Театр в древней греции. Театр диониса - зарождение театрального искусства

Театр Диониса

Театр Диониса

Театр Диониса в Афинах в римское время

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины (Греция).

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт .

Около 326-325 г. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана , поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон .

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона .

Современное состояние

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса . Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. - Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. - М.: Издательство «Высшая школа», 2001. - С. 399.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Театр Диониса" в других словарях:

    - (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

    I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Театр - (от греч. theates зритель) в Греции место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Т. связан с празднованием Великих Дионисий, утвержденных тираном Писистратом в VI в. до н.э. Первоначально т. называлась площадка для хора… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Театр - (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды,… … Словарь античности

    Театр - начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия

    Эта статья освещает развитие театрального искусства в современной Греции начиная от обретения ею независимости в 1830 году. О зарождении греческого театра говорится в статье Древнегреческий театр … Википедия

Книги

  • Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э. , О. В. Кулишова. Монография профессора Санкт-Петербургского государственного университета О. В. Кулишовой посвящена феномену театра, одного из самых удивительных изобретений античной цивилизации. Особое…

Я составила список тех мест, которые я хотела посетить. Одних только исторических памятников и музеев оказалось немало. А помимо этого я планировала пройтись по магазинам, повеселиться в барах, полежать на пляже и просто отдохнуть. Превращать отпуск в марафон не хотелось. Поэтому я открыла карту и посмотрела, где находятся объекты из моего списка. И, о чудо, оказалось, что достаточно много интересных мест расположены на Акрополе.

Чтобы осмотреть все без спешки и очередей, я встала рано утром и уже около 8 часов утра была у кассы. Хорошая новость - надо купить только один билет, который действует на всей территории Акрополя и позволяет посещать все достопримечательности.

Немного истории

История этого театра уходит корнями в далекий 5 век до нашей эры. Именно во времена правления Писистрата был заложен первый камень в строительство этого уникального объекта. Властитель почитал бога виноделия и религиозного экстаза Диониса, поклонялся ему и хотел увековечить его память.

По указу Писистрата был возведен храм в честь древнегреческого божества. Внутри рабочие установили потрясающей красоты величественную статую Диониса, сделанную из слоновой кости и, конечно же, золота. На таких важных вещах было не принято экономить. Недалеко от храма Писистрат приказал построить сцену для представлений. Именно она стала знаменитым театром.

Интересно, что именно на его сцене были впервые показаны комедии Эсхила, Софокла и Аристофана. Может, сейчас вас это не впечатлит, но в то время это была самая настоящая сенсация. От желающих приобщиться к высокому не было отбоя. Актеры работали на износ. Представления устраивали практически каждый день.

По тем временам зал вмещал рекордное количество людей - 17 тысяч. Это половина населения Афин (в 5 веке). Скамейки для зрителей были сделаны из дерева. И проводились в театре изначально только религиозные торжества несколько раз в год. Поскольку площадь постройки была большой, то установить перекрытия для того, чтобы сделать крышу, не представлялось возможным. Театр так и остался под открытым небом.

В 330 году до нашей эры было решено заменить деревянные скамьи на каменные. Они возвышались до самого подножия Акрополя. Сегодня, гуляя вокруг театра, можно оценить масштаб площадки. Хорошо сохранились только нижние ряды. Чем выше, тем состояние рядов все хуже и хуже. Местами их вовсе нет, потом появляются обломки камней - остатки тех самых сидений.

Взобравшись на самый верх, фактически на последние ряды театра, я увидела это некогда грандиозное сооружение. Конечно от былого величия практически не осталось и следа. Для сравнения посмотрите на воссозданную историками картинку ниже. Именно таким был театр.

Но если остановиться, сесть на камни и немного включить воображение, то можно представить, как выглядел театр ранее. Главное не бежать дальше на Акрополь сломя голову между толпой туристов. Такие места не терпят спешки. Наслаждайтесь мгновением. Это история, к которой мы еще имеем возможность прикоснуться в прямом смысле слова.

Спуститесь на сцену. Вы увидите первый ряд кресел, сделанных из редких пород мрамора.

Всего их было 67. Некоторые из них великолепно сохранились до сих пор. Они специально были сделаны для высокопоставленных чиновников и знати. Большинство кресел именные. Обратите внимание на надписи. Правда, все они на греческом языке.

Перед этими креслами установлено каменное заграждение. Оно появилось чуть позже, когда на сцене устраивали гладиаторские бои. Кровь лилась здесь рекой, а острые мечи предоставляли опасность не только для самих воинов, но и для зрителей. Именно для безопасности зрителей, сидящих в первом ряду, и был установлен барьер.

Во 2 веке нашей эры к власти пришел Нерон, посчитавший своим долгом заняться реставрацией театра. По его указу была перестроена та часть, где находился хор. Ее украсили картинами и рельефами, изображающими Диониса.

Кстати, актеры в то время были поистине смелыми людьми. Дело в том, что публика была не столь терпима как сейчас. Если ей не нравилась пьеса, то зрители просто забрасывали актеров камнями. И требовали другое представление.

Здесь можно устроить интересный эксперимент. Правда, лучше всего это делать, когда мало людей вокруг. Проверьте, какая здесь потрясающая акустика! Это просто невообразимо с учетом того, что театр в значительной степени разрушен. Если один человек поднимется на последний ряд, а второй останется на сцене и будет говорить, то первый все отлично услышит.

В настоящее время собрана значительная сумма на реставрацию театра. Поэтому здесь можно увидеть строительные леса и рабочих. Возможно, уже скоро ремонт будет закончен. Но греки очень неторопливы по своей натуре. Поэтому никто никуда не спешит.

Где находится и как добраться

Театр Диониса находится на Акрополе, на его склоне. Если вы остановитесь в центре города, то удобнее всего дойти до него пешком. Холм виден из центральных улиц Афин. Это будет быстрее, чем на такси и приятнее, чем на метро.

Пройтись по узким мощенным пешеходным улочкам ранним утром, когда солнце только-только поднимается над горизонтом - одно удовольствие.

По поводу такси - все-таки это один из самых популярных способов передвижения по городу. Цены вполне приемлемы. Стоимость поездки определяет счетчик.

  • В черте города цена составляет 0,70 EUR за километр.
  • За городом - 1,20 EUR.
  • Посадка - 1,20 EUR.

Однако есть одно «но» - пробки. , как и любой другой большой город, страдает от переизбытка автомобилей. В основном заторы случаются в часы пик - когда жители едут на работу и возвращаются домой. Еще надо учитывать периодические забастовки и митинги, которые усугубляют проблему. Но мне, человеку, который провел много лет в многокилометровых московских пробках, афинские заторы не показались такими уж пугающими.

Если вы отправитесь на арендованном автомобиле к Акрополю, то скажу сразу - поиски свободного парковочного места могут затянуться. Оставлять машину можно только в пределах белой разметки. Желтая предназначена только для жителей города. Нарушите - по возвращению к автомобилю обнаружите квитанцию со штрафом.

Максимальное время, на которое можно припарковать машину, составляет 2-3 часа (у каждой парковки свои правила). Это время обычно указано на знаке и паркомате.

Время работы и стоимость билетов

Вход на Акрополь открывается в 8:00 (закрывается в 20:00). В это время у касс собирается очередь не меньше 15 человек, а то и больше. Чтобы не попасть в толпы туристических групп, снующих под палящим солнцем, нужно отправляться к Акрополю пораньше.

Если вы придете к 7:30 к кассам, то прогулка по Акрополю будет для вас не столь утомительной. В числе первых счастливчиков вы купите билет (20 EUR) и начнете свою экскурсию. В это время можно сделать лучшие фотографии театра Диониса и других достопримечательностей.

С января 2016 года цены на билеты повысились. Вместо 12 EUR теперь вход стоит 20 EUR. Льготным категориям граждан (дети до 12 лет и студенты) билет обойдется в 10 EUR. Однако студентам нужно иметь при себе удостоверение (студенческий билет). Честно говоря, я не знаю, поймет ли женщина на кассе то, что в нем написано на русском языке, но попробовать стоит. Сэкономите половину.

2) Афинский театр

Театральное представление в эпоху расцвета греческого общества входило как составная часть в культ Диониса и происходило исключительно во время празднеств, посвященных этому богу. В Афинах V в. в честь Диониса справлялся ряд праздников, но драмы ставились только во время «Великих Дионисий» (примерно в марте - апреле) и Леней (в январе - феврале). «Великие Дионисии» - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров; на этот праздник являлись представители общин, входивших в состав афинского морского союза, для внесения подати в союзную кассу; «Великие Дионисии» справлялись поэтому с большой пышностью и продолжались шесть дней. В первый день происходила торжественная процессия перенесения статуи Диониса из одного храма в другой, и бог мыслился присутствующим на поэтических состязаниях, которые занимали остальную часть празднества; второй и третий день были уделены для дифирамбов лирических хоров, последние три дня - для драматических игр. Трагедии, как уже было указано, ставились с 534 г., т. е. с того времени, когда праздник был учрежден; около 488 - 486 гг. к ним присоединились комедии. Леней, более древний праздник, были обогащены драматическими состязаниями лишь позже; около 448 г. там начали ставиться комедии и около 433 г. - трагедии. Все эти игры имели характер массовых зрелищ и были рассчитаны на большое количество зрителей. К состязаниям в V в. допускались, за редкими исключениями, только новые пьесы; впоследствии новым пьесам предшествовала пьеса старого репертуара, которая, однако, не служила предметом состязания. Произведения афинских драматургов были, таким образом, предназначены для однократной постановки, и это способствовало насыщенности драм актуальным и даже злободневным содержанием.

Порядок, установленный около 501 - 500 гг. для «Великих Дионисий», предусматривал в трагическом состязании трех авторов, из которых каждый представлял три трагедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях от поэтов требовалось только по одной пьесе. Поэт составлял не только текст, но и музыкальную и балетную части драмы, он же был режиссером, балетмейстером и зачастую, особенно в более раннее время, актером. Допущение поэта к состязанию зависело от архонта (члена правительства), заведывавшего празднеством; этим путем осуществлялся также и идеологический контроль над пьесами. Расходы по постановке драм каждого поэта государство возлагало на какого-нибудь состоятельного гражданина, который назначался хорегом (руководителем хора). Хорег набирал хор, числом в 12, а впоследствии в 15 человек для трагедии, в 24 для комедии, оплачивал участников хора, помещение, в котором хор готовился, репетиции, костюмы и т. д. Пышность постановки зависела от щедрости хорега. Затраты хорегов бывали очень значительны, и победы в состязании присуждались совокупно хорегу и режиссеру-поэту С увеличением числа актеров и отделением актера от поэта третьим, самостоятельным участником состязания стал главный актер («протагонист»), который подбирал себе помощников: одного для вторых, другого для третьих ролей («девтерагонист» и «тритагонист»). Назначение хорегу его поэта и поэту его главного актера происходило по жребию в народном собрании под председательством архонта. В IV в., когда хор потерял свое значение в драме и центр тяжести перешел на актерскую игру, этот порядок был признан неудобным, так как он ставил успех хорега и поэта в чрезмерную зависимость от игры доставшегося им актера и успех актера от качества пьесы и постановки. Тогда было установлено, чтобы каждый протагонист выступал у каждого поэта в одной из его трагедий.

Жюри состояло из 10 человек, по одному представителю от каждого афинского округа. Они выбирались в начале состязания по жребию из заранее составленного списка. Окончательное решение выносилось на основании подачи голоса пятью членами жюри, выделенными из его состава также по жребию. На празднике Диониса допускались одни только «победы»; судьи устанавливали первого, второго и третьего «победителей» как в отношении поэтов и их хорегов, так и особо в отношении протагонистов. Реальными победителями являлись только хорег, поэт и протагонист, которые были признаны «первыми»; они увенчивались плющом тут же в театре. Третья «победа» фактически была равносильна поражению. Однако все три поэта и протагониста получали призы, которые являлись вместе с тем их гонораром. Решение жюри хранилось в государственном архиве. В середине IV в. Аристотель опубликовал эти архивные материалы. После появления его труда стали заноситься на камень сводные реестры побед на каждом празднестве и списки победителей, и до нас дошел ряд фрагментов этих надписей.

Заботу о помещении для зрителей и исполнителей, сначала об устройстве временных деревянных сооружений, а впоследствии о содержании и ремонте постоянного театра, афинское государство поручало частным предпринимателям, сдавая помещение на откуп. "Вход в театр был поэтому платным. Однако для того чтобы обеспечить всем гражданам, независимо от их материального положения, возможность посещать театр, демократия со времен Перикла предоставляла каждому заинтересованному гражданину субсидию в размере платы за вход на один день, а в IV в. и на все три дня театральных представлений.

Одно из важнейших отличий греческого театра от современного «состоит в том, что игра происходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения связаны были, между прочим, и с огромными размерами гречески? театров, значительно превышающими даже самые большие современные театры. При редкости театральных представлений античные театральные помещения должны были строиться в расчете на массы справляющих праздник граждан. Афинский театр, по вычислениям археологов, вмещал 17000 зрителей, театр города Мегалополя в Аркадии - 44000 человек. В Афинах представления сначала происходили на одной из городских площадей, и для зрителей воздвигались временные деревянные помосты; когда они однажды во время игры рухнули, для театральных целей был приспособлен южный скалистый склон Акрополя, к которому стали прикреплять деревянные сидения. Каменный театр был окончательно достроен лишь в IV в.

До второй половины XIX в. устройство греческого театра известно было лишь на основании описания в трактате римского архитектора Витрувия «Об архитектуре», написанном около 25 г. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара.

В связи с хоровым происхождением аттической драмы, одной из основных частей театра является орхестра («площадка для пляски»), на которой выступали и драматические и лирические хоры. Древнейшая орхестра афинского театра представляла собой круглый утрамбованный плац, диаметром в 24 метра, с двумя боковыми входами; через них проходили зрители, а затем вступал хор. Посреди орхестры находился алтарь Диониса. С введением актера, выступавшего в разных ролях, понадобилось помещение для переодевания. Помещение это, так называемая скена («сцена», т. е. палатка), имело временный характер и сначала находилось те поля зрения публики; вскоре его стали сооружать позади орхестры и художественно оформлять как декоративный фон для игры. Скена изображала теперь фасад здания, чаще всего дворца ила храма, перед стенами которого развертывается действие (в греческой драме действие никогда не происходит внутри дома). Перед ней воздвигалась колоннада (проскений); между колоннами ставились разрисованные доски, служившие как бы условными декорациями: на них изображалось что-либо, напоминавшее обстановку пьесы. Впоследствии скена и проскений стали постоянными каменными постройками (с боковыми пристройками - параскениями).

При этом устройстве театра остается неясным один весьма существенный для театрального дела вопрос: где играли актеры? Точные сведения об этом имеются лишь для поздней античности; актеры выступали тогда на эстраде, высоко поднимавшейся над орхестрой, и были таким образом отделены от хора. Для драмы эпохи расцвета подобное устройство немыслимо: в это время хор принимал непосредственное участие в действии, и актерам по ходу пьесы часто приходилось вступать в соприкосновение с ним. Необходимо поэтому предполагать, что актеры в V в. играли на орхестре перед проскением, на одном уровне с хором или на очень незначительном возвышении; в отдельных случаях можно было использовать для игры актеров крышу проскения, и драматург имел возможность строить пьесу так, чтобы одни действующие лица находились на более высоком уровне, чем другие. Высокая эстрада, как постоянное место игры актеров, появилась значительно позже, вероятно, уже в эллинистическую эпоху, когда хор потерял свое значение в драме.

Третьей составной частью театра, кроме орхестры и скены». являлись места для зрителей. Они располагались уступами, окаймляя орхестру подковой, и были разрезаны проходами» радиальными и концентрическими. В V в. это были деревянные скамейки, которые впоследствии были заменены каменными сидениями.

Механических приспособлений в театре V в. было очень немного. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из дверей скены выкатывалась платформа на деревянных колесах (эккиклема), вместе с помещавшимися на ней актерами или куклами, а затем, по миновании надобности, увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц (например богов) в воздух, служила так называемая машина, нечто в роде подъемного крана. Расцвет греческой драмы имел место в условиях самой примитивной театральной техники.

Участники игры выступали в масках. Греческий театр классического периода полностью сохранил это наследие обрядовой драмы, хотя магического значения оно уже больше не имело. Маска отвечала установке греческого искусства на подачу обобщенных образов, притом не обыденных, а героических, возвышающихся над бытовым уровнем, или гротескно-комических. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол,возраст,общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. В иных случаях маска могла быть приспособлена и к изображению более индивидуальных черт, воспроизводя особенности привычного облика мифологического героя или имитируя портретное сходство с высмеиваемыми в комедии современниками. Благодаря маске актер легко мог выступатьна протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Маска делала лицо неподвижным и устраняла из античного актерского искусства мимику, которая, впрочем, все равно не доходила бы до огромного большинства зрителей при размерах греческого театра и отсутствии оптических инструментов. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера. В представлении греков мифические герои превышали обыкновенных людей ростом и шириной плеч. Трагические актеры носили поэтому котурны (обувь с высокими ходулеобразными подошвами), высокий головной убор, с которого спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под костюм. Они выступали в торжественной длинной одежде, старинном облачении царей, которое продолжали носить только жрецы. (О костюме комического актера см. ниже).

Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры рассматривались как лица, обслуживающие культ, и пользовались некоторыми привилегиями, например освобождением от налогов. Ремесло актера было доступно поэтому только свободным. Начиная с IV в., когда в Греции появилось много театров и число профессиональных актеров возросло, они стали образовывать особые объединения «дионисовых мастеров».

Как известно, Греция является родиной театра. Ну а местом, где театр зародился, по праву считается театр Диониса на южном склоне афинского Акрополя.

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису , покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

Здесь оживали герои таких знаменитых древнегреческих драматургов, как Феспий, Фриних, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и др. , кроме того, в театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

Театр Диониса не всегда был каменным, изначально он был построен из дерева , а сидения и лавочки отсутствовали. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Обновленный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

В период эллинизма и правления римлян театр претерпел наибольшие изменения — по наставлению Ликурга была увеличена сцена и оркестра. Позже театр неоднократно перестраивался римлянами, и служил он не только своей изначальной цели, но был еще и цирковой и гладиаторской ареной. В I-II веках н.э. орхестру украсили рельефами и выложили мрамором. На рельефах изображены сатирические сцены из повседневной жизни греков.

Традиционно первый ряд в театре занимали почетные горожане. Их имена и должности высекались прямо на мраморных сидениях. Так, например, во втором ряду находилась ложа римского императора Адриана, которую можно увидеть и сегодня.

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала , знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Адрес: Греция, Афины, на юго-восточном склоне Акрополя
Координаты: 37°58"13.3"N 23°43"40.1"E

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса - покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин , на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым. Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса .

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными - каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император - Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи .

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все - и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения . Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены - орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра

Театральное действо - тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала - тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Театр Диониса в наше время

Сегодня власти Греции говорят о том, что на реставрацию Театра Диониса уже выделено более шести миллионов евро , которые удалось собрать не только благодаря финансированию из бюджета страны, но и некоммерческой организации «Диазома», известной в Греции своим стремлением к защите и сохранению древнейших памятников истории и архитектуры.

Зрительские каменные сиденья

Реставрационные работы намечено завершить уже к середине 2015 года. За это время планируется провести и работы, связанные с укреплением стен, добавлением новых ярусов сидений, а также отреставрировать многочисленные декоративные элементы. Реставрация и восстановление Театра Диониса были доверены греческому архитектору Константиносу Болетису, который и возглавил, гигантский по своему объему и сложности, проект.

Путешественникам, отправляющимся в Грецию, интересно будет узнать, что и возле самого Театра Диониса также сохранились памятники архитектуры, относящиеся к древней эпохе. Было бы непростительно не упомянуть о храме богини Артемиды (покровительницы всего живого), который расположен в скале, нависающей над Театром Диониса.