Произведения где герои учатся на чужих ошибках. Сочинение на тему опыт и ошибки

Тематическое направление итогового сочинения Искусство и ремесло

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.


Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Ремесла в современном мире не утратили своей актуальности и популярности.
Ремесленное искусство и народные промыслы берут свои истоки с незапамятные времен и сохраняют историю народа и страны в изделиях народного творчества.
Национальные мотивы, опыт поколений, передающийся тысячелетиями, и умение мастеров всё это отражается в изделиях народные умельцев.
Изделия, созданные мастерами ремесленного промысла, такие как роспись по дереву, чеканка по металлу, гончарные изделия, украшения из бисера, кружево, прядение и многие другие, являются уникальными произведениями народного творчества.
Каждое изделия это результат творческое мысли мастера, отражением его любви к истории своего народа и согрето теплом умелых рук.

История создания и развития народного творчества и ремесленного дела насчитывает тысячелетия.
Восхищает верность ремесленников и промысловиков делу своих отцов, дедов и прадедов, передающих знания от отца к сыну.
Народные умельцы, передающие накопленные веками опыт, знания и прививающие любовь к народному ремеслу у нового поколения позволяют сохранить самобытность народа, при этом в каждом изделии отражается индивидуальность мастера и оригинальность в решении творческих вопросов.


Пример сочинения по тематическому направлению Искусство и ремесло:

Сочинение на тему: Искусство и ремесло

Искусство это неотъемлемая и значимая часть нашей жизни.
Оно зародилось на рассвете человеческой расы.
Древний человек уже передавал увиденное, свои эмоции и мысли, рисуя на стенах скал – это и послужило зарождением искусства.
Именно рисование стало первым витком в истории искусства, затем музыка и танцы.
Эти виды искусства можно считать самыми ранними, в какой-то мере первобытными.
Сегодня же существует большое разнообразие видов искусства: от пения и стихосложения до кино и театра.

Понятие «искусство» имеет много разных определений и трактовок, но каждый человек понимает его по-своему.
Для меня искусство – это трудоемкое сложное понятие, включающее в себя много компонентов.
По моему мнению, искусство – это эстетическая сила, которая приобщает человека к прекрасному, пробуждает разные чувства и эмоции, заставляет задуматься, обогащает наш духовный мир.
Настоящее искусство, на мой взгляд, должно «брать за душу», переносить человека в мир фантазий, вселять веру в чудеса.­ Когда я слышу слово искусство, я сразу представляю картинную галерею. Именитые художники тысячелетиями передавали нам свой талант и душу, запечатленную в своих произведениях. Мир не перестает восхищаться такими творениями как: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Звездная ночь» Ван Гога, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и др. Эти картины бесценны, они хранятся в разных музеях по всему миру, тысячи людей каждый день любуются ими, восхищаясь каждой линией.

Не менее значимым видом искусства для меня является архитектура.
Я мечтаю много путешествовать, посетить архитектурные памятники и значимые архитектурные сооружения, например: Биг-Бен, Красную площадь, Статую Свободы, Колизей, Египетские пирамиды и т.п.
Мне кажется, они хранят в себе тайну и частичку души своих создателей.

Искусство имеет большое влияние на человека.
Оно может заставить плакать или смеяться, ненавидеть или любить, горевать или радоваться.
Иногда искусство может быть единственным средством, которое поможет собраться духом и вдохновить на подвиг, даже когда мы духовно и морально сломлены.
Именно так во время войны люди не уставали бороться, хотя и были истощены как физически, так и морально.
Люди были истощены морально и страдали от тяжести пережитых потерь.
И даже выбившись из сил, солдаты шли в бой, напевая песни о Родине и о доме, о любви и о счастье.
Песни помогали им пережить ужасы войны.

Искусство, не смотря на его вид, имеет большое влияние на человеческое мировосприятие и занимает значимое место в современном мире.

Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Итоговое сочинение по направлению Искусство и ремесло

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Искусство – это чувственный способ познания мира.
Этимология этого слова происходит от английского art или от латинского ars , что означает мастерство.
Но это не объясняет того, что такое искусство и чем оно является в жизни людей.

Что может быть искусством? Это один из самых труднообъяснимых феноменов человеческой культуры. Об этом велись долгие споры и рассуждения, которые сводились лишь к мысли, что искусством может стать обдуманная композиция в любой области. Однако ранее произведениями искусства назывались лишь те, которые были направлены на стремление человека к прекрасному, т.е. только те, которые относились к эстетически красивым предметам или вещам. Но уже сейчас обычный бытовой предмет может быть назван произведением искусства, если он был избран объектом любования художника, а та же "Джоконда" великого Леонардо да Винчи, растиражированная на футболках молодёжи, уже называется китчем. Огромное количество исследовательской литературы и горячих дискуссий среди философов и литераторов, культурологов и искусствоведов лишь подчеркнуло неуловимость и необъяснимую сущность этого явления. Так что же это? Способ выражения идей и чувств; авторская оценка жизненных проявлений окружающего мира; фантазии, нацеленные на духовный диалог с творцом и людьми…

В наше время понятие искусства расширило свои рамки и называет искусным любое мастерство, тем самым, возвращаясь к истокам самого слова.

История позволяет легко проследить, как развивалось искусство. Первые произведения искусства появились одновременно с Homo sapiens, это наскальная живопись и магические обряды, ритуальные танцы. Мы можем обратить внимание, что все они были направлены на комфортное существование древнего человека в мире, и тогда искусство имело практическое назначение.

Фундамент для развития искусства в нашем сегодняшнем понимании этого слова заложили цивилизации древних греков и египтян, индийские и китайские представления о красоте, философия римлян и аравийцев. В зависимости от времени и эпохи менялись представления о ценностях и художественном эталоне произведения искусства. И если древние греки превыше всего считали красоту тела и подчеркивали это в картинах, скульптурах, то в средние века, когда на первый план выходила теория Божественности запредельного мира, фигуры людей изображались плоскими, так как они не должны были отвлекать зрителя от размышлений о красоте духовного мира. Восточные страны не изображали человека, считая, что это граничит с созданием идола, поэтому там развивались другие виды искусства, прежде всего декоративное и прикладное.

Уже с появлением идей классицизма, понимания всемирной закономерности вещей, в искусство приходит рациональность, физическая точность, предметность. С развитием общества, появлением большого количества образованных людей, стили в искусстве начинают менять один другой с феерической скоростью. В ХХ столетии художники не могли обойти мимо явления разрушительных и бесчеловечных войн. Усложнение сознания и мышления современного человека привело к размываниям границ между видами искусств и созданию синтетического целого.

Именно потому, что искусство балансирует на грани красивости и истинности изображения реальности, существует так много разветвленных классификаций его произведений, где в конечном итоге им может быть назван любой вид деятельности, если он подлежал предварительному обдумыванию: от фотографии до боевых искусств, от компьютерных игр до эротики.

Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.

Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. Многие люди посвящают себя полностью одному из загадочных явлений в мире, а некоторые считают его священной религией. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.
Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.
Искусство это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.
Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино.
Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким.
Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, живопись это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются памятниками они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека.
Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами.

Далеко не каждый человек может свои чувства облачить в красивые и грамотные фразы, чтобы силой слова выразить накал страстей, присущих людям разных эпох и поколений. Мировая литература - это кладезь человеческих чувств и свершений, которые общаются с нами сквозь века, находя родственные души в среде современного поколения.

Картинные галереи полны уникальных полотен, раскрывающих нам тайный смысл далекого прошлого, пронесенный сквозь века, но по сей день не утративший своей актуальности. Великие живописцы смотрят на нас глазами своих картин, словно стремятся передать мудрость бытия.

Сколько талантливых поэтов оставили нам свое наследие в прекрасных и мудрых строках стихотворений, любимых и востребованных далекими потомками. Глубокий смысл слова каждой рифмованной строфы несет в себе тайное знание человеческой души со всеми ее достоинствами и пороками.

Узоры искусных рукодельниц до сих пор радуют глаз хитросплетениями ажурных шалей и кружевных салфеток. Вышитые рушники и сорочки сегодня не только в почете, но и в моде. Ювелирно обработанные драгоценные камни и металлы покоряют женские сердца, как прошлых, так и новых поколений. Архитектурные шедевры минувших лет достойно украшают улицы и площади, гармонично разбавляя урбанистический стиль современных городов.

Все прекрасное, что нас окружает - это искусство, без которого наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением счастья.

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

  • Материал для
  • подготовки
  • к итоговому сочинению по
  • тематическому направлению
  • „Опыт и ошибки“
  • Автор работы:
  • учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ»
  • Садчикова Ю.Н.
  • «Опыт и ошибки»
  • В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
  • Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  • Толкование понятий
  • Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;
  • человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках…
  • Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания...
  • Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.
  • Опыт всему учитель. Ю. Цезарь
  • Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин
  • Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
  • Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади
  • Высказывания об опыте и ошибках
  • К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин
  • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
  • Ф. Бекон
  • Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо
  • Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль
  • Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд
  • Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается.
  • Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Ошибся, что ушибся - вперед наука.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Сел в лужу, несмотря на стужу.
  • Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  • Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская
  • Долгий опыт обогащает ум. Арабская
  • Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская
  • Только опыт создает настоящего мастера. Индийская
  • Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская
  • Неопытность молодцу не укор. Русская
  • Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская
  • Примерные темы сочинений
  • Человек учится на ошибках.
  • Имеет ли право человек на ошибку?
  • Почему нужно анализировать свои ошибки?
  • Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?
  • Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин)
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
  • Рекомендуемые произведения
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. И. Гончаров «Обломов»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • Вариант вступления
  • Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
  • Вариант вступления
  • Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади. Никогда не нужно оглядываться назад, сожалеть о сделанном или, наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно только проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, что сделать, чтобы в будущем их избежать
  • Вариант вступления
  • Как часто мы ошибаемся? Иногда, всю свою жизнь жалеем о содеянном. Грустно и печально осознавать, когда при определенных обстоятельствах кого-то можно потерять, по глупости. Но такова реальная жизнь, все мы совершаем ошибки. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс, чтобы все исправить. Как, казалось бы, мало просим, но как сложно это воплотить в жизненное бытие. Один не очень известный писатель написал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл.

Предмет речи

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли. Выводы

Цитаты

Литературный пример

Неразрывная связь опыта и ошибок.

Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок

Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»?

Возможен ли опыт без ошибок?

Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?

Ошибка по незнанию простительна любому человеку.

Отрицательный результат - тоже результат.

Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. --> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

(А.Пушкин)

Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций)

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)

Ошибка - не обман.

Ошибся, что ушибся - вперед наука.

Обжёгшись на молоке, на воду дует.

И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы)

Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)

Неудачи и отказы - важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В. Распутин «Живи и помни»

А.Солженицын «В круге первом»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Опыт и ошибки на жизненном пути человека

Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать?

Какие ошибки я могу простить друзьям?

Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?

Почему мы боимся неудач и ошибок?

Почему не нужно бояться ошибок?

Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?

Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок?

Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека?

Учиться на ошибках или избегать их?

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр). См. пример сочинения.

Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.

Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок.

Пословица "на ошибках учатся" для неудачников.

В жизни нужно всё попробовать.

Всякий опыт ведёт к развитию.

Не всякий опыт нужен человеку.

Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. --> Мнение толпы не даёт нам развиваться.

Иногда это мнение нужно игнорировать.

Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. -- > Нужно поступать так, как считаешь нужным.

На чужих ошибках нельзя научиться жить.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать - ошибка. (Теодор Рузвельт).

Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)

Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь - это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне)

Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд)

Загляни в глаза себе. Стало стыдно - значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг)

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард)

Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео)

То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»

В. Астафьев «Людочка»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Ошибки и ответственность. Наказание.

Раскаяние.

Стыд.

Почему люди стыдятся своих ошибок?

Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках.

Почему люди стараются скрыть свои ошибки?

Что для меня значат слова "непростительная ошибка"?

В каких случаях надо наказывать за ошибки?

Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.

Как природа мстит за ошибки человека?

Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта.

Есть ошибки, которые нельзя прощать.

Любую ошибку можно простить.

Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.

Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.

Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас).

Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.

Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал.

Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера)

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго).

Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю)

М Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Распутин «Живи и помни»

К. Паустовкий «Телеграмма»

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Поиск смысла жизни и ошибки

Согласен ли я с тем, что честному человеку "надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать..."?

Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?

Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок?

Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.

Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок.

Лёгкая жизнь нас ничему не учит.

Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.

Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится.

Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.

Опыт некоторых людей опасен для остальных.

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)

Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).

Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное - то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).

Делай что должен, и будь что будет (пословица).

Лев Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

В.Аксёнов «Московская сага»

В.Гроссман «Жизнь и судьба»

В.Каверин «Два капитана»

Возможные темы сочинений :

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ошибаться - свойство человека, прощать - свойство Бога.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Опыт - самый лучший наставник.

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

В жизни нет ничего лучше собственного опыта.

Единственным критерием истины является опыт.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Пример сочинения

«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)

Вся наша жизнь - это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь - это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?

Поражение - это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» - тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый. Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.

Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой богатый американец отправляется со своей семьей на пароходе «Атлантида» в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» (а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих). Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался накопительством, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых - время безделья и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды в недрах корабля, рядом с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.

Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он помогал людям, однако презирал авторитеты. Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви к Одинцовой, к родителям. Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической теории. Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?... Нет, видно не нужен». Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его нигилизм – всего лишь позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев). Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!...Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать». Смерть для Базарова была в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.

Высказывание Жана Поля Сартра утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения», на мой взгляд, не вполне справедливо. Поражение – это фиаско, крах, а это ведёт к хаосу в сознании. Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении. Мысли об этом должны пробуждать в человеке азарт, соперничество, должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить - другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.