Презентация на тему "Русская литература XIX века". Презентация "Русская литература XIX века" только обилие талантов, рожденных Россией в

Слайд 2

Слайд 3

Словарная работа:

  • Классика -литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе.
  • Разночинцы
  • Консерваторы
  • Либералы
  • Революционеры-демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • «Почвенники»
  • Реализм
  • «Чистое искусство»
  • Слайд 4

    Во второй половине 19 века начинается второй период русского освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров шли новые деятели - РАЗНОЧИНЦЫ.

    РАЗНОЧИНЦЫ - Выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.Разночинцы жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, становились учителями, врачами, инженерами, учеными, писателями, критиками.

    Слайд 5

    Либералы - (разные социальные группы, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) остро критиковали порядки самодержавно-полицейского государства, выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих от самой власти, а главное - без каких-либо бунтов, волнений, революций. (А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).

    Слайд 6

    Революционеры-демократы - это в подавляющем большинстве разночинцы. Они выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством путем крестьянской революции (Н.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов).

    Слайд 7

    Эти общественные группы пытаются найти ответ на вопрос о путях развития России:
    Развитие России по западному образцу;
    2) России имеет свою особенную судьбу.
    В зависимости от ответа на эти вопросы появляются группы:

    Западники «Почвенники» Славянофилы

    Слайд 8

    Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство З. по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи З. выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

    Слайд 9

    Славянофилы- представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского.Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков и др. Близки к С. были В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев.

    Слайд 10

    Почвенничество— течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками.

    Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. Представители - Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.

    Слайд 11

    Расцвет реализма в литературе.

    В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм («натуральная школа») и«чистое искусство»
    Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
    В своём исторически конкретном значении термин "реализм" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).

    Слайд 12

    Черты критического реализма:
    1)Правдивое отражение жизненных явлений;

    2)Субъективная оценка писателя, вынесение «приговора»жизненным явлениям действительности;

    3) Показ жизни в развитии;

    4) внимание к социально-бытовому фону, среде;

    5) В центре повествования - духовное становление личности; «диалектика души»

    Слайд 13

    Жанровая специализация литературы 19 века:

    Роман, роман-эпопея;
    РОМАН - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого - судьба личности.
    ТЕМЫ:

    • «Маленького человека»;
    • «Лишнего человека»;
    • «Новых людей».

    Герой - разночинец.
    -публицистические жанры: очерки, статья, путевые зарисовки, заметки;
    -развитие лирических жанров идет на спад.

    Слайд 14

    Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» (А.Фет, А.К.Толстой).

    Слайд 15

    5. Основные проблемы литературы 19 века:

    • добро и зло;
    • вина и наказание;
    • мир и война;
    • энергия человека и его бездействие;
    • мудрость и легкомыслие;
    • любовь и отчуждение;
    • деспотизм и рабство;
    • труд и праздность;
    • тело и душа;
    • вера и скепсис.
  • Слайд 16

    6.Литературная критика второй половины 19 века.
    Знаменитые критики 19 века: В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев

    Слайд 17

    Золотой век русской литературы
    Литературные направления:

    • романтизм;
    • реализм.

    I половина XIX века.

    • В. А. Жуковский.
    • А. С. Грибоедов.
    • А С. Пушкин.
    • М. Ю. Лермонтов.
    • Ф. И. Тютчев.
    • А. А. Фет.
    • Н. В. Гоголь.
    • А. Н. Островский.
    • Имена.
    • II половина XIX века.
    • Н. А. Некрасов
    • Ф. М. Достоевский.
    • Л. Н. Толстой.
    • А. П. Чехов.
  • Слайд 18

    Литература

    • Н. А. Некрасов
    • Ф. И. Тютчев
    • М. Е. Салтыков-Щедрин
    • А. Н. Островский
    • И. А. Гончаров
    • А. А. Фет
  • Слайд 19

    • А. П. Чехов
    • Ф. М. Достоевский
    • Л. Н.Толстой
    • Н. С. Лесков
    • И.С. Тургенев

    Литература

    Слайд 20

    политическая

    В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их.

    • социальная
    • культурная

    Главные вопросы эпохи

    • Ктовиноват?
    • Что делать?

    Главный герой русской литературы - и реалистический, и романтический - ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.

    жизнь страны

    Слайд 21

    «Это было удивительное время, - …когда всякий хотел думать, читать, учиться. Порыв был сильный и задачи огромные. Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, ученые…»

    • Кто виноват?
    • Что делать?
  • Слайд 22

    Главные исторические события XIX века

    • 12 июля - декабрь 1812г. - война с Наполеоном
    • 1821г - образование Северного и Южного общества декабристов
    • 14 декабря 1825г - восстание на Сенатской площади
    • 1853 - 1856гг - Крымская война, поражение России
    • 19 февраля 1861г - отмена крепостного права
    • 1861г - реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.)
    • 1877 - 1878гг - Русско-турецкая война
    • 1 марта 1881г - убийство Александра II народниками
  • Слайд 23

    Журналистика

    «Современник»

    «Русское слово»

    «Колокол»

    Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г.
    Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем - два раза в месяц, а в иные годы -еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом, звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж - 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты.
    «Библиотека для чтения»
    «Русский вестник»
    Критик А.Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов.
    Журнал Каткова(изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.

    Слайд 24

    Журнал «Современник»
    Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г, за год до его смерти. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. Журнал стоял вне группировок. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро два гениальных представителя, Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам - Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции.
    15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя три недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова.
    В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз -навсегда.
    Редакция журнала «Современник»

    Слайд 25

    Журнал «Искра»
    Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина, Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов.
    П. А. Шумахер. «Кто она?»
    Тятька! Эвон что народу
    Собралось у кабака…
    Ждут каку-то всё свободу:
    Тятька, кто она така?
    Цыц! Никши! Пущай гуторят,
    Наше дело сторона…
    Вот возьмут тебя да вспорят,
    Так узнаешь, кто она!
    1862г.

    Слайд 26

    Художественное произведение - это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире». (М. М. Бахтин)
    М. М. Бахтин

    Слайд 27

    Исаак Левитан

    Слайд 28

    И. Левитан «Март»

    Слайд 29

    И. Левитан «Золотая осень»

    Слайд 30

    И. Левитан «Осень»

    Слайд 31

    И. Левитан «Осень в Сокольниках»

    Слайд 32

    И. Левитан «Владимирка»

    Слайд 33

    И. Левитан «После дождя»

    Слайд 34

    И. Левитан «Над вечным покоем»

    Слайд 35

    И. Левитан «Озеро. Утро »

    Слайд 36

    И. Левитан. «На озере»

    Слайд 37

    А.А. Пластов «Юность. Утро.»

    Слайд 38

    К. Флавинский «Княжна Тараканова»

    Слайд 39

    В. Шварц. «Вешний поезд на богомолье»

    Слайд 40

    Н. Ге «Тайная вечеря»

    Слайд 41

    В. Перов «Тройка»

    Слайд 42

    В. Перов «Проводы покойника»

    Слайд 43

    • В. Перов «Проводы покойника»
    • Перов В.Г. Портрет Достоевского
    • Перов В.Г. Портрет Островского А.Н.
  • Слайд 44

    • Крамской И.Н. Портрет Толстого Л.Н.
    • Крамской И.Н. Портрет Гончарова И А
  • Слайд 45

    И.Н. Крамской «Неизвестная»

    Слайд 46

    Слайд 47

    В.И. Суриков «Боярыня Морозова»

    Слайд 48

    И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»

    Слайд 49

    А. Венецианов «На пашне»

    Слайд 50

    В. Пукирев «Неравный брак»

    Слайд 51

    В. Неврев «Торг»

    Слайд 52

    И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

    Слайд 53

    А. Саврасов «Грачи прилетели»

    Слайд 54

    В. Е. Маковский (1846-1920)
    «В гостях у сына», «На бульваре»
    Н. В. Неврёв(1830-1904)
    «Торг. Сцена из крепостного быта»
    В. В. Пукирёв(1832-1890)
    «Неравный брак»

    Слайд 55

    И. И. Шишкин(1832 - 1898)
    Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».

    Слайд 56

    В. Д. Поленов (1844-1927)
    Основные работы: «Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад»
    Плэнерные пейзажи, бытовые, исторические картины

    Слайд 57

    Наука
    Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова.
    Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов.
    Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая.
    В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А, Бокова - доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), перевёдшая на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская - знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие.
    В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.

    Слайд 58

    • I половина XIX века
    • Фонвизин «Недоросль»;
    • Грибоедов«Горе от ума»;
    • Гоголь«Ревизор», «Женитьба»;
    • Шекспир,
    • Мольер
    • Мелодрамы, водевили 60%

    А. Н. Островский (1823 - 1886)- родоначальник русского национального театра
    25 пьес!
    «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза»,
    « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»…
    II половина XIX века

    Слайд 59

    Музыка
    М. И. Глинка (1804 - 1857)

    М. И. Глинка- родоначальникклассической русской музыкальной школы.
    Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.
    А. С. Даргомыжский (1813 - 1869)
    Основные произведения:
    Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни.
    В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.
    Основные произведения:оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
    П. И. Чайковский (1840-1893)

    Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.

    Слайд 60

    «Могучая кучка»
    М. А. Балакирев(1837-1910)организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы.
    М. П. Мусоргский(1839-1881)
    А. П. Бородин(1834-1887)
    Н. А. Римский-Корсаков(1844-1908)
    Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями.Основные произведения:Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен.
    Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. .Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором.
    Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом».
    Ц. А. Кюи(1835-1908)
    Военный инженер. Основные произведения: оперы: «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.

    Слайд 61

    Девиз кружка:
    музыкальный реализм и народность сочувствовали передовым идеям века; сюжеты находили в историческом прошлом русского народа; в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»; широко общались с публикой

    Слайд 62

    «Прекрасное есть жизнь».
    Чернышевский
    «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…»
    В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы

    • консерваторы
    • либералы
    • революционные
    • демократы

    II половина XIX века - это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев(Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский),романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).

    Слайд 63

    Посмотреть все слайды

    Романтизм в литературе XIX в. XIX столетие – век гуманизма. XIX столетие – век гуманизма. Влияние исторических событий столетия на историко-литературный процесс. Влияние исторических событий столетия на историко-литературный процесс. Основное литературное направление в странах Европы первой трети XIX века - романтизм. Историческая обусловленность возникновения. Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека. Основное литературное направление в странах Европы первой трети XIX века - романтизм. Историческая обусловленность возникновения. Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека. Идейные и художественные задачи романтизма. Богатство художественных форм романтической прозы и поэзии. Идейные и художественные задачи романтизма. Богатство художественных форм романтической прозы и поэзии.


    Виктор Гюго Глава французских революционных романтиков Виктор Гюго. Глава французских революционных романтиков Виктор Гюго. Драматургия Гюго (Эрнани, Король забавляется, Рюи Блаз) и основные ее особенности. Драматургия Гюго (Эрнани, Король забавляется, Рюи Блаз) и основные ее особенности. Тема народа, его судьба, его роль в истории - главная тема романа Собор Парижской богоматери. Тема народа, его судьба, его роль в истории - главная тема романа Собор Парижской богоматери. Художественные особенности романа. Композиция. Антитеза в романе. Символика образов. Яркость, красочность языка. Живописность образов. Художественные особенности романа. Композиция. Антитеза в романе. Символика образов. Яркость, красочность языка. Живописность образов.


    Гюго в эмиграции. Романы Отверженные, Человек, который смеется, Девяносто третий год. Романы Отверженные, Человек, который смеется, Девяносто третий год. Творчество Гюго и мировая художественная культура. Творчество Гюго и мировая художественная культура.


    Исторический роман. Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт. Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт. Подчеркивание исторического своеобразия, национальной самобытности народов. Подчеркивание исторического своеобразия, национальной самобытности народов. Особенности исторического романа В.Скотта. Особенности исторического романа В.Скотта. Для своих романов писатель выбирал исторически переломные моменты, когда решались целые судьбы народов. Для своих романов писатель выбирал исторически переломные моменты, когда решались целые судьбы народов. Самые известные его произведения: Пуритане,Айвенго, Квентин Дорвард. Художественное своеобразие романов. Самые известные его произведения: Пуритане,Айвенго, Квентин Дорвард. Художественное своеобразие романов. Сочетание романтизма с реалистическим началом. Сочетание романтизма с реалистическим началом.


    Джордж Байрон () Яркий тип художника-романтика, давшего название целому художественному явлению - байронизм. Яркий тип художника-романтика, давшего название целому художественному явлению - байронизм. Идея трагической, непримиримой борьбы героя против враждебной действительности – главная черта поэзии Дж.Г. Байрона. Идея трагической, непримиримой борьбы героя против враждебной действительности – главная черта поэзии Дж.Г. Байрона. Ранняя лирика поэта. Ранняя лирика поэта. Многогранность его лирической поэзии. Многогранность его лирической поэзии. Сочетание в ней глубокой скорби, чувства обреченности и любви к жизни, восторга перед ее красотой. Сочетание в ней глубокой скорби, чувства обреченности и любви к жизни, восторга перед ее красотой. Самое известное произведение - романтическая поэма Паломничество Чайльда Гарольда (1812). Самое известное произведение - романтическая поэма Паломничество Чайльда Гарольда (1812).


    Философская драматическая поэма Манфред. Философская драматическая поэма Манфред. Участие Байрона в движении карбонариев и мистерия Каин как вершина творчества этого периода. Участие Байрона в движении карбонариев и мистерия Каин как вершина творчества этого периода. Роман в стихах Дон Жуан – самое крупное произведение поэта. Роман в стихах Дон Жуан – самое крупное произведение поэта. Образ Прометея – олицетворение силы духа страдающего героя, способного смерть в победу обращать. Образ Прометея – олицетворение силы духа страдающего героя, способного смерть в победу обращать. Прометей Гете и Прометей Байрона. Прометей Гете и Прометей Байрона. Художественная заслуга романтиков. Художественная заслуга романтиков.


    Перси Биши Шелли () Друг Байрона. Много лет провел в Италии. Друг Байрона. Много лет провел в Италии. Поэт романтизировал саму поэзию как вид творчества. Поэты – законодатели мира, создающие вечные образы. Поэт романтизировал саму поэзию как вид творчества. Поэты – законодатели мира, создающие вечные образы. Многообразное творческое наследие – стихотворения, поэмы, оды. Многообразное творческое наследие – стихотворения, поэмы, оды. Широко использовал мифологические и библейские образы, символы и аллегории. Широко использовал мифологические и библейские образы, символы и аллегории. Обращаясь к истории, стремился осмыслить современную действительность. Обращаясь к истории, стремился осмыслить современную действительность. В центре произведений – герой-романтик. Увлекательная любовная линия, тонкость лирического переживания. В центре произведений – герой-романтик. Увлекательная любовная линия, тонкость лирического переживания. Особая известность – Освобожденный Прометей. Особая известность – Освобожденный Прометей.


    Э.Т.А.Гофман Гофман – крупнейший писатель немецкого романтизма. Гофман – крупнейший писатель немецкого романтизма. Особенности поэтики. Особенности поэтики. Место сказки в творчестве Гофмана. Место сказки в творчестве Гофмана. Жанровое своеобразие повести-сказки. Крошка Цахес. Жанровое своеобразие повести-сказки. Крошка Цахес. Сущность гофмановского романтического двоемирия. Сущность гофмановского романтического двоемирия. Образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска. Романтическая ирония в произведениях Гофмана и ее философский смысл. Образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска. Романтическая ирония в произведениях Гофмана и ее философский смысл.


    Генрих Гейне Ранние годы творчества. Ранние годы творчества. Простота, сила эмоции и богатство оттенков лирической поэзии поэта. Простота, сила эмоции и богатство оттенков лирической поэзии поэта. Книга песен и традиции немецкой романтической лирики. Книга песен и традиции немецкой романтической лирики. Герой – скромный человек, современник поэта, страдающий от социального неравенства, одиночества, ищущий забвения в любви, верности. Герой – скромный человек, современник поэта, страдающий от социального неравенства, одиночества, ищущий забвения в любви, верности. Ирония как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Ирония как средство разоблачения несбыточных иллюзий.


    Романтизм в американской литературе XIX в. Особенности развития американской литературы. Особенности развития американской литературы. Ранний американский романтизм (е годы). Ранний американский романтизм (е годы). Тема освоения неизведанных земель, образ энергичного, деятельного, предприимчивого героя, утверждающего себя в столкновении со стихиями и обществом. Развитие прозаических жанров. Тема освоения неизведанных земель, образ энергичного, деятельного, предприимчивого героя, утверждающего себя в столкновении со стихиями и обществом. Развитие прозаических жанров. Вашингтон Ирвинг – создатель американской романтической новеллы, комического очерка, книг путешествий, биографий Колумба и Джорджа Вашингтона. Вашингтон Ирвинг – создатель американской романтической новеллы, комического очерка, книг путешествий, биографий Колумба и Джорджа Вашингтона. Творческая биография писателя. Изображение жизни современной писателю Америки. Творческая биография писателя. Изображение жизни современной писателю Америки.


    Характерные черты его новеллистики - острота сюжета, занимательность, соединение серьезного и комического, сочетание иронии с четко выраженным рационалистическим началом. Характерные черты его новеллистики - острота сюжета, занимательность, соединение серьезного и комического, сочетание иронии с четко выраженным рационалистическим началом. Тема несоответствия мечты и действительности в творчестве Ирвинга, ставшая одной из основных в американском романтизме. Тема несоответствия мечты и действительности в творчестве Ирвинга, ставшая одной из основных в американском романтизме. Произведения об Америке: История Нью-Йорка, рассказы Легенда о Сонной Лощине. Произведения об Америке: История Нью-Йорка, рассказы Легенда о Сонной Лощине. Одно из ключевых произведений Ирвинга - Рип Ван Винкль. Фантастический вымысел и изображение реальности. Одно из ключевых произведений Ирвинга - Рип Ван Винкль. Фантастический вымысел и изображение реальности.


    Джеймс Фенимор Купер - создатель американского романа. Тематическое богатство и многообразие форм романа в творчестве Купера. Романы исторические, морские, романы-памфлеты, публицистические романы Тематическое богатство и многообразие форм романа в творчестве Купера. Романы исторические, морские, романы-памфлеты, публицистические романы Творческий путь писателя, его периодизация. Творческий путь писателя, его периодизация. Пенталогия о Кожаном Чулке. Пионеры, Последний из могикан, Прерия, Следопыт, Зверобой - основные произведения Купера. Пенталогия о Кожаном Чулке. Пионеры, Последний из могикан, Прерия, Следопыт, Зверобой - основные произведения Купера. Социально-политические проблемы в приключенческом романе. Социально-политические проблемы в приключенческом романе. Отражение в романах эволюции взглядов автора. Отражение в романах эволюции взглядов автора. Купер и Вальтер Скотт. В. Белинский и Л. Толстой о Купере. Купер и Вальтер Скотт. В. Белинский и Л. Толстой о Купере.


    Поздний американский романтизм х гг. Творчество Э. По, Лонгфелло, Уитмена. Творчество Э. По, Лонгфелло, Уитмена. Особенности романтизма на позднем этапе его развития: утрата оптимистических иллюзий и усиление пессимистических настроений. Особенности романтизма на позднем этапе его развития: утрата оптимистических иллюзий и усиление пессимистических настроений. Сочетание в творчестве писателей настроений разочарования, мрачных предчувствий с любовью к своей стране, с верой в права человека на свободу и счастье. Сочетание в творчестве писателей настроений разочарования, мрачных предчувствий с любовью к своей стране, с верой в права человека на свободу и счастье.


    Реализм в литературе XIX века. Формирование реализма в недрах романтической литературы начала XIX века. Современная трактовка понятия критический реализм. Реализм как отражение реальной жизни - своеобразный эстетический стержень художественной культуры в эпоху Возрождения (ренессансный реализм) и в эпоху Просвещения (просветительский реализм). Критический реализм х годов XIX века.

    I. Введение

    Гуманизм русской классической литературы

    Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

    …как колокол на башне вечевой

    Во дни торжеств и бед народных.

    Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

    Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

    Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

    Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

    Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

    Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

    Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

    Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

    Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

    Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.



    Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

    Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

    Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

    II. Русская литература конца XVIII – начала XIX веков

    Державин Г.Р., Жуковский В.А. (Обзорное изучение)

    Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

    Жизненный и творческий путь

    Великий русский поэт родился в Москве, в старинной аристократической семье. Прадедом его по линии матери был «арап Петра Великого», пленный африканец Абрам (Ибрагим) Ганнибал. Пушкин всегда гордился своим происхождением и участием своих предков в исторических событиях.

    В 1811 году по указу Александра I в Царском Селе под Петербургом был открыт Лицей – первое учебное для дворянских детей, куда был зачислен Пушкин.



    Лицейские годы (1811 - 1817) станут для него началом серьезной литературной деятельности: впервые будут опубликованы ранние стихи Пушкина, он познакомится с ведущими писателями того времени (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и др.), включится в литературную борьбу, став членом общества «Арзамас». «Дух лицейского братства» сохранит Пушкин на долгие годы, посвящая не одно стихотворение годовщине 19 октября (дата поступления в лицей) и поддерживая дружбу со многими лицеистами – поэтом А.А. Дельвигом, будущими декабристами В.К. Кюхельбекером, И.И. Пущиным. Секундантом роковой дуэли Пушкина будет бывший лицеист К.К. Данзас. Для лицейского периода поэта характерны жизнерадостные и беззаботные мотивы.

    Петербургский период (1817 – 1820) в творчестве Пушкина знаменуется поворотом в сторону романтизма: отсюда бунтарское обращение к политическим темам в гражданской лирике. Ода «Вольность» (1817) призывает чуть ли не к народному восстанию и свидетельствует о крайнем презрении молодого поэта к царскому режиму.

    Стихотворение «Деревня» (1819) построено на противопоставлении идиллических картин сельской природы и противоестественных крепостных порядков.

    Послание «К Чаадаеву» (1818) заканчивается убедительным заверением, что вольность (падение самодержавия) обязательно придет:

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена!

    В 1820 году Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», в которой также проявились романтические настроения молодого поэта.

    Южная ссылка (1820 - 1824) – новый период в творчестве Пушкина. Поэт выслан из Петербурга за крамольные стихи, попавшие в руки правительства, сначала в Екатеринослав, откуда волею судеб совершает путешествие по Кавказу и Крыму с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского, затем живет в Кишиневе, в Одессе. Цикл романтических «южных поэм» «Кавказский пленник» (1820 -21), «Братья-разбойники» (1821 -22), «Бахчисарайский фонтан» (1822 -23) посвящен изображению незаурядной личности (исключительного героя ) на лоне роскошной южной природы в обществе, где процветает «вольность» (исключительные обстоятельства ). Однако уже в поэме «Кавказский пленник» начинается, а в «Цыганах» (1824) завершается поворот к реализму, связанный с развенчиванием исключительности романтического героя.

    Период очередной ссылки в родовое имение Михайловское (1824 – 1826) был для поэта временем сосредоточенной работы и раздумий о судьбах России и своего поколения, прогрессивные представители которого вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Реалистический подход к изображению истории стал определяющим для трагедии «Борис Годунов» (1825). Стихотворения михайловского периода представлены уже зрелым лирическим героем, не пылким юношей-вольнодумцем, а художником, испытывающим потребность вспомнить минувшее. Стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», написанные в этот период, проникнуты настроением грусти и одиночества.

    Возвращенный в Москву в 1926 году новым царем Николаем I, Пушкин тяжело переживает арест, ссылку и казнь своих товарищей и сам попадает под негласную опеку царя и шефа жандармов Бенкендорфа. Образцом гражданской лирики зрелого Пушкина служат стихотворения «Во глубине сибирских руд» (1827) и «Анчар» (1828). В 1828 - 1829 гг работает над поэмой «Полтава». В 1829 году отправляется во второе путешествие на Кавказ – в Арзрум. В этом же году появляются шедевры его любовной лирики «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще быть может…»

    Осенью 1830 года Пушкин, находящийся по личным делам в имении Болдино Нижегородской губернии, был вынужден задержаться с выездом в Москву. В Центральной России бушевала эпидемия холеры, и в связи с карантином были перекрыты все дороги.7 сентября – 6 ноября 1830 года стали в жизни Пушкина особым периодом, названным Болдинской осенью , - наивысшим подъемом его творческих сил. В короткий срок были написаны такие шедевры, как стихотворения «Бесы», «Элегия», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», драматический цикл «Маленькие трагедии».

    Болдинской осенью был закончен и роман в стихах «Евгений Онегин» , начатый еще в Кишиневе в 1823 году, работа над которым шла более 7 лет и который публиковался по главам. Быт и нравы того времени выписаны с такой достоверностью и тщательностью, что В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни» , и произведение по праву считается первым русским реалистическим романом XIX века.

    В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник». В этом же году с целью собрать материал для «Истории Пугачева», поэт едет в оренбургскую губернию. Параллельно пишет исторический роман «Капитанская дочка» (1836).

    В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала»Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского.

    По стечению обстоятельств стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», написанное за полгода до трагической гибели, стало творческим завещанием поэта, подводящим итоги его жизни. Он писал:

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

    И назовет меня всяк сущий в ней язык,

    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

    Тунгуз, и друг степей калмык.

    Жизненный и творческий путь

    Предок русского дворянского рода Лермонтовых шотландец Лермонт, поступивший в 17 веке на службу к московскому царю, происходил от легендарного зачинателя шотландской литературы Томаса Рифмача (XIII век). Будущий русский поэт родился в Москве, в семье офицера, мелкого помещика, после смерти жены в 1817 году оставившего единственного сына на попечение строгой, но заботливой бабушки Е.А. Арсеньевой. Разлуке с отцом Лермонтов посвятит стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» (1831).

    Детство Лермонтова проходило в имении бабушки – селе Тарханы Пензенской губернии, а также в Москве. Слабого здоровьем мальчика часто вывозили на Кавказ, красота которого воспевалась им еще в ранних стихах.

    В 1828 году Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, в 1830 – 1832 годах он учится на нравственно-политическом отделении Московского университета, из которого его отчисляют за вольномыслие. В 1832 году вместе с бабушкой он переезжает в Петербург и поступает в Школу юнкеров, а в 1834 произведен в чин корнета лейб-гвардии Гусарского полка.

    Уже в юношеских стихотворениях («Парус » (1832)) Лермонтова проявился основной мотив его творчества – одиночество , связанный как с особенностями личности самого поэта, так и с романтической традицией и ее культом героя-одиночки, отвергнутого обществом, - бунтаря и свободолюбца.

    Юный поэт, находясь под влиянием Байрона и Пушкина, стремится избавиться от этого влияния, осознать свой собственный путь. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) поэт подчеркивает свою «русскую душу», но тем не менее еще остаются сильны байронические мотивы.

    Первым, напечатанным с ведома поэта, стихотворением было «Бородино» (1837), в котором впервые проявился лермонтовский реализм.

    В 1837 году Лермонтов, находясь в Петербурге, получил известие о гибели Пушкина и немедленно откликнулся гневным стихотворением «Смерть поэта» - первым в истории литературы, в котором во всей полноте осознается значение великого русского поэта. Признавая опасность этого стихотворения, распространяющегося в списках, Николай I распорядился арестовать Лермонтова и сослать на Кавказ. В 1838 году с согласия царя на настоятельные прошения Е.А. Арсеньевой поэта вернули из ссылки.

    Раздумьям о судьбе своего поколения, обреченного на бездействие и бесславие, посвящено стихотворение «Дума» (1838):

    Печально я гляжу на наше поколенье:

    Его грядущее иль пусто, иль темно…

    Горькие раздумья поэта об одиночестве в обществе «светской черни» наполняют его стихи «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно, и некому руку подать…» (1840).

    Но не все так мрачно в художественном мире Лермонтова: поэт порой умеет находить гармонию с миром. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную», 1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841) подводят итоги лирических мечтаний поэта о гармонии с природой. Родная природа для Лермонтова – это наиболее близкий образ родины, которую поэт любит «странною любовью» не за ее государственное и историческое величие, а за «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее, подобные морям»…Такое отношение к России было новым и необычным для русской лирики XIXвека.

    Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835 -1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Вершиной творчества поэта в крупной поэтической форме стали поэмы «Демон» (1839) и «Мцыри» (1839), а итоговым прозаическим произведением – роман «Герой нашего времени» (1837 –1840). Это первый русский реалистический роман в прозе. Образ Печорина раскрывается Лермонтовым через призму сложной композиции романа, состоящего из пяти новелл, истории которых рассказывают три героя-повествователя: автор и Максим Максимыч («Бэла» ), автор («Максим Максимыч» ), «Журнал Печорина » («Предисловие» ), Печорин («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Столь необычная композиция передает сложность и противоречивость характера Печорина, а повествование от нескольких лиц помогает оценить его поступки с разных сторон. Открытие Лермонтова-романиста заключается также в глубоком проникновении во внутренний мир Печорина, поэтому «Герой нашего времени» - это и первый русский психологический роман.

    Трагической оказалась судьба самого Лермонтова. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.

    Жизненный и творческий путь

    Полную свою фамилию Гоголь-Яновский, доставшуюся от родителей, мелкопоместных украинских дворян, Гоголь сократил до первой части. Родился писатель в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство его прошло в имении отца Васильевка–Яновщина. Учится Гоголь сначала в Полтавском училище, в 1821 – 1828 годах – в Гимназии высших наук в г. Нежине.

    Первую свою поэму «Ганс Кюхельгартен» Гоголь издает в Петербурге в 1829 году, куда переезжает после окончания Нежинской гимназии, а после ее провала скупает на последние деньги все экземпляры и сжигает их. Так, уже с первых шагов в литературе у Гоголя появляется страсть сжигать собственные произведения. В 1831 и 1832 годах выходят две части сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь. Или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка, «Заколдованное место»). Юмористические повести «Вечеров» содержат богатый украинский фольклор, благодаря которому созданы комические и романтико-фантастические образы и ситуации. Публикация сборника сразу принесла Гоголю славу комического писателя.

    В 1835 году Гоголь получает место адъюнкт-профессора в Петербургском университете и читает лекции по истории средних веков. Новые сборники повестей «Миргород» (1835) («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» (1835) («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет») свидетельствуют о повороте писателя к реализму, но реализму особому – фантастическому.

    Новаторской была и драматургия Гоголя: комедии «Ревизор» (1835) и «Женитьба» (1841) обогатили новым содержанием русский театр. «Ревизор» написан на сюжет забавной истории, рассказанной Гоголю Пушкиным, о том, как провинциальные чиновники приняли за ревизора Хлестакова, «пустейшего человека». Комедия имела огромный успех у публики и породила огромное количество отзывов – от самых ругательских до самых восторженных.

    Фантастическая повесть «Нос» (1836), а затем повесть «Шинель» (1842) завершают «Петербургские повести» Гоголя. В «Шинели» писатель продолжил начатую Пушкиным тему «маленького человека ».

    Еще в 1835 году по легенде, распространенной самим Гоголем, Пушкин «подарил» ему сюжет главного произведения всей его жизни – поэмы (в прозе) «Мертвые души». В 1836 году Гоголь уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Париж и до 1848 года проживал в Риме, где и начал свою бессмертную поэму. Сюжетная основа гоголевской поэмы проста: авантюрист Чичиков, путешествуя по России, намеревается скупить у помещиков умерших крестьян, числившихся живыми на бумаге, – в «ревизских сказках», а затем заложить их в Опекунский совет, получив за это деньги. Герой предполагает изъездить всю Россию, что и требовалось автору для создания всеохватывающей картины русской жизни. В результате возникает удивительная картина гоголевской России. Это не только «мертвые души» помещиков и чиновников, но и «живые души» крестьян как воплощение русского национального характера. Авторское отношение к народу, к родине выражается в многочисленных авторских отступлениях . С особой любовью и размахом в них Гоголь пишет о России и ее будущем, создавая величественные образы дороги и мчащейся по ней «птицы-тройки».

    В планах автора было воскресить «мертвую душу» Чичикова, сделать его идеальным русским помещиком, крепким хозяйственником. Образы подобных помещиков намечены в сохранившихся черновых вариантах II тома «Мертвых душ».

    К концу жизни Гоголь испытывает глубокий духовный кризис, связанный с тем, что он не находит в себе силы быть истинным религиозным писателем (целиком проблемам духовной жизни посвящена скандально известная и недооцененная современниками книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)), так как нравственное воскрешение героев «Мертвых душ» - задача религиозная, связанная с христианской традицией.

    Перед смертью Гоголь сжигает вариант второго тома своей поэмы. Это была обычная практика: неудавшиеся, по его мнению, тексты он уничтожал, чтобы переписать заново. Однако на этот раз - не успел. Гоголь умер в Москве, был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

    V. Литература второй половины XIX века

    Журнал «Современник».

    Журнал был основан Пушкиным в 1836 году. После его смерти в 1837 году редактором журнала стал друг Пушкина профессор Петербургского университета Плетнев.

    В 1847 году журнал в аренду взяли Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Они сумели сгруппировать вокруг журнала все лучшие литературные силы того времени. Критический отдел вел Белинский, печатали свои произведения Герцен, Тургенев, Григорович, Толстой, Фет и др.

    В период революционного подъема в редакцию «Современника» вошли Чернышевский и Добролюбов. Они превратили журнал в орудие борьбы за свержение самодержавия. В то же время среди сотрудников журнала наметились непримиримые противоречия между писателями-демократами и писателями-либералами. В 1860 году в редакции произошел раскол. Поводом послужила статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день», посвященная роману Тургенева «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа и после того, как статья была напечатана, в знак протеста ушел из редакции журнала. Вместе с ним покинули журнал и другие либеральные писатели: Толстой, Гончаров, Фет и др.

    Однако после их ухода Некрасов, Чернышевский и Добролюбов сумели сплотить вокруг «Современника» талантливую молодежь и превратили журнал в революционную трибуну эпохи. В результате в 1862 году издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев, а в 1866 году он был закрыт окончательно. Традиции «Современника» продолжил журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884), который издавался под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

    Жизненный и творческий путь

    Родился А.Н. Островский 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника – разночинца. Семья Островских жила в то время в Замоскворечье, в той части Москвы, где издавна селились купцы. Впоследствии они станут героями его произведений, за что и назовут Островского Колумбом Замоскворечья.

    В 1840 году Островский поступает на юридический факультет Московского Университета, но профессия юриста не привлекает его, и в 1843 году он оставляет университет. Отец лишает его материальной поддержки, и А.Н. поступает на службу в «совестный суд». В «совестном суде» разбирали дела «по совести» между родственниками. Через два года, в 1845 году, он переводится переписчиком бумаг в коммерческий суд. В 1847 году выходит его первая пьеса «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»).

    С начала 1850-х годов пьесы Островского ставятся с успехом петербургским Александринским и московским Малым театрами. С Малым театром будет связана почти вся драматургия русского классика.

    С середины 50-х годов писатель сотрудничает в журнале «Современник». В 1856 году он вместе с научной экспедицией совершает путешествие по верховьям Волги, изучает быт приволжских городов. Результатом этой поездки стала пьеса «Гроза», напечатанная в 1859 году. После «Грозы» жизнь писателя текла ровно, он много работает над своими произведениями.

    В 1886 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров, начальником театрального училища. Он мечтает о реформе театра, однако мечтам писателя не суждено было сбыться. Весной 1886 года он тяжело заболевает и уезжает в имение Щелыково в Костромской губернии, где 2 июня 1886 года умирает.

    Островский – автор более 47 оригинальных пьес. Среди них: «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Не все коту масленица», «Горячее сердце», «Снегурочка» и др.

    Пьеса «Гроза»

    Быт и нравы города Калинова

    Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, один из местных жителей.

    Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

    В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми.

    В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

    Рисуя образы представителей «темного царства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.

    Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

    Кабаниха – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей все кажется, что дети стали выходить из-под влияния родителей. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, предельно невежественна. Арена ее деятельности – семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи носит ханжеский, лицемерный характер. Все ее действия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха – жестокий и бессердечный человек.

    Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее и вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь самодурство Дикого основано прежде всего на безнаказанности, и потому он пасует перед сильной личностью. Его невозможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игнатьевне это легко удается.

    Именно Дикие и Кабанихи создают в городе атмосферу «жестоких нравов», в которой задыхаются свежие, молодые силы. Бросается с обрыва в Волгу Катерина, убегает из дома с Кудряшом Варвара, не выдержав деспотизма матери, Тихон потерял всякую способность жить и мыслить самостоятельно. Нет в этой атмосфере места добру и любви.

    Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в предреформенной России, горячим призывом к свободе.

    Жизненный и творческий путь

    Родился Гончаров в Симбирске, в семье богатых купцов, начальное образование получил дома, затем в частном дворянском пансионе. В 1822 году был отправлен в Московское коммерческое училище, где проучился 8 лет, о которых вспоминает с горечью. В 1831 –1834 годах Гончаров учится на словесном отделении Московского университета и попадает совсем в иной круг студенческой молодежи – будущей дворянской и разночинской интеллигенции. После окончания университета, прослужив несколько месяцев секретарем симбирского губернатора, он переезжает в Петербург и сближается с литературными кругами, удивляя всех довольно слабыми стихами и пробуя себя в жанрах очерка и повести.

    В 1847 году в журнале «Современник» выходит его первый роман «Обыкновенная история», который, по словам Белинского, нанес «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму». В 1852 – 1855 годах Гончаров в качестве секретаря совершает кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», впечатления от экспедиции воплотились в книге очерков, которая так и называлась «Фрегат Паллада» (1855 -1857). По возвращении в Петербург писатель служит в департаменте министерства финансов, затем в цензурном комитете, пока не выходит в отставку в 1860 году.

    В 1859 году опубликован второй роман Гончарова, работа над которым длилась около десяти лет, - «Обломов». Главное художественное открытие – образ главного героя Ильи Ильича Обломова, русского барина «лет тридцати двух-трех от роду», проводящего свою жизнь, лежа на диване в петербургской квартире. В романе важен не столько сюжет, сколько изображение главного героя, взаимоотношение его с другими героями (Штольц, Ольга, Захар, Агафья Матвеевна).

    Важную роль в художественном отношении играет в романе вставная глава «Сон Обломова», написанная значительно раньше других (1849). В ней изображен не просто особый, а до крайности консервативный мир родового имения Обломовки. В реальности Обломовка – это земной рай, где все, даже крестьяне и дворовые, живут счастливо и размеренно, ни о чем не печалясь, рай, который покинул Обломов, повзрослев и оказавшись в Петербурге. Теперь, вне Обломовки, он пытается воссоздать прежний рай в новых условиях, так же отгораживаясь от реального мира несколькими слоями перегородок – халатом, диваном, квартирой, создавая то же замкнутое пространство. Верный традициям Обломовки, герой предпочитает лениться, бездействовать, погружаясь в безмятежный сон, который вынужден иногда прерывать крепостной слуга Захар, «страстно преданный барину», и при этом большой лжец и грубиян. Ничто не может нарушить обломовского затворничества. Пожалуй, лишь одному Андрею Штольцу, другу детства Обломова, удается на относительно продолжительное время «разбудить» друга. Штольц – во всем противоположность Обломова. На этой антитезе и строится весь роман. Штольц – энергичный, деятельный, целеустремленный. Благодаря ему Обломов выходит в свет, занимается запущенными делами имения и даже влюбляется в знакомую Штольца – Ольгу Ильинскую. Любовь к Ольге, по замыслу Штольца, должна была окончательно «пробудить» Обломова, но этого не произошло. Наоборот, Обломов не только вернулся в прежнее свое состояние, но и усугубил его, женившись на доброй и заботливой вдовушке – Агафье Матвеевне Пшеницыной. Которая, создав для него все условия тихого обывательского быта, возродила любимую Обломовку и привела его к гибели.

    Роман «Обломов» был встречен публикой восторженно: в нем оценили, прежде всего, подробный анализ социального явления, описанного Гончаровым, - обломовщины – как состояния духовного и интеллектуального застоя, берущего начало в русском барстве и крепостных порядках.

    После «Обломова» писатель возвращается на государственную службу: с 1862 года редактирует газету министерства внутренних дел «Северная почта», затем входит в Совет по делам печати, снова назначается на должность цензора и с большими перерывами пишет свой последний, третий, роман – «Обрыв» (1849 -1869).

    В последние десятилетия жизни Гончаров пишет воспоминания, очерки и критические статьи, в том числе ставший классическим разбор комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872).

    Поэты «чистого искусства»

    Жизненный и творческий путь

    «Романсы его (Фета) распевает чуть ли не вся Россия»,-писал в 1863 году композитор Щедрин. Чайковский называл его не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. И, действительно, бесспорным достоинством большинства стихотворений А.Фета является их певучесть и музыкальность.

    Отец Фета, богатый и родовитый орловский помещик Афанасий Шеншин, возвращаясь из Германии, тайно увез оттуда в Россию жену дармштадского чиновника Шарлотту Фёт. Вскоре Шарлотта родила сына – будущего поэта, который тоже получил имя Афанасий. Однако официальное бракосочетание Шеншина с Шарлоттой, перешедшей в православие под именем Елизавета, совершилось уже после рождения сына. Через много лет церковные власти раскрыли «незаконность» рождения Афанасия Афанасьевича, и, уже будучи 15-летним юношей, он стал считаться не сыном Шеншина, а проживающим в России сыном дармштадского чиновника Фёта. Мальчик был потрясен. Не говоря о прочем, он лишался всех прав и привилегий, связанных с дворянством и законным наследованием. Юноша решил во что бы то ни стало добиться всего того, что судьба так жестоко у него отняла. И в 1873 году просьба о признании его сыном Шеншина была удовлетворена, однако цена, которую он заплатил за достижение своей цели, за то, чтобы исправить «несчастье своего рождения», была слишком велика:

    Многолетняя (с 1845 г. по 1858 г.) военная служба в глухой провинции;

    Отказ от любви прекрасной, но бедной девушки.

    Он приобрел все, чего желал. Но это не смягчило ударов судьбы, вследствие которых «идеальный мир», как писал Фет, «был разрушен давно».

    Первые стихи свои поэт опубликовал в 1842 году под фамилией Фет (без точек над ё), ставшей его постоянным литературным псевдонимом. В 1850 г. он сблизился с «Современником» Некрасова, и в 1850 и 1856 годах вышли первые сборники – «Стихотворения А. Фета». В 1860 – 1870-е годы Фет оставляет поэзию, отдавшись хозяйственным делам в усадьбе Степановка Орловской губернии, рядом с владениями Шеншиных, и в течение одиннадцати лет занимал должность мирового судьи. В 1880-е годы поэт вернулся к литературному творчеству и издал сборники «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891).

    Фет – наиболее значительный представитель плеяды поэтов «чистого искусства », в творчестве которых нет места для гражданственности.

    Фет постоянно подчеркивал, что искусство не должно быть связано с жизнью, что поэту не следует вмешиваться в дела «бедного мира».

    Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство.

    Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, - это лирические миниатюры, назначение которых передать не столько мысли и чувство, сколько «летучее» настроение поэта.

    В пейзажной лирике Фета до совершенства доведено проникновение в малейшие изменения состояния природы. Так, стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» состоит исключительно из назывных предложений. За счет того, что в предложении нет ни одного глагола, создается эффект точно схваченного сиюминутного впечатления.

    Стихотворение

    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

    Лучи у наших ног в гостиной без огней

    можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Так же, как и у Пушкина, в фетовском стихотворении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:

    И много лет прошло томительных и скучных…

    В финале выражается сила истинной любви, которая поднимает поэта над временем и смертью:

    А жизни нет конца, и цели нет иной,

    Как только веровать в рыдающие звуки,

    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

    Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую » - о поэзии. Для Фета искусство – это одна из форм выражения прекрасного. Именно поэт, считает А.А. Фет, способен выразить то, «перед чем язык немеет».

    Жизненный и творческий путь

    Тютчев - «о дин из величайших лириков, существовавших на земле».

















    1 из 16

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    "Золотой век" русской литературы 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и др.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Развитие прозы Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Наследие Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Становление реалистической литературыС середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    ПоэзияРазвитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.