Приключенческая литратура. Что значит "приключенческая литература" Жанр и тема приключения

Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это подросший читатель находит на страницах приключенческих книг.

Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности.

Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий .

Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие приключенческих повестей и романов разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах ("Остров сокровищ" Стивенсона), в подводных глубинах ("Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна), а то и вовсе в космических просторах или на других планетах ("Аэлита" А. Н. Толстого) .

Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом (несколько столетий назад), либо перенесены в будущее (это особенно характерно для той части приключенческой литературы, которую принято называть фантастикой).

Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его.

Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор.

Приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников.

В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что приключенческая литература - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения.

Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря "приключенческая литература", мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия

Выводы по главе I

Все вышеперечисленные особенности и определяют собой стилистику приключенческой литературы. Она должна увлекать за собой своего читателя, поэтому язык такой прозы должен быть живым и доступным. Сюжет насыщен событиями, поэтому текст изобилует глагольными формами и сложными синтаксическими конструкциями.

Повествовательный элемент явно преобладает, а количество описаний сведено к минимуму, и даже пейзажные или портретные изображения динамичны: они готовят читателя к тому, каким образом будет развиваться действие на данном этапе повествования.

Главным средством характеристики героя становятся его поступки, в портрете же внимание акцентируется на нескольких ярких приметах внешности, деталях одежды, особенностях поведения.

Повествование в целом выстраивается так, чтобы как можно дольше удерживать внимание читателя, поэтому в качестве излюбленного композиционного приёма используется эффект неожиданности: недавно погибший герой чудесным образом возвращается к жизни, в самый опасный момент ему на помощь приходят друзья, а оружие врага оказывается незаряженным.

Приключенческая литература - литература крупных форм, дающих простор авторскому и читательскому воображению, поэтому самым распространённым жанром становится приключенческий роман. Внутри произведения объёмный текст делится на главы, каждая из которых часто заканчивается "на самом интересном месте", в момент неожиданного поворота сюжета.

Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус.

Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру .

Данный урок проводится в 5-м классе (образовательная система "Школа-2100", учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), рассчитан на два часа.

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках литературы материал;
  • развить у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы;
  • способствовать формированию у учащихся развитого воображения;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий

Оборудование урока: мультимедиа-проектор, ИКТ, портреты писателей, экран, индивидуальные карточки для учащихся

Эпиграф к уроку (запись на доске)

Приключения: Книги о приключениях стали самыми любимыми для читающих детей. Почему именно такие?

Ход урока

Давайте запишем в тетради тему сегодняшнего урока: "Приключенческая литература". Приключения: Что таит для вас это слово? Давайте поиграем в ассоциации.

В тетрадочках напишите слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

  • Почему мы так любим книги о приключениях?

Предполагаемые ответы.

  • Потому что тянет к дальним странствиям
  • Потому что в них много мужества
  • Потому что мы узнаём, кто является героями приключенческих книг и какие увлекательные события в них описываются.

Учитель .

Такие авторы, как Д. Дефо, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, умели так живо и ярко описать необычные приключения, что читатель навсегда запомнит Гека Финна, с дохлой кошкой в руках, или путешествия Робинзона, его способность выжить на необитаемом острове, или одноногого пирата Джона Сильвера по прозвищу Окорок из "Острова сокровищ". Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное. Например, приключения героев в Изумрудном городе или полеты Карлсона - веселые и забавные истории, которые, тем не менее, с особой мудростью подчеркивают те добрые чувства, на которых строятся настоящая дружба и уважение.

Диалог учитель - ученики:

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса придумал французский писатель ____(А.Дюма-отец).

Слайд. А.Дюма-отец "Три мушкетёра"

В 1844году выходит первая книга трилогии о мушкетёрах ____________("Три мушкетёра").

Чем привлекает нас его произведение?

Предполагаемые ответы.

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви.

Когда происходят события, описанные в романе?

Предполагаемый ответ.

Главные герои произведения - кто они?

Предполагаемые ответы.

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса - они мушкетёры короля.

Писатель рассказывает не столько об исторических событиях 17 века, сколько о нравах того времени. Так что в основе всего повествования лежат судьбы и подвиги "людей чести" Атоса, Портоса и Арамиса и присоединившегося к ним Д"Артаньяна.

Во имя чего совершают свои подвиги мушкетёры?

Предполагаемый ответ.

Во имя Франции

Учитель.

Мушкетёры совершают свои подвиги во имя Франции, они патриоты (запись в тетрадь: патриот - тот, кто любит свою родину, предан своему народу), для них долг превыше личных интересов. Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.

Что для мушкетёров значит дружба?

Предполагаемые ответы.

Верность,

Преданность друг другу "один за все и все за одного"

А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.

Слайд: "Плывущий корабль" (для привлечения внимания)

А вот писатель Жюль Верн был одним из первых фантастов. Он предсказал многие научные открытия, летал на воздушном шаре, написал знаменитого "Капитана Немо", командира Наутилуса.

Самым увлекательным его произведением был роман "Дети капитана Гранта", где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.

Уже с первых страниц романа "Дети капитана Гранта" Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. Как он это делает?

Ответы учащихся

Какими предстают перед нами главные герои романа "Дети капитана Гранта"?

Предполагаемые ответы.

  • Смелыми
  • Отважными
  • Целеустремлёнными
  • Спешащими на помощь друг другу
  • Честными
  • Любознательными

Слайд. Эдгар По "Золотой жук"

Э.По в своей повести "Золотой жук" рассказывает о детективном поиске клада.

Почему повесть называется "Золотой жук"?

Предполагаемые ответы.

Так как именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.

Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания и в этот процесс он вовлекает и читателя.

Как раскрывается тайна?

Ответы учащихся:

Учитель.

Можно ли это произведение отнести к жанру приключенческого рассказа?

Предполагаемые ответы.

"Золотой жук" - самый настоящий приключенческий рассказ. Все черты жанра налицо:

  • динамика развития событий,
  • тайна,
  • шифр,
  • поиски клада,
  • клад.

Слайд. Р.Л.Стивенсон

"Я поднялся, и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем "Испаньолой". Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...".

Из какого произведения эти строки?

Предполагаемые ответы.

"Остров сокровищ"

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в главном городе Шотландии - Эдинбурге. Он был единственным ребенком в семье. Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал неизлечимой болезнью бронхов и часто был прикован к постели. Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. Может быть, профессиональные занятия - строительство маяков - настраивали его на такой лад. Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ"

Это произошло летом 1881 года. Развлекая пасынка (запись в тетрадь: пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому), приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты. Стивенсон вообще очень любил карты, "за их содержательность и за то, что их не скучно читать". И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!

"Это должна быть книга для мальчиков", - объявил писатель своим домашним. После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса. И в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил. Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.

Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Джим Хокинс.

А ведь Джим жил в деревушке где-то в самой глуши, был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. Был даже немного трусоват поначалу. Самый простой, обыкновенный мальчик. И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. Жутко стучит палка слепого Пью по обледенелой дороге... Джим сидит в бочке с яблоками и слышит страшное имя капитана Флинта... Хриплый крик попугая "Пиастры, пиастры, пиастры!"... Пираты признают выжженный солнцем скелет: "Э, да это Аллардайс, разрази меня гром!"

И вот на наших глазах Джим меняется.

Каким он становится?

Предполагаемые ответы.

Он становится ловким, смелым и находчивым, и даже - пусть на час - капитаном "Испаньолы".

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Другие герои повести.

Навсегда останутся в памяти читателей и другие герои книги.

Каких героев повести вы помните? Кратко охарактеризуйте их. (Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях).

Предполагаемые ответы.

Добрый, но недалекий и болтливый сквайр; капитан Смоллет с железным чувством долга; доктор Ливси, умный и отважный, оказывающий медицинскую помощь даже своим смертельным врагам; и, конечно же, одноногий пират Джон Сильвер! Именно он, вместе с Джимом - главные герои книги. "Корабельный повар" - так, по мысли Стивенсона, она должна была сначала называться.

Слайд. А.Н.Рыбаков.

РЫБАКОВ Анатолий Наумович (1911 - 1998), русский писатель. Опубликованная в 1948 году повесть "Кортик" была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны. Это была первая книга А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель-инженер-автомобилист).

Книга построена по всем правилам приключенческого жанра.

Ребята, докажите, пожалуйста, что эта повесть построена по всем правилам приключенческого жанра.

Предполагаемые ответы.

В центре сюжета - загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой. Загадка эта воплощается в старинном кортике, оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого во время гибели линкора "Императрица Мария". Затем комиссар подарил кортик Мише. Внутри рукоятки кортика - шифр, ключ к которому находится в ножнах этого таинственного оружия, а ножнами овладел белый офицер, предполагаемый виновник гибели линкора, главарь банды Никитский.

И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются: слежка, смутные догадки - одно таинственное событие влечет за собой другое.

Какие они - главные герои повести?

Предполагаемые ответы.

  • решительный Миша Поляков,
  • деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
  • горячий и болтливый Генка;
  • то, что три друга узнали о существовании тайны кортика - случайность.
  • герои А. Рыбакова мужественны

А мужественность - это не только храбрость, это и чувство ответственности за происходящее, умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.

и в то же время Миша, Генка и Слава - не скопище добродетелей, а обыкновенные мальчишки - они не прочь пошалить, увильнуть от неприятного и скучного дела. Но обратите внимание, как, рискуя жизнью, Миша бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого, или как терпеливо и деликатно отваживает он беспризорника Коровина от бездомной жизни. Это поступки истинно мужественные.

Заключение.

Учитель.

Сегодня мы обратились к жанру приключенческого произведения (романа, повести, рассказа). Вспомнили таких писателей, как А.Дюма-отец, Жюль Верн, Эдгар По, Роберт Льюис Стивенсон, Анатолий Наумович Рыбаков, которые написали такие интересные произведения, сами были интересными людьми и прожили яркую жизнь.

Каковы основные черты произведений приключенческой литературы?

Ответы учащихся :Обобщение сказанного.

Вывод (запись в тетрадь)

Основные черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности:

В основе - приключение, динамичное событие, участниками которого волей случая становятся герои произведения. В приключенческом произведении одно приключение сменяется другим, что делает произведение остросюжетным.

Случай играет большую роль и в разгадках тайн, шифров и т.п.

Характерны описания исторических событий, географических открытий (то и другое как фон для развития действия), кораблекрушений, поединков, столкновений с пиратами и другими разбойниками, наводнений, землетрясений и т.д., то есть того, что мы называем экстремальными ситуациями .

Разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации .

Часто действие происходит в море или на острове .

Герои - обычно смелые , мужественные , добрые , благородные люди. Они отличаются верностью и преданность, готовы прийти на помощь попавшему в беду.

Чему нас учит приключенческая литература?

Ответы учащихся:

Слайд. "Приключенческая литература учит нас"

(Запись в тетрадь)

Приключенческая литература учит нас

  • дружить и любить,
  • быть стойкими и храбрыми,
  • не бояться трудностей;
  • прививает любовь к путешествиям,
  • воспитывает тягу к знаниям, к наукам.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь к учебному комплексу "образовательная система "Школа-2100"" стр. 11-12.

Сегодня утром, преодолевая стылый, залитый дождями путь до конторы, задумался о том, как визуально-алгебраически можно типировать все возможные сюжеты приключенческой литературы и не только. И пришёл к мысли, что, задумывая "Тентаклиаду", я спонтанно сторонился одних и тянулся к другим формулам, которые только сейчас собираюсь сформулировать.

Формулировка пока достаточно сырая, но там есть зерно, которое я очень хочу обозначить. Итак.


Схема 1а. Приключение-вектор.
Подавляющее большинство приключенческих повествований строятся по принципу линейного передвижения от одной точки до другой. Приняв за "А" исходный пункт, где герой (герои) начинает своё приключение, мы можем представить сюжетную структуру так:

А - B - C - D - ... - N

Герой движется от одной географической (эмоциональной, философской, событийной) локации к другой, а от другой к следующей. Каждая предыдущая территория может давать "ключи", "подсказки" и прочие "висящие на стене ружья" для последующих остановок героя, а может и не давать. Главное, что герой всегда движется вперёд, не поворачиваясь вспять, в крайнем случае лишь мысленно возвращаясь к каким-то аспектам предыдущих локаций. По этому принципу построено 90% фэнтези-литературы и 99% сюжетных видеоигр. В случае с играми такое объяснимо и оправдано в чуть большей степени, поскольку изначально заданная парадигма гейм-дизайна предполагает движение от одного уровня к другому. Для приключенческой литературы же, на мой взгляд, это самый простой и тривиальный путь формирования сюжета.

Схема 1б. Приключение-цикл.
Как вариация линейной схемы, ещё возможна такая:

А - B - C - D - ... - N - A

В самом конце путешествия герой замыкает круг и возвращается домой. Например, "Властелин Колец" или "Алиса в Стране Чудес" построены по этому принципу. Однако сущностного наполнения такой финт ушами не добавляет: возвращение на родину, как правило, нужно лишь для эмоциональной галочки, оно не сюжетообразующее, ему посвящены минимальные абзацы в самом конце. Вся основная фабула приключенческой истории такого типа лежит строго между "А" и "А", самих "А" практически не касаясь.

Последнее время мне такая схема интересна всё меньше, хотя примеров её всё больше. В ней всегда имеется соблазн для придумщика скатиться в казуальную сериальность: просто клепать один за одним сюжетные модули и помещать в них героя. Механическая процедура нанизывания, часто страдающая от недостатка изобретательности.

Схема 2а. Приключение-петли.
Гораздо интереснее, когда пункт "А" является по-настоящему отправным и играет ключевую роль как в становлении героя, так и в его приключении. В этом конструкте герой всегда возвращается в свой основной ареал обитания следующим образом:

А - B - A - C - A - D - A

По этому принципу выстроены "Приключения Синдбада", "Три мушкетёра", "Гаргантюа и Пантагрюэль". И если в случае с Синдбадом возвращение в "А" имеет чисто номинальный характер (и, тем самым, приближает эту историю к первой схеме), то у Дюма "А" (если мы принимаем за "А" Париж) - чуть ли не основная площадка для развёртывания фабулы. В сфере видеоигр абсолютным шедевром нанизывания петель является "Shadow of the Colossus". Мы исследуем мир постепенно, кругами, плавно увеличивая окоём, расширяя картину мира и его понимание, каждый раз переживая новое приключение и каждый раз начиная из отправной точки. Это очень здорово. В более серьёзных жанрах повествования по сути только "А" и существует. Приключенческий жанр всегда придаёт герою вектор ускорения к новым точкам, однако, будучи "лёгким" жанром, так часто забывает про это самое "А"! Схема "петель" же как раз даёт почувствовать как мир снаружи, так и мир внутри. Она добавляет живости и убедительности, насыщает произведение настоящими героями и событиями, даёт почувствовать почву под ногами.

Схема 2б. Приключение-спираль.
Наконец, самое для меня интересное, но так мало представленное, это постепенная трансформация изначального отправного пункта при каждом его очередном появлении в сюжете:

А1 - B - A2 - C - A3 - D - A4

Каждая локальная "петля" сюжета накладывает отпечаток на "возвращение домой". Т.е., "В" превращает "А1" в "А2", "С" превращает "А2" в "А3" и т.д. Внезапно, примером такого построения оказывается "Гарри Поттер". Несмотря на все мои серьёзные претензии к последним книгам (в основном, по художественной части), следует отметить, что от книги к книге Хогвартс меняется всё сильнее и сильнее. Каждый раз, возвращаясь назад, герои вынуждены решать новые проблемы и подстраиваться под новые обстоятельства. По принципу спирали написаны романы А. Иванова - и "Золото Бунта", и "Сердце Пармы". Мир здесь одновременно и герметично-локален (с уникальной атмосферой, духом и мифологией) и, вместе с тем, массивен, дискретно разнообразен. При этом герой - обязательно! - сплавляясь ли по реке теснин, отправляясь ли воевать за Камень, перемещаясь ли пленником в Москву, всегда возвращается в свою цитадель - и географически, и психологически - причём совершает это не единожды. И всякий раз эта цитадель, сохраняя свои изначальные черты, изменяется - как в рамках событийной фабулы, так и в рамках символического, духовного своего значения.

Именно эту схему спирали мне хочется использовать в "Тентаклиаде". Она представляется и по-философски глубокой, и легко захватывающей, интригующей. Фактически, это схема эволюции без отрыва от неких констант. Она позволяет углубиться в вопросы, интересующие автора и узкий круг читателей, и, при этом, остаётся летящим приключением для широкой аудитории.

приключенческая литература

художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, "Остров сокровищ" Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).

Приключенческая литература

художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение. П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художественных повествовательных жанров, для которых авантюрно-занимательная установка была существенной, но не определяющей сюжетное целое, ≈ греческого романа эпохи эллинизма («Эфиопика» Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12≈16 вв., романа барокко («Астрея» д"Юрфе и т.д.), плутовского романа похождений, литературы путешествий 17≈18 вв. и готического романа предромантизма с его превратностями, тайнами и ужасами. Значительную роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза и журналистика.

Более специфично применение понятия «П. л.» («приключенческий жанр») к литературе о приключениях, сложившейся в 19 в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций: отталкивание от прозы буржуазной повседневности; поиски высокого и героического; устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним из первых образцов П. л. явились «морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенческие романы А. Дюма -отца и социально-приключенческие ≈ Э. Сю. Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения П. л. 19 ≈ начало 20 вв.: Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях; персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Современная П. л. часто сливается с научной фантастикой, предельно расширяющей сюжетные возможности повествования.

О популярности П. л. в СССР свидетельствуют многочисленные серийные издания, сборники, журналы (например: «Библиотека приключений и научной фантастики», с 1943, издательство «Детская литература»; «Приключения» ≈ издательство «Молодая гвардия»; журнал «Вокруг света» , с приложением «Искатель» ≈ с 1961; «Подвиг» ≈ приложение к журналу «Сельская молодёжь», и др.).

В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов. Советскую П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революционный пафос.

Лит.: Rausse Н., Der deutsche Abenteuerroman, , 1912; Doutrepout G., Les types populaires de la littérature française, pt. 1≈2, Brux., 1926≈27; Ayrenschmabz A., Zum Begrift des Abenteuerromans, Tübingen, 1962; Folsons J. K., The American western" novel, New Haven, 1966.

В. С. Муравьев.

Википедия

Приключенческая литература

Приключенческий роман (также авантюрный роман , от) - жанр романа , сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы , которую отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы - не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя.

  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 190

Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. 17

Поэтика приключенческого романа Майна Рида. 55

§1. Антиколониальный приключенческий роман

Майна Рида.96

2. Исторический приключенческий роман

Майна Рида.134

§3. Детективный приключенческий роман

Майна Рида. 157

3 а к л ю ч е н и е. I70-I7I

Библиогафия.cdb;.".172

Введение, В современном литературоведении одной из основных проблем является проблема романа как литературного жанра. Изучение различных видов романа естественно усиливает интерес исследователей к историко-литературному анализу этого жанра во всем его многообразии. Вопросы типологии романа, по утверждению М.Храпченко, приобретают особую научную актуальность /123,257/. В связи с этим нам представляется важным изучение малоисследованного в современном литературоведении жанра приключенческого романа.

Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной11, более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.

Долгое время необычайную популярность приключенческой литературы объясняли лишь испорченным или неразвитым читательским вкусом. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям. Из воспоминаний Лафарга известно, с каким удовольствием читались книги Ф.Марриэта, П.де Кока, Ч.Левера, А.Дюма в семье Карла Маркса, который проявлял особый интерес к рассказам, богатым приключениями /11,552/.

М.Горький, вспоминая свое детское увлечение романами Густава Эмара, писал жене:"Это, знаешь, вакцина была - вакцина против обломовщины". Именно в романах А.Дюма-отца великий писатель встретил - в противовес мещанству - людей "сильной воли, резко очерченного характера. которые живут иными радостями, страдают иначе, враждуют из-за несогласий крупных"760,479/.

Но если читатель достаточно единодушен в своем признании приключенческой литературы, то в литературоведении сложилось пренебрежительное отношение к ней. Критика связывает распространение приключенческих жанров в середине XIX века с появлением массового неприхотливого читателя. Установка многих произведений этого жанра на развлекательность, некоторую облегченность характеров, которая делала их часто похожими на лубочные картинки, привлекала нового читателя. Нельзя не признать, что некоторые представители этой литературы так и остались лишь развлекателями, тем самым выведя свои произведения за рамки искусства. Именно благодаря им приключенческая литература стала в целом тоже восприниматься как второсортная. Критика, отметив раз и навсегда эту второсортность приключенческой литературы, отказалась рассматривать ее специфику, законы, по которым строятся ее произведения. Любое удачное произведение исследователи "дотягивали" до большой литературы и оценивали его по законам этой литературы. Само противопоставление "большая", "серьезная" литература и какая-то другая, на наш взгляд, является искусственным. Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием. Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.

Несмотря на сложившуюся традицию не замечать приключенческой литературы, писатели, критики не раз подходили вплотную к проблемам ее специфики.

Антонио Грамши, сам пройдя через увлечение приключенческой литературой, пытался понять, что привлекает читателя в ней.

Бертольт Брехт, оценивая жанр детектива, призывал "учитывать тягу читателя к необычным приключениям, к напряженности и т.п., которой этот роман удовлетворяет"/48,206/.

А.В.Луначарский объяснял приверженность читателя к подобной литературе романтизмом народных масс, их тягой к сильным чувствам.

Б.Грифцов в работе "Теория романа"/1927/ ратует за необходимость изучения специфических законов приключенческого жанра, так как "без них совсем были бы неверно истолковываемы некоторые явно серьезные произведения и таким образом не делалась бы понятной природа романа вообще". Он пишет о расхождении мнений читателей и критиков:"Так не было согласия между исследователями и читателями. Одни произведения обследовались, чтились, были окружены всяческим почетом, входили в круг обязательных для образованности предметов, и нередко потом оставались на полках в полной неприкосновенности их великолепных изданий, другие просто читались и зачитывались до дыр на их страницах"/63,13/.

Приключенческая литература является бесспорно фактом литературы, но теоретические проблемы, связанные с нею, настолько не разработаны, что ее природа, история, специфика до сих пор еще не выясненыи требуют историко-литературного анализа.

Сложность расрытия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. В литературоведении довольно часто можно встретить выражение - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры". Долгое время в качестве синонима определению "приключенческая" использовались слова "авантюрная литература", что неизбежно усложняло уяснение содержания терминов.

А.Цейтлин в статье "К социологии литературного жанра", размышляя о природе жанра, отказывается признать единым монолитным жанром авантюрный роман, который "бытовал в Древней Греции, был характерен для средневековья, широко развернулся в ХУШ в. и достиг высокого развития во французской бульварной литературе".

А.Цейтлин перечисляет несколько исторически сложившихся типов романа, которые несмотря на большую функциональную роль приключений в них, остаются отдельными, самостоятельными жанрами и не могут быть объединены одним определением /124,9/.

Но отказавшись от термина "авантюрный" в значении "приключенческий", литературоведение; не уточнило нового определения.

А.Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемо для обозначения многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой /сюжетом/ или мотивами"/176,973; подчеркнуто мною - 0.0./.

Интерес к необычным ситуациям, приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом. Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".

Обязательны приключения в греческом романе. Приключения в нем играют столь важную роль, что Г.Поспелов называет их любовно-приключенческими /96,255/, а Н.Гуляев - авантюрно-приключенческими /64,140/.

Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли пикаро получить богатство и положение в обществе.

Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.

Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью. В этих произведениях сложно переплетались вымысел и реалистические детали, создавая прихотливую литературную мозаику. Романы-путешествия, расширяя географию повествования, рассказывали о путешествиях и приключениях героев. В "Путешествиях Гулливера" Свифта даже больше приключений, чем в "Приключениях Робинзона Крузо" Дефо.

Роман ХУШ века в значительной мере был приключенческим. Герои Смоллета, Филдинга волею судьбы, "логикой случайности" /М.Бахтин/ оказывались в самых удивительных ситуациях, с ними все время что-то "приключалось".

В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.

Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.

Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в кадюй-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.

Рекомендованный список диссертаций

  • Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы 2005 год, кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна

  • Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра: на материале творчества Т.М. Рида 2007 год, кандидат филологических наук Вишневецкая, Виктория Викторовна

  • Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже XIX-XX веков 2006 год, доктор филологических наук Садомская, Наталья Дмитриевна

  • Роман Ч. Диккенса "Жизнь и приключения Николаса Никльби" как роман воспитания: проблемы жанровой поэтики 2011 год, кандидат филологических наук Камардина, Юлия Сергеевна

  • Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика 2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида»

Перечисленные работы, посвященные приключенческой литературе, безусловно, не исчерпывают всех проблем, связанных с нею, в то же время подтверждают все возрастающий интерес как советских, так и зарубежных исследователей к этой литературе, свидетельствующий о необходимости пристального изучения ее специфики и определяющий актуальность данной диссертации.

Научная новизна работы заключается в целостном подходе к проблемам приключенческой литературы, взятой в контексте общего литературного процесса, исследованию ее поэтики, проблемы характера. Значительное место в работе уделяется вопросам творческого метода, освоения приключенческим романом различной тематики.

Исследование специфики приключенческого романа основано на материале творчества одного из классиков приключенческой литературы английского писателя Томаса Майна Рида, Данная работа является первой диссертацией, посвященной творчеству этого писателя. Яркий демократизм, высокий гуманизм лучших произведений писателя позволяет выявить большое воспитательное значение приключенческой литературы, ее участие в борьбе искусства за демократические идеалы.

Цель работы - выявление особенностей жанра приключенческого романа на материале малоизученного творчества Майна Рида - определяет задачи исследования:

Дать монографический анализ творчества Майна Рида;

Определить взаимозависимость сюжетостроения, характера обстоятельств и системы образов;

Показать определяющую роль романтического эмоционального пафоса в приключенческом романе;

Проследить развитие различных типов приключенческого романа в творчестве Майна Рида,

Цели и задачи диссертации определили основной метод исследования как сочетание историко-генетического и сравнительно-типологического подхода к явлениям литературы в их историко-функциональ-ном осмыслении.

Методологической и теоретической основой исследования являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, а также достижения современной теории и истории литературы.

Апробация диссертации имела место на конференции молодых ученых в Воронежском государственном университете в 1982 г.,где был прочитан доклад "Своеобразие жанра приключенческого романа". Работа была обсуждена на заседании кафедры литературы Липецкого государственного педагогического института. Результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОПИ им.Н.К.Крупской. Основные положения работы нашли отражение в трех статьях.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы как в конкретных целях дальнейшего изучения литературного процесса, так и при чтении лекций, разработке и проведении спецкурсов по эволюции романа.

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Диссертация состоит из трех глав. Первая глава представляет собой монографический анализ жизни и творчества Томаса Майна Рида, вторая -посвящена проблемам поэтики приключенческого романа. Третья глава, состоящая из трех параграфов, рассматривает различные типы приключенческого романа в творчестве Рида: антиколониальный /§1/, исторический /§2/ и детективный /§3/.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

  • Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика 2005 год, кандидат филологических наук Умрюхина, Наталья Владимировна

  • Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века: Слагаемые успеха 2003 год, кандидат филологических наук Трикозенко, Ирина Витальевна

  • "Романы в сжатом изложении" Ф. Брет Гарта и развитие американской литературной пародии второй половины XIX века 2001 год, кандидат филологических наук Иванова, Любовь Александровна

  • Поэтика прозы Брэма Стокера 2013 год, кандидат филологических наук Лаштабова, Наталия Владимировна

  • Ориенталистские мотивы в творчестве Генри Райдера Хаггарда 2008 год, кандидат филологических наук Ибрагимова, Елена Дамировна

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Олейникова, Ольга Николаевна

170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творчество Майна Рида позволило нам выявить основные признали приключенческой литературы. Острый сюжет в сочетании с необыкновенными обстоятельствами, в которых действует романтический герой, четко выраженный конфликт между добром и злом - все это привлекает массового читателя к этой литературе.

Определенность авторских симпатий, отсутствие полутонов: в характере способствуют усилению звучания эмоционального пафоса в приключенческом произведении, тем самым воздействуя на чувства читателя. Этим можно объяснить особое пристрастие к приключенческой литературе неподготовленного, неразвитого читателя, в особенности детского.

Творчество Томаса Майна Рида доказывает, что приключенческая литература не остается в стороне от общественной жищни. Конфликт между добром и злом обусловливается социальными проблемами. Общедемократическая направленность, гуманистические идеалы произведений Рида позволяют включить их в общий контекст литературы XIX века.

Творчество Майна Рида не оставалось замкнутым в себе, его традиции можно проследить и в более поздней литературе. Романы Зйоля Верна во многом были развитием установки Майна Рида рассказывать о науке интересно.

Влияние Майна Рида сказалось и в творчестве Роберта Луиса Стивенсона. В романе "Дом на дюнах" герой Стивенсона так же, как и герой "Перста судьбы" Майна Рида, решает вступить в ряды итальянских повстанцев и бороться под знаменем Гарибальди. Стивенсон высоко оценивал жанр приключенческого романа, в котором видел "поэзию обстоятельств, очарование обстоятельств".

Мы уже говорили о влиянии Рида на Конан Дойля. Американские исследователи прослеживают его традиции в творчестве Марка Твена.

Можно говорить о влиянии произведений Рида и на других американских писателей. Повесть Брета Гарта "Степной найденыш /1891/ рассказывает о приключениях подростка среди пионеров Америки. Мальчик мечтает вырасти и стать "Белым вождем". Весь колорит этого произведения Брета Гарта близок к творческой манере Майна Рида.

Произведения Рида оказали определенное влияние и на рассказы Джека Лондона, недаром в "Лунной долине" он вспоминает один из романов английского писателя - "Водою по лесу".

Как писатель-натуралист, Майн Рид оказал значительное влияние на творчество таких писателей, как Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон.

Различные типы романов Майна Рида позволяют наглядно проследить пути, по которым развивается приключенческая литература XIX века, определяя ее дальнейший путь в XX веке.

Творчество Рида знаменует собой начало приключенческой литературы как особого типа. В его произведениях приключенческий роман завершает свое жанровое оформление.

Значение произведений Майна Рида в наши дни заключается не столько в познавательной их роли, а в той высокой идейной и гуманистической направленности, которая характерна для его творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Олейникова, Ольга Николаевна, 1984 год

1. РАБОТЫ КЛАССИКОВ МАШСИЗМ-ЛЕШШЗМА.

2. Маркс К. Гражданская война в Северной Америке. Сочинения, т.15,с.337-356.

3. Маркс К. Договор против работорговли. -Сочинения,т.15,с.514-516.

4. Маркс К. Общественное мнение Англии. -Сочинения,т.15,с.451-455.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Сочинения,т.20,с.1-338.

7. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию брошюры "Развитие социализма от утопии к науке".- Сочинения,т.22,с.294-320.

8. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.- Сочинения,т.2, с.231-517.

9. Письмо Ф.Энгельса М.Гаркнесс. Сочинения,т.7,с.35-37.

11. Маркс-Энгельс. Буржуазия и контреволюция.- Сочинения,т.6, с.109-134.

12. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2х томах. М.: Искусство,1983.

13. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия.- Полн.собр.соч., т.24,с.365-368.

14. Ленин В.И. Буржуазия и контреволюция. Полн.собр.соч.,т.Б, 109-134.

15. Ленин В.И. Война и революция.- Полн.собр.соч.,т.32,с.77-102.

16. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике. Полн.собр. соч.,т.17,с.174-183.

17. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полы, собр.соч.,т.2,с.119-262.- 173

18. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Капитализм и земледелие в Соединенных Штатах Америки.- Полн.собр.соч.,т.27,с.129-227.

19. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

20. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.:Худож.литература, 1979,-827с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июля 1983 года. М.:Политиздат,1983,-80 с.

22. П. РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ.

23. Английская буржуазная революция ХУП века: В 2Х томах. T.I. М.:Изд-во Акад.наук СССР,1954,-494с.

24. Барг М. Кромвель и его время. М.:Учпедгиз, I960,-242с.

25. Бокль Г. История цивилизации в Англии. Спб,1896,-628с.

26. Бутми Э. Политическая психология английского народа в XIX веке. Спб,1907,-322с.

27. Вильяме Э. Капитализм и рабство. М.:ИЛ,1950,-214с.

28. Всемирная история: В Юти томах. Т.6. М.:Мысль,1959,-830с.

29. Датт Р.П. Кризис Британии и британской империи. М.:ИЛ,1959, -736с*

30. Ерофеев Н. Английский колониализм в середине XIX века. М.: Наука,1977,-256с.

31. Ерофеев Н. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских 1825-1853. М.Шаука, 1982,-320с.

32. История Ирландии. М.:Мысль,1980,-390с.

33. Нитобург Э. Негры США. М.:Наука,1979,-294с.

34. Очерки истории Англии. М.:Учпедгиз,1959,-356с.

35. Татаринова К. Очерк по истории Англии I640-I8I5 гг. М.:Изд-во1. ИМО,1958,-455с.

36. Тревельян Д. Социальная история Англии. М.:ИЛ,1959,-607с.35. ©остер У. Очерк политической истории Америки. М.:ИЛ,1955, -919с.

37. Чаннинг 3. История Соединенных штатов Северной Америки /17651863/. Спб,1897,-400с.

38. Bodelsen С. Studies in Mid-Victorian Imperialism. L. ,1960, -226 p.

39. Emerson R. From Empire to nation. Harvard,1960,-466 p.

40. Ш.РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ШЮСОФЙЕ, ЭСТЕТИКЕ.

41. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.:Худож.литер., 1975,-502с.

42. Белинский В.Г. Браво, или Венецианский бандит, исторический роман.Сочинение Ф.Купера.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож. литер.,1976-1982.- т.2,1977,с.422-424.

43. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души.- Собр. соч.:В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.5,с.43-55.

44. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.- Собр.соч.: В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.3,1978,с.294-352.

45. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.6,1981,с.74-547.

46. Еельский А. Английский роман I800-I8I0 годов. Пермь,1968,-332с,

47. Боборыкин П. Европейский роман в XIX столетии. Спб,1900,-644с.

48. Боброва М. Романтизм в американской литературе XIX века. М.: Высшая школа,1972,-265с.

49. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М.Просвещение,1965,-312с.

50. Брехт Б. Заметки о литературе и искусстве.- Иностранная ли- 175 тература,1972,№ 5,c.I8I-2I3.

51. Бурцев А. Тема колониализма и развитие английского рассказав конце XIX века. Диссертация.канд.филол.наук.МГУ,1975,-188с.

52. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.:Наука,1969,-227с.

53. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.:Искусство,-402с.

54. Веселовский А. Историческая поэтика. Л.:Гослитиздат,1940,-648с

55. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М.:Ис-кусство,1978,-264с.

56. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука,1975,-471с.

57. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку:Элм,1972,-348с.

58. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос.Лирика. Театр. М.:Просвещение,1968,-304с.

59. Гегель Г. Эстетика:В 4х томах. М. Искусство,I968-K73.-т.2, 1969,-326с.

60. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.:Наука, 1975,-471с.

61. Горький М. О детской литературе. М.:Дет.Литер.,1968,-432с.

62. Горький М. О литературе. М.:Советская Россия,1980,-479с.

63. Гражданская 3. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация. канд.шилол.наук. М.,1945,-332с.

64. Грамши А. О литературе и искусстве. М.:Прогресс,1967,-264с.

65. Грифцов Б. Теория романа. М.:Гос.акад.худож.наук,1927,-151с.

66. Гуляев Н. Теория литературы. М.:Высшая школа,1977,-278с.

67. Демурова Н. Из истории английской детской литературы ХУШ-ХХ веков. М.:МГПИ,1975,-176с.

68. Дискуссия о современной литературе.-Ь^сский современник,1924,1. W 2,c.121-126.

69. Добролюбов H. О русском историческом романе. Собр.соч.: Б 9ти томах.-М.Гослитиздат,I96I-I964.-т.I,с.89-98.

70. Дорогова Н. Исторический роман в европейской литературе XIX. века. Ученые записки Пермского гос.университета,11-270.Проблемы прогрессивной литературы Запада ХУШ-ХХ веков. Пермь,1972,с.85-89.

71. Дубровина И. Романтика в художественном произведении. М.:Выс-шая школа,1976,-255с.

72. Дьяконова Н. Английский романтизм. М.:Наука,1978,-208с.

73. Жюссеран Ж. История английского народа в его литературе. Спб,1898,-404с.

74. Зарубежная детская литература. М.:Просвещение,1982,-559с.

75. Ивашева В. Крах колониализма и английская литература.-Иностранная литература,1958,№ 9,с.211-220.

76. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.:Наука,1974,-274с.

77. История американской литературы: В Sx томах. М.:Просвещение, 1971.

78. История английской литературы: В Зх томах. М.:Наука,1943-1958.

79. История зарубежной литературы ХУШ века. МГУ,1974,-414с.

80. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.:Прогресс, 1966,-446с.

81. Клименко Е. Традиции и новаторство в английской литературе. Л.:ЛГУ,1961,-192с.

82. Кожинов В. Происхождение романа. М.Советский писатель,1963, -439с.

83. Ладыгин М. Романтический роман. М.:МГПИ,1981,-140с.

84. Ленобль Г. История и литература. М.:Худож.литер.,1907,-300с.- 177

85. Литературные направления и стили. МГУ,1976,-390с.

86. Луначарский А.В. История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах.- Собр.соч.:В 8ми томах.- М.:Худож. литер.,1963-IS67.-т.4,1964,-546с.

87. Луначарский А.В. Какая нагл нужна мелодрама.-Собр.соч.:В 8ми томах.-М.:Худож.литер,1963-1967.-т.2,1964,с.212-215.

88. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.:Наука,1974,-224с.

89. Мелетинский Е. Герой волшебной сказки. М.:Изд-во вост.литер., 1958,-264с.

90. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. М.:Наука,1978,-367с.

91. Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.:Наука,1976,-351с.

92. Николюкин А. Американский романтизм и современность. М.:Наука, 1968, -410 с.

93. Николюкин А. Антикультура: массовая литература США. М.Знание, 1973, -63с.

94. Орлов С. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация. доктора шилол,наук. Горький,I960,-964с.

95. Поспелов Г. 0 литературных направлениях. -Филологические науки,1958,№1,с.100-113.

96. Поспелов Г. Может ли быть романтизм без романтики? -Вопросы лит ературы,1964,W9,с.100-113.

97. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.Просвещение,1972,-270с.

98. Поспелов Г. Теория литературы. М.:Высшая школа,1978,-351с.

99. Проблемы романтизма. Вып.I.М.Искусство,1971,-304с.

100. Прозоров В. Традиции фронтира в литературе США XIX века и- 178 творчество Брет Гарта. Автореферат диссертации.канд.филол. наук. IvI. ,1977,-26с.

101. Пропп В. Трансформация волшебных сказок. Поэтика. J1.:1. Academia , 1928,с.70-89.

102. Ранний буржуазный реализм. JI. :Худож.литер. ,1936,-654с.

103. Реализм и его соотношения с другими творческими методами. М.:Изд-во акад.наук,1962,-366с.

104. Реизов Б. Творчество Вальтера Скотта. М-Л. :Худож.литер, К65,-498с.

105. Реизов Б. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.:Гослитиздат,1956,-656с.

106. Рыкова Н. Колониальная тематика в литературе Запада. Литературная учеба,1933,Ш,с.43-59.

107. Саможвалов Н. Американская литература XIX века. М.:Высшая школа,1964,-Ь63с.

108. Саттарова 3. Антиколониальная тема в английской литературе /ХУШ-ХХ вв./- Научные труды Ташкентского гос.университета. Вып.389. Ташкент,1970,с.214-242.

109. Седьмой съезд писателей СССР /Стенографический отчет/. М.: Советский писатель,1983,-608с.

110. Соколянский М. Западно-европейский роман эпохи Просвещения /проблемы типологии/. Киев-0десса:Вища школа,1983,-140с.

111. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.:Советский писатель, 1978, -526с.

112. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры. М.:Наука,1964,-486с.

113. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.:Наука, 1965,-485с.

114. Томашевский Б. Теория литературы. Л.:Гоиздат,1931,-243с.

115. Томашевский Н. Плутовской роман. Плутовской роман. И.:Ху-дож.литер.,1975,с.5-20.

116. Тураев С. Концепция личности в литературе романтизма.- Контекст. М. :Наука,1978,с.227-247.

117. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М.:Наука,1973,-89с.

118. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М.:Наука,1970,-430с.

119. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М.:Прогресс,1978, -325с.

120. Фокс Р. Роман и народ. М.Гослитиздат,I960,-247с.

121. Чернец Л. Литературные жанры /проблемы типологии и поэтики/. МГУ,1982,-192с.

122. Чистов К. ^сские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. М.:Наука,1967,-341с.

123. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр.соч.:В 4х томах. М.:Худож.литер.,1980-1982.-т.3,1981,-431с.

124. Цейтлин А. К социологии литературного жанра. Русский язык в советской школе, 1929,1^4,с.3-10.

125. Шейнкер В. Исторический роман Ф.Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века. Автореферат диссертации.доктора филол.наук. Л.:1971,-39с.

126. Шкловский В. О теории прозы. М. ."Федерация, 1929,-266с.

127. Шкловский В. Художественная проза. М.Советский писатель,1.6I,-666c.

128. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Избранные произведения:В бти томах. М.:Искусство,IS64-1971.- т.3,1964,с.37-432.

129. Эйхенбаум В. В поисках жанра.- Русский современник,1924,3,с.228-231.

130. Эстетика американского романтизма. М.:Искусство,1977,-464с.

131. Яковлев С. Об английском колониальном романе.- Современная зарубежная новелла и роман. Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1965 , с. 120-150 .

132. The American Tradition in Literature .Vol.1 .IT.Y,1974,184p.

133. Beers H. A History of Romanticism in Nineteenth Century. L. ,1902,-4-55 p.

134. Bell M. The Development of American Romance. The Sacrifical of Relation. Chicago,198o,-291 p.

135. Bridgers S. English History through Historical Novels. L.,1957,-254 p.

136. Chase R. American Novel and Its Tradition.N.Y,1957,-266p.

137. Coan O.and Lillard R. America in Fiction.Stanford,1956,-2oop.

138. Cooper J.F.:A Collection of Critical Essays.N.Y,1979,-205p.

139. Current-Garcia E. and Patrick W. Realism and Romanticismin Fiction. Chicago,1962,-504 p. 140 ®vans Literature:Values and Traditions. L. ,1966,-96 p.

140. Fleishman A. The English Historical Novel. Baltimore and L.,1971,-162 p.

141. Graham K. English Criticism of Novel.1865-1900. Oxford,1965,-148 p.

142. Groffier J. Robert Louis Stevenson. Gard,1977,-65 p.

143. Howe S. Novel of Empire. N.Y.,1971,-186 p.

144. Reiser A. The Indian in American Literature. IT.Y, 194-1 ,-^08p.- 181

145. Кег W. Epic and Romance. N.Y.,1957,-398 p.

147. Monteser F. Picaresque Element in Western Literature. Alabama,1975,-152 p.

148. Meyers J. Fiction and the Colonial Experience. Ipswish, 1973,-W p.

149. Peckham M. The Triumph of Romanticism. Columbia,1970,-462p.

150. Quiller-Couch Ar. Adventures in Criticism. Cambridge ,1924-, -222 p.

151. Ridgely J. Nineteenth-Century Southern Literature.1. Kentucky,1980,-128 p.

152. Saintsbury G. The English Novel. L.,1913,-320 p.

153. Saintsbury G. A History of Nineteenth Century Literature /1780-1900/. L.,1929,-^"8 p.

154. Simmons I. The Novelist as Historian. P.,1973,-213 p.

155. Stone D. The Romantic Impulse in Victorian Fiction. L.,1980,-396 p.

156. Tradition and tolerance in nineteenth-century fiction. L.,1966,-281 p.1У. РАБОТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРИШЧЕНЧЕСКИМ EAHPAM.

157. Агафонова М. Социально-психологические романы Горжа Симе-нона. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. М.,1976,-24с.

158. Адамов А. О приключенческой и детективной литературе.

159. Поединок.Вып.1. Ivl.:Моск.рабочий, 1975,с.3-14.

160. Адамов А. Мой любимый жанр детектив. М.:Советский писатель, 1980,-312с.

161. Андреев К. На пороге новой эры. М.:Советский писатель,1971, -408с.

162. Андреев К. Искатели приключений. М.:Дет.литер.,1969,-205с.

164. Бегак Б. В мире приключений. М.:Знание,1979,-62с.

165. Вельский А. А.Дюма и его трилогия о мушкетерах /к проблеме жанра/.- Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь,1976,с.71-83.

166. Вельский А. Типология исторического романа и романы А.Дюма конца 40х-начала 50х годов. Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь, 1976,с.84-99.

167. Бритиков А. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров.- русская советская повесть 20-30х годов. Л,:Нау-ка,1976,с.408-453.

168. Вановская Г. Исторические романы Александра Дюма.-Ученые записки ЛГУ.Серия филол.наук.Л.,1940,вып.8,№64,с.125-162.

169. Вулис А. Поэтика детектива.-Новый мир, 1978,И,с.244-258.

170. Вулис А. Приключенческая литература: о теории и практике.-Звезда Востока,1982,Щ0,с.170-176.

171. Для человека растущего. М.Советская Россия,1959,-248с.

172. Колодяжная В. Советский приключенческий фильм. М.:Искусство, 1965,-210с.

173. Кузьменко Л. Повести и новеллы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмса /к проблеме детективного жанра/. Диссертация.канд. филол.наук. М.:1978,-126с.

174. Мошенская Л. Мир приключений и литература.-Вопросы литературы,1982,№9,с.170-202с.

176. Наркевич А. Приключенческая литература.-Краткая литературная энциклопедия. Т.5.М.:Советская энциклопедия,1978, стлб.973-974.

177. О фантастике и приклгох1ениях,Вып.5. Л.:Госиздат дет.литер., I960,-338с.

178. Приключенческий фильм. Пути и поиски. Сб.научных трудов. М.:Б.из.,1980,-160с.

179. Родионова Н. К вопросу о становлении жанра советской приключенческой повести. Смоленск,1981,-15с. F^Kon. депонирована в ИНИОН СССР,№9990 от 29.04.82.

180. Рысс Е. Правда невероятного.-Платов Л. Секретный фарватер. М.:Дет.литер.,1967,с.535-540.

181. Рысс Е. Страна приключений. Андреев К. Искатели приключений. М.:Дет.литер.,1964,с.196-204.

182. Светов Природа жанра, функция сюжета.- Вопросы литературы, 1966,№,с.135-150.

183. Соболевская 10. Л.Н.Толстой и проблемы приключенческой литературы для детей,- Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры.1. М.:Б.из.,1980,с.166-182.

184. Тамарченко Е. Социально-философский жанр современной научной фантастики /типологическая характеристика/. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. Донецк,1969,-24с.

185. Урнов М. Предисловие.- Конан Дойль.Собр.соч.:В 8ми томах. М.:Правда,1967,-тЛ,с.3-48.

186. Урнов М. Предисловие.- Стивенсон. Собр.соч.:В 5ти томах. М.:Правда,1967,-т.I,с.3-48.187. ©илюшкина С. "В нем властвует закон."/Размышления о детективном жанре/.- Голоса времени. Воронеж:Центрально-Черно-з ем.кн.изд-во,1974,с.70-83.

187. Чернавина Л. Детективные новеллы Э.По /К вопросу об истоках- 184 детективного жанра/.- Очерки по зарубежной литературе.Вып.I. Иркутск,IS70,с.56-54.

188. Чернавина JI. Английский сенсационный роман XIX века.- Очерки по зарубежной литературе. Вып.2. Иркутск,1972,с.49-65.

189. Чернышова Т. О старой сказке и новейшей фантастике.- Вопросы литературы, 1977,1131, с. 229-248.

190. Шалашова 3. Приключения и путешествия. Рек.указ.литературы. М.:Книга,1979,-128с.

191. Шкловский В. О романах Берроуза.- Русский современник,1924, РЗ,с.252-254.

192. СaweIti G. Adventure, Mystery and Romance. Chicago,1976, -336 p.

193. Edwards P. Some Mid-Victorian "Thrillers. Queensland,197C,-34p195. perrini F. II Ghetto Letterario. Roma,1976,-254 p.

194. Francois F. Les romans policiers. Paris,1964,-124 p.

195. Holtsmark E. Tarzan and Tradition. L.,1981,-196 p.

196. Howarth P. Play Up and Play the Game. L.,1973,-178 p.

197. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adventure. Cambridge,1956,-285 p.

198. The Mystery and Detection Annual. California,1972,-264 p.

199. Spensemann W. The Adventurous Muse. Hew Haven,1977,-290 p.

200. У. РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ШЫНА РИДА.

201. Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М.:Советская энциклопедия, 1971,стлб.283-284.

202. Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-Педагогический музей,1877,PI2,с.846-853.

203. Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М.:191б,с.З-5.

204. Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948,с.З-7.

205. Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930,с.3-8,

206. А.К-а. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение,1980,№9,с.338-341.

207. Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1929,с.3-24.

208. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.Н. М.:3емля и фабрика, 1930,с.5-7.

209. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Ползуны по скалам".-Майн Рид.Собр.соч. Т.9. М.:3емля и фабрика,1930,с.3-6.

210. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Тропа войны". Майн Рид.Собр.соч. Т.10. М.:3емля и фабрика,1930,с.5-7.

211. М.П. Несколько слов о чтении нашими детьми М.Рида, Г.Эмара и тому подобных книг. -На помощь матерям,1898,№4,с.273-276.

212. Наркевич А. Майн Рид.-Детская литература,1938,№14,с.39-44.

213. Наркевич А. Майн Рид и его роман "Оцеола, вождь семинолов".-Майн Рид. Оцеола, вождь семинолов. М.:Детгиз,1959,с.408-417.

214. Наркевич А. Послесловие к роману "Белый вождь".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.384-387.

215. Наркевич А. Послесловие к роману "Квартеронка".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.758-762.

216. Наркевич А. Послесловие к роману "Отважная охотница".- Майн Рид. Отважная охотница. М.:Детгиз,1960,с.311-316.

217. Олюнин Р. Волшебник из страны прерий.- В мире книг,1968, №3,с.36-37.

218. Олюнин Р. Колониальная тема в английской литературе конца XIX века. Диссертация.канд.филол.наук. М.,1967,-215с.- 186

219. Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М. :Детгиз,1956,с.3-31.

220. Самарин Р. "Всадник без головы" и его автор.- Майн Рид. Всадник без головы. М.:Моск.рабочий,1955,с.425-432.

221. Самарин Р. О романе Майна Рида "Белая перчатка".- Майн Рид. Сочинения. Т.5. М.:Детгиз,1958,с.427-434.

222. Самарин Р. Послесловие к роману "Всадник без головы".-Майн Рид. Сочинения. Т.6. М.:Детгиз,1958,с.988-991.

223. Самарин Р. Послесловие к роману "Оцеола, возздь семинолов".-Майн Рид.Сочинения. Т.2. М.:Детгиз,1956,с.422-428.

224. Самарин Р. Южноафриканская трилогия Майна Рида. Маш Рид. Сочинения. Т.4. М.-.Детгиз, 1956,с.754-760.

225. Сатунин К. }йоль Берн и Майн Рид и образовательное значение их сочинений.- Естествознание и география,1912,№5,с.37-41.

226. Старчаков А. Предисловие к роману "Вольные стрелки".-Майн Рид. Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1930,с.25-27.

227. Старчаков А. Предисловие к роману "Ка дне трюма".-Майн Рид. Собр.соч. Т.21. М.:Земля и фабрика,19Э0,с.З-4.

228. Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без голо вы. М.:Правда,1982,с.3-12.

229. Урновы М. и Д. История смелых сердец.- Майн Рид. Всадник без головы. Стивенсон. Остров сокровищ. М.:Дет.литер.,1978, с. 3-Ю.

230. Языков Н./Шелгунов Н./ Детский романист.- Дело,1874,№9,1. С I 232eThe American Legion Reader. N.Y.,1953»-127 p

231. Christie J. Thoreau as World Traveles. N.Y.,1965,-358 p.

232. Gaston E. The Early ITovel of the Southwest. The University of New Mexico Pre3 3,1961,-318 p.

233. Green M. Drems of adventure, deeds of empire. L. ,19Bo,~4-29p«

234. Holyoake LI. Captain Mayne Re id: Soldies and Novelist.-The Strand Magazine. Vol.2. L. ,1891, p. 935-102.

235. Hunter St. Captain of Romance.- Book Handbook, L.,1950, N8, p.455-^64.

236. Каранфилов E. Юноши. Литературни критики. София.:Народна младеж, 1977, -330с.

237. Meyer R. The Western Fiction of Mayne Reid. Western American Literature. Logan,1968, N3, p.115-132.

238. Reid E. Mayne Reid: A memoir of his life. L.,1890,-277 p.

239. Reid E. and Сое Ch. Captain Mayne Reid. His life and adventures. L.,1900,-262 p.

240. Steele J. Captain Mayne Reid. Boston,1978,-147 p.

241. Stoddard R. Memoir of Mayne Reid.- Mayne Reid. Stories about animals. N.Y.,n.d., p. 1-4.

242. У1. ИЗДАНИЯ ПР0ИЗЫЩЖ1 МАЛНА РИДА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. 244-. The boy tar, or A voyage in the dark. Boston,1869,-356 p.

243. The boy hunters of the Mississipi. N.Y.,1929,-261 r.

244. The castaways. A story of adventure in the wild of Borneo. L.,1892,-316 p.

245. The child wife, a tale of the two worlds. L.,1898,-392 p.

246. The cliff-climber. N.Y.,n.d.,-217 p.

247. The forest exiles. L.,n.d.,~332 p.

248. Th.3 huntersQ feast, or Conversations around the camp-fire. L.,n.d.,-314 p.

249. The Guerilla chief. L.,n.d.,-334 p.1. WUl 9

250. Tiie giraffe-hunters. N.Y. ,n.d. ,-298 p.

251. No Quarter8 L.,1888.Vol.1-3I6p., vol.2 3SIp.-54. The ocean-waifs. L. ,n.d. ,-306 p.

252. The Quadroon, or Adventures in Ear V/est. L. ,1856,-447 p.

253. The rifle rangers. L.,n.d.,-317 Р»

254. The tiger hunters. L.,n.d.,-568 p.

255. The white gautlet. L.-N.Y.,n.d.,-451 p.

256. Les chasseurs de chevelures. Paris,1854,-391 P«

257. The young yagers. В.,1857>-328 p.

258. Сочинения:В 20ти томах. Спб,1864-1876.

259. Сочинения:В 13ти томах. Спб-М.,1868-1881.

260. Полное собрание романов:В 40 томах. Спб,1908.

261. Полное собрание романов:В ЗОти томах. Спб,1916.

262. Собрание сочинений:В Юти томах. М.,1916.

263. Собрание сочинений:В 23х томах. М.:Земля и фабрика,1929-1930.

264. Сочинения:В бти томах. М.:Детгиз,1956-1958.

265. УЛ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРШЛЕШШИЕСЯ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ.

266. Баллантайн Р. Черная кость, или Торговля неграми. Спб,1875, -265с.

267. Баллантайн Р. Коралловый остров. М.:Земля и фабрика,1928, -157с.

268. Бекер С. Выброшенные морем. Спб,1886,-447с.

269. Бекер С. Измаилия. Спб,1876,-576с.

270. Бекер С. Путешествие к верховьям Нила и исследование его источников. М.,1868,-448с.

271. Буссенар Л. Капитан Сорви-голова. М.:Детгиз,1956,-296с.

272. Гюго В. Вгог Л"аргаль. М. :Детгиз, 1958,-166с.

273. Гюго В. Человек, который смеется. М.Гослитиздат,1956,-679с.

274. Гарт, Брет. Степной найденыш.- Собр.соч.:В бти томах. М.: Правда,1966.-т.4,с.161-260.

275. Дойль,Конан. Собрание сочинений: В 8ми томах, ш.:Правда,1966.

276. Дюма А. Двадцать лет спустя. М.:Худож.литер,1976,-814с.

277. Ирвинг В. История жизни, путешествий, открытий и приключений в Новом Свете. Спб,1839,-366с.

278. Кингсли Ч. Храбрый искатель приключений Элиас Лэй из Беруф-фа, его друзья и их приключения в Старом и Новом Свете. М.: Молодая гвардия,1931,-334с.

279. Кингстон Г. Молодой раджа. Спб,1886,-364с.

280. Кингстон Г. Приключения в Африке торговца слоновой костью. Спб,1884,-99с.

281. Купер Избранные сочинения: В бти томах. М.:Детгиз.1961-1963.

282. Марриэт Ф. Гремучая змея, индейский вождь. Спб,1887,-149с.

283. Мелвилл Г. Ому. М.-.География,I960,-278с.

284. Мелвилл Г. Тайпи. М.:Мысль,1967,-295с.

285. Мериме П. Таманго.- Избранные сочинения: В 2х томах. М.: Госиздат худож.литер,1957.- т.2,с.24-43.

286. По Э. Избранные произведения:В 2х томах. М.:Худож.литер., 1972.

287. Рид Ч. Вельможный бродяга. Спб,1875,-156с.

288. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада.- Хроника капитана Бла-да. М.:Дет.литер.,1969,-592с.

289. Сальгари Э. Охотница за скальпами. Собр.соч., т.2. М.,1910, -255с.

290. Скотт В. Собр.соч.:В 20ти томах. М-Л.Гослитиздат,1960-1965,

291. Стоу,Бичер. Хижина дяди Тома. М.:Правда,1980,-479с.

292. Уитмен У. Избранные произведения. М.:Худож.литер.,1970,-415с.

293. Ферри Г. Косталь-индеец. Спб-М.,1911,-312с.

294. Хаггард Р. Дочь Монтесумы. М.:Мысль,1964,-344с.- 190

295. Хаггард Р. Копи царя Соломона. Иркутск".Восточно-Сибирское кн.изд-во,1982,-238с.

296. Хилдрет ЕБелый раб. М-Л.:Гослитиздат,1951,-330с.

297. Эмар Г. Твердая рука. М.:Детгиз,1958,-573с.

298. УШ. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

299. Словарь литературоведческих терминов. М. ".Просвещение, 1974, -510с.

300. Allibone Д. A Critical Dictionary of English Literature and

301. British and .American Authours. Vol.11. Philadelphia,1870. egg Dictionary of National Biography. Vol.XLYII. L.,1896. 303. Hagen 0. Who done it? If.Y. ,1969,-834 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.