Русская живопись 19 в презентация. Живопись первой половины XIX века


Великая Французская революция (гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. «Взятие Бастилии 14 июля 1789», Жан-Пьер Уэль


В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского «импресион» - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя само движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.




Новое направление в европейской культуре романтизм (франц. romantisme) выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, это верность себе, искренность художественного языка. «Странник над морем тумана». Каспар Давид Фридрих, 1818.


Характерные черты направления: - живой колорит; - более свободная композиция; - непосредственное изображение действительности; - идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации; - сюжет изображает страсти, чувства, действие; - изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением. Рис.4 Франсиско Гойя «Шабаш ведьм»


Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».


Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

Слайд 2

Что такое живопись?

Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.Существуетпять видов живописи: станковая(существующие независимо от места создания), монументальная(на архитектурных сооружениях), декоративная(предназначена для украшения или подчеркивания конструкции),театрально-декоративная(создание зрительного образа спектакля), миниатюрная(область, которая является действительно захватывающей и увлекательной)

Слайд 3

Стили русской живописи.

В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение и все больше превращается в систему формальных традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством.

Слайд 4

Позже в русском искусстве появился романтизм - европейское течение. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, - утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а потом - трагическую.

Слайд 5

Романтизм стал основой для последующего зарождения реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине XIX века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве - жизни крестьян.

Слайд 6

Выдающимися достижениями в русском искусстве начала XIX века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты.

Слайд 7

Живопись в первой половине XIX века приобрело большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года. Вследствие чего в течение первой четверти столетия, впервые возникли общественные организации, например общество поощрения художников. При императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея.


В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок. Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов. М.Горький


Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.


Карл Па́влович Брюлло́в (г.г.) русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Последний день Помпеи» г.г.


Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (г.г.) русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу»


«Явление Христа народу» г.г.


Романти́зм явление европейской культуры в XVIII XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно- технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно- творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.


Оре́ст Ада́мович Кипренский (г.г.) русский художник, график и живописец, мастер портрета.






Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (г.г.) - русский живописец, мастер романтического и реалистическог о портретов.






Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.


Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов () русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Критический реализм направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. В России критический реализм получил наиболее широкое распространение в середине и второй половине XIX в. и нашел воплощение в жанровых сценах П. Федотова, в искусстве В. Перова, художников-передвижников И. Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И. Репина и др. Темы критики несправедливости общественного устройства развивались в творчестве этих художников.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выдающиеся художники конца XIX века В.Суриков. Автопортрет И.Крамской. Портрет И.И.Шишкина В.Серов. Портрет Исаака Ильича Левитана И.Репин. Автопортрет Автор работы: Байкова В.А., учитель начальных классов МКОУ «Бережковская ООШ»

Творчество Ильи Репина

Один из самых прославленных русских художников Илья Репин известен как живописец и прекрасный рисовальщик. Необычайная четкость рисунка, яркость и гармоничность красок, мастерство композиции – таковы отличительные особенности произведений И.Репина. Его шедевры украшают многие художественные музеи мира.

И.Репин. Портрет Л.Н.Толстого И.Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь

И.Репин. Стрекоза. Портрет дочери художника И.Репин. Осенний букет

И.Репин. Отдых. Этюд. Карандаш И.Репин. Девочка Ада

Творчество Василия Сурикова

Василий Суриков – автор многих знаменитых картин на темы нашей российской истории и прекрасных портретов. Картины Сурикова отличаются общим холодным, голубовато-серебристо-синим цветовым тоном, с яркими переливами золота на различных украшениях, старинной одежде, предметах быта. Гордость русского искусства русской культуры, картины В.Сурикова хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном русском музее.

И.Суриков. Портрет О.В.Суриковой В детстве

В.Суриков. Посещение царевной женского монастыря. Фрагмент

В.Суриков. Взятие снежного городка

Творчество Ивана Шишкина

Русский художник Иван Шишкин – автор замечательных картин-пейзажей, посвященных изображению родной природы и написанных так выразительно и талантливо, что мы ощущаем ее величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения, но И.Шишкин еще и превосходно владел карандашом, а также другими графическими материалами.

И.Шишкин. Рожь

И.Шишкин. Уголок заброшенного сада. Этюд И.Шишкин. Д убы. Э тюд

И.Шишкин. Перед грозой

И.Шишкин. Опушка лиственного леса. Этюд

Творчество Исаака Левитана

Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Умело используя цвет, рисунок, композицию, Левитан мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины природы осенней, летней и весенней порой. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

И.Левитан. Луг на опушке леса

И.Левитан. Золотая осень

И.Левитан. Март

И.Левитан. Березовая роща


«Русская архитектура 19 века» - Монферран. Начало XIX в. Здание Нового Эрмитажа. Интерес общества к произведениям искусства. Карл Иванович Росси. Русская архитектура в первой половине XIX века. Воронихин. Бове. Тон Константин Андреевич. Классицизм. Крупнейшие представители. Захаров. Начало «золотого века».

«Живопись 19 века» - Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Алексей Гаврилович Венецианов. Василий Андреевич Тропинин. Иван Константинович Айвазовский. Орест Адамович Кипренский. Живопись 19 века. Русские живописцы. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Александр Андреевич Иванов. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву.

«Театр XIX века» - Драматическое творчество. Новая социально-психологическая драма. Русский драматический театр. Театр XIX века. Актерское мастерство. Реалистический театр западной Европы. Основные принципы. Вклад в развитие русского театра. Мелодрама русских авторов. Русский реалистический театр. Западноевропейский театр романтизма.

«Русский реализм» - Бурлаки на Волге. Тройка. Сельский крестный ход на Пасхе. Из истории реализма в русской живописи. Основные принципы реалистического театрального искусства. Глинка поселился в Петербурге. Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Крамской Иван Николаевич(1837-1887). Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Верещагин Василий Васильевич.

«Критический реализм» - Рожь. Золотая осень. Василий Иванович Суриков. А.П.Чехов. Русская живопись второй половины XIX века. Исаак Ильич Левитан. Неизвестная. Аленушка. Василий Григорьевич Перов. Иван Николаевич Крамской. Критический реализм. Портретная живопись. Мастер русской исторической живописи. Историческая живопись.

«Русский реализм в живописи» - Значение «реализма». Радуга. Репин. Творчество отдельного художника. Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Обрыв. Куинджи Архип Иванович (1842-1910). Перед грозой. Критическая направленность реализма. Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Перов. Воспроизведение действительности такой, «как она есть». Пейзажи русских художников.