Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире

В истории человечества есть много полулегендарных периодов. Существовавшие тогда города и царства порой окутаны целым сонмом мифов и преданий. Даже у профессиональных археологов и историков имеется достаточно мало данных, относящихся к тем временам, что уж говорить о рядовых обывателях. Знаете ли вы, когда образовалось Вавилонское царство?

Вавилон - город библейского масштаба, его постоянно упоминают практически все выдающиеся мыслители, ученые и военачальники тех лет, но об истории этого удивительного памятника древних цивилизаций рассказывается намного реже. Дабы развеять завесу тайны над этой историей, мы приготовили эту статью. Читайте и узнавайте!

Предпосылки возникновения

В XIX-XX веках до Рождества Христова распалось Шумеро-Аккадское царство, которое находилось на территории Месопотамии. В результате его развала образовалось множество других государств меньшего размера.

Город Ларс на севере тут же объявил себя самостоятельным. На реке Евфрат образовалось царство Мари, Ашшур возник на Тигре, в долине же Диялы появилось государство Эшнунна. Именно тогда началось возвышение города Вавилона, название которого можно перевести как Врата Бога. На трон тогда взошла Аморитская (первая Вавилонская) династия. Историки считают, что ее представители правили в период от 1894 до 1595 годов до нашей эры. Совершенно точных данных нет, но ее основателем принято считать царя Сумуабума. Вот когда образовалось Вавилонское царство. Разумеется, что в те годы до полного расцвета и могущества ему было еще далеко.

Преимущества

Вавилон выгодно отличался от многих своих соседей своим положением: оно одинаково хорошо подходило как для обороны, так и для экспансии на территории противоборствующих царств. Находился он в том месте, где величественным Тигр сливался с Евфратом. Здесь было полно воды, которая использовалась в ирригационных системах, тут же сходились важнейшие торговые артерии того времени.

Расцвет города связывают с именем знаменитого Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который был не только талантливейшим управленцем, но и ученым, астрономом, полководцем и софистом. Сперва он заключает военный союз с Ларсой, чтобы развязать себе руки для нападения на южные города. Вскоре Хаммурапи заключает союзнический договор с Мари, где в то время правил дружественно к нему настроенный царь Зимрилим. С его помощью правитель Вавилона полностью разгромил и подчинил себе Эшнунну. Проще говоря, Вавилонское царство образовалось в период с XX по XIX век до нашей эры, после чего быстро стало набирать вес в политической нише того времени.

После этого Мари стала не нужна Хаммурапи: он разорвал союзнический договор и напал на владения вчерашнего партнера. Сперва ему удалось быстро подчинить себе город, и даже Зимлирим остался на своем троне. Но впоследствии тому не понравилось быть пешкой, а потому он восстал. В ответ Вавилон не только повторно завоевал город, но и сравнял с землей его стены и дворец правителя. На Севере к тому времени оставалась могучая когда-то Ассирия, но ее правители тут же признали себя наместниками Вавилона.

Вот когда образовалось в современном понимании этого слова. Оно было большим и могучим, его правители привечали ученых, инженеров и архитекторов, философов и медиков.

Законы Хаммурапи

Но царь Вавилонского царства Хаммурапи во многом известен вовсе не своими завоеваниями, а тем сводом законов, которые издал лично:

  • В том случае, когда строитель, построивший дом, сделал это плохо, и здание рухнуло, убив его владельца, строителя следует казнить.
  • Врач, сделавший неудачную операцию, лишался кисти правой руки.
  • Свободный человек, укрывавший в своем доме раба, будет казнен.

Эти законы Вавилонского царства были высечены на огромных базальтовых столбах, которые стояли во всех концах Вавилонского царства.

В чем заключался подъем Вавилона?

Во времена этого правителя в тех краях бурно начало развиваться сельское хозяйство. Большие успехи ученые Вавилона делали в области ирригации пустынных земель: один из каналов был настолько велик, что его уважительно прозвали «Рекой Хаммурапи».

Не менее активными темпами шло становление скотоводства. В государстве появляется все больше и больше ремесленников. Растет и ширится внутренняя и международная торговля. В частности, по тем временам именно эта страна стала основным центром экспорта дорогих кож, масла и фиников. На внутренний же рынок рекой текли металлы, керамика и рабы. Словом, Вавилонское царство при Хаммурапи процветало.

Социальные особенности

Считается, что в стране было три Во-первых, свободные люди. Этот слой именовался "авелум", что значило "человек". Дети свободных людей до совершеннолетия назывались "мар авелим" - "дитя человека". К этому социальному слою мог принадлежать ремесленник и воин, торговец и государственный клерк. Словом, каких-то кастовых предрассудков не было, законы Вавилонского царства гласили, что свободным мог быть любой.

Был еще класс зависимых людей (не рабов!), которых называли "мушкенум" - "склоняющийся ниц". Это "служащие". Проще говоря, зависимыми были люди, которые работали на царской земле. Не следует путать их с рабами: у "склоняющихся" было имущество, их права отстаивались в суде, у них были свои рабы.

Наконец, низший слой общества, без которого Вавилонское царство не могло обойтись - рабы, вардум. В их число можно было попасть следующими путями:

  • Если человек был военнопленным.
  • Должники, которые не смогли расплатиться по долгам.
  • Ставшие рабами по приговору суда (за какие-то тяжкие проступки).

Особенность вавилонских рабов была в том, что у них могло быть какое-то имущество. Если рабовладелец имел детей от своей рабыни, то они (с согласия отца) вполне могли стать его официальными наследниками с получением статуса свободного человека. Проще говоря, в отличие от той же Древней Индии, в Вавилоне рабы могли надеяться на серьезное улучшение своего Должник, отработавший долг, вновь становился свободным. Ценный военнопленный мог купить себе свободу. Хуже было преступникам, которые, за редким исключением, становились рабами на всю жизнь.

Государственная структура

Царь, стоявший во главе государства, обладал «божественной», неограниченной властью. Ему лично принадлежало порядка 30-50% всех земель в стране. Царь мог заботиться об их использовании сам, а мог сдавать в аренду. За исполнением царских повелений и законов следил царский суд.

За сбор налогов отвечало податное ведомство. Их взимали серебром, а также в виде натуральных продуктов - например, зерна. Брали налоги скотом, ремесленной продукцией. Чтобы обеспечить беспрекословное повиновение царской власти, государство использовало отряды тяжелых и легких воинов, редум и баирум. С тех самых пор, как произошло образование Вавилонского царства, город Вавилон всегда привлекал профессиональных воинов: им здесь благоволили, они получали почет и уважение. Неудивительно, что даже в период упадка армия государства оказалась способна надолго задержать падение страны.

За службу хороший солдат мог легко получить дом с садом, немалым наделом земли и скотом. Расплачивался он за это только исправной службой. Бедой Вавилона с самого начала стал гигантский бюрократический аппарат, представители которого следили за исполнением царских наказов на местах. Чиновники государя, шакканакку, должны были организовывать эффективное взаимодействие царской администрации и местных органов самоуправления. К числу последних относились общинные советы и советы старост, рабианумы.

Религия склонялась к монотеизму: несмотря на существование разнокалиберных божеств, существовал один главный бог - Мардук, который считался творцом всего Сущего, отвечал за судьбы людей, животных и растений, за все Вавилонское царство.

Первое падение

В период правления сына Хаммурапи, Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н. э.), уже начали резко обостряться внутренние противоречия. С юга государство стали теснить эламиты, которые захватывали города шумеров один за другим. Город Исин заявил о самостоятельности, а царь Илумаилу стал основателем новой династии. На Северо-Западе также возникает новое государство - Митанни.

Это был тяжелый удар, так как Вавилон оказался отрезан от важнейших торговых путей, которые вели в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. Наконец, регулярно стали совершать набеги воинственно настроенные племена касситов. В общем-то вся история Вавилонского царства наглядно показывает, что ослабевшее государство мгновенно оказывается добычей более сильных и удачливых соседей.

Точку в 1595 году до н. э. поставили хетты, которые разгромили армию и захватили Вавилон. Так завершился Старовавилонский период, продолжавшийся всего триста лет. Первая династия прекратила свое существование. Началось образование Вавилонского царства «касситского образца».

Касситская династия

Сами касситы вышли из множества горных племен, которые активизировались сразу после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. их вождь Гандаш вторгся на территорию царства и сразу же объявил себя «Царем четырех сторон света». Но в реальности подчинить себе все царство у касситов получилось только после удачного похода хеттов. Они сразу привнесли много нового в военную доктрину Вавилона, начав активно использовать конницу. Зато в сельском хозяйстве начался некоторый застой. Завоеватели благосклонно принимали богатую и древнюю вавилонскую культуру.

Более того, царь Агум Второй смог вернуть статуи бога Мардука и богини Царпанит, которые были захвачены хеттами. Касситы показали себя прекрасными правителями, при которых активно строились и реставрировались храмы, быстро развивалась культура и наука. Довольно быстро они полностью были ассимилированы вавилонянами.

Впрочем, политиками и воинами они были не слишком хорошими. Древнее Вавилонское царство быстро попадает в зависимость от Египта, а вскоре - и от государства Митанни с Хеттским царством. Быстро развивается Ассирия, войска которой уже в XIII веке до нашей эры наносят касситскому Вавилону ряд болезненных поражений. В 1155 году династия завоевателей также прекратила свое существование, проиграв ассирийцам.

Промежуточный период, правление Навуходоносора Первого

Ассирийцы, которые пристально наблюдали за своим дряхлеющим соседом, не преминули воспользоваться его все возрастающей слабостью. Помогали им и стремления эламитов, которые регулярно начали вторгаться на территорию Вавилона. Уже в середине XII века до нашей эры они смогли полностью сломить его сопротивление, а последний царь касситов, Эллиль-надин-аххе, оказался пленен. Эламиты в это время продолжили совершать военные походы в прочие области страны.

Бывший какое-то время независимым город Исин в это время успел скопить силы, а потому принял эстафету в борьбе с вражеским нашествием. Вершиной его могущества стало правление царя Навуходоносора І (1126-1105 гг. до н. э.), который в очередной раз привел державу к расцвету (кратковременному). Близ крепости Дер его войска нанесли эламитам тяжелейшее поражение, а затем, вторгшись в Элам, поработили его.

Борьба с арамейцами

Приблизительно в середине XI века до нашей эры кочевые арамейские племена стали настоящим проклятием для вавилонян и ассирийцев. Перед лицом этой опасности непримиримые соперники несколько раз объединялись, образуя прочные военные союзы. Несмотря на это, предприимчивым арамеям уже через три века удалось прочно осесть на северо-западных рубежах Вавилонского царства.

Впрочем, не все племена доставляли столько проблем. Приблизительно в то же время в жизни государства стал играть немалую роль народ халдеев. В те века они жили по берегам Персидского залива, в нижнем течении Евфрата и Тигра. Уже в девятом веке они прочно оккупировали южную часть Вавилонского царства и начали движение на юг, постепенно ассимилируясь с вавилонянами. Как и касситы в недавнем прошлом, они предпочитали заниматься скотоводством и охотой. Сельское хозяйство играло в их жизни куда меньшую роль.

В те годы страна была поделена на 14 округов. Начиная с XII века до нашей эры Вавилон вновь становится столицей. Как и прежде, царь имел на руках обширные наделы земель, которыми одаривал воинов за службу. В армии, помимо традиционной пехоты, огромную роль стали играть кавалерия и отделения боевых колесниц, которые в то время были чрезвычайно эффективны на поле боя. Но границы Вавилонского царства уже начинали атаковать старые враги…

Вторжение ассирийцев

С конца IX века за свое вновь взялись ассирийцы, все чаще вторгаясь в пределы страны. Сама Ассирия постепенно приобретала черты могущественного и сильного государства. В середине VII века до нашей эры их царь Тиглатпаласар Третий вторгается в северные рубежи Вавилона, нанося жестокие поражения халдеям. В 729 году царство уже в который раз оказалось полностью захвачено.

Впрочем, ассирийцы (вопреки своему обыкновению) сохранили отдельный статус Вавилона. Но во времена Саргона Второго они на какое-то время утратили контроль над недавно завоеванными землями. Связано это с тем, что халдейский государь Мардук-апла-иддин объявил себя единоличным царем страны, захватив ее столицу. Он вступил в союз с эламитами, своими недавними врагами. Сперва союзникам сопутствовал успех, но вскоре Саргон, сильно уязвленный и раздосадованный произошедшим, послал свои лучшие войска на подавление восстания, а затем сам короновался в Вавилоне, окончательно укрепив свой царский статус.

В начале 700-703 годов неугомонный Мардук-апла-иддин снова попытался пойти против Ассирии, но и на сей раз его затея ничем хорошим для страны не закончилась. В 692 г. до н. э царство заключает военный союз с арамеями и эламитами. В битве при Халуле ассирийцы и вавилоняне понесли одинаково тяжелые потери, явного успеха не было ни у одной из сторон.

Но уже через два года царь Ассирии Синанххериб устроил осаду Вавилона. Через год город пал и началась страшная резня. Большая часть жителей была убита, остальные стали рабами. Некогда величественная столица была полностью разорена и затоплена. На ту пору карта Вавилонского царства была бита, государство прекратило свое существование. Впрочем, ненадолго.

Восстановление Вавилона

Вскоре на трон взошел преемник Синанххериба, Асархаддон, который не слишком приветствовал «перегибы» своего предшественника. Новый царь не только повелел восстановить разрушенный город, но и освободил многих его жителей и велел им возвращаться домой.

Царем стал Шамаш-шум-укин, который правил страной на правах наместника. Но в 652 году и он, желая всеобщей власти, заключает союз с арабами, арамеями и эламитами, после чего снова объявляет войну Ассирии. Сражение вновь состоялось у крепости Дер и снова убедительной победы не смог одержать никто. Ассирийцы пошли на хитрость: устроив дворцовый переворот в Эломе, они вывели могучего союзника вавилонян из строя. После этого они осадили Вавилон и в 648 году до нашей эры устроили жестокую расправу над всеми уцелевшими жителями.

Падение Ассирии и Новый Вавилон

Несмотря на это, стремление сбросить гнет жестоких ассирийцев не ослабевало. Приблизительно в 626 году до нашей эры вспыхнуло очередное восстание, во главе которого встал халдей Набопаласар (Набу-апла-уцур). Он снова заключил союз с Эламом, уже оправившимся после козней ассирийцев, после чего союзные войска все же сумели нанести общему врагу ряд серьезных поражений. В октябре 626 года Набопаласара признала вавилонская знать, после чего он короновался в городе, основав новую династию.

Но захватить первый крупный город - Урук - повстанцам удалось только через 10 лет. Они сразу попытались захватить ассирийский Ашшур, но успеха добиться не удалось. Помощь пришла откуда не ждали. В 614 году захват провинций Ассирии начали мидийцы, с которыми вавилоняне вскоре заключили союз. Уже в 612 году они, мидяне и скифы осадили Ниневию, столицу врага. Город пал, а все его жители были вырезаны. С тех пор границы Вавилонского царства при Хаммурапи Втором стали быстро расширяться.

В 609 году до нашей эры были разгромлены остатки ассирийской армии. В 605-м вавилоняне удачно захватывают Сирию и Палестину, на которые в тот период претендовал Египет. Тогда же на трон Вавилона взошел Навуходоносор Второй. К 574 г. до н. э он сумел захватить Иерусалим и Тир. Началась эра процветания. Именно тогда были заложены знаменитые невероятно развилась наука, архитектура и политика. Таким образом, Вавилонское царство образовалось в 605 году вторично.

Впрочем, эра процветания закончилась довольно скоро. На границах государства появились другие противники, персы. Не выдержав противостояния с ними, в 482 году Вавилон окончательно превратился в одну из персидских сатрапий.

Теперь вы знаете, когда образовалось Вавилонское царство. Надеемся, что статья оказалась интересной.

В середине шестого века до Рождества Христова умер Навуходоносор, владыка одной из могущественнейших и известнейших монархий древнего мира. Этой державой был древний Вавилон. Государство, которое по Божьему промыслу сыграло важную роль в истории богоизбранного еврейского народа.

Многие события вавилонской истории были возвещены иудейскими пророками задолго до их свершения. И человечество стало свидетелем того, как исполняется все предреченное истинным Богом через Своих избранников.

Пророки предсказали расцвет и могущество Вавилона, но, когда Вавилонское царство еще пребывало в блеске своей славы, пророки предсказали его падение. И это предсказание сбылось через двадцать лет после смерти царя Навуходоносора.

Произошло это при его сыне, Валтасаре. Вавилон пал под натиском персов, народа, который только-только выступил на политическую арену древнего мира.

Основателем Персидского царства, простиравшегося к востоку от Вавилона, был царь Кир. В короткое время этот новый завоеватель, символом которого был орел, покорил все страны, лежащие к западу и востоку от Вавилона. Его появление предсказал иудейский пророк Исайя задолго до этого: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего».

Быстрый и хищный орел продвинулся на восток, до самых Гималайских гор, составлявших тогда предел известного мира. Затем царь Кир победоносно пронесся на запад, до самых берегов Эгейского моря. И все народы преклонили перед ним колена.

Некоторое время Вавилон оставался непобежденным, но именно покорение этого города стало главной и славнейшей победой молодого властителя. Вавилону было суждено стать столицей новой монархии.

Вавилон был величайшим городом, его по праву можно считать центром мировой жизни своего времени. Через него проходили главные торговые пути Азии. Труд многих пленников превратил пустыню вокруг него в плодороднейшую равнину с роскошными садами, орошаемыми многочисленными искусственными каналами. В школах Вавилона процветали науки и искусства, а в его дворцах были собраны несметные сокровища, отобранные у покоренных царей и народов.

Персидская Империя не была бы мировою, если бы не покорила его. И царь Кир двинулся на Вавилон. Он был ведом духом завоевания. Но сам того не осознавая, он был призван стать орудием Божьего промысла в мире.

Кир подошел к стенам Вавилона и осадил его. Неприступность стен и огромные запасы продовольствия давали возможность жителям предаваться всем удовольствиям жизни, несмотря на осаду. Будучи вполне уверен в безопасности столицы, царь Валтасар дал однажды великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных дам.

Вавилонские пиршества прославились на века своей разнузданностью, но этот пир прославился еще и величайшим кощунством. Царь Валтасар приказал принести в царские палаты золотые и серебряные сосуды, которые его отец Навуходоносор захватил в Иерусалимском храме. Эти сосуды использовались для служения Богу, а потому были священны.

Царь и его вельможи ели и пили из этих сосудов, прославляя идолов и насмехаясь над Богом иудеев. В этот момент в воздухе появилась человеческая рука, которая начертала на стене таинственные и непонятные слова. Призванный царем пророк Даниил прочел Валтасару его приговор. За поругание Бога Вышнего владычеству вавилонского царя пришел конец.

Это предсказание исполнилось в ту же ночь. Царь Кир, не надеясь взять город приступом, употребил военную хитрость. Он приказал отвести воду Евфрата в особый канал, и по освободившему руслу проник в город. Вавилон пал, а Валтасар был убит воинами Кира.

Вступив во владение Вавилоном, царь Кир издал указ, которого пленные иудеи ждали на протяжении долгих семидесяти лет своей неволи. Этот указ гласил: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим».

Покоряя Вавилон, Кир стал освободителем иудейского народа. Он стал исполнителем Божественной воли, которая заключалась в том, что истек срок покаяния и исправления народа Божия. Иудеи возвратились в землю обетованную и восстановили разрушенный иерусалимский храм.

Основанная Киром держава просуществовала не более двухсот лет. Ей на смену пришла следующая Империя, греческая, а потом римская. Они были столь же непрочны и недолговечны, как и все предыдущие. Ведь они, как и все прежние, были основаны на рабстве и насилии.

Но оставалось совсем немного времени до того момента, когда на землю придет Истинный Царь. Он построит Свое Царство на началах любви и свободы, а потому Его Царство пребудет во веки. Этим Царем будет воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».


Каждое пророчество исполнилось уникально. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Вавилон. Судьба Вавилона поражает современных учёных.

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где процветали торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка (Пророчества)

(783-704 гг. до Р.Х.)

Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены - в увеселительных домах.

Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.

(626-586 до Р.Х.)

Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.

Предсказания.

1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Конкретное исполнение пророчеств

Вышеизложенная история Вавилона уже дала нам некоторые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний.

Вавилон, действительно, был разрушен и стал „как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1 ) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.

Остин Лейард даёт живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. „Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней.

Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20). Предсказание (2)

Саддам Хусейн хотел восстановить древние дворцы, храмы и даже Вавилонскую Башню "Восстановление Вавилона является его целью в попытках контролировать не только Ирак, но, в конечном счете, и империю от Персидского залива до Средиземного моря.

Вавилон содействует объединению иракского народа вокруг него".И так понравилось Саддаму то, что получилось, что он решил построить рядом с Вавилоном один из своих дворцов. В форме зиккурата. А чтобы было лучше видно, приказал насыпать холм метров 50 высотой. И дворец уже сверху ставить. Стоит сейчас этот дворец без дела.

С редких деревьев взмывают в небо совы , и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нём обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19-22).

Звери пустыни населят развалины Вавилона

„В кустарниках вокруг Вавилона , - добавляет Лейард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.

„Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1 , известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).

По рассказам путешественнико в

„По рассказам путешественников , - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растёт трав, пригодных для выпаса овец".„Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.

Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:„Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв...Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях...Смерть - единственная реальность здешних мест.

Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"„Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби. Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, „отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас, казалось, висели над осыпающимися кучами кирпичей и песка..."

Говоря о предсказании 6

Говоря о предсказании 6, гласящем, что „камни Вавилона не будут использоваться при строительстве", Питер Стоунер указывает, что „кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавилона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест, не использовались никогда, и остались на своих местах".

Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно „не возьмёт" камня для углов и камня для основания. Если речь идёт о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше.

Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объяснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич „камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.

Предсказание 7

Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7 . Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.

Предсказание 8

Согласно предсказанию 8 , город будет покрыт болотами. И действительно, пишет „Британская энциклопедия", „значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".

„Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лейард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).

„Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лейард, - продолжает она, - увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли „водяной пустыней"... После падения города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Вавилонскому народу было суждено исчезнуть, египетскому - продолжать играть важную роль в древнем мире, что и произошло. Как вышло так, что оба эти маловероятных события случились в точности согласно пророчествам, а не наоборот?"

Питер Стоунер оценивает вероятность случайного исполнения пророчеств 1-7 , перемножая соответствующие вероятности для каждого предсказания: „1/10 (разрушение Вавилона) х 1/100 (никогда не будет вновь населён) х 1 / 200 (арабы не будут разбивать там своих шатров) х 1 / 4 (отсутствие овечьих пастбищ) х 1/5 (дикие звери будут обитать в развалинах) х 1/100 (камни не будут использоваться при строительстве других зданий) х 1 /10 (люди не будут проходить мимо останков города). Это приводит нас к вероятности, составляющей один шанс из пяти миллиардов".

Археолог писал: „ Мёртвый город! Я бывал в Помпеях, бывал в Остии, бродил по пустым коридорам Палатина. Но те города были не мёртвыми, всего лишь временно оставленными. Там разносился гул жизни, и сама она цвела вокруг. Эти города были шагом в развитии цивилизации, получившей от них свою долю и ныне продолжающей существовать на их глазах. А здесь - настоящее царство смерти.

Любопытное замечание делает Келлер. „Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что „В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 - для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 -богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвящённых различным другим божествам".

В древнем мире было немало центров религиозного поклонения, таких, например, как Фивы и Мемфис, Вавилон, Ниневия и Иерусалим. Языческие божества, которые, согласно верившим в них, были столь же могущественны, как Бог, в конце концов стали терять популярность, в особенности после рождения Иисуса. В то же время Бог никогда не соглашался, чтобы его даже рассматривали рядом с языческими богами, более того, проклинал те города, где им поклонялись.

На следующем фото дорога, с сохранившимся оригинальным асфальтовым покрытием. Этому асфальту 4 000 лет.

Многие думают, что Вавилонской башни в действительности никогда не существовало, и что это всего лишь библейская легенда, основной посыл которой заключается в том, что люди должны знать свое место и не стремиться сравняться с богами.

На самом же деле то, что в Библии называется Вавилонской башней, - это зиккурат, храм бога Мардука, семиступенчатая пирамида высотой 90 метров, построенная в Вавилоне. Известно, что её развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки "башни", чтобы отстроить на этом месте главное святилище империи, которую он неутомимо создавал на протяжении всей своей короткой жизни.

Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие их храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью.

Не избежал этой участи и величайший полководец античности. Хотя статую Мардука похитили задолго до Александра, но смерть настигла его вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.


К подобным преданиям можно относиться по-разному, но не слишком ли много совпадений? Вот хотя бы два примера из относительно недавнего прошлого.

Пример первый: "Проклятие фараонов"

26 ноября 1922 года британский археолог Говард Картер при вскрытии знаменитой гробницы Тутанхамона обнаружил дощечку с надписью, гласившей: "Смерть распластает крылья над тем, кто потревожит покой фараона". В век рационализма на эту табличку и содержащееся в ней предупреждение никто не обратил особого внимания.


Вспомнили о них только тогда, когда в последующие годы один за другим начали умирать все, причастные к вскрытию гробницы и изучению обнаруженной в ней мумии.

Пример второй: "Проклятие Железного Хромца"

Еще с XV века в Средней Азии была широко известна легенда, что если кто-нибудь когда-нибудь потревожит покой, наверное, самого кровожадного завоевателя в истории всего средневековья Тимура, более известного под его искаженным в Европе прозвищем - Тамерлан, то начнется самая страшная война, какой человечество ещё никогда не видело.


Но советские ученые на подобные "сказки", конечно же, внимания не обращали, и в Самарканде была вскрыта гробница Тимура. Знаменитый советский антрополог М.М. Герасимов хотел по черепу восстановить облик Тамерлана по своей методике, которая уже доказала свою эффективность.

На массивной каменной плите, прикрывавшей саркофаг, на арабском языке было написано: "Не вскрывать! А то снова прольется людская кровь - больше, чем во времена Тимура". Тем не менее саркофаг был вскрыт. Это произошло 22 июня 1941 года.


Из воспоминаний самого М.М. Герасимова:

"Когда мы получили разрешение вскрыть могилу Тамерлана, то наткнулись на массивную каменную плиту, которая закрывала сверху его саркофаг. Поднять или сдвинуть её мы не могли, и я, хотя было воскресенье, пошел искать подъемный кран. Вернулся с краном, сдвинули плиту. Я сразу бросился к ногам скелета. Ведь известно, что Тамерлан был хромым, и я хотел в этом убедиться. Вижу, действительно одна нога у него короче другой. А в этот момент мне сверху кричат: "Михал Михалыч! Вылезайте! Молотов по радио выступает, война!".

Но вернемся к ВАВИЛОНУ

До сих пор спорным является вопрос о том, что же было причиной гибели этого города, бывшего в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Основная вина, как правило возлагается на завоевателей. Конечно же, их роль весьма существенна, но все-таки, не является основной.


Вавилон был основан амореями в XIX веке до н.э. В начале VII века до н.э. его завоевали ассирийцы, а через некоторое время - в 612 г. до н.э., разгромив Ассирию, хозяевами Вавилона стали халдеи. К этому времени население города достигало около миллиона жителей, хотя среди них было уже очень мало потомков древних вавилонян. И несмотря на все завоевания, культура и экономика величайшего мегаполиса древности продолжали функционировать так, как это было задумано много столетий назад.

Однако в VI веке до н. э. все изменилось. О том, как это произошло пишет Л.Н. Гумилев:

"Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как воды Евфрата и Тигра во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно. Но в 582 году до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис, впоследствии перешедшей к его преемнику Набониду. Вместе с царевной в Вавилон прибыла её свита из образованных египтян. Никторис предложила своему мужу, очевидно, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял проект царицы-египтянки, и в 60-х годах VI века был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Что же из этого вышло?


Евфрат стал течь медленнее, и аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной системы в прежнем состоянии. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным, но процесс этот тянулся долго. В 324 году до н. э. Вавилон еще был столь крупным городом, что романтичный Александр Великий хотел сделать его столицей. Но более трезвый Селевк Никатор, овладевший Вавилоном в 312 глду до н. э., предпочел Селевкию - на Тигре и Антиохию - на Оронте. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу нашей эры от него остались руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно".

Было бы не совсем справедливо винить в гибели огромного города и процветающей страны одну лишь капризную царицу. Скорее всего, её роль была далеко не решающей. Ведь от её предложения можно было отказаться, и, наверное, будь царем в Вавилоне местный житель, разбирающийся в столь важной для страны системы мелиорации, так бы и произошло.


Однако, как пишет Л.Н. Гумилев:

"...царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически. Ведь Нил несет в половодье плодородный ил, а песок Ливийской пустыни дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв нет. Самое опасное - это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменивших убитых и разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не хотелось. Но последствия очередной "победы над природой" погубили их потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем".

Возможно, весьма уважаемый мною Л. Н. Гумилев, как это часто бывает в его трудах, слишком категоричен в своих выводах. Недаром историка и географа Л.Н. Гумилева современные ему ученые историки считали прежде всего географом, а географы соответственно - историком (Эту фразу не я придумал, а услышал ещё в 1988 году от одного из моих Учителей - В.Б. Кобрина).

Чем больше я прочел трудов Л. Н. Гумилева, тем больше убеждался, что это - правда. Специализируясь на истории нашей страны в самые сложные для нее времена - XIII - XIV вв., я никак не могу не согласиться с общей концепцией Гумилева о "симбиозе Руси и Орды", уж слишком многие достоверные факты ради концепции игнорируются, зато другие необоснованно вдруг становятся главными для аргументации этого пресловутого "симбиоза".

Однако, как я думаю, во-многом, что касается причин гибели Вавилона Л.Н. Гумилев прав.