План к рассказу огородники н носов. Технологическая карта урока литературного чтения на тему "О

Предмет

Литературное чтение

Класс

Учитель

Льясова Ирина Владимировна

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема

Н.Носов «Огородники»

Цель

Продолжить работу над содержанием произведения Н.Носова «Огородники»

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Учебные. Учить работать с текстом:

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

Формулировать основную мысль текста.

Составлять план текста.

Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Видеть языковые средства, использованные автором.

2. Развивающие. Развивать творческое воображение, речь.

3. Воспитательные. Воспитывать любовь к чтению, труду.

Личностные:

Формировать нравственно-этические ориентиры (поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба).

Развивать способность к нравственной оценке.

Развивать эмпатию.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

Развивать навыки сотрудничества.

Метапредметные УУД

Познавательные:

Анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Анализировать произведение для определения его идеи.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

Синтезировать прочитанное.

Сравнивать произведения (художественное и познавательное).

Регулятивные:

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Коммуникативные:

Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

Создавать текст на заданную тему.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организаци

онный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Назовите самое главное человеческое качество?

Пожелайте друг другу добра и удачи.

И я желаю вам добра, удачи и хорошего настроения на весь урок.

Доброта.

Формировать нравственно-этические ориентиры.

II. Актуализа

ция знаний

Урок литературного чтения. А чем важны уроки литературного чтения?

Назовите литературную тему раздела, над которой мы работаем?

Что вы знаете о Н.Носове.

Ответы учащихся.

- «Оглянись вокруг»: Рассказы

Н.Носова.

Ответы учащихся.

Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении.

III. Сообщение темы.

Посмотрите на экран и определите тему нашего урока.

Какую цель поставим на урок?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Н.Носова «Огородники»

Проанализировать данное произведение.

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Планировать свою деятельность.

IV . Проверка домашнего задания

Все ли задания дома вы выполнили? - У каждого на парте лежат оценочный лист. В нем вы будете оценивать себя. По итогам работы каждый получит отметку за урок. Поставьте + или - в разделе «домашнее задание». (Приложение №1)

Какое настроение сложилось у вас после прочтения рассказа?

Почему?

Кто главные герои данного рассказа?

От чьего имени — писателя или героя — ведется рассказ?

Каким ты представляешь себе рассказчика? Что ты о нем можешь сказать?

Подтвердите свой ответ

Расскажите, каким был Мишка: внешний вид, характер, отношение к делу?

Подтвердите свои выводы.

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу? Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы? Подтвердите свои выводы.

Хорошо ли поступили мальчики, решив работать ночью?

Найдите в тексте эпизод, к которому относится иллюстрация на стр. 90. Точно определите его границы.

Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили?

Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? Объясните свой выбор.

Ответы учащихся.

Мишка и Коля.

От имени героя.

Трудолюбивый, верный, преданный, серьёзный, терпеливый.

Суетливый, ворчун, выдумщик, находчивый, не приученный к труду, хвастливый, хитрый, эмоциональный.

Не желание Мишки работать.

Ребята ссорились, но продолжали вместе работать.

Ученики размышляют: разве плохо, что вместо того, чтобы отдыхать, они решили работать еще и ночью? Не характеризует ли это их как тружеников?

Трудолюбие, целеустремленность.

Терпение и труд, все перетрут.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

Аргументировано высказы

вать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Развивать способность к нравственной оценке.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Развивать эмпатию.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

V. Работа над языковыми средствами

Многие писатели используют средства выразительности, которые помогают создать ярче художественный образ, чтобы привлечь внимание читателя к высказыванию, раскрыть авторский замысел. Какие средства использовал Н.Носов в своём произведении.

Подтвердите свои выводы.

Сравнение.

(Длинный, как удав.

Устали, как лошади.

Поплыл как будто спрут или осьминог.

Ах мы ослы.)

Фразеологизм.

(Не видать, как своих ушей.)

Видеть языковые средства, использованные автором.

VI. Физкульт

минутка.

Мы копали, мы копали.

Поливали, поливали.

Мы садили, мы садили.

Поливали, поливали.

Мы пололи, мы пололи.

Поливали, поливали.

Собирали, собирали.

Ох устали.

Показывают движения.

VII. Работа над деформированным планом. Работа в парах.

В учебнике на странице 96 приводится план рассказа, но одного пункта плана не хватает. Определите, какое важное событие не отражено в плане. Дополните план этим пунктом. (Приложение №2)

Хитрый план.

Синтезировать прочитанное.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

VIII. Деление текста на части

Пользуясь планом, разделите рассказ на части. Можно работать карандашом.

Посмотрите на экран и проверьте. Так ли вы разделили.

Самостоятельная работа

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

IX. Этапы развития сюжета

Расположите этапы развития действия в литературном произведении по порядку.

Найдите в этом рассказе: вступление, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.

Красное знамя ожидаемое было для ребят или неожиданное?

Один ученик работает у доски.

Ответы учащихся.

Неожиданное.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

X. Радиотеатр.

Подготовьтесь к чтению по ролям 2 части. Отметьте слова автора, Вити, Мишки и Коли. А также подчеркните ремарки (пояснение) автора, указывающие на интонацию, на настроение героев. Короткие авторские фразы, разбивающие реплики героев, читать не нужно, возьмите их в скобки.

Самостоятельная работа

Читают по ролям

Планировать свою деятельность.

XI. Итог урока.

Составьте синквейн о главных героях рассказа «Огородники» .

Чему нас учит этот рассказ? Какова главная мысль этого рассказа?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Работа в группах по 4 человека.

В сельском труде главное - это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Анализировать произведение для определения его идеи.

XII. Рефлексия.

Оценивают свою работу.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

XIII. Домашнее задание.

Рассматривают выставку книг Н.Носова

Приложение

Приложение №1

Дополни план

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • «Когда в товарищах согласья нет…»
  • «Ах мы ослы!»
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

Приложение №2

Моя деятельность на уроке

Имя ________________________________

Самооценка (баллы)

активно работаю - 3 балла

работаю иногда - 2 балла

слушаю внимательно - 1 балл

Как я был(а) готов(а) к уроку

(+ выполнил задание; - не выполнил задание)

Прочитал(а) произведение

Отвечал(а) на вопросы

Сделал(а) задание в тетради

Как я работал(а) на уроке

Отвечал(а) на вопросы, поставленные учителем

Находил(а) в тексте нужный отрывок

Читал(а) выразительно

Правильно разделил(а) текст на части

Читал(а) по ролям выразительно

Работал(а) в паре быстро, правильно и дружно

Итог моей работы на уроке

Оценка учителя

Приложение №3

Мишка

Синквейн

1. Коля

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

Тема: «Огородники (1ч.)» Николай Носов

Цели:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; продолжать работать над техникой чтения; учить отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте; расширять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Презентация
  • Карточки со словами для словарной работы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Молодцы! Вы хорошо выполнили все упражнения, и теперь мы можем продолжить работать дальше.

  1. Проверка домашнего задания.

А начнем мы с вами с проверки домашнего задания.

Что вам было задано на сегодня?

О ком это произведение?

  • Чтение учащимися цепочкой «Крестьянские дети» .

Расскажите, как крестьянские дети проводили летний день.

Прочитайте что наблюдал мальчик в поле.

Молодцы!

  1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Носовым Николаем Николаевичем (слайд 1). Это писатель, написал много смешных рассказов о детях. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. Называется он «Огородники»

Словарная работа.

В этом рассказе вам встретятся слова, которых вы возможно не знаете.

1.Бригада- это группа людей состоящая из двух или более людей.

2.Знамя - определенного цвета (или цветов), укрепленное на древке полотнище с надписями. (слайд 2,3).

  1. Чтение произведения учителем .

Я сейчас прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и после ответьте на вопрос «Что должны были сделать ребята?»

Чтение рассказа и выяснение первого впечатления.

Молодцы, ребята. Вижу, вы все внимательно слушали рассказ.

  1. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

  1. Чтение произведения учащимися.

Откройте учебники на стр. 178. Прочитайте рассказ «Огородники (1ч.)» самостоятельно.

Молодцы! А теперь давайте прочитаем его все вместе. Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.

  1. Анализ прочитанного произведения.

Как звали главных героев?

Какое соревнование организовали ребята?

Чем Мишке не понравился их участок?

Как работал Мишка? Найдите в тексте.

  1. Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Дидактическое упражнение «Продолжи».

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны будете найти его и дочитать до конца.

Транскрипт

1 Почему дед Вани обрадовался, встретив зайца во время пожара? Найдите ответ в тексте и прочитайте. (Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает.) 4) Работа по карточкам. В рассказе дано описание грозы. Впишите пропущенные слова. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя из-за Оки заходила гроза, гром потягивался за горизонтом, как силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. рябь пошла по реке. молнии и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, ими. капли дождя падали дорогу, и вскоре она стала похожа поверхность: каждая капля оставляла в пыли кратер. С чем сравниваются первые раскаты грома? Как вы понимаете выражения: ленивый гром, бесшумные молнии исподтишка били в луга. Как вы думаете, зачем автор использует в своем рассказе о зайце описание грозы? 5) Составление плана. Больной заяц. Возвращение домой. Лечение зайца. Рассказ деда о пожаре. Вина деда. V. Рефлексия. Напишите отзыв по следующему плану. Полное название произведения. Что случилось с зайцем? Кто принял участие в спасении зайца? _ Мое отношение к прочитанному. VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся. Зачем К.Г. Паустовский рассказал нам историю о зайце? VII. Задание на дом (по выбору): краткий пересказ по плану или пересказ от лица Вани. ассказ Н. Носова «Огородники» УМК «Гармония». IV класс О.В. ПАНИБРАТЕЦ, учитель начальных классов, лицей 1, г. Оренбург Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя Николая Николаевича Носова; развивать мышление, память, речь, воображение; умение четко и полно отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом, совершенствовать навык чтения по ролям; воспитывать нравственные качества; расширять кругозор, умение работать с книгами, обрабатывать полученную информацию, отбирать нужный материал из потока информации. Оборудование: учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы. 4 класс. Ч. 2»; рабочая тетрадь О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы. 4 класс»; портрет Н.Н. Носова; выставка книг «Произведения Н. Носова»; лист с тестом по теме урока; мел, доска, компьютер, экран, проектор; индивидуальные рабочие листы. I. Организационный момент. У каждого на парте есть индивидуальный рабочий лист. В него вы будете вносить различные записи, выполнять задания, отвечать на вопросы. По итогам работы каждый получит отметку за урок. II. Сообщение темы урока. 1. Сегодня мы обратимся к творчеству известного детского писателя Николая Николаевича Носова и познакомимся с его рассказом «Огородники». Внесем название темы в рабочие листы. 23

2 24 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Какие произведения Николая Носова вы читали? Понравились ли вам они? О ком эти произведения? Какой характер носят его рассказы? Какое настроение остается после прочтения рассказов? К уроку были даны индивидуальные задания по теме: подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя, провести обзор книг автора. 2. Сообщения о писателе и его книгах. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актера. В юности он увлекался театром, много занимался самообразованием. В 1932 г. (в 24 года) окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. Первый рассказ «Затейники» Н. Носов опубликовал в 1938 г. (в 30 лет) в журнале «Мурзилка». Первая книжка «Тук-туктук» вышла в 1945 г. Затем появились сборники: «Веселые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). За вклад в детскую литературу в 1952 г. писатель был награжден Государственной премией СССР. Основные сборники рассказов: «На горке» (1953), «Веселая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазеры» (1957), «Веселые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965). Писал Н. Носов и пьесы. Н.Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Умер писатель в 1976 г. в возрасте шестидесяти восьми лет. 3. Работа на индивидуальных рабочих листах. III. Подготовка к восприятию текста. Ваши родители, бабушки и дедушки были в детстве пионерами. Кто это такие? Раньше учащиеся школ объединялись в пионерские отряды. Пионеры носили на шее красные галстуки. Красный галстук это частица красного знамени страны, с которым народ завоевывал свободу для страны. Так как дети носили гордое имя «пионер», что означало «первый», то они не только отдыхали летом в пионерских лагерях, но и трудились. Отряды соревновались между собой, кто лучше и быстрее выполнит поставленную перед ними задачу. О жизни в таком пионерском лагере мы и прочитаем в рассказе Николая Носова «Огородники». IV. Чтение рассказа. Работа с текстом. Откройте учебник на странице 61. Чтение рассказа вслух хорошо читающими учениками. Какое настроение сложилось у вас после прочтения рассказа? (Ответы учащихся.) Кто главный герой рассказа? (Мишка.) От чьего имени писателя или героя ведется рассказ? (От имени героя.) Каким вы представляете себе Мишку: внешний вид, характер, отношение к делу? Подтвердите свои выводы чтением отрывков. Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу? Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы? Подтвердите свои выводы чтением текста. Хорошо ли поступили мальчики, решив работать ночью? (Ученики размышляют: разве плохо, что вместо того, чтобы отдыхать, они решили работать еще и ночью? Не характеризует ли это их как тружеников?) Откройте учебник на странице 66. Какой момент рассказа изображен на иллюстрации? Подтвердите свои выводы чтением отрывков. Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили? Найдите и прочитайте этот отрывок. Какой эпизод вам понравился больше всего? Почему? Посмотрите на доску. Здесь написаны пословицы и поговорки о труде. Выберите те, которые лучше других подходят к этому рассказу, запишите их в свои рабочие листы.

3 Диафильм «Хитрый план» Кадр 1 Кадр 2 Кадр 3 Кадр 4 Кадр 5 Кадр 6 Мы вышли так, чтоб никто нас не видел. Луна светила, и все было видно. Дошли до пня и решили его выкорчевать. Нельзя на чужой участок! Взяли мы пень и потащили его к реке. Мы посмотрели ему вслед и пошли домой. Терпенье и труд все перетрут. Поспешишь людей насмешишь. Работа мастера хвалит. Прочитайте, что вы записали. Объясните свой выбор. V. Работа над деформированным планом. Составление диафильма. В учебнике на странице 70 приводится план рассказа, но один пункт плана пропущен. Ученикам дается задание сформулировать этот пункт и записать весь план целиком на рабочие листы. Работа ведется в парах. Какой пункт плана был пропущен? Прочитайте, расскажите. Сейчас мы с вами выполним очень интересную работу попробуем себя в роли кинорежиссера-мультипликатора и создадим диафильм по одной части рассказа. Для работы возьмем часть текста пункт плана 4 «Хитрый план». Поделим отрывок на несколько частей кадров и сделаем к ним титры подписи. Титрами будут «главные» предложения каждой части. Титры не должны быть длинными одно-два предложения. У вас есть инструкция по работе над диафильмом. Вы, опираясь на данную инструкцию, приступаете к работе в парах. Все записи выполняете на рабочих листах. Но сначала давайте определим начало и конец нашей части рассказа. Найдите в тексте нужную страницу. (Страница 65.) Прочитайте вслух. План работы над диафильмом 1. Прочитать текст или заданный отрывок из него, определить общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный). 2. Разделить текст на части (картинки, кадры). 3. Выделить в части «главные» предложения для титров (помнить, что титры должны содержать одно-два предложения). 4. Записать титры на рабочем листе. VI. Подведение итогов. Закрепление и самопроверка. Вы хорошо поработали. Предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке. У каждого есть два листа разного цвета. На каждом напечатан тест. На зеленом листе тест нетрудный, а на красном тест сложнее. Ознакомьтесь с обоими листами. Оцениваться будет правильность выполнения тестов и уровень сложности выбранного вами задания. Тест 1 1. Как зовут Носова? а) Алексей; б) Николай; в) Владимир. 2. В каком году родился Н. Носов? а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г. 3. Отметьте значком «+» произведения, написанные Н.Н. Носовым. «Затейники» «В стране невыученных уроков» «Фантазеры» «Праздник непослушания» «Витя Малеев в школе и дома» «Тайное становится явным» «Незнайка на Луне» 4. Писатель умер: а) В 1976 г.; б) в 1990 г.; в) в 2000 г. 5. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н.Н. Носова «Огородники»? а) Мишки; б) писателя; в) героя. 25

4 26 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Ребята поехали: а) В санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу. 7. Чем ребята решили заниматься? а) Помогать пожилым людям; б) кормить бездомных животных; в) сажать огород. 8. Какую награду обещали за высокий урожай? а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию. 9. Что мешало ребятам выполнять свою работу? а) Другие ребята; б) несобранность Мишки; в) плохие инструменты. 10. Ребята решили работать ночью, потому что: а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам; в) не спалось. 11. Почему осенью красное знамя досталось главным героям? а) Им отдали знамя из жалости; б) у них вырос самый большой урожай; в) они ночью помогли вскопать участок других ребят. Тест 2 1. Как зовут Носова? а) Алексей; б) Николай; в) Владимир. 2. В каком году родился Носов? а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г.; г) в 1910 г. 3. Какое учебное заведение закончил Н. Носов в 1932 г.? а) Институт искусств; б) цирковое училище; в) Московский государственный институт кинематографии; г) режиссерские курсы. 4. После окончания института он работал: а) актером; б) режиссером-постановщиком; в) осветителем; г) заведующим киностудии. 5. Отметьте значком «+» произведения, написанные Н.Н. Носовым: «Затейники» «В стране невыученных уроков» «Фантазеры» «Праздник непослушания» «Витя Малеев в школе и дома» «Тайное становится явным» «Незнайка на Луне» «Мальчик-с-пальчик» «Тук-тук-тук» 6. В 1952 г. Н. Носов за произведение «Витя Малеев в школе и дома» получил: а) Медаль; б) грамоту; в) Государственную премию. 7. Писатель умер: а) в 1978 г.; б) в 1990 г.; в) в 1976 г.; г) в 1988 г. 8. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н. Носова «Огородники»? а) Мишки; б) писателя; в) героя; г) вожатого. 9. Ребята поехали: а) в санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу; г) на море. 10. Чем ребята решили заниматься? а) Помогать пожилым людям; б) кормить бездомных животных; в) сажать огород; г) убирать территорию. 11. Какую награду обещали за высокий урожай? а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию; г) подарок. 12. Что мешало ребятам выполнять свою работу? а) Другие ребята; б) несобранность Мишки; в) плохие инструменты. 13. Ребята решили работать ночью, потому что: а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам;

5 в) не спалось. 14. Почему осенью красное знамя досталось главным героям? а) Им отдали знамя из жалости; б) у них вырос самый большой урожай; в) они ночью помогли вскопать участок других ребят. VII. Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Огородники» и выполнение заданий 9, 10 после текста. Составить диафильм к любому пункту плана рассказа. Индивидуальный лист работы ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фамилия, имя 2. Тема урока: 3. Пословицы и поговорки: 4. План рассказа: 5. Диафильм «Хитрый план». Кадр 1 Кадр 2 Кадр 3 Кадр 4 Кадр 5 Кадр 6 огда прочитаны былины... УМК «Планета знаний». IV класс О.В. КОЖИНА, учитель начальных классов, гимназия 184, г. Нижний Новгород Важнейшим средством духовно-нравственного развития личности являются уроки литературного чтения, когда школьники получают возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. В моделировании уроков в IV классе главное внимание целесообразно уделять творческому компоненту, т.е. интегрированной совокупности способов, приемов и средств активизации творческого потенциала ученика. Наблюдение над языком и содержанием литературного произведения, использование приемов анализа и есть суть интегративности, которая помогает выявить среди учащихся личностей с художественным типом мышления. Поделимся опытом подготовки и проведения обобщающего урока литературного чтения в IV классе по теме «Былины», на котором ученики сумели применить информационные, самообразовательные умения и навыки и раскрыть свои способности. Надо сказать, что за годы учебы многие ученики проявили таланты художника, докладчика, сценариста, рассказчика. Выбор темы «Когда прочитаны былины...» не был случаен: необходимо было сформировать на основе народного искусства эстетический идеал. Урок подводит итог работы над текстами, помещенными в учебнике «Литературное чтение» (авт. Э. Кац): «Илья Муромец и Соловей-разбойник», сказ «На заставе богатырской», стихотворение Н. Асеева «Илья», стихотворение А. Толстого «Илья Муромец» и самостоятельно прочитанными: «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович». Учащимся было предложено несколько способов самореализации с учетом личных качеств и способностей каждого ученика: участие в ролевой игре, словесное рисование, исследовательские задания по текстам былин, поиск информации в Интернете. Для усиления эмоционального воздействия была использована выставка картин В.М. Васнецова: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Бой скифов со славянами». Звучит фрагмент Симфонии 2 («Богатырской») А.П. Бородина; компьютерная презентация вводит школьников в мир старины, где звенят мечи и ржут кони. Так был создан своеобразный пролог урока. 27


Конспект урока по литературному чтению. Тема: Н.Н.Носов «Затейники». Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством Носова Н.Н., с художественным произведением «Затейники». Задачи: 1. Обучающая:

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

Методическая разработка: Командная игра по рассказам Н.Н.Носова «Мишка, Котька, Вовка и другие». Составитель: воспитатель ГПД МБОУ «Гуманитарная гимназия 8» Трушина Ольга Валерьевна. Март 2014 г. Данное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «Фантазёры» (по творчеству Н. Н. Носова) Провела: Педагог-библиотекарь

Ход урока Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей. Эрнест Хемингуэй 4 I. Всесторонняя проверка знаний Вопросы к учащимся 1. С какими произведениями литературы вы

Результат запроса: Краткое содержание рассказа клякса носова Краткое содержание книги Клякса, автора Николай. что эта клякса на лбу даже к лучшему.. Клякса читать краткое содержание,. Клякса читать краткое.

План-конспект урока по чтению на тему: Н.Носов «На горке» 2 класс МБОУ СОШ 25 г.брянска Учитель: Алымова В.Н. Задачи: Тема: Н. Носов «На горке» Знакомить с творчеством Н. Носова; Развивать навык выразительного

30 ноября 2018 года в 1Б классе состоялось совместное чтение произведений Н.Носова. Дети познакомились с биографией писателя, прочитали весёлые рассказы «Фантазёры», «Живая шляпа». Особенно ребятам понравился

Губанова Лидия Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калмантай Вольского района Саратовской области» УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: СКАЗКИ О

Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н. Носов «Федина задача». Класс 3 ФИО Булдакова Тамара Александровна ОУ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 70

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТЕМЕ «РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. ОБОБЩЕНИЕ» Тема: «Русские писатели. Обобщение» Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Цели и задачи урока: обобщить

Николай Николаевич Носов Чтение рассказа «ОГУРЦЫ» Цель: Знакомство с творчеством писателя; Развивать умения слышать и слушать; Воспитывать интерес к художественному слову. Николай Николаевич Носов родился

П/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н.Носова «Телефон» в 3 «Б» классе. Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 3» Яшкина Нина Ильинична Образовательная система «Школа России» Предмет:

Т.Е. Жукова (к.ф.н., доцент) РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РКИ Город Тамбов, «Тамбовский государственный технический университет» В практике преподавания русского языка как иностранного одной

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России») Тема: Особенности написания названий книг, газет, журналов. Цель: Сформировать представление о написании названий книг, газет, журналов. Учебные задачи,

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Литературное чтение 3 класс Тема урока: М. Горький

1 Аннотация к рабочей программе по предмету «литература» 7-9 Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) составлена на основе Федерального

МОУ «Средняя школа 33 им. К.Маркса с углубленным изучением математики» Рассмотрена на заседании МО Протокол 1_ от «29» августа 2017 г. руководитель МО Колобова Е. Л. Утверждена Приказ по школе 122/01-10

Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативнометодические материалы АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Литературное чтение Начальное общее образование (1-4 класс) Учитель начальных классов:

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Н. А. Иванищева, учитель начальных классов высшей категории Воспитываем квалифицированного читателя с начальной школы Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования

Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цели и задачи урока: подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

О книге, о чтении Тема. Цель: Оборудование: Урок 26 Со строчки на строчку. Учись читать молча. В. Бочарников «Лети, журавль!». учить детей осознавать прочитанное, анализировать его; развивать технику чтения

Технологическая карта по литературному чтению. Ф.И.О. Гарцевич Елена Николаевна Предмет: Литературное чтение Класс: 2 класс Тип урока: Изучение нового материала Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники». Дата

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ 33 г. ТОМСКА. Полещук Наталья Николаевна Сказки о животных. В. Сутеев «Мешок яблок» Методическая разработка (План урока) Томск 2006 Полещук Н.Н., 2006 СОШ

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода. Урок художественно-эстетической направленности Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке изобразительного искусства,

Технологическая карта урока «Помощник» М.Пляцковский (Школа России) Учебный предмет Литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Познакомить обучающихся с авторской сказкой

Конспект урока Учитель: Васильченко И.В. Предмет: Литературное чтение УМК: Планета знаний Класс: 2 Место проведения: ЧОУ «Школа «Благое Отрочество» Тема урока: «Н.Н. Носов Главы из книги «Приключения Незнайки

Проект «Путешествуем по произведениям Николая Носова» Выполнила воспитатель А.В. Плотникова 2012 г. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Книга вводит ребенка в самое

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич Саратов 2017 Валентин Петрович Катаев (1897 1986) русский

МБОУ «Прогимназия 8 для детей дошкольного и младшего школьного возраста Г. Шебекино Белгородской области» УРОК литературного чтения во 2 А классе по теме: Н.Н.Носов «ФАНТАЗЁРЫ» Подготовила: учитель начальных

Перевозчикова Ирина Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Частинский детский сад» Пермский край, с.частые КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

Традиционная школа МОУ СОШ 106 Обучение грамоте Учитель: Урубкова М.В Фрагмент урока М.Пришвин «Глоток молока» Цель: продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина Задачи: работать над совершенствованием

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

Открытый урок по литературному чтению в 4 б классе. Учитель Лазуренко А.Л. Дата проведения урока: 18.01.17г. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ ПОТЕХЕ ЧАС» Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания

1 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Книги мои друзья» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Книги мои друзья (7 часов) Дать первоначальное представление о книге,