Проект педагогический по рисованию портрет. Социальный портрет класса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка»,

общеразвивающего вида

г.Улан – Удэ

Воспитатель Чеботарева О.Ю.

Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Портрет человека»

Актуальность: " Рисование человека" является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально - историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.

Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить.

Проблема: дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются не использовать этот вид художественного творчества в самостоятельной деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей способам и приемам изображения человека.

Цель: научить детей разнообразным способам изображения человека. Задачи:

1. Познакомить с видами портрета, его особенностями.

2. Научить детей передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение, помочь освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

3. Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение.

4. Закрепить понятие «автопортрет», продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь.

5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы.

Предполагаемый результат: дети должны научиться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность проекта: 2 -3 месяца.

Реализация проекта:

1-2 неделя: знакомство с живописью, техникой рисования портрета, изобразительными методами и приемами. Прежде всего необходимо познакомить детей с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

Затем могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов.

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?". При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: "О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?". Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?".

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?".

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая раз ные по настроению произведения, дети обращают внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у дете й чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием "вхождения" в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета ("Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем"; "Определи, к какому портрету подходит эта музыка"; "Придумай свое название портрету"; "Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Методы и приемы: рассматривание репродукций картин художников портретного жанра, выделение особенностей изображения (стиль, позы, временные промежутки в создании портрета, свет, цвет), смешивание красок до нужного оттенка, создание шаблонов и трафаретов – головы, прически (мужских и женских); подбор различных художественных материалов.

3 –4 неделя: практическая работа по освоению работы с шаблонами и трафаретами, фоном, средствами изображения.

5 - 6 неделя – рисование портретов папы, дедушки, братьев (ко Дню защитников Отчества).

7-8 неделя – рисование портретов мамы, бабушки, сестер (к Международному Женскому дню).

Примерный конспект занятия по рисованию в старшей группе

"Портрет мамы".

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Воспитывать любовь и нежное отношение к маме.

Словарная работа: Портрет, погрудный, жизнерадостная, доброжелательная длинноволосая, круглолицая, чернобровая, большеглазая.

Материал: Плакат с женским погрудным портретом, мел. У детей лист бумаги (А-4), простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание разных портретов, рисование простым карандашом портретов.

Дидактические игры: " Какая", " Скажи ласково".

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет мамы, самого любимого для вас человека.

Будто бирюза, мамины глаза-

Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки все вокруг, и со мною говорят.

Мама - мой любимый друг!

Прежде, чем рисовать, мы с детьми вспоминаем, какой формы голова? (обводим пальцами голову), вспоминаем, где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба, и они овальной формы с острыми уголками).

Рисую мелом на доске овал и посередине его глаза. Затем объясняю детям, что надо рисовать только кончик носа, а от кончика носа до конца лица находятся губы. Напоминаю, что шея уже, чем лицо, а плечи шире, чем голова.

Дидактическая игра "Какая?"

Если мама радуется жизни, то она - какая? - жизнерадостная;

Если мама желает добра, то она - доброжелательная;

Если у мамы длинные волосы - длинноволосая;

Если у мамы круглое лицо - круглолицая;

Если у мамы большие глаза - большеглазая;

Если у мамы чёрные брови - чернобровая;

Дидактическая игра "Скажи ласково".

Мама- мамочка, нос- носик, губы- губки, глаза - глазки, брови- бровки, щека - щёчки, лоб- лобик.

А теперь, ребята, вспоминайте мамины глаза, мамин цвет волос, мамин взгляд, мамину улыбку, мамины любимые бусы и начинайте рисовать. Звучит детская песня про "Мамонтенка".

Кто затрудняется , оказываю помощь.

В конце занятия выставляю все детские рисунки на доске и дети анализируют свои рисунки.

Работа с родителями: организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета.

8-9 неделя – изготовление рамок для портретов, организация выставки.

Итог проекта: выставка детских работ «Наши любимые, родные, близкие»

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., "Педагогика", 1994.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. -- М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2007. - 208 с.

7. И. Селютин "Как нарисовать фигуру человека", из серии "Волшебный карандаш", - М., АСТ-издательство, 2007.

8. Казакова Т.Г. "Детское изобразительное творчество" Москва, Карапуз - Дидактика, 2006.

9. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996.

10. Казакова Т.Г. Развив айте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.

11. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: "В. Шевчук", 2006. -- 208 с.ил.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. -- 242 с.

14. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., "Просвещение", 1978.

15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

17. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 "Преподавание черчение и изобразит. искусства". - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.: ил.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Участники проекта: Дети подготовительной группы компенсирующего назначения (ОНР).

Цель: Познакомить детей с портретной живописью Задачи: Формировать у детей интерес к живописному портрету и такому его жанру, как автопортрет. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ. Познакомить с некоторыми средствами выразительности портрета: рисунок, колорит, композиция. Обучить детей техническим приёмам изображения портрета. Обогащать детско – родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми. Развивать творческое воображение детей. Стимулировать творчество детей к импровизации с различными материалами.

Проблема: Поможем Незнайке научиться рисовать портрет Предполагаемый результат: Создание альбома «Давайте познакомимся» * Выставка «Необычный портрет»

Алгоритм осуществления проекта: Подготовительный этап Подбор наглядного иллюстративного материала; Взаимодействие с семьёй – выполнение совместных творческих заданий «Необычный портрет» (из разных материалов).

Мероприятия: Основной этап:

Постановка проблемы – чтение рассказа Н.Носова «Как Незнайка был художником»

Художественный салон: Знакомство с портретом

Просмотр мультимедийных презентаций: * «Если видишь на картине…» * «Виды портретов»

Развлечение «Давайте поиграем» (с использованием художественно-развивающих игр) «Фоторобот»

«Узнай портрет по пиктограмме»

«Кто быстрее определит настроение героя»

Фотовыставка «Смотрите, это я»

« В мастерской художника» (учимся рисовать автопортрет)

Создание альбома «Давайте познакомимся»

Домашнее задание: «Необычный автопортрет» и Презентация автопортретов

Автопортрет Жени Сорокина (выполнен с помощью мукосоли)

Автопортрет Джавы Аншукова (выполнен с помощью гороха и пластилина)

Автопортрет Сережи Недоступова (выполнен с помощью пластилина)

Автопортрет Дениса Капустина (выполнен с помощью аппликации)

Автопортрет Владика Кулешова (выполнен с помощью простого карандаша)

Автопортрет Сёмы Журавлёва (выполнен в технике граттаж)

Автопортрет Ромы Сенчукова (выполнен с помощью мятой бумаги)

Автопортрет Сони Сынковой (выполнен с помощью акварели)

Автопортрет Кати Пахарь (выполнен с помощью пластилина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки"

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки". Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художествееное творчество"Для подготовительной к школе группы....

Презентация "Жанры живописи.Портрет."

В доступной форме знакомим дошкольников с жанрами живописи,подробно рассказываем о жанре портрет....

http://www.o-detstve.ru Презентация проекта «Портрет» Автор: Хлебникова Татьяна Федоровна МАДОУ Центр развития ребенка д/с № 2 «Ромашка» г. Данков Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продукт проекта Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Изучение себя через портрет» обусловлен Выбор цели необходимостью привлечь внимание детей к своему внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Для этого были поставлены следующие задачи: - расширить и углубить знания детей о портрете, знакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.); -знакомить детей с разными техниками выполнения портрета; -учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник; -обогатить чувственный багаж детей; -стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки; - научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику; - учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения; - учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение. - развивать речь через описание созданных работ. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Создание творческой группы: Педагог по ИЗО Музыкальный руководитель, Воспитатель группы, где проводится проект, Педагог по физвоспитанию, Психолог, Родители. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Составление плана реализации проекта: Постановка задач перед специалистами и родителями Предложения специалистов и родителей вариантов проработки темы через совместную деятельность Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 План реализации проекта: http://www.o-detstve.ru Образовательная область Познание Формы работы Фантазийный портрет «Друг с другой планеты», «Мы все такие разные» (черные, белые, красные). Коммуника ция Составление творческих рассказов по теме «Моя любимая мама», «Мой любимый Результат Знания о расовых различиях. Умение создавать фантазийный образ. Творческий рассказ воспитатель», «Фоторобот». Чтение художествен ной литературы Чтение и обсуждение народных сказок («Снегурочка», «Гуси лебеди» и др.) Понятия добро - зло http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Художественное творчество Живой портрет, живой натюрморт Описательный рассказ, календарики Художественное творчество Рисование по темам «Мой любимый воспитатель», «Моя любимая мама», Лепка «Мое любимое животное», «Мой любимый друг», «Я себя рисую» Выставка портретов в Составление композиций «Портрет из овощей», «Игрушка из морковки», «Оживим овощи», «Вкусные портреты» Выставка поделок, книга «Как овощи спешили в детский сад» Труд разных техниках Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Физическая культура Загадки «Угадай, кого я показываю движением», игра «Любимое движение героя» Пластический этюд Социализация «Психологический портрет» Альбом рисунков «Наша группа» Музыка «Музыкальный портрет», «Сказочные портреты в музыке» Умение воспринимать музыкальный образ Работа с родителями Беседа «Как выглядела мама маленькой», «Портрет из семейного архива» Выставка работ для родителей Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продуктивный этап «Мы такие разные» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о планете Земля. 3. Рассматривание альбомов, открыток, картин с людьми разных рас 4. Выявление характерных признаков людей с разным цветом кожи. 5. Самостоятельное рисование детей. 6. Итог. Составление композиции «Все мы живем на Земле». Материалы: акварель, листы бумаги, кисточки, ножницы, баночка с водой, клей. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи понравившихся предметов и костюмов. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: предметы необходимы для составления портрета, различные костюмы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Мой любимый воспитатель» Содержание: 1. Орг. момент. 2. Беседа «Угадай жанр картины». 3. Индивидуальная деятельность детей по созданию портрета в технике барельеф на картоне. 4. Подведению итогов. Составление общей выставки «Я человек». Материалы: картон, цветной пластилин. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Портрет из овощей» Содержание. «Дети из овощей составляют забавные фигурки, составляют сказку «Как овощи в детский сад спешили».Затем составляют кадры из нее и фотографируют. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой натюрморт» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о натюрморте. 3. Показ беседы «Я составлю натюрморт». 4. Индивидуальная работа детей по составлению натюрморта из понравившихся предметов и драпировок. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов натюрморта. 6. Задание на дом – придумать название своему натюрморту. Материалы: предметы необходимы для составления натюрморта, ткани различных цветов. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Я себя рисую» Содержание. Дети получают свой контур во весь рост на сложенном пополам в две длинны.Все работают в парах по очереди, помогая друг другу, сначала маркером, затем красками.(раскрашиваю себя и свою одежду)По окончанию делается выставка свои для портретов для родителей. Материалы. Обои, маркеры, краски(гуашь, акварель), пастель, кисти Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Объемный портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи кусочков белой бумаги и клея ПВА. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: листы белого мелованного картона или плотной бумаги, клей ПВА, гуашь, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Экскурсия в мастерскую художника». Задачи: закрепить ранее полученные умения и навыки, учить детей новым техникам (графика по зеркалу, и отпечаток со стекла), дать возможность самим изучить выставку в мастерской и рассказать другим. Материалы: Картины разных жанров и техник, зеркала, рамки, маркеры, краски, валик, листы, этюдник, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Итоги реализации: Результат - новые знания, навыки, умения; умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, обогащение своего чувственного опыта Продукт – выставки, альбом, книга, поделки, рисунки, этюды, рассказы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Результаты проектной деятельности по линиям развития ребенка в контексте ФГТ Физическое у детей сформировались навыки рационального дыхания, координация движения, сформировался навык осмысленной моторики Познавательноречевое воспитанники приобрели знания о различных портретах и техниках их исполнения; научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи –эпитеты, сравнения, метафоры Художественноэстетическое научились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляют инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментируют с различными материалами, создавая образы Социальноличностное детей сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства, к различным его жанрам; сформировалась любознательность,познавательный интерес к красоте окружающего мира, творческие способности, ручная умелость Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Спасибо за внимание! Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014

Изобразительное искусство,1-4 класс

Краткая аннотация проекта

Мона Лиза, Леонардо да Винчи (1503г)

Наш проект о портрете в изобразительном искусстве. Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

Это один из самых распространенных жанров в живописи. Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.

К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо - портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", 1503г), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какую роль изобразительное искусство играет в жизни человека?

Проблемные вопросы

В чем заключается уникальность портретной живописи?

Какую идею несет в себе портрет?

В чем заключается историческое значение портрета в изобразительном искусстве?

Учебные вопросы

Что подразумевается под термином «портрет»?

Кто стал основоположником портрета?

Каковы основные признаки портрета?

Назовите жанры портретной живописи?

В каких странах появились первые портреты?

Назовите знаменитых портретистов эпохи Возрождения?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя


Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Как и положено в проекте, идею подсказали сами дети. Они стали играть с рамкой от картины: строили рожицы, пугали друг друга, изображали сценки за рамой. Я пришла к мысли, что это можно использовать в работе над темой «Портрет». Но тема оказалось столь обширной, что в рамки ни занятия, ни игры не вписывалась. Только проектная деятельность могла вместить в себя все многообразие жанров, видов и техник исполнения.

Рамка позволила остановить момент и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, явлениях (снег за окном в рамке смотрится как картина, т.е. пейзаж; лежащие на столе фрукты и овощи через рамку превращаются в натюрморт; любимый воспитатель через рамку превращается в портрет).

Современные дети, воспитанные техногенным миром, в какой-то мере обделены вниманием и любовью, и как следствие, у них не сформировано правильное, адекватное отношение к себе. Из-за этого наблюдается плохая адаптация в коллективе, отсутствие правильной самооценки. Страх неодобрения блокирует продуктивную деятельность (именно созидание, т.е. перевод переживаний, ощущений в продукт), дети лучше вообще ничего не будут делать. Что они делают? Пассивно смотрят фильмы, бездумно играют в компьютерные игры, или шумно выплескивают эмоции и чувства в движении. Разнообразная деятельность в ходе проекта позволяет им реализовать себя, по-новому взглянуть на себя, увидеть себя с разных сторон, объяснить, почему я делаю именно так, а не иначе. В процессе деятельности в рамках данного проекта один мальчик восторженно заявил: «Вот теперь я знаю, чем занять себя дома».

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта внимание детей будет привлечено к их внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; будут созданы оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, физрук, родители.

Цель : изучение себя через портрет.

Задачи :

  • расширить и углубить знания детей о портрете, познакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.);
  • знакомить детей с разными техниками выполнения портрета;
  • учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник;
  • обогатить чувственный багаж детей;
  • стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
  • научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику;
  • учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения;
  • учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
  • развивать речь через описание созданных работ.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • обозначение проблемы.выбор темы;
  • определение цели и задач проекта;
  • обсуждение с участниками;
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материалов.

Второй этап - практический:

  • проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта;
  • оформление и подбор нелбходимых материалов для исследований.

Третий этап - завершающий:

  • итоговое НОД "В мастерской художника";
  • проведение выставок;
  • планирование новых проектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний детей о себе;
  • развитие речи;
  • умение детей классифицировать портрет по видам (живописный, графический, фотопортрет и т. д.).
  • развитие навыков изобразительной деятельности.

Итоги проекта:

1. Детинаучились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляли инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментировали с различными материалами, создавая образы.

2. Был сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства и различным его жанрам, сформировался стойкий познавательный интерес к своему внутреннему миру и красоте окружающей природы.

3. Развились творческие способности, в частности ручная умелость, были приобретены новые умения в различных техниках (пластилиновая графика, акватипия, фотографирование и др.).

4. Приобретены знания о различных портретах и техниках их исполнения.

5. Научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи эпитеты, сравнения, метафоры.

6. Сформированы навыки рационального дыхания, координации движения, осмысленной моторики.