лессингом, автором «Лаокоона, или О границах живописи и поэзии» и «Гамбургской драматургии», и Д. Дидро, автором «Парадокса об актере» и очерка «О драматической поэзии». Позднее более углубленную и систематическую, хотя все еще непоследовательную, разработку идей материалистического понимания искусства и литературы дали в своих работах русские демократы-просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Многие их положения и в настоящее время сохраняют свое научное значение. Еще большую ценность для современной научной теории литературы представляют литературные статьи, письма и высказывания К. Мар кса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, содержащие последовательное историко-материалистическое разъяснение некоторых важных проблем. Разработка вопросов теории литературы имеет огромное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов - для истории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса литературного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определенны по своему содержанию и по своему соотношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, неотчетливой, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литературы инструмент для ее конкретных исследований. Если бы история литературы не имела теоретически обработанных общих понятий, она вынуждена была бы заниматься лишь описанием отдельных фактов. Взаимодействие истории и теории всех видов искусств разъяснил Чернышевский. «История искусства, - писал он, - служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности... Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» (100, 265-266). Действительно, невозможно создавать историю литературы как науку, не имея «понятия о предмете, его значении и границах». Как можно говорить об истории литературы, не зная, что такое вообще художественная литература, какие произведения относятся к ее истории, а какие - нет? Ответ на этот вопрос дает теория. Система научных понятий, которую создает для исторического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов. Прежде всего теория литературы должна разработать понятие о предмете литературоведения. Это понятие очень сложное. Для того чтобы иметь верное и полное понимание того, что такое художественная литература как вид искусства, надо дать конкретный и обстоятельный ответ на целый ряд вопросов. В чем заключаются специфические (видовые) особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Каковы специфические особенности литературы как вида искусства? Как зависит литература в исторически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-истори- ческой жизни общества? Ответ на эти вопросы требует разработки целого ряда общих понятий. Такую разработку и содержит первый раздел теории литературы - учение о специфике художественной литературы. Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того чтобы разобраться в этих изменениях, также нужна система теоретических понятий. В литературе существуют три основных рода - эпос, лирика, драма. Чем они отличаются друг от друга? Литература исторически изменяется в своих жанрах. В чем особенности каждого из них, например поэмы или романа, трагедии или комедии, оды или элегии? В литературе проявляются различные принципы отражения жизни. Каковы они, в чем сущность каждого из них? В литературе сменяются также разные направления, например классицизм, сентиментализм, романтизм. Что такое направления в отличие от принципов отражения? Разработка этих и подобных понятий составляет другой раздел теории литературы - учение об особенностях исторического развития литературы. Но для того чтобы рассматривать отдельные произведения с точки зрения национальных и эпохальных особенностей литературного развития, чтобы выяснить и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необходима сложная система понятий о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений. Какие стороны надо различать в содержании художественных произведений; что такое образы произведений как средство выражения их содержания; как они построены? Что такое, например, сюжет произведения и конфликты, в нем развивающиеся? Что такое словесная организация произведения и каковы ее стороны? Каково бывает построение произведения в целом? Как связаны между собой различные стороны содержания и формы? На все эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел теории литературы - учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения. Его иногда называют «поэтикой». Изучая историю тех или иных национальных литератур, литературовед вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всех трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука. Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах литературоведения. Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он должен хорошо понимать назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим совершенством. Недаром у писателей всегда существует большой интерес к вопросам литературной теории. Недаром многие писатели были вместе с тем и теоретиками литературы. Среди русских писателей достаточно вспомнить Ломоносова и Карамзина, Пушкина и Гоголя, Чернышевского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Горького, Федина и Фадеева.

Теория литературы

Теория литературы как наука.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу художественного творчества и определяющий методологию его анализа. Существуют различные определения теории литературы и её границ, в основном выделяются три системы представлений:

1) социологическая теория литературы – учение об особенностях образного отражения действительности;

2) формалистская – учение о структуре (способах построения) литературных произведений;

3) историческая – учение о литературном процессе.

· Первый подход выносит на первый план отвлечённые категории: образность, художественность, партийность, народность, классовость, мировоззрение, метод.

· Второй актуализирует понятия идеи, темы, сюжета, композиции, стиля и стихосложения.

· Третий подход тяготеет к истории литературы, рассматривает проблемы литературных родов и жанров, литературных течений и общих принципов литературного процесса.

Тяготение к единству (монизму) теории литературы было присуще всем этапам существования науки о литературе и не является порождением марксистской философии.

В 20 в. были предприняты попытки построить теорию литературы на основе историко-логического пути исследования. Но дать исчерпывающую характеристику исторического развития условных категорий социологической теории литературы (образность, художественность, метод) не удалось – видимо, это невозможно. Всё ограничилось сбором материала, дающего представление о реальном многообразии истории литературы. Этот опыт продемонстрировал вторичность теории литературы, её зависимость от реального осуществления теоретических понятий в историко-литературном процессе.

Разработка теории литературы началась ещё в античности . Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и других странах: всякий раз осмысливался свой национальный литературный материал, создавалась особая национальная терминология. В Европе теория литературы начинается с трактата Аристотеля «Об искусстве поэзии» («Поэтика»), относящегося к 4 в. до н. э. Уже в нём был поставлен ряд основных теоретических вопросов, важных и для современной науки: природа литературного творчества, отношения литературы и действительности, типы литературного творчества, роды и жанры, особенности поэтического языка и стихосложения. В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и осмысления своеобразия их художественного опыта формировалось и содержание теории литературы, отражавшей различные исторические системы взглядов – в работах Н. Буало, Г. Э. Лессинга, Г. В. Ф. Гегеля, В. Гюго, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и многих других.

В конце 19 – начале 20 в. усиливается тенденция отграничить теорию литературы от поэтики. Эта идея восходит к стремлению рассматривать поэзию как «язык в его эстетической функции» (Р. О. Якобсон), что ведёт к превращению поэтики в чисто лингвистическую дисциплину и усиливает в ней формалистические тенденции. В менее последовательной форме поэтику рассматривают в отрыве от теории литературы, ограничивая её изучением словесного воплощения замысла и включая в её предмет литературные роды и жанры. Однако подобное ограничение не может быть признано обоснованным: теория литературы обедняется, от неё отрываются жанры, стилистика и стихосложение, неотъемлемой частью входящие в цельный состав науки о литературе, а поэтика, в свою очередь, не может осмыслить своё ограниченное содержание вне связи с определяющими его более общими сторонами литературного произведения (язык в литературном произведении мотивирован прежде всего характером и тем его состоянием, которое обусловлено сюжетными ситуациями; характеры и сюжет определяются сторонами жизни, изображаемыми писателями в зависимости от его мировоззрения и эстетической позиции и т. д.). Без понимания этих связей рассмотрение выразительных и композиционных средств, которые служат их раскрытию, оказывается неполным и неточным.

Отечественные и зарубежные теории литературы не поддерживают разделения теории литературы и поэтики. Классическая «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена (1956) рассматривает эти понятия как синонимы. Так же синонимичны они и в названии книги Б. В. Томашевского «Теория литературы (Поэтика)» (1924). Томашевский в круг ведения поэтики включает понятия темы, героя и др. В. В. Виноградов специально указывал, что необходимо «вместить в сферу поэтики вопросы тематики, сюжетосложения, композиции и характерологии». В своих исследованиях он объединял поэтику и теорию литературы, включая в поэтику проблему героя, личности и характера, образ автора, образный строй. Вместе с тем общность теории литературы и поэтики не ограничивает возможность и даже необходимость самостоятельного рассмотрения частных вопросов теории литературы и присущих им исторических особенностей, своеобразия развития (сюжетосложение, стилистика, стихосложение и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать их место в целостном процессе литературного творчества.

Современное развитие гуманитарных наук как междисциплинарных исследований в области изучения культуры (cultures studies) ставит перед теорией литературы новые задачи, связанные с наметившейся возможностью комплексного изучения литературы на основе взаимодействия теории литературы с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. Для современной теории литературы приобретают особое значение психология (особенно психология творчества), изучение закономерностей, управляющих процессами создания и восприятия литературного творчества, исследования читательской аудитории (социология литературного процесса и восприятия). предметом художественного творчества является человек во всём многообразии его природных и социальных ролей, приводит к тому, что в постмодернистской теории литературы интенсифицируется использование естественно-научных и социологических знаний о человеке (физиология, экология; теория малых социальных групп, локальные теории). Всё это позволяет преодолеть односторонность квантитативных (математических) приёмов изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака, которая преобладала в период увлечения структурно-семиотическим анализом. В связи с этим современная теория литературы характеризуется поисками новых подходов к изучению литературы и вытекающей отсюда пестротой терминологии, возникновением новых, не вполне определившихся школ.

Литература в кругу других видов искусства

Термин «литература» (от лат. literatura) буквально означает «письменность, все, написанное буквами». Однако обычно под ним подразумевается художественная литера­тура как вид искусства, основным материалом кото­рого служит слово. Привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку литература также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодей­ствует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и пр. Что-то берет от них и что-то, в свою оче­редь, отдает.

В разные исторические эпохи лидирующую роль исполняет попеременно то один, то другой вид искусства. В античные времена, например, таким искусством-лидером была скульптура как самый пластический вид искусства. В средние века тон задает архитектура, в эпоху Возрождения - живопись, XVII-XVIII вв. - эпоха безраздельного господ­ства театра. В XIX в. также безусловно превалирует литера­тура. Наконец, в XX в. настоящими триумфаторами стали ки­нематограф и телевидение. Соответственно античный поэтический образ отличал­ся скульптурностью, средневековый - монументаль­ностью, ренессансный - тонкостью психологической нюансировки, классицистический - театральнос­тью, просветительский - публицистичностью и ди­дактизмом, модернистский и постмодернистс­кий - динамикой стремительно меняющихся планов, их прихотливым «монтажом». Реалистическая литера­тура XIX в., напротив, кардинально олитературила живопись, музыку и даже появив­шийся к концу столетия кинематограф, в котором видеоряд органически дополнялся титрами.

С древнейших времен предпринимались попытки систе­матизировать разнообразные виды искусства в рамках еди­ной классификации. Сложность, однако, состояла в том, что первоначально, как неопровержимо доказал А.Н. Веселовский, все они находились в синкретически слитном, нерасчлененном состоянии. В дальнейшем, развиваясь из едино­го корня, они постепенно обособились, дифференцировались, хотя и сохранили некоторые элементы общности и взаимо­действия.

Наиболее принятая классификация делит искусства на пространственные (скульптура, архитектура, живо­пись), временные (музыка) и синтетические (те­атр, литература, кинематограф). Опровергая утвердившую­ся с античных времен формулу «Живопись есть молчащая поэзия, а поэзия говорящая живопись», Г.Э. Лессинг в трак­тате «Лаокоон» показал, что поэзия - искусство наиболее широкое, которому доступны такие красоты, каких никог­да не достигнуть живописи. Синтетическая природа искус­ства слова позволяет ему вторгаться на территорию «сосе­дей», используя пространственные, пластические и колори­стические завоевания живописи и скульптуры, а также динамические и мелодические свойства музыки; для созда­ния литературной образности она нередко апеллирует к ин­теллекту или таким нетрадиционным в эстетическом отно­шении чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Поэтому для художественной литературы нет запретных тем. Художественная литература изображает жизнь в целом.

Эпос.

! Предмет эпоса – внешняя по отношению к сознанию автора жизнь. В эпосе предполагается объективированный рассказ о событиях, как бы погруженных в «поток жизни», при котором автор выступает рассказчиком, «изобразителем» событий. Речевую структуру эпоса организует повествование, которое является его доминирующим началом (речевым ядром), подчиняющим себе все остальные речевые модели.

Повествование представляет собой изображение объективного хода событий, развертывающихся во времени, а также описание, рассуждение, то есть все, за исключением прямой речи персонажей. Прямая речь персонажей органично включена в повествование, которое как бы имитирует, разыгрывает, как в драме, диалоги персонажей, но она всегда обрамлена авторскими комментариями и пояснениями.

! Ядром эпического повествования, его структурным стержнем являетсясюжет .

Сюжет предполагает последовательную смену событий, связанных между собой причинно -следственными связями.

Лирика

! Предмет изображения лирики – внутренняя жизнь поэта, картина его сознания , воплощенная, как правило, в речевой форме внутреннего монолога.

! Глубинные конфликты бытия и сознания (в том числе политические, социально-исторические, философские) воплощаются в лирическом произведении через картину переживания (непосредственное или опосредованное воплощение чувств, мыслей, эмоций и т. д.).

Поэтому, анализируя лирику, следует говорить об образе переживания, который создается не столько изобразительными, сколько выразительными средствами.

Одно из основных отличий лирики от эпоса заключается в специфике воплощенияавторского сознания в лирике. Автор в лирике является не повествователем(как в эпосе), а носителем переживания.

Драма

! Драма как род литературы имеет общие черты с эпосом . Так, драма, прежде всего, предполагает сюжетность , т. е. воспроизведение цепи взаимосвязанных событий.

! Драма предназначена для сценического исполнения, в силу чего драматические произведения тяготеют к наиболее острым проблемам современности и в самых ярких образцах становятся народными.

! важнейшие формальные свойства драмы: сплошная цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей (поведенческих актов), и как следствие этого – сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени .

Универсальная основа композиции драмы – сценические эпизоды (мизансцены), скомпонованные в явления и акты (действия ), в пределах которых изображаемое (так называемое художественное ) время адекватно временивосприятия (так называемому реальному времени ) .

Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Основные из них – трагедия , комедия , драма

Критерии родового деления: Главные критерии родового деления:

Основа текста: монолог (лирика), диалог (драма), смешанность (эпос)
- Степень присутствия автора
- ширина обзора (лирика – только чувства, драма – определенная ситуация, эпос может охватывать целые эпохи)
- время (для лирики оно не характерно, в эпос может охватывать целые века, в драме – 24 часа)
- «Речевая ткань» (К. Бюллер): сообщение, апелляция, экспрессия
- своеобразие явленности в них человека
- формы присутствия автора
- характер обращенности текста к читателю

Жанры эпоса.

Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Крупные - эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

Средние - повесть,

Малые - рассказ, новелла, очерк.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Рома́н - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

По́весть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Расска́з - большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести - более краткая форма изложения. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. Как самостоятельный жанр обособился в письменной литературе при записи устных пересказов. Отличим от коротких рассказов и/или сказок. Близок к новеллам, а с XVIII века - и к очеркам. Иногда новеллы и очерки рассматривают в виде полярных разновидностей рассказа.

Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, Новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Ска́зка - жанр литературного творчества:

1. Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

2. Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Жанры лирики

В Лирике - стихотворение, романс, послание, элегия.

Стих (др.-греч. ὁ στίχος - ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).

Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Послание

В церковной литературе - письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового Завета, а энциклики более поздних церковных иерархов являются основополагающими документами, имеющими силу закона.

В художественной литературе - текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Жанр Драмы

трагедия

драма(жанр)

драма в стихах

мелодрама

иеродрама

мистерия

водевиль

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально - «песня козла», от τράγος, tragos - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь») - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящим к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный

Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Мелодрама (от др.-греч. μέλος - песня и δρᾶμα - действие) - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Иеродра́ма (фр. un hiérodrame; от др.-греч. ἱερός, священный) - во Франции 1750-1780 гг. название драматических пьес духовного содержания, синоним оратории и мистерий.

Мисте́рия (от лат. ministerium - служба) - один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей

Водеви́ль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс (фр. Farce) - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Типы проблематики

Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека*. Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа проблематики: «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе – «этологическую») и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова – «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше. В дальнейшем изложении мы будем и кратко характеризовать взгляды Г.Н. Поспелова и полемизировать с ним, развивая собственную концепцию; при этом главное внимание будет уделено дальнейшей дифференциации типов проблематики.

Мифологическая проблематика

Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на земле цветок нарцисс – в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.

Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве – фольклоре.. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези».

Национальная проблематика

Проблемаитка национально-историческая. Создатели произведений, в которых воплощался этот тип проблематики, «интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых народностей», «национальной судьбой».

К ней ученый относит лишь те произведения, которые посвящены или вызваны к жизни переломными моментами в истории народа, нации. Однако если учесть, что важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера – более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа, – то круг произведений, входящих в данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными поэмами, отражающими складывание национальной государственности («Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни моментами межгосударственных и внутринациональных конфликтов («Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Василий Теркин» Твардовского и др.). существуют и произведения, в которых проблемы национального характера, национальной самобытности (национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся и решаются на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К таким произведениям можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять...», цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы Лескова «Левша» и «Железная воля», рассказы Чехова В этой связи представляется также уместным несколько изменить сам термин говорить не о «национально-исторической», а просто о национальной проблематике.

Филосовская проблематика

Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Истоки этого типа опять-таки лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого и Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве мертвых» Лукиана

12. Худ форма и худ содержание

Образной формой раскрытия содержания является жизнь персонажей, как она в целом представлена в произведениях, - отмечает профессор. Г.. Н. Поспелов. Содержание произведения относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, форма же произведения - это материальное явление: непосредственно - это словесный строй произведения - художественная речь, которая произносится вслух или «про себя». Содержание и форма литературного произведения представляет собой единство противоположностей. Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы - это и есть единство противоположных сфер действительности.

Об единстве содержания и формы в искусстве очень убедительно писал Гегель: «Произведения искусства, которому не достает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говоря, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны и представляют собой истинные произведения искусства».

Идейное - художественное единство содержания и формы произведения образуются на основе примата содержания. Как бы не было велико дарование писателя, значимость его произведений, прежде всего, обусловлено их содержанием. Назначение же их образной формы и всех жанровых, композиционных и языковых элементов заключается в полной яркой и художественной точной передаче содержания. Всякое нарушение этого принципа, этого единства художественного творчества отрицательно сказывается на литературном произведении, снижает его ценность. Зависимость формы от содержания не делает её, однако, чем-то второстепенным. Содержание раскрывается только в ней, в силу этого, от степени соответствия формы содержанию зависит полнота и ясность его раскрытия.

Говоря о содержании и форме, нужно помнить об их относительности и соотносительности. Нельзя сводить содержание произведения только к идее. Оно - единство объективного и субъективного, воплощенного в художественном произведении. Поэтому, анализируя художественное произведение, нельзя рассматривать его идею вне образной формы. Идея, которая в художественном произведении выступает как процесс познания, постижения действительности художником, не должна сводится к выводам, к программе действия, составляющей только часть субъективного содержания произведения.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой темы.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС

Героический пафос заключает в себе утвержде­ние величия подвига отдельной личности и це­лого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является героика самой дейст­вительности - активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-про­грессивные задачи.

Содержание героики различно в разных национально-исторических обстоятельствах. Овладение стихиями при­роды, отпор иноземным захватчикам, борьба с реакцион­ными силами общества за передовые формы социально-политической жизни, за развитие культуры - все это требует от человека способности возвыситься до интере­сов и целей коллектива, осознать их как свое кровное дело. Тогда общие интересы становятся внутренней потреб­ностью личности, мобилизуют ее силу, мужество, волю и вдохновляют ее на подвиг

Героика всегда предполагает свободное самоопределение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнитель­ность.

Воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих, национал ь-н о-п регрессивных стремлений - такова положи­тельная внутренняя противоречивость героики в жизни.

Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом1. Он не просто воспроизводит и эмоционально комментирует героику действительности, а идейно-твор­чески переосмысляет ее в свете своего идеала граждан­ской доблести, чести, долга. Он претворяет жизнь в об­разный мир произведения, выражая свое представление о подвиге, о сущности героического характера, его судьбе и значении. Героика действительности отражается в ху­дожественном произведении преломление и гиперболиче­ски в вымышленных, порой даже фантастических персона­жах и событиях. Многообразны поэтому не только реаль­ные героические ситуации и характеры, но и интерпрета­ция их в литературе.

Интерес к героике обнаруживается еще в древнейших произведениях синкретического творчества, в которых на­ряду с образами богов появились образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев (гр. heros - владыка, господин), совершающих небывалые подвиги на благо своего народа.

Следует отметить, что в истории литературы встречается и

ложная, фальшивая героизация, например завоевателей, колонизаторов,

защитников реакционного режима и т. д. Она искажает суть реальной

исторической ситуации, придает произведению ложную идейную направ­

ленность.

Героические образы мифов и легенд широко использовались в литературе последующих эпох. Подвер­гаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют зна­чение вечных символов человеческого героизма. Они ут­верждают ценность подвига и героику как высшую норму поведения для каждого члена народного коллектива.

На более поздних этапах общественного развития, в классовом обществе, героическая проблематика приобрела новую остроту и более широкое значение. В произведениях фольклора - исторических песнях, былинах, бога­тырских сказках, эпопеях, воинских повестях - в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищаю­щий свой народ от иноземных захватчиков. Он рискует жизнью не по предписанию свыше, не по обязанности - он сам свободно принимает решение и отдает всего себя великой цели. Поступки его менее произвольны, более осо­знанны, чем у мифологического героя, они вызваны чувст­вом чести, долга, внутренней ответственности. И эпиче­ский певец часто раскрывает высокое национальное са­мосознание героя, патриотический смысл его деяний.

В героических произведениях художественной л и т ер а т у р ы, созданных в процессе индивидуального твор­чества, своеобразие идеологических убеждений автора сказывается более определенно, чем в фольклоре.

Итак, героический пафос выражает стремление худож­ника показать величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела, идейно утвердить в сознании общества значение такого характера и его нравственной готовности к подвигу.

Героический пафос в художественных произведениях разных эпох чаще всего осложняется драматическими и трагическими мотивами.

В произведениях социалистического реализма героиче­ский пафос чаще всего сочетается с романтическим и драматическим пафосом.

ПАФОС ДРАМАТИЗМА

Драматизм в литературе, как и героика, порождается противоречиями реальной жизни людей - не только об­щественной, но и частной. Драматичны такие жиз­ненные положения, когда особенно значительные общест­венные или личные стремления и запросы людей, а иногда сама их жизнь оказываются под угрозой поражения и гибели со стороны независимых от них внешних сил. Такие положения вызывают соответствующие пережива­ния в душе человека - глубокие опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти пережи­вания или ослабляются сознанием своей правоты и ре­шимостью бороться, или приводят к безнадежности и отчаянию.

По определению М.А. Палкина, «теория литературы — важнейшая часть литературо-ведения (науки о литературе), дающая знания о наибо-лее общих свойствах литературных произведений и характеризующая сущность, общественное назначение, особенности содержания и формы художественной литературы как искусства слова». Теория литературы - это открытая научная дисциплина (имеет дискуссионный характер).

«Теория литературы», «литературоведение» и «поэтика» в самом общем смысле синонимичны. Но каждый имеет свою узкую направленность.

«Литературоведение» соотносится с теорией и историей литературы и литературной критикой.

Понятие «поэтика» часто используется синонимом стиля, художественного мира писателя, изобразительных средств. В последние годы термин «теория литературы» все чаще и чаще заменяется термином «поэтика». В.М. Жирмунский, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон и др., поэтикой называют учение и науку «о сущности, жанрах и формах поэзии - о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах…». Б.В. Томашевский поэтикой называл именно теорию литературы. «Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование». М.М. Бахтин считал поэтику прежде всего «эстетикой словесного художественного творчества».

В 19 веке этот термин был не основным, а использовался термин «поэзия» не смотря на роды и виды произведений. Известные ученые Хализев, Бахтин, Гаспаров, Эпштейн, Манн и т.д.

ТЛ - теоретическая часть литературоведения , входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Это молодая наука (ей около 2-х веков: она зародилась в 19 веке), разрабатывающая методологию анализа художественных произведений и эволюции литературно-художественного процесса в целом.

Основная проблема - проблема систематизации. Курс теоретического литературоведения имеет общий характер, т.е. мы обращаемся ко всему,что уже изучено. У теории литературы дискуссионный характер (нет общепринятого учебника), т.к. наука молодая.

Существует несколько равнозначных литературоведческих школ: Тартусская (Лотман), Московская, Петербургская, школа Лейдермана (Екатеринбург). Теория литературоведения изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).

Основные проблемы теории литературы — методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в теории литературы: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении.

Термины теории литературы функциональны, т. е. они не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько раскрывают функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями.

Теория литературы является одной из трех основных составляющих частей:

  1. теория литературы,
  2. история литературы,
  3. критика литературы.

Состав курса:

  1. блок вопросов общеэстетического (образ, условность, вымысел, форма и содержание).
  2. блок. Теоретическая поэтика - обращена к произведению (художественная речь, ритм, пространство временная организация, повествовательный уровень, мотив, трагическое м комическое).
  3. блок. Проблематика литературного процесса. (литературный процесс, тенденции развития, литературные направления, новаторство, преемственность и т.д.).
  4. блок. Литературоведческие методы (история литературоведения).

Вторая особенность - открыто-дискуссионный характер. Наличие множества литературных форм объясняются словесным художественным образом. Важнейшая задача литературоведения - задача систематизации.

1. Теория литературы как наука.

По определению М.А. Палкина, «теория литературы - важнейшая часть литературо­ведения (науки о литературе), дающая знания о наибо­лее общих свойствах литературных произведений и характеризующая сущность , общественное назначение, особенности содержания и формы художественной литературы как искусства слова». Теория литературы – это открытая научная дисциплина (имеет дискуссионный характер).

«Теория литературы», «литературоведение» и «поэтика» в самом общем смысле синонимичны. Но каждый имеет свою узкую направленность. «Литературоведение» соотносится с теорией и историей литературы и литературной критикой. Понятие «поэтика» часто используется синонимом стиля, художественного мира писателя, изобразительных средств. В последние годы термин «теория литературы» все чаще и чаще заменяется термином «поэтика». В.М. Жирмунский, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон и др., поэтикой называют учение и науку «о сущности, жанрах и формах поэзии – о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах…». Б.В. Томашевский поэтикой называл именно теорию литературы. «Задачей поэтики (иначе – теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование». М.М. Бахтин считал поэтику прежде всего «эстетикой словесного художественного творчества». В 19 веке этот термин был не основным, а использовался термин «поэзия» не смотря на роды и виды произведений. Известные ученые Хализев, Бахтин, Гаспаров, Эпштейн, Манн и т.д. ТЛ- теоретическая часть литературоведения , входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Это молодая наука (ок 2-х веков:зародилась в 19в), разрабатывающая методологию анализа художественных произведений и эволюции литературно-художественного процесса в целом. Осн. Проблема-проблема систематизации. Курс ТЛ имеет обощ.хар-р, т.е. мы обращаемся ко всему ,что уже изучено. У ТЛ дискус-й хар-р (нет общеприн. учебнака), т.к. наука молодая. Существует несколько равнознач. литературоведч.школ: Тартурская (Лотман), Московская, Петерб., школа Лейдермана (Екатер-г). Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика). Основные проблемы Т. л. - методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в Т. л.: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция , поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении. Термины теории литературы функциональны, т. е. они не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько раскрывают функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями. Теория литературы является одной из трех основных составляющих частей: теория литературы, история литературы, критика литературы. Состав курса: 1. блок вопросов общеэстетического (образ, условность, вымысел, форма и содержание). 2 блок. Теоретическая поэтика – обращена к произведению (художественная речь, ритм, пространство временная организация, повествовательный уровень, мотив, трагическое м комическое). 3 блок. Проблематика литературного процесса. (литературный процесс, тенденции развития, литературные направления, новаторство, приемственность и т.д.).4 блок. Литературоведческие методы (история литеруроведения). Вторая особенность – открыто – дискуссионный характер. Наличие множества литературных форм объясняются словесным художественным образом. Важнейшая задача литературоведения – задача систематизации.
2. Художественный образ как форма поэтического мышления.

Худ.О -метод или способ освоения дей-ти ,присущий только иск-ву.ХО-диалектическое единство ряда противополож.начал :изображение сказ-го-выраж.подразум-го,предметного-смыслового, объективного -субъект.,реального-идеального и др. ХО двуслоен :сказанное и подразум-е, или по-другому объективно-познават. И субъект-творч. начала. Он условен ,но это не ущербность.Одна из важн.функций ХО-передать словами то,чем обладают вещи,преодолевая условность=Эпштейн: «слово обнаруживает по ту сторону условности безусловность». Своеобразие литературы обусловлено тем, что это словесное искусство. Классической работой, раскрывающей своеобразие словесных образов, является «Лаокоон, или О границах жив-сии поэзии» Лессинга. Лессинг показал динамический характер словесных образов. Он указал на взаимосвязь между предметом изображения и художественным средством того или иного искусства: не всякий предмет может быть воспроизведен средствами живописи и посредством слов. Материал образа должен соответствовать изображаемым объектам (в живописи и скульптуре - это статические тела, в литературе - это движения, процессы). Иначе: писатель посредством словесных образов вызывает в воображении слушателей представления как о внешнем мире, окружающем персонажей,так и об их внутреннем мире. О динамичен ,его орг-я временная (в эпосе и драме-сюжетность (расподобление О), в лирике-метафора (стяжение О)).

Образ-это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Отметим качественные характеристики художественного образа : 1. Единство индивидуального (конкретного) и типического (обобщенного) в художественном образе. 2. Вымысел как средство создания образа. 3. Эстетическое значение (эмоциональное воздействие на читателя). 4. «Невещественность».

Виды образов: I. По уровням произ-я : звукообразы (звукообразы,ритмообразы); словообразы (отд.слова, словосоч-я, детали,неологизмы); предметные О (портреты, предметы); О людей, их взаим-я; О мира, созданный в произв-ии; II. Эпштейн: 1 по предметности (I); 2. По смыслу : а) по содержанию: инд.О-присущий одному автору; характ.О-присущий опр. Периоду развития, нац-ти, истор.эпохе; типическ.О-присущ.человечеству во все времена («веч.О»). б) по смысловой обобщённости: * мотивы -повтор. в одном произв-ии писателя или в ТВ-ве группы пис-й одного напр-я (Дост. углы,пороги; Цветаева: рябина,Ахм:ива, невстреча; Окуджава: Арбат; группв мотивов: море, степь, горы, небо. *Топос -повтор-ся О в опр. период какой-л нац.культуры. Примеры: образ земли, дорога, лишний человек, маленький человек. *Архетип (ввёл Юнг)-присущ. Нац.литре, а явл-ся всемир.достоянием, часто дающ. О себе знать подсозн-но, восходит к первообразам, к мифологии. Примеры: мудрый старец, двойничество, любовь, отцы и дети , поиск смысла жизни (Шагриневая кожа - Бальзак, Данко, Ларра. 3.По соот-ти предметного и смысл-го: автологическ-сбаланс-ть предм-го и смысл. (реалистич.образы); Метологич.-смысл. Преобладает над предм. (нереалистич.напри-я:романт, модернист.); суперлогич.-высок.степень развопл-ти, т.е. соотн-ти с разн жизн. сит-ми. Выд-ся аллегория и символ. По уровням текста: а) фонетические и ритмические Пора, перо покоя просит. б) лексические словообразы (Дост "вдруг"), в) предметные образы, детали, портреты, пейзажи (хрустальный шар - Пьер Безухов, дуб - Болконский, пряник Плюшкина), г) образы персонажей, взаимоотношение между ними (Маргарита. Ростова, Болконский), д) образ мира, созданный в произведении.

В литературе нового времени образность развила 4 тенденции: 1) барочная: резкая диспропорция смыслового над предметным, ассиметрия, причудливость, эмблема: "Жизнь есть сон" Кальдерон - выяснение отношений между сном и реальностью); 2) Классицистическая: ориентация на классические образы, порядок, симметрия , продуманность (Мольер, Корнель, Россин, Фонвизин, Ломоносов), триединство; 3) Романтическая: на переднем плане образ "я", актуализация морей, степей, гор, двоемирие; 4) Реалистическая: опора на обычного человека, типичный характер в типичных обстоятельствах.

Образ-аллегория и образ-символ: отличие: аллегории - однозначны, символ - многозначен. Аллегории: басни, притчи. Символ: синий плащ (О доблестях, о подвиге. о славе), белое платье (Девушка пела в церковном хоре).

Основные виды классификации художественных образов (по М. Эпштейну):


  1. По предметности;

  2. По смысловой обобщённости;

  3. Структурная (соотношение предметного и смыслового планов).
Предметная классификация:

  1. Детали – мельчайшие единицы предметного изображения в литературном произведении. Они необходимы не только для описания, но могут выполнять психологическую функцию, наполняясь даже символическим смыслом;

  2. Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает ;

  3. Образы мысли и переживания. Имеют вещественно-чувственное воплощение;

  4. Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический смысл. Существует звуковая проблематика. Звуковые образы могут иметь комический эффект. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста;

  5. Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями;

  6. Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному. Снижены темы физического насыщения;

  7. Образы-запахи – природные и искусственные. Запахи природы иные, нежели в городе, но не всегда служат для эстетической функции;

  8. Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения , передают фактуру;

  9. Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста;

  10. Образы-характеры, обстоятельства – связаны с изображением человека в литературе. Это могут быть очеловеченные образы животных, птиц, фантастических существ, наполненных человеческим смыслом. Обстоятельства определяют взаимодействие человека с окружающим миром;

  11. Образ мира – раскрывает целостный взгляд писателя на действительность и человека.
Классификация по смысловой обобщённости:

  1. Индивидуальные – самобытные и неповторимые. Являются плодом воображения писателя. Чаще всего встречаются у романтиков и фантастов (демон, Воланд, Квазимодо);

  2. Характерные – являются обобщёнными, содержат общие черты нравов, присущие многим людям определённой эпохи;

  3. Типичные – высшая степень характерности, главная цель реалистической литературы XIX века (Платон Каратаев, Печорин, Анна Каренина). В этих образах могут быть запечатлены не только исторические, но и общечеловеческие черты;

  4. Образы-мотивы – устойчиво повторяющиеся в творчестве какого-либо писателя или группы писателей образы, выраженные в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых элементов (метель, Прекрасная Дама). Несут символико-смысловую нагрузку.

  5. Образы-топосы – обозначают общие и типичные образы, характерные для литературы целой эпохи, нации (мир – театр);

  6. Образы-архетипы – первообразы, содержащие в себе наиболее устойчивые формы человеческого воображения и сознания. Введены Карлом Юнгом , который считал, что это общечеловеческие образы, наделённые свойством вездесущности. Они передают бессознательное из поколения в поколение, пронизывают всю человеческую культуру от мифов к современности (мифологические образы). Гениальные писатели способны репродуцировать эти образы, наполняя их новым содержанием.
Архетипы по Юнгу: Тень; Трикстер – герой-обманщик; Anima (animus) – женское (мужское) начало; Ребёнок; Дух; Мать; Мировое древо; Земля (бездна); Архетипы-ситуации.

Структурная классификация образов:


  1. Автологические – предметный и смысловой планы совпадают;

  2. Металогические – переносное значение (тропы);

  3. Аллегорические (символические) – несовпадение предметного и смыслового планов. Содержат всеобщее, многозначное, отвлечённое и значительно превышают предметный план.
Каждая классификация значима при анализе художественных произведений.
3. Проблема художественного вымысла.

Вымысел – деят-ть вообр-я, приводящая к созд-ю худ. О,не имеющих аналогов ни в пердшеств.иск-ве,ни в реал-ти – плод вообр-я,результат деят-ти. Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках , которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9–историк рассказывает о случившемся, поэт - о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма. На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты). Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия. В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Литература нашего столетия - как и ранее - широко опирается и на вымысел , и на невымышленные события и лица. Без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы. Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. З. Фрейд утверждал, что художественный вымысел связан с неудовлетворенными влечениями и подавленными желаниями создателя произведения и их непроизвольно выражает. Функции вымысла : * искусство слова обобщает факты действительности; *функция познания - писатель обобщает факты действительности, чтобы познать мир; * вымысел по определению ложь, но эта ложь на поверку оказывается правдой; * дидактическая функция. Условность-синоним вымысла. Вымысел иммонентен (органичен для иск-ва). Обнажение приёма: термин ввёл Шкловский В.Б. "И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж рифмы розы : На, вот, возьми ее скорей".

Вторичная условность -осозн.условность,вышедшая на поверхность,нескрываемая. Писатель прямо вводит читателя - прием «обнажения приема». Ролевая лирика- одна из форм лирического выск-я ,когда правом голоса обладает нежив.предмет/мертв.чел, чел. Др нац-ти,др.пола. Виды двоичной условности: фантастика, гипербола, литота, гротеск (трансформация действительности, в котоорой безобразное связано с трагическим/комическим (Путешествие Гулливера, Нос, Портрет, Собачье сердце, Прозаседавшиеся). Формы двоичной условности : ролевая (персонажная) лирика - ст-е написано от другого пола, возраста, веры, мёртвого человека, от лица предметов; аллегория, притча.
4. Литературное произведение как художественное единство.

Значение термина «литературное произведение», центрального в науке о литературе, представляется самоочевидным. Однако дать ему четкое определение нелегко. Художественное произведение - это оригинальная ,законченная ед-ца худ.труда, итог эстетич.освоения дей-ти;это относит.заверш.образ мира.. Исходным положением анализа художественного произведения является положение о единстве формы и содержания в произведении. Содержание и форма - понятия соотносительные, переходящие друг в друга. Но в основе этого «взаимоперехода» формы и содержания произведения все-таки лежит содержание, ибо оно для себя ищет форму,в которой возможно наиболее полное выражение идейно-философской сущности содержания.Текст-комплекс словес.знаков,кот. Для кажд.читателя едины. Текст становится произведением, когда входит в контекст:истор., контекст чит-го восприятия. Понятия текст и произведение соотнос-ся,когда имеем дело с фабулой и сюжетом (текст=фабула,сюжет=произв-е). Текст можно расчленить,произв-е невозможно,так как оно сущ-т в инд.сознании. Форма одноразова,т.е. неразрывна от содержания (содержание м.б. выражено только в эт форме или наоборот). Информативность внеш формы-ее содержательность. Форма ритмич. орг-ии (стихи и проза) тоже информативна. Семантическ.ореол (Гаспаров) метра-опр. смысловое наполнение того или иного метра.

Цикл и фрагмент – полярные явления, кот. Подч-т целостность произв-я. Цикл- группа произв-й, объед-х одщим героем,проблемой,местом и t дей-я, двойным авторством (Маленькие трагедии Пушкина , Записки охотника Тургенева, Тёмные аллеи) . Фрагмент- часть произв-я,получившая статус самост., заверш.произведения,бытование (У Лукоморья, "Детские годы Багрова-внука - Алёнький цветочек").

Рамочный компонент произведения- сильн.позиции текста,кот явл-ся глубоко содержат.:заглавие отражает эстетич.взгляд писателя,эпиграф-авт.позиция, посвящение, прологи, эпилог, авт.комментарий, примечание, первая строка стих-я. Всякое лит.произв-е состоит из 3 структурн.уровней:: 1.уровень внеш.формы=стиль: реч.орг-я,ритмико-мелодич.орг-я; 2. Уровень внутр.формы (Потебня)=жанр:простр.-врем.орг-я,субъектн.орг-я,мотивная орг-я,предметн.орг-я,вид пафоса. 3. Уровень концептуальный=метр:тематика, проблематика, худ.идея.

Структурная модель произведений: 1 уровень внешней формы (слова и ритм, художественная речь, ритмическая организация). 2 уровень внутренней формы слова: ПВО, система персонажей; 3 уровень концептуальный - тематика, проблеатика. художественный идеал.

содержание – сущность любого явления; форма – выражение этой сущности. О содержании и форме говорили античные философы (Платон, Аристотель). Выделение обоснованной категории содержания и формы произошло в XVIII – начале XIX веков. Оно было осуществлено немецкой классической эстетикой. Содержание в литературе – высказывания писателя о мире; форма – система чувственно воспринимаемых знаков , с помощью которых слово писателя находит своё выражение. Именно художественная форма гармонизирует беспорядочный жизненный материал и претворяет его в картину мира.

Функции художественной формы:


  1. Внутренняя: нести и раскрывать художественное содержание;

  2. Внешняя: форма создаётся по законам красоты и эстетики, воздействует на читателя.
В искусстве связь содержания и формы носит иной характер, нежели в науке. В науке фраза может быть переоформлена. В искусстве содержание и форма должны максимально соответствовать друг другу, они неразрывно взаимосвязаны. «Художественная идея в самой себе носит принцип и способ своего проявления, и она свободно созидает свою собственную форму» (Гегель). Неразрывность содержания и формы в литературном произведении раскрывается в понятии содержательная форма – невозможность существования бессодержательной формы или неоформленного содержания. Соотношение содержания и формы выступает критерием художественной оценки литературного произведения.

Аспекты художественной формы и содержания:


  1. Онтологический – бесформенное содержание невозможно, как и бессодержательная форма;

  2. Аксиологический – соотношение содержания и формы выступает критерием художественности.
Положение о неразрывной связи содержания и формы в произведениях искусства неоднократно игнорировалось. Формальная школа (1910 – 1920 гг.) пренебрегала художественным содержанием, утверждая, что отражение действия не входит в задачи искусства. В единстве содержания и формы ведущая роль принадлежит содержанию. Оно более динамично, движимо, меняется вместе с жизнью. Форма более консервативна, инертна, меняется намного медленнее. В переломные этапы развития искусства возникает конфликт нового содержания со старой формой, приводящий к поиску нового художественного единства. Возникает потребность облечь новое содержание , появляются творцы новых форм. Подражание тормозит развитие литературы. Новая форма вырабатывается не автоматически. При смене направления форма отстаёт от содержания. Старая, изжившая себя форма не может органично сочетаться с новым содержанием.
5. Художественная речь, ее отличия от обыденной речи.

Художественная речь (ХР). Ее отличия от обыденной речи (ОР)


  1. ХР изучается и литведом, и лингвистикой. В лит-ии ХР изучается как внешняя форма произведения, связанная с другими уровнями. В лингвистике ХР изучается в ряду др. форм языка (научный, офиц-деловой).

  2. Обыденная и ХР отличаются доминирующими функциями. Ф-я ОР – передача инф-ии, информативно-коммуникативная. Ф-я ХР – эстетическая. Слово служит для создания художественного образа. Образной является речь и в ХР, и в ОР, т.к. слово образно по сути. ОР не создает эстетического содержания. Слово как язык литературы принципиально отличается от др.видов искусств. Слово до пр-я, до его создания имеет определенное значение. Художник пользуется готовыми образами, образ содержится в слове изначально. Исп- диалектизмов, варваризмов, архаизмов. Обычные слова в необычном порядке, с помощью чего рождается образ.
Главный тезис : в обыденной речи – автоматизация слова, в художественной – актуализация слова. Автоматизация слова – каждое слово по своей этимологии образно, эта образность стирается, не замечается, автоматизируется. Это стертость, утрата своей изначальной образности. В художественной литературе это слово вновь проявляет стертую образность. Слово выглядит ярко , свежо, мы вновь об него запинаемся. Один и тот же предмет рассматривается с разных сторон, точек зрения. Перед нами слова-загадки (слово одно, а понятия разные). На лингвистическом уровне явление актуализации слова связывается с другим явлением – остранение и метафоризация: Катится бочка, ни дна, ни сучочка (яйцо). У слова уже есть свое значение (полисемия). В других искусствах материал, из которого создаются шедевры, ничего не значат сами по себе (гипс, мрамор, черта, краска и т.д.), у них нет первоначальных значений. . искусство слова – искусство преодоления слов, искусство неправильных слов, алогичных слов. Слово корежится, искажаются грамматические и др. законы РЯ (метонимия, оксюморон, абсурд, алогизм и т.д.).

Литературный язык – нормированный, общий знаменатель для носителей языка, несмотря на диалектные отличия. Благодаря ему мы друг друга понимаем. Язык художественной литературы – диалекты , варваризмы (галлицизмы, тюркизмы, германизмы, грецизмы, латинизмы, полонизмы), архаизмы, профессионализмы, запрещенная лексика. Художник может всем этим пользоваться.

Специфика ХР. Слово в произведении всегда связано с ритмом, составляет определенную ритмическую схему в прозе и стихах. Поэт вольно или невольно ключевые слова ставит в сильные позиции, рифмует слова, обращается к слову еще раз. ПР: «Все счастливые семьи похожи друг на друга» - нельзя «похожи друг на друга все счастливые семьи» («Анна Каренина»), «Тучи небесные, вечные странники…» - нельзя «Небесные тучи странники вечные». Нарушается порядок автора, разрушается смыл.

Книги занимают очень важное место в жизни современного человека. Учебные, научные, развлекательные, специализированные - все они одинаково нужны. Причем не важно, в какой форме они представлены: традиционной печатной, электронной или аудио. Все равно любая книга является источником информации того или иного рода, доступным любому взявшему ее человеку.

Разумеется, значение книг нельзя переоценить. То же самое можно сказать и о науке их изучающей - литературе. Ее основы преподаются еще в школе, а продолжить ее изучение может каждый желающий. Данная статья призвана поспособствовать этому.

Теория литературы является одной из самых важных составляющих литературоведения. Данное понятие очень близко сообщается с философией и эстетикой, которые способствуют его пониманию и объяснению. Оно основано на истории и критике литературы, но в то же время и обосновывает их, образуя с ними единое и неделимое целое. Но что же изучает теория литературы?

Ответить на этот вопрос односложно не получится, так как данный раздел науки насчитывает три вида: социалистический, формалистский и исторический.

В первом все силы бросаются на изучение отражения действительности (образного). На первом плане такие понятия, как художественность, классовость, народность, мировоззрение, партийность, метод.

Формалистская теория литературы изучает структуру и способы построения различных произведений (как поэтических, так и прозаичных). В ней наибольшее внимание уделяется идее, стилю, теме, стихосложению, сюжету и так далее.

Ну а историческая теория литературы, как можно понять по названию, изучает непосредственно и его изменения, связанные с течением времени. В ней значение имеют жанры и рода.

Проведя обобщение всех трех видов, можно сделать вывод, что данный раздел науки отдает все силы изучению различных произведений и определению их жанра, стиля, исторического значения, классовости, а также поиску линии сюжета, темы и идеи.

Из этого можно сделать вывод, что литературы знакомы многим обывателям - большинство книголюбов используют их в той или иной степени.

Этот раздел науки занимается многими проблемами. Среди них - относящиеся к поэтике и методологии. Конечно же, нельзя забывать и о функции литературы, проблемы которой также изучаются теорией.

Другими словами, ее можно назвать значением, ролью различных произведений.

Так, например, функцией учебной литературы является подача полезной информации в подходящей форме. должны доставлять удовольствие читателю, выполнять политическую, коммуникативную, эстетическую, познавательную и другие роли. А должна обучать, воспитывать (иметь поучительные мотивы), способствовать развитию маленького читателя. Она должна уметь привлечь внимание ребенка и полностью соответствовать нормальному уровню развития той возрастной категории, для которой она предназначена. Кроме того, детская литература должна выполнять эстетическую, нравственную, когнитивную, культурологическую и другие функции.