Понятие и классификация культурных памятников. Объекты культурного наследия: обзор, реестр, законы

Список природных и культурных достопримечательностей, создаваемый ЮНЕСКО, - своеобразный знак качества, говорящий путешественнику, что это стоит того, чтобы увидеть. Мы решили рассказать вам о тех российских объектах, которые были внесены в реестр Всемирного наследия. А вдруг вы о некоторых из них не знаете?

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

На территории Татарстана сохранились руины города, основанного волжскими булгарами (тюркскими племенами). В 1361 году город был разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром - к счастью, не до конца. До наших дней дошло городище, которое было признано уникальным памятником в 2014 году.

Остров Врангеля

Остров Врангеля - самый северный из объектов Всемирного списка ЮНЕСКО. Он включает в себя не только одноименный остров, но и соседний остров Геральд, а также прилегающие акватории Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Острова известны благодаря огромным лежбищам моржей и наибольшей во всем мире плотностью берлог белого медведя. Достоянием человечества заповедник признан в 2004 году.

Исторический центр Ярославля

Одна из доминант Ярославля - комплекс Спасского монастыря, который часто именуют кремлем. Вместе с другими историческими постройками города он был в 2005 году внесен в список Всемирного наследия.

Церковь Вознесения в Коломенском

Построена в царском поместье в 1532 году, когда Коломенское еще не было территорией Москвы. Достоянием человечества церковь признана в 1994 году.

Озеро Байкал

Удивительно, но глубочайшее озеро мира было признано достоянием человечества не в числе первых природных достопримечательностей. ЮНЕСКО отметило исключительность этого водоема лишь в 1996 году.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

В 1993 году список пополнился главной достопримечательностью Сергиева Посада. Крупнейший мужской монастырь России был основан еще в 1337 году, а привычный вид лавра обрела к XVIII веку, когда здесь появилась большая часть построек, доступных публике сегодня.

Западный Кавказ

Горы Западного Кавказа, на территории которых расположен, например, Сочинский национальный парк и заповедник Рица, тянется от Анапы до Эльбруса. Здесь можно встретить как низкогорный рельеф, так и типично альпийские пейзажи с многочисленными ледниками. В список ЮНЕСКО горы вошли в 1999 году.

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

Дербент считается древнейшим городом России. Первые упоминания о нем относятся к VI веку до нашей эры, когда он назывался Каспийскими воротами. Здесь расположена цитадель и крепостные сооружения, возраст которых составляет 16 веков. В 2003 году ЮНЕСКО признало их исключительным памятником истории.

Золотые Алтайские горы

Именно под таким названием в список ЮНЕСКО в 1998 году вошли три участка Алтайских гор: Алтайский и Катунский заповедники и плато Укок. Несмотря на статус особо охраняемых территорий, здесь по-прежнему нередки случаи браконьерства.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь в Вологодской области начали строить в XV веке. На протяжении столетий он был важнейшим культурным и религиозным центром Белозерского края. Сегодня в зданиях монастыря, внесенного в список ЮНЕСКО в 2000 году, действует музей и архиерейское подворье Вологодской митрополии.

Вулканы Камчатки

В 1996 году камчатские вулканы были признаны Всемирным наследием, а спустя пять лет ЮНЕСКО расширило охраняемую территорию. Здесь сконцентрировано большое число действующих вулканов, что делает эту местность уникальной даже по общемировым меркам.

Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

Единственный российский кремль, на территории которого церковь соседствует с мечетью, расположен в Казани. Его начали строить в Х веке, а более-менее современный вид он приобрел лишь шесть веков спустя. Сегодня крепость, которая считается достоянием человечества с 2000 года, является главной достопримечательностью столицы Татарстана и излюбленным местом прогулок горожан.

Плато Путорана

О включенном в список Всемирного наследия в 2010 году плато Путорана «Лента.ру» писала уже не раз. Потрясающий своей красотой природный заповедник расположен на севере Центральной Сибири, в 100 километрах за полярным кругом. Здесь можно увидеть нетронутую тайгу, лесотундру и арктическую пустыню.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

В 1992 году Всемирным наследием были признаны белокаменнные памятники Владимира и Суздаля. Расположенные совсем близко друг от друга города - идеальный маршрут на выходные, разнообразный и неутомительный.

Московский Кремль и Красная площадь

В 1990 году одной из первых в список вошла главная площадь России (вместе с Кремлем). Всего в Москве расположены три достопримечательности, отмеченные ЮНЕСКО, - больше, чем в любом другом регионе страны.

Куршская коса

Частично расположенная на территории Литвы Куршская коса - одна из главных природных достопримечательностей Калининградской области. Ее протяженность 98 километров, а ширина - от 400 метров в самом узком месте до четырех километров в самом широком. Коса была включена в список наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

Ансамбль Новодевичьего монастыря

Еще одна московская достопримечательность - Новодевичий монастырь - создавалась в XVI-XVII веках. Монастырь является ярким представителем московского барокко и известен тем, что здесь были пострижены в монахини женщины из царской семьи. Важность монастыря для мировой культуры признали в 2005 году.

Девственные леса Коми

Самая большая российская достопримечательность из списка занимает площадь в 3,28 миллиона гектаров, включая равнинные тундры, горные тундры Урала и один из самых крупных массивов первичных бореальных лесов. Эти территории охраняются государством на протяжении последних 50 лет, в список ЮНЕСКО леса вошли в 1995 году.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста

В Карелию многие едут ради Кижей и Соловков. Оба острова входят в список Всемирного наследия. Кижский погост, памятник деревянного зодчества, попал в перечень в 1990 году.

Ленские столбы

Расположенные в крупнейшем регионе страны - в Якутии, столбы располагаются почти в 200 километрах от республиканского центра. Экскурсии сюда дорогие, однако те, кто бывал у столбов, говорят, что ничуть не жалеют о потраченных деньгах. В 2012 году уникальность природного памятника отметили и в ЮНЕСКО.

Исторический центр Санкт-Петербурга

Одна из самых известных не только в России, но и за ее пределами достопримечательностей - центр Петербурга. «Северная Венеция» с ее каналами и более чем 400 мостами вошла в список ЮНЕСКО в 1990 году.

Убсунурская котловина

Еще одна достопримечательность, которую Россия делит с другими государствами (всего таких три). Убсунурская котловина, частично расположенная на территории Монголии, состоит из 12 разрозненных участков, объединенных общим названием. В здешних степях обитает огромное количество пернатых, на пустынных участках встречаются редкие млекопитающие, а в высокогорной части живет снежный барс, занесенный в Красную книгу. Котловина вошла в список ЮНЕСКО в 2006 году.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»

Соловецкий архипелаг насчитывает шесть островов, а его общая площадь составляет более 300 квадратных километров. Несмотря на то что он находится на территории Архангельской области, большинство путешественников плывут сюда из Карелии - так удобнее. Архипелаг вошел в список в 1992 году.

Древний город Херсонес Таврический и его хора

Херсонес знаком всем, кто хотя бы раз отдыхал в Крыму. Руины античного полиса, являющегося сегодня частью Севастополя, внесли в список ЮНЕСКО в 2013 году.

Геодезическая дуга Струве

«Дуга Струве» - цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся почти на три тысячи километров по территории десяти европейских стран от Хаммерфеста в Норвегии до Черного моря. Она появилась в начале XIX века и использовалась для первого достоверного измерения большого сегмента дуги земного меридиана. Создал ее астроном Фридрих Георг Вильгельм Струве, более известный в те времена под именем Василия Яковлевича Струве. В 2005 году достопримечательность была внесена в список наследия ЮНЕСКО.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В IX веке Новгород стал первой столицей России. Вполне логично, что он был включен в список Всемирного наследия одним из первых. ЮНЕСКО признало его достоянием человечества уже в 1992 году.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

2. По каким признакам различают народы?

1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

Практикум

2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

а) Христианство:

Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

б) Ислам (мусульманство):

Шиизм (Иран, Ирак)

Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

Национальные религии:

Синтоизм (Япония);

Конфуцианство (Китай);

Индуизм (Индия);

Иудаизм (Израиль);

Местные религии:

Фетишизм

Шаманизм

Фетишизм

(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

Правительство Москвы, Комитет по культурному наследию города Москвы совместно с НИиПИ Генплан

представляют

«Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы».

Тираж : 5 тыс. экз.

Формат издания : 60х90/8

Издательство: «ИД Руденцовых»

Руководитель проекта : В.А. Шевчук

Это первое в новом веке издание, дающее картографическую и справочную информацию об объектах культурного наследия столицы, находящихся на государственном учёте.

Валерий Шевчук, руководитель Москомнаследия:

Впервые в одной книге структурирована и нанесена на современную карту города информация по всем памятникам столицы, включая выявленные в последние годы и малоизученные объекты, расположенные за пределами исторического центра. Этот «Атлас» результат колоссальной работы и ещё один способ по-новому взглянуть на историю градостроительства.

Выходу монументального издания предшествовала масштабная работа комитета по выявлению, изучению и классификации объектов наследия, памятников истории и культуры, расположенных на территории современной Москвы. В результате появилось беспрецедентное издание, не имеющее аналогов в России и за рубежом.

Впервые все достопримечательности столицы, архитектурные и исторические памятники собраны в одном издании и тщательно систематизированы, что позволяет исследовать культурное достояние столицы по округам.

В книге публикуются подробные цветные и черно-белые планы города 19 столетия и первой половины 20 века выполненные в единственном экземпляре. Они с удивительной точностью обозначают улицы и здания, помогая составить единую картину исторического формирования районов и округов Москвы.

Издание состоит из трех томов. В I изложены исторические планы города в границах Центрального административного округа. Карты 1838 года, 1852 , и 1952 годов сопровождают уникальные фотографии, на которых Москва навеки застыла в удивительном очаровании сепии, более известных, как «Найденовские листы ». С помощью карт первого тома можно проследить за ростом Москвы и изменением территориальных границ города и его районов, начиная с XIX века и заканчивая 50-ми годами XX столетия. Подробные цветные и чёрно-белые планы с обозначением улиц и зданий представляют огромный интерес с точки зрения картографии, наглядно демонстрируя различные техники и подходы к созданию планов и карт города в различные периоды истории. Оригинальные экспликации дают возможность максимально точно исследовать увеличение численности населения города, а также изменение соотношения частных строений, казённых зданий и учреждений.

Во II и III томах Атласа представлены современные карты Москвы, с нанесёнными на них памятниками, а также списки объектов культурного наследия. Усадебные комплексы, состоящие из нескольких памятников истории, часто отличающихся по дате создания и автору, выделены на картах с указанием каждого отдельного строения, входящего в комплекс, и аннотированы относительно каждого объекта. Во II томе собраны памятники культурного наследия, расположенные в границах Центрального автономного округа, традиционно более исследованные и известные. Третий том включает в себя достопримечательности, находящиеся за пределами исторического центра. Картографический и информационный блок II и III томов дополняют современные фотографии памятников, выявленных Комитетом по культурному наследию города Москвы в последние годы и внесённых в список исторических достопримечательностей города.

«Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы» содержит необходимую техническую и имущественную информацию, помогающую обеспечить надлежащий уход и надзор за объектами культурного наследия. Сегодня, когда столица динамично развивается и приобретает совершенно особый колорит, как никогда важно знать и помнить об исторических корнях города, и быть знакомым с его уникальной архитектурой.

Выпуск «Атласа» подвел итог планомерной работы Москомнаследия по инвентаризации культурных объектов, а также составлению подробного реестра столичных памятников. Этот труд нашел живой отклик у людей, которые дорожат нашим прошлым и заботятся о сохранении памятников культуры.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин по примеру Москомнаследия, решил составить единый реестр памятников и объектов культурного наследия Тверской области. «Атлас» будет издан в виде систематизированного справочника, позволяющего проследить развитие города и области в историческом контексте. Опыт, начатый столичным комитетом, будет перенят региональными властями и это яркое свидетельство актуальности данного проекта в целом.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.