Самые старые морские музеи мира. «Миссури» и другие самые известные корабли-музеи Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Россия отметила День основания Российского военно-морского флота. Сегодня с гордостью хочется рассказать о самых знаковых кораблях в отечественной истории, ставших на причале в роли музеев, всегда готовых принять туристов и любителей истории.

Бесспорно, самый узнаваемый корабль-музей в нашем списке. Объект культа советской истории, из орудия которого был дан сигнал к штурму Зимнего дворца и началу переломного момента не только в российской, но и в мировой истории. Крейсер, участвовавший в русско-японской войне и обороне Ленинграда во время Великой Отечественной, стал на вечный причал, где стоит и сегодня в ожидании капитального ремонта.

В девичестве яхта «Адмирал Завойко», сбежавшая в Китай от безумия гражданской войны, после обручения с военно-морским флотом Советского Союза была переоборудована в сторожевой корабль. В этой роли «Красный вымпел» успел стать одним из первых судов Тихоокеанской эскадры, выловить тьму мин в период Второй мировой, а потом стал музеем в Владивостокской бухте Золотой рог.

«Михаил Кутузов»

Крейсер, названный в честь героя-полководца Отечественной войны 1812 года, по воле которого, как известно, «Москва была французу отдана», не снискал себе военной славы в мирное время (хотя «Михаилу Кутузову» «посчастливилось» помогать египетской и сирийской армии после окончания Шестидневной войны), но оказался соседом «Новороссийска» при известной катастрофе. Несколько десятков моряков, посланных на помощь тонущему судну, домой не вернулось. После службы крейсер был списан и в 2000-м году превратился в музей на причале в Новороссийске.

Один из экспонатов петербургского Центрального военно-морского музея и просто дедушка современных подводных атомоходов - это про представителя семейства первых в мире боевых субмарин, разработанных Степаном Джевецким. Полноценный участник русско-японской войны, слишком мал для того, чтобы стоять у пирса, что позволило превратить судно в часть музейной экспозиции.

Д-2 «Народоволец»

Славный внук субмарины Джевецкого, действовавший в годы Великой Отечественной войны в северных широтах, отправляя на дно немецкие транспортные суда, несколько раз едва избежав гибели. За боевые заслуги после отбытия армейской службы «Народовольца», спущенного на воду еще в двадцатых годах, не распилили на металлолом, а превратили в мемориальный музей в Шкиперском протоке, что в Санкт-Петербурге .

К-21

Ещё одна субмарина в нашем списке, отметившаяся в годы самой страшной войны в истории человечества тем, что торпедировала (правда, промазала) знаменитый и грозный немецкий линкор «Тирпиц». Остальное время подлодка небезуспешно охраняла Северные морские конвои, за что была удостоена ордена Красного знамени, а после списания роли музея в Североморске.

«Красин»

Не столь древний, как «Ангара», не столь известный как «Ленин», но снискавший себе кусочек воинской славы ледокол «Красин» стал на вечный причал в Санкт-Петербурге , которому и служит ещё одним кораблём-музеем. Гражданский ледокол 1916 года постройки (который, кстати, пришлось выкупать у умыкнувших его англичан) призвали на военную службу во Вторую мировую войну, где он успешно обеспечивал навигацию Северного конвоя PQ-15.

АВРОРА

Россия, Санкт-Петербург

Спущен на воду в 1900 году

Принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах, хотя, прославился военный крейсер, скорее, как символ Октябрьской революции (именно его холостой залп стал призывом к штурму Зимнего дворца). Современный корабль-музей с 1957 года получил статус объекта культурного наследия и нашел свое место на набережной в центре Санкт-Петербурга. В данный момент, находится на до 2016 года.

ВАСА

Швеция, Стокгольм

Спущен на воду в 1628 году

Единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17 века. Судно должно было стать флагманом шведского флота, но из-за технических ошибок в конструкции затонул у выхода из Стокгольмской гавани еще при первых морских испытаниях. Позднее корабль был поднят и «законсервирован» как музейный экспонат.

HMS VICTORY

Великобритания, Портсмут

Спущен на воду в 1765 году

Одна из главных достопримечательностей города Портсмут, знаменитый 104-пушечный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Именно на его борту во время Трафальгарского сражения был смертельно ранен адмирал Нельсон.

КАЛИПСО

Франция, Ла-Рошель

Спущен на воду в 1942 году

Исследовательское судно французского учёного-океанографа Жака-Ива Кусто, которое было полностью оборудовано всем необходимым для дайвинга и подводных съемок, на нем была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, мини-подводные лодки и подводные мотоциклы. Судно затонуло в 1996 году в Сингапурской гавани. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению корабля и превращению его в музей знаменитого исследователя.

USS CONSTITUTION

США, Бостон

Спущен на воду в 1797 году

Старейший парусный корабль в мире из находящихся на плаву. Всё ещё числится в боевом составе американского флота. У судна есть прозвище «Old Ironsides» («Железнобокий старина»), которое он получил благодаря удивительной прочности корпуса из виргинского дуба, от которого в бою отскакивали вражеские снаряды. Сейчас корабль доступен для туристических экскурсий и является одной из важнейших достопримечательностей в стране.

ЙОА

Норвегия, Осло

Спущен на воду в 1872 году

Первое в мире судно, прошедшее Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Это событие состоялось в рамках экспедиции исследователя Р. Амундсена. С 2012 года в Осло из корабля был сделан музей.

К рейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей - легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году .

Революционный символ - крейсер «Аврора»

Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге .

Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана . В музейной экспозиции - личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.

Субмарина доатомного периода подводного флота

Б-413 - единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными - всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде . В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.

Подводная лодка как часть столичного музея

«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения . На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных - погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.

Один из первых ледоколов в мире

«Ангара» - паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала , пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну - участвовал в боях, а в Великую Отечественную - перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.

Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель

«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.

Ледокол «Ленин»

Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной - участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн - и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки - Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.

Часть Первая.
Парус.

Солнечная ладья — исключительно хорошо сохранившееся полноразмерное гребное судно запечатанное в тайнике у подножия пирамиды Хеопса около 4,5 тыс. лет тому назад (около 2500 г. до н. э.).
В мае 1955 г. во время уборки территории у пирамиды обнаружены 2 герметически закрытых котлована треугольной формы. Сверху на них были положены 40 известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра — сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью, разобранную на 1224 детали.

Процесс сборки продолжался 10 лет, применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью поместили в специальный ангар — Музей Солнечной Ладьи, недалеко от её места погребения.

_____

«Олимпия» (греч. Ολυμπιάς)— современная реконструкция древнегреческой триремы. Корабль принадлежит Военно-морским силам Греции. «Олимпия» экспонируется в сухом доке как корабль-музей.

Корабль был построен в 1985—1987 годах на судоверфи в Пирее на средства ВМС Греции и британского мецената банкира Фрэнка Уэлша (Frank Welsh).
Ходовые испытания триремы проводились в 1987, 1990, 1992 и 1994 годах. Наиболее информативными с научной точки зрения были испытания 1987 года, в ходе которых были установлены ходовые характеристики корабля. Команде гребцов, состоявших из 170 добровольцев, удалось разогнать корабль до девяти узлов (17 км/ч).

В 1993 году «Олимпия» была перевезена в Великобританию для участия в торжествах, приуроченных к 2500 летию с возникновения демократии. В 2004 году доставила в Пирей Олимпийский огонь.
С тех пор «Олимпия» размещается в сухом доке в афинском пригороде Фалер.
______

Ва́за (также Ва́са, швед. Vasa)— шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом плавании 10 августа 1628 года.

В 1961 году корабль был поднят, законсервирован и ныне экспонируется в специально построенном для него музеe .«Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

_______________________________________________________________________________

Сан-Хуан-Батиста(исп. San Juan Bautista)
Исиномаки (Япония)
Галеон 1613г.
Первый японский корабль по типу европейских, реконструкция продолжается.

Судно пересекло Тихий океан в 1614.Он был на испанским галеоном, известным в Японии как Nanban-Сен. Корабль был построен для японской делегации ко двору Папы римского, а так же для испанского монаха Луиса Сотело.
Реконструировано судно в 1993 году в Японии фирма DomeDate.
Точных чертежей не сохранилось, но архивах были указаны основные параметры судна, и сохранились так же некоторые изображения судна. Сейчас судно является частью тематического парка Ишиномаки.

__________________________________________________________________________________

Корабль Амстердам Голландской Ост-Индской компании, современная реконструкция.
Корабль построен энтузиастами в 90-ые годы прошлого столетия.
Во-первых, она сделана из других материалов (дуб заменен тропическим деревом), во-вторых, шканцы (кватердек) и каюта капитана сделаны более удобно, чем это было в 18-ом веке, но из-за этого пострадало удобство нижних палуб так, что из каюты капитана теперь можно попасть в женский туалет.

На судне иногда проходят выступления молодежного театра, актеры которого, на нидерландском =(распевает старые морские песни, играют музыкальные мини-спектакли о радостях и тяготах жизни моряков на судах ост-индской компании.

__________________________________________________________________________________
HMS Victory — Her Majesty Ship Victory.

Принимал участие во многих морских боях и в том числе в Трафальгарском сражении во время которого на его борту был смертельно ранен Нельсон.

После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте.

В настоящее время корабль приведён в то состояние в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

USS Constitution (Конститьюшн)

Второй (после английского линейного корабля «Виктория», переоборудованного в музей) из самых старых парусных кораблей в мире. Всё ещё числится в боевом составе американского флота.

Известен как «Old Ironsides» («Железнобокий старина»). Это прозвище было дано кораблю после того, как во время Англо-американской войны 1812—1814 гг. было отмечено, что ядра британского корабля HMS Guerriere отскакивали от его бортов, которые был сделаны из дуба виргинского (англ. Quercus virginiana)

Спущен на воду 21 октября 1797 года. 23 июля 1798 года совершил первое путешествие, в 1798—1800 годах участвовал в «Квази-войне» США и Франции, триполийской войне, англо-американской войне 1812—1814 годов. В 1830 году корабль, 31-летний возраст которого был весьма почтенным для того времени, чуть было не отправили на слом. Однако, опубликованная в это же время посвящённая кораблю поэма «Old Ironsides», имела большой успех у граждан, настоявших на сохранении фрегата. Вместо слома корабль прошёл первый из своих многочисленных восстановительных ремонтов. Во время американской гражданской войны «Конститьюшн» служил учебным кораблём, его вооружение было уменьшено до 16 орудий и он был переклассифицирован в корабль 2-го ранга. В 1878 году «Конститьюшн» принял участие во Всемирной выставке в Париже.

В 1900 году Конгресс утвердил проект сохранения «Конститьюшн» в качестве музейного корабля, однако финансирование из госбюджета предусмотрено не было. В 1905 году было предложено вывести корабль в море и использовать в качестве мишени для артиллерийских стрельб, однако поднявшаяся волна протеста привела к тому, что в 1906 году из бюджета было выделено $100 000 на содержание и текущий ремонт корабля, а в 1907 году он был открыт для посещения.

Последний раз «Конститьюшн» проходил ремонт в 1995 году. В 1997 году в честь празднования 200-й годовщины своей постройки фрегат совершил выход в море под парусами. До этого корабль не выходил в море примерно 116 лет.

В настоящее время находится в гавани города Бостон, штат Массачусетс, по нему проводятся экскурсии.
_______________________________________________________________________________________

Тринкомали (англ. HMS Trincomalee)
Хартпул (Великобритания)
Фрегат 1817г.
Фрегат, в последующем учебное судно британского военно-морского флота в период с 1817 по 1897 год.
_______________________________________________________________________________________

Корабль — музей "Prins Willem"
Голландия Den Helder
К сожалению корабль-музей (копия оригинального корабля " Принц Вильям ") построенный в 1984 г сгорел.
Он был самой большой достопримечательностью небольшого городка, .
Вероятно, из-за короткого замыкания, огонь очень быстро охватил корабль и пожарные не успели потушить его.

Оригинал "Принс Вилльям" (построен в 1650 г) был так же несчастлив и всего после 12 лет плавания умудрился затонуть недалеко от Мадакагскара, унеся с собой на дно 250 человек.
_______________________________________________________________________________________

«Ка́тти Сарк» (англ. «Cutty Sark») — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер. Был построен в 1869 году.
В настоящее время находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

и в данный момент находится на реставрации.
_______________________________________________________________________________________

Уорриор (англ. Warrior)
Портсмут (Великобритания)
Броненосец 1860г.
Первый в мире цельнометаллический броненосец.
_______________________________________________________________________________________

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») — знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед. Был специально построен как экспедиционное судно.
От самой постройки является государственной собственностью.
_______________________________________________________________________________________

Суомен Йоутсен (фин. Suomen Joutsen)
Турку (Финляндия)
Трехмачтовый барк 1902г.
Парусник построен в Нанте

_________________________________________________________________________________

Померн (нем. Pommern)
Марианхамина, Аландские острова (Финляндия)
Четырехмачтовый барк 1903г.
Один из последних торговых парусников
_______________________________________________________________________________

Пассат(нем. Passat)
Любек (Германия)
Четырехмачтовый барк 1911г.
Один из последних торговых парусников, позже учебный парусник

_______________________________________________________________________________


Страницы: 1

Свёл воедино информацию о посещённых кораблях-музеях в городах Тихоокеанского побережья США. Рассматриваются только боевые корабли эпохи Второй Мировой и Холодной войн.

Данные музеи открыты обычно с 10-ти утра до 5-ти вечера, пускать перестают за час до закрытия. Билеты стоят от 12 до 20 долларов, с билетом обычно дают небольшой буклетик о корабле.

Линкор на Западном побережье всего один - "Айова", головной корабль последней в мировой истории серии линкоров.


"Айова" причалена в Сан-Педро - морском пригороде Лос-Анджелеса, из центра ехать сначала полчаса серебренной линией Метро, представляющей собой носящиеся по хайвеям автобусы, до Харбор Терминал, оттуда 205-м автобусом почти час по многочисленным пригородам ЛА до ватерфронта Сан-Педро.

Входной билет стоит 18 долларов. На борту идти по жёлтым стрелкам - это и есть единственный маршрут обхода корабля.

// antinormanist.livejournal.com


В президентских покоях воссоздана обстановка конца 1943 года, когда линкор доставлял президента Рузвельта на конференции в Касабланку и Тегеран.

// antinormanist.livejournal.com


Запомнилась бронированная боевая рубка времён Второй Мировой, с узкими бойницами и перископом.

// antinormanist.livejournal.com


Авианосцев - два.

В районе Сан-Франциско - "Хорнет", авианосец класса "Эссекс", участник потопления линкора "Ямато".

Стоит у причала в чартерном городке Аламида на другом берегу залива от Сан-Франциско, ехать через Окленд, из центра города четверть часа на 31-м автобусе до Аламиды. Входной билет стоит 20 долларов.

На борту интересны разве что предметы американской лунной программы - "Хорнет" поднимал из океана экипажи первых лунных "Аполлонов". На полётной палубе - одинокий самолёт.

Гораздо интереснее посещение "Мидуэя", самого большого музеефициированного боевого корабля в мире. Головной корабль нового класса авианосцев, созданных с учётом опыта Второй мировой, вступивший в строй в сентябре 1945 года, установлен на набережной в центре Сан-Диего.

// antinormanist.livejournal.com


Обычный билет стоит 20 долларов, можно купить через И-нет за 18 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


Так как "Мидуэй" является самым посещаемый кораблём-музеем США, на борту всегда многолюно.

// antinormanist.livejournal.com


Бродить по нему можно целый день, обходя многочисленные палубные помещения.

// antinormanist.livejournal.com


На полётной палубе и в ангаре установлены 29 самолётов и вертолётов, в некоторые вертолёты можно и залезть.

// antinormanist.livejournal.com


Во многих помещениях с помощью восковых фигур и видеозаписей воссозданы сценки из жизни этого "плавучего города".

// antinormanist.livejournal.com


Внутрь надстройки-"острова" пускают только группами с гидом, просто ждут, когда наберётся достаточно народа и в путь.

// antinormanist.livejournal.com


Надводные корабли заканчиваются эсминцем "Тёрнер Джой", причаленным у набережной "Кронштадта Тихоокеанского побережья США", Бремертона. До него час пути рейсовым паромом из Сиэтла.

// antinormanist.livejournal.com


Последний из серии "Форрест Шерманов" вошёл в историю как участник Тонкинского инцидента, с которого и началось широкомасштабное вовлечение США во Вьетнамскую войну.

// antinormanist.livejournal.com


Билет стоит 12 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


Интересен тем, что скорее всего вы будете единственными посетителями на корабле.

// antinormanist.livejournal.com


Подводных лодок в городах Тихоокеанского побережья установлено штук дизель-электрических, при этом 2 - советские.

У пирса 45 рыбацкой пристани Сан-Франциско установлена "Пампанито", крейсерская подложка типа "Балао" времён Второй Мировой войны. Билет стоит 12 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


В состав экспозиции музея науки и промышленности штата Орегон в Портленде входит подлодка "Блюбэк" типа "Барбел" послевоенной постройки. Она единственная из представленных кораблей-музеев, которую нельзя посмотреть самостоятельно - пускают только с экскурсией, раз в день в 9:30.

// antinormanist.livejournal.com


У пирса Морского музея Сан-Диего причалена "Долфин" - последняя дизель-электрическая подлодка ВМФ США. Единый билет в Морской музей стоит 16 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


После советских подлодок на "Долфине" поражаешься обширностью и благоустроенностью внутренних помещений.