Здание театра советской армии. Единственный и неповторимый: Театр Российской Армии

В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место. Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.
Более 70 лет его существования - это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.
В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов - выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.
С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик А.А. Попова, Борис Афанасьевич за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией.

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3-4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, "вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии."

"Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы - роспись потолка большого зрительного зала и фойе - выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским."

2. Искусство - орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать "картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм."
"Революция поставила искусство на службу народу," - типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
"Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену ."

"В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра - цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров."
5. Город - священное место с собственной символикой.
В самом центре - мавзолей вождя, центральные площади - места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.

"В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков."
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.

Правда это или вымысел - мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.

Что ещё можно добавить?
"В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького." [Который строили проклятые капиталисты во главе со спонсором большевиков промышленником С.Т. Морозовым]

"Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров."

"Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации."

Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён - война помешала, наверное:
"Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны."

Название : Центральный ордена Трудового Красного Знамени академи́ческий театр Российской армии (ЦАТРА) (ru), Russian Army Theatre / Central Academic Theatre of the Russian Army (en)

Местонахождение : Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)

Создание : 1940 г.

Стиль : Сталинское барокко

Архитектор(ы) : К. С. Алабян, и В. Н. Симбирцев

До 1951 года - Центральный театр Красной армии, 1951-1993 - Центральный театр Советской армии


Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ” издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Искания нового архитектурного воплощения советского театра с особым подъемом выражены в здании Центрального Театра Красной Армии в Москве, построенном в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева.

Образ театра-монумента, посвященного героическим делам Советской Армии, получил свое выражение в необычном для театра центрическом строении его объема, которое придает зданию особую торжественности.

В основе плана здания и строения его элементов - эмблема Советской Армии - звезда. Многообразные сочетания этой формы образуют органическое единство всей структуры здания, подчиненной замыслу его внутреннего и внешнего архитектурного образа.

В десятиугольном ядре звезды - веерной формы зрительный зал на 2000 мест, окруженный полукольцом залов и фойе, и обширная сцена, в совершенстве оборудованная по проекту инженера И. Е. Мальцина. В треугольных лучах звезды, со стороны зала - парадные лестницы и буфеты над ними, со стороны сцены - артистические и другие сценические помещения.

Над зрительным залом один над другим помещены большой репетиционный и декорационный залы. Вместе с башней сцены они образуют высокий объем ядра здания, увенчанный башенкой со статуей воина, которая еще острее подчеркивает центрическое строение здания. Тело здания окружено колоннадой могучего ордера, растворяющей его объем в просторе грандиозной площади. Широкими террасами лестниц площадь как бы поднимается на мощный гранитный стилобат, входит под портики здания и прочно с ними связывается.

Здание театра органически врастает в простор площади и главенствует над ней. Авторы неразрывно связали театр и ансамбль зданий Советской Армии в общем замысле площади, который еще ожидает своего завершения.

Отдельные недочеты внутреннего строения, преувеличенный объем обслуживающих помещений, несовершенство рисунка ряда деталей, недочеты в акустике слишком высокого зрительного зала - лишь досадные опечатки в этом большом произведении, выделяющемся идейной целеустремленностью и образной выразительностью своей композиции.

Архитектурный конкурс на проект театра Красной Армии в Москве

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Проект акад. архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева

Грандиозный по размерам театр Красной Армии в Москве осуществлен по проекту акад. К. С. Алабяна и арх. В. Н. Симбирцева.

Прежде всего обращает на себя внимание форма плана театра в виде пятиконечной звезды - символа Красной Армии. Эта форма проводится авторами последовательно как в разработке общего объема театра, так и в отдельных деталях его, включительно до пятигранного сечения наружных колонн, окружающих театр. Несмотря на некоторую предвзятость общей формы, которая, несомненно, осложняла плановое решение и внутреннюю организацию, авторы сумели вполне справиться с намеченной задачей. Театр обладает прекрасным зрительным залом, удачно размещенными лестницами, правильным соотношением площадей зрительного зала и фойе, остроумно использованными в плане углами, хорошо развитой и гибкой сценой.

Театр Красной Армии построен на площади Коммуны, на участке, имеющем трапецоидальную форму. Здание театра занимает наиболее возвышенное место этого участка.

В первом этаже с проходами в него с трех фасадов - центрального и двух боковых - расположены кассовые вестибюли и обширный гардероб. Из вестибюля две красиво сделанные парадные трехмаршевые лестницы ведут на второй этаж - на уровень партера зала и главного фойе. Отсюда же по двум лестницам, вписанным в пятиугольные площадки, можно подняться на любой уровень зрительного зала, так же, как и по вспомогательным лестницам, расположенным в углах внутреннего десятиугольника.

Зрительный зал широкой, хорошей секторальной формы вмещает 1 900 чел. Места размещены в партере, крутом амфитеатре и на балконе. Очень широкий раздвижной портал (24 м) обеспечивает полную видимость со всех мест. Максимальное удаление зрителей от портала сцены - 32 м. Архитектура зрительного зала хорошо проработана в деталях. Зал украшен живописью на плафоне и портальном обрамлении (худ. Фаворский и Бруни) и производит в натуре свежее, хорошее впечатление. Зрительный зал в плане занимает половину внутреннего десятиугольника; вторая половина его отведена под сцену и вспомогательные при ней помещения.

На уровне партера в передней части десятиугольника главное фойе, светлое и нарядное, но не совсем удобное в том отношении, что оно состоит из трех сравнительно небольших помещений, связанных двумя лестничными площадками. На следующем ярусе фойе амфитеатра, в которое открывается галерея балкона. Здесь же размещены и буфеты. Плафоны фойе и стены украшены живописью (худ. Дейнека, Файнберг, Герасимов и др.).

Сцена очень большая; кроме двух боковых сценических карманов в задней части расположена глубокая арьерсцена. Сцена широко механизирована с применением новейших достижений театральной техники и в этом отношении занимала среди всех театров СССР первое место. Непосредственно над зрительным залом расположен репетиционный зал, а над этим последним - декорационный. Эти залы представляют просторные и удобные для работы помещения.

Внешнее архитектурное оформление этого театра во многом вытекает из своеобразного планового приема. В осуществленном варианте авторам удалось при классических пропорциях достигнуть очень хорошего членения основных масс. Несколько раздробленный верхний объем первоначального проекта авторы заменили при последующей разработке более простои и четкой формой двадцатигранника. В ортогонали - фасад с хорошо найденным силуэтом двух основных массивов с переходной между ними ступенью.

Все здание театра поставлено на высокий четырехметровый стилобат, что подчеркивает значение этого сооружения как памятника.

Однако наличие перед входами в театр высоких наружных лестниц представляет значительное неудобство.

Театр снаружи будет украшен скульптурой соответствующей тематики, а на самом верху увенчан крупной фигурой советского воина.

Проект театра Красной Армии создан после перелома в общем направлении советской архитектуры и является результатом исканий авторами идейного и художественно-архитектурного образа советского театра.

Чтобы показать, как различно в свое время трактовалась эта тема, приведем два проекта театра Красной Армии, представленных на предшествовавший конкурс.

Проект академика архитектуры Л. В. Руднева и архитектора В. О. Мунца

Ясности плана несколько мешают скученность лестниц и разбросанность гардеробов. Красивое подковообразное пятно зрительного зала с местами, расположенными сплошным амфитеатром при одном балконе. Очень широкий трехчастный портал. Глубокий просторный просцениум переходит в две боковые игровые площадки.

К сцене примыкают удобно расположенные карманы, но декорационные помещения тесны. Сцена большая, дополнительно углублена арьерсценой. Удачно расположены артистические уборные с резервами для ожидания выхода артистов на сцену.

По бокам главного фойе, обращенного на основной фасад, размещены два буфета. Зрительный зал интересной ренессансной архитектуры.

При хорошем, хотя и обычном по приему плане, авторы сосредоточили главное внимание на внешней архитектуре здания и в этом отношении по-своему дали выразительное решение, рассматривая театр Красной Армии, как сугубо монументальное сооружение. Основной объем здания образует параллелепипед, окруженный колоннадой, особенно мощной на переднем фасаде, благодаря сильным раскреповкам антаблемента над средними четырьмя колоннами, заканчивающимися конными фигурами. Этот основной объем поставлен на стилобат и завершается цилиндрическим объемом выступающего зрительного зала.

Главный фасад увенчан аттиком, который украшен протяженной динамичной скульптурой оборонной тематики. Архитектура лапидарна, быть может, даже несколько грубовата. но, несомненно, очень эмоциональна.

Проект акамедика И. А. Фомин

Своеобразно и очень выразительно решает внутреннюю архитектуру зрительного зала проект. И. А. Фомина. За секторальным амфитеатром высятся два террасообразных глубоких балкона. Уступчатые в плане стены зала украшены двумя рядами коротких, наклонных к сцене балконов.

Зал широко освещается боковым верхним естественным светом. Плафон решен в виде уступообразных кессонов. Значительно слабее архитектура фасадов, где основным убранством служат два боковых портала с сильно вытянутой колоннадой, перекрытой плоским карнизом.

Неудачен также центр и сильно измельчен низ здания.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009г.

Один из крупнейших театров СССР, построенный в 30-е годы - Центральный театр Советской Армии в Москве (1934-1940 гг.). Он расположен в центре важного градостроительного узла столицы - на площади Коммуны. Цельный выразительный по силуэту объем господствует над обширными пространствами площади и подводящих к ней улиц. Звездчатое в плане здание окружено своеобразным периптером, что обогащает объем светотеневыми контрастами и связывает его с окружающим пространством. Объем театра поставлен на мощный подиум, обработанный грубо околотым гранитом, широкая лестница ведет к главному входу.

Перед проектировщиками была поставлена чисто символическая задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии». Проект Дворца Советов уже давал пример символического истолкования художественного образа, а в истории мировой архитектуры здание как монумент и символ всегда выражало духовную сущность общества.

Однако существенная разница между Дворцом Советов и театром заключалась в том, что во Дворце и сама функция не имела аналогов в прошлом, тогда как театр с глубинной сценой имел веками отработанную пространственную композицию, как правило, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Переосмыслить эту установившуюся последовательность композиции и создать иную объемно-пространственную форму, которая бы непосредственно воспринималась зрителем как монумент-символ Красной Армии, было, конечно, задачей чрезвычайной трудности.

Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды. И в это «прокрустово ложе» готовой символической формы с большой изобретательностью, по-своему логично была втиснута каноническая композиционная схема театра. Зрительный зал получил очертания трапеции с закругленной задней стеной, все места веером расположились в партере и амфитеатре. Сцена имеет просторные боковые карманы, арьерсцену и снабжена подвижным кругом. Сцена была оборудована наиболее совершенными механизмами. Над главным залом расположены по вертикали один над другим еще два зала: репетиционный на 500 мест, теперь используемый как малая сцена, и декорационные мастерские. Вместе с объемом колосников основной сцены эти залы скомпонованы в единый пластический объем, увенчанный башенкой-постаментом для фигуры советского воина со знаменем (проект такой скульптуры изготовил тогда же скульптор И. Шадр).

Решение столь необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. - все это почти в 2 раза увеличило кубатуру здания.

Восхищаться действительно было чем - подобного монументального здания не было ни у одного театра Советского Союза. Кроме того, это был первый ведомственный актерский коллектив в стране, не имевший отношения к Министерству культуры.

По воспоминаниям Владимира Зельдина, правительство СССР рассматривало Театр Красной армии как культурное подразделение в составе вооруженных сил. Следовательно, тематика спектаклей была преимущественно военно-патриотической.

За свою историю театр переименовывался несколько раз. Ныне он называется Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА). Впрочем, смена названий никак не отражалась на его популярности у зрителей.

От агитбригады до театра

История ЦАТРА началась в 1929 году, когда Политуправление Красной армии предложило создать на базе нескольких агитбригад профессиональный театр. Сталину идея понравилась, и уже в феврале следующего года состоялась премьера. Этот день, 6 февраля 1930 г., принято считать днем рождения театра.

Поставленная тогда пьеса называлась «К.В.Ж.Д.» и посвящалась военному конфликту между СССР и Китаем из-за Транссибирской магистрали.

В 1929 году Красная армия разбила китайские войска, восстановив тем самым контроль над железной дорогой. Пьеса о победе как нельзя лучше подходила для молодого театра, созданного в целях военно-патриотического воспитания.

Первые годы собственной сцены у коллектива не было, актеры выступали в Доме Красной армии. Кроме того, по примеру агитбригад, часто гастролировали по военным округам.

География этих гастролей включала как Ленинградскую область, так и Дальний Восток. Таким образом Министерство обороны организовывало культурный досуг красноармейцев, совмещая его с идеологической работой.

Сталинский ампир

Когда Театр Армии отметил пятую годовщину своего основания, правительство СССР решило построить для него собственное здание. В Москве тех лет шла интенсивная застройка, призванная продемонстрировать величие пролетарского государства.

Одобренный партией новый стиль получил название социалистический реализм. Сегодня градостроительство тех лет часто называют сталинским ампиром, отличительная черта которого - монументальная помпезность.

Как раз в таком ключе и задумали здание, где должен был поселиться Театр Армии. По итогам конкурса лучшим был объявлен проект К. Алабяна и В. Симбирцева.

Перед архитекторами стояла сложная задача - соединить специфическую театральную архитектуру с требованием партии, согласно которому здание должно олицетворять мощь Красной армии.

Около 40 заводов, разбросанных по всему Советскому Союзу, выполняли строительные заказы, поэтому можно без преувеличения сказать, что Театр Красной армии строила вся страна.

Проект - в жизнь

Внешнее оформление здания так и не было закончено - помешала война. Например, предполагалось устроить на крыше Большого зала летний сад для прогулок зрителей в антракте. Задуманная фигура красноармейца, которая должна была венчать 62-метровое сооружение, также не была установлена, как и скульптурные группы над центральным фронтоном.

Несмотря на это, Театр Армии, построенный в виде пятиконечной звезды, стал первым московским небоскребом. К слову, звезды в здании присутствуют почти везде, даже монументальные колонны имеют сечение в форме звезды.

Грандиозная высота сооружения сыграла с театром злую шутку во время войны - он был виден на расстоянии 40 км, поэтому служил немецким летчикам отличным ориентиром. Весь коллектив театра, от актеров до технического персонала, принимал участие в работах по маскировке здания.

Сцена и закулисье

Архитекторы постарались воплотить мечты партийного руководства не только во внешнем облике, но и во внутренней проектировке театра. Иногда актеры говорят, что проработав лет 20, а то и больше, они так и не побывали во всех его уголках.

Сцена создавалась в расчете на постановку эпохальных спектаклей и предоставляла режиссерам невиданные возможности. На ней запросто можно развернуть батальон пехоты, кавалерию, есть даже специальный въезд для танка. Таков Театр Армии. Москва может гордиться тем, что самая большая театральная сцена в Европе принадлежит ей.

Правда, монументальные размеры ухудшают акустику. От актеров требуется высокая техника мастерства и определенные навыки выступления. Например, чтобы быть услышанными всеми зрителями, они должны обращать свои реплики только в зал, а не говорить вполоборота.

У персонала, обслуживающего сцену, тоже есть заботы. От него требуется немалое мужество, поскольку высота кулис равна 19 метрам, не говоря уже о верхних колосниках, находящихся на высоте 8-этажного дома. Тем не менее работать здесь всегда считалось престижно, поэтому многие стремились устроиться в Театр Армии.

Зал Большой и Малый

Однако ЦАТРА впечатляет зрителя не только сценой. Большой зал, который вмещает более полутора тысяч человек, не имеет себе равных среди драматических театров мира. А ведь есть еще и Малый зал. Таким образом, почти 2 тысячи зрителей могут одновременно следить за игрой актеров.

Над зрительными залами была устроена художественная мастерская с мостками под потолком, откуда удобно наблюдать за подготовкой гигантских декораций и при необходимости вносить в них изменения.

Маршал Ворошилов любил театр, особенно музыкальные постановки, и принимал активное участие в создании Театра Армии. Он лично просматривал эскизы, наблюдал за росписью потолка в Большом зале, отбирал мебель из дорогих пород дерева, сейчас замененную на современную.

Кстати, по поводу зрительских кресел «Техника- молодежи» писала в 1940 г., что, в отличие от буржуазных театров, где заботились только о богатых посетителях партера и лож, в советском храме Мельпомены все сидения одинаково хороши и удобны.

Киноплощадка

Театр Армии обладает необъятными внутренними пространствами, которые иногда превращались в павильоны, где снимали фильмы. Так, в 1956 году Эльдар Рязанов снял здесь без малого половину комедии «Карнавальная ночь». Именно по холлам Театра Армии прохаживался товарищ Огурцов, наблюдая за репетициями кружков художественной самодеятельности.

В 80-е годы Георгий Данелия избрал в качестве съемочной площадки пространство под вращающейся театральной сценой, чтобы снять фрагмент фильма «Кин-дза-дза», где герои поют в клетке песню "Strangers in the ку".

Афиша 1951 года свидетельствует об изменении в названии театра. Таковым оно оставалось вплоть до 1993 года, когда театр получит нынешнее имя ЦАТРА. Тем не менее главный принцип составления репертуара оставался неизменным - в нем всегда было место для военно-патриотических спектаклей.

«Сталинградцы», «А зори здесь тихие», «Барабанщица», «Фронт», «Флаг адмирала» - эти и другие постановки в разное время шли на сцене театра. Конечно, его репертуар не ограничивался постановкой пьес военной тематики, в нем были также классические и современные спектакли.

Поэтому Большой и Малый залы всегда заполнялись зрителями. Нередко в кассы выстраивались огромные очереди, чтобы купить билет в Театр Армии, адрес которого хорошо был знаком столичным театралам: дом 2 на Суворовской площади.

Какой театр без режиссера

Более 20 лет, начиная с 1935 года, театр возглавлял режиссер Алексей Попов. Будучи профессионалом своего дела, он прекрасно мог распоряжаться пространством огромной сцены, просто показать перипетии самого сложного сюжета. С ним работали такие известные актеры, как Нина Сазонова, Александр Хохлов, Любовь Добржанская, Людмила Касаткина.

В тяжелые военные годы А. Попов поставил музыкальную героическую комедию «Давным-давно» о событиях Отечественной войны 1812 года. Спектакль не сходит со сцены театра вот уже несколько десятилетий. Несмотря на новое поколение актеров и изменившуюся сценографию, идея, атмосфера, смысл и дух пьесы остаются прежними, как и написанная для нее музыка Т. Хренникова.

Безусловно, создавать дорогостоящие декорации, как и поддерживать внушительное здание в надлежащем состоянии, было проще, чем сегодня, ведь Министерство обороны СССР щедро финансировало Театр Советской армии, афиша которого постоянно обновлялась. За свою историю театр поставил более 300 спектаклей.

Творческий коллектив

Каждый театр имеет «своего» зрителя, который следит за всеми премьерами, ходит на все спектакли, где заняты любимые актеры. Есть такой преданный зритель и у ЦАТРА, чья труппа заслуженно считается одной из лучших в Москве.

В течение 71 года и вплоть до недавнего времени на сцене театра выступал Владимир Зельдин. Невзирая на почтенный возраст, он всегда работал с самоотдачей, за что снискал любовь как зрителей, так и коллектива.

Сегодня известные актеры Театра Армии - Людмила Чурсина, Александр Петров, Ольга Богданова, Валерий Абрамов, Лариса Голубкина - продолжают выступать, передавая опыт новому поколению.

С 1995 г. ЦАТРА руководит Борис Морозов. Ему удалось вернуть интерес зрителя к театру, немного ослабевший в предыдущие годы. Под его руководством созданы новые спектакли по произведениям мировой классики, а также современные постановки, полюбившиеся зрителям и отмеченные критикой.

Разнообразие репертуара

В настоящее время на сцене ЦАТРА идет более 20 спектаклей для зрительской аудитории с самыми разными предпочтениями. Разумеется, не забыта и «специализация» театра.

В рамках военной тематики в 2003 году состоялась премьера героической драмы «Севастопольский марш». Этот зрелищный литературно-музыкальный спектакль, созданный по рассказам Льва Толстого, уже 13 лет входит в репертуар театра.

Для тех, кто любит классику, ЦАТРА предлагает оригинальные постановки известных пьес: «Гамлет», «Волки и овцы», «Сон в летнюю ночь», «Скупой», «Чайка», «Царь Федор Иоаннович».

Современные пьесы «Ма Мурэ», «Старомодная комедия», «Игра на клавишах души», «Госпожа министерша», мюзикл Pola Negri, а также спектакли для детей «Доктор Айболит» и «Новогодние приключения Маши и Вити» привлекают сегодня многих зрителей в Театр Российской армии. Отзывы об этих постановках в большинстве своем положительные.

Зрители о ЦАТРА

Построенное в помпезной эстетике физкультурных и военных парадов сталинской эпохи, здание Театра Армии до сих пор поражает зрителей, о чем свидетельствуют их отзывы.

Конечно, не ради архитектурного величия москвичи идут в ЦАТРА. Для многих он продолжает оставаться олицетворением высокого актерского профессионализма, даже если речь идет о детском мюзикле.

Например, спектакль о приключениях Маши и Вити идет с аншлагом, а родители вместе с детьми просто в восторге от красочных костюмов, декораций и прекрасной игры актеров.

В условиях такого мегаполиса, как Москва, местоположение театра играет немаловажную роль. В этом отношении ЦАТРА повезло. Три станции столичной подземки имеют выходы на Суворовскую площадь, где как раз и расположен Театр Армии: метро "Новослободская", "Менделеевская" и "Достоевская".