Пекин 04.06 1989 все мнения. Тяньаньмэнь

Перед мавзолеем можно увидеть две скульптурные композиции. Первая носит название “Великий вклад” (на фото справа). Она показывает счастливую жизнь китайского народа и все достижения народа Китая под руководством коммунистической партии.

Такой стиль называется “социалистическим реализмом”. В России самым знаменитым произведением искусства в этом стиле является статуя “Рабочий и Колхозница” в Москве на ВДНХ.

Обе скульптурные композиции весьма гармонично вписываются в архитектурный ансамбль площади. Китайский соцреализм не страдал той манией гигантизма, которая была характерна для произведений соцреализма в СССР. В Советском союзе скорее стремились к большому размеру в ущерб гармонии.

Вторая композиция олицетворяет вооруженную борьбу китайского народа за светлое будущее и стремление продолжать пролетарскую революцию.

Первая из них находится справа от главного входа в мавзолей, вторая слева от него.

За зданием мавзолея площадь заканчивается воротами Цианмен, что переводится как “внешние ворота”. Это внушительное сооружение 42 метра в высоту. Когда-то они были частью общей стены по периметру города, но сейчас от этого оборонительного сооружения остались только эти ворота. Внутри находится музей старого Пекина и выставка изобразительного искусства.

Стоит обратить внимание на два здания слева и справа от мавзолея. Первое из них находится справа и называется “Великий зал народа”, хотя чаще его называют “Домом народных собраний”. Здесь ежегодно проходят заседания собрания народных представителей и съезды Коммунистической партии Китая.

В остальное время он открыт для посещения туристами. Вы сможете посетить главный зал заседаний, вмещающий 10 000 делегатов. Еще 34 зала в здании посвящены провинциям Китая. Интересно, что зал Тайваня там тоже есть. (прим. Тайвань является полностью независимым от КНР государством)

4 июня 1989 года, народно-освободительная армия Китая разогнала митинг протеста на площади Таньаньмэнь, который продолжался 6 недель и выдвигал требования политических реформ и соблюдения демократических норм. Разгон сопровождался многочисленными жертвами среди протестующих. Точное число жертв неизвестно, разные источники называют цифры от нескольких сотен до нескольких тысяч. Вспомним,что там произошло.

Основные выступления проходили на площади Тяньаньмэнь в Пекине с 27 апреля по 4 июня. Протестующие разбили палаточный лагерь на площади, традиционно используемой как место массовых протестов против властей, и оставались в нём более месяца.

Студент показывает баннер с одним из лозунгов, с которым он пришёл на площадь Тяньаньмэнь, 22 апреля 1989 года в Пекине.


Тысячи студентов местных колледжей и университетов вышли на площадь Тяньаньмэнь, Пекин, 4 мая 1989 года.

Студенты Пекинского университета участвуют в огромной демонстрации на площади Тяньаньмэнь.

Грузовик прокладывает себе путь сквозь толпу собравшихся на площади Тяньаньмэнь на демократический митинг 17 мая 1989 года.

Восторженные демонстранты приветствуют прохожих, которые приходят на площадь Тяньаньмэнь, чтобы выразить поддержку голодовки студентов, 18 мая 1989 года.

Пекинская полиция шествует по площади Тяньаньмэнь с плакатами в поддержку студентов университета, 19 мая 1989 года.

После того как участники протестов неоднократно отказались подчиниться призывам правительства разойтись, 20 мая в городе было введено военное положение. В конце месяца было принято принципиальное решение разогнать протестующих силой.

Демонстранты блокируют грузовик с военными на пути к площади Тяньаньмэнь в день, когда тогдашний премьер-министр Ли Пэн объявил военное положение, 20 мая 1989 года.

Китайский солдат берёт на руки ребёнка в 8 км к западу от площади Тяньаньмэнь в Пекине 20 мая 1989 года.

Военный вертолет разбрасывает листовки на площади Тяньаньмэнь, утверждающих, что протестующие должны покинуть площадь как можно скорее, 22 мая 1989 года.

Рабочие пытаются задрапировать портрет Мао Цзэ-дуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине после того, как его забросали краской, 23 мая 1989 года.

Студенты проводят митинг.

Студент художественного института лепит шею "Богини демократии", 10-метровая статуя свободы установлена ​​на площади Тяньаньмэнь 30 мая 1989 года.

Полицейский в штатском рассказывает студентам протеста перед штаб-квартирой полиции, что их деятельность нарушает военное положение, 30 мая 1989 года в Пекине.

Студенты пекинского университета делают последние штрихи на статуе Богини демократии на площади Тяньаньмэнь 30 мая 1989 года.

Огромная толпа собирается, чтобы посмотреть, как студенты сжигают газеты в Пекине в ответ на анти-студенческие статьи перед офисом газеты, 2 июня 1989 года.

Пенсионерка рассказывает свои взгляды на демократию в беседе с студентами, 31 мая 1989 года на площади Тяньаньмэнь.

Молодая женщина оказалась между гражданскими лицами и китайскими солдатами, которые пытались удалить ее из митинга возле Большого зала народных собраний в Пекине, 3 июня 1989 года.

Огромная толпа собирается на перекрёстке Пекина, где жители использовали автобус, как препятствие, чтобы помешать войскам продвигаться к площади Тяньаньмэнь, 3 июня 1989 года.

Солдаты народно-освободительной армии Китая перепрыгивают через барьер на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года, во время сильного столкновения с людьми.

БТР в огне после того, как студенты его подожгли возле площади Тяньаньмэнь, 4 июня 1989 года.

Всего демонстранты сожгли более чем 20 бронетранспортеров и других транспортных средств, не пуская войска на площадь Тяньаньмэнь.

Тела погибших людей лежат среди разбитых велосипедов возле площади Тяньаньмэнь в Пекине, 4 июня 1989 года.

Девушку, раненую во время столкновений между армией и студентами у площади Тяньаньмэнь, увозят на тележке, 4 июня 1989 года.

Солдаты, вооруженные автоматами, вели беглый огонь по демонстрантам без разбора и предупреждения. Машины скорой помощи не могли добраться из-за баррикад. Потерпевших выносили на руках. Также солдаты использовали деревянные палки с гвоздями на конце. В итоге участники демонстрации были признаны опасными преступниками. Большинство было арестовано и удерживались без суда.

Три неопознанных человека убегают с площади Тяньаньмэнь, а еще один (на заднем плане слева) стоит, в одиночку блокируя приближающуюся колонную танков (на фоне справа), 5 июня 1989 года.

Китаец стоит, чтобы заблокировать продвижение танков в восточном направлении на Cangan бульваре в Пекине на площади Тяньаньмэнь, 5 июня 1989 года.

Толпа китайцев показывает иностранным туристам в автобусе многочисленные жертвы после ночного боя с правительственными войсками, 5 июня 1989 года.

После подавления протестов правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ.

Вероятно, что количество убитых так и останется неизвестным. Возможно, были убиты тысячи людей. Но, основываясь на имеющихся сегодня доказательствах, можно сделать вывод о количестве убитых в дюжину полицейских и военных и от четырёхсот до восьмисот гражданских лиц.

После студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине последовали показательные суды, в результате которых были казнены несколько студенческих лидеров.

В 2008 году организация "Международная амнистия" сообщала о том, что десятки людей "до сих пор томятся в китайских тюрьмах в результате абсолютно несправедливых судебных процессов. Впоследствии в тюрьму попали и многие другие за то, что они поднимали тему протестов и ставили под вопрос действия, предпринятые властями в 1989 году".

Тяньаньмэнь (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Китай
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Каждое утро триста шестьдесят пять дней в году сотни тысяч людей наблюдают за завораживающим ритуалом поднятия китайского флага над громадной площадью Тяньаньмэнь.

Традиции этой уже не один десяток лет, но она по-прежнему вызывает восторг у гостей столицы Поднебесной и трепет у местных жителей. Все происходит в строгой, выверенной до секунды последовательности, поднимают флаг на тридцатиметровую высоту солдаты Национально-освободительной армии, отчеканивая за минуту не больше и не меньше, а ровно сто восемьдесят шагов.

Площадь Тяньаньмэнь - это первое место, куда стоит отправляться в Пекине, здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей, связанных с историей и культурой китайского народа. Здесь все поражает своей грандиозностью и монументальностью, наверное, вполне закономерно, что главная площадь одной из самых больших стран мира не имеет себе равных по размерам.

На ней могло бы уместиться шестьдесят одно футбольное поле или миллион человек одновременно! В длину она простирается почти на девятьсот метров, а ширина ее составляет полкилометра.

Уже более пяти веков Тяньаньмэнь является местом народных сборов, именно здесь сегодня проводятся все культурно-массовые мероприятия коммунистического Китая, сюда приходят пекинцы в выходной день, чтобы предаться одной из излюбленных национальных забав - запуску воздушных змеев, здесь же чаще всего прогуливаются туристы, запечатлевая себя на фоне уникальных архитектурных сооружений.

Площадь Тяньаньмэнь и Запретный город

Немного истории

Свое название эта площадь получила благодаря воротам Тяньаньмэнь (Врата небесного спокойствия), являющимся главным входом в старинную императорскую резиденцию («Запретный город»), они были возведены еще в 17 веке. Но большинство других достопримечательностей относятся к более поздним периодам и являются символами коммунизма. Последняя реконструкция, благодаря которой площадь обрела свой современный облик, прошла в середине прошлого века.

В 1977 году здесь появился мавзолей Мао Цзэдуна, ставший центральным объектом на площади, местом особо почитаемом китайцами. Он окружен массивными колоннами из гранита, имеет несколько залов, в одном из которых находится статуя китайского вождя, высеченная из мрамора, а в другом - непосредственно размещен его хрустальный гроб.

Достопримечательности

Также на площади расположено здание Народного собрания, Китайский исторический музей, а также Музей революции, ультрасовременный Оперный театр, а в центре находится огромный монумент, посвященный народным героям Китайской Республики.

Адрес: West Changan Street, Dongcheng District, Beijing

Предыстория

Некоторые студенты и часть интеллигенции полагали, что реформы зашли недостаточно далеко и что Китай должен преобразовать свою политическую систему. Они также были обеспокоены социальными и политическими средствами управления, сохранёнными за Коммунистической партией Китая . Наблюдая политическую либерализацию, предпринятую президентом СССР Михаилом Горбачёвым (см. гласность), они надеялись на сопоставимую реформу.

Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были в большой мере спровоцированы смертью прежнего Генерального секретаря Ху Яобана . 16 января 1987 года было объявлено об отставке Ху Яобана с должности Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая. Его откровенные призывы к «быстрой реформе» и его почти нескрываемое презрение к «маоистским перегибам» сделали его подходящим козлом отпущения в глазах Дэн Сяопина и других после протестов продемократически настроенных студентов в -1987 годах . В его заявление об отставке была включена «оскорбительная самокритика», которую он был вынужден выпустить от имени Центрального комитета Коммунистической партии.

Внезапная смерть Яобана из-за сердечного приступа 15 апреля дала студентам прекрасную возможность, чтобы собраться ещё раз, не только для того, чтобы оплакать покойного Генерального секретаря, но также для того, чтобы были услышаны их требования об аннулирования приговора против него и о привлечении внимания к важным проблемам продемократических протестов - гг. и протестов у стены демократии в - . Точку зрения выступавших разделяли многие ведущие деятели КНР, в том числе генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян .

Основные события

Основные выступления проходили на площади Тяньаньмэнь в Пекине с 27 апреля по 4 июня. Протестующие разбили палаточный лагерь на площади, традиционно используемой как место массовых протестов против властей, и оставались в нём более месяца. Негласную материальную поддержку протестующим оказывали сторонники Чжао Цзыяна в партийных структурах. Состав участников протестов был крайне неоднороден, а требования их эклектичны и противоречивы: от интеллектуалов, полагавших, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, требовавших решительного продолжения реформ, до городских рабочих, считавших, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям. Значительную часть составляли студенты. Интересно, что часть протестующих осудила попытку экстремистов запятнать краской портрет Мао Цзэдуна, выставленный на мавзолее, и передали их самих властям для наказания.

Кроме Пекина, выступления проходили также в Шанхае, Чунцине, Ухане.

После того как участники протестов неоднократно отказались подчиниться призывам правительства разойтись, 20 мая в городе было введено военное положение. В конце месяца было принято принципиальное решение разогнать протестующих силой.

Утром 3 июня невооружённые части НОАК пытались войти на площадь, но были отброшены, а 3 июня поздно вечером в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которые встретили вооружённое сопротивление, доходящее до открытых вооруженных столкновений, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. После того, как танки НОАК под обстрелом пробивались через баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов, другие демонстранты использовали стальные балки из колесоотбойников , чтобы разрушить гусеницы бронетехники. Когда машины оказывались обездвиженными таким образом, протестующие взбирались на броню и закрывали воздухозаборники двигателей одеялами, пропитанными бензином, которые поджигали. Брошенная техника препятствовала дальнейшему продвижению НОАК . Посетивший Пекин вскоре после событий премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю утверждал, что на улицах в непосредственной близости от него находилось не менее 15 сожженных танков и армейских автомашин. Солдаты, вооруженные автоматами, вели беглый огонь по демонстрантам без разбора и предупреждения. Машины скорой помощи не могли добраться из-за баррикад. Потерпевших выносили на руках. Также солдаты использовали деревянные палки с гвоздями на конце. В итоге участники демонстрации были признаны опасными преступниками. Большинство было арестовано и удерживались без суда.

После подавления протестов правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Многие активисты протестного движения бежали за рубеж, в основном в Гонконг, процесс доставки диссидентов в который был так основательно налажен, что получил прозвище «подпольная железная дорога».

События вызвали волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая. Международное положение КНР укрепилось только к концу 90-х годов.

Последствия

Количество убитых и раненых остаётся неясным из-за значительных несоответствий между различными источниками. Китайское правительство заявляло о 242 жертвах, но не выпустило список погибших. Николас Д. Кристоф считает :

Одной из причин, по которой, возможно, не удастся установить число жертв, может быть то, что китайские войска быстро убрали тела и уничтожили останки.

Пекинские пресс-службы сообщали, что прямо на площади никого не убивали, но на видеозаписи, сделанной там, слышны звуки выстрелов. Центральный комитет коммунистической партии Китая и государственный совет утверждали, что сотни солдат погибли и ещё больше были ранены. Юань Му, представитель государственного совета, сказал, что в общей сложности умерли 300 человек. Большинство из них, как ожидалось, были солдатами. Представитель отметил, что наряду с ними были люди, которых он назвал «бандитами». По словам Чэнь Ситуна, пекинского мэра, «погибли» 200 гражданских и несколько дюжин «солдат».

В мае 2007 года Член народного политического консультативного совета Китая от Гонконга сказал, что было убито от 300 до 600 человек. Он также заявлял, что там были вооружённые бандиты, которые не были студентами.

Однако репортёр агентства «Рейтер» Грэм Эрншоу, проведший ночь с 3 на 4 июня в центре площади Тяньаньмэнь и единственный из западных журналистов наблюдавший с самой площади весь процесс операции, пишет в своих воспоминаниях, что никакой бойни там не было. Некоторые списки жертв были созданы из подпольных источников. В них число жертв доходило до 5000 человек.

Но в заметках посла Джеймса Лилли о трагедии отмечено, что дипломаты Госдепартамента засвидетельствовали, как солдаты стреляли по гражданским лицам. Также, основываясь в своих выводах на данных, полученных при личном посещении больниц около Пекина, он говорит о, как минимум, сотнях убитых.

Количество жертв на площади Тяньаньмэнь не даёт общей картины происходящего и не подводит черту общему числу погибших, так как многие гражданские были застрелены прямо на улицах, окружающих площадь. Студенты говорили, что по ним был открыт огонь после того, как покинули площадь. Особенно много убитых было в районе концертного зала Пекина.

Различные источники указывают разное число жертв:

Согласно данным КНР, «официальное число жертв» - 200 человек убитыми, из них 36 студенты, 10 солдат и 13 представителей прочих силовых структур, и около 7 000 раненых. Авторитетный справочник «The Far East and Australasia» полагает общее число погибших примерно равным 1000 человек.

В преданном гласности документе управления национальной безопасности США упоминается оценка количества жертв в 180-500 человек.

Китайский файрвол блокирует страницы интернета, содержащие числа 64 и 89 (отсылка к 04.06 и 1989, соответственно).

См. также

Примечания

Ссылки


Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в журнале "Экономические стратегии" , № 4.2004.

На этот раз авторы рубрики "Искусство мысли" рассматривают события новейшей истории Китая (события на площади Тяньаньмэнь и изменения в китайском руководстве в конце 1980-х годов) через призму одного из положений древнего трактата "36 стратагем": "стремясь к Прибыли, нужно применять Убавление". Они считают, что для Китая конца 1980-х годов "убавление" в политической сфере ради "прибыли" в экономике и повседневной жизни народа было весьма актуальным решением.

Бронислав Виногродский, Сергей Мстиславский

В апреле-июне 1989 года, ровно 15 лет назад, в Китае произошли события, отзвуки которых слышны до сих пор. Мы решили посвятить нынешний выпуск рубрики этому эпизоду современной китайской истории не только в связи с круглой датой. События на площади Тяньаньмэнь являются весьма поучительным примером преодоления кризиса с учетом стратегии долгосрочного развития.

Для того чтобы уяснить смысл произошедшего, важно представлять себе исторический контекст. 1 октября 1949 года Председатель Мао провозгласил с трибуны на площади Тяньаньмэнь: "Китай встал с колен!" Так была основана Китайская Народная Республика и закончилась длившаяся почти полвека смута, сопровождавшаяся японской оккупацией и гражданской войной. После десятилетия преодоления разрухи и активного сотрудничества с СССР в области мирного строительства в 1958 году опять же Председатель Мао провозгласил, что за три года упорного труда можно достичь десяти тысяч лет счастья. Так началась пятилетка Большого скачка, последовавшие за ним "три года стихийных бедствий" и недолгий период "стабилизации", когда "Великий кормчий" даже немного отошел от дел и удалился из Пекина. Однако уже в 1966 году, успешно преодолев вплавь несколько километров весьма коварной реки Янцзы, Мао Цзэдун вернулся к активной политике с идеей нового "грандиозного революционного потрясения". В течение последующего десятилетия страну потрясали раскаты Великой пролетарской культурной революции. Основной задачей этого движения было покончить с "буржуазной и феодальной" культурой и утвердить новую "пролетарскую" культуру с тем, чтобы навсегда предотвратить возвращение Китая к капитализму. Нынешние историки КНР называют этот период "Большой смутой", а зарубежные историки оценивают его очень по-разному. Для многих представителей левой западной интеллигенции Культурная революция остается примером настоящей народной демократии. В 1968 году, во время студенческих беспорядков в Европе, хиппи несли по улицам портреты китайских вождей, знаменитые "газеты больших иероглифов" - дацзыбао - и размахивали "драгоценными красными книжечками" - цитатниками изречений Мао, точь-в-точь как их сверстники-хунвэйбины из Китая.

Период Культурной революции во многих смыслах стал переломным для современного Китая, и влияние ценностей, выработанных в ту пору, ощущается по сей день. Можно даже сказать, что после Октябрьской революции 1917 года в России это было второе, сравнимое по масштабам, событие, оказавшее глубокое воздействие на социальную жизнь всего человечества. Достаточно упомянуть тот факт, что, хотя до начала 1970-х годов КНР не поддерживала дипломатических отношений с большинством иностранных держав, оставаясь закрытой страной во враждебном окружении (отношения с "социалистическим лагерем" также были весьма натянутыми), тем не менее, пропаганда Культурной революции достигла самых удаленных от Китая уголков мира и нашла широкий отклик у городской молодежи Запада. Поэтому трудно согласиться с распространенным мнением отечественных китаеведов, считающих Культурную революцию "ошибочной линией Мао". 1960-е годы были переломными не только для Китая. Влияние событий, происходивших тогда в разных странах, на современный мир по-прежнему велико. Что до Китая, то оценка последствий Культурной революции негативна практически у всех, кто берется за ее анализ: экономика страны действительно находилась в плачевном состоянии, миллионы людей погибли от репрессий, голода и болезней. В то же время, именно на период Культурной революции приходится резкий рост народонаселения Китая, приведший к его удвоению в течение последующего двадцатилетия. В Китае рост населения всегда указывал на социальную стабилизацию между "упорядочиванием" и "процветанием" в обычной четырехчленной схеме династийного цикла (установление хаоса, упорядочивание, процветание, упадок).

Характерной чертой Культурной революции, помимо беспрестанного разучивания цитат, была митинговая демократия, когда юные активисты, объединявшиеся в группы "красных защитников" (хунвэйбинов) или "бунтарей" (цзаофаней) могли кого угодно выволочь на помост и заставить отчитываться перед "революционными массами" за свои "контрреволюционные действия". "Проработке" на "митингах борьбы" подверглись многие: от "людей с сомнительным прошлым" до Председателя КНР и сподвижника Мао, Лю Шаоци. Еще одним священным правом масс было свободное выражение своих мнений в виде листовок-дацзыбао, в которых критике мог подвергнуться опять-таки любой. Дацзыбао покрыли стены домов, витрины и даже (в зимнее время) мостовые китайских городов; миллионы людей упражнялись в искусстве политической сатиры, склоки и откровенного доносительства. Следующей особенностью Культурной революции было "революционное действие". Мао настаивал на праве "масс" "повсеместно брать власть в свои руки", что вылилось в масштабные кровавые столкновения между разными группами "революционеров" по всей стране. Многие города превратились в настоящие поля сражений, в которых иногда участвовали и регулярные части Народно-освободительной армии. Современники упоминают о применении стрелкового оружия, а также артиллерии и самоходок в ходе таких боев.

Некоторые исследователи считают, что в ходе Культурной революции Мао инспирировал гражданскую войну. Мы сомневаемся, что между гражданской войной и тем, что было в Китае в 1966-1976 годах, можно поставить знак равенства. В Культурной революции все политические достижения новой республики достигли своей высшей точки. Каждый гражданин на деле стал участником решения государственных вопросов, получил прямой доступ к власти. Это был подлинный расцвет власти большинства, воплощавшейся в институтах массовых митингов и "прямого действия революционных масс" вместо традиционной многоступенчатой системы государственных органов.

Китай в период правления Мао был страной практически тотальной бедности. В то же время исполнилась мечта нескольких поколений китайцев, которые сначала страдали от унижения страны и ее народа иностранными державами, а затем - от многолетней гражданской войны и интервенции. В 1949 году с провозглашением КНР в истории Китая прекратился период, начавшийся в 1840 году позором Опиумных войн и неравноправных договоров. По сравнению с этим, мелкие бытовые проблемы могли показаться не столь значительными. Страна переживала патриотический подъем, народ смотрел в будущее с оптимизмом. На этой волне идеи Мао о близком наступлении коммунизма, всеобщего равенства и изобилия не казались фантастикой. Поэтому большинство, в особенности молодежь, интересовало лишь то, как поскорее воплотить в жизнь эти идеи. Всем хотелось жить по-новому, но ни у кого не было представления о том, как в реальности выглядит новая жизнь. В прессе первого десятилетия народной власти было множество дискуссий об устройстве коммунистического общества. Идеи Мао о приобщении к коммунизму через "народные коммуны", о новой культуре, которая должна заменить старую, нашли широкий отклик и поддержку. Благодаря этому общему настрою многие на время, а некоторые навсегда потеряли чувство реальности, ибо критерием действия стало не настоящее, а умозрительное будущее "справедливое общество". "Митинги критики" и дискуссии по поводу устройства коммун, "классовая борьба" и разучивание цитат были признаны более важными занятиями, чем общеобразовательная и профессиональная подготовка молодого поколения. В то время высказывание Дэн Сяопина (тогда секретаря ЦК КПК) о том, что не стоит увлекаться цитатами в ущерб нормальной учебе, было воспринято в штыки, и в тысячах учебных заведений по всей стране немедленно прошла серия митингов, осуждающих "платформу Дэна".

Говоря о последующем развитии Китая, нужно точно представлять себе социальные последствия Культурной революции:

1. Впервые за всю историю Китая, начиная с III века до н. э., были официально поддержаны гонения на древность и подвергнута сомнению ценность традиционных знаний. В ходе Культурной революции целое поколение молодых китайцев отвергло традиционную культуру. В то же время эти люди не получили практически никакого современного образования. Следующему поколению они смогли передать лишь опыт "классовых боев".

2. Власть на местах фактически была представлена митингами и собраниями "революционных масс", которые могли аннулировать любое решение местных органов власти. В период 1966-1969 годов почти ни один губернатор провинции не избежал шельмования на "митингах борьбы". Авторитет власти был подорван, каждый мог ей не подчиниться, например, на том основании, что в органах государственного управления "окопались каппутисты" (т. е. "идущие по капиталистическому пути").

3. Подверглась пересмотру традиционная система взаимоотношений между старшими и младшими. Молодые люди - "юные застрельщики революции" - считали себя вправе шельмовать старших, независимо от их возраста. Весьма серьезное потрясение для страны, в которой на протяжении тысячелетий неподчинение старшему в семье было уголовным преступлением.

К 1976 году Культурная революция угасала, и Мао, уходя, не в силах больше бороться с реалиями жизни, требовавшей "поступиться принципами" ради умиротворения нации, фактически оставил Дэн Сяопина в качестве своего преемника. На эту тему существует множество домыслов, однако факт остается фактом: именно с подачи Мао бывший в опале "главный каппутист в высшем руководстве" Дэн Сяопин был не просто возвращен в политику, но и назначен Генеральным секретарем. Зная Дэна много лет, Мао не мог питать иллюзий по поводу того, составят ли ему конкуренцию выдвиженцы Культурной революции, такие, как Хуа Гофэн (которому якобы была завещана власть) или Цзян Цин, последняя жена Председателя.

В 1989 году КНР отмечала 10-летие памятного пленума ЦК КПК, на котором Дэн Сяопин провозгласил курс на "реформы и открытость". Новое руководство страны очень бережно отнеслось к наследию Мао, сохранив в Уставе партии слова о верности "идеям Мао Цзэдуна". На деле же курс на реформирование социалистического хозяйства, создание "свободных экономических зон" со своим собственным административным управлением, в котором роль парткомов сводилась к минимуму, не мог не привести к серьезным противоречиям. Еще в начале 1980-х годов Дэн говорил о том, что в целях достижения "малого изобилия" (первой стадии построения "социализма с китайской спецификой") нужно "сначала позволить части населения разбогатеть", и это тоже не могло не вызвать определенного смятения и дискомфорта в рядах людей, настроенных на построение "общества всеобщей справедливости".

Сценарий, по которому развивались события на площади Тяньаньмэнь в апреле-мае 1989 года, при внимательном рассмотрении вызывает вполне определенные ассоциации. Стихийные митинги начались после того, как от сердечного приступа умер один из руководителей КПК, многими воспринимавшийся как оппонент линии Дэн Сяопина. На площади появились траурные венки, а в студенческих городках - рукописные воззвания, по стилю весьма похожие на пресловутые дацзыбао. Они содержали резкие обвинения в адрес правящей верхушки, "погрязшей в коррупции и притесняющей народ". Нельзя не отметить, что все политические чистки времен Мао проходили именно под такими лозунгами, а первый этап Культурной революции ознаменовался кампанией "огонь по штабам", в ходе которой "революционные массы" должны были "отбирать власть" у "перерожденцев-бюрократов".

Даже тот факт, что сигналом к началу брожений послужила смерть 73-летнего партийного функционера, весьма показателен. "Классовая борьба" времен Культурной революции всегда фокусировалась вокруг определенных персоналий, "проработка" или поддержка которых составляла важную часть митинговой риторики. Столь глубокая чувствительность к перемещениям руководителей по вертикалям и горизонталям власти отражает высокую степень политической "наэлектризованности" общества. Вряд ли, например, в современной России смерть кого-либо из высоких чиновников вызовет народные волнения. И даже в период перестройки страшные истории о покушениях на некоторые знаковые фигуры со стороны "всесильных спецслужб" не вызвали ничего подобного тому, что имело место 15 лет назад в КНР.

Как очевидцы, так и исследователи событий отмечают, что у собравшихся на площади не было единой программы и политической платформы. Говорят о "широком спектре" лозунгов, значительная часть которых повторяет опять-таки лозунги времен Культурной революции. Требования митингующих полны громких фраз о "подлинной демократии" и "власти народа", но весьма расплывчаты. Провозглашается создание множества всяческих объединений и движений, которые тут же вступают в полемику друг с другом и соперничают за право вести переговоры с властями и выступать с заявлениями для прессы от имени собравшихся на площади. Общее требование - отставка Дэна и замена его на более молодого и "прогрессивного" Чжао Цзыяна, которого Дэн и так готовил себе в преемники и к тому времени уже выдвинул Генеральным секретарем ЦК. Собственно говоря, если бы не Тяньаньмэнь, то Чжао, а не Цзян Цзэминь (в ту пору - секретарь Шанхайского горкома), вполне мог стать лидером "нового поколения руководителей КНР". Так что на самом деле "революционные массы" нанесли удар в прямо противоположном направлении.

Главное требование, которое митингующие на Тяньаньмэнь предъявили власти, - сохранение самого права на "митинги борьбы". Это право долгое время не подвергалось сомнению даже после того, как Культурная революция угасла. В 1976-1989 годы на площади Тяньаньмэнь и других больших площадях в разных городах Китая регулярно собирались молодые люди и кого-нибудь клеймили в связи, как правило, со смертью или годовщиной смерти одного из представителей партийной элиты. Как и во времена Мао, партийные лидеры заигрывали с толпой, митинги транслировались по телевидению. Чжао и его приближенные также активно пытались найти общий язык с разношерстной толпой митингующих, но все их попытки повлиять на настроения "революционных масс" не увенчались успехом, потому что поддержка Генерального секретаря ЦК, конечно, не была подлинной целью этих масс.

Митинговая демократия - в первую очередь деструктивный, а не конструктивный элемент общественного механизма. Людям, которые работают и созидают, не до митингов. На митинге можно поставить вопросы, но нельзя их решить, ибо для решения проблем, которые встали перед Китаем в последней четверти прошлого века, нужно было запустить сложные и тонкие общественные механизмы, не терпящие митинговой "рубки с плеча". В том Китае, который начал заново создавать Дэн Сяопин, места для "митингов борьбы" не оставалось, и митинговой демократии нужно было положить конец.

Кровавая развязка событий на Тяньаньмэнь повергла в шок мировую либеральную общественность. Но никто не считал, сколько людей в течение 10 лет Культурной революции ежедневно становились жертвами митинговой демократии. Лидеры страны, если они чувствовали свою ответственность за ее будущее, не могли допустить сохранение системы, произвольно порождающей беспорядки в любой момент. К тому же, все участники событий были честно предупреждены о последствиях неподчинения. Некоторые исследователи полагают, что, поскольку накал страстей на площади спал и большая часть митингующих к концу мая покинула Тяньаньмэнь, можно было бы властям не усердствовать и подождать, пока все разойдутся сами. Однако после того, как в конце мая в Пекине было введено военное положение, правительство уже не имело права спустить дело на тормозах, показав, таким образом, свою слабость и дав повод считать, что время митинговой демократии еще не прошло.

После Тяньаньмэнь дух бунтарства вдруг куда-то улетучился из студенческой среды, зато вернулся характерный для старого Китая конфуцианский дух упорства и настойчивости в учебе. Власть показала, что она и есть власть. Заметим, кстати, что это было подкреплено не только танками: практически все планы в экономической сфере, в частности, рост ВВП и благосостояния народа, намеченные в начале 1980-х годов, выполнены в обозначенные сроки.

Действия "архитектора реформ" в условиях разброда и кризиса, охватившего руководство страны в связи с событиями на Тяньаньмэнь, достойны особого внимания. Чжао Цзыян, не понявший истинной сути происходящего на Тяньаньмэнь и пытавшийся поиграть в "народного лидера", был отстранен в пользу "консерваторов" Ли Пэна и Цзян Цзэминя. Это было нелегкое решение: Чжао был протеже и надеждой Дэна, сторонником активных экономических реформ, динамичным руководителем. Ли Пэн всегда имел репутацию "ортодокса". Однако в данном случае он сыграл совсем другую роль. Во-первых, именно Ли Пэн взял на себя ответственность за жесткое решение 3 июня о вооруженном штурме баррикад в Пекине; во-вторых, он стал проводником линии Дэна после Тяньаньмэнь, вместе с Цзян Цзэминем заменив Чжао, покинувшего политическую сцену в результате событий 1989 года.

В древнем трактате "36 стратагем", на который мы регулярно ссылаемся, эта ситуация описана стратагемой "Убить человека чужим клинком". Она относится к группе "Победных сражений", то есть сражений, когда имеется явное преимущество над противником. Комментарий к стратагеме звучит так: "Когда враг уже очевиден, а друг еще не определен, привлекают друга, чтобы убить врага, не используют свои силы, действуют по схеме знака СУНЬ". В данном случае стоит обратить внимание, что "друг" - это символическое условное обозначение сил, которые волею ситуации могут стать вашими союзниками. Соответственно, подлинным другом здесь может оказаться совсем не тот человек, которому отводилась данная роль. Эта мысль подчеркнута ссылкой на знак СУНЬ, основной мотив которого в том, что, "стремясь к прибыли, нужно применять Убавление". То есть пришло время по своей воле отказаться от некоторых ценностей (или людей), чье влияние на ситуацию негативно, вопреки тому, чего можно было бы ожидать с учетом предыдущего опыта и наших пристрастий.

Для Китая конца 1980-х годов "убавление" в политической сфере ради "прибыли" в экономике и повседневной жизни народа было весьма актуальным решением. Достижения первых десятилетий существования КНР должны были подвергнуться определенной ревизии. Однако "в применении Убыли нужна предельная чуткость и предельная тонкость, нельзя зависеть от существующих правил", как говорится в комментарии к знаку СУНЬ. На наш взгляд, эта рекомендация была выдержана на достаточно высоком уровне. Ситуация Убыли (СУНЬ) не может не сопровождаться определенным кризисом взглядов, и если не суметь отрешиться от некоторых штампов восприятия (т. е. "зависеть от существующих правил"), то тяжелые последствия неизбежны. В этом смысле весьма показательна судьба Чжао Цзыяна, бывшего Генерального секретаря ЦК КПК.